Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротина Любава Александровна, Рябчук Владимир Владимирович, Живодёров Алексей Валерьевич, Живодёров Валерий Александрович

В статье рассматривается проблема снижения мотивации детей младшего школьного возраста к двигательной деятельности, диагностика формирования мотивации к двигательной деятельности учащихся начальной школы на уроках физической культуры с применением комплексной методики по формированию мотивации к двигательной деятельности. Мотивация учащихся носит дифференцированный характер, она зависит от многих факторов - это и материально-техническая база школы, личность самого учителя, его педагогическое мастерство, условия проведения урока, особенности воспитательной работы в школе, классе, семье, социальное окружение, физическая и техническая подготовленность учащихся. Для создания устойчивой мотивации необходимо применять нетрадиционные технологии, «украшать» и дополнять урок, используя различные методики. Именно поэтому использование комплексной методики позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к двигательной деятельности. Исходя из данных мониторинга, можно сказать, что даже непродолжительная работа по разработанной методике дает положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротина Любава Александровна, Рябчук Владимир Владимирович, Живодёров Алексей Валерьевич, Живодёров Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE FORMATION OF MOTIVATION FOR MOTOR ACTIVITY AMONG THE CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE BY USING COMPREHENSIVE METHODOLOGY

The article deals with the problem of reducing the motivation of children of primary school age to motor activity, diagnostics of the formation of motivation for motor activity of primary school students at physical culture lessons by using the complex methodology for the formation of motivation for motor activity. The motivation of students is differentiated, it depends on many factors - this is the material and technical base of the school, the personality of the teacher himself, his pedagogical skills, the conditions for the lesson, the features of educational work in the school, classroom, family, social environment, physical and technical preparedness of students. To create sustainable motivation, it is necessary to apply non-traditional technologies, “decorate” and supplement the lesson by using various techniques. That is why the use of a complex methodology can significantly increase the motivation of students for motor activity. Based on the monitoring data, we can say that even a short work on the developed methodology gives positive results.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ»

УДК 373.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ

Любава Александровна Коротина, студентка, Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта, Санкт-Петербургский государственный Технологический институт (технический университет); Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье рассматривается проблема снижения мотивации детей младшего школьного возраста к двигательной деятельности, диагностика формирования мотивации к двигательной деятельности учащихся начальной школы на уроках физической культуры с применением комплексной методики по формированию мотивации к двигательной деятельности. Мотивация учащихся носит дифференцированный характер, она зависит от многих факторов - это и материально-техническая база школы, личность самого учителя, его педагогическое мастерство, условия проведения урока, особенности воспитательной работы в школе, классе, семье, социальное окружение, физическая и техническая подготовленность учащихся. Для создания устойчивой мотивации необходимо применять нетрадиционные технологии, «украшать» и дополнять урок, используя различные методики. Именно поэтому использование комплексной методики позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к двигательной деятельности. Исходя из данных мониторинга, можно сказать, что даже непродолжительная работа по разработанной методике дает положительные результаты.

Ключевые слова: мотивация; двигательная деятельность; методика; младший школьный возраст; исследование; контрольная и экспериментальная группы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p138-142

STUDY OF THE FORMATION OF MOTIVATION FOR MOTOR ACTIVITY AMONG THE CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE BY USING COMPREHENSIVE METHODOLOGY

Lyubava Aleksandrovna Korotina, the student, Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, the Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, master of sports, Saint-Petersburg State Institute of Technology; Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the senior lecturer, assistant to the rector, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article deals with the problem of reducing the motivation of children of primary school age to motor activity, diagnostics of the formation of motivation for motor activity of primary school students at physical culture lessons by using the complex methodology for the formation of motivation for motor activity. The motivation of students is differentiated, it depends on many factors - this is the material and technical base of the school, the personality of the teacher himself, his pedagogical skills, the conditions for the lesson, the features of educational work in the school, classroom, family, social environment, physical and technical preparedness of students. To create sustainable motivation, it is necessary to apply non-traditional technologies, "decorate" and supplement the lesson by using various techniques. That is why the use of a complex methodology can significantly increase the motivation of students for motor activity. Based on the monitoring data, we can say that even a short work on the developed methodology gives positive results.

Keywords: motivation, motor activity, methodology, primary school age, research, control and experimental groups.

ВВЕДЕНИЕ

По последним статистическим данным в нашей стране процент людей, занимающихся физической культурой в целом и спортом в частности на регулярной основе, стремительно падает. В связи с отсутствием должной мотивации проблема низкой физической активности и слабым физическим развитием учащихся становится актуальной, как никогда. По наблюдениям последних лет можно сделать вывод: объем двигательной активности, которого придерживается подрастающее поколение, не достаточен для обеспечения их полноценного физического развития и укрепления здоровья, так же имеется тенденция увеличения количества детей, имеющих подготовительную, или специальную медицинскую группу по состоянию здоровья.

На данный момент основная задача физической культуры - это проведение работы по формированию ценностных ориентиров физического развития личности, здорового образ жизни, мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями. [1, с.56].

Учитель физической культуры обязан обеспечить условия для проявления высокого уровня активности учащихся на уроках, так как физкультура единственный предмет, в обще-учебной программе позволяющий выпустить эмоциональное напряжение, повысить стрессоустойчивость у детей. Это обосновывает необходимость формирования интереса, и даже потребности в занятиях физическими упражнениями у школьников, они должны стремиться развивать физические и психические качества, получать удовлетворение от уроков.

В основе любой деятельности лежит потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом. Все эти компоненты мотивации рассматриваются в единстве. Именно поэтому необходимо мотивировать учащихся к занятиям. [1, с. 79].

В силу возрастных особенностей период начальной школы является наиболее приемлемым для вырабатывания устойчивой мотивации не только развития учебно-познавательной деятельности (концентрации внимания, исследовательской деятельности, критического мышления и т.д.), но и двигательной деятельности (концентрации на движении, формировании навыков, понятии о правильности движений, значимости здорового образа жизни и т.д.).

Проанализировав специальную литературу, мы пришли к выводу, что для младших школьников наибольший интерес представляют такие направления, как соревновательная, игровая, исследовательская и проектная деятельность, которые стали основой для создания комплексной методики формирования мотивации к двигательной деятельности.

Младший школьный возраст как никакой другой подходит для создания ориентиров и интересов к физической активности, и используя все четыре направления учителя физической культуры не только решают проблему снижения уровня мотивации, но и имеют возможность в полной мере проникнуть в другие учебные предметы - биологию и анатомию, физиологию, психологию, математику и другие. Комплексность методики обусловлена тем, что известные педагогическому сообществу методы и формы повышения мотивации к двигательной деятельности обработаны и представлены в виде плана обучения с их использованием и конкретные конспекты уроков, так же были разработаны методические рекомендации по применению данной комплексной методики формирования мотивации к двигательной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Для проверки рациональности ее использования проводилась диагностика в ходе педагогического эксперимента с контрольной и экспериментальной группами.

Цель исследования: проведение диагностики мотивации к двигательной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с целью выявления позитивного воздействия разработанной комплексной методики на ее повышение.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Текущий контроль предусматривал оценку желания учащихся заниматься на уроках физической культуры. При мониторинге использовались анкеты с вопросами, заполняемые учащимися непосредственно перед занятием, использовалась модифицированная методика Лускановой - анкетирование. [2, С. 224]. Ответы на 10 вопросов были представлены шкалой оценивания от 1 до 10, где «1» - минимальная мотивация, «10» - максимальная. В течение урока учитель производил педагогическое наблюдение, с оценкой активности каждого ребёнка исходя из 10 баллов, где «10» - чрезвычайно активен. Оценивание активности проводилось в три этапа: на начало занятия, в середине и в конце, после чего высчитывалось среднеарифметическое значение за урок.

В данном исследовании приняли участие 45 учащихся четвёртых классов (9-10 лет). Они составили две группы: 23 ребёнка - контрольную, 22 ребёнка - экспериментальную. Контрольная группа занималась по стандартным методикам, выполняя упражнения и задания по базовой программе. Экспериментальная группа опробовала разработанную комплексную методику, включающую в себя последовательно используемые различные формы проведения уроков, в соответствии с разработанным планом. Эксперимент проводился в течение 12 недель, исходя из трех часов физкультуры в неделю.

Используемые методы: анализ специальной литературы, анкетирование (Н.Г. Лу-сканова), опрос, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При первом этапе анализа полученных результатов была определена степень взаимосвязи показаний ребенка при прохождении анкетирования перед началом урока и показаний его активности, определенной наблюдателем. Мы можем с уверенностью утверждать, что показатели анкетирования и педагогического наблюдения за активностью учащихся на уроке в подавляющем большинстве совпадают или имеют разрыв в 1 балл. Обучающиеся 4-х классов, проанализировав свое физическое и психическое состояние, могут адекватно оценить свое желание или нежелание заниматься, что выражается в их активности на уроке.

Показатели обеих групп изначально мало отличаются. Однако, на графике 1, который выстроен на основе показателей 5 человек из контрольной группы, мы можем видеть, что у детей из этой группы отсутствуют, либо присутствуют незначительные отклонения от изначальных показателей. Уроки физической культуры воспринимаются ими, как необходимость. Эмоциональный фон повышается лишь к концу урока, когда учитель ставит перед собой такую задачу, используя подвижные игры, однако при вычислении среднеарифметического показателя активности на уроке в целом это практически не отражается.

Незначительные отклонения могут быть объяснены личными предпочтениями ребенка в темах урока, его настроением, самочувствием, отношением к учителю и т.д. Но, как правило, учащиеся младшей школы мало подвержены эндогенным и экзогенным отвлекающим факторам, если присутствует интерес в выполнении каких-либо действий.

На графике 2 мы можем видеть, как менялись показатели экспериментальной группы. Наблюдается заметное повышение мотивации к занятиям физической культурой, наблюдаемая активность превосходит лучшие показатели контрольной группы, хотя исследование проводилось лишь 12 недель.

График 1 и график 2 выстроены на основе показателей 5 человек, выбранных в случайном порядке из каждой группы, контрольной (23 ученика) и экспериментальной

(22 ученика). Цветные линии обозначают уровень мотивации выделенных детей обеих групп, вертикальная шкала - результаты математического анализа показателей личного анкетирования и педагогического наблюдения, горизонтальная - период проведения диагностики.

8

3 5

12 3

8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Номер недели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Номер недели

1

2

3

4

5

График 1 - Контрольная группа

График 2 - Экспериментальная группа

Экспериментальная группа занималась по комплексной методике, разработанной нами для формирования мотивации к двигательной деятельности. В методику входят различные формы и методы проведения уроков, в совокупности составляющие платформу, на которой зиждется мотивационная сфера. Главный фактор - интерес учащихся. Основная задумка методики - постоянная смена деятельности для избегания снижения интереса к урокам. Так же можно отметить, что учащиеся контрольной группы хоть и не имели прогресса, однако их показатели так же не падали, находясь постоянно в среднем значении, не имея тенденции к повышению или снижению.

ВЫВОДЫ

Важно помнить, что в данном возрасте дети эмоционально неустойчивы, для них характерна игровая деятельность, непринятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Незрелость детей как личности, и как следствие задержка становления личности. Таким детям необходима постоянная смена деятельности, так как они не могут долго сосредотачиваться на одном задании. Младшими школьниками управляет интерес к двигательной деятельности, в большинстве своем они любят побегать и поиграть, но им сложно понять и принять рамки дозволенного. Их активность во многом зависит от деятельности учителя и наличия многих факторов: правильная, адекватная постановка задач, создание положительного эмоционального фона, оптимально организованная занятость детей на уроке, подбор интересных упражнений.

У многих детей преобладают игровые мотивы, именно поэтому уроки должны быть интерактивными, чтобы дети были не подчиненными, а, наравне с учителем, вовлечены в урок. Младший школьный возраст - пик двигательной активности, именно поэтому, создание устойчивой мотивации к двигательной деятельности должно быть основным направлением воспитания детей в этот период. [3, с.98].

Мотивация учащихся носит дифференцированный характер, она зависит от многих факторов - это и материально-техническая база школы, личность самого учителя, его педагогическое мастерство, условия проведения урока, особенности воспитательной работы в школе, классе, семье, социальное окружение, физическая и техническая подготовленность учащихся. [3, с.104].

Для создания устойчивой мотивации необходимо применять нетрадиционные технологии, «украшать» и дополнять урок, используя различные методики.

Именно поэтому использование комплексной методики позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к двигательной деятельности. Исходя из данных монито-

7

7

6

6

5

4

4

3

2

2

1

2

3

4

5

ринга можно сказать, что даже непродолжительная работа по разработанной методике приносит положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дуркин П.К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 55-58.

2. Немов Р.С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 книгах. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - Москва : Академия, 2009. - 160 с.

REFERENCES

1. Durkin, P.K. and Lebedeva M.P. (2004), "Interest in physical culture and sports as a factor in the formation of healthy lifestyle ", Physical culture upbringing, education, training, No. 2, pp. 55-58.

2. Nemov, R.S. (2001), Psychology: textbook for students of higher pedagogical educational institutions: in 3 books. Book. 3: Psychodiagnosis. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics, VLADOS, Moscow.

3. Gogunov, E.N. and Martyanov, B I. (2009), Psychology of physical education and sports : textbook for students of higher educational institutions, Academia, Moscow.

Контактная информация: zhivoderov74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2021

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ярослав Владимирович Косачев, аспирант, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Нина Вячеславовна Ходаринова, кандидат экономических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка модели готовности студента к самостоятельной работе. Несмотря на то, что в настоящее время разработаны универсальные модели и методы диагностики компетенций, по-прежнему не в должной мере изучена готовность студента к самостоятельной работе. Авторами статьи обосновано, что диагностировать готовность студентов к самостоятельной работе необходимо на основе анализа результатов их учебно-творческой деятельности, с учётом их взаимосвязи. Для авторов настоящей статьи также очевидно, что создание моделей и обоснование критериев поведенческого компонента указанной компетенции невозможно без наличия моделей такого компонента образовательного процесса, как самостоятельная работа студентов. Теоретиче -ская значимость результатов исследования - в возможности дальнейшего изучения факторов успешности самообразования студентов, практическая - в том, что на их основе возможно оценивать эффективность педагогических технологий, направленных на формирование готовности к самостоятельной работе. Методы исследования: анализ научной литературы и передового педагогического опыта, методы теории множеств, моделирование, методы квалиметрии, метод экспертных оценок, методы математической статистики, опросные методы. Методологические основы исследования - системный, компетентностный и квалиметрический подход. Объект исследования - диагностика готовности студента к самостоятельной работе, предмет исследования - объективно изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.