3. Firsin, S.A. (2013), "Organization of physical training in leisure activity of school students", News of the Saratov university. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics, Vol. 13, No. 1, pp. 102-105.
4. Firsin S.A. (2013), "The content of a regional integrated system of physical education in the leisure activities of children and young people", Fundamental research, No., 6 (Part 3), pp. 754-758.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.01.2017
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО
Владимир Валентинович Черкасов, кандидат педагогических наук, доцент, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета
Аннотация
В работе представлены результаты исследования двигательной активности и физической подготовленности выпускников общеобразовательных школ г. Тобольска, выполненных на основе централизованных испытаний комплекса ГТО. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной мотивации выпускников к регулярным занятиям физическими упражнениями, низком уровне развития отдельных физических способностей, что требует коррекции образовательного процесса учащихся по предмету «Физическая культура» и тренировочных программ спортивных школ, клубов и других организационных структур системы дополнительного образования.
Ключевые слова: физическая подготовленность, выпускники образовательных школ, испытания по нормативам комплекса ГТО.
RESEARCH OF PHYSICAL FITNESS OF SCHOOL LEAVERS STUDYING AT THE SENIOR CLASSES ON THE BASIS OF TESTS OF "READY TO LABOR AND
DEFENSE" COMPLEX Vladimir Valentinovich Cherkasov the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Mendeleev Tobolsk State Pedagogical Institute (branch) of the Tyumen State University,
Tobolsk
Annotation
The article considers the results of the studies of motor activity and physical fitness of the general education schools leavers of Tobolsk town on the basis of tests of "Ready for Labor and Defense" complex. The data obtained indicate the lack of motivation of the school leavers to the regular physical training and low level of development of some physical abilities. It requires correction of the educational process for the students attending the "Physical culture" subject, involving the training programs for the sports schools, clubs and other organizational structures in the system of the additional education
Keywords: physical fitness, general education schools leavers, testing standards of the "Ready for Labor and Defense" complex.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация системы физического воспитания школьников входит в число приоритетных направлений программы развития физической культуры и спорта в России до 2020 года. Одной из основных задач внедрения новых форм физического воспитания является повышение физической подготовленности учащихся, уровень развития которой обусловлен регулярностью занятий физическими упражнениями. В настоящее время в различных формах физического воспитания задействованы миллионы школьников нашей страны. Так, по данным, озвученным на заседании Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта 11 октября 2016 года, в школьных спортивных клу-
бах занимаются 2,5 миллиона детей и подростков; 11 миллионов школьников приняли участие на этапах президентских состязаний и президентских спортивных игр; около 12 тысяч выпускников выполнили нормативы золотого знака ГТО.
Между тем, мониторинг выполнения нормативов Комплекса ГТО в ряде случаев выявил проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития отдельных физических способностей [2; 3].
Кроме того, имеются данные подтверждающие низкий уровень общей работоспособности не только у школьников, но и у учащихся спортивных школ [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью определения степени влияния на физическую подготовленность школьников форм физического воспитания, реализуемых на муниципальном уровне, на базе Центра тестирования ГТО МАУ «Центр по проведению спортивных мероприятий г. Тобольска» было проведено исследование. В испытаниях Комплекса ГТО принял участие 551 школьник выпускных классов (302 юношей и 249 девушек), что составило 56% от общего числа всех выпускников города. В течение исследования с помощью анкетирования определялись двигательный режим респондентов и их формы занятий физическими упражнениями; обрабатывались результаты обязательных испытаний Комплекса ГТО V ступени.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале исследования по результатам анкетирования было установлено, что у большинства принявших участие в испытаниях реализация занятий физическими упражнениями организуется в различных формах системы дополнительного образования [4].
На регулярной основе занимаются 82% респондентов (79% юношей и 87% девушек), в том числе: в тренировочных группах ДЮСШ - 59%; в фитнес-клубах - 8%; в школьных спортивных клубах - 7%; в военно-патриотических клубах - 5%; самостоятельно - 3%. Остальные респонденты (18%) занимаются физическими упражнениями только на уроках физической культуры. Недельный режим двигательной активности испытуемых варьируется от 3 до 18 часов у юношей и от 3 до 15 часов у девушек.
Анализ результатов испытаний Комплекса ГТО показал, что наиболее успешно испытуемые справились с тестом «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами». Норматив золотого знака отличия выполнили 32,1% юношей и 27,7% девушек; норматив серебряного знака - 27,2% юношей и 44,2% девушек; бронзового знака - 14,3% юношей и 4,4% девушек. Не справились с нормативами 26,4% юношей и 23,7% девушек.
В тесте «Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин» у юношей было отмечено равное количество выполнивших нормативы золотого и серебряного знака ГТО - по 43%. У девушек аналогичные нормативы выполнили 30,1% и 27,7% соответственно. Нормативам бронзового знака соответствовали 14% юношей и 20,9% девушек. В число не выполнивших нормы вошли 14% юношей и 21,3% девушек.
В тестах, характеризующих силу верхнего плечевого пояса, результаты 21,4% юношей и 11,6% девушек соответствовали нормативу золотого значка, 17,8% юношей и 41,8% девушек - нормативу серебряного значка, 27,1% юношей и 11,6% девушек - нормативу бронзового значка. Не выполнили норм Комплекса ГТО 33,7% юношей и 35% девушек.
Хуже испытуемые справились с тестами, характеризующими скоростные способности, общую выносливость и гибкость.
При тестировании скоростных способностей нормы золотого знака отличия выполнили 7,2% юношей и 14% девушек. С испытаниями на серебряный значок справились 22,1% юношей и 18,6% девушек; на бронзовый значок - 14,3% юношей и 7% девушек. Количество не выполнивших данный норматив Комплекса ГТО составило 56,4% у юно-
шей и 60,4% у девушек.
В тесте «Бег на 2000 м» на золотой знак отличия нормы Комплекса ГТО выполнили 7,2% юношей и 16,3% девушек; на серебряный значок - 14,3% юношей и 11,6% девушек; на бронзовый значок -17,6% юношей и 9,3% девушек. Не справились с испытаниями 60,9% юношей и 62,8 % девушек.
Наиболее низкие результаты выявлены в тесте на гибкость, где 66,8% юношей и 66% девушек не справились с испытанием. Норматив золотого значка выполнили 6,9% юношей и 14% девушек, норматив серебряного значка - 11,6% юношей и 16% девушек, норматив бронзового значка - 14,7% юношей и 4% девушек.
ВЫВОДЫ
Большинство испытуемых, принявших участие в сдаче нормативов Комплекса ГТО, занимаются в системе дополнительного образования. Между тем, значительное количество (более 60%), не справившихся с нормативами Комплекса на гибкость и общую выносливость может свидетельствовать о том, что в подготовке юных спортсменов общей физической подготовке уделяется недостаточное внимание.
Не смотря на возможность получения дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ за успешную сдачу норм Комплекса ГТО, 46% учащихся выпускных классов не участвовали в испытаниях, что косвенно может свидетельствовать об их слабой физической подготовленности.
Внедрение новых форм физического воспитания является необходимым, но недостаточным условием для улучшения состояния здоровья и повышения общей физической подготовленности школьников. Для формирования устойчивой мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями необходима комплексная система, предполагающая, в том числе, усиление роли физического воспитания в семье и более эффективные меры стимулирования на государственном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Результаты мониторинга физического здоровья и физической подготовленности юных спортсменов Тюмени / Е.А. Короткова, Н.Б. Солошенко, М.В. Алексеева, М.А. Наумова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 20-24.
2. Фурсов, А.В. Готовность выпускников образовательных школ г. Сургута к выполнению нормативов комплекса ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 3. - С. 12-16.
3. Черкасов, В.В. К вопросу реализации комплекса ГТО на современном этапе / В.В. Черкасов // Физическая культура и спорт в условиях модернизации образования современного общества : Всерос. конф. / Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д. И. Менделеева. - Тобольск, 2014. - С. 72-74.
4. Черкасов, В.В. Проблемы и перспективы реализации комплекса «Готов к труду и обороне» / В.В. Черкасов // Вестник ТОГИРРО. - 2016. - № 1. - С. 323-324.
REFERENCES
1. Korotkova, E.A., Soloshenko, N.B., Alekseev M. V. and Naumov, M.A. (2013), "Organization of monitoring of physical health and physical fitness of young athletes Tyumen", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 20-24.
2. Fursov, A.V. and Sinyavskiy N.I. (2015), "Readiness of the school leavers of Surgut schools to realize the norms of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex", Physical culture: bringing up, education, training, No. 3, pp. 12-16.
3. Cherkasov, V.V. (2014), "To the question of the implementation of the RLD on the modern stage", Physical culture and sport in conditions of modernization of education in modern society: all-Russian conference Tobolsk : Publish house TSSPA by D. I. Mendeleev, pp. 72-74.
4. Cherkasov, V.V. (2016), "Problems and prospects of realization of complex ready for labor and defense", Vestnik TOGIRRO, No. 1, pp. 323-324.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2017
УДК 796.966
ПОВЫШЕНИЕ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ХОККЕИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Иван Александрович Чичелов, аспирант, Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Андрей Валерьянович Точицкий, кандидат педагогических наук, преподаватель, управляющий директор, ХК «СКА» (Санкт-Петербург), Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В последние годы на государственном уровне обозначена роль студенческого хоккея в современной системе подготовки хоккейного резерва в Российской Федерации, однако, научно-методические разработки в данной области на современном этапе развития в нашей стране отсутствуют. В данной статье представлены результаты естественного педагогического эксперимента продолжительностью два года, организованного с целью на практике оценить возможность повышения спортивной квалификации студентов, прошедших обучение в ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею с шайбой в Российской Федерации, в условиях образовательного процесса в вузе.
Ключевые слова: хоккей, студенческий хоккей, студенческий спорт, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность.
INCREASING OF HOCKEY PLAYERS SPORT QUALIFICATION IN TERMS OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY Ivan Alexandrovich Chichelov, the post-graduate student, Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor,
department chairman,
Andrey Valeryanovich Tochitsky, the candidate of pedagogical sciences, teacher, managing
director of HC "SKA" (St. Petersburg), The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The recent years have designated at the national level the role of the student hockey in the modern system of the hockey reserve training in the Russian Federation. However, the scientific and methodological researches are not available in this area in our country now.
This article presents the results of two years natural pedagogical experiment. It was organized for assessing the possibility of increasing the student sports qualification after training in the Youth and Sports Schools of ice hockey in the Russian Federation in the conditions of the educational process at the university.
Keywords: hockey, student hockey, student sport, training process, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Об отечественном студенческом хоккее и его проблемах начали говорить ещё в начале восьмидесятых. На тот момент студенческий хоккей в СССР представлял собой важный сегмент в системе подготовки хоккейного резерва СССР. В 1982 году в ежегоднике «Хоккей» была опубликована статья В.И. Старшинова и В.Б. Ясенева «Проблемы студенческого спорта» [1], в которой подробно разбиралось состояние студенческого хоккея в Москве. Проблемы, поднятые в статье, к сожалению, остаются актуальными и в