Научная статья на тему 'Исследование и организация педагогических условий для формирования профессиональной компетентности специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе профессионального образования'

Исследование и организация педагогических условий для формирования профессиональной компетентности специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMPETENCES / COMPETENCE / FORMATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / GENERAL PROFESSIONAL AND SPECIAL KNOWLEDGE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / OIL AND GAS INDUSTRY / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL AND PRODUCTION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймурзина Виля Искандаровна, Юдина Нелли Валериевна

В статье рассматривается подготовка формирования профессиональной компетентности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования в новых педагогических условиях. Рассматриваются процесс исследования существующих педагогических условий и изучение опыта современной педагогической науки. Представлен анализ основных понятий и подходов на основе изучения работ современных учёных. Рассматриваются педагогические условия, при которых формирование компетентности студентов ожидается на более высоком уровне. Первое условие рассматривается, как психолого педагогическая подготовка преподавателей технического профиля к проведению опытно-экспериментальной работы в рамках исследуемой проблемы. Второе условие это организация Республиканской экспериментальной площадки в рамках исследования. Третье условие разработка научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баймурзина Виля Искандаровна, Юдина Нелли Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research and organization of pedagogical conditions for the formation of professional competence of oil and gas industry specialists in the system of professional education

The article deals with the preparation of the formation of professional competence of future specialists in the oil and gas extraction industry in the system of secondary vocational education in the newly formed pedagogical conditions. The process of studying existing pedagogical conditions, studying the experience of modern pedagogical science is considered. Analysis of the basic concepts and approaches. Study of modern works of scientists in pedagogical science. Pedagogical conditions are considered in which the formation of competence is expected at a higher level. The first condition is considered as the psychological pedagogical training of technical professors for carrying out experimental work in the framework of the problem under study. The second condition is the organization of the Republican experimental site in the framework of the study. A third condition is the development of scientific and methodological support for the process of forming professional competence among future specialists in the oil and gas industry in the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Исследование и организация педагогических условий для формирования профессиональной компетентности специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе профессионального образования»

УДК 377.1, 377.5, 377.6

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Баймурзина, Н.В. Юдина

Аннотация. В статье рассматривается подготовка формирования профессиональной компетентности будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования в новых педагогических условиях. Рассматриваются процесс исследования существующих педагогических условий и изучение опыта современной педагогической науки. Представлен анализ основных понятий и подходов на основе изучения работ современных учёных. Рассматриваются педагогические условия, при которых формирование компетентности студентов ожидается на более высоком уровне. Первое условие рассматривается, как психолого педагогическая подготовка преподавателей технического профиля к проведению опытно-экспериментальной работы в рамках исследуемой проблемы. Второе условие - это организация Республиканской экспериментальной площадки в рамках исследования. Третье условие - разработка научно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, формирование, педагогические условия, общепрофессиональные и специальные знания, федеральные государственные образовательные стандарты, нефтегазодобывающая отрасль, компетентностный подход, образовательный процесс, учебно-производственное пространство.

RESEARCH AND ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS

FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

OF OIL AND GAS INDUSTRY SPECIALISTS

IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

V.I Bajmurzina, N.V. Yudina

Abstract. The article deals with the preparation of the formation of professional competence of future specialists in the oil and gas extraction industry in the system of secondary vocational education in the newly formed pedagogical conditions. The process of studying existing pedagogical conditions, studying the experience of modern pedagogical science is considered. Analysis of the basic concepts and approaches. Study of modern works of scientists in pedagogical science. Pedagogical conditions are considered in which the formation of competence is expected at a higher level.

The first condition is considered as the psychological pedagogical training of technical professors for carrying out experimental work in the framework of the problem under study. The second condition is the organization of the Republican experimental site in the framework of the study. A third condition is the development of scientific and methodological support for the process of forming professional competence among future specialists in the oil and gas industry in the system of secondary vocational education.

Keywords: competences, competence, formation, pedagogical conditions, general professional and special knowledge, federal state educational standards, oil and gas industry, competence approach, educational process, educational and production space.

В современном мире, формирование мировоззрения человека происходит под воздействием массовой коммуникации. Существующая общая тенденция к возрастанию требований к качеству подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства приобретает статус наиболее значимой и специфической тенденции в развитии нефтегазодобывающей отрасли. Высокий уровень научных разработок и промышленных технологий добычи нефти и газа требует

подготовки специалистов рабочих профессий, обладающих не только достаточным объёмом общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, но и высокой степенью профессиональной мобильности, умением оперативно и творчески реагировать на запросы динамично изменяющейся практики; способностью решать весь спектр производственных задач [1]. Данные требования определены и ФГОС СПО 3-го поколения среднего профессионального образования.

Определяющим фактором реализации этих требований являются педагогические условия. С конца ХХ века по настоящее время в педагогической науке активно используется термин «педагогические условия». Анализ данного понятия позволяет говорить о его неоднозначности. Нами выделены три группы подходов. К первой группе относятся исследования В.А. Беликова, Е.И. Козыревой, С.Н. Павлова, А.В. Сверчкова, которые выделяют организационно-педагогические условия [2]. Вторая группа подходов представлена Н.В. Журавской, А.В. Круглия, А.В. Лысенко. В их трудах мы находим термин «психолого-педагогические условия» [3]. Третью группу подходов рассмотрели авторы М.В. Рутковская, В.С. Егорина, С.В. Волкова, А.Х. Хушбахтов. В своей работе А.Х. Хушбахтов даёт подробную интерпретацию данного определения [4]. Изучение трудов отечественных учёных по данной проблеме позволяет нам выделить общее в их взглядах: они едины в том, что педагогические условия являются совокупностью возможностей образовательной и материально -пространственной среды, использование которых способствует повышение эффективности целостного педагогического процесса. Вместе с тем, необходимо признать то, что такое понимание слишком широкое. Принимая их точку зрения в целом, мы, руководствуясь первым определением «организационно-педагогические условия», попытались дать своё, которое наиболее раскрывает сущность процесса в нашем исследовании. Под организационно-педагогическим условием мы понимаем целенаправленно созданную образовательную среду, интегрирующую в средства, формы и технологии обучения, человеческий фактор, которые тесно взаимодействуют друг с другом в процессе формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли в системе среднего специального образования.

Рассмотрим каждый компонент в отдельности. Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [5]. Пространственно-предметном окружением в нашем случае является материально-техническая база образовательной организации, в которую входят учебные здания, полигон для производственной практики, оборудованные кабинеты, библиотека, техника информационного обеспечения, учебная мебель и др. Социальным окружением выступают

преподаватели, сотрудники, студенты, обслуживающий персонал.

Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие личности, которое происходит во время учебных и кружковыгс занятий, научно-исследовательской деятельности и на практике. Особое внимание мы уделяем дидактической среде, которая направлена на создание комплекса дидактических условий, облегчающих процесс приобретения студентами определённых знаний, умений и навыков по конкретной дисциплине, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения [6].

В качестве средств обучения мы будем рассматривать все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальными средствами признают полученные ранее умения и знания, которые использует преподаватель и учащиеся для получения и освоения новых знаний. Материальные представляют собой физические объекты, используемые учащимися и преподавателями для детализированного обучения. В контексте нашего исследования средством обучения являются объекты, созданные преподавателями программы по дисциплине: диагностические средства, специальные задания по освоению учебного материала, план - рабочие программы дисциплин, план-конспекты занятий, которые нами использовались в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога.

Формы обучения. Под формами обучения понимают способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся. Исходя из нашего понимания термина «организационно-педагогическое условие», на наш взгляд, целесообразным являются реализация таких условий, как психолого-педагогическая подготовка преподавателей технического профиля, не имеющих базового педагогического образования, организация Республиканской экспериментальной площадки в рамках исследования, научно-методическое обеспечение процесса по исследуемой проблеме.

Реализация первого педагогического условия предусматривала введение в данный процесс повышение квалификации преподавателей технического профиля по психолого-педагогическим направлениям; организацию ежемесячных методологических семинаров по

проблемам исследования; консультации преподавателей по организации опытно-экспериментальной работы. Реализация второго педагогического условия заключалась в создании единого образовательного пространства, направленного на формирование

профессиональной компетентности. Разработка организационных документов эксперимента требовала изучения правовых, законодательных и нормативно-технических основ Федерального Государственного образовательного стандарта профессиональных образовательных

организаций, передового педагогического опыта в области среднего профессионального образования, Государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (от 15 мая 2013 г. № 792-р), "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (от 7 февраля 2011 г. № 61), которые легли в основу программы Республиканской экспериментальной площадки на пять лет и отразились в ежегодных планах работы. Вся работа осуществлялась в соответствии с планом. Составлялся ежегодный отчёт по проделанной работе. Третье педагогическое условие заключалось в научно-методическом обеспечении процесса по исследуемой проблеме: разработке программ опытно-экспериментальной работы по каждой учебной дисциплине, включённой в эксперимент; диагностических средств, методов и методик исследования; контрольно-оценочных

материалов; критериев сформированности профессиональной компетентности и их показателей; содержания занятий,

самостоятельной работы и производственной практики; положений и требований к студенческой выпускной квалификационной работе и др. Так, формирование

профессиональной компетентности

обеспечивалось посредством освоения профессиональных компетенций, определённых в учебном плане по следующим дисциплинам: «Проведение технологических процессов разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений» (преподаватель Акименко М.А.); «Промысловая геофизика» (преподаватель Прокопова Г.Д.); «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (Газизова С.Г.); «Разработка нефтяных и газовых месторождений» (Елисеева И.С.); «Химия нефти и газа» (Иванова К.А.); «Техническая механика» (Комиссарова Г.Л.); «Нефтегазопромысловое оборудование» (Лукьянчикова Е.Н.); «Информатика» (Юдина Н.В.).

Таким образом, апробация определённых нами педагогических условий формирования профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования положительно сказалась на исследуемом процессе. Сравнительные результаты изучения уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих специалистов нефтегазодобывающей отрасли

экспериментальных и контрольных групп будут рассмотрены в следующих статьях.

Полученные результаты экспериментальной работы дают нам основание утверждать, что уровень формирования профессиональной компетентности студентов в новых педагогических условиях профессиональной образовательной организации среднего звена по всем основным компонентам в

экспериментальных группах выше, чем в контрольных, что свидетельствует об эффективности проведённой нами работы на формирующем этапе эксперимента

Литература:

1. Юдина Н. В. Использование ИКТ в развитии профессиональных компетенций специалиста нефтегазодобывающей отрасли / Юдина Н.В. // Innovative information technologies in education. Part 1 - International Scientific - Practical Conference «INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGIES» c.469-479 URL http://www.iiorao.ru/iio/pages/konf_ob/archive_nauch _conferences/nauch_conf_2013/praga_2013/%D1%E1 %EE%F0%ED%E8%EA_I2T_part%201_2013 .pdf

2. Сверчков А. В. Организационно -педагогические условия формирования профессионально - педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А. В. // Молодой учёный. — 2009. — № 4. — С. 279-282.

3. Журавская, Н.В. Профессиональная

подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.В. Журавская. - СПб., 2011. - 26 с.

4. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой учёный. — 2015. — №23. — С. 1020-1022. — URL https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 20.12.2017).

5. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. -М.: 1998. - 134 с.

6. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. //- Народное образование - 2002. - 304 с.

Сведения об авторах:

Баймурзина Виля Искандаровна (г. Стерлитамак, Россия), д.п.н., профессор кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, e-mail: nelli_yudina5@mail.ru

Юдина Нелли Валериевна (г. Ишимбай, Россия), преподаватель информационно-коммуникационных технологий Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ишимбайский нефтяной колледж, e-mail: nelli_yudina5@mail.ru

Data about the authors:

V. Bajmurzina (Sterlitamak, Russia), doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education Sterlitamak branch of Bashkir State University, e-mail: nelli_yudina5@mail.ru

N. Yudina (Ishimbaj, Russia), the teacher of information-communication technologies of the State Autonomous Professional Educational Institution Ishimbay Oil College, e-mail: nelli_yudina5@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.