Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/38PSMN417.pdf Статья опубликована 23.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Шулева Е.И., Кузнецова А.О., Шулев И.И. Динамика эмоционального состояния подростков при просмотре фильмов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/38PSMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9
Шулева Елизавета Игоревна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Россия, Магнитогорск1
Доцент кафедры «Психологии» Доцент ВАК Кандидат педагогических наук E-mail: lizunova07@rambler.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8883-7563 РИНЦ: https ://elibrary. ru/autho r_profile. asp ?id=484348
Кузнецова Алена Олеговна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Россия, Магнитогорск
Магистрант E-mail: evil-milka@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=926336
Шулев Игорь Игоревич
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Россия, Магнитогорск
Магистрант E-mail: lizunova07@rambler.ru
Динамика эмоционального состояния подростков при просмотре фильмов
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования динамики эмоциональных состояний подростков при просмотре кинофильмов различных жанров (драмы, научной фантастики, комедии). Цель: изучить динамику эмоционального состояния старших подростков при просмотре фильмов. Гипотеза: при просмотре фильмов происходят изменения эмоционального состояния старших подростков.
Выборку исследования составили учащиеся 9 классов в количестве 50 человек (24 девушки и 26 юношей), в возрасте от 15 до 16 лет. Методики исследования: Самооценка эмоциональных состояний (А. Е. Уэсман и Д. Рикс); Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин); Дифференциальные шкалы эмоций (К. Изард, адаптация А. В. Леоновой и М. С. Капицы). В исследовании использовались следующие художественные фильмы: «Поколение» режиссер Роман Отырба «Цирк «Бабочка» режиссер Джошуа Вайгел, «I - мама» режиссер Эриэль Мартин, «Портал: некуда бежать» режиссер Дэн Трахтенберг; «Наваждение» режиссер Леонид Гайдай.
1 455023, г. Магнитогорск, пр. Ленина 26, к. 218
2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
Анализ результатов с применением T-критерия Вилкоксона показал наличие статистически значимых сдвигов в показателях эмоционального состояния старших подростков при просмотре фильмов драматического и комедийного жанров.
Ключевые слова: эмоции; эмоциональные состояния; подросток; фильмы; комедия; драма; научная фантастика
Мир Науки
Несмотря на прогнозы скептиков, роль киноискусства в жизни подрастающего поколения не теряет своей актуальности. Изменение эмоционального состояния подростков в процессе просмотра кинофильмов воспринимается как аксиома, из которой следуют решения педагогов, психологов, родителей и даже политиков по управлению данным процессом. Не имея под собой научного обоснования, такие действия не могут дать желаемого эффекта. Отдельные аспекты проблемы рассматривались рядом исследователей [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9], однако, особенности динамики эмоциональных состояний подростков при просмотре кинофильмов остаются недостаточно изученными.
Цель исследования: изучить динамику эмоционального состояния старших подростков при просмотре фильмов разных жанров. Гипотеза исследования: при просмотре фильмов происходят изменения эмоционального состояния старших подростков.
Выборку исследования составили учащиеся 9 классов в количестве 50 человек (24 девушки и 26 юношей), в возрасте от 15 до 16 лет. Методики исследования: Самооценка эмоциональных состояний (А. Е. Уэсман и Д. Рикс); Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин); Дифференциальные шкалы эмоций (К. Изард, адаптация А. В. Леоновой и М. С. Капицы) [2]. Исследование проводилось 1 раз в неделю, на протяжении 3-х недель. В исследовании использовались следующие художественные фильмы: жанр - драма: «Поколение» режиссер Роман Отырба (7 минут, Россия, 2014 г.), «Цирк «Бабочка» режиссер Джошуа Вайгел (23 минуты, США, 2009 г.); жанр - научная фантастика: «I - мама» режиссер Эриэль Мартин (14 минут, Австралия, США, 2014 г.), «Портал: некуда бежать» режиссер Дэн Трахтенберг (11 минут, США, 2011 г.); жанр - комедия: «Наваждение» режиссер Леонид Гайдай (31 минута, СССР, 1965 г.).
Сравнительный анализ результатов, полученных при просмотре фильмов драматического жанра, наглядно представлен на рисунках 1 -3 (составлено автором).
До После
До После
До После
До После
_L4_
-32
_24
_52_
-98
_68
_68
86
92
Л6_
50
48
□ Тревожность
□ Спокойствие
□ Усталость
□ Энергичность
□ Подавленность
□ Приподнятость
□ Беспомощность
□ Уверенность
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
2
8
Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов просмотра драмы по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Е. Уэсман и Д. Рикс)
Мир Науки
ПА До ПА После
И До И После
ЭТ До ЭТ После
Н До Н После
К До К После
32
50
18
1 1 1
24 58 18
10 64 26
1 1 1
0 60 40
1 1
6 46 48
1 1 1
8 60 32
24 76 0
1 1
10 88 2
0 50 50
1 1
4 72 Т/1
1 ■ ~1 1
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Примечания: ПА - «Психическая активация», И - «Интерес», ЭТ - «Эмоциональный тонус», Н - «Напряжение», К - «Комфортность»
Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов просмотра драмы по методике Л. А. Курганского - Т. А. Немчина
Интерес До После
Радость До После
Удивление До После
Горе До После
Гнев До После
Отвращение До После
Презрение До После
Страх До После
Стыд До После
Вина До После
24 70 6
36 60 4
34 48 18
46 30 24
74 24 2
56 , 34 10
90 10
96 4
100 0
94 6
-юл-^
92 8
98 2
94 6
96 4
90 10
94 6
96 4
92 8
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов просмотра драмы по методике «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард)
Мир Науки
Результаты количественного анализа показали, что при просмотре драматического фильма у испытуемых:
• снижение значений показателей по шкалам «Спокойствие - Тревожность», «Энергичность - Усталость» «Приподнятость - Подавленность», «Уверенность в себе - Беспомощность» (А. Е. Уэсмен); «Эмоциональный тонус», «Комфортность» (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин); «Интерес», «Радость», «Гнев», «Отвращение», «Презрение», «Страх», «Стыд» (К. Изард);
• рост значений показателей по шкалам: «Психическая активация», «Интерес», «Напряжение» (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин); «Удивление», «Горе», «Вина» (К. Изард).
Следовательно, при просмотре драматических фильмов «Поколение» режиссера Романа Отырба и «Цирк «Бабочка»» режиссера Джошуа Вайгела подростки переживали усиление таких эмоциональных состояний, как: тревожность, неуверенность, напряженность, боязливость; инертность, вялость, апатичность; угнетенность, робость, подавленность, нерешительность; снижение эмоционального тонуса и появление состояния эмоционального дискомфорта. Сюжеты фильмов и образы их героев вызвали у подростков гамму противоречивых эмоций: удивление, переживание горя, усиление чувства вины и снижение чувства стыда. Полученные результаты также указывают на позитивную динамику эмоциональных состояний юных зрителей при просмотре фильмов. Отмечается снижение уровня проявлений таких непозитивных эмоций, как: гнев, отвращение, презрение и тревожно-депрессивных эмоций: страха, стыда, что указывает на доминирование по окончанию просмотра фильмов положительных эмоций.
Сравнительный анализ результатов, полученных до и после просмотра научно-фантастических фильмов, по трем методикам наглядно представлен на рисунках 4-6 (составлено автором).
До После
До После
До После
До После
94
_&8_
18 82
■ Тревожность □ Спокойствие
10
_90_
14
86
_20_
80
96
_96_
] □ Усталость
□ Энергичность
□ Подавленность ■ Приподнятость
□ Беспомощность
□ Уверенность
0%
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов просмотра научной фантастики по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Е. Уэсман и Д. Рикс)
4
4
Мир Науки
ПА До ПА После
И До И После
ЭТ До ЭТ После
Н До Н После
К До К После
16
66
18
-г-2- | 84
0 72 28
0 58 42
0 44 56
0 40 60
26 68 4
18 78 4
40 60 0
62 2
II
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Примечания: ПА - «Психическая активация», И - «Интерес», ЭТ - «Эмоциональный тонус», Н - «Напряжение», К - «Комфортность»
Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов просмотра научной фантастики по методике Л. А. Курганского - Т. А. Немчина
Интерес До После
Радость До После
Удивление До После
Горе До После
Гнев До После
Отвращение До После
Презрение До После
Страх До После
Стыд До После
Вина До После
44
18
24 52 1 24
30 44 26
44 30 26
82 14 4
54 38 8
90 10
88 12
92 8
96 4
94 6
98
88 12
92 8
90 10
96 4
88 12
98 2
92 6
92 8
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Рисунок 6. Сравнительный анализ результатов просмотра научной фантастики по методике «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард)
0
Мир Науки
При просмотре научно-фантастического фильма установлены количественные изменения следующих показателей:
• снижение значений показателей по шкалам «Спокойствие - Тревожность», «Приподнятость - Подавленность» (А. Е. Уэсмен); «Эмоциональный тонус» (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин); «Радость», «Гнев», «Отвращение», «Презрение», «Страх», «Стыд», «Вина» (К. Изард).
• значения по шкалам «Уверенность в себе - Беспомощность» (А. Е. Уэсмен) и «Горе» (К. Изард) не изменились;
• рост значений показателей по шкалам: «Энергичность - Усталость», (А. Е. Уэсмен); «Психическая активация», «Интерес», «Напряжение», «Комфортность» (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин); «Интерес», «Удивление», (К. Изард).
Таким образом, при просмотре научно-фантастических фильмов «I - мама» режиссер Э. Мартин, «Портал: некуда бежать» режиссер Д. Трахтенберг, вызвал у зрителей незначительный рост тревожности, усталости, подавленности, беспомощности. Они чувствовали рост психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфорта.
Просмотр научно-фантастического фильма вызвал у подростков интерес и удивление. При этом отмечается ослабление непозитивных эмоций таких как гнев, отвращение, презрение и тревожно-депрессивных эмоций: страх, стыд, вина (К. Изард). После киносеанса в эмоциональном состоянии зрителей отмечается доминирование положительных эмоций.
Динамика результатов до и после просмотра фильма комедийного жанра по трем методикам наглядно представлена на рисунках 7-9 (составлено автором).
92
До 1 1
2 98
После 1 1
30 70
До 1 1
30 70
После 1 1
2 98
До 1 1
8 92
После 1 1
14 86
До 1 1
4 96
После 1 1
□ Тревожность
□ Спокойствие
□ Усталость
□ Энергичность
□ Подавленность
□ Приподнятость
□ Беспомощность
□ Уверенность
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Рисунок 7. Сравнительный анализ результатов просмотра комедии по методике «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Е. Уэсман и Д. Рикс)
8
Мир Науки
ПА До ПА После
И До И После
ЭТ До ЭТ После
Н До Н После
К До К После
10
26
64
64
62
54
54
36
48
48
48
42
46
44
64
52
50
52
58
10
18
28
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Примечания: ПА - «Психическая активация», И - «Интерес», ЭТ - «Эмоциональный тонус», Н - «Напряжение», К - «Комфортность»
Рисунок 8. Сравнительный анализ результатов просмотра комедии по методике Л. А. Курганского - Т. А. Немчина
Интерес До После
Радость До После
Удивление До После
Горе До После
Гнев До После
Отвращение До После
Презрение До После
Страх До После
Стыд До После
Вина До После
22 66 12
20 56 24
26 52 22
22 42 36
76 20 4
52 44 4
88 10
92 8
90 8
98 2
92 8
100 0
88 12
98 2
94 4
98 2
86 14
92 8
86 10
90 8
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
2 0
0 0
0 0
0 0
2
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 9. Сравнительный анализ результатов просмотра комедии по методике «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард)
0
0
0
0
0
2
0
2
0
4
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
Анализ результатов, полученных при просмотре фильма комедийного жанра, выявил следующие количественные изменения:
• снижение значений показателей по шкалам «Спокойствие - Тревожность», «Приподнятость - Подавленность» (А. Е. Уэсмен); «Горе», «Гнев», «Отвращение», «Презрение», «Страх», «Стыд», «Вина» (К. Изард);
• рост значений показателей по шкалам: «Энергичность - Усталость» (А. Е. Уэсмена); «Психическая активация», «Интерес», «Эмоциональный тонус», «Напряжение», «Комфорт» (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин); «Интерес», «Радость», «Удивление» (К. Изарда).
Как показывает анализ результатов, при просмотре комедийных фильмов подростков буквально захватывает волна положительных эмоций. Отмечаем снижение значений всех показателей непозитивных эмоций (горе, гнев, отвращение, презрение) и тревожно-депрессивных эмоций (страх, стыд, чувство вины). В то же время полученные нами данные показываю рост значений показателей позитивных эмоций: интереса, радости, удивления. Кроме того, отмечается рост психической активации, эмоционального тонуса, напряжения и усиления состояния комфорта.
При обработке эмпирических данных был использован T-критерий Вилкоксона. Анализ с применением T-критерия показал следующие результаты:
1. При просмотре фильма научно-фантастического жанра статистически значимые различия в динамике эмоциональных состояний подростков не установлены.
2. При просмотре фильма драматического жанра установлены статистически значимые различия по следующим показателям:
• по шкалам «Спокойствие - Тревожность» (Тэмп = 185,5 при Р (5 %)), «Энергичность - Усталость» (Тэмп = 198,5 при Р (5 %)), «Уверенность в себе -Беспомощность» (Тэмп = 175,0 при Р (5 %)) методики «Самооценка эмоциональных состояний» А. Е. Уэссмана. Следовательно, при просмотре драматических кинофильмов, у подростков значительно усилились чувства тревожности, усталости и ощущение беспомощности, как эмоциональный отклик на драматический сюжет;
• по шкалам «Оценка психической активации» (Тэмп = 241,0 при Р (5 %)), «Оценка напряжение» (Тэмп = 163,0 при Р (5 %)) «Методики диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин). При просмотре драматических фильмов усилилась интенсивность, напряженность протекания психических процессов подростков, что указывает на высокую степень включенности в процесс восприятия художественного произведения и эмпатичность.
3. При просмотре фильма комедийного жанра установлены статистически значимые различия по шкалам «Оценка психической активации» (Тэмп = 250,0 при Р (5 %)) и «Оценка интереса» (Тэмп = 254,0 при Р (5 %)) «Методики диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Л. А. Курганский - Т. А. Немчин). Полученные результаты показывают, что при просмотре комедии, также как и при просмотре драмы, усилилась интенсивность протекания психических процессов подростков, что указывает на высокую степень включенности в процесс восприятия художественного произведения и эмпатичность. Кроме того, фильм «Наваждение» режиссера Леонида Гайдая (1965 г.) вызвал неподдельный интерес у подростковой аудитории.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что при просмотре фильмов происходят изменения эмоционального состояния старших подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аппаев М. Б., Джанкёзова Т. С. Влияние эмоционально-волевой сферы на уровень общих интеллектуальных способностей в подростковом возрасте // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 Ы1р://тп-nauki.com/PDF/11PSMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [Текст] / сост. О. В. Барканова - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
3. Мусийчук М. В., Павлов А. П. Функции юмора в языковой игре как основа развития интеллектуальной активности личности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/06PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
4. Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. -М: Издательство МГУ, 2005. - 369 с.
5. Кузнецова А. О. Изучение динамики эмоционального состояния подростков при просмотре кинофильмов различных жанров (драмы, комедии, фантастики) [Текст] / А. О. Кузнецова // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (8 мая 2017 г., г. Пермь). В 3 ч. Ч.3 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 175-179.
6. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст] / П. Лафренье. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2004. - 250 с.
7. Шибаева, М. Ю. Влияние кино на эмоционально-волевую сферу подростков (на примере фильма «Малышка на миллион») / М. Ю. Шибаева / Молодой ученый. -2017. - №1.1. - С. 110-113.
8. Шулева, Е. И. Изучение социально-психологических факторов влияющих на формирование профессиональных предпочтений подростков // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/42PSMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
9. Шулева, Е. И. Психологические особенности образа мира современных подростков [Текст] / Е. И. Щулева // Психология и педагогика: прошлое, настоящее и будущее: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (19 мая 2014 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 122-126.
Мир Науки
научный интернет-журнал
Shuleva Elizaveta Igorevna
Nosov Magnitogorsk stat technical university, Russian, Magnitogorsk
E-mail: lizunova07@rambler.ru
Kyznetsova Alena Olegovna
Nosov Magnitogorsk stat technical university, Russian, Magnitogorsk
E-mail: evil-milka@mail.ru
Sulev Igor Igorevich
Nosov Magnitogorsk stat technical university, Russian, Magnitogorsk
E-mail: vadrag@bk.ru
Dynamics of the emotional state of teenagers when watching movies
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the dynamics of the emotional states of adolescents when watching movies (drama, science fiction, comedy). Objective: to study the dynamics of emotional States of older adolescents when watching movies. Hypothesis: when watching movies, there are changes in the emotional state of older adolescents. The study involved schoolchildren of 9 classes in the number of 50 people (24 girls and 26 boys), aged 15 to 16 years. Research methods: Self-assessment of emotional States (A. E. Huesman and D. Rix); the Technique of diagnostics of mental activation, interest, emotional tone voltage and comfort (L. A. Kurgan -T. A. Nemchin); the Differential emotions scale (Izard, adaptation by A. B. Leonova, and M. S. Kapitsa). The study used the following feature films: "Generation" (Roman Otyrba), "Circus "Butterfly" (Joshua Weigel), "I - mom" (Ariel Martin), "Portal: nowhere to run" directed by Dan Trachtenberg; "the Obsession" directed by Leonid Gaidai. Analysis of the results using the Wilcoxon T-test showed statistically significant changes in the emotional state of older adolescents when watching drama and comedy films.
Keywords: emotions; emotional States; teen; movies; Comedy; drama; science fiction