Научная статья на тему 'Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников'

Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL COMMUNICATIONS / YOUNGER SCHOOL AGE / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антопольская Татьяна Аникеевна, Байбакова Ольга Юрьевна, Журавлева Светлана Сергеевна

Существует проблема развития способности младших школьников к социальным коммуникациям, которую обозначают в своих исследованиях как отечественные (Т.З. Адамьянц, 2005; С.Ю.Митрофанова, 2017; М.Ю. Худаева, 2015) так и зарубежные ученые (Lesley A. Craig-Unkefer, Ann P. Kaiserна, 2002). Структура социально-коммуникативного развития младшего школьника содержит социально-интеллектуальный, деятельностно-практический, мотивационно-ценностностный, эмоциональный и рефлексивно-оценочный компонент. В экспериментальном исследовании по развитию социальных коммуникаций приняли участие: 58 учеников 3-х классов средней общеобразовательной школы № 14 г. Курска (Российская Федерация); экспериментальная группа 58 младших школьников образовательного учреждения «Прогимназия «Радуга»» г. Курска (Российская Федерация). В ходе эксперимента была реализована психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мы в мире живем» (автор О.Ю. Байбакова), которая включала в себя четыре взаимосвязанных блока: «Мы играем», «Мы учимся», «Мы празднуем», «Мы творим добро». По результатам эксперимента стало известно, что в экспериментальной группе наблюдаются наиболее значимые изменения по мотивационно-ценностному компоненту (t= 2.253, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)); на втором месте рефлексивно-оценочный компонент (t = 9. 157, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)); на третьем социально-интеллектуальный (t = 2.253, что соответствует 5% уровню достоверности (p<0,05) и эмоциональный компоненты (t = 9.504, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)) и на последнем месте деятельностно-практический компонент (t = 4.943, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)). Реализация специально разработанной психолого-педагогической программы внеурочной деятельности способствует не только эффективному протеканию социально-коммуникативного развития младших школьников, но и обеспечивает успешную социализацию детей в реальном социальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антопольская Татьяна Аникеевна, Байбакова Ольга Юрьевна, Журавлева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research and opportunities for the development of social communications among younger students

There exists a problem of development of younger school students' ability to social communications, which is signified in the works of both home (T.Z. Adamiants, 2005; S. Yu. Mitrofanova, 2017; M. Yu. Khudaeva, 2015) and foreign scientists (Lesley A. Craig-Unkefer, Ann P. Kaiser, 2002). The structure of social and communicative development of primary school age children contains social and intellectual, activity-practical, motivational axiological, emotional and reflexive axiological components. Fifty-eight pupils of the third form from Secondary General School № 14 (Kursk, Russia) and an experimental group of 58 elementary school children from educational institution “Progymnasium ”Raduga” (“Rainbow”)” (Kursk, Russia) took part in the experimental research on the development of social communications. The psychological and pedagogical program of extracurricular activities «We live in the world" (auth O. Yu. Baibakova) was actualized in the course of that experiment. The program consisted of four interdependent modules: “We play”, “We study”, “We celebrate holidays” and “We do good”. The results of the experiment depicted the following pattern: the most important changes in the development of social communications of children of the experimental group were noticed in the motivational axiological component (t= 2.253, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)). Running second to it is the reflexive axiological component (t = 9. 157, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)). The social and intellectual component (t = 2.253, that are corresponding to 5% significance level (p<0,05) and the emotional one (t = 9.504, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)) share the third place, and finally comes the activity-practical component (t = 4.943, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)). The implementation of the specially designed psychological and pedagogical program of extracurricular activities not only works forward the effective running of socio-communicative development of primary school children but also provides the socialization of children in real world.

Текст научной работы на тему «Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Дата публикации: 31.10.2019 УДК 373.3

Т. А. Антопольскдя, О. Ю. Байбакова, С. С. Журавлева

Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников

Существует проблема развития способности младших школьников к социальным коммуникациям, которую обозначают в своих исследованиях как отечественные (Т.З. Адамьянц, 2005; С.Ю.Митрофанова, 2017; М.Ю. Худаева, 2015) так и зарубежные ученые (Lesley A. Craig-Unkefer, Ann P. Kaisei-на, 2002). Структура социально-коммуникативного развития младшего школьника содержит социально-интеллектуальный, деятельностно-практический, мотивационно-ценностностный, эмоциональный и рефлексивно-оценочный компонент. В экспериментальном исследовании по развитию социальных коммуникаций приняли участие: 58 учеников 3-х классов средней общеобразовательной школы № 14 г. Курска (Российская Федерация); экспериментальная группа - 58 младших школьников образовательного учреждения «Прогимназия «Радуга»» г. Курска (Российская Федерация). В ходе эксперимента была реализована психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мы в мире живем» (автор О.Ю. Байбакова), которая включала в себя четыре взаимосвязанных блока: «Мы играем», «Мы учимся», «Мы празднуем», «Мы творим добро». По результатам эксперимента стало известно, что в экспериментальной группе наблюдаются наиболее значимые изменения по мотивационно-ценностному компоненту (t= 2.253, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)); на втором месте - рефлексивно-оценочный компонент (t = 9. 157, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)); на третьем - социально-интеллектуальный (t = 2.253, что соответствует 5% уровню достоверности (p<0,05) и эмоциональный компоненты (t = 9.504, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)) и на последнем месте деятельностно-практический компонент (t = 4.943, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)). Реализация специально разработанной психолого-педагогической программы внеурочной деятельности способствует не только эффективному протеканию социально-коммуникативного развития младших школьников, но и обеспечивает успешную социализацию детей в реальном социальном мире.

Ключевые слова: социальные коммуникации; младший школьный возраст, социально-коммуникативное развитие, психолого-педагогическая программа, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, полисубъектное взаимодействие

Ссылка для цитирования:

Антопольская Т. А., Байбакова О. Ю., Журавлева С. С. Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 289-300. doi: 10.32744^.2019.5.21

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Accepted: 20 August 2019 Published: 31 October 2019

T. A. ÂNTOPOLSKAYA, O. Yu. BAYBAKOVA, S. S. ZHURAVLEVA

Research and opportunities for the development of social communications among younger students

There exists a problem of development of younger school students' ability to social communications, which is signified in the works of both home (T.Z. Adamiants, 2005; S. Yu. Mitrofanova, 2017; M. Yu. Khudaeva, 2015) and foreign scientists (Lesley A. Craig-Unkefer, Ann P. Kaiser, 2002). The structure of social and communicative development of primary school age children contains social and intellectual, activity-practical, motivational axiological, emotional and reflexive axiological components. Fifty-eight pupils of the third form from Secondary General School № 14 (Kursk, Russia) and an experimental group of 58 elementary school children from educational institution "Progymnasium "Raduga" ("Rainbow")" (Kursk, Russia) took part in the experimental research on the development of social communications. The psychological and pedagogical program of extracurricular activities «We live in the world" (auth O. Yu. Baibakova) was actualized in the course of that experiment. The program consisted of four interdependent modules: "We play", "We study", "We celebrate holidays" and "We do good". The results of the experiment depicted the following pattern: the most important changes in the development of social communications of children of the experimental group were noticed in the motivational axiological component (t= 2.253, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)). Running second to it is the reflexive axiological component (t = 9. 157, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)). The social and intellectual component (t = 2.253, that are corresponding to 5% significance level (p<0,05) and the emotional one (t = 9.504, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)) share the third place, and finally comes the activity-practical component (t = 4.943, that are corresponding to 1% significance level (p<0,01)). The implementation of the specially designed psychological and pedagogical program of extracurricular activities not only works forward the effective running of socio-communicative development of primary school children but also provides the socialization of children in real world.

Key words: social communications; younger school age, social and communicative development, psychological and pedagogical program, social intelligence, emotional intelligence, polysubjetive interaction

For Reference:

Antopolskaya, T. A., Baybakova, O. Yu., & Zhuravleva, S. S. (2019). Research and opportunities for the development of social communications among younger students. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 41 (5), 289-300. doi: 10.32744/pse.2019.5.21

_Введение

е последнее время обозначился новый подход к изучению особенностей социализации детей. Специфика этого подхода заключается в том, что признается социальная значимость детства, субъектность детей в жизни общества. Ученые считают, что дети могут исходить из собственных интересов и потребностей, выстраивать свои отношения с миром, проявляя при этом большую чем ранее компетентность в установлении «этической симметрии» между взрослыми и детьми [9].

В процессе обучения и социализации ребенок приобретает те качества, ценности и убеждения, социально одобряемые стереотипы поведения, которые обеспечивают навыки сотрудничества и взаимодействия с другими людьми [10]. Именно на это нацелены современные образовательные стандарты, которые требуют формировать у детей не только общечеловеческие ценности, но и социальную ответственность перед группой, умение работать в команде, т.е. навыки социальных коммуникаций.

Понятие и структура социально-коммуникативного _развития младшего школьника

Младший школьный возраст является сензитивным к формированию навыков социальной коммуникации. Социальные коммуникации в широком смысле слова - это множество социальных контактов, которые сопровождают человека в течение жизни. В узком смысле социальная коммуникация выступает как «универсальный социокультурный механизм, ориентированный на взаимодействие социальных субъектов, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия» [1]. Включаясь в социально-коммуникативную деятельность, ребенок для своего развития получает психологически значимое пространство взаимопонимания, взаимопереживания, взаимовлияния субъектов, различных по своему статусу, возрасту и уровню образования [8].

Теоретики психологии и педагогики обращают внимание на необходимость учета социально-коммуникативного компонента в развитии ребенка. Так, Л.С. Выготский считал, что «...всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [6, с.145]. При этом реализация продуктивных социальных коммуникаций у ребенка, способствует формированию социальной компетентности как потенциальной готовности эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений при наличии определенных знаний и опыта [7]. Она проявляется как в мыслительном, так и в поведенческом актах деятельности.

В зарубежных исследованиях Lesley A. Craig-Unkefer, Ann P. Kaiserна [13] рассматривается необходимость социально-коммуникативного развития для детей в ситуациях, связанных с трудностями взаимодействия, в частности при задержке речевого развития и проблем поведения, в работах Tony Charman, Wendy Stone [14] - для детей с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание зарубежных ученых направлено на рассмотрение интеграции общения и обучения («social interaction and learning»).

В последнее время и в работах отечественных исследователей поднимаются вопросы влияния недостаточного уровня развития социального интеллекта младших школьников на трудности в коммуникации, в понимании поведения людей, что приводит к усложнению взаимоотношений с окружающими и снижению возможности социальной адаптации [12]. Изучая особенности обучения младших школьников, исследователи обращают внимание на необходимость формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий как ключевой компетенции для становления учебной деятельности [11], влияние коммуникативных навыков на успешность овладения учебным материалом и личностное развитие младших школьников [5].

С нашей точки зрения социально-коммуникативное развитие младшего школьника представляет собой процесс развития у него способностей к социальным коммуникациям, во время которого он овладевает способами познания поведения других людей, приобретает навыки решения социально-коммуникативных ситуаций, адекватной оценки собственного эмоционального состояния и состояния партнеров по общению, удовлетворяет потребность коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми для решения познавательных и практических задач в учебной и жизненной ситуации [2].

Авторами этой статьи была разработана и реализована модель социально-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста в условиях начального образования [4]. Целью которой, стало обеспечение успешного социально-коммуникативного развития младших школьников.

Главным элементом модели является структура социально-коммуникативного развития младшего школьника, содержащая следующие компоненты:

• социально-интеллектуальный, который служит для развития познания у детей элементов поведения и систем поведения других людей;

• деятельностно-практический, который обеспечивает умение младшего школьника взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной и совместной деятельности; адекватное использование вербальных средств организации этого взаимодействия, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных;

• мотивационно-ценностный предполагает наличие у детей положительной мотивации к социальной коммуникации, мотивационно-ценностной включенности младшего школьника во взаимодействие со сверстниками в учебной группе;

• эмоциональный компонент предполагает оценку ребенком собственного эмоционального состояния и партнеров по общению, характер социально-эмоционального общения;

• рефлексивно-оценочный компонент служит для оценки младшим школьником собственного состояния и состояния партнеров по общению, обеспечивает освоением начальных форм личностной рефлексии [15].

Базовые характеристики социально-коммуникативного _развития младшего школьника

Для исследования компонентов социально-коммуникативного развития младших школьников мы использовали комплекс психодиагностических методик (см. табл. 1).

Таблица 1

Содержание критериев, показателей и методик социально-коммуникативного

развития младших школьников

Критерии для оценки социаль-но-коммуникатив-ного развития Показатели Методы исследования

Степень выраженности социально-и нтеллектуального компонента Познание ребенком элементов поведения Тест "Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд. М. Са-ливен, адаптир. для русскоязычных Е.С. Михайловой (Алешиной) Субтест № 1 «Истории с завершением» [4]

Познание ребенком систем поведения Тест "Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд. М. Са-ливен, адаптир. для русскоязычных Е.С. Михайловой (Алешиной) Субтест № 4 «Истории с дополнением» [4]

Степень выраженности деятель-ностно-практиче-ского компонента Умение ребенка взаимодействовать в совместной взаимозависимой деятельности в группе сверстников Аппаратурная методика «Арка» (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, модификация Т.И. Сурьяниновой) [4].

Тип социально-коммуникативного взаимодействия старших дошкольников Опросник определения экопсихологических типов социально-коммуникативного взаимодействия старших дошкольников в игровой деятельности (В.И. Панов, С.С. Журавлева) [15]

Использование вербальных средств организации взаимодействия Аппаратурная методика «Арка» (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, модификация Т.И. Сурьяниновой) [4]

Степень выраженности мотиваци-онно-ценностного компонента Мотивация к совместной деятельности; Мотивационно-ценностная включенность ребенка в игровое взаимодействие со сверстником Аппаратурная методика «Арка» (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, модификация Т.И. Сурьяниновой) [4]. Методика определения мотивационно-ценностной включенности ребенка в игровое взаимодействие со сверстником (С.Г. Елизаров, модификация С.С. Журавлевой) [4]

Степень выраженности эмоционального компонента Оценка дошкольником собственного эмоционального состояния и состояния партнеров по общению Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) [4]

Характер социально-эмоционального общения детей Схема наблюдения за общением детей в разных видах игровой деятельности (Р. Бейлз, адаптированный Я.Л. Коломинским, Е.А. Панько) [4]

Степень выраженности рефлексивно-оценочного компонента Адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности, самооценивание результатов деятельности Методика выявления характера атрибуции успеха/ неуспеха (А.Г. Асмолов, в модификации) [3]

Оценка ребенком морального содержания действий и ситуаций Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой) [3]

На основе представленных методик была разработана и апробирована Карта-схема социально-коммуникативного развития младших школьников [4], которая представляет собой семибалльную шкалу с набором показателей, характеризующих наиболее существенные критерии этого процесса. Эксперты (педагоги, психологи) на основании представленных выше диагностических методик, дают оценку следующим базовым характеристикам социально-коммуникативного развития младшего школьника:

1. Развитие социально-интеллектуального компонента определяется следующими показателями:

• проявляет интерес к проблемам взаимодействия людей;

• способен извлечь максимум информации о поведении людей в ситуациях их взаимодействия;

• способен понимать смысл поведения людей в ситуациях их взаимодействия;

• способен понимать логику развития ситуаций взаимодействия людей;

• в большинстве случаев понимает причины поведения людей в их взаимодействии;

• может предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации;

• способен предвосхищать дальнейшие поступки людей, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

2. Развитие деятельностно-практического компонента определяется следующими показателями:

• проявляет активность во взаимодействии со сверстниками;

• наличие стремления следовать общегрупповой цели взаимодействия;

• самостоятельно организует различные виды деятельности или выбирает себе лидеров (организаторов);

• проявляет кооперированность во взаимодействии со сверстниками;

• обсуждает и контролирует собственное поведение в совместной деятельности;

• ориентируется в вербальных и невербальных реакциях участников взаимодействия;

• умеет четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели игрового взаимодействия и др.

3. Мотивационно-ценностный компонент включает следующие показатели:

• наличие положительной мотивации к взаимодействию со сверстниками;

• осознание ценности пребывания в группе сверстников;

• стремится к частому общению со сверстниками в группе;

• наличие постоянного положительного отношения к большинству сверстников в группе;

• имеется потребность в овладении навыками взаимодействия со сверстниками;

• наличие мотивации достижения единой групповой цели взаимодействия;

• способен мотивировать других на участие во взаимодействии.

4. Развитие эмоционального компонента определяется тем, что младший школьник:

• способен воспринимать и идентифицировать собственные эмоции в ситуации общения с другими;

• способен идентифицировать эмоции других людей в быту, изображенных на картинках, в художественных работах;

• может оценить состояние партнеров по общению;

• способен точно выражать большинство эмоций (в этюдах и других упражнениях);

• способен сознательно контролировать собственные эмоции;

• в отдельных ситуациях способен управлять своими эмоциями, снижая отрицательные и увеличивая приятные;

• во взаимодействии проявляет солидарность, поднимает статус других, оказывает помощь.

5. Развитие рефлексивно-оценочного компонента представлено тем, что младший школьник:

• осознает значимость собственных усилий в совместной деятельности со сверстниками для достижения успеха;

• умеет самостоятельно оценивать свои действия в общении со сверстниками для достижения позитивного результата;

• свободно и аргументированно оценивает свои достижения в совместной деятельности и общении с другими и ставит новые задачи;

• осознает причины неуспешности в общении со сверстниками;

• регулярно (по просьбе педагога или самостоятельно) оценивает собственные действия в общении со сверстниками;

• рефлексивно контролирует себя в совместной деятельности со сверстниками;

• рефлексивно контролирует сверстников в совместной деятельности с ними.

_Материалы и методы

Формирующий эксперимент по развитию социально-коммуникативных навыков у младших школьников осуществлялся в г. Курске. Контрольную группу (КГ) составили ученики 3-х классов МБОУ СОШ № 14 г. Курска (58 человек), экспериментальную группу - младшие школьники МОУ «Прогимназия «Радуга»» г. Курска (58 человек).

В ходе эксперимента была реализована психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мы в мире живем» (автор О.Ю. Байбакова) [2, 4]. Она является логическим продолжением программы для детей дошкольного возраста «Социализация. Жизненные навыки», разработанной и реализованной в Курской региональной общественной организации дополнительного образования Центре творческого развития «Диалог» коллективом педагогов и психологов, под руководством доктора педагогических наук Т.А. Антопольской.

Занятия по программе проходили один раз в неделю в течение учебного года. Реализация программы частично возможна в урочной деятельности (в части принципов построения образовательного процесса, в содержательном плане - на уроках окружающего мира и литературного чтения, технологии и т.д.), но главным образом она предназначена для организации внеурочной работы с младшими школьниками.

Программа включает четыре взаимосвязанных блока:

«Мы играем». Реализация игровой деятельности в динамике ее развития в соответствии с возрастными нормами развития, развитие игрового взаимодействия, формирование навыков общения со сверстниками. Дети учатся поддерживать сверстника и оказывать ему помощь, а также достойно проигрывать, развивают организаторские способности и др.

«Мы учимся». Освоение учебной деятельности, овладение навыками ведения учебного диалога, развитие умений задавать вопросы, разрешать конфликтные ситуации, формирование монологической речи, апробация социальных ролей в учебной ситуации, осознание важности использования адекватного способа коммуникации, создание безопасной среды для самопознания и осмысления собственного «Я» и собственной индивидуальности, формирование адекватной самооценки и др.

«Мы празднуем». В ходе совместно-детско-родительских праздников формирование произвольного поведения, эмоционально-волевой регуляции, освоение правил адекватного безопасного поведения в широком социальном пространстве. Знакомство с традиционными праздниками своей местности, своего народа, а также соседей и других народов.

«Мы творим добро». Организация социокультурных практик на основе добровольности, инициативности, душевной потребности в оказании помощи людям, организациям, природным объектам. Реализация социальных проектов, направ-

ленных на действенную помощь с учетом возможностей и интересов младших школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективными методами реализации программы социально-коммуникативного развития младших школьников являются: эвристическая беседа; проект; деловая и имитационная игра; драматизация; дискуссия; проблемный диалог; кейс-метод; мозговой штурм; метод дебатов и др.

Средствами социально-коммуникативного развития младших школьников являются: учебно-игровое оборудование, учебная литература, алгоритмы, памятки и др.

Реализация программы предусматривает использование разнообразных форм организации деятельности: походы, путешествия, экскурсии; занятия, праздники, соревнования, трудовые десанты, творческие мастерские и др.

Программа «Мы в мире живем» может служить методическим конструктором и реализовываться как последовательно (по разделам), так и тематически выборочно; легко соотносится с планом воспитательной работы школы, с программой формирования и развития духовно-нравственной культуры школьника.

_Результаты исследования

На завершающем этапе исследования был проведен итоговый замер с целью выявления и анализа уровня различий социально-коммуникативного развития младших школьников (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика социально-коммуникативного развития младших школьников

(итоговый замер)

Компоненты социально-коммуникативного развития КГ ЭГ Ъ, р

Социально-интеллектуальный 5.1 5.2 2.253 **

Деятельностно-практический 4.9. 5.1 4.943 ***

Мотивационно-ценностный 5.4 5.6 4,723 ***

Эмоциональный 5 5.2 9.504 ***

Рефлексивно-оценочный 5.1 5.3 9.157 ***

Среднее арифметическое, баллы 5,1 5,28

Примечание:

*Статически недостоверные различия (р>0,05);

** Статистически достоверные различия (р<0,05);

*** Статистически достоверные различия (р<0,01)

Как следует из представленных данных, по результатам использования ^критерия Стьюдента, предназначенного для выявления степени различий двух выборок, оказалось: по всем изучаемым параметрам обнаружены статистически достоверные различия и положительная, статистически достоверная, динамика социально-коммуникативного развития младших школьников.

При этом для социально-интеллектуального компонента на первом и втором этапах исследования t = 2.253, что соответствует 5% уровню достоверности (р<0,05); для деятельностно-практического компонента t = 4.943, что соответствует 1% уровню достоверности (р<0,01); для мотивационно-ценностного компонента t = 4,723, что соответствует 1% уровню достоверности (р<0,01); для эмоционального компонента t =

9.504, что соответствует 1% уровню достоверности (р<0,01); для рефлексивно-оценочного компонента t = 9. 157, что так же соответствует 1% уровню достоверности (р<0,01).

Таблица 3

Динамика социально-коммуникативного развития младших школьников

(начало и конец учебного года)

Компоненты социально-коммуникативного развития КГ1 ЭГ

начало учеб. года конец учеб. года Х2,р начало учеб. года конец учеб. года Х2,р

Социально-интеллектуальный 5.1 5,1 73,06 *** 5.2 6,3 80,87***

Деятельностно-практический 4.9. 4,9 75,34 *** 5.1 6,2 94,82***

Мотивационно-ценностный 5.4 5,5 72,34 *** 5.6 6,4 92,32***

Эмоциональный 5 5,2 74,23*** 5.2 6,5 94 12***

Рефлексивно-оценочный 5.1 4,6 5.3 5,9

Среднее арифметическое, баллы 5.1 5,06 5,28 6,26

Развивающий эффект, в % 0,6 14

В ходе реализации программы установлено, что эффект социально-коммуникативного развития младших школьников в ЭГ составляет 14 % (в КГ- 0,6 %).

Наивысшего уровня развития среди всех изучаемых компонентов социально-коммуникативного развития младших школьников достигает мотивационно-ценностная включенность во взаимодействие, на втором месте - рефлексивно-оценочный компонент; на третьем - социально-интеллектуальный и эмоциональный компоненты и на последнем месте деятельностно-практический компонент.

_Обсуждение результатов

Обсуждая вопросы развития социальных коммуникаций у младших школьников, мы пришли к выводу, что реализация специально разработанной психолого-педагогической программы внеурочной деятельности способствует не только успешному протеканию социально-коммуникативного развития, но и обеспечивает успешную социализацию детей в реальном социальном мире.

Экспериментальная работа показала, что работа над развитием социальных коммуникаций позволяет удовлетворить потребность ребенка не только в тождестве с окружающим миром («быть как все»), не только помогает реализовать стремление в выделении себя из социума («я уникальный»), но и создает возможности в поиске средств выхода за рамки своего «Я» в процессе познания других [15].

Важным для обучения социальным коммуникациям младших школьников является создание развивающей образовательной среды в школе, которая имеет ряд характеристик:

• вариативность и нестандартность содержания и форм организации внеурочных занятий и видов деятельности младших школьников;

• разнообразие субъектов взаимодействия;

• возможность «социальных проб» в ближайшем микросоциуме;

• преобладание игровой мотивации в организации общения и взаимодействия

младших школьников;

• со-бытийная совместная деятельность младшего школьника со взрослыми и сверстниками;

• приоритет самостоятельной деятельности младших школьников.

Одним из значимых механизмов, обеспечивающий социально-коммуникативное развитие младших школьников является механизм организации полисубъектного взаимодействия, который создает возможности для выстраивания новых отношений взаимодействия в цепочке «ребенок- педагог -родитель» в пространстве школы, их можно разделить на три группы:

• педагог - дети (инициатором дел выступает педагог, постепенно переводя детей на субъектную позицию);

• дети - дети (инициатором дел выступает школьник, собирает команду, распределяет роли и пр.);

• педагог - дети - родители - социум (инициатором дела может быть любой из субъектов, предполагается активное взаимодействие с социумом, взрослые обеспечивают безопасность действий в социуме).

г-ч

В результате интегрированных педагогических воздействий в процессе социально-коммуникативного развития у младших школьников возникает потребность:

• в мотивационно-ценностной включенности во взаимодействие со сверстниками в учебной группе;

• в использовании различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации, формировании умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной и игровой деятельности;

• в определении общей цели совместной деятельности и путей ее достижения;

• в умении договариваться о распределении функций и ролей в; осуществлять ее взаимный контроль, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• в активном использовании речевых средств, в конструктивном разрешении конфликтов с учетом интересов сторон и сотрудничества;

• в адекватной оценке собственного эмоционального состояния и партнеров по общению;

• в адекватной оценке собственного поведения и поведения окружающих, освоении начальных форм личностной рефлексии.

Заключение

Итак, теоретический анализ проблемы развития у младших школьников способности к социальным коммуникациям и проведенный эксперимент позволяет утверждать, что:

• эта проблема дискутируется, существуют различные точки зрения на ее понимание;

• ее решение повысит психологические возможности младших школьников в процессе социализации;

• положительная динамика социально-коммуникативного развития младшего школьника проявляется, прежде всего, в желании осуществлять социальные коммуникации, использовать различные конструктивных способы их реализации, находить выход из сложных учебных и жизненных ситуаций;

• социально-коммуникативное развитие младшего школьника является важнейшим направлением деятельности педагога на этапе начального общего образования, оно может осуществляться как в урочной, так и внеурочной деятельности. В качестве дальнейших научных разработок можно обозначить исследование тендерных различий в социально-коммуникативном развитии младших школьников, определение эффективных психолого-педагогических средств и методов, способствующих социально-коммуникативному развитию детей, разработку моделей обеспечения взаимодействия семьи и школы в социально-коммуникативном развитии младших школьников и др.

_Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Моделирование и психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития детей в современных социокультурных условиях» № 17-06-00435)

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. М.: ИС РАН, 2005. 158 с.

2. Антопольская Т.А., Байбакова О.Ю. Особенности социально-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности // Сибирский учитель. 2017. № 6 (115). С. 120-122.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

4. Байбакова О.Ю., Журавлева С.С. Социально-коммуникативное развитие младших школьников: теоретическое и практическое обеспечение: методическое пособие. Курск: ООО «Планета +», 2019. 126 с.

5. Белышева А.Н., Глабова Ю.А. Особенности коммуникативных навыков младших школьников. Нижегородский психологический альманах. 2017. № 1 (5). С. 6-11.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, Т.3. М.: Педагогика, 1983.369 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003, № 5. С. 34-42.

8. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

9. Митрофанова С.Ю. Дети как объект социогуманитарного исследования: социологический ракурс // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 2 С. 160-168.

10. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2007. 592 с.

11. Пушкарева П.С. Педагогические условия формирования умения младших школьников работать в парах и группах // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сборник научных статей. 2017. С. 173-176.

12. Худаева М.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 4 (7). С. 160-162.

13. Craig-Unkefer L.A., Kaiserна A. P. Improving the Social Communication Skills of At-Risk Preschool Children in a Play Context. Tecse 22.1. 2002. С. 3-13.

14. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention / Edited by Tony Charman, Wendy Stone. New York: Guilford Press, 2006.

15. Antopolskaya T.A., Baybakova O.Yu., Zhuravleva S.S. Special Aspects Of Interaction In Socially Communicative Development of Preschool Children / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). 2017.№7. С. 54-62.

REFERENCES

1. Adamiants T.S. Social communication. Moscow: Institute of Social Studies of the Russian Academy of Sciences, 2005, p. 158. (In Russ.)

2. Antopolskaya T.A., Baibakova O. Yu. Features of social and communicative development of younger students in extracurricular activities. Siberian teacher, 2017, vol. 6 (115), pp. 120-122. (In Russ.)

3. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. and others. How to design universal learning activities in

elementary school: from action to thought. Moscow, Education Publ., 2008. (In Russ.)

4. Baybakova O.Yu., Zhuravleva S.S. Socio-communicative development of younger school students: theoretical and practical assurance: a manual. Kursk, PLANETA+ Publ., 2019, p. 126. (In Russ.)

5. Belyshev A.N., Glebova Yu.A. Peculiarities of communicative skills of junior schoolchildren. Nizhny Novgorod Psychological Almanac, 2017, vol. 1 (5), pp. 6-11. (In Russ.)

6. Vygotskii L.S. Collected works in 6 volumes, vol.3. Moscow: Pedagogics, 1983, 369 p. (In Russ.)

7. Zimniaia I.A. Core competences - new paradigm of the result of education. Higher Education Today, 2003, vol. 5, pp. 34-42. (In Russ.)

8. Kagan M.S. The world of communication. Moscow: Publishing House of Political Literature, 1988, p. 319. (In Russ.)

9. Mitrifanova S.Yu. Children as an object of socio-humanistic research: sociological aspect. Bulletin of Saint-Petersburg State University, Sociology, 2017, vol. 10, issue 2, pp. 160-168. (In Russ.)

10. Experimental Psychology of Education: learning guide, edited by I.V. Dubrovina. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2007, p. 592. (In Russ.)

11. Pushkareva P.S. Pedagogical conditions of formation of ability of younger school students to work in pairs and groups. Actual tendencies of social communications: history and present: Collection of scientific articles (Materials of the International scientific-practical conference), 2017, pp. 173-176. (In Russ.)

12. Chudaeva M. Yu. Features of development of social intelligence at primary school age. Focal area of development of science and education, 2015, vol. 4 (7), pp.160-162.

13. Craig-Unkefer L.A., Kaiser A.P. Improving Social Communication Skills of At-Risk Preschool Children in a Play Context. TECSE 22.1, 2002, pp. 3-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention, edited by Tony Charman, Wendy Stone. New York: Guilford Press, 2006.

15. Antopolskaya T.A., Baybakova O.Yu., Zhuravleva S.S. Special Aspects of Interaction in Socially Communicative Development of Preschool Children. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2017, vol.7, pp. 54-62.

Информация об авторах Антопольская Татьяна Аникеевна

(Россия, г. Курск) Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии Курский государственный университет» E-mail: antopolskaya@yandex.ru

Information about the authors Tatiana A. Antopolskaya

(Kursk, Russia) Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Psychology Department Kursk State University» E-mail: antopolskaya@yandex.ru

Байбакова Ольга Юрьевна

(Россия, г. Курск) Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Курский институт развития образования E-mail: bajbakova.olga@yandex.ru

Olga Yu. Baibakova

(Kursk, Russia) PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Preschool and Primary Education Kursk Institute of Education Development E-mail: bajbakova.olga@yandex.ru

Журавлева Светлана Сергеевна

(Россия, г. Курск) Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Курский институт развития образования E-mail: sv@lykorian.org.ru

Svetlana S. Zhuravleva

(Kursk, Russia) PhD in Psychological Sciences, Senior lecturer of the Department of Preschool and Primary Education Kursk Institute of Education Development» E-mail: sv@lykorian.org.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.