Научная статья на тему 'Исследование и моделирование особенностей процесса захода судна в камеру шлюза'

Исследование и моделирование особенностей процесса захода судна в камеру шлюза Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Васянин А. Д., Клементьев А. Н.

В статье описаны результаты расчётов скорости встречного потока, а так же величины понижения и повышения уровня воды при заходе судна в камеру шлюза при различных скоростях и при различном стеснении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION AND MODELING FEATURES OF THE SHIP IN THE LOCK CHAMBER

The article describes the results of calculations of the speed of oncoming flow, as well as the values decrease and increase the water upon arrival of the ship in the lock chamber at various speeds and under different constraint

Текст научной работы на тему «Исследование и моделирование особенностей процесса захода судна в камеру шлюза»

Вестник ВГАВТ

Говоря о речном круизном туризме следует отметить, что этот вид туризма наи-голее привлекательный своей высокой безопасностью, удовлетворением рекреационных потребностей населения. Вместе с тем, есть и проблемы:

- Во-первых, физический и моральный износ круизного флота, основное ядро которого имеет срок эксплуатации по 20-25 лет;

- Во-вторых, слабое развитие береговой инфраструктуры (причалы, объекты об-:.туживания, «зеленые стоянки», музеи, транспорт, дорожное хозяйство и др.);

- В-третьих, ограниченность параметров водных путей, гидротехнических сооружений (каналы, шлюзы);

- В-четвертых, слабое взаимодействие и взаимосогласованность видов транспорта в начале и в конце маршрута, во время экскурсий и т. д.

Решением этих проблем, по нашему мнению, могут стать межрегиональные программы логистического сервиса, реализация которых позволит развиваться российскому танку туризма в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. г год. Это безусловно окажет позитивное влияние на экономику страны и ее регионы.

Список литературы:

.] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: 2000. - 495с. Z] Стратегия развития туризма на период до 2015 года/Федеральное агентство по туризму. -М.: 2008. .-] Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

-] Интернет-портал www.travelnn.ru - Информационная служба по туризму «ВОЯЖ». ]5] Интернет-портал РИА «РосБизнесКонсалтинг», www.rbc.ru.

[6] Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72 с.

Г7] Юрик Р.А. Анализ сосгояния российского рынка туристских услуг/ Р.А. Юрик // Маркетинг з России и за рубежом. - 2005. - № 2(46).

PROBLEMS OF PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF THE INTER-REGIONAL MARKET OF TOURISM SERVICES

A. V. Beljaev

The organizational-economic relations arising in the development of the inter-regional consumer market of tourism services between subjects of the market are considered in the given article. The main objective is the substantiation of directions of the development of the interregional market of tourism services. For which, despite the dynamical development on a way of tourism transformation to the highly remunerative branch, the decision of some problems is necessary.

УДК 656.62.052.4:[629.12:532.5]

А. Д. Васянин, аспирант.

А. Н. Клементьев, д. т. н., профессор, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ИССЛЕДОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕСА ЗАХОДА СУДНА В КАМЕРУ ШЛЮЗА

В статье описаны результаты расчётов скорости встречного потока, а так же величины понижения и повышения уровня воды при заходе судна в камеру шлюза при различных скоростях и при различном стеснении.

В отличие от мелководья при движении судна в камере шлюза возникает не одна критическая скорость, а область критических скоростей, в пределах которой наблюдается бурный характер встречного движения воды и неустановившееся движение судна. В зоне критических скоростей сопротивление воды движению намного больше. При этом наблюдается понижение уровня свободной поверхности в районе миделя и кормы судна, и повышение уровня в носовой части.

Ma

VC+AV

A К

ч п

я.

Рис. 1. Встречный поток и изменение уровня воды при движении судна в камере шлюза

В стесненном судном сечении скорость обтекающего потока возрастает на величину AV, а уровень вод уменьшается на величину Применяя уравнение Бер-нулли к двум поперечным сечениям получаем [1]:

(Ус +А V)[BK{HK + Д hb)-PcBcTc}=VcBKHK

' 2 tir , а Т/\2

1g * ~ 2g Преобразуем (1) и (2) к безразмерному виду: -

I. .

(1) (2)

AV = 1

— 1

1 + Д- п Ahs=-Fr2(AV+0,5AV2)]

(3)

(4)

. ч а

лг М.. 0сВсТс , = AV

здесь: Дя0 = ——; п = гт—, AV =77-, ггн =

Нк

1к ВцНк 'с

Совместное решение уравнений (3) и (4) приводит к выражениям для определения скорости встречного потока:

_ VC ■

л/я^Г

др» +ЗДР _2AF(!Z" о

[Fr2 ) Fr2

и величине понижения уровня воды:

Дй3 - ААИ2 + ВАЛ - С = О где Ah = — = 10,2Fr2 - 5,4Fr2 + 3п2 - 4,1 п + 6$lFr„n +1,44;

Ну

(5)

Вестник ВГЛВТ

О -г—

-0,5--

-1--

-1,5--

-2--

-2,5--

-3--

-3,5--

-4 -4= АУ

Рис. 2. Зависимость скорости встречного потока при разных условиях стеснения, при различных скоростях захода судна

0 -|—

-0,02--

-0,04--

-0,06--

-0,08--

-0,1--

■0,12--

-0,14--

-0,16--

-0,18--

-0,2 - — А И

Рис. 3. Понижение уровня воды при разных условиях стеснения, при различных скоростях захода судна

Из графиков на рис. 2 и 3 видно, что при увеличении степени стеснения камеры шлюза, увеличивается скорость потока и колебания уровня воды.

А. Н. Клементьевым [2] в течении ряда лет проведились натурные наблюдения за процессом шлюзования. Наблюдениями было охвачено более 100 судов и составов. В процессе наблюдений было установлено, что в камере при заходе в неё судов не наблюдалось ярко выраженной картины волновых явлений. Однако, отмечено, что с момента прохождения носовой части судна ворот шлюза уровень воды в районе форштевня начинает повышаться по мере продвижения судна.

В момент реверса движителей на задний ход наблюдается понижение уровня воды и явления качки, обусловленное инерционностью системы «судно-жидкость». Ин-

тенсивностъ указанных явлений зависит от скорости судна, глубины воды в камере шлюза и степени стеснения камеры корпусом судна.

Обработка полученных результатов методом регрессивного анализа позволила получить следующую эмпирическую зависимость для определения величины повышения уровня воды в камере при заходе судна.

А h

Рис. 4. Повышение уровня воды при разных условиях стеснения и различных скоростях захода судна

Из графика видно, что при увеличении стеснения повышается уровень воды перед форштевнем судна.

Список литературы

[1] Ходкость и управляемость судов/ под ред В. Г. Павленко. - М.: Транспорт, 1991. - 397 с.

[2] Клементьев А. Н. Результаты натурных наблюдений за процессом захода судов в камеру шлюза // Тр. ВГАВТ. - Вып. 296 - Н. Новгород. - 2001. - С. 211.

INVESTIGATION AND MODELING FEATURES OF THE SHIP IN

THE LOCK CHAMBER

A. D. Vasyanin, A. N. Klement'ev

The article describes the results of calculations of the speed of oncoming flow, as well as the values decrease and increase the water upon arrival of the ship in the lock chamber at various speeds and under different constraint

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.