Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДИНАТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ / НАСТАВНИЧЕСТВО / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рябова Т.В., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М.

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой обоснованных и ожидаемых изменений в системе развития программ подготовки медицинских кадров высшей квалификации в России, как следствие внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам ординатуры различных специальностей. Целью статьи является изучение факторов успешной профессиональной адаптации ординаторов в трансформирующихся условиях здравоохранения. Задачами исследования являются анализ формируемых умений и навыков во время прохождения производственной практики, определение роли наставников и кураторов при осуществлении практической подготовки, степень самостоятельности действий ординаторов. Ведущими методами к исследованию данной проблемы являются анкетирование и опрос 485 клинических ординаторов, обучающихся на 46 кафедрах ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» МЗ РФ. В статье показаны факторы успешной адаптации ординаторов: развитые универсальные компетенции; совершенствование института наставничества и кураторства при одновременном расширении самостоятельности и доверия к деятельности ординаторов; организационное и документационное сопровождение со стороны руководства и кадровых служб медицинских и образовательных учреждениях со стороны руководства и кадровых служб, в том числе документационного сопровождения; актуальные программы семинаров - тренингов по вопросам психологического блока; разработка практических рекомендаций для наставников и кураторов по проведению мероприятий, направленных на совершенствование практической подготовки ординаторов в соответствии с сегодняшними реалиями. Материалы статьи могут быть полезны медицинским преподавателям, наставникам, кураторам, занимающихся с ординаторами в лечебно - профилактических учреждениях и профессорско-преподавательскому составу медицинских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рябова Т.В., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE FACTORS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF RESIDENTS

The relevance of this study is due to the problem of reasonable and expected changes in the system of development of medical training programs for highly qualified medical personnel in Russia, as a result of the introduction of new federal state educational standards of higher education for residency programs in various specialties. The purpose of the article is to study the factors of successful professional adaptation of residents in the changing healthcare environment. The objectives of the study are to analyze the skills and abilities formed during the internship, to determine the role of mentors and curators in the implementation of practical training, the degree of independence of the residents' actions. The leading methods for the study of this problem are the questioning and questioning of 485 clinical residents studying at 46 departments of the Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. The article shows the factors of successful adaptation of residents: developed universal competencies; improving the institution of mentoring and supervision while expanding independence and confidence in the activities of residents; organizational and documentation support from the management and personnel services of medical and educational institutions from the management and personnel services, including documentation support; current programs of seminars - trainings on the issues of the psychological block; development of practical recommendations for mentors and curators on holding events aimed at improving the practical training of residents in accordance with today's realities. The materials of the article can be useful to medical teachers, mentors, curators who work with residents in medical institutions and the teaching staff of medical universities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ»

УДК 316:378

Исследование факторов профессиональной адаптации ординаторов Study of the factors of professional adaptation of residents

Рябова Т.В., Казанский Государственный медицинский университет, tatry@rambler.ru

Жидяевский А.Г., Казанский Государственный медицинский университет, ordinatura@kazangmu.ru

Галимова Л.Л., Казанский Государственный медицинский университет, liana116kazan@gmail. com

Мухарямова Л.М., Казанский Государственный медицинский университет, edu-prorector@kazangmu.ru

Ryabova T., Kazan State Medical University, tatry@rambler.ru Zhidyaevskij A., Kazan State Medical University, ordinatura@kazangmu.ru Galimova L., Kazan State Medical University, liana116kazan@gmail.com Mukharyamova L., Kazan State Medical University, edu-prorector@kazangmu.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.025

Статья подготовлена за счет средств гранта ФГБОУ ВО Казанского ГМУ МЗ РФ в рамках проекта «Программы развития Университета», Договор №2/22-8 ОТ 1.08.2022 г.

Ключевые слова: ординаторы, профессиональная адаптация, программа ординатуры, наставничество, медицинское образование.

Keywords: residents, professional adaptation, residency program, mentoring, medical education.

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена проблемой обоснованных и ожидаемых изменений в системе развития программ подготовки медицинских кадров высшей квалификации в России, как следствие внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам ординатуры различных специальностей.

Целью статьи является изучение факторов успешной профессиональной адаптации ординаторов в трансформирующихся условиях здравоохранения. Задачами исследования являются анализ формируемых умений и навыков во время прохождения производственной практики, определение роли наставников и кураторов при осуществлении практической подготовки, степень самостоятельности действий ординаторов.

Ведущими методами к исследованию данной проблемы являются анкетирование и опрос 485 клинических ординаторов, обучающихся на 46 кафедрах ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» МЗ РФ.

В статье показаны факторы успешной адаптации ординаторов: развитые универсальные компетенции; совершенствование института наставничества и кураторства при одновременном расширении самостоятельности и доверия к деятельности ординаторов; организационное и документационное сопровождение со стороны руководства и кадровых служб медицинских и образовательных учреждениях со стороны руководства и кадровых служб, в том числе документационного сопровождения; актуальные программы семинаров - тренингов по вопросам психологического блока; разработка практических рекомендаций для наставников и кураторов по проведению мероприятий, направленных на совершенствование практической подготовки ординаторов в соответствии с сегодняшними реалиями.

Материалы статьи могут быть полезны медицинским преподавателям, наставникам, кураторам, занимающихся с ординаторами в лечебно - профилактических учреждениях и профессорско-преподавательскому составу медицинских университетов.

Abstract. The relevance of this study is due to the problem of reasonable and expected changes in the system of development of medical training programs for highly qualified medical personnel in Russia, as a result of the

introduction of new federal state educational standards of higher education for residency programs in various specialties.

The purpose of the article is to study the factors of successful professional adaptation of residents in the changing healthcare environment. The objectives of the study are to analyze the skills and abilities formed during the internship, to determine the role of mentors and curators in the implementation ofpractical training, the degree of independence of the residents' actions.

The leading methods for the study of this problem are the questioning and questioning of 485 clinical residents studying at 46 departments of the Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation.

The article shows the factors of successful adaptation of residents: developed universal competencies; improving the institution of mentoring and supervision while expanding independence and confidence in the activities of residents; organizational and documentation support from the management and personnel services of medical and educational institutions from the management and personnel services, including documentation support; current programs of seminars - trainings on the issues of the psychological block; development of practical recommendations for mentors and curators on holding events aimed at improving the practical training of residents in accordance with today's realities.

The materials of the article can be useful to medical teachers, mentors, curators who work with residents in medical institutions and the teaching staff of medical universities.

Введение. За период 2021-2022 годов были утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам ординатуры различных специальностей, в результате чего произошли значительные изменения в программах подготовки медицинских кадров высшей квалификации [2]. В новых программах ординатуры указаны_универсальные компетенции (коммуникация, командная работа и лидерство, системное и критическое мышление, самоорганизация и саморазвитие, разработка и реализация проектов), способствующие реализации современной ценностно-

ориентированной модели оказания медицинских услуг приоритетами являются удовлетворенность пациентов, персонифицированная медицина, превентивное лечение и рост продолжительности жизни.

Начинающие свою последипломную подготовку врачи в большей степени сориентированы на приобретение

профессиональных компетенций, необходимых для осуществления лечебной деятельности при работе с пациентами. Освоению универсальных компетенций оказывается значительно меньше внимания, тогда как именно они развивают врача как современного лидера и наставника в команде (с участием младшего и среднего медицинского персонала) [3;4].

Этап обучения в ординатуре особенно важен, так как осуществляется не только формирование и развитие профессионализма деятельности, но и личности будущего врача, развития ценностных ориентаций обучаемых, профессиональной идентичности. М.И. Плугина, Т.А. Майборода акцентирую внимание на роли дисциплин гуманитарного блока, изучение которых обеспечивает позитивную динамику в трансформации ценностных ориентаций,

отражающих потребность в самоактуализации, принятии ценностей врачебной деятельности, в сознательном утверждении своей позиции в избранной профессии [8].

Фактор несформированной

профессиональной идентичности ординаторов приводит к затруднениям с профессиональным и личностным самоопределением в ракурсе автономии и самоактуализации, нежеланием брать на себя ответственность, отстраненность и отчужденность от учебного и рабочего процесса [5], к эмоциональному выгоранию молодых врачей [6] и последующему уходу из профессии

[7].

Важную роль в формировании медицинских специалистов играет практическая подготовка, состоящая из различных компонентов: производственная практика, теоретические занятия на кафедре, обучение под контролем наставника, ситуационные разборы,

самостоятельная подготовка, обучение под контролем куратора, научно - практические конференции, изучение смежных дисциплины.

Целью научного исследования является выявление факторов успешной

профессиональной адаптации при практической подготовке ординаторов в процессе производственной практики. Задачи научного исследования:

1) какими навыками в большей степени овладевают ординаторы в рамках практической подготовки во время прохождения производственной практики;

2) определение роли наставника и куратора при осуществлении практической подготовки;

3) разработка рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на совершенствование адаптации и практической подготовки ординаторов в соответствии с сегодняшними реалиями.

Материалы и методы исследования. В ноябре 2021 - апреле 2022 года 485 клинических ординаторов (первого и второго года обучения) ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России, обучающихся на 46 кафедрах, участвовали в анонимном анкетировании, касающееся различных сторон практической подготовки ординаторов.

Вопросы анкеты затрагивали вопросы, касающиеся взаимодействия с пациентами, самостоятельности действий будущих врачей.

Опросник содержал вопросы о содержании деятельности наставников (сотрудников медицинского учреждения) и кураторов (преподавателей медицинского университета).

Ординаторы определяли, какими навыками в рамках практической подготовки они овладевали в большей или меньшей степени.

Респонденты отвечали на закрытые вопросы и вопросы с множественным выбором, также ординаторам предлагалось оценить какой - либо компонент практической подготовки по 10-балльной шкале (где 1 балл - отсутствие компонента, 10 баллов - выраженность компонента в максимальной степени).

Результаты исследования. Анализ полученных ответов показал, что у 87% ординаторов специальность связана с работой с пациентами, 79% анкетированных каждый день работает с пациентами, однако всего у 7% есть курируемая палата, определенное количество пациентов.

При оценке уровня автономности, независимости при принятии решений 62,9% опрошенных оценили свою самостоятельность от 7 до 10 баллов. При этом 69% ординаторов дежурят по графику, что, по мнению 73,46% молодых врачей является необходимой частью практической подготовки. В качестве пожеланий респонденты высказывались о занесении периода обучения в ординатуре в трудовую книжку путем трудоустройства в должности «врач-стажер», а не врач-ординатор, так как, по их мнению, «клиническая практика ординатора зачастую эквивалентна труду рядового сотрудника».

Вместе с тем наряду с зафиксированной самостоятельностью, в беседах ординаторы высказывают пожелания «прикреплять каждого ординатора к врачу индивидуально», «раз в неделю проводить круглый стол с профессором (обсуждение научных статей, новостей, ответы на вопросы), а раз в семестр проводить личную бесплатную консультацию для профилактики эмоционального выгорания и решения личных вопросов»; «каждую неделю проводить разбор клинических рекомендаций, ситуационных задач,

увеличить время на семинары и теоретическую подготовку». Данные пожелания, на наш взгляд, свидетельствуют о недостаточной уверенности в своем профессионализме и самостоятельности у молодых врачей.

Проведенный анализ результатов показал, что на первом месте в ряду навыков, которыми овладевают ординаторы в процессе производственной практики - заполнение первичной документации (80%). Отметим, что к числу проблем текущего состояния здравоохранения, решаемыми с помощью относится повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных и необходимостью ведения документации, в том числе медицинской, в бумажной форме. Положительным является факт овладения навыками работы с документами, однако эти навыки в период цифровой трансформации здравоохранения становятся устаревшими.

Далее следуют навыки: общение с пациентами и выстраивания партнерского диалога (73,40%), оформление отчетной документации (68,66%), клинического обследования больных (69,28%), интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования пациентов (67,01%).

Положительным в период цифровизации здравоохранения является тот факт, что 61,03% респондентов отметили навык работы с современным программным обеспечением.

Наименее выражены навыки проведения необходимых инвазивных (в том числе хирургических) вмешательств (36,91%), определение показаний к госпитализации (51,55%), оказание неотложной помощи (52,58%), определения ближайшего и отдаленного прогноза заболевания (54,58%).

В настоящее время продолжается пандемия COVID-19, поэтому настораживают данные о том, что лишь 42,27% опрошенных освоили навык оценки сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки, анализом и планированием организационных и

противоэпидемических мероприятий и лишь 44,74% ординаторов считают освоенным навык осуществления санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. И 54,64% респондентов освоили навык профилактики наиболее значимых заболеваний, что, является невысоким значением в период развития превентивной медицины.

Показателями степени освоения компетенций в рамках производственной практики являются:

успешное прохождение аккредитации; повышение конкурентоспособности врача на современном рынке труда; развитие профессиональной идентичности, качеств и характеристик зрелого специалиста;

профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации,

внутриличностых конфликтов; повышение степени уверенности в профессиональных навыках и удовлетворенности профессиональной деятельностью; формирование навыков самоорганизации и саморазвития;

совершенствование навыков коммуникации, навыков взаимодействий в команде и лидерства. Не все из этих показателей отражены в анкетировании, вопросы которых составлены на основе бесед с ординаторами, на них не обращается внимания в процессе практики.

Результаты анкетирования показали, что у 86,19% ординаторов есть наставник из числа сотрудников медицинской организации, где проходит практика. В чем же заключается деятельность наставников по отношению к ординатору?, см. рисунок 1.

Большинство анкетируемых отметили, что наставник вовлекает в выполнение научно -практической работы; подробно разъясняет и показывает каждую манипуляцию, контролируя её выполнение; делится опытом и обучает, исходя из реальных условий функционирования конкретной организации. В основном деятельность наставника связана с оказанием помощи в становлении индивидуальных профессиональных навыков.

оказывает помощь в становлении... воспитывает на примерах работы лучших... знакомит с историей учреждения оказывает моральную поддержку по моей просьбе вовлекает в выполнение научно-практической ...

разбирает наиболее частые ошибки делится опытом и обучает исходя из реальных... подробно разъясняет и показывает каждую ... является личным примером отличного специалиста

31,66

36,29

61,65 61,44

45,57

76,49

59,79 65,15

76,08

0

10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рисунок 1. - Результаты анкетирования ординаторов по деятельности наставника

от медицинского учреждения

Лишь треть ординаторов отметили, что их ознакомили с историей учреждения, задачами по оказанию медицинской помощи населению. Роль наставника, передающего не только собственный опыт, но традиции, культуру профессии, позволяет достичь высокого уровня компетенций [1]. Формирование понимания принципов работы в команде, функционирования клиники, системы здравоохранения в целом следует уделять больше внимания.

Куратор от медицинского университета, по мнению ординаторов, всегда доступен для вопросов по теоретической и практической части практической подготовки; равномерно распределяет между базами практики с учетом возможности получения необходимых навыков,

умений, контролирует заполнение дневника практики, отчетной документации (журналы, ведомости); определяет порядок прохождения и сроки практики, дисциплин, промежуточной аттестации, контролирует явку и присутствие на практике; доводит всю информацию в части касающейся обучения; проводит клинические (специальные) разборы.

При сравнении деятельности наставника и куратора, см. рисунок 2 выявлено, что наставник является личным примером отличного специалиста, вовлекает в научную деятельность, вносит вклад в практическую подготовку, лишь для моральной поддержки в решении сложных проблем ординаторы более склонны обращаться к кураторам от университета.

Рисунок 2. - Сравнение результатов анкетирования ординаторов по деятельности наставников и кураторов

от медицинского и образовательного учреждений

является личным

примером отличного

вносит наибольший вклад специалиста 80 70 60 50 40 30 ,Ю вовлекает в выполнение

в практическую подготовку 0 N Чк V \ / -У /. \\ /И' V. .X # оказывает моральную научно-практической работы

поддержку по моей просьбе - -о- наставник .........куратор

Преподаватель, наставник, куратор способен раскрыть потенциал обучающихся,

замотивировать, способствовать развитию ценностей, профессиональной идентичности. Незапланированные, неочевидные знания, связанные с отношением к профессии, к коллегам, поведением, так называемая «скрытая учебная программа», оказывают большое влияние на формирование молодого врача. В медицинском образовании под «ролевым моделированием» подразумевается обучение на собственном примере. Медицинские педагоги (наставники и кураторы) должны быть образцами компетентности в различных ролях врачей: профессионал, лидер, член

межпрофессиональных команд, коммуникатор, демонстрирующий гуманизм, внимание к безопасности и благополучию пациента [10]. По нашему мнению, следует акцентировать внимание на ролях наставников и кураторов:

- экспертов по оценке овладения ординаторами универсальных и профессиональных компетенций, развитие индивидуализации обучения;

- лидера здравоохранения, применяющего современные технологии и инструменты, имеющего сформированные цифровые компетенции, предоставляющего новейший контент, освещающий вопросы трансформации современного здравоохранения;

- профессиональный наставник/коуч, направляющий ординаторов максимально использовать свои ресурсы, мотивацию для достижения целей, формирующего профессиональные ценности, преемственность, профессиональную идентичность обучающихся;

- «проектировщики среды обучения», формирующими образовательную среду, образовательный климат в учреждении, создающего контекстную среду для оптимизации обучения, быстрой и эффективной адаптации к профессии.

Заключение. Информация, полученная в результате исследования, позволяет дать следующие рекомендации по развитию факторов успешной адаптации ординаторов к профессиональной деятельности:

- формирование и совершенствование не только профессиональных, но и универсальных компетенций, что позволяет быстро адаптироваться к постоянно меняющимся потребностям практического здравоохранения;

- совершенствование института наставничества и кураторства при одновременном расширении самостоятельности и доверия к деятельности ординаторов;

- совершенствование организации и руководства наставничества/кураторства в медицинских и образовательных учреждениях со стороны руководства и кадровых служб, в том числе документационного сопровождения;

- проведение обучающих семинаров -тренингов среди ординаторов (особенно первого года обучения) по вопросам не только педагогического, но в большей степени психологического блока, отражающих развитие универсальных компетенций;

- разработка практических рекомендаций, программ и проведение семинаров - тренингов, отражающие различные роли наставников и кураторов.

Дальнейшее направление исследований включает вопросы:

- материальной и нематериальной мотивации наставников и кураторов, зачастую перегруженных своей основной работой в медицинских и образовательных учреждениях;

- изучение факторов успешной адаптации и профессиональной идентичности молодых врачей;

- измерение образовательной среды последипломного образования по критериям: восприятие обучения ординатором, восприятие наставника ординатором, академическое самовосприятие ординатора, восприятие атмосферы и социальное самовосприятие ординатором [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы статьи могут быть полезны наставникам, занимающихся с ординаторами в лечебно - профилактических учреждениях, профессорско-преподавательскому составу, администрации медицинских университетов, а также организаторам здравоохранения.

Литература:

1. Алмханова Р.С., Абатов Н.Т. Роль наставничества в современном медицинском образовании врачей - резидентов / Р.С. Алмханова, Н.Т. Абитов // Медицина и экология. - 2019. - № 3. - С. 61-63.

2. Бодров А.В. Ординатура: на пути к новым федеральным государственным образовательным стандартам / А.В. Бодров // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2021. - Т. 12. - № 1. -С. 125-140. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140.

3. Бодина О.В., Писковацкова А.Э. Наставничество как решение задачи повышения профессиональной компетентности врача-стоматолога [Электронный ресурс] / О.В. Бодина, А.Э. Писковацкова, М.В. Макарова, Д.С. Тишков // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 5. DOI: 10.17513/spno.27926. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27926

4. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы / О.А. Гацура, В.Г. Дерюшкин, С.В. Гацура // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 64-70. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2019-13007.

5. Григорьева Д.Д. Формирование у ординаторов профессиональной врачебной идентичности / Д.Д. Григорьева, М.И. Михеев, Р.Н. Башилов, С.М. Башилова // Ярославский педагогический вестник. -2019. - № 3(108). - С. 119-124. DOI 10.24411/1813-145X-2019-10424.

6. Матюшкина Е.Я., Микита О.Ю., Холмогорова А.Б. Уровень профессионального выгорания врачей -ординаторов, проходящих стажировку в скоропомощном стационаре: данные до ситуации пандемии [Электронный ресурс] / Е.Я. Матюшкина, О.Ю. Микита, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28. - № 2. - С. 46-69. - Режим доступа: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280203

7. Петрова Р.Г. Кризис профессиональной идентичности у молодых врачей / Р.Г. Петрова // Управление устойчивым развитием. - 2019. - № 2(21). -С. 77-82.

8. Плугина М.И., Майборода Т.А. Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов [Электронный ресурс] / М.И. Плугина, Т.А. Майборода // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2022. - Т. 21. (1S). - С. 3142. - Режим доступа: https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3142

9. Харден Р.М., Лейдлоу Д.М. Ключевые навыки медицинского преподавателя: введение в преподавание и изучение медицины / Р.М. Харден, Д.М. Лейдлоу. -Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2021. - 376 с.

10. Simpson D., Marcdante K., Souza R., Anderson A., Holmboe E. Job roles of the 2025 Medical Education // Journal of Graduate Medical Education. - 2018. - V. 10 (3). - P. 243-246. - URL: https://doi.org/10.4300/JGME-D-18-00253.1

References:

1. Almkhanova R.S., Abatov N.T. The role of mentoring in modern medical education of resident doctors / R.S. Almkhanova, N.T. Abitov // Medicine and Ecology. -2019. - № 3. - P. 61-63.

2. Bodrov A.V. Residency: on the way to new federal state educational standards / A.V. Bodrov // Medical education and professional development. - 2021. - T. 12. -

№ 1. - P. 125-140. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140.

3. O. V. Bodina and A. E. Piskovatskova, Acoust. Mentorship as a solution to the problem of increasing the professional competence of a dentist [Electronic resource] / O.V. Bodina, A.E. Piskovatskova, M.V. Makarova, D.S. Tishkov // Modern problems of science and education. -

2018. - № 5. DOI: 10.17513/spno.27926. - Access mode: https://science-educatiouru/ru/article/view?id=27926

4. Gatsura O.A., Deryushkin V.G., Gatsura S.V. Novice doctor on the verge of clinical residency: expectations and challenges / O.A. Gatsura, V.G. Deryushkin, S.V. Gatsura // Medical education and professional development. - 2019. - T. 10. - № 3. - S. 64-70. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2019-13007.

5. Grigorieva D.D. Formation of professional medical identity among residents / D.D. Grigorieva, M.I. Mikheev, R.N. Bashilov, S.M. Bashilova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2019. - № 3(108). - S. 119-124. DOI 10.24411/1813-145X-2019-10424.

6. Matyushkina E.Ya., Mikita O.Yu., Kholmogorova A.B. The level of professional burnout of medical residents undergoing training in an emergency hospital: data before the pandemic situation [Electronic resource] / E.Ya. Matyushkina, O.Yu. Mikita, A.B. Kholmogorova // Counseling psychology and psychotherapy. - 2020. - T. 28. - № 2. - S. 46-69. - Access mode: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280203

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

(19.00.07 - Педагогическая психология)

Сведения об авторах:

Рябова Татьяна Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель Центра исследования медицинского образования, ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, e-mail: tatry@rambler.ru

Жидяевский Александр Геннадьевич (г. Казань, Россия), заведующий отделом ординатуры, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, e-mail: ordinatura@kazangmu.ru

Галимова Лиана Лероновна (г. Казань, Россия), ординатор кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, email: liana116kazan@gmail.com

Мухарямова Лайсан Музиповна (г. Казань, Россия), Первый проректор ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии и социологии, e-mail: edu-prorector@kazangmu.ru

7. Petrova R.G. The crisis of professional identity among young doctors / R.G. Petrova // Management of sustainable development. - 2019. - № 2(21). - S. 77-82.

8. Plugina M.I., Mayboroda T.A. The role of pedagogy and psychology in the development of self-actualization and value orientations of residents of medical universities [Electronic resource] / M.I. Plugina, T.A. Mayboroda // Cardiovascular therapy and prevention. - 2022. - T. 21. (1S). - P. 3142. - Access mode: https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3142

9. Harden R.M., Laidlaw D.M. Key skills of a medical teacher: an introduction to teaching and studying medicine / R.M. Harden, D.M. Laidlaw. - Moscow: GEOTAR -Media, 2021. - 376 p.

10. Simpson D., Marcdante K., Souza R., Anderson A., Holmboe E. Job roles of the 2025 Medical Education // Journal of Graduate Medical Education. - 2018. - V. 10 (3). - P. 243-246. - URL: https://doi.org/10.4300/JGME-D-18-00253.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.