Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕЙ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА В АСПЕКТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КИТАЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕЙ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА В АСПЕКТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. И. ЛЕНИН / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ / МАРКСИЗМ / ТЕОРИЯ ИМПЕРИАЛИЗМА / ЗАПАДНОЕ И ВОСТОЧНОЕ ЛЕНИНОВЕДЕНИЕ / КИТАЙСКОЕ ЛЕНИНОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Го Синьюй

Идеи В. И. Ленина получили своё распространение в Китае со времени Октябрьской революции в России. Тогда же, в 1920-е годы, начался их всесторонний анализ и интерпретация применительно к выбранному китайским государством пути социально-политического развития. К XXI веку лениноведение в Китае приобрело свою специфику и продолжает приобретать качественно новые характеристики, которые находят проявление не только в опубликовании обновленного издания полного собрания сочинений В. И. Ленина с дополнительными комментариями и биографических работ, но и в более глубоком и систематическом изучении его идеологической системы и доктрины с позиций значимости для современности. Идейное наследие Ленина используется китайскими учеными для объективной оценки событий Октябрьской революции, для интерпретации теории империализма, исходя из современных социально-экономических и политических национальных и мировых реалий, а также для полноценного диалога с западными исследователями и политологами, интересующимися трудами В. И. Ленина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE IDEAS OF THE PHILOSOPHICAL AND POLITICAL TEACHINGS OF V. I. LENIN IN THE ASPECT OF THE IMPACT ON THE POLITICAL SYSTEM OF CHINA

Lenin’s ideas have been widespread in China since the October Revolution in Russia. At the same time, in the 1920s, their comprehensive analysis and interpretation began in relation to the sociopolitical development of Chinese society. In the XXI century, Leninology in China acquires qualitatively new characteristics of development, which are manifested not only in the publication of an updated edition of the complete works of V. I. Lenin and biographical works, but also in a deeper and systematic study of his ideology and doctrine from the standpoint of their significance for modernity. Lenin’s ideological legacy is used by Chinese scientists for an objective assessment of the events of the October Revolution, for the interpretation of the theory of imperialism, based on modern socioeconomic and political realities, as well as for a full-fledged dialogue with Western researchers and political scientists interested in the works of V. I. Lenin.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕЙ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА В АСПЕКТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КИТАЯ»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Исследование идей философско-политического учения В.И. Ленина в аспекте воздействия на политическую систему Китая

Го Синьюй,

аспирант, Университет Фудань, Е-таП: beladm09@mail.ru.

КНР

Идеи В.И. Ленина получили своё распространение в Китае со времени Октябрьской революции в России. Тогда же, в 1920-е годы, начался их всесторонний анализ и интерпретация применительно к выбранному китайским государством пути социально-политического развития. К XXI веку ленинове-дение в Китае приобрело свою специфику и продолжает приобретать качественно новые характеристики, которые находят проявление не только в опубликовании обновленного издания полного собрания сочинений В.И. Ленина с дополнительными комментариями и биографических работ, но и в более глубоком и систематическом изучении его идеологической системы и доктрины с позиций значимости для современности. Идейное наследие Ленина используется китайскими учеными для объективной оценки событий Октябрьской революции, для интерпретации теории империализма, исходя из современных социально-экономических и политических национальных и мировых реалий, а также для полноценного диалога с западными исследователями и политологами, интересующимися трудами В.И. Ленина.

Ключевые слова: В.И. Ленин, Октябрьская революция в России, марксизм, теория империализма, западное и восточное лениноведение, китайское лениноведение.

В.И. Ленин был самым известным русским пролетарским революционером и теоретиком, основателем Советского государства, знаковой фигурой в истории развития марксизма. Новые исторические условия - переход капитализма в стадию империалистического развития, оппонирование Э. Бернштейна деятельности Второго Интернационала, оппортунистические выступления К. Каутского и последователей его экономического крыла в России, а также меньшевиков и других оппортунистических течений - инициировали ещё более активную теоретическую деятельность В.И. Ленина в направлении творческого преобразования марксистского учения. Ленин был центром международной политической борьбы, поскольку являлся одной из самых масштабных и сложнейших фигур того времени; даже не только того времени, но и, как теперь мы убеждаемся, всего XX века [1, 10]. Проблема оценки деятельности и значимости этого человека для русской и мировой истории до сих пор остаётся спорной. О нём то забывали, то вновь возвращались к его идеям, которые оценивались периодически либо нежизнеспособными и активно «опровергались», либо признавались академическими кругами и политологами пророческими и обретшими новое значение в условиях современности. Сегодня в Китае, отстаивающем правоту собственного выбора социалистического пути развития, научное обоснование идей марксизма и положений ленинской теории империализма, в частности, сохраняет свою актуальность и даже выходит на новый теоретический уровень осмысления.

Труды Ленина и его идеи оказывали глубокое влияние на судьбу китайского народа на протяжении десятилетий, начиная с 1920-х годов, когда первые китайские социалисты познакомили народ с русским революционным мыслителем и защитником интересов угнетённых классов. После образования китайского социалистического государства начался систематический перевод и распространение трудов Ленина.

Первоначально Ленин был причислен в Китае к классикам литературы и его труды долгое время интерпретировались как авторитетные литературно-публицистические тексты. На этом этапе сформировалась некая тенденция к мифологизации и своеобразной канонизации идей Ленина, что ослабило научно-исследовательский подход к политическому наследию теоретика марксизма. После осуществления в КНР программы реформ и открытости (1978 год) в догматическом исследовании трудов Ленина появились новые качественные направления. На протяжении более чем сорокалетней истории предпринятой Китаем программой экономических реформ в качестве основных задач в данной сфере определялись: «китаизация» положений марксистской теории, заимствование и преобразование принципов как советского, так и западного ленинизма, создание основ собственно национального - китайско-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

и со

го ленинизма. С начала XXI века китайские академическое сообщество определило новое поле творческого изложения ленинских идей в контексте глобализации макроэпохи: в китайских научных кругах появилось большое количество значительных теоретических работ о В.И. Ленине и его деятельности, которые раскрыли богатое наследие ленинского учения на глубоком и высоком уровне, создали качественно новую ситуацию в китайском лениноведении.

Октябрьская революция и ход истории человечества

Самым важным этапом деятельности В.И. Ленина, несомненно, была Октябрьская социалистическая революция, победа в которой глубоко изменила судьбу человечества и ситуацию в мире. Ленин на долгие годы для большинства людей стал олицетворением «истинного духа 1917 года». Прошедшие с того момента годы ознаменованы кардинальными преобразованиями во внутренней и международной ситуации КНР как государства, которое продолжает идти по выбранному им социалистическому пути развития. Теперь уже с позиции этих достижений возникает необходимость вновь обратиться к теоретическому наследию Ленина - творчески переработать его, сделать новые выводы и определить перспективы дальнейшего применения в социально-экономической и политической жизни китайского общества.

В статье Хуан Шоусуна «Трехмерный взгляд на революцию Ленина: исследование, сосредоточенное на Октябрьской революции» [2] заново рассматриваются основные аспекты революционного мировоззрения Ленина, утверждается, что Октябрьская революция представляет собой поиск пути некапиталистической модернизации с учётом принципов революционной диалектики и самосознания пролетариата. Автор подробно и объективно исследует принципы революционного мировоззрения Ленина и их реализацию в момент свершения Октябрьской революции. Хуан Шоусун отмечает, что в революционном мировоззрении Ленина, казалось бы, противоположные понятия всеобщего и особенного, объективного закона и субъективной активности, демократии и диктатуры, политической партии и масс и др. образуют органическое целое [2, 158]. Такой диалектический подход помогает автору не просто выделить и описать существенные и несущественные элементы революционного мировоззрения Ленина, но сделать это в рамках целостной системы, отталкиваясь от объективного опыта прошедших десятилетий. Позиция Хуан Шоусун доказывает несостоятельность определённых взглядов в оценке отдельных действий и мер, предпринятых Лениным в конкретных ситуациях, как ошибочных и приведших к общему отрицательному результату. Целесообразность осуществлённых действий и реализованных в тот период мер может быть объективно оценённой лишь спустя время.

24 октября 2020 года в Гуйлине состоялся семинар, посвященный 150-летию со дня рождения В.И. Ленина. Профессор Ху Хайбо из Северо-восточного педагогического университета, выступая на этом семинаре, подчеркнул всемирно-историческое значение Октябрьской революции под руководством Ленина [Цит. по: 3]. Во-первых, она открыла новую эру в истории не только России, но и всего мира. Именно под влиянием Октябрьской революции ряд стран Восточной Европы, Азии и Америки встали на путь построения социалистического общества. Во-вторых, победа Октябрьской революции изменила ход и направление мировой истории, сделав сосуществование двух систем новой мировой моделью. При

этом, на уровне крупных исторических событий и социальных изменений социалистическая система показала свою жизнеспособность и даже превосходство в сравнении с капиталистическими производственными отношениями. В-третьих, Октябрьская революция открыла для мира теоретические принципы ленинизма, как образец сочетания марксистской теории и практики, а также определила значимость марксизма в качестве теоретического руководства для осуществления мировой пролетарской революции. В-четвертых, Октябрьская революция на примере России обосновала использование марксизма как теоретической основы на пути модернизации, особенно эффективного для очень или относительно экономически и культурно отсталых стран [3, 118].

Ввиду огромного влияния Ленина на развитие истории человечества в ХХ веке, переосмысление Октябрьской революции является одной из актуальных тем в области лениноведческих исследований в Китае. В настоящее время китайские ученые стремятся не только описать уже с исторических позиций значение и международное влияние Октябрьской революции, но и раскрыть неизбежность социалистического революционного преобразования и жизнеспособность пути общественного развития, проложенного ею. Распад Советского Союза не является безоговорочным аргументом для отрицания как самой Октябрьской революции, так и возможности осуществления социалистического пути развития с учётом национальной специфики для любого государства и, в частности, для КНР.

Современная интерпретация и определение значения ленинской теории империализма

По мере реализации китайской политики реформ и открытости, а также развития мировой экономической и политической ситуации изучение ленинской теории империализма углублялось - особое внимание китайские ученые уделяли значению основополагающих принципов ленинской теории империализма на каждом историческом отрезке времени. В целом, подтверждая историческое и современное значение основных положений ленинской теории империализма, академическое сообщество Китая открыто говорит о необходимости доработки некоторых специфических моментов этой теории применительно к особенностям национального развития.

Монография Гу Юйлань «Ленинская теория империализма и ее современное значение» содержит всесторонний анализ основных концептуальных идей ленинской теории в контексте результатов развития современной капиталистической системы: автор описывает паразитические и коррумпированные составляющие природы современного капитализма,обосновывает актуальность самой теории империализма и её утверждений о том, что империализм, как последняя стадия капиталистической цивилизации, в конечном итоге будет заменен новой социалистической цивилизацией.

К подобным аналитическим выводам приходят и другие китайские теоретики - Лю Вэйчунь («Переосмысление ленинской теории империализма»), Цю Вэйдун («Исследование ленинской теории империализма и ее современных ценностей») и У Бо («Современные размышления о ленинской теории империализма - историческое позиционирование капитализма с ХХ века») и пр. Большинство исследований нацелено не только на исчерпывающее изложение основных элементов ленинской теории империализма, но и особое внимание уделяют рассмотрению принципов логики и идеологической структуры, которые использовал Ленин в построении теории империализма и которыми можно воспользоваться для

анализа развития капиталистической системы на современном этапе.

Китайские учёные уверены, что сегодняшние экономические и политические реалии мирового уровня помогают наглядно подтвердить обоснованность ленинской теории империализма. Например, Ли Шэньмин в статье «Мир все еще находится в эпохе финансового империализма», опираясь на ленинское толкование стадий капитализма, утверждает, что так называемая эпоха империализма сегодня есть эпоха финансового капитала, выдвижения на политическую арену буржуазии в качестве силы, определяющей развитие не только отдельного государства, но и мирового сообщества в целом: «мир сегодня всё ещё находится в эпохе финансового империализма, которая до сих пор не претерпела коренного качественного изменения и, вероятно, продлится еще значительный период истории» [5, 2]. По мнению Цзинь Ху-эймин и Ло Вэньдун, нынешний мировой экономический кризис также доказывает правильность ленинской теории империализма, которая остается сильным идеологическим оружием для революционной борьбы пролетариата и практики социалистического строительства [6, 8]. Для Цзян Ань «монополия» положений ленинской теории империализма во многом неоспорима - они сохранили актуальность сегодня, а методы исследования и принципы, содержащиеся в них, предоставляют почву для нового когнитивного подхода, современного философского отношения и ценностных идеалов не только в рамках настоящего, но и для будущих обществ [7, 21]. Этой же позиции придерживается и исследователь Гу Юйлань, который подчёркивает, что выявленные Лениным характеристики империализма присутствуют в современном мире - господство монополий и финансовых олигархий, гегемония, паразитизм и коррумпированность финансовой верхушки капиталистического общества. Таким образом, монополистическая сущность сегодняшнего капитализма осталась неизменной, а потому ленинская теория империализма по-прежнему выступает как методология, помогающая объяснять особенности функционирования капиталистического общества в целом [4, 25]. Можно утверждать, что единым знаменателем всех этих исследований является более современный научный подход и сравнительная интерпретация экономических проблем империализма, которые полностью подтверждают справедливость центральных положений ленинской теории империализма.

Еще более ценным видится критическое восприятие основных аргументов ленинской теории империализма и последующая выработка новых идей и концепций развития капитализма, объясняющих особенности современного капиталистического развития. Исходя из реалий современного капитализма, Гао Фан утверждает, что современный капитализм - это социальный капитализм, преодолевший стадию монополистического капитализма (империализма), описанную Лениным, и являющуюся высшей и последней стадией мирового капитализма [8, 31]. Луо Вэньдун, исследуя закономерности развития западного капитализма, уделяет внимание различным теоретическим течениям - от кейнсианства до неолиберализма, а также различным теориям и практикам «третьего пути» [9, 74]. Подход Луо Вэньдун фактически совпадает с выводами Гао Фана, но при этом Луо Вэньдун подчёркивает, что, хотя современный капитализм стал результатом постепенного перехода от государственного монополистического капитализма к наднациональному монополистическому капитализму, его суть остаётся всё той же - паразитическая, загнивающая и умирающая природа империализма, описанная Лениным, принципиально не изменилась. Это означает,

что наднациональный монополистический капитализм в современном мире не преодолел ленинского научного утверждения о том, что империализм является высшей и последней стадией капитализма. Однако, по утверждениям другого исследователя - Ван Цзиньцунь [10], следует учитывать качественную неоднородность развития общества во времени, а это означает, что традиционный империализм (т.е. эпоха колониального империализма, по словам Ленина) закончился в результате комплекса событий: победы социалистической революции и формирования мировой социалистической системы, а также завершения мировой национально-демократической революции и краха мировой колониальной системы. При этом монополистический характер империализма, раскрытый Лениным, не изменился, а превратился в современный империализм, представленный гегемонией и силовой политикой, проводимой США после Второй мировой войны в отношении всего мирового сообщества [10].

Хотя такие новаторские исследования еще не получили широкого распространения в научной среде, они в определенной степени представляют собой будущее направление ленинской теории империализма. По сути, ленинское понимание сущности империализма представляет собой углублённое погружение в теорию Маркса о тенденциях развития капитализма, а также служит теоретической базой для размышлений о способах взаимодействия с капиталистическим лагерем в контексте «один мир - две системы».

Диалог с западным лениноведением

В западных академических кругах изучение Ленина (и ленинизма) было настолько важным во время холодной войны, что там даже появился соответствующий термин - «лениноведение». Западное лениноведение, возникшее в 1960-х годах, представляет собой направление и дисциплину, использующую в качестве теоретической основы буржуазные или мелкобуржуазные взгляды, методы и позиции для изучения трудов Ленина и принципов ленинизма. В 1980-х годах теоретические круги некоторых социалистических стран Востока экстраполировали ленинское учение как части марксистской доктрины на различные области знаний, такие как философия, политическая экономия и научный социализм, особенно на область политологии. Таким образом сформировалось и получило развитие «восточное лениноведение».

В последние годы китайские ученые много внимания уделяли изучению взаимосвязи между учением В.И. Ленина и так называемым «восточным вопросом», сосредоточенным на особенностях цивилизационного развития стран Востока. Углубление понимания основ ленинского учения, опровержение нападок западных научных школ на теоретические принципы В.И. Ленина оформили восточный ленинизм в зрелое концептуальное направление. Большой научной заслугой профессора Юй Лянцзао [11] является не только чёткое обозначение места ленинской теории в истории развития марксизма, но глубокая попытка изучения процесса формирования восточного мира и его дальнейшего развития сквозь призму ленинского учения. В своей монографии «О создании восточного лениноведения» Юй Лянцзао подчёркивает значимость восточного лениноведения, создаваемого в контексте экономических, политических и культурных перспектив Востока, с целью выработки нового, «восточного», направления научного социализма. Профессором Юй Лянцзао представлена историческая ретроспектива обращения к принципам ленинизма первыми китайскими социалистами и ведущими деятелями Коммунистической партии Китая. По словам учё-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u со

ного, уже первые китайские социалисты дали объективно верную оценку ленинским теориям о роли коммунистической партии, о диктатуре пролетариата и о Новой Экономической Политике. Большое внимание уделялось принципам ленинизма и в период китайской новой демократической революции: Мао Цзэдун, лидер китайской Коммунистической партии, часто обращался теоретическим положениям ленинизма в своих трудах и докладах, используя их для иллюстрации проблем, стоящих перед китайской революцией. Придавая особое значение статусу Октябрьской революции, роли партии большевиков в историческом процессе и теоретических взглядов Ленина на разные моменты ситуации (мировая война, стратегическое отступление ради выживания, неизбежность революции и пр.), Мао Цзэдун призывал воспринимать это в качестве примера. Однако лидер китайской Коммунистической партии ратовал не за «слепое копирование» чужого исторического опыта, а за осмысленное сочетание марксизма с учётом реалий конкретной страны.

Восточное лениноведение сосредоточивает внимание на «восточной специфике», на особой актуальности и объективности тех или иных политических и социально-экономических инициатив для стран Востока. Китайское научное сообщество давно признало и поставило в центр восточного лениноведения идеи Ленина о продвижении социализма на Востоке извилистым путём - с использованием принципов капиталистического строительства, с развитием общественных производительных сил, с уделением основного внимания отстаиванию интересов народа, с укреплением роли правящей партии, с утверждением принципов строительства передовой культуры [11, 46]. Юй Лянцзао настаивал на трёх основных качествах, которые должно сохранять восточное лениноведение: 1) оно должно выполнять роль теоретической основы для практической деятельности Коммунистической партии в построении социализма -в Китае эта практика должна обязательно учитывать национальную специфику; 2) в основе концепции построения социализма и её практического внедрения всегда должна быть целесообразность и эффективность учения Ленина применительно к Востоку; 3) восточное лениноведение должно развиваться своим, особенным, путём, не поддаваясь как «левым», так и «правым» идеологическим тенденциям [11].

Заключение

Китайские исследователи теоретических трудов В.И. Ленина уверенно заявляют сегодня о том, что сформулированные в них принципы построения социалистического государства сохраняют свою теоретическую и практическую значимость для разных государственных образований. Национальная специфика и не предсказуемые порой вызовы современного мира оставляют место для постоянного размышления и углубленного изучения тех или иных нюансов в теории марксизма, поиска скрытых резервов, способных оправдать социалистические принципы жизнеустройства общества. Среди задач, которые ставит перед собой китайское научное сообщество в этом направлении: расширение круга изучаемых ленинских текстов; применение сравнительно-исторического метода при анализе работ В.И. Ленина и его современников, что обеспечивает ещё большую объективность теоретических взглядов вождя Октябрьской революции и способствует утверждению исторической значимости этой личности. Наравне с К. Марксом, Ленин подчинил свою жизнь не личным интересам, не отстаиванию интересов отдельной страны или нации, а ставил перед собой задачу поиска путей к прогрессу всего человечества и освобо-

ждению огромного количества страдающих трудящихся людей, особенно в отсталых государствах.

Более 100 лет Коммунистическая партия Китая активно применяет и развивает на практике ключевые положения ленинской теории империализма, такие как противостояние империализму, использование отдельных принципов капитализма для построения социализма и укрепления духа пролетарского интернационализма. Идеи Ленина по-прежнему остаются неотъемлемым «идеологическим подспорьем» для современной китайской политической мысли и идеологическим ресурсом для китайского марксизма.

Литература

1. Котеленец Е.А. Битва за Ленина. Новейшие исследования и дискуссии. М.: АИРО-XXI, 2017. 256 с.

2. Хуан Шоусун. Трехмерный взгляд на революцию Ленина: исследование, сосредоточенное на Октябрьской революции // Социальные науки Гуанси. 2018. № 7. С. 158.

3. Лю Лонгву. Сведение симпозиума «150-летие со дня рождения Ленина» и ежегодное собрание Китайской ассоциации по изучению ленинской мысли в 2020 году // Динамика социальных наук. 2021. № 3. С. 118.

4. Гу Юйлань. О современной объяснительной силе ленинской теории империализма // Марксистские исследования. 2016. № 8. С. 25.

5. Ли Шэньмин. Мир все еще находится в эпохе финансового империализма/Исследования теории Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.2016. № 8. С. 2.

6. Цзинь Хуэймин, Ло Вэньдун. «Теория империализма» и современность: К 140-летию со дня рождения Ленина //Китайская душа. 2010. № 5. С. 8.

7. Цзян Ань. Ленинский «империализм»: исторические споры и современная оценка // Китайские общественные науки. 2014. № 4. С. 21.

8. Гао Фан. Социальный капитализм - высшая стадия капитализма // Форум Цзяньхань. 2001. № 8. С. 31.

9. Луо Вэньдун. Наднациональный монополистический капитализм: теоретический анализ современного капитализма // Современный мир и социализм. 2006. № 5. С. 74.

10. Ван Цзиньцунь. Конец империалистической истории: становление и развитие тенденции современного империализма. Пекин. Изд-во литературы по общественным наукам. 2018. С. 49-109.

11. Юй Лянцзао. Восточное лениноведение об основном содержании ленинизма // Форум Цзяньхань. 2003. № 9.

THE STUDY OF THE IDEAS OF THE PHILOSOPHICAL AND POLITICAL TEACHINGS OF V.I. LENIN IN THE ASPECT OF THE IMPACT ON THE POLITICAL SYSTEM OF CHINA

Guo Xinyu

Institute of Marxism Fudan University

Lenin's ideas have been widespread in China since the October Revolution in Russia. At the same time, in the 1920s, their comprehensive analysis and interpretation began in relation to the sociopolitical development of Chinese society. In the XXI century, Leni-nology in China acquires qualitatively new characteristics of development, which are manifested not only in the publication of an updated edition of the complete works of V.I. Lenin and biographical works, but also in a deeper and systematic study of his ideology and doctrine from the standpoint of their significance for modernity. Lenin's ideological legacy is used by Chinese scientists for an objective assessment of the events of the October Revolution, for the

interpretation of the theory of imperialism, based on modern socioeconomic and political realities, as well as for a full-fledged dialogue with Western researchers and political scientists interested in the works of V.I. Lenin.

Keywords: V.I. Lenin, the October Revolution in Russia, Marxism, theory of imperialism, Western and Eastern Leninology, chinese len-inology.

References

1. E. A. Kotelenets. Battle for Lenin. Recent research and discussions. M.: AIRO-XXI, 2017. 256 p.

2. Huang Shousun. A Three-Dimensional View of Lenin's Revolution: A Study Focused on the October Revolution // Guangxi Social Sciences. 2018. No. 7. P. 158.

3. Liu Longwu. Mixing of the Symposium "150th Anniversary of Lenin's Birth" and the Annual Meeting of the Chinese Association for the Study of Lenin's Thought in 2020 // Dynamics of Social Sciences. 2021. No. 3. P. 118.

4. Gu Yulan. On the Modern Explanatory Power of the Leninist Theory of Imperialism // Marxist Studies. 2016. No. 8. P. 25.

5. Li Shenming. The world is still in the era of financial imperialism// Studies in the theory of Mao Zedong and Deng Xiaoping.2016. No. 8. P. 2.

6. Jin Huiming, Lo Wendong. "Theory of Imperialism" and Modernity: On the 140th Anniversary of Lenin's Birth //Chinese Soul. 2010. No. 5. P. 8.

7. Jiang An. Lenin's "imperialism": historical disputes and modern assessment // Chinese social sciences. 2014. No. 4. P. 21.

8. Gao Fang. Social capitalism - the highest stage of capitalism // Jianhan Forum. 2001. No. 8. S. 31.

9. Luo Wendong. Supranational monopoly capitalism: a theoretical analysis of modern capitalism // Modern world and socialism. 2006. No. 5. S. 74.

10. Wang Jintsun. The end of imperialist history: the formation and development of the trend of modern imperialism. Beijing. Publishing house of literature on social sciences. 2018. S. 49-109.

11. Yu Liangzao. Eastern Leninism about the main content of Leninism // Jianhan Forum. 2003. No. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.