Исследование факторов, оказывающих влияние на величину грузооборота автомобильного транспорта в регионах России
Коломыцев Дмитрий Александрович; магистрант, кафедра автомобили и автомобильное хозяйство, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», [email protected]
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с ключевыми факторами, оказывающими прямое и косвенное влияние на величину грузооборота автомобильного транспорта в Российской Федерации и ее регионах. В работе дана характеристика текущего состояния отрасли транспорта в России, а также обозначены основные тенденции ее развития. В ходе исследования выявляются факторы, непосредственным образом сказывающиеся на грузообороте автомобильного транспорта, а также оцениваются такие процессы, которые оказывают воздействие на исследуемый показатель косвенным образом. В разрезе полученной информации выявляются наиболее перспективные резервы роста показателя грузооборота автомобильного транспорта, которые могут быть использованы в качестве решения некоторых существующих сегодня проблем, касающихся грузовых автомобильных перевозок. В результате представляется возможная классификация факторов, воздействующих на объем грузооборота автомобильного транспорта в условиях современной России в региональном разрезе.
Ключевые слова: грузооборот; факторы грузооборота; грузовые потоки; автомобильный транспорт; грузооборот автомобильного транспорта.
о
о
см
О!
^
I-О ш т х
<
т о х
X
Современная экономика и народное хозяйство характеризуется растущим многообразием внутренних и межотраслевых связей, возникающих в процессе производственной деятельности. В связи с этим возрастающая роль в структуре экономики и обеспечения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятий различных отраслей принадлежит транспортному хозяйству.
На сегодняшний день транспорт как одна из отраслей экономики характеризуется растущей валовой добавленной стоимостью отрасли как в абсолютных, так и в относительных показателях [1, с. 9]. Растет протяженность путей сообщения практически всех видов транспорта, объем перевозок грузов и грузооборот, а также пассажиро-оборот [1, с. 33]. Что касается автомобильного транспорта, то можно отметить, что увеличивается парк автотранспорта, протяженность дорожной сети и количество объектов дорожной инфраструктуры. Таким образом, можно увидеть, что транспортное хозяйство в Российской Федерации в настоящее время имеет тенденции к достаточно устойчивым темпам роста и развития, однако его доля в ВВП страны все еще остается незначительной [2, а 295].
Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность деятельности транспортного хозяйства, является грузооборот по видам транспорта. Он показывает аккумулированный итог результатов перевозок грузов в тонно-километрах [1, с. 30]. Для эффективного управления величиной грузооборота важно знать, какие факторы тем или иным образом оказывают влияние на данный показатель и насколько они поддаются регулированию.
Статистические данные показывают, что сегодняшнее развитие транспортной отрасли в Российской Федерации происходит в условиях смены приоритетов: железнодорожные перевозки хотя и остаются ведущим способов перевозки грузов в настоящее время, но все большую долю уступают автомобильным [3, с. 439]. Ввиду повышающегося значения автотранспортных грузовых перевозок в России целесообразно уделить их изучению
особое внимание. На рисунке 1 представлены основные факторы, тем или иным образов оказывающие влияние на величину грузооборота автомобильного транспорта. Рассмотрим каждый из них более детально.
Объем товарооборота по отраслям Грузооборот других видов транспорта Качество и развитость дорожной сети
\
Объем ВВП и ВНП Грузооборот авточооильнпго транспорта Наличие у организаций и качество автопарка
/ \
Тарифы на грузоперевозки Инвестиции в предприятия транспорта Объем производства по отраслям
Рис. 1 Факторы, оказывающие влияние на величину грузооборота автомобильного транспорта
Непосредственным образом показатель грузооборота связан с массой перевозимых грузов и расстоянием перевозки, при этом данная связь носит прямой характер. Однако помимо этого существует ряд факторов, косвенно влияющих на величину грузооборота автомобильного транспорта, возникающих как во внешней среде по отношению к отрасли, так и во внутренней. В первую очередь стоит отметить, что грузооборот автомобильного транспорта зависит от грузооборота других видов транспорта, способных перевозить те же грузы. В частности речь идет о желез-нодорождном транспорте, поскольку на сегодняшний день именно он является наиболее популярным способом перевозки грузов. По данным Росстата, на 2017 г. грузооборот железнодорожного транспорта превысил грузооборот автомобильного транспорта практически в 10 раз, что можно связать в первую очередь с себе-стоиомстью перевозок - для автотранспорта она значительно выше, чем для железнодорожного [1, с. 33]. В конкурентной борьбе за перевозку грузов на дальние расстояния первенство принадлежит железнодорожному транспорту, что обусловлено такими его преимуществами, как высокая пропускная способность, которая создает возможности для массовых перевозок грузов, снижая тем самым удельную себестоимость перевозки в расчете на единицу груза, а также универсальность с точки зрения характера перевозимых грузов [4, с. 10]. В то же время при перевозках грузов автомобильным транспортом увеличивается скорость доставки, меньше рисков потери грузов по сравнению с железнодорожным транспортом, что делает такой вариант более предпочтительным при перевозках на короткие расстояния [5, с. 241]. Так или иначе в большинстве случаев перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом
являются взаимозаменяемыми услугами, и рост грузооборота одного из этих видов транспорта может повлечь снижение грузооборота другого.
На величину грузооборота автомобильного транспорта высокое влияние оказывает качество дорог и развитость дорожной сети и инфраструктуры. Если рассматривать протяженность автомобильных дорог, то можно увидеть, что из всех видов транспорта она наибольшая - 1666 тыс. км на 2017 г., однако качество дорожного покрытия далеко не всегда соответсвует мировым стандартам, что косвенно подтверждается тем фактом, что интенсивность перевозок грузов автомобильным транспортом составляет лишь 0,2 млн. т на км. Кроме того, имеет место невысокая плотность автомобильных дорог на территории России -лишь 68,4 км на 1000 км2 [1, с. 48]. Проблем как технологического, так и экономического характера, препятствующих динамичному развитию дорожного хозяйства в России существует достаточное количество. Одной из них можно считать отсутствие оборудования для строительства и реконструкции автомобильных дорог в необходимом количестве и должного качества. Средний возраст имеющихся на конец 2018 года машин и оборудования в строительной отрасли составил 7,3 лет, что в целом ниже, чем средний возраст оборудования по всем отраслям экономики. При этом 3% строительных организаций России оказались не обеспечены строительной техникой во втором квартале 2019 г. [6, с. 38]. В 2017 г. также произошло подорожание импортной дорожно-строительной техники практически в 1,5-2 раза, что способствовало замедлению темпов обновления техники, и, как следствие, снижению качества осуществляемых с ее помощью работ [7, с. 78]. Проблема технического отставания отрасли является комплексной и затрагивает также вопросы экономического характера. Данные процессы являются сдерживающими факторами развития автомобильных грузоперевозок и оказывают значительное воздействие на величину грузооборота в регионах страны.
Если говорить о технической стороне организации грузоперевозок, то стоит осветить вопрос обеспеченности организаций парком грузовых транспортных средств и его состояния. В настоящее время средний возраст транспортных средств, находящихся в эксплуатации транспортных организаций составляет 14,1 лет, степень износа автомобильного грузового транспорта в 2017 г. составила 46% [1, с. 19]. Стоит заметить, что этот самый высокий показатель среднего возраста относительно других отраслей, несмотря на то, что в данном случае транспорт является основным средством, с помощью которого осуществляется предпринимательская деятельность. Естественно, что устаревшая автотранспортная техника снижает возможности для роста
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 7
М О
да
о
см
I-«. О!
О Ш
т
X
3
<
т о х
X
грузооборота, кроме того, ее эксплуатация снижает не только экономическую эффективность, но и безопасность дорожного движения. В этой связи важен стабильный рост инвестиций в основной капитал автотранспортных предприятий, однако что касается грузового автомобильного транспорта, то здесь такого процесса не наблюдается -темпы роста последние несколько лет достаточно низкие, составившие в 2016 и 2017 году 100,7% и 100,8% соответственно [8, с. 103].
Рост грузооборота всех видов транспорта, в том числе и автомобильного, во многом определяется темпами развития отраслей экономики страны, что характеризуется показателями валового внутреннего и валового национального продукта. Особое значение имеет объем производства промышленной продукции, поскольку данная отрасль является одной из ключевых в народном хозяйстве страны [9]. В зависимости от того, применительно к какой отрасли рассчитывается показатель грузооборота, можно говорить о его характерных особенностях. Так продукция сельского хозяйства характеризует сезонностью и относительно небольшой дальность расстояния перевозок, а также узкой специализацией различных географических областей, для нее автомобильные перевозки являются оптимальным вариантом транспортировки [10, с. 58]. Для продукции добывающей и обрабатывающей промышленности более подходящим является железнодорожный транспорт ввиду необходимости перевозки грузов на дальние расстояния. Для строительной отрасли необходимо перевозить грузы различного характера и состояния (сыпучие, жидкие, твердые и т.д.), что требует в ряде случаев специальной техники (автогудронаторы, автобетоносмесители и др.). Рост промышленного производства, а также в целом устойчивое развитие все национальной экономики влечет за собой увеличение объема грузопотоков, что в конечном счете приведет к росту грузооборота, в том числе и автомобильным транспортом. Помимо производства продукции различным видов стоит сказать о значении товарооборота отраслей для грузооборота. Очевидно, что данный показатель также будет иметь высокую степень влияния на величину грузооборота, поскольку чем больше возникает товарно-денежных отношений между субъектами хозяйственной деятельности, тем активнее налажива-ютя грузопотоки между ними. Торговля требует взаимодействия различных видов транспорта для обеспечения наиболее эффективной и оперативной доставки грузов к местам назначения.
Высокое значение для грузооборота автомобильного транспорта имеет и такой показатель, как тарифы на грузовые перевозки. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что за последние несколько лет тарифы на грузовые перевозки автомобильны транспортом
стабильно росли, в 2017 г. их прирост составил 2,8% относительно 2016 г., при этом данный показатель оказался самым низким из всех представленных видов транспорта [1, с. 29]. Рост тарифов грузоперевозок в негативном ключе сказывается на величине грузооборота, однако в условиях более высоких темпов роста тарифов на перевозки другими видами транспорта при прочих равных условиях автотранспорт может оказаться в более выигрышном положении.
Таким образом, грузооборот автомобильного транспорта - показатель, зависимый от множества факторов внутренней и внешней среды. Для того, что осуществлять эффективное управление грузооборотом, руководителям транспортных предприятий следует обращать внимание на перечисленные процессы и показатели и корректировать свою деятельность в зависимости от динамично меняющихся условий внешней среды.
Литература
1. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат.
- М., - 2018. - 101 с.
2. Федорищева Т.А. Логистический кластер как фактор развития строительного комплекса регионов России // Инновации и инвестиции. - № 5. - 2019. - С. 294-298.
3. Сигитова М.А., Скрипаль А.С. Анализ фор-мироавния спроса на перевозки грузовым автомобильным транспортом // Ученые заметки ТОГУ.
- Том 8. - № 2. - 2017. - С. 438-442.
4. Лукьянова О.В., Хусаинов Ф.И. Перспективы конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта // Бюллетень транспортной информации. - № 11 (221). - 2013. - С.3-14.
5. Петров А.В. Конкуренция на рынке транспортных услуг Российской Федерации // Инновации и инвестиции. - №1. - 2019. - С. 241-244.
6. Строительство в России. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., - 2018. - 119 с.
7. Шемякина Т.Ю., Баркаев Х.М. Проблемы внедрения перспективных технологий в дорожное строительство // Вестник университет. - 2016. -№2. - С.76-80.
8. Меркушова Н.И. Герасимова А.И. Статистическое исследование результативных показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта РФ // Российская наука: актуальные исследования и разработки. - 2017. - С. 102-105.
9. Григорьева С.В. Оценка влияния внешних факторов на объемы грузооборота автомобильного транспорта // Интернет-журнал «Науковедение». - Том 7. - №4. - 2015.
10.Абдюшева Д.Р. Анализ современного состояния транспортного комплекса России // Вестник университета (Государственный университет управления). - № 8. - 2018. - С. 56-61.
Study of factors influencing the amount of freight turnover of road transport in the regions of Russia
Kolomytsev D.A.
Tula State University
This article discusses issues related to the key factors that have a direct and indirect impact on the value of the turnover of road transport in the Russian Federation and its regions. The paper describes the current state of the transport industry in Russia, as well as the main trends of its development. The study identifies factors that have a direct impact on the turnover of road transport, and evaluates such processes that have an impact on the studied indicator indirectly. In the context of the information received, the most promising reserves of growth in the turnover of road transport are identified, which can be used as a solution to some of the current problems relating to road freight transport. As a result, it is possible to classify the factors affecting the volume of cargo turnover of road transport in the conditions of modern Russia in the regional context.
Key words: cargo turnover; factors of cargo turnover; cargo flows; road transport; cargo turnover of road transport.
References
1. Transport in Russia. 2018: Stat.sb./ Rosstat. - M., - 2018 .-- 101
p.
2. Fedorishcheva T.A. The logistics cluster as a factor in the development of the construction complex of the regions of Russia // Innovations and Investments. - No. 5. - 2019 .-- S. 294-298.
3. Sigitova M.A., Skripal A.S. Analysis of the formation of demand
for transportation by road // Scientific notes of the Pacific National University. - Volume 8. - No. 2. - 2017. - S. 438-442.
4. Lukyanova OV, Khusainov F.I. Prospects for competition between rail and road transport // Bulletin of transport information. - No. 11 (221). - 2013. - S.3-14.
5. Petrov A.V. Competition in the transport services market of the
Russian Federation // Innovations and investments. - No. 1. -2019 .-- S. 241-244.
6. Construction in Russia. 2018: Stat. Sat / Rosstat. - M., - 2018. -
119 c.
7. Shemyakina T.Yu., Barkaev H.M. Problems of introducing promising technologies in road construction // Bulletin of the University. - 2016. - No. 2. - S.76-80.
8. Merkushova N.I. Gerasimova A.I. A statistical study of the performance indicators of automobile enterprises of the Russian Federation // Russian Science: Actual Research and Development. - 2017 .-- S. 102-105.
9. Grigoryeva S.V. Assessment of the influence of external factors
on the volume of freight traffic in road transport // Internet journal "Science of Science." - Volume 7. - No. 4. - 2015.
10. Abdyusheva D.R. Analysis of the current state of the transport complex in Russia // University Herald (State University of Management). - No. 8. - 2018. - S. 56-61.
X X O 00 A c.
X
00 m
o
io 7
IO O
to