Научная статья на тему 'Исследование физического состояния школьников различных групп здоровья'

Исследование физического состояния школьников различных групп здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1125
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ИНДЕКС / ШКОЛЬНИКИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / PHYSICAL STATE / ZIP CODE / SCHOOLCHILDREN OF DIFFERENT HEALTH GROUPS / MORBIDITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Любека Светлана Валерьевна, Юречко Ольга Валентиновна

В статье представлены сравнительные характеристики физического состояния школьников различных групп здоровья по основным морфологическим и функциональным показателям, а также показатели заболеваемости, что позволяет комплексно оценить уровень физического здоровья учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of physical condition of the schoolboys related to various health groups

The article provides the comparative characteristics of physical condition of schoolchildren related to the different health groups by the basic morphological and functional indicators, as well as morbidity level that allows assessing comprehensively the level of physical fitness of pupils.

Текст научной работы на тему «Исследование физического состояния школьников различных групп здоровья»

ВЫВОДЫ

1. Дифференцированный подход, использование нетрадиционных и других средств оздоровительной физической культуры, смена двигательной деятельности вызвали большой интерес у студентов специальной медицинской группы, ранее вообще не занимавшихся физической культурой.

2. Дифференцированный подход формирует потребность в регулярных занятиях, что, безусловно, положительно скажется на состоянии здоровья студентов и увеличит возможность реализации их потенциала в учебе и профессиональной деятельности.

3. Регулярные занятия улучшили общее состояние здоровья студентов специальной медицинской группы.

4. Показатели улучшения состояния здоровья и общего самочувствия (по дневникам самоконтроля) явились сильной мотивирующей единицей к занятиям оздоровительной физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов, В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у лиц занимающихся оздоровительной тренировкой // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 6-9.

2. Нормирование физической нагрузки на занятиях оздоровительной направленности : учебное пособие / Гаврилов Д.Н., Потапчук А.Н., Утенко В.Н., Шашкин Г. А. ; С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1996. - 65 с.

3. Зубкова, А.Ю. Оздоровительная физическая культура для лиц различных возрастных групп на основе сочетания восточных и западных гимнастических систем : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Зубкова Анна Юрьевна ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2006. - 25 с.

4. Колтошова, Т.В. Оздоровительная физическая культура во вторичной профилактике функциональных нарушений и заболеваний позвоночника у студентов специальных медицинских групп / Т.В. Колтошова, Ж.Б. Сафонова, С.Н. Туморин // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. - С. 60-63.

5. Лисицкая, Т. С. Основы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 6-14.

Контактная информация: nio-lesgaft@mail.ru

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

Светлана Валерьевна Любека, учитель высшей квалификационной категории, Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2,

г. Шимановск,

Ольга Валентиновна Юречко, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ)

Аннотация

В статье представлены сравнительные характеристики физического состояния школьников различных групп здоровья по основным морфологическим и функциональным показателям, а также показатели заболеваемости, что позволяет комплексно оценить уровень физического здоровья учащихся.

Ключевые слова: физическое состояние, индекс, школьники различных групп здоровья, заболеваемость.

RESEARCH OF PHYSICAL CONDITION OF THE SCHOOLBOYS RELATED TO

VARIOUS HEALTH GROUPS

Svetlana Valerevna Ljubeka, the teacher of the higher qualifying category,

Municipal educational institution, average educational school № 2,

Shimanovsk,

Olga Valentinovna Jurechko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Blagoveshchensk State Pedagogical University

Annotation

The article provides the comparative characteristics of physical condition of schoolchildren related to the different health groups by the basic morphological and functional indicators, as well as morbidity level that allows assessing comprehensively the level of physical fitness of pupils.

Keywords: physical state, zip code, schoolchildren of different health groups, morbidity.

ВВЕДЕНИЕ

Статистические данные последних лет фиксируют высокую заболеваемость детского населения, что обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. Высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения [2].

Для эффективного педагогического управления физическим воспитанием необходимо учитывать физическое состояние школьников как интегральный показатель, включающий как минимум оценку физической подготовленности, физического развития, функциональной готовности и здоровья детей [5]. Учитывая уровень физического состояния ребенка, можно избирательно применять средства физического воспитания в процессе занятий и дифференцировать нагрузку [3].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для выявления уровня физического состояния школьников различных групп здоровья, использовался метод экспресс-оценки [1], включающий комплекс, состоящий из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих определенные взаимосвязи с энергообеспечением организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемости [1]. Индекс Кетле характеризует уровень развития массо-ростовых показателей. Индекс Робинсона - качество регуляции сердечнососудистой системы. Индекс Скибин-ского - функциональные возможности органов дыхания и кровообращения. Индекс Шаповаловой - уровень развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, а также функциональные возможности кардиореспираторной системы. Индекс Руфье -уровень адаптационных резервов кардиореспираторной системы. Методика позволяет получить значения каждого индекса и интегральную оценку уровня физического здоровья учащихся обоего пола в возрасте от шести до 18 лет.

Исходя из задач исследования, был проведен сравнительный анализ физического состояния школьников различных групп здоровья МОУ СОШ № 2 г. Шимановска. Показатели сопоставлялись в соответствии с баллами 5 - высокий, 4 - выше среднего, 3 -средний, 2 - ниже среднего, 1 - низкий, затем была рассчитана общая сумма баллов, которая дает возможность дать интегральную оценку состояния физического здоровья школьников: 23-25 баллов - высокий уровень; 19-22 балла - выше среднего; 14-18 баллов - средний; 10-13 баллов - ниже среднего и 5-9 балов - низкий.

В ходе исследования установлено, что по индексу Кетле, характеризующему степень гармоничности телосложения имеются достоверные различия между школьницами основной и подготовительной группы. Существенных различий между школьницами подготовительной и специальной групп нет. Однако детей с дисгармоничным телосложением в подготовительной группе значительно больше, чем в основной группе. Низкая

оценка индекса Кетле (1 балл) свидетельствует о негармоничном телосложении с избытком массы тела или об ожирении. У девочек основной группы 9,5%, подготовительной -20,5%, специальной - 25%. Низкая оценка (2 балла) свидетельствует о негармоничном телосложении с нехваткой или дефицитом массы тела. В основной группе 13,3%, подготовительной - 44,3%, специальной - 40%. Гармоничное физическое развитие и телосложение у девочек в основной группе имеют 38,7%, в подготовительной - 14,7%, в специальной группе 15%.

У мальчиков гармоничность физического развития и телосложения имеет визуальные отличия между основной и подготовительной группами, однако достоверных отличий между мальчиками основной и подготовительной группы не отмечается. Также нет достоверных отличий между мальчиками подготовительной и специальной групп. Однако между школьниками основной и специальной группы имеются достоверные отличия.

В основной группе 45,4% учащихся имеет гармоничное телосложение, в подготовительной группе таких детей 21,2%, а в специальной группе 8%. Низкая оценка (1 балл) с избытком массы у мальчиков основной группы составляет 4,6%, подготовительная и специальная группы по 7,6% и 12% соответственно. Низкая оценка (2) связанная с дефицитом массы тела у мальчиков основной группы также 12,1%, в подготовительной группе наблюдается увеличение 30,3%, в специальной группе - 36% (табл. 1).

Таблица 1

Результаты оценки по индексу Кетле____________________________

Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа

Девочки (п=127) Мальчики (п=108) Девочки (п=68) Мальчики (п=66) Девочки (п=20) Мальчики (п=25)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

5 25 19,6 15 13,9 4 5,8 5 7,5 1 5 1 4

4 49 38,7 49 45,4 10 14,7 14 21,2 3 15 2 8

3 24 18,9 26 24 10 14,7 22 33,3 3 15 10 40

2 17 13,3 13 12,1 30 44,3 20 30,3 8 40 9 36

1 12 9,5 5 4,6 14 20,5 5 7,6 5 25 3 12

М±т 3,45 ±0,14 3,51±0,17 2,41±0,12 2,9±0,15 2,35±0,13 2,56±0,14

уровень средний средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего

Р Д О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

М О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

Оценивая показатели по индексу Робинсона, можно отметить, что в основной группе 41% девочек имеет показатели выше среднего, соответствующие возрастным нормам. Имеются достоверные отличия между школьницами основной и специальной группами, между учащимися основной и подготовительной групп таких отличий не отмечено. Низкая оценка и ниже средней (1 балл, 2 балла) индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции сердечнососудистой системы. Школьники с низкой оценкой этого индекса должны входить в группу риска по возможному возникновению артериальной гипертензии, первичной артериальной гипотонии, синдрома вегетативной дисфункции, нарушений сердечного ритма. Таких школьниц в подготовительной группе 4,4%, а в специальной группе их численность составляет 10%. Среднюю оценку регуляции сердечнососудистой системы имеют 18,8% школьниц основной группы, в подготовительной группе таких учащихся 27,9%, а в специальной - 40%.

Оценивая показатели в группах мальчиков, можно отметить более высокие индексы в основной группе и достоверные различия в показателях школьников основной и специальной группы. Между школьниками основной и подготовительной групп таких различий не выявлено. Высокий уровень регуляции сердечнососудистой системы отмечен у 61,1% мальчиков основной группы и постепенно данный уровень снижается при переходе от одной группы в другую (табл. 2).

Таблица 2

Результаты оценки по индексу Робинсона__________________________

Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа

Девочки (п=127) Мальчики (п= 108) Девочки (п=68) Мальчики (п= 66) Девочки (п=20) Мальчики (п=25)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

5 49 38,6 66 61,1 12 17,7 22 33,3 2 15 4 16

4 52 41,0 28 25,9 29 42,7 28 42,4 4 20 8 32

3 24 18,8 10 9,25 19 27,9 11 16,6 8 40 9 36

2 2 1, 4 3,75 5 7,3 5 7,7 3 15 2 8

1 - - - - 3 4,4 - - 3 10 2 8

М±т 4,16±0,18 4,44±0,22 3,61±0,14 4,0±0,23 3,15±0,12 3,4±0,21

уровень выше среднего выше среднего средний средний средний средний

Р Д О-П < 0,05 П-С < 0,05 О-С < 0,05

М О-П < 0,05 П-С < 0,05 О-С < 0,05

Индекс Скибинского достоверно выше у девочек основной группы и также имеются достоверные отличия между школьницами подготовительной и основной группы. У мальчиков также выявлены достоверные различия в результатах по индексу Скибинского между основной и подготовительной группой (табл. 3).

Таблица 3

Результаты оценки по индексу Скибинского_______________________

Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа

Девочки (п=127) Мальчики (п= 108) Девочки (п=68) Мальчики (п= 66) Девочки (п=20) Мальчики (п=25)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

5 41 32,2 35 32,5 6 16,2 4 6,1 1 5 - -

4 39 30,7 42 38,8 12 20,5 5 7,5 1 10 2 8

3 27 21,3 10 9,3 19 22,1 15 22,8 7 35 4 16

2 13 10,3 13 12,0 8 11,8 18 27,2 4 15 7 28

1 7 5,5 8 7,4 20 29,4 24 36,4 7 35 12 48

М±т 3,74±0,30 3,77±0,42 2,51±0,22 2,19±0,23 2,25±0,21 1,85±0,34

уровень средний средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего низкий

Р Д О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

М О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

Однако в целом данный показатель достаточно низкий, поэтому для повышения функциональных возможностей системы дыхания необходимо целенаправленное использование средств физической культуры.

Индекс Шаповаловой у девочек основной группы достоверно выше, чем у школьниц подготовительной группы. Низкая и ниже среднего оценка индекса Шаповаловой (1 балл, 2 балла) свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты и скоростной выносливости. Высокая оценка индекса наблюдается у 13,4% девочек основной группы, тогда как в подготовительной группе таких только 3%; средняя оценка - 32,3% у девочек основной группы, 47% - подготовительной и 30% специальной группы. Низкая оценка 20% у девочек специальной группы, 3% у девочек подготовительной группы.

У мальчиков имеются достоверные отличия между подготовительной и основной группой, причем достоверных отличий между школьниками подготовительной и специальной группами не обнаружено. Высокая оценка развития силы, быстроты и скоростной выносливости отмечается у 36,2% мальчиков основной группы и, только 4,5% у подготовительной группы. Школьников с низким уровнем в основной группе 4,6%, тогда как подготовительной их численность достигает 21,3% (табл. 4).

Таблица 4

Результаты оценки по индексу Шаповаловой______________________

Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа

Девочки (п=127) Мальчики (п=108) Девочки (п=68) Мальчики (п= 66) Девочки (п=20) Мальчики (п=25)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

5 17 13,4 29 26,8 2 3 3 4,5 - - - -

4 46 36,2 39 36,2 11 16,2 14 21,2 2 10 3 12

3 41 32,3 35 32,4 32 47 32 48,5 6 30 9 36

2 21 16,5 5 4,6 21 30,8 14 21,3 8 40 8 32

1 2 1,6 - - 2 3 3 4,5 4 20 5 20

М±т 3,43±0,7 3,85±0,54 2,85±0,8 2,9±0,68 2,3±0,75 2,4±0,94

уровень средний средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего

Р Д О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

В связи с особенностями реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку у детей использовалась модифицированная (А. А. Гусева) оценка индекса Руфье. Установлено, что имеются достоверные отличия в показателях индекса между школьницами основной и подготовительной групп. Достоверных отличий между учащимися подготовительной и специальной групп не выявлено, аналогичная тенденция наблюдается и у мальчиков (табл. 5).

Таблица 5

Результаты оценки по индексу Руфье____________________________

Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа

Девочки (п=127) Мальчики (п= 108) Девочки (п=68) Мальчики (п= 66) Девочки (п=20) Мальчики (п=25)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

5 12 9,4 17 15,7 1 1,4 2 3,2 - - - -

4 42 33,1 48 44,4 10 14,7 10 15,1 1 5 3 12

3 41 32,3 23 21,2 27 39,7 18 27,2 6 30 9 36

2 18 14,2 16 14,9 19 27,9 26 39,4 8 40 9 36

1 14 11 4 3,8 11 16,3 10 15,1 5 25 4 16

М±т 3,1±0,18 3,53±0,76 2,57±0,22 2,51±0,89 2,15±0,24 2,44±0,97

уровень средний средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего

Р Д О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

М О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05

Интегральный показатель оценки физического здоровья школьников свидетельствует об отставании учащихся подготовительной группы от параметров, характерных для

основной группы (табл. 6).

Таблица 6

______Интегральный показатель уровня соматического здоровья школьников_______________

группа девочки мальчики

баллы уровень баллы уровень

основная 17,88±0,9 средний 19,1±0,8 выше среднего

подготовительная 13,95±1,0 ниже среднего 14,5±0,9 средний

специальная 12,2±0,7 ниже среднего 12,05±0,8 ниже среднего

Р

О-П < 0,05 | П-С > 0,05 | О-С < 0,05

Анализ медицинских карт позволяет определить уровень и структуру заболеваемости, выявить детей, часто болеющих (четыре и более раз в учебном году) или длитель-

но (25 дней и более одним заболеванием), а также вычислить «индекс здоровья» [4]. Установлено, что детей подготовительной группы можно отнести к категории часто болеющих (более 4 раз в год), средняя продолжительность заболевания у школьников подготовительной группы дольше, чем у сверстников основной группы (табл. 7).

Таблица 7

Показатели заболеваемости учащихся (в расчете на 100 чел.)______________

Показатели Основная Подготовительная Специальная

1-2 кл. 3-4 кл. 5-11 кл 1-2 кл. 3-4 кл. 5-11 кл 1-2 кл. 3-4 кл. 5-11 кл.

Кол-во дней, пропущенных из-за заболеваний в течение уч/ г 742±10 438±9 372±8 772±14 461±11 405±10 786±15 475±14 416± 15

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об отставании школьников подготовительной и специальной групп в показателях, характеризующих физическое здоровье. Детей с дисгармоничным телосложением в подготовительной и специальной группе значительно больше, что может быть обусловлено при дефиците веса недостаточным развитием скелетной мускулатуры. Аналогичные данные получены и по другим индексам, что требует внесения в корректив в учебный процесс по физической культуре за счет использования средств направленного воздействия, обеспечения индивидуального подхода. И при отсутствии противопоказаний к занятиям физической культурой необходимо постепенно увеличивать уровень двигательной активности, прежде всего за счет увеличения упражнений, развивающих выносливость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников : метод. пособие / С. Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева [и др.]. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 96 с.

2. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В. А. Чистяков // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 20. - С. 49-53.

3. Пелепейко, С.В. Технология повышения уровня физического состояния школьников на основе использования средств туризма / С.В. Пелепейко, О.В. Юречко // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 89-92.

4. Рапопорт, И. К. Оценка заболеваемости учащихся школы / И. К. Рапопорт // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 77-82.

5. Харитонова, Л. Г. Технология диагностики физического состояния и педагогические пути оздоровления контингента детей Сибири / Л.Г. Харитонова, И. А. Кузнецова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 50-51.

Контактная информация: olga19674@yandex.ru

УДК 378

ОСВОЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Гульсина Хафизовна Муртазина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье освещаются вопросы организации учебного процесса по дисциплинам специализации «Связи с общественностью в массовой физической культуре, рекреации и спорте». Представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.