Научная статья на тему 'Проблемы перспективного развития межрегионального рынка услуг туризма'

Проблемы перспективного развития межрегионального рынка услуг туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев И. В.

В данной статье рассматриваются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития межрегионального потребительского рынка туристских услуг между субъектами рынка. Основной целью является обоснование направлений развития межрегионального рынка туристских услуг. Для которого, несмотря на свое динамичное развитие на пути превращения туризма в высокодоходную отрасль, необходимо решение ряда проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF THE INTER REGIONAL MARKET OF TOURISM SERVICES

The organizational-economic relations arising in the development of the inter-regional consumer market of tourism services between subjects of the market are considered in the given article. The main objective is the substantiation of directions of the development of the interregional market of tourism services. For which, despite the dynamical development on a way of tourism transformation to the highly remunerative branch, the decision of some problems is necessary.

Текст научной работы на тему «Проблемы перспективного развития межрегионального рынка услуг туризма»

УДК 339

Ж. 8. Беляев, аспирант, ВГАВТ.

Ш5950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ ТУРИЗМА

В данной статье рассматриваются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития межрегионального потребительского рынка турист-г<их услуг между субъектами рынка. Основной целью является обоснование направлений развития межрегионального рынка туристских услуг. Для которого, несмотря на свое динамичное развитие на пути превращения туризма в высокодоходную отрасль, необходимо решение ряда проблем.

Наиболее фундаментальным признаком перемен в российской экономике являет-. • переориентация производства с создания преимущественно материальных благ на т^доставление широкого ассортимента услуг.

Развитие рыночных отношений, рост спроса на услуги способствуют в последние тш стремительному развитию сферы услуг, являясь важным фактором структурной тег-естройки российской экономики.

В то же время рынок услуг выступает важным условием международных эконо-«веских отношений. Находясь в стадии формирования, рынок услуг обеспечивает гкегодные темпы роста объемов во внешнеторговом обороте примерно в 1,5 раза вы-гя темпов роста объемов.

Следует отметить, что рынок услуг становится с одной стороны, более разнооб-ггзным, а с другой - более структурированным. В нем все отчетливее можно выде-тть отраслевые сегменты рынка: рынки финансовых, информационных, транспортных, туристских, сервисных услуг и других.

Практика свидетельствует о том, что в последние годы структура рынка услуг пкже претерпевает существенные изменения. К примеру, в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг, но, в свою очередь доля туристских услуг напро-~лв значительно возросла.

Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот турист-::<ой индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской : рганизации при ООН (ЮНВТО) в 2006 г. в мире было Зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США. Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х -о до в 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором ■ частвуют практически все страны (табл. 1).

Динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития регионов мира.

В целом 2006 год стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с гостом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4 %, по сравнению с 2005 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов - на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток.

Туризм в Российской Федерации в последние годы в целом развивается стабильно и динамично.

Таблица I

Динамика международных туристских прибытий с 1990 по 2006 гг.

Международные туристские грибытия, млн. Изменения, %

1990 1995 2000 2005 2006 2005 по отн. к 2004 2006 по отн. к 2005

Всего в мире 455,9 550,4 687,3 803 846 5,5 5,4

Африканский регион 15,0 20,0 27,4 37,3 40,7 8,8 9,2

Американский регион 93,0 108,8 128,0 133,2 135,9 5,9 2,0

Азиатско-Тихоокеанский регион 57,7 85,6 115,3 155,3 167,2 7,8 7,7

Северо-Восточная Азия 28,0 44,1 62,5 87,5 94,0 10,3 7,4

Юго-Восточная Азия 21,5 29,2 37,0 49,3 53,9 4,9 9,3

Океания 5,2 8,1 9,6 10,5 10,5 3,7 0,4

Южная Азия 3,2 4,2 6,1 8,0 8,8 4,7 11,0

Европейский регион 280,6 322,3 392,7 438,7 460,8 4,3 5,0

Ближний Восток 9,7 13,6 24,0 38,3 41,8 5,9 8,9

Необходимо подчеркнуть, что наиболее популярным видом туризма является выездной туризм. По данным Росстата в 2008 году более 11 миллионов россиян совершили турпоездки за границу, что на 1,9 миллиона человек больше чем в 2007 (табл. 2).

Таблица 2

Показатели выезда российских граждан за рубеж в 2007 г. и 2008 г.

Цель поездки 2007 2008 Изменение (+-%)

ВСЕГО 34285465 36537521 +7

Туризм 9368968 11313697 +21

Служебная 2162305 1967736 -9

В большинстве своем туристские предпочтения связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

Тенденция последних лет - поляризация туристских предпочтений. С одной стороны - укрепление позиций массового туризма в развитых туристских центрах, а с другой - увеличение спроса на индивидуальный или целенаправленный туристский продукт. Такой повышенный спрос требует постоянных активных действий со стороны территориальных органов управления и туроператоров, направленных на выделение приоритетных видов туристского обслуживания и создания условий для достижения оптимального соотношения их цены и качества услуг.

Не сокращается интерес к России со стороны иностранных граждан (табл. 3).

Таблица 3

Показатели въезда иностранных грамсдан в Российскую Федерацию в 2007г. и 2008 г.

Цель поездки 2007 2008 Изменение численности иностранных граждан, въехавших в РФ в 2008г. по сравнению с аналогичным показателем

Туризм 2213597 2295074 +4

Служебная 3270312 4112477 +26

Наиболее привлекательным туристским ресурсом России для иностранцев являет-з гторико-ку льту рное наследие и природные условия. На территории страны скон-_ рнровано множество уникальных памятников истории и культуры. В Государст-кгном реестре памятников истории и культуры насчитывается 81 426 объектов на---слм. в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного зна-енл Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к миро-км сокровищницам культуры.

Красота родной природы, лечебные факторы отечественных курортов свидетель-гт ют об уникальных возможностях дтя событийного, экстремального, приключен-«схого и многих других видов внутреннего туризма.

По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3 % из 1137 опрошен-в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внут-толего туризма. Охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкг-^-ербург (16,1 % количества обслуженных туристскими фирмами внутренних тури--:= . Краснодарски!! край (15,5 %), Москву (10,1 %). Для внутреннего туризма харакгср-ti. в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досу га и отдыха (70,8 % количс-.—sä обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и - -гшествиям в автобусах (12 %), выезжают на лечение в республиканские курорты и .лмвницы (6 %). Только 11 % россиян могут позволить себе более продолжительный сан изо ванный отдых (15-28 дней). Число выбравших данный вид отдыха в 2008 году . хтавило около 32 миллионов человек, что на 16 % больше, чем в 2007 году.

внутренний поток выезд российских туристов въезд иностранных граждан

--У^

10

16 20 25 30 35

■ 2008 □ 2007

Рис. 1. Динамика туристских потоков, млн. чел.

Многих аналитиков в настоящее время волну ет вопрос о том. как отреагирует ры-ээк туристских услуг на воздействие глобального финансового кризиса. В 2009 году ссперты предсказывают сокращение внешнего туризма в мире на 2 % (при условии .тзбилизации мировой экономики). Однако, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России В.Конторович утверждает, что число затраченных турпоездок госсиян уже снизилась на 25 %. Особенно это коснулось наиболее посещаемых стран-~>рции и Египта. За счет сокращение внешнего туризма предполагается рост внут-геннего туризма на 4-5 % по сравнению с 2008 г. Рост мог бы быть и больше (по : ленкам сотрудников Ростуризма), если бы не рост стоимости туров внутри страны на 15-20 %). Важно отметить, что многие россияне выбирают не курорты Краснодарского края, а поездки на теплоходах вниз и вверх по Волге.

Представляет интерес результаты опроса россиян проведенный порталом лууу.Та^еШег.ги в марте и июне 2009 года. Если в марте об отсутствии средств на отдых .ообщили 28% граждан то в июне таких стало 44 %. Вместе с тем, планировали провести .тпу ск на даче в марте 36% респондентов, то в июне только 17 %. Таким образом, в 2009 году, скорее всего сохранил, уровень 2(Ю8 года туроператорам вряд ли удастся.

Тем не менее по нашим оценкам ресурсная база внутреннего туризма в России задействована только на 10-15 %. Отставание приводит к нарушению баланса товарно-денежного обмена - основы экономического развития любой отрасли и региона. Денежные средства россиян вместо самоинвестирования региональной экономики, вывозятся за ру беж.

Анализ организации и оценка внешнего и внутреннего рынков туристских услуг позволяет сформулировать основные проблемы негативного развития потребительского рынка услуг туризма.

В организационном плане назрела необходимость более энергичного перехода от отраслевых принципов управления к территориально-отраслевым. Это позволит учесть и сблизить интересы всех субъектов регионального рынка туристских услуг: туроператоров, оказывающих услуги; туристов, потребляющих этих услуги; региональных органов управления; посредников; субъектов инфраструктурных отраслей - транспорта, гостиничного бизнеса, торговли, общественного питания и др.

Примером корпоративного подхода к организации рынка туристских услуг может послужить межрегиональное соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между Самарской областью, республикой Татарстан и Ульяновской областью. Целью этого турсоюза - разработка совместных туристических проектов организации речных круизов. Три региона планируют выработать единый стандарт обслуживания туристов, совместно заключать договоры с отечественными и иностранными туроператорами, подготовить ряд новых маршрутов, периодически проводить выставки, презентации единым комплексом и т. д. К межрегиональному проекту готовятся присоединиться Чувашская республика и республика Марий Эл.

Важным фактором расширения границ рынка внешнего туризма остается проблема упрощения порядка выдачи российских виз туристам из стран Европы, Японии, республики Корея, Австралии, Канады и других. Сложность и сроки оформления виз, а также дополнительные сборы способствуют сокращению потока въездного туризма.

Проблемы развития потребительского рынка туристских услуг невозможно решить без разработки и реализации региональных целевых программ по развитию туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах. Формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания могут использоваться как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития регионов. Именно этому будет служить процесс интеграции отраслей туристской инфраструктуры на межрегиональной основе.

В экономическом плане основная проблема состоит в противоречии между наличием огромного туристского потенциала в регионах и низким уровнем его использования. По оценкам экспертов ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15 %. В то же время 10-11 млн. российских граждан в последние годы предпочитают выезд за рубеж. В результате имеет место нарушение рыночного закона - равновесного спроса и предложения. Причиной такой ситуации на потребительском рынке услуг туризма, как отмечалось раннее, является не соответствие уровня качества услуг и их стоимостью. Более того, нередко зарубежные поездки обходятся российским туристам дешевле внутренних маршрутов.

Следует отметить, что развитие инфраструктуры туристской отрасли привлекает интерес отечественных и зарубежных инвесторов. Общеизвестно, что вложения средств в туризм - экономически выгодно. Однако процесс проектирования, согласования, выделения земельного участка настолько усложнен и дорог, что становится труднодоступным. Создание более благоприятного климата для инвестирования объектов туризма - одна из реальных проблем регионального управления.

Одной из кардинальных проблем регионального уровня остается проблема транспортного обслуживания туристов, сущность которой заключается в высокой доле транспортных расходов в стоимости туристских услуг при невысоком их качестве. Это касается и аварий на автомобильном транспорте, высоких тарифов на железнодорожном, отмены вылетов и низкой безопасности на воздушном транспорте.

Говоря о речном круизном туризме следует отметить, что этот вид туризма наи-голее привлекательный своей высокой безопасностью, удовлетворением рекреационных потребностей населения. Вместе с тем, есть и проблемы:

- Во-первых, физический и моральный износ круизного флота, основное ядро которого имеет срок эксплуатации по 20-25 лет;

- Во-вторых, слабое развитие береговой инфраструктуры (причалы, объекты об-:.туживания, «зеленые стоянки», музеи, транспорт, дорожное хозяйство и др.);

- В-третьих, ограниченность параметров водных путей, гидротехнических сооружений (каналы, шлюзы);

- В-четвертых, слабое взаимодействие и взаимосогласованность видов транспорта в начале и в конце маршрута, во время экскурсий и т. д.

Решением этих проблем, по нашему мнению, могут стать межрегиональные программы логистического сервиса, реализация которых позволит развиваться российскому танку туризма в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. г год. Это безусловно окажет позитивное влияние на экономику страны и ее регионы.

Список литературы:

.] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: 2000. - 495с. Z] Стратегия развития туризма на период до 2015 года/Федеральное агентство по туризму. -М.: 2008. .-] Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

-] Интернет-портал www.travelnn.ru - Информационная служба по туризму «ВОЯЖ». ]5] Интернет-портал РИА «РосБизнесКонсалтинг», www.rbc.ru.

[6] Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72 с.

Г7] Юрик Р.А. Анализ сосгояния российского рынка туристских услуг/ Р.А. Юрик // Маркетинг з России и за рубежом. - 2005. - № 2(46).

PROBLEMS OF PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF THE INTER-REGIONAL MARKET OF TOURISM SERVICES

A. V. Beljaev

The organizational-economic relations arising in the development of the inter-regional consumer market of tourism services between subjects of the market are considered in the given article. The main objective is the substantiation of directions of the development of the interregional market of tourism services. For which, despite the dynamical development on a way of tourism transformation to the highly remunerative branch, the decision of some problems is necessary.

УДК 656.62.052.4:[629.12:532.5]

А. Д. Васянин, аспирант.

А. Н. Клементьев, д. т. н., профессор, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ИССЛЕДОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕСА ЗАХОДА СУДНА В КАМЕРУ ШЛЮЗА

В статье описаны результаты расчётов скорости встречного потока, а так же величины понижения и повышения уровня воды при заходе судна в камеру шлюза при различных скоростях и при различном стеснении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.