И.Н. Маркарян
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
INVESTIGATION OF FUNCTIONAL SUBSYSTEMS OF THE ORGANIZATIONS MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS
Аннотация: в статье рассмотрено исследование функциональных подсистем управления организаций в современных условиях. Выявлена потребность в общенаучных и частнонаучных методах. Предлагается лицам, принимающим решение, и менеджменту организаций в своей повседневной деятельности использовать статистические, системные методы, а также частнонаучные методы для своевременного реагирования на изменения внешней среды организаций.
Ключевые слова: функциональные подсистемы, исследование систем управления, общенаучные и частнонаучные методы, экономические исследования, статистический метод, Парето метод, метод Исикавы.
Abstract: the article deals with the investigations of functional subsystems of the organizations management in modern conditions. The demand for general and particular scientific methods is revealed. The article is intended for those, who make decisions, and for the management of organizations so as to use in full statistical systemic methods in their everyday work as well as use particular scientific methods for timely responding on changes of the organization's external environment.
Keywords: functional subsystems, investigation of management systems, general and particular scientific methods, economic research, statistical methods, Pareto method, Ishikawa method.
В настоящее время исследование подсистем менеджмента (таких как персонала, производства, качества, финансов, маркетинга, логистики) осуществляется рядом общенаучных и частнонаучных методов.
Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частнонаучных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий.
К общенаучным методам исследования обычно относят: контроль и диагностика проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально- декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий.
К частнонаучным методам можно отнести: определение выборки и методы социологических исследований Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента.
Вышеуказанные методы специфичны для каждой функциональной подсистемы. Так, для исследования системы управления финансами используется коэффициентный анализ расчета финансовой устойчивости, ликвидности, кредитоспособности и т.д., для исследования менеджмента качества обычно применяются метод Парето и Исикавы.
Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система. В тоже время системный метод позволяет анализировать проблемы, возникающие на любом участке работы: в технологической цепочке, складировании, распределении денежных средств и т.д., комплексно анализировать во взаимосвязи вопросы управления, появляющиеся в разных функциональных подсистемах менеджмента. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания
либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности.
Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:
• выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;
• установление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений;
• выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;
• сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
• использование передового опыта других предприятий;
• изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.
Системный анализ начинается с уточнения или формулировки целей конкретной системы управления предприятия и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).
Первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих целей.
Частнонаучными методами исследования систем управления, используемыми для анализа подсистемы управления финансами, определения уровня риска инвестиционных проектов, слабых мест в хозяйственной деятельности организации, являются методы экономического анализа. Они занимают значительное место в группе исследовательских приемов для изучения систем управления. Профессионализм менеджера заключается в овладении современными методами анализа, планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности, определения ее взаимосвязи с аспектами маркетинговой деятельности. При исследовании проблем, возникающих в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия может применяться модель «издержки-объем-прибыль», коэффициентный анализ, сравнительный анализ проектов, бюджетирование как один из наиболее эффективных инструментов планирования. Сегодня недостаточно только выполнить производственный план, необходимо думать о том, как продать произведенную продукцию, получить прибыль и существовать в подвижной среде бизнеса.
Экономические исследования систем управления необходимы для анализа риска и определения дальнейших перспектив деятельности организации. Для определения риска можно использовать статистический, экспертный и комбинированный методы. Их конкретное применение как инструментов финансового анализа освещено в различных источниках [1, с. 63; 2, с. 28]. Рассматривая приведенные методики, следует отметить, что особое внимание уделяется статистическому методу.
Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей предприятия, устанавливается величина и частота получения экономической отдачи и составляется прогноз на будущее. Под отдачей понимается экономическая рентабельность и эффективность затрат (инвестиций), которая рассчитывается как отношение прибыли к затратам, необходимым для ее получения. Главные инструменты статистического метода расчета риска -вариация, дисперсия и стандартное отклонение. Однако статистический способ расчета степени риска требует наличия большого массива данных, что является в ряде случаев затруднительным.
Преимущество тех или иных исследовательских методов, , используемых в практике менеджмента, определяется возможностью получения управленческого эффекта, преодоления
проблем и моделирования оптимального прогноза деятельности организации на перспективу. Примером успешного использования моделирования в стратегическом планировании является концепция Бостонской Консультативной Группы (БСО), которая также известна как модель «роста-доли». Модель БСО представляет из себя матрицу, на которой бизнес-единицы изображены окружностями (см. рис.). Ось абсцисс является логарифмической, поэтому коэффициент, характеризующий относительную долю рынка, занимаемую бизнес-областью, изменяется от 0,1 до 10. Доля рынка рассчитывается как отношение объема продаж организации в соответствующей бизнес-области к общему объему продаж у ее конкурента. По оси ординат берутся темпы роста рынка, определяемые объемами выпущенной продукции. В оригинальной версии БСО границей высоких и низких темпов роста является 10%-ое увеличение объема производства в год.
Темпы роста рьшзэ
Трудные Звезды
дети V—^ Х--^
}' -Бизнес- \
( область 1
Дойные
Собаки коровы
20°-Ь
0,1 1
Рис. Расположение бизнес-областей на матрице БвО
Каждая нанесенная на матрицу окружность характеризует только одну бизнес- единицу, присутствующую в бизнес-портфеле исследуемой организации. Иногда на окружности выделяется сегмент, характеризующий относительную долю бизнес- области организации на данном рынке. Размеры рынка оцениваются по объемам продаж, иногда по стоимости активов.
Основное внимание в модели БСО сосредоточено на потоке денежной наличности, которая направляется на проведение операций в отдельно взятой бизнес- области. Уровень дохода или расхода денежной наличности находится в сильной зависимости от темпов роста рынка и относительной доли организации на этом рынке. На стадии зрелости и на заключительной стадии жизненного цикла успешный бизнес генерирует денежную наличность, а на стадии роста бизнеса происходит поглощение денежной массы.
Для поддержания непрерывности успешного бизнеса свободная денежная масса, образующаяся в результате осуществления зрелого бизнеса, частично инвестируется в новые области бизнеса, которые в будущем могут стать источниками дохода. Если темпы роста рынка высокие в сравнении с другими рынками, то организация, размещающая свои бизнес-единицы в соответствующей области, очень скоро может получить отдачу от инвестиций. Метод БСО, апробированный как инструмент прогнозирования денежных потоков и формирования стратегического бизнес- портфеля, показывает нам, как можно успешно использовать весь комплекс исследовательских приемов в менеджменте.
Рассмотрим теперь пример использования исследовательских процедур экспертных оценок и диагностики в подсистеме управления качеством.
Причинно-следственная диаграмма Исикава - это экспертный метод, применяемый для выявления причин сбоя технологических процессов в том случае, если явные нарушения
Деля рынка
10
обнаружить сложно. С целью оценки состояния системы управления качеством группой экспертов определяются факторы влияния: качество труда, качество документации, качество средств труда и качество предметов труда. На следующем этапе для каждой составляющей определяются причины, и строится причинно-следственная диаграмма, которая получила наименование «рыбьего скелета». Для каждого фактора, представленного в диаграмме, экспертным путем определяется весовой показатель, отражающий сравнительную оценку, вклад того или иного фактора в обеспечение качества.
В свою очередь, диаграмма Парето - известный метод, применяемый группами качества для исследования проблем, связанных с дефектами. В соответствие с принципом Парето, любой дефект представляет собой результат действия целой группы причин, на или две из которых выступают в качестве доминирующих. Диаграмма Парето - это метод, основанный на статистических данных, позволяющий быстро осуществлять диагностику дефектов с целью дальнейшего устранения слабых мест в системе управления качеством.
Используемые приемы диагностирования, выявления проблем, поиска оптимальных мер по усовершенствованию механизма функционирования систем управления требуют от руководителей знаний и навыков исследовательской работы. Менеджер в своей деятельности, в какой бы функциональной подсистеме он не работал, должен владеть определенным комплексом исследовательских методов, иметь способность к самостоятельной формулировке и выдвижению гипотез, разработке задач исследования и их воплощению в жизнь в условиях ограничения времени и средств.
В заключении сделаем следующие выводы:
- менеджер организации в современных условиях должен владеть определенным комплексом наработанных исследовательских методов;
- лицо, принимающее решение, должно иметь способность к самостоятельной формулировке и выдвижению гипотез, разработке задач исследования и их воплощению в реальность в условиях неопределенности внешней среды.
Литература
1. Варюхин А.С. Логистические подходы в системе разработки управленческих решений на предварительном этапе реализации инновационных проектов. - Экономика и управление в сфере туризма и рекреации: научный журнал « Вестник СГУТ и КД». Федеральное агентство по образованию выпуск 3-4 Сентябрь- Октябрь 2008г. - Сочи: РИО СГУТ и КД, 2008. - с.66-69.
2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. -М: ПРИОР, 2002. - 384с.
3. Лобанов А.С. Системно мыслящий менеджер // Научно-техническая информация. Сер.
1. 2009. № 5. С. 11 - 14.