Научная статья на тему 'Структура и задачи геоинформационной системы дорожного движения Петропавловска-Камчатского'

Структура и задачи геоинформационной системы дорожного движения Петропавловска-Камчатского Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / TRAFFIC / ROAD NETWORK / TRAFFIC FLOWS / MODELING / GEOGRAPHICAL INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алецкий Сергей Николаевич, Гудима Георгий Ярославович, Проценко Игорь Геннадьевич

Формулируются основные задачи и структура геоинформационной системы сбора и анализа дорожных данных для выработки оптимальных решений по регулированию транспортных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Алецкий Сергей Николаевич, Гудима Георгий Ярославович, Проценко Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and tasks of the traffic geographical information system of Petropavlovsk-Kamchatsky

Main tasks and structure of geographic information system of collection and analysis of traffic data were formulated to develop optimal solutions to regulate traffic flows

Текст научной работы на тему «Структура и задачи геоинформационной системы дорожного движения Петропавловска-Камчатского»

СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКА-КАМЧАТСКОГО

С.Н. Алецкий1, Г.Я. Гудима2, И.Г. Проценко3

1-3 Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

1e-mail: fx.banzai@mail.ru 2e-mail: Kapustko41@mail.ru 3e-mail: ip1954@list.ru

Формулируются основные задачи и структура геоинформационной системы сбора и анализа дорожных данных для выработки оптимальных решений по регулированию транспортных потоков.

Ключевые слова: дорожное движение, улично-дорожная сеть, транспортные потоки, моделирование, геоинформационная система.

Structure and tasks of the traffic geographical information system of Petropavlovsk-Kamchatsky. S.N. Aleckiy1, G.Ya. Gugima2, I.G. Protsenko3 (1-3 Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatski, 683003)

Main tasks and structure of geographic information system of collection and analysis of traffic data were formulated to develop optimal solutions to regulate traffic flows.

Key words: traffic, road network, traffic flows, modeling, geographical information system.

Обстановка на дорогах Петропавловска-Камчатского ухудшается с каждым днем: постоянный рост числа машин в автопарке города затрудняет функционирование улично-дорожной сети (УДС), приводит к образованию дорожных заторов, а скопление транспортных средств на дороге существенно снижают ее пропускную способность. Большая интенсивность движения влечет за собой более быстрый износ дорожного покрытия. Дорожные заторы приводят к увеличению суммарных потерь времени и топлива, к ухудшению экологии воздуха, к увеличению психического напряжения водителей и пешеходов. Растет число нарушений правил дорожного движения, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям - это свидетельствует о том, что безопасность на дорогах тесно связана с эффективностью работы УДС города.

Решение одной из главных проблем Петропавловска-Камчатского заключается в том числе и в эффективной организации работы УДС города, и в поддержании состояния дорожного покрытия на требуемом уровне. Для решения этих двух основных задач необходимо обладать соответствующей информацией: о транспортных потоках, состоянии дорожного покрытия, состоянии и качестве функционирования элементов УДС. При этом следует подчеркнуть тот факт, что для принятия эффективных решений в области организации оптимального и безопасного дорожного движения необходимо обладать по возможности всем комплексом необходимой информации.

В качестве инструмента решения транспортной проблемы города предлагается реализовать геоинформационую автоматизированную систему сбора, анализа дорожных данных и выработки оптимальных решений по оперативному и стратегическому регулированию дорожного движения (сокращенно ГИС ДД).

Прежде чем приступить к описанию проекта ГИС ДД, дадим основные определения, которые используются в данной работе. В рамках проекта будут применяться следующие сокращения и термины:

- ГИС - геоинформационная система - совокупность нормативных, информационных, программно-технических и других средств и обеспечения, предназначенных для сбора, обработки и выдачи пользователям информации об объектах и процессах с привязкой к географическим координатам;

- ДД - дорожное движение;

- ДС - дорожная сеть - сеть взаимосвязанных дорог общегородского и районного значения, соединяющих жилые и промышленные районы города, по которым осуществляется движение транспортных и пешеходных масс;

- ДТП - дорожно-транспортное происшествие;

- ОДД - организации дорожного движения;

- ПДД - правила дорожного движения;

- ПО - программное обеспечение;

- УДС - улично-дорожная сеть - совокупность улиц, площадей и дорог общегородского и районного значения, соединяющих жилые и промышленные районы города между собой, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов.

- ТСОД - технические средства организации дорожного движения - средства регулирования дорожного движения. По назначению делятся на средства информирования участников дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие устройства) и устройства, обеспечивающие нормальное функционирование средств информации (контроллеры, детекторы, устройства обработки и передачи информации, диспетчерской связи и т. д.);

- Состояние дорожной сети - усредненная по участкам оценка пропускной способности дорожной сети, полученная на основе информации о скоростях, интенсивностях и плотностях движения, либо же на основе информации, поступающей от жителей города, в данный момент являющихся участниками дорожного движения в городе на этих участках;

- Транспортный поток - совокупность транспортных средств, одновременно участвующих в движении на определенном участке УДС.

ГИС ДД предназначена для информационной поддержки эффективного управления дорожным движением в Петропавловске-Камчатском. Особенностью системы является то, что для анализа дорожной обстановки привлекается информация о транспортных потоках, состоянии дорожного движения и дорожного покрытия на всех участках УДС города, поступающая от:

- технических средств (датчиков и т. д.);

- специалистов дорожных фирм, осуществляющих сбор данных в рамках решения задач ремонта и модернизации дорог;

- государственных экспертов;

- активных горожан, использующих систему модульно-рейтинговой оценки ГИС ДД.

Помимо этого, при непосредственном участии горожан проводится сбор сведений о точках

аттракции - бизнес-центров, торговых и развлекательных центров, то есть притягательных центров скопления людей и транспортных средств. Сбор данных оценки качества дорог и других сведений от горожан проводится в on-line режиме в виде круглосуточного опроса. Каждый житель города (пользователь ГИС ДД) может оценить качество каждого участка сети и обозначить наиболее часто посещаемые места, места работы и т. д. Такая оценка позволит определять либо же корректировать стратегии организации дорожно-ремонтных работ, а также проекты по организации эффективной работы УДС города.

ГИС ДД предоставляет комплексную оценку состояния УДС, возможность прогнозировать развитие ситуации на дорогах города, рассчитывать затраты на дорожно-ремонтные работы и оценивать проектные решения.

Таким образом, функционирование ГИС ДД позволит обеспечить пользователей аналитической информацией:

- о структуре и состоянии дорог;

- состоянии дорожного транспорта и его эксплуатационных характеристиках;

- транспортных потоках;

- точках аттракции.

Для этого в системе реализованы соответствующие функции:

- сбор и анализ данных о структуре и состоянии участков дорожной сети Петропавловска-Камчатского при участии экспертов и горожан;

- сбор и анализ данных о транспортных потоках;

- сбор оценочных данных о состоянии дорожного покрытия на всех участках УДС Петропавловска-Камчатского;

- сбор и анализ сведений о точках аттракции транспортных и пешеходных масс в г. Петропавловске-Камчатском;

- интерактивное, цветографическое отображение карт состояния дорог, загруженности участков УДС и размещения точек аттракции;

- прогнозирование изменений в состоянии дорожного покрытия и отображение прогностических данных на интерактивной карте города;

- прогнозирование состояния УДС при изменении характеристик транспортных потоков и режимов работы светофора;

- моделирование движения транспортных средств по УДС города при планировании проектов по улучшению качества работы УДС;

- ведение актуальных справочников стоимости строительных работ и материалов, применяемых при укладке и ремонте дорожного покрытия;

- расчет стоимости ремонта участков дорожной сети на основании длины выбранного участка, набора ремонтно-укладочных работ и стоимости материалов и работ;

- компьютерное обеспечение планирования ремонтно-укладочных работ в рамках дорожной сети Петропавловска-Камчатского.

ГИС ДД должна работать в режиме круглосуточного мониторинга дорог и предоставлять все собранные данные и их анализ в виде отчетов.

В силу того что на данный момент мониторинг дорог и дорожного движения ведется в форме выездных проверок экспертов из управленческих структур, введенная система ГИС ДД позволит значительно повысить эффективность работы специалистов, занимающихся вопросами транспортного планирования и оценки состояния дорог и дорожного движения, а следовательно, повысится и оперативность реагирования специалистов на изменяющуюся ситуацию на дорогах города.

В связи с тем что в собираемые сведения входят данные о точках аттракции населения, программа может быть использована для расчета и организации проектов по рассредоточению основных притягательных центров по свободным участкам УДС города. Реализация такого рода проектов может положительно повлиять на дорожное движение в городе.

В соответствии с целями создания системы ГИС ДД разбивается на несколько подсистем. Ядро информационной системы - основная неизменная часть ПО обеспечения (рабочая среда взаимодействия подсистем и пользователей) позволяет работать со всеми разделами ГИС ДД как с цельным программным продуктом. Разбивка ПО на модули позволяет упростить процесс модернизации и обновления программ: процедур представления и обработки данных, а также организовать гибкую политику безопасности системы. При этом система будет работоспособна в случае, если не будет доставать некоторых технических компонентов. Например, если в системе не будет реализован сбор данных о транспортных потоках на основе детекторов транспорта, программный модуль не будет учитывать этих данных, но в то же время позволит вводить необходимые данные вручную и будет работать только с ними; в случае если будут подключены детекторы транспорта, отличные от ожидаемых, то модуль можно будет изменить и обеспечить поддержку взаимодействия с детекторами транспорта данного типа, не нарушая при этом работоспособность системы.

Система должна обеспечивать выполнение следующих функций:

Функция авторизации пользователей. В зависимости от уровня доступа системой выделяется несколько функциональных ролей пользователей:

1) анонимный пользователь,

2) зарегистрированный пользователь,

3) веб-администратор,

4) эксперт-аналитик,

5) эксперт-расчетчик,

6) руководитель,

7) администратор.

Для каждого из перечисленных функциональных ролей предоставлен следующий уровень доступа (рис. 1):

Первый уровень «Открытый»

( Анонимный пользователь }

у- .

Второй уровень \

«Авторизированный пользователь»

С

Зарегистрированный

пользователь

j

Г Веб-администратор j

vv

С

с

с

с

Третий уровень «Закрытый»

Эксперт-аналитик

Руководитель

Л

Эксперт-расчетчик

Администратор

3

3

3

3

у

Рис. 1. Функциональные уровни и уровни доступа к системе

Первые два уровня разрешают пользователям работать только с внешним информационным ресурсом. Все пользователи, входящие в эти два уровня, не имеют доступа к внутренней сети системы.

Открытый уровень доступа разрешает только анонимное участие горожан в on-line опросе с целью оценки объектов мониторинга. Он соответственно может быть предоставлен любому пользователю, находящемуся в пределах Петропавловска-Камчатского (Камчатского края), посещающему web-ресурс системы.

В уровень «Авторизированный пользователь» могут быть включены веб-администраторы, осуществляющие администрирование сайта системы, а также авторизированные пользователи, желающие получить дополнительные возможности в работе с web-ресурсом. И пользователи, и web-администраторы заносятся в соответствующую базу данных авторизированных пользователей.

Третий уровень доступа позволяет работать непосредственно с самим программным продуктом внутри локальной сети. Пользователю при входе в систему в зависимости от его полномочий предоставляются различные компоненты. Они представляют собой доступный набор модулей, необходимых для работы авторизированного специалиста.

В программе предусмотрены следующие компоненты:

- «Анализ и прогнозирование»;

- «Планирование и расчет стоимости»;

- «Управление дорожной инфраструктурой»;

- «Администратор».

Таким образом, каждому пользователю доступны только необходимые для него компоненты:

- пользователи с функциональной ролью «Эксперт-аналитик» (4) должны иметь доступ только к компоненте «Анализ и прогнозирование»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пользователи с функциональной ролью «Эксперт-расчетчик» (5) должны иметь доступ только к компоненте «Планирование и расчет стоимости»;

- пользователи с функциональной ролью «Руководитель» (6) должны иметь доступ к компоненте «Управление дорожной инфраструктурой»;

- пользователи с функциональной ролью «Администратор» (7) должны иметь доступ к системным настройкам и журналам событий.

Модуль, обеспечивающий необходимый уровень безопасности системы за счет организации функциональных ролей, включается в основную часть системы (Ядро).

Соответственно локальная сеть, в которой функционирует ГИС ДД, должна быть защищена с применением стандартных средств обеспечения сетевой безопасности. В локальной сети должен быть настроен межсетевой брандмауэр, блокирующий попытки извне просканировать порты серверных и клиентских станций и отбрасывающий потенциально опасные типы сетевых пакетов и соединений.

Аутентификация и авторизация пользователей в системе должны происходить с использованием протоколов и алгоритмов шифрования достаточно высокого уровня криптозащиты. Успешные и неуспешные попытки входа в систему должны регистрироваться в журнале безопасности ГИС ДД.

Система должна противостоять попыткам подбора пароля методом «грубой силы»,

ограничивая число попыток входа в единицу времени.

Функция формирования электронных карт. Данная функция системы направлена на то, чтобы в наиболее удобном для пользователя виде представлять все собранные и обработанные данные по трем основным составляющим:

- загрузка дорог транспортными массами;

- качество дорожного покрытия;

- распределение аттракции в городе.

На основе таблиц, состоящих из собранных данных, система формирует в цветографическом виде электронные карты загрузки дорог города, качества дорожного покрытия и основных точек аттракции.

Функция хранения расчетных формул основных показателей. Программой поддерживаются расчетные формулы основных показателей, которые являются установленными «по умолчанию». Эти формулы описаны в пользовательской документации. В программе организован выбор этих формул и ввод необходимых расчетных единиц (например, поправочных коэффициентов).

Для того чтобы была возможность включения иных расчетных формул, в программе реализована функция добавления новых расчетных формул. Также есть возможность корректировки специалистом уже существующих формул расчета основных показателей. Это гарантирует пригодность системы в случае, если используемые программой формулы станут непригодны (перестанут давать состоятельную оценку) для развивающихся особенностей дорожного движения. Например, в формулы, наряду со стандартными, могут вноситься поправочные коэффициенты, дополнительные функции, расчеты, таблицы, что позволит использовать программу даже в случае, если применяемые ранее расчеты будут неточны. Соответственно любые открытия и разработки в области оценки основных показателей движения могут быть учтены.

Функция формирования и хранения таблиц данных. Необходимые данные поступают в систему от разных источников (таблицы ручной обработки, данные соцопроса, данные с детекторов, оценки экспертов и т. д.). Для того чтобы все они могли быть обработаны и представлены в виде графиков и диаграмм, а также могли быть отображены на электронной карте города, необходимо их согласованное представление в удобном для дальнейшей обработки виде. Данная функция позволяет сформировать все данные в виде таблиц. В итоге одни и те же таблицы могут быть преобразованы в цветографическое представление на электронной карте, преобразованы в графики и диаграммы, а также проанализированы и преобразованы в таблицы статистических данных. Данные таблицы сохраняются в специальной БД и могут быть сохранены в отдельный файл, использованы в имитационной модели для воспроизведения реальной обстановки в городе.

Функция формирования и просмотра отчетности. Данная функция направлена на составление всех необходимых отчетов и вывода этих отчетов на печать. Все дневные отчеты записываются в архивы. К данным отчетам можно обратиться в любое время, имея на то специальный доступ. Дневные отчеты могут быть преобразованы в недельные, месячные, отчеты за квартал и годовые. Отчеты могут отражать как текущее состояние объектов мониторинга, так и прогнозы, и проектные решения. В отчеты могут быть включены любые графики и диаграммы как предлагаемые «по умолчанию», так и составленные пользователем. Таким образом, необязательно пользоваться стандартными отчетами, можно отображать в удобном виде любые зависимости. В итоге пользователю предоставляется достаточно гибкая система формирования отчетов. Все отчеты хранятся в архивах системы и могут быть сохранены в отдельные файлы.

Функция анализа. Функция направлена на расчет по выбранным формулам основных показателей качества дорожного движения и дорожного покрытия и проведения сравнительного анализа изменения рассматриваемых показателей. Функция позволяет осуществлять основные расчеты по строительным/ремонтным/монтажным работам, рассчитывает основные показатели дорожного движения. Данная функция также позволяет создавать нормирующие шкалы, по которым может быть оценена ситуация в терминах «хорошо/плохо». Также присутствует возможность составления оценки влияния различных показателей на связанные с ними процессы (например, влияние состояния дорожного покрытия на качество движения по городу). В рамках функции анализа происходит формирование диаграмм и графиков на основе собранных данных, необходимых для анализа.

Функция экспериментирования и прогнозирования. Данная функция поддерживает возможность прогнозирования ситуаций и дальнейшего состояния объектов мониторинга. Для

16

с

Карта

аттракции

(Карта Л состояния J

Формирование электронных карт

Карта загруженности

Модуль администрирования

осуществления прогнозов и проведения экспериментов используются математические, в том числе и имитационные, модели. Соответственно существует возможность моделирования работы светофоров, транспортных единиц и дополнительных интересующих элементов, моделирования проектных решений и проведения иных различных экспериментов.

Функция опроса населения. Поддержка on-line опросов населения о качестве объектов мониторинга, а также о наиболее часто посещаемых местах. Web-ресурс связан с ядром программного обеспечения системы. На сайте формируются таблицы опросов, после чего они

могут быть загружены в базы данных системы, далее возможна их обработка и проведение анализа.

Каждая из перечисленных выше функций представляет собой отдельный модуль, связанный с ядром системы. Ядро системы связано с базой данных и обеспечивает слаженную работу всех модулей подсистем. Web-ресурс имеет свой аппарат формирования электронных карт, а также свой модуль авторизации. С web-ресурса поступают только таблицы оценок. Таким образом, получить доступ к системе, подключившись к web-ресурсу, невозможно.

Все описанное можно представить следующей функциональной схемой (рис. 2).

/ ' Модуль Web-авторизации

Модуль взаимодействия с

ДТ J

\-\—\ Web-ресурс (

я

I V

Карта загруженности

Модуль взаимодействия с Web-ресурсом

Модуль

анализа

Модуль

прогнозирования

Модуль формирования электронных ^ карт ^ Модуль формирования таблиц данных

а

Карта ] аттракции )

Карта

состояния

J

Библиотека

расчетных

формул

Модуль

авторизации

Рис. 2. Взаимосвязь модулей системы

ГИС ДД состоит из четырех подсистем:

- подсистемы сбора данных;

- подсистемы опроса населения;

- подсистемы расчета;

- подсистемы анализа и прогнозирования.

Подсистема сбора данных реализует следующие функции:

- сбор и запись в БД системы сведений о состоянии дорожного покрытия, предоставляемых специалистами;

- сбор и запись в БД системы сведений о состоянии дорожного движения и основных его показателях, также предоставляемых специалистами.

Подсистема опроса населения необходима для реализации следующих функций:

- опрос населения, посвященный оценке состояния дорожного покрытия;

- опрос населения с целью выявления основных точек аттракции и определения величин скопления транспортных и пешеходных потоков в городе в течение дня;

- формирование электронных карт, иллюстрирующих оценки населения, формируемые непосредственно на сайте;

- передача собранных сведений в систему анализа и прогнозирования, а также сохранение данных в базе данных системы.

Подсистема расчета реализует следующие функции:

- расчет затрат на дорожно-ремонтные работы на основе сведений о ценах на сырье и количестве сырья на единицу площади;

- расчет необходимых показателей транспортных потоков на основе сведений об интенсивностях движения, режимах работы светофоров, количестве транспортных единиц в очередях перед светофорами, о транспортных задержках на светофорах, временных интервалах между транспортными средствами;

- запись всех расчетов в БД.

Подсистема прогноза и анализа реализует следующие функции:

- анализ способов проведения дорожно-ремонтных работ и выбор оптимального по заданным пользователем критериям;

- предоставление информации об участках дорог, на которых необходим тот или иной ремонт и информации о наиболее приемлемом способе их проведения;

- предоставление информации об основных точках аттракции и анализ их состояния (например, точка скапливает слишком большое число транспортных и пешеходных масс - большая вероятность возникновения заторов в этом районе в данное время недели, в данное время дня);

- анализ работы УДС города: предоставление информации о точках возникновения затора, о точках ДТП, об интенсивностях движения на участках дорог, о загруженности движения и об относительной скорости движения на этих участках;

- анализ влияния различных факторов (погодных условий, качества и состояния дорожного покрытия) на качество дорожного движения;

- прогнозирование работы УДС на основе математических, в том числе имитационных, моделей;

- анализ и прогнозирование влияний проектных и организационных решений (изменение циклов и длительности фаз работы светофоров, изменение правил движения, измерения структуры дорожной сети и т. п.) на процесс движения по городу и качество работы УДС города;

- проведение сравнительного анализа по дням/месяцам/годам по интересующим показателям;

- формирование электронных карт;

- формирование аналитических отчетов.

Литература

1. Оптимальное управление движением / В.В. Александров, В.Г. Болтянский, С.С. Лемак, НА. Парусников, В.Н. Тихомиров. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 376 с.

2. Основные положения концепции создания автоматической системы сбора и анализа дорожных данных для выработки оптимальных решений по оперативному и стратегическому регулированию транспортных потоков на основе математической модели // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Второй Всерос. научн.-практ. конф. (25-28 апреля 2011 г.). Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2011. - С. 5-7.

3. Википедия [Электронный ресурс]: Всемирная энциклопедия. Детекторы транспорта. -Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/wiki.

4. Википедия [Электронный ресурс]: Всемирная энциклопедия. ОР8'^кх - Режим доступа: http://wiki.gps-club.ru/index.php.

5. Гудима Г.Я. Анализ возможных реализаций системы мониторинга подвижных средств дорожно-транспортной сети // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Второй Всерос. научн.-практ. конф. (25-28 апреля 2011 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2011. - С. 25-27.

6. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. -5-е изд., перераб. и доп. - М: Транспорт, 2001. - 247 с.

7. Хейт Ф. Теория транспортных потоков и управление ими. - М.: Мир, 1966. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.