Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
здоровье / спорт / физическая культура / health / sports / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мальсагов Б.К., Буровникова Е.А.

Физическая культура и спорт играет важную роль в формировании и укреплении здоровья. В процессе систематической, активной мышечной деятельности происходит соответствующая физиологическая перестройка в работе всего организма. В результате этого повышаются функциональные возможности всех систем организма, совершенствуются координационные механизмы взаимосвязей моторных и вегетативных функций, значительно расширяются компенсаторно-адаптационные реакции, улучшаются физические качества, укрепляется здоровье в целом. В связи с этим роль физической культуры и спорта в жизни людей, тем более для молодого поколения, неоспорима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мальсагов Б.К., Буровникова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF BODY FUNCTIONS IN THE PROCESS OF LONG-TERM SPORTS TRAINING

Physical culture and sports play an important role in the formation and promotion of health. In the process systematic, intensive muscular activity occurs corresponding to the physiological remodeling in the whole body. As a result, the functional capabilities of all body systems are increased, coordination mechanisms of motor and vegetative functions are improved, compensatory-adaptive reactions are significantly expanded, physical qualities are improved, health in General is strengthened. In this regard, the role of physical culture and sports in people's lives, especially for the younger generation, is undeniable.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Мальсагов Б.К.,

Юго-западный государственный университет, г. Курск

Буровникова Е.А.

Юго-западный государственный университет, г. Курск STUDY OF BODY FUNCTIONS IN THE PROCESS OF LONG-TERM SPORTS TRAINING

Malsagov B.K.,

Southwest State University, Kursk Burovnicova E.A.

Southwest State University, Kursk

Аннотация

Физическая культура и спорт играет важную роль в формировании и укреплении здоровья. В процессе систематической, активной мышечной деятельности происходит соответствующая физиологическая перестройка в работе всего организма. В результате этого повышаются функциональные возможности всех систем организма, совершенствуются координационные механизмы взаимосвязей моторных и вегетативных функций, значительно расширяются компенсаторно-адаптационные реакции, улучшаются физические качества, укрепляется здоровье в целом. В связи с этим роль физической культуры и спорта в жизни людей, тем более для молодого поколения, неоспорима.

Abstract

Physical culture and sports play an important role in the formation and promotion of health. In the process systematic, intensive muscular activity occurs corresponding to the physiological remodeling in the whole body. As a result, the functional capabilities of all body systems are increased, coordination mechanisms of motor and vegetative functions are improved, compensatory-adaptive reactions are significantly expanded, physical qualities are improved, health in General is strengthened. In this regard, the role of physical culture and sports in people's lives, especially for the younger generation, is undeniable.

Ключевые слова: здоровье, спорт, физическая культура.

Keywords: health, sports, physical culture.

В основе гармонического развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, прыгучести, ловкости, координации и гибкости лежат систематические и регулярные занятия физической культурой и спортом. Поэтому, начиная с детского возраста необходимо проводить оздоровительные мероприятия, направленные на закаливание организма детей, на повышение иммунитета к простудным и другим заболеваниям, широко использовать, в процессе физического воспитания, подвижные игры. Уже с детского возраста нужно воспитывать потребность к занятиям физической культурой, прививать основы здорового образа жизни. Известно, что развитие одного физического качества положительно влияет на развитие другого. То есть в основе выполнения физических упражнений всегда должно иметь место применение широкого арсенала средств физического воздействия, с целью гармонического развития физических качеств.

В опубликованных ряда работ отмечалась тенденция, направленная к снижению физической стороны жизнедеятельности организма студентов. По всей вероятности, это было связано из-за недостаточного количества часов в неделю, отводимых на физическое воспитание, что привело к снижению двигательной активности студентов. Вследствие

этого произошло быстрое снижение уровня основных функций и различных органов и систем, а также уровня физических качеств.

Большое внимание педагоги, тренеры и ученые уделяют исследованию основных функций организма. Это и понятно, так как в процессе выполнения физических упражнений всегда имеют место нагрузки на сердечнососудистую, дыхательную, другие системы организма и опорно-двигательный аппарат. Особенно важно проявлять осторожность в процессе применения различных объемов нагрузок. Основная задача при занятиях физической культурой сводится к тому, чтобы не навредить, не ухудшить, а развить, улучшить, усовершенствовать физические качества, основные функции организма, укрепить здоровье в целом.

Как составить тренировочные программы, осуществлять постоянный самоконтроль, за здоровьем в процессе самостоятельных занятий приведено в работах. В связи с тем, что общая выносливость является одним из показателей здоровья, в процессе которой совершенствуется дыхательная, сердечнососудистая системы, опорно-двигательный аппарат и другие системы занимают умы многих ученых. Представляет практический интерес исходные параметры физических качеств и основных функций организма у студентов, поступивших в вуз.

Несмотря на то, что занятия по физическому воспитанию носит направленный характер, уровень физического здоровья по прежнему остается на низком уровне.

По этому определение исходного уровня, у студентов, функций организма и основных физических качеств занимающихся в спортивных секциях представляют теоретический и практический интерес. В прочесе занятий необходимо выявить не только динамику изменений физических качеств, функций организма, но и постоянно воспитывать привитие основ здорового образа жизни, потребности к самостоятельным занятиям, умелому и грамотному применению необходимых средств, методик, методов и тестов для более качественного проведения физического самосовершенствования за пределами образовательного спорта.

В связи с этим предметом исследования послужили студенты занимающиеся в различных спортивных секциях и влияние избирательных средств и методов на физические и функциональные качества студентов.

В процессе исследований планируется решить следующие проблемы: улучшить умственную и физическую работоспособность, повысить уровень основных функциональных и физических качеств, спортивных результатов и укрепить здоровье в целом в процессе многолетней спортивной тренировки.

Результаты исследований будут рекомендованы тренерам, для коррекции тренировочного процесса по видам спорта с целью улучшения физической подготовленности, расширения функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, повышения тактико-технической и психологической подготовки студентов, занимающихся разными видами спорта в процессе многолетней, направленной спортивной деятельности.

Полученные результаты планируется регулярно отражать в печати, выступлениях на научно -практических конференциях, материалы результатов печатать в научных сборниках, а также в методических рекомендациях и указаниях.

Инновационный (внедренческий подход) характерен для спорта с его максимальным началом, конкурентным соперничеством, экстремальностью, драматичностью и предельным накалом соревновательной борьбы. Без постоянных инновационных вливаний современный спорт немыслимо его про-грессирование, значительный рост спортивных результатов, установление мировых рекордов и высших спортивных достижений.

Вот почему результаты наших исследований с учетом специфических основ подготовки спортсменов по разным видам спорта, может служить важным руководством для учебно-тренировочного процесса преподавателям спортивного профиля «Прибрежного колледжа», Бахчисарайского строительного техникума, Государственного агропромышленного колледжа, Советского техникума гидромелиорации и механизации сельского хозяйства и других учебных заведений Ш уровня аккредитации.

Применяемые методики методы и тесты в процессе проведения исследований.

Для проведения исследований будут применены следующие методики, методы, тесты:

- метод антропометрии, метод индексов Кетле, индекс Робинсона;

- метод строго регламентированного упражнения, позволяющий дозировать физическую нагрузку по объему, интенсивности, с учетом психофизиологического состояния в процессе занятий избранным видом спорта;

- метод сопряженного воздействия, который заключается в условиях требующих повышенных нагрузок.

Тесты физической подготовленности: тест на скорость, координацию, силу, прыгучесть, выносливость, гибкость.

Функциональные тесты и пробы: пробы Мар-тинэ-Кушелевского, пробы Штанге, Генчи, Ма-риме; тест на определение МПК (12-ти минутный тест К. Купера), тест на определение ЖЕЛ, экспресс-оценка уровня физического здоровья студентов по Апанасенко и Науменко.

Применение тестов и методов не требует специального оборудования. Однако для углубленных исследований необходимо: велоэргометр, спирометры (для определения ЖЕЛ), кистевые динамо-метры(для определения силы).

В процессе исследований планируется решить следующие проблемы по улучшению умственной и физической работоспособности, повышения уровня основных физических качеств и здоровья в целом в процессе многолетней спортивной тренировки.

Список литературы

1. Педагогика физической культуры и спорта Моругина П.Ю., Уколова Г.Б. В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 107-110.

2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "готов к труду и обороне" (ГТО) Должен-кова Т.А., Уколова Г.Б. В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 123-127.

3. Биологические аспекты физической культуры и спорта Рудневская В.А., Уколова Г.Б. В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях материалы IV Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 160-164.

4. физиологическая реакция микрореологических свойств эритроцитов у лиц второго зрелого возраста с низкой физической активностью на начало регулярных физических нагрузок Воробьева Н.В., Котова О.В., Уколова Г.Б., Зацепин В.И.,

Хабибулина Т.В., Бекетов И.Н. Вестник "Биомедицина и социология". 2018. Т. 3. № 2. С. 100-106.

5. ВОЛЕЙБОЛ КАК ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Солуковцева Т.В., Уколова Г.Б. В сборнике: Современные проблемы развития физической культуры и спорта материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.В. Скриплева; Юго-западный государственный университет. 2015. С. 12-16.

6. Гимнастика пилатеса в россии Данилов Ю.Г., Уколова Г.Б. В сборнике: Адаптивная физическая культура: инновационные процессы в социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией А.И. Левина. 2013. С. 169-175.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO MA STUDENTS TRAINING

Koycheva T.,

Doctor of pedagogical sciences, Professor Department of Pedagogy State Institution "South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky", Odesa, Ukraine

Halitsan O.,

PhD, Associate Professor of the Department of Pedagogy State Institution "South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky", Odesa, Ukraine

Shchekotylina N.

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy State Institution "South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky", Odesa, Ukraine

Abstract

The paper deals with the issue of MA students training in terms of a competence-based approach. The aim of the research is to specify the competence-based approach as an optimal scientific platform for these students' professional development. The following research methods have been used in the study: analysis and systemati-zation, generalization and comparison of scientific data; content analysis of MA students' curricula; conceptualization of scientific provisions of the competence-based approach in the context of MA student training. The determinants of MA students' professional competence development have been determined, which are as follows: focusing professional training on the axiological sphere conceptualization; extrapolation of elements of practical experience of work humanitarization into the training, as well as research content diversification; accentuating the acmeological context of professional development of MA students as professional research activities subjects.

Keywords: MA students, Master's degree students, humanities, professional development, competence-based approach.

Introduction. Ukraine's striving for integration into the world education community has contributed to the development of a game-changing educational paradigm based on humanistic and collaboration pedagogy, making university graduates adapted to present soci-ocultural demands. There has taken place a transition to the pan-EU education system in which the following phenomena are inherent: three-tier system, ECTS, diploma supplement, academic and student mobility, the validity of a national qualification framework. Per contra, now Ukraine is facing a problem of brain drain and internal intellectual migration.

Thus, there is a need for the development of adequate mechanisms for the transition from the traditional education system to the Pan-European one without sacrificing the country's brainpower.

Bachelor's, Master's and PhD programs have been being implemented for only 4 years in Ukraine and, therefore, require special research focus. Indeed, as distinct from the European countries and the US, where a Master's degree is used to denote a qualification level (an "intermediate" degree between a Bachelor's one

and PhD), according to the Ukraine's legislation, "Master" is an honors degree which can be obtained after completing the baccalaureate program. Nevertheless, there is no accordance between Ukraine's degrees of Bachelor / Master / PhD / Dr. hab., which complicates the engagement of our country's researchers into the world scientific community.

The aim of this paper is to specify a competence-based approach as an optimal scientific platform for MA students' professional development.

Research tasks:

- distinguishing specifics of a competence-based approach to academic training in both theoretical and methodological aspects;

- defining professional competency functions for MA students' professional development.

Research Methods

The research has been carried out using the following methods: analysis and systematization, generalization and comparison of scientific sources, MA students' curricula review, competence-based approach scientific points conceptualization in the context of MA student training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.