ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ
И ТВОРЧЕСТВА
Муртазаева Умида Исакуловна, Самаркандский филиал Ташкентского университета информационных технологий, г. Самарканд
E-mail: murtazayeva1982@yandex.ru
Аннотация. В работе исследуются вопросы формирования и анализа форм информационных технологий, на базе разработки программных продуктов, • используемых в образовательном процессе вузов.
Ключевые слова: исследование, анализ, информационные технологии, новые информационные технологии, компьютерные технологии, образовательный процесс.
Современный этап развития научно-технического прогресса, информационных систем и технологий, обусловлен качественным преобразованием форм и методов обучения в образовательной системе вузов.
Использование современных информационных технологий в системе высшего образования наглядно отражает принципы совершенствования системы образования и предопределяет целевые установки субъектов образовательного процесса, что способствует приближению образования к конкретным обстоятельствам общественной и профессиональной жизни.
Процесс использования информационных технологий в вузах, в частности в технических вузах, направлен на удовлетворение потребностей производства в профессионально подготовленных инженерных кадрах.
На современном этапе развития общества одной из важнейших задач высшего профессионального образования, с решением которой связан интенсивный путь развития производства, является повышение качества образования, подготовка грамотных, конкурентоспособных специалистов.
Вузы заинтересованы в качественной подготовке своих выпускников, в создании информационно-технологической среды, обеспечивающей решение
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
образовательных, научно-исследовательских и других задач народного хозяйства на уровне современных требований [1].
В условиях информатизации современного образования современные информационные технологии могут быть применены преподавателем при подготовке теоретического материала, при создании информационно-методического обеспечения по дисциплине, при разработке демонстрационных материалов для занятия, при оценке знаний обучаемых, для сбора и анализа статистики успеваемости [2].
Отметим, что информационные технологии в обучении направлены на достижение целей информатизации образования на основе применения комплекса функционально зависимых педагогических, информационных и методологических разработок.
Практическими исследованиями установлено, что использование современных информационных технологий в подготовке кадров в технических вузах позволяет увеличить эффективность лекционных и лабораторных занятий и даёт возможность студентам моделировать, изучать и анализировать те процессы, которые невозможно проследить в реалии. •
Внедрение новых информационных технологий позволяет также добиться повышения объективности в контроле знаний студентов.
Отметим что, информационных технологий в обучении имеют следующие свойства:
- позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы по всем областям знаний;
- информационные технологии позволяют оптимизировать и автоматизировать информационные процессы, которые занимают большое место в жизнедеятельности человеческого общества;
- информационные процессы являются важными элементами сложных производственных или же социальных процессов;
- информационные технологии сегодня играют важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации;
- информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры;
- информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний и т.д.
Эти свойства использования информационно-коммуникационных технологий предопределяют эффективность их применения в процессе обучения
[3].
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
На современном этапе развития профессиональной деятельности педагоги применяют различные программные обеспечения.
Программные средства образовательных информационных технологий можно разделить на следующие виды:
- педагогические программные средства;
- тестовые программы;
- инструментальные программные средства;
- предметно-ориентированные программные среды;
- программные средства, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения;
- программные средства, управляющие действиями реальных объектов;
- программные средства, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента.
Примером успешной реализации информационных технологий в современных образовательных учреждениях стало внедрение сети Интернет с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее каждому пользователю. •
Одной из существенных проблем необходимости повышения качества подготовки специалистов, является проблема решения дефицита учебного времени и ряда несовершенных форм и методов обучения. Это ставит необходимость решения задачи по разработке эффективных форм и технологий обучения, учитывающих условия и ограничения реального процесса обучения в современном отраслевом вузе.
Оптимизация учебного процесса и реализация профессиональной подготовки специалистов в условиях дефицита времени может быть достигнута за счет применения компьютерных средств обучения и контроля.
Использование компьютерных средств обучения и контроля требует, в свою очередь пересмотра содержания обучения, создания определенной информационной среды, соответствующей новой технологии обучения, и решения проблемы сочетания компьютерных технологий с традиционными формами и методами обучения [4].
Отметим, что в процессе обучения достаточно часто применяются программы компьютерного тестирования, так как необходимым элементом учебного процесса является контроль знаний обучаемых. Это трансформирует переход от традиционных форм контроля к компьютерному тестированию.
По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: высокая скорость получения результатов, возможность оценить большое количество учащихся одновременно, простота обработки и презентации результатов.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
К настоящему времени созданы разные программы компьютерного тестирования - как коммерческие, так и некоммерческие. На наш взгляд, наиболее функциональным является программный продукт MyTest, позволяющий оперативно редактировать тесты, эффективно контролировать процесс тестирования и сбор результатов по локальной сети [3].
Предлагаемые формы, технологии и программные продукты, в которых они реализованы, очень важны и их внедрение в образовательный процесс невозможно без соответствующей материально-технической базы.
В настоящее время в образовательных учреждениях нашей республики, в том числе и в Самаркандском филиале Ташкентского университете информационных технологий широко используется интерактивное презентационное оборудование. Речь идет об интерактивной доске, которая является уникальным инструментом обучения, так как, в ней совмещаются внешняя форма обычной доски и возможности современных компьютеров.
Другим технологическим достижением, которое можно активно применять в учебном процессе, является система интерактивного опроса, позволяющая анализировать уровень восприятия и понимания учебных материалов каждым • учащимся, находящимся в аудитории, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.
В этом плане, разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При этом, нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор, который предопределяет обстоятельства, способствующие студенту намного интереснее воспринимать информацию именно в нужной форме.
Например, при использовании компьютера на занятии информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео - и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как студенты получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих студентов к творческой деятельности, можно предложить создание одним или группой студентов мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.
Здесь каждый из обучающихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Здесь современные педагогические технологии могут удачно сочетаться с применением ИКТ.
Одной из форм такой технологии является технология обучения в сотрудничестве, которая в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп обучающихся [4].
При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. •
Следующей формой технологии обучения можно представить технологию дифференцированного подхода к обучению, который также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. При этом, преподаватель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей студента, поощряя его к творческому труду. В этом случае студент имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.
При анализе форм и технологий обучения, необходимо работу педагогов ориентировать на исследование, так называемого метода проектов, который полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах.
Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же студент владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.
Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если студент в достаточной степени владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ.
Литература:
1. Арефьев В.Н. Компьютерные технологии в науке и образовании / УлГТУ Ульяновск, 2001.
2. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Томск, 2003.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М. : Изд. центр «Академия», 2003.
4. Педагогические технологии, автор-составитель Сальникова Т.П., М., Творческий центр «Сфера», 2005 г.