Научная статья на тему 'Исследование фракционного состава биотоплива, синтезированного из возобновляемого сырья'

Исследование фракционного состава биотоплива, синтезированного из возобновляемого сырья Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
364
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОТОПЛИВО / ФРАКЦИОННЫЙ СОСТАВ БИОТОПЛИВ / ИКИ УФ-СПЕКТРЫ БИОТОПЛИВ / BIOFUEL / FRACTIONAL STRUCTURE OF BIOFUEL / IKAND UF-BIOFUEL SPECTRA

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Романцова Светлана Валерьевна, Бодягина Светлана Васильевна, Кривец Сергей Александрович

Исследован фракционный состав биотоплива, синтезированного из растительных масел. Установлено, что в процессе перегонки происходит термическое разложение компонентов биотоплива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Романцова Светлана Валерьевна, Бодягина Светлана Васильевна, Кривец Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of fractional structure of bio-fuel synthesized from renewed raw materials

The fractional structure of the bio-fuel synthesized from vegetable oils is investigated. It is established that while distillation a thermal decomposition of components of bio-fuel takes place

Текст научной работы на тему «Исследование фракционного состава биотоплива, синтезированного из возобновляемого сырья»

УДК 665.11

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАКЦИОННОГО СОСТАВА БИОТОПЛИВА, СИНТЕЗИРОВАННОГО ИЗ ВОЗОБНОВЛЯЕМОГО СЫРЬЯ

© С.В. Романцова, С.В. Бодягина, С.А. Кривец

Ключевые слова: биотопливо; фракционный состав биотоплив; ИК- и УФ-спектры биотоплив.

Исследован фракционный состав биотоплива, синтезированного из растительных масел. Установлено, что в процессе перегонки происходит термическое разложение компонентов биотоплива.

В настоящее время альтернативные виды топлив, в т. ч. производимые из возобновляемого растительного сырья, получают все большее распространение. Элементный и структурный состав компонентов новых видов топлива значительно отличаются от традиционного углеводородного состава нефтяных топлив, что обуславливает и различия в их физических, химических и эксплуатационных свойствах.

Применение в качестве биотоплива необработанных растительных масел может привести к сбоям в работе двигателя [1-4]. Использование смесевого топлива (смесь растительного масла с нефтяным дизельным топливом) не решает проблему лако- и нагарооб-разования, закоксовывания форсунок, загрязнения минерального картерного масла. Применение в качестве биотоплива растительных масел и их смесей требует некоторых изменений в конструкции двигателя. Более перспективным биотопливом для дизельных двигателей считают продукт переработки растительных масел по реакции метанолиза - метиловые эфиры растительных масел (МЭРМ или биодизельное топливо). Отмечается, что при работе двигателя на этом топливе в большинстве случаев повышенного нагаро- и лакооб-разования не наблюдается [5-8], но проблемы уменьшения отложений и повышения стабильности биотоплив при длительном хранении требуют решения.

В качестве причины нарушения работы дизельных двигателей при использовании биотоплив указывают их высокую вязкость и меньшую теплотворную способность по сравнению с нефтяным топливом, при практически одинаковых цетановых числах, температурах кипения и молекулярной массе [7]. С последними утверждениями нельзя согласиться. Нами установлено. что именно различие в молекулярной массе компонентов топлив приводит к разнице их вязкости и испаряемости (определяемой фракционным составом - температурами кипения компонентов топлива), а значит, и к различиям в работе двигателей.

Фракционный состав биотоплив исследован методами ИК- и электронной спектроскопии и газовой хроматографии. Использованное оборудование: ИК-Фурье спектрометр «1п!та1ит РТ-801»; спектрофотометр СФ-2000, газовый хроматограф «Кристаллюкс-4000М».

Компонентами нефтяного дизельного топлива являются углеводороды и их производные, биодизельно-

го топлива - метиловые эфиры высших алифатических кислот, растительного масла - эфиры трехатомного спирта глицерина и высших алифатических кислот (триацилглицерины). Самой большой молекулярной массой обладают триацилглицерины (880-900 а.е.м.), молекулярная масса компонентов биодизельного топлива (290-310 а.е.м.) ниже, чем у растительных масел, но выше, чем у нефтяного дизельного топлива (180230 а.е.м.), что приводит к более высоким температурам вспышки биодизельного топлива (145-170 °С по сравнению с 50-70 °С у нефтяного топлива) и к снижению его пожароопасности при хранении и транспортировке.

Различия в строении и молекулярной массе компонентов нефтяного и биотоплив определяют и различие их фракционных составов.

На рис. 1 приведены кривые разгонки биотоплив, полученных из различных растительных масел.

Температуры кипения компонентов биотоплива заметно выше, чем у дизельного топлива. Характер кривых

и о

350 0

330 310 290 1

2

р-і* ЖГ* Ь-я ■■ ^

гту>

/ ъ , •« Г

4 3

">Ч0 ' и

250 11

4

II 1

Аэ\) ■

»і*, I

т 1

1

190 1

170 1

150 1

ип Т

1 Л/ 0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0 7 0 8 0 9 [) К

V, %

Рис. 1. Фракционный состав нефтяного дизельного топлива (6) и биотоплив, полученных из рапсового (1), кукурузного (2), подсолнечного (3), льняного (4) масел и масла редьки (5)

разгонки для нефтяного и дизельного топлива принципиально различается. Если температура кипения дизельного топлива в процессе перегонки непрерывно увеличивается, то кривые разгонки имеют один или два максимума, окончание перегонки характеризуется заметным снижением температуры.

Известно, что наличие более тяжелых фракций в составе топлив ухудшает смесеобразование, увеличивает нагарообразование на деталях цилиндропоршневой группы и тем самым снижает экономичность и надежность работы двигателя. В случае биотоплива положение ухудшается еще и тем, что биотопливо при термическом воздействии разлагается, о чем свидетельствует снижение температуры в конце перегонки, спектральные и хроматографические характеристики фракций перегонки.

На рис. 2 приведен спектр растительного масла. Спектры МЭРМ и растительного масла практически не различаются вследствие идентичности присутствующих в них функциональных групп.

В спектре четко видна характерная полоса валентных колебаний карбонильной группы при 1745 см-1. Валентным колебаниям сложноэфирной связи С-О соответствует полоса 1167 см-1, (для МЭРМ - 1173 см-1). Полосы колебаний 2927, 2855 и 1462 см-1 следует отнести к асимметричным, симметричным и ножничным валентным колебаниям метиленовых групп. В состав триацилглицеринов входят остатки высших непредельных карбоновых кислот в цис-конфигурации (валентные колебания связи С-Н при 3011 см-1 и неплоские деформационные колебания той же связи при 721 см-1). Те же полосы фиксируются и в спектре МЭРМ. Следовательно, в процессе синтеза биодизельного топлива цис-транс-изомеризация двойных связей в молекулах эфиров не происходит.

При переходе от спектров биотоплива к спектрам продуктов перегонки наблюдаются некоторые изменения в их структуре. На рис. 3 приведен спектр фракции перегонки, выкипающей в интервале 280-360 °С.

В спектре фракции, выкипающей в интервале 280360 °С появляются: полоса при 1713 см-1 (масло) и 1719 см-1 (биотопливо), соответствующая колебаниям карбонильной группы димеров карбоновых кислот; широкая полоса в области 3500 см-1, соответствующая колебаниям связанных гидроксильных групп карбоновых кислот. Полосы при 966 и 1284 см-1 (масло), и 970 см-1 (биотопливо) соответствуют неплоским деформационным колебаниям связи Н-С=С-Н в трансконфигурации. Таким образом, видно, что в процессе перегонки происходит образование карбоновых кислот и цис-транс-изомеризация углеводородного скелета молекул.

В спектрах фракций, выкипающих при более высоких температурах, дополнительно возникают полосы поглощения при 1610 и 1642 см-1 (соединения с сопряженными кратными связями); слабая полоса при 2676 см-1 (колебаниям карбонильной группы алифатических альдегидов, являющихся промежуточными продуктами окисления). Полосы в области 911 и 941 см-1, вероятно, характеризуют неплоские деформационные колебания алкенов с концевой двойной связью. Вероятно, в процессе перегонки происходит термодеструкция углеводородных радикалов карбоновых кислот, при этом в месте разрыва связи углерод-углерод возни-

кает концевая двойная связь. Возникновение продуктов термодеструкции с меньшей молекулярной массой подтверждается и резким снижением температуры вспышки продуктов перегонки (35-45 °С).

При сравнении электронных спектров биотоплив и продуктов их термической обработки (рис. 4) четко видно возникновение после обработки нового длинноволнового максимума (Хмакс = 670 нм). Это позволяет сделать вывод о присутствии в продукте обработки

Рис. 2. ИК-спектр растительного масла

500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 у>сы

Рис. 3. ИК-спектр фракции перегонки растительного масла

300 400 500 600 700 800 Я щах,™

Рис. 4. Электронные спектры биодизельного топлива (1) и продукта его перегонки (2)

соединений с сопряженными кратными связями (в т. ч. высокомолекулярных смолообразных соединений) или веществ, содержащих электронодонорные или электроноакцепторные группы в сопряженном положении к кратным связям (непредельные карбоновые кислоты и т. п.).

Хроматографический анализ фракций биотоплива подтверждает образование при перегонке гексановой (капроновой), октановой (каприловой), нонановой (пе-ларгоновой), декановой (каприновой) кислоты и моно-метиловых эфиров декандиовой (себациновой), нонан-диовой (азелаиновой) и октандиовой (пробковой) кислот, окта- и нонадиенов, что соответствует известной схеме радикального окисления по метиленовым группам, находящимся в а-положении к двойной связи [9].

Поскольку термическое разложение компонентов биотоплива в процессе перегонки доказано, можно предположить, что оно происходит и при работе дизельного двигателя.

Снизить скорость окислительных и деструктивных процессов в биодизельном топливе можно путем снижения концентрации в нем реакционноспособных непредельных соединений, например, при добавлении синтетических низкомолекулярных эфиров предельных алифатических кислот и спиртов. Биодизельное топливо в этом случае соответствует товарному летнему дизельному топливу практически по всем параметрам, в т. ч. по фракционному составу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Revving up on Sunflower Oil // Power Farming Magazine. 1980. V. 89. № 9. P. 10-12.

2. Barsic N.J., Humke A.L. Performance and Emissions Characteristics of a Naturally Aspirated Diesel Engine with Vegetable Oil Fuels // SAE Technical Paper Series. 1981. № 810262. P. 1-10.

3. Ziejewski M., Kaufman K.R. Endurance Test of a Sunflower Oil. Diesel Fuel Blend // SAE Technical Paper Series. 1982. № 820257. P. 1-14.

4. Baranescu R.A., Lusco J.J. Sunflower Oil as a Fuel Extender in Direct-Injection Turbocharged Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. 1982. № 820260. P. 1-14.

5. Murayama T.Y., Oh N., Miyamoto T., Chikahisa N., Takagi K. Itow Low Carbon Flower Buildup, Low Smoke, and Efficient Diesel Operation with Vegetable Oils by Conversion to Mono-Esters and Blending with Diesel Oil or Alcohols // SAE Technical Paper Series. 1984. № 841161. P. 1-11.

6. Agarwal A.K., Bijwe J., Das L.M. Effect of Biodiesel Utilization of Wear of Vital Parts in Compression Ignition Engine // Transactions of the ASME. Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2003. V. 125. № 2. P. 604-611.

7. Walter H., Schafer A. Rapsolfettsauremethylester als Kraftstoff fur Nutfanrzeug-Dieselmotoren // ATZ. 1990. № 4. S. 168-173.

8. Clark S.J., Wagner L., Schrock M.D., Piennaar P.G. Methyl and Ethyl Soybean Esters as Renewable Fuels for Diesel Engines // J. Am. Oil Chem. Soc. 1984. V. 61. № 10. P. 1632-1638.

9. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия: учебник. М.: Дрофа, 2006. 542 с.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Romantsova S.V., Bodjagina S.V., Krivets S.A. Research of fractional structure of bio-fuel synthesized from renewed raw materials.

The fractional structure of the bio-fuel synthesized from vegetable oils is investigated. It is established that while distillation a thermal decomposition of components of bio-fuel takes place.

Key words: biofuel; fractional structure of biofuel; Ik- and Uf-biofuel spectra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.