Список использованной литературы:
1 Трофимов А.Ю., Бурдыгина Е.В. Перспективы нетрадиционной энергетики в северных регионах // Трубопроводный транспорт - 2011: материалы VII Международной учебно-научно-практической конференции. - Уфа: УГНТУ, 2011. - С. 239-241.
2. Байков И.Р., Молчанова Р.А., Гатауллина А.Р., Кулагина О.В. Предложения по предоставлению информации о вторичных энергетических ресурсах (ВЭР) в энергетическом паспорте //Территория нефтегаз, 2013. - 9. - С.76-83.
© Гарипов Н.И., Шаймарданов А.А., 2016
УДК 656.021.8
Л.В. Гордиенко
к.т.н., ст. преп. ИНЭП, ЮФУ г. Таганрог, Российская Федерация А.И. Павлова ст-т гр. ЭПбо4-1 ИНЭП, ЮФУ г. Таганрог, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И АНАЛИЗА ГОРОДСКОЙ ДОРОЖНОЙ СЕТИ
Аннотация
В работе рассмотрены способы применения геоинформационных систем для управления дорожной сетью города. Исследованы функции пространственного анализа, необходимые для анализа и мониторинга дорожной сети города. Описаны этапы решения проблем, связанных с ухудшением дорожной обстановки, с помощью функций геоинформационных систем.
Ключевые слова
Геоинформационные системы, дорожная сеть, пространственный анализ, мониторинг.
Дорожная сеть города имеет важное экономическое и социальное значение. Городская дорожная сеть представляет собой сложное инженерное сооружение с пространственно-координатной привязкой. Поэтому эффективным инструментом для хранения и обработки информации об автомобильных дорогах являются геоинформационные системы (ГИС).
ГИС - программные продукты, предназначенные для создания, визуализации и анализа данных, размещённых на поверхности Земли, и для которых важна координатная привязка или взаимосвязь с другими пространственными объектами [1].
В настоящее время ГИС применяются в самых разных отраслях экономики: для управления недвижимостью и землепользованием, для управления дорогами и инженерными коммуникациями населённых пунктов и промышленных предприятий, для управления нефтегазопромысловыми площадками, трубопроводами, электрическими сетями и пр [2].
Геоинформационные системы предназначены для управления большим количеством разномасштабной картографической информации, анализа взаимосвязей объектов в пространстве, управления атрибутными характеристиками объектов [3].
Целью данной работы является исследование инструментов пространственного анализа ГИС и возможностей визуализации данных применительно к городской дорожной сети.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
С помощью ГИС в дорожной отрасли решается достаточно широкий круг задач: поиск оптимальных маршрутов, кадастровый учет объектов дорожного хозяйства, мониторинг дорожных сетей, проектирование дорог и т.д.
В данной работе подробно исследуем способы применения ГИС для разработки и реализации проектов дорог с учетом особенностей современной дорожной отрасли. Это связано, прежде всего, с высоким уровнем автомобилизации, который затронул уже средние и малые города России. При этом дорожные сети городов мало изменились. По этой причине постоянно возникают заторы, пробки, аварии.
Проблемы, связанные с ухудшением условий дорожного движения, требуют незамедлительной разработки мер по увеличению пропускной способности улиц и дорог города.
В данном исследовании выделим следующие этапы:
1. мониторинг транспортных потоков с помощью картографических сервисов ГИС.
Основа любой системы мониторинга — информация о характеристиках объектов наблюдения. Для мониторинга значимыми являются следующие свойства транспортных потоков:
— интенсивность движения автомобилей и пешеходов на улично-дорожной сети города;
— неравномерности распределения потоков по часам суток, по направлениям движения, в будни и выходные дни недели;
— скорость потока;
— плотность потока.
На данном этапе удалось установить фактические параметры транспортных потоков и закономерности их изменения в пространстве и во времени, выявить неблагоприятные тенденции.
Рисунок 1 - Выявление транспортных потоков на примере г. Таганрога
2. Анализ транспортных потоков с привлечением дополнительной информации о дорожной сети (геометрические характеристики автомагистралей, материал дорожного покрытия, степень износа и т.д.). На данном этапе рационально использование спутниковых снимков.
Рисунок 2 - Спутниковый снимок Google Maps
3. Использование функций картометрического, пространственного анализа в ГИС, связи атрибутивной и пространственной информации для разработки управленческих решений оптимизации улично-дорожной сети г. Таганрога.
На основе данных, получаемых с помощью ГИС можно принимать решения о модификации существующей дорожной сети. Например, некоторое увеличение пропускной способности можно получить путем организации системы одностороннего движения по существующим улицам.
Рисунок 3 - Использование функций ГИС для планирования системы движения
Итоговый результат работы будет заключаться в создании рабочего инструмента на основе ГИС, позволяющего на экране компьютера отображать транспортную ситуацию на УДС, а также моделировать различные методы управления дорожным движением на УДС города, например:
— закрытие движения на отдельных участках УДС;
— расширение (реконструкция) отдельных участков УДС;
— строительство новых участков УДС;
— изменение маршрутов движения городского пассажирского транспорта;
— изменение организации движения на перекрёстках УДС;
— функционирование улично-дорожной сети в режиме чрезвычайных ситуаций.
Перечисленные меры по увеличению пропускной способности, несомненно, должны привести к положительному эффекту, при условии тщательной проработки схемы одностороннего движения на стадии специализированной разработки, где должны быть решены ряд технических задач по организации движения, в частности левоповортного (оттянутого) движения в транспортных узлах. Список использованной литературы.
1. Скворцов А.В. Геоинформатика: Учебное пособие. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2006. - 336 с.
2. Геоинформационные системы : учеб. пос. для студ., аспирантов и специалистов. В 3 ч. / авт.-сост. : Ю. Ю. Герасимов [и др.]. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014.
3. Геоинформационные системы [Текст] : учебное пособие / Т. М. Ефремова ; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар : СЛИ, 2013.
© Гордиенко Л.В., Павлова А.И., 2016
УДК 004.4'22
Л.В. Гордиенко
к.т.н., ст. преп. ИНЭП, ЮФУ г. Таганрог, Российская Федерация
И.В. Горда ст-т гр. ЭПбо4-1 ИНЭП, ЮФУ г. Таганрог, Российская Федерация
ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГИС-ОТРАСЛИ В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
В данной работе исследованы способы применения геоинформационных систем в газовой отрасли. Описано, что данная отрасль характеризуется территориальной распределенностью. Описана эффективность применения геоинформационных систем для решения задач газовой отрасли.
Ключевые слова Геоинформационные системы, газовая отрасль, визуализация
Современные информационные технологии, в том числе и геоинформатика, коренным образом изменяют современный образ жизни человека. ГИС поддерживается аппаратным, информационным, нормативно-правовым, кадровым и организационным обеспечением. Источники пространственных данных для ГИС — основа их информационного обеспечения. Затраты на информационное обеспечение геоинформационных проектов достигают 90 % от их общей стоимости.
Стремительное развитие ГИС-технологий дополнило традиционные методы исследований во многих сферах, одной из них является газовая отрасль [1].
В данной работе мы рассмотрим основные задачи, которые может решить ГИС в данном направлении.
Газовая отрасль в России характеризуется ее большой территориальной распределенностью газодобывающих и газотранспортных предприятий. Многие из этих предприятий широко использую ГИС для решения автоматизации бизнес-процессов. В силу специфики своей работы диспетчеры и руководители предприятий газовой отрасли постоянно взаимодействуют с огромным массивом информации о