Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внимание / корректурная проба / тест Бурдона / таблицы Шульте / проверка гипотез / критерий Крамера-Уэлча / attention / proof-reading test / Bourdon test / Schulte tables / hypothesis testing / Kramer-Welch criterion

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Измайлова Наталия Владимировна, Борисова Наталья Львовна

В статье анализируются результаты исследования свойств внимания у курсантов военного вуза, а также влияние на улучшение этих свойств ряда тренировок. Проведено исследование, в ходе которого анализируется эффективность методики «Корректурная проба» (тест Бурдона), направленной на повышение переключаемости внимания у курсантов военного вуза. На основании полученных результатов доказывается статистическая гипотеза об улучшении свойств внимания у военнослужащих за счет проведения с ними описанных тренировок. Проведенная работа позволила сделать следующий вывод: применение экспериментальной методики развития свойств внимания приводит к улучшению переключаемости внимания у курсантов. Для дальнейших исследований представляет также интерес изучение изменения характеристик внимания в связи с изменением интенсивности тренировок и при более продолжительных тренировках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Измайлова Наталия Владимировна, Борисова Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the results of a study of the properties of attention in cadets of a military university, as well as the impact of a number of trainings on improving these properties. A study has been conducted, during which the effectiveness of the "Proof-reading test" technique (Bourdon test) aimed at increasing the switchability of attention among cadets of a military university is analyzed. Based on the results obtained, a statistical hypothesis is proved about improving the properties of attention in military personnel by conducting the described training with them. The work carried out allowed us to draw the following conclusion: the use of an experimental method for the development of the properties of attention leads to an improvement in the switching of attention in cadets. For further research, it is also of interest to study changes in the characteristics of attention in connection with changes in the intensity of training and with longer training.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ»

Педагогика

УДК 378.4

кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и управления Измайлова Наталия Владимировна

Военный университет имени князя Александра Невского МО РФ (г. Москва); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и управления Борисова Наталья Львовна

Военный университет имени князя Александра Невского МО РФ (г. Москва)

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ

МАТЕМАТИЧЕКИХ МЕТОДОВ

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования свойств внимания у курсантов военного вуза, а также влияние на улучшение этих свойств ряда тренировок. Проведено исследование, в ходе которого анализируется эффективность методики «Корректурная проба» (тест Бурдона), направленной на повышение переключаемости внимания у курсантов военного вуза. На основании полученных результатов доказывается статистическая гипотеза об улучшении свойств внимания у военнослужащих за счет проведения с ними описанных тренировок. Проведенная работа позволила сделать следующий вывод: применение экспериментальной методики развития свойств внимания приводит к улучшению переключаемости внимания у курсантов. Для дальнейших исследований представляет также интерес изучение изменения характеристик внимания в связи с изменением интенсивности тренировок и при более продолжительных тренировках.

Ключевые слова: внимание, корректурная проба, тест Бурдона, таблицы Шульте, проверка гипотез, критерий Крамера-

Annotation. The article analyzes the results of a study of the properties of attention in cadets of a military university, as well as the impact of a number of trainings on improving these properties. A study has been conducted, during which the effectiveness of the "Proof-reading test" technique (Bourdon test) aimed at increasing the switchability of attention among cadets of a military university is analyzed. Based on the results obtained, a statistical hypothesis is proved about improving the properties of attention in military personnel by conducting the described training with them. The work carried out allowed us to draw the following conclusion: the use of an experimental method for the development of the properties of attention leads to an improvement in the switching of attention in cadets. For further research, it is also of interest to study changes in the characteristics of attention in connection with changes in the intensity of training and with longer training.

Key words: attention, proof-reading test, Bourdon test, Schulte tables, hypothesis testing, Kramer-Welch criterion.

Введение. Специальная военная операция и связанная с этим модернизация Вооруженных сил РФ предъявляют серьезные требования психологическому обеспечению войск, задачей которого является, в том числе, формирование навыков, необходимых для несения воинской службы в экстремальных условиях.

Как отмечают авторы-исследователи Ю.В. Сорокопуд, А.С. Канюк, О.М. Коломиец, Н.И. Соколова [10; 11], ведущими тенденциями развития профессионального образования в России последних лет является подготовка специалистов к осуществлению профессиональной деятельности с учётом её специфики, максимальное развитие у будущих специалистов профессионально - значимых качеств, так называемых «гибких навыков», которые позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность в современных социокультурных условиях.

Безусловно, вышеобозначенные тенденции затронули и систему высшего военного образования.

Одним из элементов профессионального навыка военного специалиста является внимание со всеми его характеристиками. Выработанные в процессе воинской службы определённые качества внимания, становятся затем чертами характера военнослужащего. Эти качества становятся профессионально важными. От уровня их развития зависит эффективность и качество профессиональной деятельности, поэтому при обучении военного специалиста обращают внимание на их формирование.

В связи с этим актуальной становится задача улучшения свойств внимания, в частности его переключаемости, у военнослужащих с помощью упражнений. Влияние этих упражнений на развитие свойств внимания можно эффективно контролировать с помощью методов математической статистики.

Целью работы является изучение уровня переключаемости внимания и возможности его повышения у курсантов военных вузов.

Методы исследования. Для определения уровня внимания применяются методы психологический диагностики. Анализ полученных результатов осуществляется с помощью методов проверки статистических гипотез. Исследования проводились с использованием компьютерной техники и электронных ресурсов на базе информационно-образовательной среды вуза [1,2].

Изложение основного материала статьи. Как отмечают учёные, внимание, прежде всего, предполагает сосредоточенность сознания на определённом явлении, предмете, деятельности. Внимание тесно связано со всеми познавательными процессами (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение и др.) [4].

Внимание выступает в роли регулятора и координатора всей познавательной деятельности человека, и в итоге обеспечивает функционирование психической активности личности [4, 8].

Выделим основные свойства внимания:

- сосредоточенность (концентрация),

- устойчивость,

- интенсивность,

- объём,

-переключаемость [7].

У разных людей каждое из этих свойств имеет различные уровни развития, но, как показала практика, они подвержены развитию и коррекции.

Переключение внимания - это психический процесс, некая адаптивная функция организма, которая характеризуется сознательным и осмысленным изменением в направлении сознания с одного объекта на другой. Скорость этого переключения зависит от многих факторов, как физиологических, так и от дальнейшего развития первоначальных исходных данных.

Возникновение процесса «зависания» внимания на каком - то объекте больше, чем это требуется текущим моментом, может свидетельствовать о проблеме затруднения переключения внимания и требует коррекции подобных отклонений.

Сенситивным периодом для курсантов военных вузов является начало их учебы в высшем военном заведении, когда для развития требуемых будущему военному специалисту психологических качеств созданы наиболее подходящие условия. В этом контексте, исследование переключаемости внимания у курсантов и возможности коррекции данного процесса является актуальной проблемой для образовательной практики.

Так как внимание оказывает значительное влияние на результаты образовательного процесса и последующей профессиональной деятельности военного специалиста, вопросам его исследования посвящены работы многих психологов [8], разработаны методики развития внимания и его свойств.

В данной работе рассмотрено влияние тренировочного теста «Корректурная проба» на развитие переключаемости внимания. Для оценивания результатов применения данной методики используется тест «Таблица Э. Шульте», который позволяет измерить свойства внимания [9].

С этой целью проведено исследование в двух группах курсантов 2 курса. Каждая группа состояла из 40 человек, выбранных случайным образом из всего курса. Одна группа являлась экспериментальной, другая - контрольной.

В каждой группе перед началом эксперимента была измерена переключаемость внимания с помощью теста «Таблица Э. Шульте».

Тест «Таблица Э.Шульте» широко используется в психологии для диагностики устойчивости, переключаемости и объема внимания.

Далее, в течении двух недель с экспериментальной группой, каждый день проводились тренировки по методике «Корректурная проба».

Данная методика предназначена для оценки свойств внимания:

- переключаемости,

- концентрации,

- устойчивости.

Учитывая важную роль внимания в профессиональной военной деятельности, а также в процессе обучения, особый интерес представляет применение задания теста Бурдона для развития внимания и его свойств.

Тестирование проводится на бланках, содержащим 40 рядов по 60 букв, расположенных в случайном порядке. В каждом ряду необходимо вычеркнуть определенную букву. Время выполнения задания - 5 мин. На результаты пробы влияют пропущенные не зачеркнутые знаки и время исполнения задания.

В процессе оценки переключаемости внимания курсанты экспериментальной группы зачеркивали разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

С контрольной группой в течение двух недель занятий по методике не проводилось.

В конце двух недель, используя тест «Таблица Э.Шульте», была повторно измерена переключаемость внимания у курсантов экспериментальной и контрольной группы (конечное состояние).

Результаты измерения переключаемости внимания контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы

Начальное состояние Конечное состояние

№ Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

1. 140 147,5 131 92

2. 141,5 150 127,5 140

3. 136 150 138,5 147,5

4. 135 132 134,5 92

5. 123,5 123,5 127,5 120,5

6. 127,5 127,5 118,5 109,5

7. 135,5 138,5 128 135

8. 130 113,5 119,5 118

9. 130,5 138 133 124

10. 133,5 130,5 120 132

11. 147 157,5 132 137

12. 124,5 140 121 129

13. 137,5 148,5 114,5 134,5

14. 131,5 123 134,5 103

15. 112 114 119,5 92

16. 130,5 129 117 119

17. 123,5 140 132 106,5

18. 118,5 134,5 132 130,5

19. 150,5 162 168 121

20. 159 168 118 126,5

21. 125,5 115,5 102,5 116,5

22. 126,5 125 119,5 116

23. 122 123,5 114,5 118,5

24. 134,5 126,5 162 111,5

25. 126 132,5 118 118

26. 107,5 116,5 147,5 91,5

27. 137,5 93,5 93,5 82

28. 129,5 116 129,5 81,5

29. 124 110,5 148,5 91,5

30. 125 136,5 138 114,5

31. 145,5 152,5 124,5 99,5

32. 133 125 116,5 129

33. 132,5 148,5 130,5 94,5

34. 123 112 129 104,5

35. 133 126 134 81,5

36. 116,5 99,5 137 110

37. 121 117,5 134 108

38. 126,5 126,5 133 115,5

39. 126,5 126,5 134,5 106,5

40. 134,5 157 131 117

Результаты тестирований сравнивались с помощью методов математической статистики. Для этого дважды поверялась гипотеза об однородности выборок:

- на начальном этапе (до проведения тренировок в экспериментальной группе);

- на конечном этапе (после окончания тренировок в экспериментальной группе).

При отсутствии сведений о нормальном виде распределения выборок и равенстве их дисперсий для проверки гипотезы об однородности их средних (математических ожиданий) применение классического критерия Стьюдента затруднительно. В этом случае целесообразно использование критерия Крамера-Уэлча [6].

Приведем формулы расчета основных показателей, необходимых для данного критерия.

V

Среднее арифметическое (выборочная средняя) выборки {хг}, г = 1...и рассчитывается следующим образом:

I'

Д.Х,.

х =-г-

П ,(2) исправленная дисперсия 52:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕПг {Хг ~ * )2 ^ 2 _ _

П ~ 1 -О)

Эмпирическое значение критерия вычисляется по следующей формуле [5]:

т =

ylm ■ п ■ \xl

■ х2

Jm ■ S, + n ■ S9

V 1 2 ,(4)

где тип - количество человек в группах,

Т У

л w_y - выборочные средние,

51и 52- исправленные дисперсии двух групп.

Алгоритм определения нами достоверности совпадений и различий характеристик сравниваемых выборок для экспериментальных данных с помощью критерия Крамера-Уэлча заключался в следующем:

1. Вычислить эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча Тэмп по формуле (4).

2. Выбрать уровень значимости а и найти критическое значение top по таблице критических точек. Выбирая а = 0,05, получим tKp{а = 0,05) = 1,96.

3. Сравнить значение Тэмп с критическим значением top. Если Тэмп < top, то характеристики сравниваемых групп совпадают на уровне значимости 0,05. Если Тэмп> top, то можно сделать вывод, что на уровне значимости 0,05 характеристики групп различны [5].

Таким образом, учитывая все полученные результаты сравнения средней переключаемости внимания контрольной и экспериментальной групп, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики развития свойств внимания.

Рассматривая результаты экспериментальной группы в процессе эксперимента, можно сказать, что данная методика развивает свойства внимания у курсантов. Уже через две недели мы можем отметить изменения среднего показателя переключаемости внимания в лучшую сторону.

Отметим также, что имеются и другие способы доказательства статистической гипотезы. Например, «Критерий знаков», предназначенный для сравнения состояния некоторого свойства у членов двух зависимых выборок на основе измерений, сделанных по шкале не ниже порядковой.

Выводы. В результате исследования был измерен уровень переключаемости внимания с помощью теста «Таблица Шульте», а также с помощью проверки статистических гипотез были сделаны выводы об изменении переключаемости внимания под воздействием тренировок по методике «Корректурная проба».

Проведенная работа позволила сделать следующий вывод: применение экспериментальной методики развития свойств внимания приводит к улучшению переключаемости внимания у курсантов.

Для дальнейших исследований представляет также интерес изучение изменения характеристик внимания в связи с изменением интенсивности тренировок и при более продолжительных тренировках.

Литература:

1. Бурнышев, Е.К. Цифровая трансформация военного образования / Е.К. Бурнышев, O.K. Шевченко // Мир образования - образование в мире. - 2021. - № 2 (82). - С. 61-72

2. Измайлова, Н.В. Использование методов корреляционного анализа для оценки личностных характеристик военнослужащих / Н.В. Измайлова, Н.Л. Борисова, А.Ф. Галинуров // Вестник адъюнкта. - 2020. - № 1 (7). - С. 11.

3. Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. -М.- 1995. - С. 107-111

4. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

5. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

6. Орлов, А.П. Проверка статистической гипотезы однородности математических ожиданий двух независимых выборок: критерий Крамера-Уэлча вместо критерия Стьюдента / А.П. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 110. - С. 197-218. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24114542_26491525.pdf (дата обращения: 01.02.2024)

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Под ред. A.A. Крылова, С.А. Маничева, 2-е изд., допол. и перераб. - СПб: Питер, 2000. - 559 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Спб: Питер, 2005. - 713 с.

9. Сонин, В.А. Общий психологический практикум/В.А. Сонин. -М.: Форум.,2010. -415 с.

10. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, H.H. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

11. Сорокопуд, Ю.В. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы / Ю.В. Сорокопуд, A.C. Канюк, Г.С.Х. Дудаев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 3 (100). - С. 332-334

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.