Научная статья на тему 'Исследование функций на убывание и возрастание в контексте фундаментализации математического образования'

Исследование функций на убывание и возрастание в контексте фундаментализации математического образования Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ / METHODS OF TEACHING MATHEMATICS / ВОЗРАСТАНИЕ / INCREASE / УБЫВАНИЕ И ПОСТОЯНСТВО ФУНКЦИЙ / DECREASE AND CONSTANT STATE OF FUNCTIONS / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUNDAMENTALIZATION OF MATHEMATICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Новиков А. Д.

В качестве альтернативного подхода в аспекте фундаментализации математического образования автором статьи предлагаются новая методическая концепция, инструментарий и схема исследования функций на убывание и возрастание на основе классификации точек их областей определения. Приведены предложения и методические рекомендации практической реализации нового подхода при изучении математики в высшей и средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As an alternative approach in the context of fundamentalization of mathematical education, the author proposes a new teaching theory, tools and scheme of studying functions on the decrease and increase based on the classification of points in the functions domain. The author presents suggestions and guidelines of practical implementation of the new approach in the study of mathematics in universities and schools.

Текст научной работы на тему «Исследование функций на убывание и возрастание в контексте фундаментализации математического образования»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ НА УБЫВАНИЕ И ВОЗРАСТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Д. Новиков

Аннотация. В качестве альтернативного подхода в аспекте фундаментализации математического образования автором статьи предлагаются новая методическая концепция, инструментарий и схема исследования функций на убывание и возрастание на основе классификации точек их областей определения. Приведены предложения и методические рекомендации практической реализации нового подхода при изучении математики в высшей и средней школе.

Ключевые слова: методика преподавания математики, возрастание, убывание и постоянство функций, фундаментализация математического образования.

Summary. As an alternative approach in the context of fundamentalization of mathematical education, the author proposes a new teaching theory, tools and scheme of studying functions on the decrease and increase based on the classification of points in the functions ' domain. The author presents suggestions and guidelines of practical implementation of the new approach in the study of mathematics in universities and schools.

Keywords: methods of teaching mathematics, increase, decrease and constant state of functions, fundamentalization of mathematical education.

207

Стремительное расширение информационного пространства, процессы всемирной глобализации и конкурентная борьба стран за лидерство в развитии инновационных технологий придают особую актуальность наращиванию их научного потенциала, что, в частности, требует хорошо поставленной подготовки высококвалифицированных специалистов. При этом взаимодействие образовательных систем различных стран существенно осложняется различиями образовательных стандартов, уровней подготовки специалистов, содер-

жания и качества учебных программ. Поэтому представителями 29 стран Европы была составлена и подписана Болонская декларация, основной целью которой провозглашено построение единого Европейского пространства высшего образования к 2010 г. В декларации подчеркивается ведущая роль университетов в укреплении интеллектуального, культурного, социального, научно-технического потенциала, а также в создании так называемой «базы европейских знаний».

Одной из основных целей Болон-ской декларации является формиро-

208

вание европейской системы обеспечения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Важнейшим условием, обеспечивающим высокое качество образования, является непрерывный процесс его фундамен-тализации. Фундаментализация общего и высшего образования - это сложный и многогранный процесс, в основе которого лежат сближение и интеграция образовательного процесса с научными знаниями в соответствующей области специализации. Несомненно, что значительную роль в этом процессе отводится методике обучения и воспитания.

В высшей школе и старших классах средней школы фундаментализация математического образования предполагает все более широкое использование в процессе глубокого и основательного изучения математических дисциплин новых научных исследований и достижений математики, создание оптимальных условий для воспитания у студентов и школьников гибкого научного мышления. Существенную роль в таком образовательном процессе играют современные достижения методики обучения математике как научной области педагогики. Дело в том, что методами методики преподавания математики можно не только оптимизировать процесс обучения, но и в контексте фундаментализации математического образования находить, исправлять и даже менять те традиционные подходы к изучению конкретных тем и разделов математики, которые по тем, или иным причинам начинают входить в противоречие с современным ее содержанием. Основными критериями такой методической работы являются требования, предъявляемые к любой научной

теории - это требования полноты и непротиворечивости предлагаемых новых концепций и соответствующих подходов к изложению отдельных тем и целых разделов математики при обязательном соблюдении преемственности высшего и среднего образования.

Введение во второй половине прошлого века элементов математического анализа в школьный курс математики позволило не только существенно расширить и углубить математическую подготовку выпускников школ, но и открыло возможность детально проанализировать традиционные концепцию и подход к исследованию функций на убывание и возрастание. Как будет показано ниже, этот подход содержит неустранимые в его рамках логические противоречия. Однако, использовав понятия точек убывания и возрастания функции, введенные в математику значительно позднее понятий убывающей и возрастающей функций, мы разработали новую концепцию и соответствующий подход к исследованию функций на убывание и возрастание, позволяющий полно и без противоречий проводить это исследование.

В учебно-методической литературе по математическому анализу и высшей математике под основной задачей исследования функций на возрастание и убывание понимается определение множеств, на которых рассматриваемая функция соответственно возрастает и убывает. В школьном курсе алгебры и начал математического анализа [см., напр.: 1] под этими множествами понимаются промежутки убывания и возрастания функций. В вузовских курсах математического анализа и высшей математики кроме про-

межутков убывания и возрастания функций находят также отдельные точки возрастания и убывания функции. Покажем далее, что в обоих случаях такая постановка задачи исследования функций неизбежно ведет к неустранимым противоречиям, искажающим результаты исследования.

Прежде всего, заметим, что различия в постановке основной задачи исследования функций на убывание и возрастание в средней школе и вузе появилось лишь в конце 80-х гг. прошлого столетия. Именно тогда понятия точек возрастания и убывания функции, впервые введенные в школьный курс математики выдающимся российским ученым академиком РАН А. Н. Колмогоровым, были без какого-либо обсуждения в печати и объяснения причин изъяты из учебников алгебры и начал анализа. Это привело к невозможности полноценного исследования функций на возрастание и убывание в школе и вызвало серьезную озабоченность и справедливые нарекания учителей математики средней школы и преподавателей математики вузов.

Рассмотрим пример, наглядно подтверждающий сказанное выше. Дело в том, что современный выпускник средней школы оказывается не в состоянии правильно исследовать на убывание и возрастание даже несложную функцию

У =

1, где х Ф 0,

Л

0, где х = 0.

Действительно, старшеклассники, исследовав эту функцию, напишут, что она убывает на промежутках (— да, 0) и (0, + да). Причем, точку X = 0 (точка возрастания) они никак не классифицируют, поскольку не зна-

комы с понятиями точек убывания и возрастания функции, которые, как было сказано выше, были изъяты из школьных учебников алгебры и начал анализа. И лишь студенты вузов, изучившие полные курсы математического анализа, смогут правильно классифицировать эту точку.

Этот контрпример позволяет сделать нам следующий вывод: изъятие из учебников алгебры и начал анализа понятий точек убывания и возрастания функций необосновано, поскольку привело к невозможности полноценного исследования функций на убывание и возрастание.

Рассмотрим теперь наиболее существенный изъян традиционного подхода к исследованию функций на убывание и возрастание.

Отвечая на вопрос учителей о включении или нет точек экстремума в промежутки возрастания (убывания) функции, А. Я. Блох пишет: «...одна и та же экстремальная точка принадлежит сразу двум множествам: одному из промежутков возрастания и одному из промежутков убывания функции» [2]. И далее автор приводит пример исследования на монотонность функции у = X2. По его мнению, исследование функций на монотонность должно сводиться к нахождению их промежутков убывания и возрастания [см., напр.: 1]. Поэтому данная функция, как он считает, убывает на полуинтервале (— да; 0] и возрастает на полуинтервале [0; + да).

Получается, что точка х = 0, не являясь ни точкой убывания, ни точкой возрастания функции у = х2, тем не менее входит как в промежуток убывания функции, так и в ее промежуток возрастания. Отнесемся к этому выводу критически и рассмотрим сам процесс получения такого результата. Первая

209

часть утверждения получена в результате применения определения функции, убывающей на множестве, к функции у = х2 с областью определения (— да; 0] , а вторая - в результате применения определения возрастающей на множестве функции к функции у = х 2 и областью определения [0; + да). Другими словами, исследуется не функция у = х2 с областью определения (— да, + да), а две другие функции: у = х2 с областью определения (— да, + да) и у = х2 с областью определения (— да, + да). Спрашивается, а где же исследование заявленной функции у = х 2 с областью определения (—да, + да)? Его просто нет, и не было. Ведь в ходе такого «исследования» потерян сам его объект - исследуемая функция. Все дело в том, что исследованием двух, отличных от заявленной функции, нельзя заменить исследования данной функции. Даже если эти две функции задаются той же формулой, что и исследуемая, поскольку все они имеют различные области определения.

Если же определения монотонных на множестве функций применить к функции у = х2 с областью определения (— да, + да), то единственный результат, который может быть получен на основе этих определений таков: функция у = х2 с областью определения (— да, + да) не является монотонной. Таким образом, исследуемая на возрастание и убывание функция у = х2 с областью определения у) = (— да, + да) так и осталась неисследованной.

Более того, как будет показано ниже, выбор инструментария исследования (определения монотонных функций и определения точек убывания и возрастания функции) неадекватен поставленной задаче. Дело в том, что, пользуясь определениями возрастающей и убывающей на множестве функции, можно

лишь выяснить, является ли исследуемая функция возрастающей или убывающей. И не более того, что следует из самой сути этих определений.

Опираясь на изложенное выше, приходим к двум выводам:

1) используемая ныне постановка основной задачи исследования функций на возрастание и убывание некорректна, поскольку поиск промежутков возрастания и убывания функции автоматически приводит к потере объекта исследования;

2) инструментарий исследования функций на убывание и возрастание (определения монотонных функций) недостаточен, поскольку он позволяет исследовать только монотонные функции.

Сказанное выше говорит в пользу актуальности нашего предложения исследовать функции на возрастание и убывание на основе другой, непротиворечивой системы определений, считая основной задачей такого исследования классификацию точек области определения функции. То есть определение областей возрастания, убывания и постоянства исследуемой функции, а также ее точки экстремума [3].

Определение 1. Областью возрастания (убывания) функции называется множество точек возрастания (убывания) этой функции.

Определения точек возрастания и убывания функций приведены в ряде исследований [4, с. 224; 5, с. 175] и используют понятие 5-окрестности точки. Однако в силу симметрии 5 -окрестности относительно исследуемой точки в случае дискретных функций с ее помощью далеко не всегда можно найти все точки возрастания (убывания) функции, что показывает следующий пример.

Пусть требуется выяснить, является ли точка х = 1 точкой возрастания функции у (х) = х2 с областью определения В(у) = {- 3; - 2; -1; 0; 1; 3 . Требуется также найти области возрастания и убывания данной функции.

В этом примере (рис. 1) с помощью определения точки возрастания функции на основе понятия 8 -окрестности точки невозможно классифицировать точку х = 1 как точку возрастания данной функции, поскольку не существует такой 8 -окрестности этой точки, в которой у (х1) < у (х) < у (х2) , где х1 е (1 - 8; 1) и х2 е (1; 1 + 8 ). В то же время, как видно, например, из графика данной функции, точка х = 1 есть точка возрастания заданной функции. Рассмотренный пример позволяет сделать вывод, что определения точек возрастания и убывания функций, базирующиеся на понятии 8 -окрестности, позволяют успешно находить эти точки только при исследовании непрерывных функций и могут оказаться недостаточными в случае дискретных функций. Если же обобщить эти определения, заменив в них понятие 8 -окрестности на понятие окрестности, которая может быть и несимметричной относительно исследуемой точки, то точка х = 1 в рассмотренном выше примере будет классифицирована как точка возрастания функции. Сформулируем обобщенные определения точек убывания и возрастания функции.

Определение 2. Точка х0 области определения функции у = у(х) называется точкой убывания, если существует такая окрестность этой точки (х0 - 81; х0 + 82), в которой у(х) > у(хо) при х < хо, х е Б(у) и у(х) < у(хо) при х > хо, х е Б(у).

Определение 3. Точка х0 области определения функции у = у(х) на-

10

У

1 X

Рис. 1. График функции

зывается точкой возрастания, если существует такая окрестность этой точки (х0 - 81; х0 + 82), в которой у(х) < у(хо) при х < хо, х е у) и у(х) > у(хо) при х > хо, х е Б(у).

В соответствии с этими определениями, где у) - область определения функции, точка минимума функции х = о в примере не может быть включена ни в область возрастания, ни в область убывания исследуемой функции. Аналогичные заключения, очевидно, будет иметь место и для точек экстремума любых других функций.

Исследуем далее точки х = -3 и х = 3 из предыдущего примера. Ясно, что поскольку функция не определена слева от точки х = -3 и справа от точки х = 3 , определения 2 и 3 для этих точек неприменимы. Поэтому для их классификации потребуются еще два определения.

Определение 4. Точка хо называется точкой убывания функции у = у (х) справа (слева), если существует такая правосторонняя (левосторонняя) окрестность этой точки

^хо 8 5 . в которой

У(х)<У(х0) (/(х)>/(х0)) при х > хо ( х < хо ), х е

В( у)

211

Определение 5. Точка х0 называется точкой возрастания функции у = /(х) справа (слева), если существует такая правосторонняя (левосторонняя) окрестность этой точки [х0, х0 + 8 ) ((х0 - 8, х0 ]), в которой /(х)>/(х0) (/(*)</(*„)) при х > х0 (х < х0), х е О(/).

Применяя определения 4 и 5 соответственно к точкам х = —3 и х = 3 , приходим к выводу, что точка х = —3 -это точка убывания справа, а точка х = 3 - точка возрастания слева. Следовательно, областью убывания функции из предыдущего примера является множество О х = {— 3, — 2,— 1} а областью возрастания - О ^ = {1, 3}.

При этом понятно, что при первоначальном введении функциональной зависимости и изучении свойств функций в 7 классе средней школы, сразу же вводить такое, далеко не самое простое для усвоения понятие, как понятие окрестности точки, могло бы привести к некоторым методическим трудностям. Поэтому строго это понятие разумнее было бы ввести при последующем изучении функций в 8-ом и 9-ом классах. И все же, если в 7-ом классе при изучении функций, заданных на множествах изолированных точек, за-

Рис. 2. Функция с областью нестрогого убывания и областью нестрогого возрастания

менить определения 2-4 на эквивалентные им определения, в которых используются гораздо более простые для усвоения понятия - понятия предшествующей и последующей точек дискретного множества, то такая пропедевтика позволила бы сформировать правильные начальные представления учащихся о точках убывания и возрастания функций. Это предложение тем более уместно, что графики функции строятся с помощью таблиц значений функции, составаленных для отдельных точек ее области определения.

Определение 2'. Точка х называется точкой возрастания функции у = /(х) , если выполняется неравенство /(х,—1) < /(х,.) < /(х,.+1) , то есть если значение функции в данной точке больше значения функции в предшествующей точке, но меньше значения функции в последующей точке.

Определение 3'. Точка х, называется точкой убывания функции у = /(х) , если выполняется неравенство /(х,—1) > /(х,) > /(х,+1).

Определение 4'. Точка а = х1 функции у = /(х) называется точкой убывания (возрастания) справа, если выполняется неравенство /(х1) > /(х2) ( /(х1) < /(х2) ).

Определение 5'. Точка Ь = хп функции у = /(х) называется точкой убывания (возрастания) слева, если выполняется неравенство /(хп ) < /(хп—1) (

/(хп ) > /(хп—1) ).

Заметим, что определения 4, 5, 4', 5' можно использовать при исследовании функций на возрастание и убывание, лишь применяя их к наименьшему и наибольшему значениям независимой переменной из области определения функции.

Остановимся далее на выявлении множеств точек, в которых функция не-

строго убывает или возрастает. Для этого достаточно воспользоваться системой определений, аналогичной системе определений 2-5 с заменой знаков < и > соответственно на < и >.

Рассмотрим пример исследования такой функции, график которой изображен на рис. 2. и которая имеет область нестрогого убывания О э = |а, с] и область нестрогого возрастания О & = [й, с1 ]. Отсюда видно, что отрезок, параллельный оси абсцисс входит как в область нестрогого убывания функции, так и в область нестрогого ее возрастания, то есть точки этого отрезка не классифицируются, а значит, функция недостаточно детально исследована. Поэтому разумно ввести понятие области постоянства функции О-.

Определение 6. Областью постоянства функции называется объединение множеств точек области определения функции, каждое из которых включает в себя не менее двух точек, значения функции в которых одинаковы.

Как и для выявления точек убывания и возрастания функции, в качестве инструментария определения точек постоянства функции используются окрестности точек (в общем случае - замкнутые).

Система определений 2-6 вместе с определениями точек экстремумов позволяет при исследовании функции на возрастание и убывание разбить все точки ее области определения на шесть непересекающихся классов точек: область убывания, область возрастания, область постоянства, точки

Рис. 3. Схема классификации точек области определения функции

минимума, точки максимума и точки, не входящие в первые пять классов.

Таким образом, предлагаемый нами подход к исследованию функций на возрастание и убывание представляет собой не только полноценную и, скорее всего, безальтернативную схему, позволяющую классифицировать все точки области определения исследуемой функции (рис. 3).

Пользуясь системой определений 2-6 в соответствии со схемой рис. 3, исследовав функцию у = х2 , получим следующие результаты: область убывания О х = о), область возрастания О = (о, + да), {)} - множество минимумов функции.

Аналогично, используя определения 2-6, нетрудно получить следующие результаты исследования функции, график которой изображен на рис. 2: область убывания О х = [а, Ь), область постоянства О = [й, с], область возрастания -О- = (с, с[\. Здесь точки х = Ь и х = с включены в область постоянства функции, поскольку существуют их односторонние окрестности, содержащие эти точки, во всех точках которых значения функции одинаковы. Определения нестрого возрастающих и убывающих функций, как видно из приведенного

213

ф

214

примера, становятся излишними в процессе исследования, ввиду того, что выполнено более детальное исследование.

Заметим также, что при определении области убывания (возрастания) функции в качестве инструмента классификации необходимо пользоваться двусторонней окрестностью исследуемой точки. И только при классификации точек, соответствующих наименьшему и наибольшему значениям аргумента (если они существуют) используются односторонние окрестности этих точек. В качестве универсального инструмента выявления точек постоянства функции следует в общем случае пользоваться замкнутыми окрестностями исследуемых точек.

При дальнейшем изучении свойств функций важно обратить внимание на необходимость уточнения терминологии при исследовании функций на непрерывность и с помощью производных. А именно:

• при исследовании функций на непрерывность вместо термина «промежутки непрерывности» следует пользоваться термином «область непрерывности»;

• при вычислении производной функций действительной переменной вместо терминов «промежутки диф-ференцируемости» функции следует пользоваться термином «область диф-ференцируемости» функции;

• при исследовании функций действительной переменной на выпуклость (вогнутость) вместо терминов «промежутки выпуклости функции» и «промежутки вогнутости функции» правильно использовать термины «область выпуклости функции» и «область вогнутости функции».

Таким образом, в результате детального анализа традиционного подхода к исследованию функций на убы-

вание и возрастание в средней школе и вузе приходим к следующим выводам и предложениям:

1) традиционный подход содержит неустранимые внутренние противоречия, связанные с некорректной постановкой основной задачи и неадекватностью инструмента исследования;

2) предложены новая концепция исследования функций на убывание и возрастание, соответствующий ей подход и адекватный инструментарий;

3) в рамках нового подхода сформулирована основная задача исследования функций на убывание и возрастание, разработана схема исследования функций на основе классификации точек ее области определения;

4) разработаны методические рекомендации реализации нового подхода в средних школах и вузах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др. / Под ред. А. Н. Колмогорова. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

2. Блох А. Я. Возрастание функции в точке и на множестве // Математика в школе. - 1978. - № 6.

3. Новиков А. Д. Возрастание и убывание функций на дискретных множествах // Высшее образование сегодня. -2008. - № 12.

4. Ильин В. А., Садовничий В. А., Сен-дов Бл. Х. Математический анализ. Начальный курс: В 3-х т. - Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

5. Райков Д. А. Одномерный математический анализ: Учеб. пособие. - М.: Высш. школа, 1982. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.