5. Hit L. V. Kompleksnaya ocenka ehffektivnosti pensionnoj sistemy kak prioritetnoe napravlenie soci-alno-ehkonomicheskoj politiki Rossii, Teoriya i praktika obsh-chestvennogo razvitiya, 2011, No. 2, pp. 271-275.
6. Peskova D. R. Institucional'nye aspekty kommer-cheskoj tajny (Institutional aspects of trade secrets) // EH-konomicheskij analiz : teoriya i praktika. 2009, No. 34, pp.51-54.
7. Barbashova S. A. Byudzhetnaya politika v period krizisa, (Upravlenie reformirovaniem socialno-ehkonomicheskogo razvitiya predpriyatij otraslej regionov sb nauch st VI mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konf studentov aspirantov i prepodavatelej Penza PGU), 2015, pp. 83-85.
8. Sokolova I. S. Personalnye cennosti zhiznennyj stil i resursy potrebitelej (Povedenie potrebielej Uchebnik Pod obshch red O. N. Romanenkovoj) Vuzovskij uchebnik, IN-FRA-M, 2015, pp. 196-211.
9. Fedotov D. YU. Soderzhanie i struktura finanso-vogo mekhanizma pensionnoj sistemy Rossii, Izvestiya IGEHA, 2007, No. 1, pp. 5-8.
10. Bunkovskij D. V. Legalnye i nelegalnye sposoby nalogovoj optimizacii predprinimatelskogo proekta , Vest-nik VSGUTU, 2016, No. 1, pp. 61-67.
11. Inozemceva L. P. Ocenka razvitiya i analiz so-vremennogo sostoyaniya pensionnoj sistemy Rossii, Vest-nik KemGU, 2013, No. 54, pp. 271-276.
12. Barbashova S. A. Nekotorye voprosy demografii v ehkonomicheskoj teorii, (S. A. Barbashov, a N. N. Solo-gub) Federaciya 2009, No. 12, pp. 4-42.
13. Trunova N. N., Bakumenko B. M. Problemy formirovaniya ehffektivnoj pensionnoj sistemy Rossii, So-cialno-ehkonomicheskie yavleniya i processy 2013, No. 5, pp.193-195.
14. Barbashova S. A. Analiz inflyacionnyh proces-sov v Rossii (Modeli sistemy seti v ehkonomike tekhnike prirode i obshchestve sb I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i molodyh uchenyh pod red V. M. Volodina ) Penza 2011, pp. 179-182.
15. Kichigina I. S. Socialno-ehkonomicheskie uslo-viya formirovaniya malogo predprinimatelstva v selskoj mestnosti, Regionalnaya ehkonomika teoriya i praktika, No. 11, 2010, pp. 50-54.
16. Zaharov M. L. Mezhdunarodnye standarty i ros-sijskaya pensionnaya sistema , ZHurnal rossijskogo prava , 2012, No. 9, pp. 10.
17. Solovev A. K. Melezhik N. V. Aktuarnyj analiz finansovoj obespechennosti pensionnyh obyazatelstv, Pen-siya, 2013, pp. 11.
18. Kasparyanc N. M. Sushchnost i soderzhanie sis-temy pensionnogo obespecheniya, Koncept, 2014, No. 5, pp.16-20.
19. Sokolova I. S. Razvitie malogo predprinima-telstva v regionalnoj ehkonomike na primere Penzenskoj oblasti dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ehkonomicheskih nauk Vserossijskij zaochnyj finansovo-ehkonomicheskij institut Moskva, 2011.
20. Rafikova R. R. Zarubezhnyj opyt negosu-darstvennogo pensionnogo strahovaniya, Vestnik VUiT, 2011, No. 75, pp. 20-30.
21. Rostova A. V., ZHelnina E. V. Gotovnost k inno-vaciyam zhitelej sovremennogo promyshlennogo monogo-roda Socialno-gumanitarnyj vestnik yuga Rossii, 2012, No. 10-11, pp. 124-126.
Дата поступления статьи в редакцию 10.05.2016.
08.00.05 УДК 334.025
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРОЕКТЕ
© 2016
Буньковский Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин
Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск (Россия)
Аннотация. Необходимость решения растущего количества все усложняющихся проблем, поставленных перед мировым сообществом, привело к созданию широких комплексных систем, позволяющих объединить усилия многих отраслей. Концепция управления проектами обеспечивает именно такой подход к решению сложных проблем.
На протяжении своей истории методология управления проектами обогащалась достижениями менеджмента, экономики инвестиций, управления качеством, анализа, информационных технологий. Использование управления проектами в разных сферах предпринимательства - в инвестиционном предпринимательстве, строительстве, инновационной деятельности, высокотехнологичном производстве и т. п. способствовало обогащению методологии управления проектами, различными аспектами, отражающими специфику отраслей экономики.
В мировой практике управление проектами, основанное на научных методах, можно сказать, поставлено на поток. Формализованные методы управления проектами являются неотъемлемой частью повседневной деятельности предпринимателей и руководителей разного уровня, они развиваются и обеспечивают гибкость и эффективность предпринимательства в любых сферах.
Применение методов управления проектами позволяет рационально формулировать цели различных мероприятий, оптимально планировать инвестиционную и инновационную деятельность, наиболее полно учитывать риски, находить и оптимизировать использование ресурсов, контролировать выполнение составленных планов, анализировать фактические данные и своевременно корректировать ход осуществления работ, накапливать, оценивать и использовать в дальнейшем опыт уже реализованных проектов.
В статье рассмотрены аспекты эффективного управления качеством в процессах реализации предпринимательского проекта. В рамках теории систем описаны подходы к формированию системы управления предпринимательским проектом и подсистемы управления качеством в процессах реализации проекта. Дана характеристика методов контроля и управления качеством. Затронуты вопросы совершенствования системы управления качеством. Рассмотрена модель оптимизации цены качества в процессах реализации проекта.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский проект, управление проектом, менеджмент качества, система управления, функции управления проектом, подсистемы управления проектом, жизненный цикл проекта, процессы управления проектом, методы управления качеством, системный подход, контроль качества, цена качества.
FORMATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE ENTERPRISE PROJECT
© 2016
Bunkovsky Dmitry Vladimirovich, candidate of economic sciences, associate professor of philosophy, psychology and social and humanitarian disciplines East Siberian institute Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk (Russia)
Abstract. All of the becoming complicated problems put before the world community has led need of the solution of the growing quantity to creation of the wide complex systems allowing to combine efforts of many branches. The concept of management of projects provides such approach to the solution of complex problems.
Throughout the history the methodology of management of projects was enriched with achievements of management, economy of investments, quality managements, the analysis, information technologies. Use of management of projects in different spheres of business - in investment business, construction, innovative activity, hi-tech production, etc. promoted enrichment of methodology of management of projects of various aspects reflecting specifics of branches of economy.
In world practice the management of projects founded on scientific methods, one may say, is put on a stream. The formalized methods of management of projects are an integral part of daily activity of businessmen and heads of different level, they develop and provide flexibility and efficiency of business in any spheres.
Application of methods of management of projects allows to formulate rationally the purposes of various actions, to optimum plan investment and innovative activity, most fully to consider risks, to find and optimize use of resources, to control implementation of the made plans, to analyze actual data and in due time to correct the course of implementation of works, to accumulate, estimate and make use further of experience of already realized projects.
In article aspects of effective management of quality in processes of implementation of the enterprise project are considered. Within the theory of systems approaches to formation of a control system of the enterprise project and quality management subsystems in processes of implementation of the project are described. The characteristic of control methods and quality management is given. The questions of improvement of a control system of quality are raised. The model of optimization of the price of quality in processes of implementation of the project is considered.
Keywords: business, enterprise project, management of the project, quality management, control system, functions of management of the project, subsystems of management of the project, life cycle of the project, processes of management of the project, methods of management of quality, system approach, quality control, quality price.
Введение
Интеграция систем управления предпринимательским проектом обеспечивает их общую направленность на эффективное достижение поставленных целей проекта.
Системный подход в управлении предпринимательскими проектами, которые, как правило, являются сложными системами, предполагает целостный междисциплинарный взгляд на обстоятельства в общем и на возникающие сложные взаимоотношения.
Это позволяет моделировать действительность в целях упрощения постановки задач.
Уже более 60 лет существует общая теория систем. Ее практическое применение связано с развитием теории и практики управления проектами. В 1951 г. Людвиг фон Берталанфай дал описание открытой системы, в основу которой легла терминология анатомии. Такой целостной системой представлялся человек, а органы и части человеческого тела были описаны как подсистемы. Это позволяло проиллюстрировать и понять функционирование системы в целом, а также взаимосвязи между различными подсистемами.
Профессор Кеннет Болдинг в 1956 г. сформулировал проблемы в коммуникациях, возникающие в процессах интеграции систем. Болдинга тревожил факт того, что каждый специалист в области подсистем (химики, физики, экономисты, социологи, юристы и др.) используют собственный специфический понятийный аппарат, существенно отличающийся от других. Профессор настаивал, что в целях успеха интеграции все специалисты в сфере подсистем должны оперировать едиными понятиями, говорить «на одном языке». Сегодня для этого в практике управления проектами используют свод знаний таких международных организаций, как IPMA, PMI и др. Общая теория систем на практике воплощается в создании методики, объединяющей все аспекты бизнеса - проектирование, производство, финансы, маркетинг, логистику и др. Такая методика получила название «матричная система управления» или «управление системами».
Материалы и методы
Формирование системы менеджмент качества интересует ученых в различных секторах и отраслях экономики. Отдельные вопросы представлены в исследованиях Абрамова О. Ф. [1], Агафонова М. С. [2], Адаевской Т. И. [3], Белолипецкой А. В. [4] и других ученых [5-23].
Все системы делят на закрытые и открытые. Закрытые системы изолированы от других систем внешней среды, а открытые системы не имеют устойчивых границ и взаимодействуют с системами во внешней среде.
Все социальные системы, в том числе проекты, предприятия, организации, считаются отрытыми.
В управлении проектами системный подход выражается в логическом упорядоченном процессе решения различных проблем. При этом управление является функцией развития подсистем. Такие подсистемы характеризуются входными данными, их обработкой и выходным результатом, определяющими потоки ресурсов проекта. На основе системного подхода строятся взаимоотношения этих подсистем.
Управление системами предполагает этапы изменений, анализа, выбора и синтеза.
Ключевыми компонентами системного подхода являются:
• формулировка конкретных целей;
• требование - потребности, удовлетворение которых способствует достижению целей;
• альтернативы - различные варианты удовлетворения потребностей;
• критерии выбора - факторы, влияющие на оценку и выбор альтернатив;
• сдерживающий фактор, определяющий требования, которым должна отвечать выбранная альтернатива.
Непременным условием успешной реализации современного проекта является системное мышление. Система управления проектом предполагает множество подходов стратегического видения и изучения потребностей проекта с учетом различных альтернатив экономических, технических и других решений. Способность рассматривать и анализировать проект в общем, избегая избыточной концентрации на отдельных элементах проекта, является важнейшим фактором достижения поставленных целей.
Однако теория систем не утверждает, какие именно компоненты проекта или предприятия как системы являются важнейшими. Теория лишь гласит, что проект состоит из взаимозависимых подсистем и сам является открытой системой, взаимодействующей с внешним окружением. Она не устанавливает степень воздействия тех или иных компонентов системы на успешность и достижение целей проекта. Чтобы эффективно применять теорию систем в управлении проектом, руководитель должен знать принципы взаимодействия подсистем управления проектом, а также принципы взаимодействия проекта как системы с его внешним окружением.
Формирование подсистем управления проектом определяется структурой предметной области и управляемых элементов проекта, которые в рамках проекта могут быть относительно самостоятельны. Управляемые элементы проекта в общем виде включают в себя: сроки; издержки и стоимость; доходы; трудовые ресурсы; закупки, поставки и использование материальных ресурсов и услуг; информация и коммуникации; риски проекта; изменения по проекту; качество и пр. Подсистемы управления этими элементами присутствуют в системе управления практически любого проекта. В каждом конкретном проекте могут дополнительно существовать и специфические подсистемы.
Ключевое отличие функций управления от подсистем управления предпринимательским проектом
заключается в том, что функции нацелены на осуществление специфических процедур, методов и процессов, а подсистемы ориентированы на управляемые элементы и предметную область. Деятельность подсистемы управления включает в себя осуществление практически всех функций. Так, например, планирование и контроль затрат проекта строится на одном и том же управляемом элементе - затратах, а планирование затрат и планирование поставок основываются
на одинаковых процедурах формирования планов, сетевом планировании и пр.
Результаты
Таким образом, деятельность системы выражается в протекании процессов во взаимосвязи фаз, функций и подсистем управления проектом. Принципиальная модель управления проектом, дающая представление о совокупности и взаимосвязях базовых понятий, показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Выполнение функций управления в подсистемах управления проектом на протяжении
его жизненного цикла
Подсистема управления качеством в проекте предназначена для обеспечения соответствия результата проекта требованиям заказчика (потребностям потребителей).
В XX веке в сфере управления качеством произошла эволюция. Развитие конкуренции на мировом рынке и ряд рецессий заставили предприятия полнее учитывать потребности потребителей (заказчиков) и
уделять большее внимание уровню качества предлагаемых товаров и услуг.
Современные методы управления качеством в проекте основаны на следующих положениях:
• люди хотят достигать качественных результатов труда и создавать качественные продукты;
• ответственность за соблюдение качества возлагается на всех участников проекта;
качество должно быть ориентировано на потребности потребителей;
• качество должно начинаться с инициации проекта и планироваться до его завершения;
• нужно наблюдать, выявлять и ликвидировать все дефекты, возникающие при осуществлении проекта;
все операции по управлению качеством должны быть регламентированными и документированными;
качественный продукт снижает издержки и способствует развитию предприятия.
В теории менеджмента существует подход, позволяющий добиваться наибольшего соответствия между производимым продуктом и ожиданиями потребителей. Этот подход получил название total quality management (TQM) - всеобщее управление качеством.
Считается, что большинство принципов TQM берут начало в доктрине Джозефа Джарена и Эдварда Деминга, которые вместе с другими специалистами в начале 50-х гг. ХХ-го века консультировали предприятия Японии в вопросах повышения уровня качества продукции.
Деминг сформулировал 14 принципов повышения уровня качества, применяемых в теории менеджмента:
стремление к постоянному совершенствованию товаров и услуг;
отказ от практики регулярных широкомасштабных проверок;
принятие и распространение философии управления качеством;
отказ от выбора подрядчиков и поставщиков на основе минимальной цены выполняемых работ, услуг (поставляемой продукции);
• непрерывное совершенствование системы производства продукции;
• введение обучения в труде;
• применение теории лидерства;
• устранение барьеров между подразделениями, препятствующих эффективному взаимодействию и совместной работе;
вытеснение страха;
• отказ от призывов, девизов и контрольных заданий для рабочих;
• снятие барьеров, лишающих людей гордости за свой труд;
• внедрение программ интенсивного самосовершенствования и обучения для всех работников организации;
отказ от использования численных норм выработки для управленческого персонала и рабочих;
• осуществление мероприятий по трансформации системы менеджмента качества.
Управление качеством в общем касается целого комплекса взаимосвязанных компонент: квалифицированный персонал, культура работы и взаимодействия коллектива, миссия предприятия, стратегии и цели, лидерство и руководство, организационная структура и соответствующий инструментарий управления предпринимательскими и инновационными проектами.
Значительное число программ по внедрению TQM терпят неудачу. Провал таких программ, несмотря на серьезные попытки обучения и переобучения персонала и другие усилия, обусловлен недостаточными фундаментальными изменениями в отношении каждого работника к своему делу. Большинство предприятий только пытаются подражать деятельности преуспевающих фирм, в то время как для успешного внедрения системы TQM она сначала должна быть адаптирована к условиям реализации предпринимательского проекта или деятельности предприятия, на котором вводится.
Подсистема управления качеством в проекте включает в себя три взаимосвязанных элемента: планирование качества, контроль качества и повышение качества.
Планирование качества предполагает выявление потребностей потребителей; определение ключевых требований потребителей к товару. Для планирования качества используются следующие инструменты:
1. Эксперименты.
2. Анализ издержек и эффектов.
3. Сравнение с уровнем качества других проектов.
4. Построение схем, показывающих связь потенциальных и реальных проблем с их причинами и субпричинами (диаграммы Исикавы). Диаграмма Исикавы строится в следующем порядке:
формулируется проблема, требующая решения - «хребет» схемы;
выявляются наиболее существенные условия и факторы, влияющие на проблему - причины первого уровня;
выявляются совокупности причин, влияющих на причины первого уровня (субпричины второго и последующих уровней);
• анализируется диаграмма: оценивается значимость причин и субпричин, определяются те при-
чины, которые поддаются управлению и корректировке;
составляется план дальнейших действий. Пример диаграммы Исикавы приведен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Пример диаграммы Исикавы
Контроль качества предполагает мониторинг и оценку уровня качества; корректировку планирования и мероприятий по повышению качества. Для контроля качества используются следующие инструменты:
1. Контрольные испытания, плановые и внеплановые проверки, инспекции.
2. Графическое изображение результатов контроля параметров продукции (работ) на контрольных картах.
3. Статистические и математические методы (корреляционно-регрессионный анализ, анализ динамических рядов, статистическая выборка и т. п.).
4. Построение диаграммы Парето, отражающей перечень выявленных причин несоответствия качества упорядоченных по частоте. Принцип Парето (принцип 80/20) предполагает, что 20 % усилий приносят 80 % результата, а оставшиеся 80 % усилий -только 20 % результата. Так из-за небольшого числа предпосылок обычно получается большинство последствий. Диаграмма Парето является кумулятивной кривой, на которой в убывающем порядке представляется относительное влияние каждой предпосылки на общую проблему. Пример диаграммы Парето приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Пример диаграммы Парето
Согласно принципу Парето, все причины (факторы) на диаграмме делят на три группы: группа А -причины, требующие особого внимания (на рисунке причины 1-2); группа В - причины, представляющие интерес (на рисунке причины 3-5); С - прочие причины (на рисунке причины 6).
Повышение качества предполагает установление критериев оценки уровня качества; выявление возможностей процесса; совершенствование процесса.
При учете потребностей потребителей в процессе реализации предпринимательских проектов можно применять шкалу, имеющую два положения: проект соответствует или не соответствует рассматриваемым потребностям.
В ходе управления качеством часто применяются схемы последовательности операций, позволяющие разделить каждый процесс на этапы: начало работы, изменение ее состояния, переход к следующему этапу. Исполнители, ответственные за успешную реализацию каждого этапа, обеспечивают качество, требуемое потребителем.
TQM использует цикл, символизирующий процессы анализа аспектов удовлетворения потребно-
стей потребителей. Данный цикл состоит из следующих стадий: Plan - Do - Check - Act (PDCA) - план -выполнение - контроль - действие. Он является процедурой совершенствования методов устранения и предотвращения возникновения дефектов. Это может быть реализовано путем разработки новых и пересмотра действующих стандартов качества, а также пресечения причин возникающих проблем.
Цикл PDCA включает в себя четыре процесса, состоящих из 8 стадий:
I. Планирование:
1) формулировка проблемы;
2) анализ сложившейся ситуации;
3) выявление причин и установление следствий проблемы;
4) составление плана корректирующих воздействий.
II. Выполнение:
5) реализация составленного плана.
III. Контроль:
6) сопоставление результатов фактически осуществленных работ с запланированными.
IV. Действие:
7) стандартизация мер, необходимых для предотвращения возникновения проблемы повторно;
8) воспроизведение процесса с учетом нерешенных проблем.
Обсуждение
При управлении качеством в проекте основным критерием и ограничением является цена качества. Цена качества - это интегральный экономический показатель качества, который представляет собой сумму расходов, затраченных на контроль качества и на устранение некачественной продукции (работ). Компоненты цены качества:
1. Затраты на обеспечение качества:
• затраты на обучение персонала;
• затраты на пересмотр проекта и различные превентивные мероприятия;
затраты на совершенствование оборудования, от которого зависит качество выпускаемой продукции (работ);
• затраты, связанные с испытанием качества продукции;
затраты, связанные с планированием и контролем качества.
2. Затраты, связанные с устранением неудовлетворительного качества:
• затраты на исправление брака;
• затраты на ремонт в гарантийный период;
• затраты, связанные с рассмотрением рекламаций (претензии на качество, жалобы).
Оптимальной ценой качества являются минимальные расходы на обеспечение качества продукции (работ). Она слагается из двух составляющих:
1) затраты несоответствия продукции (работ) требованиям потребителей (затраты на переделку брака, ремонт в гарантийный период);
2) затраты соответствия продукции требованиям потребителей (расходы, связанные с обнаружением брака в ходе производства).
Модель оптимизации цены качества можно представить графически на рисунке 4.
уровень кач-ва Рисунок 4 - Оптимальная цена качества
Заключение
Существенную роль в управлении качеством в проекте играют международные стандарты, определяющие требования к системам качества. Они направлены на удовлетворение потребности потребителя через предупреждение несоответствия продукции (работ) нормативным требованиям на всех этапах осуществления проекта. Такие стандарты не привязаны к какой-либо отрасли и являются унифицированными.
Международная организация по стандартизации создала 17 стандартов ISO в области управления качеством. Также ряд стандартов по управлению качеством разработан и в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова О. Ф. Case-технологии: изучать или исключить? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 9. С. 109-110.
2. Агафонова М. С., Сухинина Е. А. Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 141-142.
3. Адаевская Т. И. Инновации как фактор развития промышленного города / Т.И. Адаевская и др. -коллективная монография на основе исследований, проведенных в г. о. Тольятти / Тольятти, 2013.
4. Белолипецкая А. В. Оценка факторов, формирующих инвестиционный климат тульского региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 5-1. С. 224-231.
5. Ефимова З. В. Экономическая оценка эффективности управления технологическими процессами в молочном скотоводстве // Инновации и инвестиции. 2013. № 7. С. 254-258.
6. Ефимова З. В. Совершенствование организационно-экономических основ функционирования зернового рынка // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2010. № 9. С.176-179.
7. Пескова Д. Р. Доступно не для всех. Коммерческая тайна в инновационной экономике // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 103-108.
8. Губанова Е. В. Защита бизнес-планов инвестиционных проектов в аграрной сфере // АГРО XXI. 2015. № 4-6. С. 3-5.
9. Губанова Е. В., Полищук А. П. Эффективность аграрных инвестиционных проектов в современных условиях кредитования и государственной поддержки, возможности её повышения // Экономический анализ : теория и практика. 2015. № 47 (446). С.10-19.
10. Жахов Н. В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования национальных экономик // Молодой ученый. 2011. № 2-1. С. 109-112.
11. Колесов К. И., Плеханова А. Ф. , Иванов А. А., Ковылкин Д. Ю., Иванова Н. Д. Проблемы оценки инвестиционной привлекательности отраслей // Научное обозрение. 2015. № 16. С. 343-346.
12. Мартышенко С. Н., Мартышенко Н. С. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты // Регион : Экономика и Социология. 2008. № 3. С. 23-32.
13. Никонец О. Е. Венчурный бизнес как основа инновационного развития экономики России // Научно-методический электронный журнал Концепт.
2014. Т. 20. С. 2941-2945.
14. Подлесных А. И. О целесообразности применения комбинированных СВЧ технологий для экологизации производства цементного клинкера // Международный научно-исследовательский журнал.
2015. № 10 (41), ч. 2. С. 97-98.
15. Сидоров Д. А., Колтунов К. Е. ШОС в многополюсном мире // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2-5. С. 155-158.
16. Созинова А. А. Подготовка сценария выхода предпринимательской структуры на новый рынок // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 96-100.
17. Созинова А. А. Экономическая сущность понятия «конкурентоспособность интегрированных предпринимательских структур» // Казанская наука. 2015. № 12. С. 74-76.
18. Соколова И. С. Развитие малого предпринимательства в региональной экономике (на примере Пензенской области) //диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всерос-
сийский заочный финансово-экономический институт. Москва, 2011.
19. Махмутов А. Х., Пескова Д. Р. Миграционные проблемы современной России // Проблемы востоковедения. 2014. № 2 (64). С. 28-34.
20. Федоров Д. А. О потребительском выборе по критерию «цена-качество» // В мире научных открытий. 2010. № 6-3. С. 210-212.
21. Шаталов К. В., Приваленко А. Н., Пуляев Н. Н., Дунаев С. В. Оценка уровня эксплуатационных свойств смазочных материалов // Международный научный журнал. 2012. № 3. С. 103-106.
22. Шкиотов С. В. Теоретико-методологические подходы к оценке конкурентоспособности российской экономики // Экономика. Управление. Право. 2010. № 5. С. 27-34
23. Яндиева М. С. К вопросу глобализации мировой экономики // Вузовское образование и наука: материалы региональной научно-практической конференции. Магас, 2011. С. 150-152.
REFERENCES
1. Abramova O.F Sase-tekhnologii: to study or exclude? / O. F. Abramova//Alma mater (Bulletin of the higher school). 2012, No. 9, Page 109-110.
2. Agafonova M. S., Sukhinin E. A. Methodology of ensuring competitiveness of management of enterprise networks on the basis of effective communications // Modern high technologies. 2013, No. 10-1, Page 141-142.
3. Adayevskaya T. I. Innovations as factor of development of the industrial city etc. the collective monograph on the basis of the researches conducted in of the lake of Tolyatti / Tolyatti, 2013.
4. Belolipetskaya A.V. An assessment of the factors forming investment climate of the Tula region / A.V. Belolipetskaya//News of the Tula state university. Economic and jurisprudence. 2014, No. 5-1, Page 224-231.
5. Efimova Z. V. EHkonomicheskaya ocenka ehf-fektivnosti upravleniya tekhnologicheskimi processami v molochnom skotovodstve (Economic evaluation of the effectiveness of process control in dairy farming), Inno-vacii i investicii, 2013, No. 7, pp. 254-258.
6. Efimova Z. V. Sovershenstvovanie organiza-cionno-ehkonomicheskih osnov funkcionirovaniya zer-novogo rynka (Perfection of the organizational-economic bases of functioning of the grain market), Vestnik Ros-sijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo univer-siteta, 2010, No. 9, pp. 176-179.
7. Peskova D.R. Dostupno ne dlya vsekh. Kom-mercheskaya tajna v innovacionnoj ehkonomike (Not available for all. Commercial secret in the innovation economy) // Kreativnaya ehkonomika. 2010, No. 5, pp.103-108.
8. Gubanova E.V. Protection of business plans of investment projects in the agrarian sphere // AGRO XXI. 2015, № 4-6, Page 3-5.
9. Gubanova, E.V. Effektivnost of agrarian investment projects in modern terms for crediting and the state support, a possibility of her increase / E.V. Gubano-va, A.P. Poli-shchuk//Economic analysis: theory and practice. 2015, № 47 (446), Page 10-19.
10. Zhakhov N. V. Conceptual analysis of modern models of state regulation of national economies // Young scientist. 2011, No. 2-1, Page 109-112.
11. Kolesov K. I., Plekhanova A. F., Ivanov A. A., Kovylkin D. Yu., Ivanova N. D. Problems of an assessment of investment appeal of branches / // Scientific review. 2015, No. 16, Page 343-346.
12. Martyshenko S.N., Martyshenko N. S. Optimization of structure of investments into regional tourist projects//Region: Economy and Sociology. 2008, No. 3, Page 23-32.
13. Nikonets O. E. Venture business as basis of innovative development of economy of Russia // Scientific and methodical electronic Concept magazine. 2014, T. 20, Page 2941-2945.
14. Podlesnyh A. I. O celesoobraznosti primene-niya kombinirovannyh SVCH tekhnologij dlya ehkologi-zacii proizvodstva cementnogo klinkera (On the feasibility of combined microwave technologies for cleaner production of cement clinker), Mezhdunarodnyj nauch-no-issledovatel'skij zhurnal, 2015, No. 10 (41), ch. 2. pp. 97-98.
15. Sidorov D. A., Koltunov K. E. SCO in the multi-polar world // Current trends of development of science and technologies. 2016, No. 2-5, Page 155-158.
16. Sozinova A. A. Preparation of the scenario of an entry of enterprise structure into the new market // European Social Science Journal. 2015, No. 7, Page 96-100.
17. Sozinova A. A. Economic essence of the concept «competitiveness of the integrated enterprise structures» // Kazan science. 2015, No. 12, Page 74-76.
18. Sokolova I.S. Development of small business in regional economy (on the example of the Penza re-gion)//the thesis for degree of Candidate of Economic Sciences / the All-Russian correspondence financial and economic institute. Moscow, 2011.
19. Mahmutov A. H., Peskova D. R. Migracionnye problemy sovremennoj Rossii (Migration problems of modern Russia), Problemy vostokovedeniya, 2014, No. 2 (64), pp. 28-34.
20. Fedorov D. A. About the consumer choice by criterion «price quality» // In the world of discoveries. 2010, No. 6-3, P. 210-212.
21. Shatalov K. V., Privalenko N. N., Assessment of level of the lubricants / K. V operational properties. Pulyaev, S. V. Dunayev.// International scientific magazine. 2012, No. 3, Page 103-106.
22. Shkiotov S. V. Teoretiko-metodologichesky approaches to an assessment of competitiveness of the Russian economy // Economy. Management. Right. 2010, No. 5, Page 27-34
23. Yandiyeva M. S. To a question of globalization of world economy // High school science and education: materials of regional scientific and practical conference. Magas, 2011, Page 150-152.
Дата поступления статьи в редакцию 15.04.2016.
08.00.05 УДК 334.021.1
ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
© 2016
Васильев Константин Александрович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Кайгородова Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, Кемерово (Россия)
Аннотация. Введение. В статье рассмотрены понятие «государственно-частное партнерство», его характеристики и особенности правоприменения. Выявлен потенциал социально-культурной сферы как основа развития государственно-частного партнерства. Определено понятие социально-культурной сферы, которое представляет сферу деятельности нематериального характера, использующую человеческий труд для получения на выходе определенных благ, удовлетворяющих духовные потребности общества.
Материалы и методы. Для анализа понятия «государственно-частное партнерство» изучена литература по теме, где представлены различные точки зрения зарубежных и российских авторов, рассмотрены функции, цели, задачи и факторы развития государственно-частного партнерства.
В работе использовался комплекс методов: теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упо-
31