Научная статья на тему 'Исследование физического образа "я" в самосознании старшеклассников'

Исследование физического образа "я" в самосознании старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-CONSCIOUSNESS / CORPORAL CONSCIOUSNESS / CORPOREALITY / PHYSICAL IMAGE OF "I" / САМОСОЗНАНИЕ / ТЕЛЕСНОЕ СОЗНАНИЕ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЙ ОБРАЗ "Я"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев В.В.

В статье описано экспериментальное исследование возрастной динамики и половых различий в уровне принятия-непринятия телесного облика в старшем школьном возрасте. Для изучения физического образа «Я» в работе использовалась методика В.Г. Сахаровой «САPT» («Цветоуказание неудовлетворённости собственным телом»). В исследовании приняли участие 68 учащихся 9-11 классов МОУ «Средняя школа № 35» г. Рязани, 40 девочек и 28 мальчиков, отнесённых по показаниям врача к основной и подготовительной группе здоровья. В результате применения дескриптивного и статистического анализа было установлено, что девушки в большей степени, чем юноши, не удовлетворены нижней частью тела. Проведённое исследование дало основание говорить о существовании динамических особенностей удовлетворённости физическим образом «Я». У старшеклассников с возрастом снижается уровень неудовлетворённости всеми частями тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PHYSICAL IMAGE OF “I” IN SELF-CONSCIOUSNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article describes an experimental study of age dynamics and gender differences regarding acceptance-non-acceptance of physical appearance in senior school age. To study the physical image of “I” in the paper the author uses a method of V.G. Sakharova “CAPT” (“The Color-A-Person body dissatisfaction Test”). The study involved 68 students of 9-11 classes of Secondary School № 35 in Ryazan, 40 girls and 28 boys referred to the main and preparatory group of health according to the doctor’s testimony. As a result of the descriptive and statistical analysis, it is found that the girls in a greater degree are dissatisfied with their lower body than boys. The study gives reason to talk about existence of dynamic features of satisfaction with the physical image of “I”. High school students decrease their level of dissatisfaction with all parts of the body.

Текст научной работы на тему «Исследование физического образа "я" в самосознании старшеклассников»

УДК 159.99

Goryachev V.V., Cand. of Sciences (Psychology), Ryazan State University; Physical Education teacher, Secondary School No. 35 (Ryazan, Russia),

E-mail: 79511037929@mail.ru

THE STUDY OF THE PHYSICAL IMAGE OF "I" IN SELF-CONSCIOUSNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS. The article describes an experimental study of age dynamics and gender differences regarding acceptance-non-acceptance of physical appearance in senior school age. To study the physical image of "I" in the paper the author uses a method of V.G. Sakharova "CAPT" ("The Color-A-Person body dissatisfaction Test"). The study involved 68 students of 9-11 classes of Secondary School № 35 in Ryazan, 40 girls and 28 boys referred to the main and preparatory group of health according to the doctor's testimony. As a result of the descriptive and statistical analysis, it is found that the girls in a greater degree are dissatisfied with their lower body than boys. The study gives reason to talk about existence of dynamic features of satisfaction with the physical image of "I". High school students decrease their level of dissatisfaction with all parts of the body.

Key words: self-consciousness, corporal consciousness, corporeality, physical image of "I".

В.В. Горячее, канд. психол. наук, Рязанский государственный университет; учитель физической культуры МОУ «Средняя школа № 35», г. Рязань,

E-mail: 79511037929@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗА «Я» В САМОСОЗНАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье описано экспериментальное исследование возрастной динамики и половых различий в уровне принятия-непринятия телесного облика в старшем школьном возрасте. Для изучения физического образа «Я» в работе использовалась методика В.П Сахаровой «CAPT» («Цветоуказание неудовлетворённости собственным телом»). В исследовании приняли участие 68 учащихся 9-11 классов МОУ «Средняя школа № 35» г Рязани, 40 девочек и 28 мальчиков, отнесённых по показаниям врача к основной и подготовительной группе здоровья. В результате применения дескриптивного и статистического анализа было установлено, что девушки в большей степени, чем юноши, не удовлетворены нижней частью тела. Проведённое исследование дало основание говорить о существовании динамических особенностей удовлетворённости физическим образом «Я». У старшеклассников с возрастом снижается уровень неудовлетворённости всеми частями тела.

Ключевые слова: самосознание, телесное сознание, телесность, физический образ «Я».

Современная система обучения невозможна без учёта специфики явлений самосознания, его форм, свойств, структурных составляющих, которые приобретают дискретную конфигурацию в зависимости от особенностей различных образовательных практик. Выявленные в отечественной психологии компоненты физического образа «Я» школьников убеждают в необходимости проектирования и организации образования, принимая во внимание данное измерение.

Одним из психологических новообразований, определяющих самосознание личности, выступает физический образ «Я». Осознание человеком своей телесной сущности является таким же познавательным актом, как и познание объектов и явлений окружающего мира. Этот процесс всегда опосредован потребностями, отношениями субъекта как личности, в силу чего физический образ «Я» является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [1].

Физический образ «Я» ребёнка во многом обуславливает отношение к нему сверстников и значимых взрослых, что отражается в самосознании ребёнка [2; 3 и др.]. Для старшеклассников очень важно, насколько их тело и внешность соответствует стереотипному образу маскулинности или фемининности. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен. Соответствие идеальному образу физического «Я» становится одной из важных психологических проблем старшеклассника.

В психологии выделяют различные когнитивные компоненты телесного облика человека: схема тела, образ тела, концепция тела и др. В этой связи представляется интересной позиция А.В. Цветкова, предлагающего изучать уровень удовлетворённости физическим образом «Я». Он полагает, что чем больше своих соматических качеств человек вычленяет и относит к своему телесному «Я», чем сложнее и обобщённее эти качества, тем выше его уровень сознания [4]. В настоящей статье физический образ «Я» рассматривается как способность к различению перцептивных стимулов, осознанность соматических ощущений и оценочное отношение к собственному телу и его отдельным сегментам.

Целью экспериментального исследования явилась проверка предположения, что к старшему школьному возрасту формируются выраженные половые различия в уровне удовлетворённости физическим образом «Я». Критерий удовлетворённости и неудовлетворённости внешним обликом был выбран в силу убедительных доказательств того, что он оказывает влияние на самосознание личности. Мы также предположили, что зоны неприятия тела юношей и девушек различаются: у первых проблемных, неудовлетворяющих зон меньше, чем у вторых.

В исследовании приняли участие 68 учащихся 9-11 классов МОУ «Средняя школа № 35» г. Рязани (40 девочек и 28 мальчиков, отнесённых по показаниям врача к основной и подготовительной группе здоровья). В работе использовалась методика В.П. Сахаровой CAPT («Цветоуказание неудовлетворённости собственным телом») [5]. По условиям теста при обработке результатов необходимо определить четыре показателя отношения к телу: Score 1, Score 2, общий показатель для всех частей тела и показатель дискриминативности (то есть степень расхождения в принятии зон тела, находящихся на одном уровне фронтальной и дорсальной сторон).

Показатель Score 1 представляет собой среднее арифметическое оценок четырёх зон тела: области живота, верхней части бёдер, нижней части бёдер.

Качество показателей в этой методике очень чувствительно к математическому усреднению - оно нивелируется. У юношей и у девушек показатели удовлетворённости имели разброс от 5 (крайне не удовлетворён) до 1 (удовлетворён полностью).

Согласно полученным результатам средних значений, девушки в большей степени не удовлетворены данными частями своего тела, чем юноши (см. табл. №1). Для проверки на выявление неслучайности такого распределения показателя удовлетворённости образом физического «Я» среди исследуемой группы респондентов был задействован U-критерий Манна-Уитни, который подтвердил достоверность различий по показателям: «область живота».

Неудовлетворённость нижней частью тела у девушек возможно связана с их стремлением иметь идеальные формы, для того чтобы соответствовать требованиям современности - быть высокой и худой. В ходе проведения диагностики некоторые старшеклассницы давали оценку своему телу по эстетическому критерию - красиво или некрасиво. Например, «Мне не нравятся мои бёдра и живот», «Мои ноги слишком толстые» и др. Всё, что они признавали в своём теле некрасивым, они выделяли соответственно жёлтым и красным цветом.

Таблица 1

Средние значения показателя удовлетворённости образом физического «Я» по шкале Score 1

Отдельные зоны тела по шкале Score 1 Неудовлетворенность отдельными зонами тела

Юноши Девушки

Область живота 3 3,15

Верхняя часть бедра 2,5 3,9

Ягодицы 2,6 3,2

Нижняя часть бедра 2,5 3,8

Показатель Score 2 - суммарный показатель остальных областей тела: волосы, лицо, плечи, плечевой пояс, предплечье, грудь, верхняя часть живота, кисти рук, голени и ступни. В нашем исследовании крайне недовольных этими частями тела не обнаружилось. При использовании дескриптивной статистики было установлено, что в группе девушек показатель неудовлетворённости по шкале Score 2 несколько выше, чем у респондентов мужского пола (см. рис. 1). Однако статистически достоверных различий между юношами и девушками выявлено не было.

Общий показатель рассчитывает среднее значение для всех частей тела, включая генитальную область. В нашем исследовании анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что юноши в большей степени, чем девушки удовлетворены генитальной областью. Соответственно, 46,4% и 32,5% протестированных. Нейтрально к названной области относятся 50% юношей и 32,5% девушек. Не удовлетворены ей 35% девушек и всего лишь 3,6% юношей.

3,5 1

3

2,5

2 -

1,5 --

1

0,5 -

] Ступни

]Голени

I Кисти рук ]Предплечье

I Плечо

] Плечевой пояс

Грудь

I Верхняя часть живота -Лицо

Юноши,п=28 Девушки,п=40

Рис. 1. Диаграмма распределения удовлетворенности образомфизического «Я» у старшеклассниковпо шкале Score 2

При анализе общего показателя, измеряющего отношение к собственному телу в целом, нами обнаружена та же тенденция. В группе старшекпасссицсте-пень неудовлетворённости собственным телом несколько выше, чем у старшеклассников (см. рис. 2).

2,5 2

1,5 1

0,5 О

- учащиеся 9-х классов - 38,60;

- учащиеся 10-х классов - 35,4;

- учащиеся 11-х классов - 30,03.

Была доказана неслучайность такого распределения баллов (Н=9,438 при р=0,009)

Юноши, п=28

Девушки, п=40

Рис. 2. Диаграмма распределения удовлетворенности образом физического «Я» уучащихся старшихклассовпошкалеобщий показатель.

Однако статистически значимых различий по данным результатам выявлено не было. Следовательно,можноговоритьо том, что у старшекпассников,вне зависимости от пола, уровень сложности восприятия себя, удовлетворённости собственным телом одинаков, к тому же этот уровень лежит в пределах средних значений.

Показатель дискриминативности (то есть степень расхождения в приня-тиизон тепа, находящихсянандном у»евне фронтальнзй и аорстльиоИ сзорнн) определяется ж °хлоивям офа.отхи .анеых. В.у Сахз.ова потагиеи, чзоно) козателхаиокхзминатяхнзстанеоенодим тля то га, нтябы епрхдалить утенень Уеовзртвар°нносеи илянеудавлетннрённотти ^сеу cтoяoнтн(фхактольнoй или дорсальной), выяснить, какая из них принимается в большей степееи. В нмшеи |ьабатт явнн1х этооа девуаекиюношек ибит|ь°-

жено не было.

П роседённсеисследовсние дало основение гoзееитзеоyдт°т ^сееаниз °н-намических особенностей удовлетворённости физическим образом «Я» в зави-хисестиоо зоер асгастарх^ст^<^н иков.

Показатель удовлетворённости физическим образом «Я» среди здоровых лкьлзиивяв cёaешнxкдaитoнеаlл расиреоелёо следующимиориаом:

9 класс - 3,00;

1н класс отхл

11 класс - 2,48

О сущинтвлеонтм cнaяизпеялпaлaмотхзченкo м у Н-юритерзюК^рахкола-Уо-ллеса, использованный при сравнении трёх групп респондентов по уровню удовлетворяет) фиидченким oЛоaзуд«°»,еыяонлёлядyющрe [расп^деетнст рангов исследуемого показателя среди старшеклассников:

Рис. 3. Диаграмма особенностей возрастной динам ки удо творенности физическим образом«Я»старшекммссаиков.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют говорить о шыржеенмой пшлолмееееноё дкеамикеитоыетвббёнеьштафцзичесшимшбра-зом «Я» в старшем школьном возрасте. У старшеклассников снижается уровень сeyбшосетиеpбзеocти ьсент изствми

возраста, юноши уже привыкают к тем соматическим изменениям, которые прои-зтшеисниии в перше^бертатного ростб^ Еткше^т^ яетсбе^(^втн^^

(^^ее^^зи:ия.гриисхомтт оминз осиектний дць знитеритв отеккиламбиткебе, в тое чбозе ис^с^^г^^ физl^зоиraro о°|эазт. С^л^ц^с^з^^еие юнoшeктлcнбозкзене л социлсьвым вамдоптедолтнием, бeолизониeoжизиe нвыивеанез.а озт6оишн-ность образом своего тела и внешности не вызывает острого беспокойства, как с вoзоеcое.

Полученные результаты позволили несколько уточнить картину отношения cтaсше:цlбcееьвйи К оОНн.м^ЧзнИЯк шктлe00зaщвйcеиoижтзтсбcиe-ее рьн^^цдс^^лтт^о^е^с^ктез.оЖтжззо «Я».еcoтновгбко, зтоеT|Laз Ширнезиго «Я»евляытст торошо диффе^^н^емым вюношлском вми^сте. ДлнвиаршeктбccнзизaиToсeззкaчкжыми элкменемми вноштыго оВеее выете-пают нижние части тела (живот, ноги, ягодицы). Планируя экспериментальную еббoнyoыoжидaлз,итоyшеоLоeйидeвтоJткOйдтт лзтчмтслеьыeбозлемеяв степени удовлетворённости собственным телом как по характеру, так и по степени принятия-неприятия отдельных его сегментов. Однако наши ожидания не оправдались: существенных отличий в степени неудовлетворённости физическим образом «Я» в зависимости от гендерных особенностей не выявлено.

0

Библиографический список

1. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. Москва: МГУ 1989.

2. Горячев В.В. Некоторые особенности проявления телесного сознания юношей в современной школе. Актуальные проблемы психологического знания. 2015; Т. 34; № 1: 126 - 131.

3. Завражин С.А. Деструктивная энергия развивающейся личности: от понимания - к управлению (избранные труды). Владимир: Шерлок-пресс, 2018.

4. Цветков А.В. Образ Я: структура, функции, развитие. Москва: Спорт и культура-2000, 2012.

5. Сахарова В.Г. Психология тела. Диагностика отношения к телу. Санкт-Петербург: Речь, 2011.

References

1. Sokolova E.T. Samosoznanie i samoocenka pri anomaliyah lichnosti. Moskva: MGU, 1989.

2. Goryachev V.V. Nekotorye osobennosti proyavleniya telesnogo soznaniya yunoshej v sovremennoj shkole. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2015; T. 34; № 1: 126 - 131.

3. Zavrazhin S.A. Destruktivnaya 'energiya razvivayuschejsya lichnosti: ot ponimaniya - k upravleniyu (izbrannye trudy). Vladimir: Sherlok-press, 2018.

4. Cvetkov A.V. Obraz Ya: struktura, funkcii, razvitie. Moskva: Sport i kul'tura-2000, 2012.

5. Saharova V.G. Psihologiya tela. Diagnostika otnosheniya k telu. Sankt-Peterburg: Rech', 2011.

Статья поступила в редакцию 22.11.18

УДК 37.06

Klimova I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: katerina060695@mail.ru Karlov G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Director of Institute of Additional Education, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: katerina060695@mail.ru

Marina I.E., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: marinaie@yandex.ru Tomilova S.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: sunlusia@mail.ru

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER QUALITIES OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A PROJECT "TERRITORY OF GOOD INITIATIVES": MANAGEMENT ASPECT. The article identifies tasks of higher education in the effective organization of the educational process for the purpose of personal and professional development of students, as the formation of the younger generation involves not only the development of professional competencies, but also the appropriation of a system of universal values that form the basis of history and culture. Volunteering is an important resource for personal development, including in the educational space. Social initiatives are a powerful tool of public policy and play a big role in maintaining social stability in society. With their help, the most important issues of preserving the positive personal dynamics of youth development are solved, including the formation of such existentially important qualities as: citizenship, patriotism, mercy, empathy, compassion. In practice, it is difficult to identify the areas of exceptional influence of students and educational activities on human development. Therefore, teachers of higher education face the challenge of organizing a joint educational space for the development of volunteer skills among students. A specially-organized space for the development of volunteer qualities among students is the space of the project "Territory of good initiatives", which won a competition among educational institutions of higher education. The aim of the project is to develop and implement a program for training volunteers "Welcome. Idea. Creativity" aimed at the development of volunteerism among students through their involvement in the implementation of social projects through the education and development of successful communication and team work methods; rendering assistance and support to young people who have fallen into a difficult life situation through involvement in trainings, discussions, a system of cultural, historical and spiritual events.

Key words: volunteer, volunteer, social project, project activity, social design.

И.В. Климова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

Г.П. Карлов, канд. техн. наук, доц., директор Института дополнительного образования, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

И.Е. Марина, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

С.А. Томилова, канд психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЁРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТЕРРИТОРИЯ ДОБРЫХ ИНИЦИАТИВ»: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье обозначаются задачи высшей школы в эффективной организации образовательного процесса с целью личностного и профессионального развития студенческой молодёжи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие профессиональных компетенций, но и присвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу истории и культуры. В настоящее время волонтёрство является важным ресурсом для развития личности, в том числе и в пространстве образования. Социальные инициативы являются мощным инструментом государственной политики и играют большую роль в сохранении социальной стабильности в обществе. С их помощью решаются важнейшие вопросы сохранения положительной личностной динамики развития молодёжи, в том числе формирование таких экзистенциально важных качеств как: гражданственность, патриотизм, милосердие, сочувствие, сострадание. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для развития волонтёрских качеств у студентов. Специально-организованным пространством для развития волонтерских качеств у студентов послужило пространство проекта «Территория добрых инициатив», ставшего победителем в конкурсе среди образовательных учреждений высшего образования. Целью проекта является разработка и реализация программы подготовки волонтеров «Добро. Идея. Творчество», направленной на развитие добровольчества среди студентов посредством их вовлечения в реализацию социальных проектов через просвещение и освоение успешных коммуникативных и командных методов работы; оказание помощи и поддержки молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, через вовлечение в тренинги, дискуссии, систему мероприятий культурного, исторического и духовного характера.

Ключевые слова: доброволец, волонтёр, социальный проект, проектная деятельность, социальное проектирование.

В настоящее время волонтёрство является важным ресурсом для развития личности, в том числе и в пространстве образования. Молодые волонтёры - это, пожалуй, та часть российской молодёжи, которая является носителем необходимых для развития нашего общества идеалов и ценностей. Ведь именно на планете «Волонтёрство» находится вакцина от главных недугов современного

общества: равнодушия и пассивности, жестокости и агрессивности, отчужденности и замкнутости.

Молодежь XXI века как никогда нуждается в идеях добра, любви, сопричастности к проблемам и делам России, а это требует объединения усилий, осуществления сотрудничества в областях образования, культуры, искусства Пра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.