Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/149PSMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 13.12.2018; опубликована 09.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Акбаева А.М.-А., Койчуева Ф.Х., Аппаев М.Б. Исследование и сравнительный анализ личностных особенностей лидеров и аутсайдеров в подростковых группах // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/149PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Akayeva A.M.-A., Koichueva F.Kh., Appaev M.B. (2018). Research and comparative analysis of personality peculiarities of leaders and outsiders in adolescent groups. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/149PSMN618.pdf (in Russian)
УДК 159.95
Акбаева Асият Магомет-Аминовна
НОЧУ ВО «Московский финансово -промышленный университет «Синергия»
Карачаево-Черкесский филиал, Черкесск, Россия Заведующий кафедрой «Педагогики и психологии» Кандидат психологических наук E-mail: asia-005@mail.ru
Койчуева Фатима Хусеевна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Карачаево-Черкесский филиал, Черкесск, Россия Кандидат психологических наук E-mail: tadzhubaeva.fari2014@yandex.ru
Аппаев Магомет Билялович
ООО «Центр независимой экспертизы», Черкесск, Россия
Директор
Кандидат психологических наук E-mail: Appaev_m@mail.ru
Исследование и сравнительный анализ личностных особенностей лидеров и аутсайдеров в подростковых группах
Аннотация. Феномен лидерства рассматривается не только учёными, но членами общества, как ключевой фактор успеха. В психологической, педагогической и социологической теории и практике данный феномен исследуется давно. Несмотря на это, по состоянию сегодняшний день, психологическая теория и практика не может предложить какие-либо определённые личностные черты, которые позволяли бы практически во всех ситуациях безошибочно определять субъекта, который сможет эффективно руководить деятельностью субъектов взаимодействия, для достижения общей целя. Статья является результатом эмпирического исследования достаточно актуального вопроса, касающегося различий личностных особенностей лидеров и аутсайдеров в подростковых группах. В ней приведены результаты диагностики, направленной на выявление различий интеллектуальной сферы, познавательных способностей, психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности и проведён сравнительно-сопоставительный анализ данных качеств у лидеров и аутсайдеров. Для получения диагностических данных использованы
https://mir-nauki.com
социометрический тест разработанный Дж. Морено, методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся), методика «Шкала прогрессивных матриц», методика диагностики общих познавательных способностей, тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан), методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса,
напряжения и комфортности (Курганский-Немчин). Математическая обработка результатов
2
исследования проводилась при помощи х-критерия.
Ключевые слова: аутсайдерство; лидерство; подростковый возраст; личностные особенности; психические состояния
За последнее десятилетие феномен лидерства стал опять привлекать большой интерес учёных. Всегда, данный феномен рассматривался как ключевой фактор успеха. В связи с этим, нельзя говорить о том, что исследовательский интерес повысился к нему только в последнее десятилетие. В психологической, педагогической и социологической теории и практике есть масса работ, посвящённый лидерству и формированию личностных качеств, способствующих его проявлению. Несмотря на это, до сих пор, наука так и не может предложить какие-либо определённые личностные черты, которые позволяли бы практически во всех ситуациях безошибочно определять субъекта, который сможет эффективно руководить деятельностью субъектов взаимодействия, для достижения общей целя. Учёные стараются выделить некоторые черты, которые могут характеризовать эффективного лидера в различных ситуациях, хотя данные черты в различных направлениях психологии лидерства разняться.
Реалии современной жизни повысили требования к субъектам деятельности. На первое место выходят проявление активности, инициативы и принятия ответственности, что связано с интенсивными изменениями, которые происходят во всех сферах общественной жизни. Именно поэтому проблема лидерства стала привлекать внимания учёных различных научных направлений (находящихся на стыке друг с другом). Это так же связано с тем, что современное общество повысило требования к личности, как активному субъекту взаимодействия.
Плохую шутку сыграло и то, что на острие вопроса стоит именно понятие «лидерства», исследуемое с точки зрения качеств личности, которыми должен быть наделён лидер, что сужает исследовательскую площадь, делая данные изучение лидерства и лидерских качеств менее объективным, так как данное сужение привело к тому, что на периферии исследований остались другие характеристики. Игнорирование данных характеристик обедняет исследования феномена лидерства как такового.
Лидер как специфический субъект отношений, выстраивая своё поведение на основе цели деятельности, должен уметь не просто воздействовать на других субъектов, а уметь взаимодействовать с ними, включая творческий, интеллектуальный и эмоционально-личностный потенциал. Это гораздо более сложный процесс в отличие от простого управления, позволяющий построить процесс взаимодействия на высоком уровне взаимозависимости его участников.
В результате подхода к исследованию с точки зрения личностных качеств лидеров, на наш взгляд, возникают ряд проблем, связанных с тем, что не вполне изученным остаётся полярная лидерству понятие - аутсайдерство. В социально-психологических исследованиях, направленных на изучение личности в социуме, возникла некая перенасыщенность исследований лидерства и лидеров и достаточно весомый дефицит исследований феномена аутсайдерства и аутсайдеров. Это приводит к однобокости исследования личности. Несмотря на то, что большая часть исследований направлена на выделение личностях черт лидеров с дальнейшим их формированием с помощью различных программ психологического развития, не следует забывать, что для формирование каких-либо личностных детерминант лидера,
следует снижать или полностью перерабатывать другие черты, которые мешают формированию лидерских позиций. Проще говоря - следует бороться с причиной, а не формировать новые установки на старом фундаменте. Именно поэтому, изучение проблем аутсайдеров и аутсайдерства, мы считаем достаточно актуальной темой, наравне с изучением лидеров и лидерства. Вытекает достаточно серьёзное научное противоречие между объективными требованиями глубоких знаний об особенностях качеств личности аутсайдеров и дефицитом такого рода знаний в психологической теории и практике.
Выборка и методы исследования
Эмпирическое исследование, направленное на выявление и сравнительный анализ личностных особенностей лидеров и аутсайдеров в подростковых группах, было проведено с участием 346 респондентов (12 общеобразовательных классов, подростки 14-15 лет), Все респонденты являются учащимися Муниципальных казенных общеобразовательных учреждений гимназия № 16 и № 17" г. Черкесска.
Исследование проводилось с помощью социометрического теста разработанного Дж. Морено, методики Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся), методики «Шкала прогрессивных матриц», методики диагностики общих познавательных способностей, тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан), методики диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин). Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи х2-критерия.
Одним из важнейших этапов человеческой жизни является подростковый возраст, когда идёт формирование норм и способов взаимодействия с другими людьми. В данный период, начинает преобладать стремление к общению со сверстниками. Видный российский учёный И.С. Кон отмечает: «Общение является системообразующим фактором деятельности подростков. Ребята активно участвуют в общественных делах класса, стремясь жить общей жизнью со всеми, быть участником этой общей жизни, найти своё место во взаимопониманиях с товарищами» [3, с. 78].
На первоначальном этапе исследования, нами была предпринята попытка определить лидеров и аутсайдеров среди исследуемых подростков. Для этого нами была проведена диагностика при помощи социально-психологического теста, разработанного Дж. Морено, применяемого «для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы».
В процессе опроса, респондентам предлагается бланк социометрического опроса, на котором им требуется записать фамилию, имя, отчество и ответить на следующие вопросы:
1. Кого из членов вашей группы (класса) вы включили бы в состав вновь создаваемой группы (класса)? Перечислите в порядке предпочтения несколько человек.
2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы (класса)? Перечислите несколько человек в порядке отклонения.
Возможны три основных способа выбора:
1. Количество выборов ограничивается 3 -5.
2. Разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает).
3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия» [1, с. 68].
Для удобства, мы использовали самый простой (первый) способ.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 1).
Таблица 1
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые»
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым
Второй этап, который проводился после выявления лидеров и аутсайдеров, включал в себя методы на определение творческих, интеллектуальных и эмоционально-личностных характеристик лидеров и аутсайдеров. На данном этапе, нами были использованы следующие методы:
• Методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся).
Данная методика использовалась нами направлена на определение творческих способностей [10].
• «Шкала прогрессивных матриц». Данная методика направлена на диагностику уровня интеллектуального развития [7].
• Диагностика общих познавательных способностей, тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан) [9].
• Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин) Методика предназначена для определения особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности [5].
Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью определения х2-критерия, статистического критерия для проверки того, что наблюдаемая случайная величина подчиняется некому теоретическому закону распределения.
На первом этапе, для достижения целей исследования, нам требовалось сформировать две группы, для проведения дальнейшего сравнительно-сопоставительного анализа, в которые входили лидеры и аутсайдеры. В социометрическом исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов (346 чел.). В результате анализа полученных в ходе исследования данных, в исследовательские группы вошло по 59 подростков.
По мнению Дж. Родари: «Творчество - синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум -это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». [8, с. 38].
https://mir-nauki.com
Знаменитый отечественный психолог Л.С. Выготский определяет творчество, как деятельность: «...которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2, с. 53].
Маклаков А.Г. говорит, что творческие способности «.определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.» [6, с. 539], что, на наш взгляд, позволяет привлечь («зажечь») окружающих новой идеей и повести за собой.
Так как творчество достаточно широкоформатный показатель личности, учёные стараются при исследовании творческого развития личности, стараются изучать отдельные личностные качества, которые в той или иной мере влияют на проявление творческих способностей. На сегодняшний день уже известны разнообразные внутренние и внешние факторы, определяющие непосредственно, сам творческий потенциал, а также, темпы творческого развития личности. Прежде всего - это индивидуально-типологические особенности личности и особенности интеллекта. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении творческих характеристик мы в тои или иной мере изучаем интеллектуальные, а при изучении интеллектуальных - творческие характеристики личности лидеров и аутсайдеров.
Методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся) показала, что наличие высоких творческих способностей у 31,6 % аутсайдеров и 57,9 % лидеров. Однако, следует говорить, что это в большей мере нереализованный потенциал, который не раскрылся в силу каких-либо обстоятельств или причин.
На наш взгляд, и тем и другим следует оказать помощь в раскрытии данных способностей.
В результате статистической обработки полученных данных, нами было получено, что х2-критерий равен 28,376. Данный коэффициент для заданного числа степеней свободы показывает значимость различий по показателю «творческие способности», так как полученное нами значение больше соответствующего табличного значения т = 2-1 степеней свободы, составляющего 10,83 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001.
Таким образом, можно говорить о том, что наличие более высокого уровня творческих способностей является одним из критериев развития лидерства. На наш взгляд это справедливо, так как успешность в любом виде деятельности предполагает определённую степень творческого подхода. Для успеха нужно умение непрерывно придумывать что-то новое и проводить это в жизнь.
Интеллектуальные способности обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации. Для этого требуется учёт уровня развития познавательных психических функций, которые характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей.
Результаты диагностики с помощью «Шкалы прогрессивных матриц» приведены в %-х на рисунке 1.
Как мы видим, большая часть респондентов из группы лидеров имеет показатель «нормальный, высокий средний интеллект», а из группы «аутсайдеров» - «средний интеллект».
При подсчёте х2-критерия, наш показатель был равен 13,83. Данный коэффициент для заданного числа степеней свободы показывает значимость различий по показателю «интеллектуальные способности», так как полученное нами значение больше
соответствующего табличного значения т = 3-1 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001.
Рисунок 1. Показатели распределения респондентов по «Шкале прогрессивных матриц» (составлен авторами)
На основе полученных показателей, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью лидера являются интеллектуальные способности. На наш взгляд, лидерство не возможно без наличия у субъекта определённого уровня логики, рассудительности, проницательности, знания дела, речевой развитости, познавательного интереса. Данные критерии позволяют лидеру находить новые цели и пути их достижения.
Нами так же была проведена диагностика с целью определения интеллектуального потенциала респондентов. С целью определения уровня интеллектуального потенциала нами был использован одноимённый тест разработанный П. Ржичаном. На рисунке 2 приведены %-е показатели по методике тест интеллектуального потенциала.
Рисунок 2. Показатели по методике тест интеллектуального потенциала (составлен авторами)
По рисунку видно, что большая часть наших респондентов имеют интеллектуальный потенциал на уровне большинства. Высокий уровень выявлен в ходе диагностики у 10 % респондентов из группы лидеров и 5 % из группы аутсайдеров.
Статистическая обработка полученных данных, показа, что х2-критерий равен 2,877. Данный коэффициент для заданного числа степеней свободы показывает незначимость различий по показателю «интеллектуальный потенциал», так как полученное нами значение меньше соответствующего табличного значения т = 2-1 степеней свободы, составляющего 10,83 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001. Таким образом, можно говорить, что интеллектуальный потенциал не играет ведущего значения, на проявление лидерских качеств.
Диагностики эмоциональной сферы проводилась при помощи методики диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин).
По методике диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин), степень выраженности каждого психического состояния обозначались как «высокая», «средняя» и «низкая». В таблице 2 показаны итоговые %-е результаты по данной методике.
Таблица 2
Итоговые показатели по методике диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский -Немчин)
Степень выраженности Высокая Средняя Низкая
Лидеры Аутсайд. Лидеры Аутсайд. Лидеры Аутсайд.
Психическая активация 5,3 15,8 57,9 33,5 36,8 50,7
Интерес 42,1 5,3 55,6 57,9 5,3 36,8
Эмоциональный тонус 36,8 15,8 57,9 47,4 5,3 36,8
Напряжение 10,5 47,4 52,6 42,1 36,9 10,5
Комфортность 52,6 10,5 42,3 52,6 5,3 36,9
Составлено авторами
«Психическая активация - состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. В отношении к индивидуальной характеристики психической активации традиционным считается представление о привычном для каждого человека уровне активации, на фоне которого реализуется его деятельность» [6, с. 39]. Средний уровень активации характерен для большинства респондентов из группы лидеров. Для группы аутсайдеров характерен низкий уровень психической активации. Психическая активация влияет на уровень напряжения. Низкие показатели психической активации проявляются пассивностью в деятельности. Данный показатель оказывает существенное влияние на деятельность личности и на его взаимодействие с окружающими.
Интерес, являющийся формой проявления познавательной потребности, является неотъемлемой частью деятельности человека, так как обеспечивает осознание её целей. Помимо этого, он позволяет более полно, отражать действительность. В связи с тем, что интерес тесно переплетается с эмоциональной сферой, он влияет интенсивность деятельности. У 42,1 % из группы лидеров, в ходе диагностики выявлен высокий уровень интереса, у 55,6 % - средний и всего у 5,3 % - низкий. Совсем другая картина нами наблюдалась в группе аутсайдеров. Так, высокий уровень интереса был выявлен у 5,3 % респондентов этой группы, у 57,9 % - средний и у 36,8 % - низкий.
Ещё один показатель, который позволила нам определить методика - это эмоциональный тонус, который позволяет личности мобилизовать внутренние ресурсы организма, которые позволяют осуществить регуляцию поведения. Любая деятельность в основе своей подразумевает достижение целей, что непременно требует обеспечение эмоциональным тонусом. Как мы видим из таблицы, данные показатели прямо противоположны (кроме среднего уровня) в двух группах.
Напряжения является одним из аспектов, которые так же оказывают существенное влияние на деятельность человека. Здесь следует отметить, что при правильной регуляции, человек может избежать ощущения общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, которые являются спутниками напряжения. В ходе диагностики, у 52,6 % в группе лидеров и 42,1 % в группе аутсайдеров были получены средние значения уровня напряжения. Однако, в группе аутсайдеров у 47,4 % респондентов было высокое напряжение против 10,5 % - в группе лидеров, что говорит, что данные испытуемые испытывают дискомфорт. Низкий уровень напряжения был выявлен у выявлен у 36,9 % в группе лидеров и 10,5 % в группе аутсайдеров.
Последним психическим состоянием, выявленным в ходе диагностики, была комфортность (психическое состояние благополучия, покоя, гармонии). Данное психическое характеризуется удовлетворением, положительностью. У респондентов в группе лидеров данный показатель преобладает у большей части, и находится на высоком и среднем уровне. В группе аутсайдеров данный показатель у большинства находится на среднем и низком уровне.
Таблица 3
Показатели х2-критерий по методике диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский -Немчин)
7 •■ х-критерий Показатель значимости для m-1 степеней своды
Психическая активация 36,34 >13,82
Интерес 219,48 >13,82
Эмоциональный тонус 201,11 >13,82
Напряжение 150,66 >13,82
Комфортность 224,61 >13,82
Составлено авторами
По таблице мы можем увидеть, что все значения х2-критерия для заданного числа степеней свободы показывают значимость различий по таким критериям как психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность, так как полученные нами значения больше соответствующего табличного значения т = 3-1 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001, что позволяет нам утверждать - психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность являются так же ключевыми критериями, которые влияют на проявление лидерства или аутсайдерства.
Основываясь на теоретическом и эмпирическом анализе проблемы, для улучшения социального взаимодействия подростков внутри группы, особое внимание следует уделить психологической работе с подростками-аутсайдерами. Для них требуется проведение коррекционных мероприятий, направленных на повышение самооценки, самоуважение, формирование навыков и умений эмоционально-волевой регуляции. Помимо этого, следует предпринять попытки привлечь их к совместной деятельности группы. Однако, следует это делать после того, как будут найдены их наилучшие способности, чтобы они проявились в полной мере при выполнении порученной им работы. Для этого, необходимо привлечение школьного психолога. Немаловажное значение для стимуляции данных детей имеют разнообразные поощрения в виде похвалы, грамот, дипломов, которое будет производится в присутствии класса с озвучиванием конкретно выполненного задания.
Выводы
Эмпирическое исследование позволило нам говорить о том, что уровень творческих, интеллектуальных и эмоционально-личностных характеристик оказывают влияние на проявление лидерских или аутсайдерских качеств в малой подростковой группе:
1. Наличие высоких творческих способностей у 31,6 % аутсайдеров и 57,9 % лидеров. Статистическая обработка полученных данных, показывала значимость различий по показателю «творческие способности», так как полученное нами значение х2-критерия больше соответствующего табличного значения т = 2-1 степеней свободы, составляющего 10,83 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001.
2. У большей части респондентов из группы лидеров имеет показатель «нормальный, высокий средний интеллект», а из группы «аутсайдеров» -«средний интеллект». Рассчёт х2-критерия, позволяет говорить о значимости различий по показателю «интеллектуальные способности».
3. Большая часть наших респондентов имеют интеллектуальный потенциал на уровне большинства. Высокий уровень выявлен в ходе диагностики у 10 % респондентов из группы лидеров и 5 % - из группы аутсайдеров. Статистическая обработка полученных данных показала, незначимость различий по показателю «интеллектуальный потенциал».
4. Диагностики эмоциональной сферы с целью определить степень выраженности психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности показал по всем показателям значимость различий.
Исходя из этого, можно говорить, что уровень таких личностных особенностей как: творческие и интеллектуальные способности, психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность оказывают достаточно большое влияние на проявление лидерских качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский // Общ. ред. В.В. Иванова - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
3. Кон, И.С. Дружба / И С. Кон - СПб.; Питер, 2005. - 256 с.
4. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
5. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум // Сост. О.В. Барканова - [серия: Библиотека актуальной психологии]. -Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2009. - 237 с.
6. Практикум по психологии состояний / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 480 с.
7. Равен, Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные и Плюс версии) / Дж. Равен, Дж.К. Равен, Дж.Х. Корт - М.: Когито-Центр, 2012, - 144 с.
8. Родари, Дж. Грамматика фантазии / Дж. Родари - М.: Самокат, 2011. - 142 с.
9. Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала детей и подростков: стандартизация и практическая апробация // Пособие для врачей и медицинских психологов. - СПб.: НИПНИ им. Бехетерева, 2008. - 29 с.
10. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. 49 с.
Akayeva Asiyat Magomet-Aminovna
Moscow university for industry and finance «Sinergy», Cherkessk, Russia
E-mail: asia-005@mail.ru
Koichueva Fatima Khuseevna
Moscow university for industry and finance «Sinergy», Cherkessk, Russia
E-mail: tadzhubaeva.fari2014@yandex.ru
Appaev Magomet Bilyalovich
Center for independent examination, Cherkessk, Russia E-mail: Appaev_m@mail.ru
Research and comparative analysis of personality peculiarities of leaders and outsiders in adolescent groups
Abstract. The phenomenon of leadership is considered not only by scientists, but by members of society, as a key success factor. In psychological, pedagogical and sociological theory and practice, this phenomenon has been studied for a long time. Despite this, as of today, psychological theory and practice cannot offer any specific personality traits that would allow in almost all situations to accurately determine a subject who can effectively manage the activities of interaction subjects in order to achieve a common goal. The article is the result of an empirical study of a rather topical issue concerning the differences in the personality characteristics of leaders and outsiders in adolescent groups. It presents the results of diagnostics aimed at identifying differences in the intellectual sphere, cognitive abilities, mental activation, interest, emotional tone, tension and comfort, and carried out a comparative analysis of these qualities among leaders and outsiders. For obtaining diagnostic data, we used the sociometric test developed by J.M. Moreno, the G. Davis method (determination of students' creative abilities), the Scale of Advanced Matrices Scale Methodology, the general cognitive abilities diagnostics technique, the intellectual potential test (P. Ricanyan), the psychic activation, interest, emotional tone, stress and comfort (Kurgan-Nemchin). Mathematical processing of the research results was carried out using x2-criterion.
Keywords: outsiders; leadership; adolescence; personality traits; mental states
https://mir-nauki.com
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Batarshev, A.V. Diagnosis of the ability to communicate / A.V. Batarshev - St. Petersburg; Peter, 2006. - 176 p.
Vygotsky, L.S. Psychology of art / L.S. Vygotsky // Tot. ed. V.V. Ivanova - M.: Art, 1986. - 573 p.
Kon, I.S. Friendship / I.S. Kon - SPb.: Peter, 2005. - 256 p.
Maklakov, A.G., General psychology / A.G. Maklakov, SPb.: Peter, 2008. - 583 p.
Methods of diagnosis of the emotional sphere: a psychological workshop // Sost. O.V. Barkanova - [series: Library of Actual Psychology]. - Krasnoyarsk: Publishing house "Litera-print", 2009. - 237 p.
Workshop on the psychology of states: / Ed. prof. A.O. Prokhorov. - SPb.: Speech, 2004. - 480 p.
Equal, J. Guides to the Raven Progressive Matrices and Vocabulary Scales. Section 3. Standard Progressive Matrices (including Parallel and Plus Versions) / J. Raven, J.K. Raven, J.H. Kort - M. : Kogito Center, 2012, - 144 p.
Rodari, J. Grammar of fantasy / J. Rodari - M.: Scooter, 2011. - 142 p.
Test methods for determining the intellectual potential of children and adolescents: standardization and practical testing // Guide for physicians and medical psychologists. - SPb.: NIPNI them. Behetereva, 2008. - 29 p.
Tunik, E.E. Psychodiagnostics of creative thinking. Creative tests / E.E. Tunik-SPb.: Publishing house "Didactics Plus", 2002. 49 s.