Научная статья на тему 'Исследование эволюции аэрокосмических технологий на основе патентных и научных публикаций'

Исследование эволюции аэрокосмических технологий на основе патентных и научных публикаций Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
643
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Cloud of science
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ПАТЕНТНЫЙ КЛАСС / ПАТЕНТНАЯ СЕМЬЯ / ПАТЕНТООБЛАДАТЕЛЬ / НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / ЦИТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Андрейчикова О. Н., Андрейчиков А. В.

В работе приводятся результаты эмпирического исследования патентных документов и научных публикаций по аэрокосмической тематике, которые выполнялись с целью выявления основных тенденций развития технологий. Проведенный анализ большого объема данных из информационных ресурсов Thomson Innovation и Orbit-Questel позволяет нарисовать достаточно ясную картину отрасли, где можно увидеть высокую степень диверсификации технологий, сильную связь с фундаментальной наукой, специфичность рынков для многих видов продукции, малое количество игроков, активное участие государства. Выявлены основные тематики научных публикаций и направления патентных исследований в сфере космоса в целом по миру, а также для лидеров космической отрасли и для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the evolution of aerospace technologies based on the patent and scientific publications

The paper presents the results of an empirical study of patents and scientific articles on aerospace topics. This study was carried out to reveal the main progress trends in technologies. The analysis of big data volume from information resources, such as Thomson Innovation and Orbit-Questel, enables you to draw a rather clear picture of the industry, which has the following main features: a high degree of diversification of technologies, a close relationship with fundamental science, the specificity of the markets for its products, a few number of players, the active role of the State. There were identified main themes of scientific researches and directions of the patenting in Aerospace and Defense as a whole by the world, as well as for leaders of the space industry and for Russia.

Текст научной работы на тему «Исследование эволюции аэрокосмических технологий на основе патентных и научных публикаций»

Cloud of Science. 2017. T. 4. № 3 http:/ / cloudofscience.ru

Исследование эволюции аэрокосмических технологий на основе патентных и научных публикаций1

О. Н. Андрейчикова , А. В. Aii()peii4iu<oe

'"Центральный экономико-математический институт Российской академии наук 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47

**Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) 127994, Москва, ул. Образцова, 15

e-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация. В работе приводятся результаты эмпирического исследования патентных документов и научных публикаций по аэрокосмической тематике, которые выполнялись с целью выявления основных тенденций развития технологий. Проведенный анализ большого объема данных из информационных ресурсов Thomson Innovation и Orbit-Questel позволяет нарисовать достаточно ясную картину отрасли, где можно увидеть высокую степень диверсификации технологий, сильную связь с фундаментальной наукой, специфичность рынков для многих видов продукции, малое количество игроков, активное участие государства. Выявлены основные тематики научных публикаций и направления патентных исследований в сфере космоса в целом по миру, а также для лидеров космической отрасли и для России.

Ключевые слова: аэрокосмическая отрасль, патентный класс, патентная семья, патентообладатель, научная публикация, цитирование.

Высокотехнологичная космическая отрасль не может существовать без научно-технических подразделений, ведущих исследования и разработки (НИОКР, R&D). Успех на рынке могут иметь только те компании, которые либо самостоятельно выполняют научные исследования и опытно-конструкторские работы, либо кооперируются с научно-технологическими институтами. Поскольку космическая тематика тесно связана с обороной, то соображения безопасности и конкурентоспособности часто являются причиной ограничения доступа ко многим источникам научно-технической информации. Основные виды такой информации — это научные статьи и патентные публикации (выданные патенты и патентные заявки). Результаты интеллектуальной деятельности ученых и изобретателей, работающих в косми-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. проект № 16-02-00743 «Многокритериальный анализ и прогнозирование технико-экономического состояния и тенденций развития ведущих мировых аэрокосмических компаний».

ческой отрасли, являются не менее ценным продуктом, чем создаваемые материальные объекты, такие как спутники и ракеты. Поэтому особое значение приобретают вопросы рационального использования этих результатов. Здесь возникает дилемма: с одной стороны их следует держать в тайне, обеспечивая себе конкурентное преимущество, с другой стороны, их желательно обнародовать с целью регистрации своего приоритета. При этом авторы научных работ и патентозаявители имеют совершенно разную мотивацию при публикации собственных материалов: первые заинтересованы в оценке своих результатов научным сообществом, вторые — в получении монопольных прав на использование своего изобретения и, как следствие, возможной коммерческой выгоды. Но у них есть и общие мотивы — получение приоритета, реклама своего имени и публикуемых результатов, высокие показатели в отчетах о профессиональной деятельности.

Анализ патентной и научной информации по определенной тематике может дать много полезных сведений для разработки стратегических и маркетинговых решений, а также для понимания тенденций развития и коммерциализации технологий.

1. Анализ научных публикаций по аэрокосмической тематике

В работе [1] проведен анализ научных работ и патентных публикаций в области космоса и авиации. В качестве источников информации использовались базы данных Thompson Reuters: база данных научных журналов Web of Science, содержащая журнальные статьи примерно из 12 500 рецензируемых журналов, и патентный ресурс Thomson Innovation (Derwent World Patents Index), включающий патенты и заявки из 47 международных патентных ведомств [2].

Авторы делают вывод, что за период с 1995 по 2011 г. число патентных документов существенно превышает число рецензируемых научных статей. Заметим, что журналы, индексируемые в базе данных Web of Science, составляют лишь небольшую долю множества всех научных журналов, поэтому этот вывод весьма сомнителен. Тем не менее проведенный анализ 52 тысяч научных публикаций содержит интересные результаты. Динамика количества научных и патентных публикаций, приведенная на рис. 1, демонстрирует разнонаправленные тенденции: число патентных публикаций растет, а научных публикаций падает. При этом можно заметить, что с 2005 г. темп роста числа патентных публикаций замедляется, а темп снижения количества научных статей усиливается с 2008 г.

Основные направления космических исследований детализированы набором категорий, которые представлены в табл. 1. Там же приведены цифры, показывающие число публикаций в каждой категории.

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

Рисунок 1. Динамика научных и патентных публикаций

Максимальное число научных работ в исследуемом массиве относится к категории «Ракеты и космические корабли», 18 500 работ из 52 000 (более трети). Почти 12 500 работ посвящено спутникам. На 3-м месте находится тема авиационного топлива. Затем следуют категории самолетов, но в значительно меньших объемах (коммерческие пассажирские самолеты — 4279, военные самолеты — 3834). Примерно такие же количества работ относятся к навигации и управлению (4578), радарам (3845) и системам связи (3256). Число работ в остальных категориях значительно меньше.

Самый высокий положительный среднегодовой прирост числа научных работ в последние 5 лет наблюдается в категориях проектирования и производства двигателей и в достаточно новой категории «Мониторинг управления самолетом и регистраторы данных». Самый большой спад имеет место в категории «Управление полетом».

Распределение количества научных публикаций по странам показано на рис. 2, где приведены данные для ведущих стран в аэрокосмической сфере, упорядоченных по убыванию ВВП за 2010 г. Там же показано число цитирований статей из каждой страны.

По количеству публикаций Россия находится на 8-м месте, при этом среднее число ссылок на статью равно 2, что ниже, чем в Западной Европе и США. Из стран ведущей двадцатки только Китай имеет показатель цитируемости ниже, чем в России, но при этом в Китае значительно больше публикаций и среднегодовой

Статьи й Патенты

СТ1СПСЛСПС71000000000000

темп их роста 13%, в то время как в России имеет место среднегодовой спад 12%. Снижение темпа публикационной активности характерно в последние 5 лет для всех стран — лидеров космоса, но в России этот темп — самый высокий. Рост публикационной активности наблюдается в Южной Корее, Китае и Австралии, положительный темп имеют Нидерланды, Бразилия, Испания и Мексика.

Таблица 1. Количество научных публикаций по категориям космической тематики

Тема Категория Число публикаций

Авионика Мониторинг управления самолетом и регистраторы данных 746

Связь 3256

Оборона 1316

Управление полетом 156

Наведение и навигация 4578

Радары 3845

Погодные системы 917

Компоненты Внутренность кабины 174

Управляющие поверхности 226

Средства против обледенения 59

Фюзеляж, корпус 1052

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха 1434

Несущие поверхности 2235

Системы безопасности и спасения 1790

Системы космического запуска 649

Ходовая часть, посадка, системы взлета и торможения 140

Спутники и навигация Наблюдение Земли 869

Геоинформационные системы 85

Навигация 1099

Движение и топливо Технологии авиационного топлива 6581

Электродвигатели 704

Системы заправки и хранения топлива 162

Турбореактивные двигатели 1386

Поршневые двигатели внутреннего сгорания 63

Ракетные двигатели 354

Турбовинтовые двигатели 103

Типы летательных аппаратов Коммерческие пассажирские самолеты 4279

Военные самолеты 3834

Беспилотники 917

Аппараты легче воздуха 852

Пилотируемые космические полеты 1674

Ракетные вооружения 1723

Ракеты и космические корабли 18645

Вертолеты 1720

Спутники 12474

Очень легкие самолеты 78

Рисунок 2. Число статей и количество цитирований научных работ по странам

2. Обзор аэрокосмических патентов

Патенты являются ценным источником информации, поскольку большая часть содержащейся в них информации больше нигде не публикуется. Высокая ценность патентной информации обусловлена не только требованием наличия новизны, но и форматом представления. Мониторинг патентной активности субъектов в научно-технической и промышленной сфере позволяет предсказать их маркетинговые стратегии и возможные направления разработок.

Поиск по ключевым словам, соответствующим тематикам из табл. 1, в патентном ресурсе Thomson Innovation [2] позволил обнаружить 86 ООО патентных семей2. Это множество использовалось для получения общей картины научно-технологических разработок в сфере космоса и авиации.

Количество патентных семей в области аэрокосмических исследований для ведущих стран мира показано на рис. 3, где страны упорядочены по значению ВВП за 2010 г. Россия здесь занимает 6-е место, пропустив вперед Китай.

По количеству патентных семей Россия более чем в три раза превосходит среднемировой показатель, в то время как по числу цитирований патентов она значительно ниже среднего значения. Этот факт частично объясняется разницей в стилях оформления патентных документов: в США и Европе ссылки на патенты размещаются в специальном разделе, а в России они встречаются в тексте патентной заявки. Соответственно, Россия имеет малое среднее значение числа ссылок на патентную семью, что демонстрирует рис. 4.

2 На 06.03.2014 г.

Рисунок 3. Количество патентных семей по странам

Рисунок 4. Среднее число ссылок на патентную семью по странам

Что касается среднегодовых темпов изменения патентной активности стран в области авиации и космоса за последние пять лет, то они снижаются в США, Японии и Канаде, стремительно растут (более 20%) в Китае, Индии, Мексике, Испании и Южной Корее, умеренно возрастают (4-7%) в Западной Европе и в России (10%).

3. Анализ космических патентов подкласса B64G

В международной патентной классификации (МПК) изобретения в области авиации и космоса отнесены к классу В64 — Воздухоплавание; авиация; космонавтика. Космическая составляющая этого класса сосредоточена в подклассе B64G (Космонавтика; космические корабли и их оборудование), для которого на 20.06.2014 г. в международном патентном ресурсе Orbit-Questel [3] найдено 19 850 патентных се-

мей, из них 6131 действующие (30%). Сопоставление с выборкой аэрокосмических патентов позволяет оценить долю космических изобретений, которая составляет менее 25%. В подклассе B64G на указанную выше дату обнаружено всего 188 лицензированных патентов, из них действующих патентов — 39. Следует заметить, что разные источники патентной информации выдают разное количество патентных документов на одни и те же запросы, что объясняется отличиями в составе подключенных к ресурсу баз данных патентных ведомств, а также разными способами представления, хранения и индексирования патентной информации. Разные объемы выдачи, тем не менее, не оказывают существенного влияния на глобальный анализ, цели которого заключаются в выделении лидеров и сопоставлении с ними заданных объектов. При этом в качестве лидеров могут рассматриваться патентные классы, области техники, страны, патентообладатели, изобретатели и т. п. Полученные нами результаты исследования патентного подкласса B64G с использованием патентных ресурсов Questel-Orbit, Orbis (патентный ресурс бюро Van Deik) и Thomson Innovations (патентный ресурс Thomson Reuters) не имеют существенных отличий, несмотря на различные объемы выборок. Самую многочисленную выборку — 40 056 патентных семей мы получили от Thomson Innovation [2] с подключением всех возможных патентных баз. Распределение этих документов по дате публикации показано на рис. 5, где можно заметить волнообразную тенденцию с периодом примерно 10 лет в последние годы. Объем данной выборки в два раза превышает объем выборки из Orbit-Questel с меньшим числом источников информации. Отметим, что подключение всех доступных источников патентной информации ведет к издержкам, связанным с необходимостью отсеивания малоценных документов, в частности, заявок, не прошедших экспертизу по существу, устаревших, отмененных, оспоренных патентов и т. п. Тем не менее даже в самой большой выборке космических патентов число патентных семей значительно меньше, чем их количество в области авиации.

Самое большое число космических патентов проходит первичную регистрацию в США, Японии и Европе (Франция, Германия). Россия занимает 5-е место и пока опережает Китай, где наблюдаются очень высокие темпы патентования разработок практически во всех областях.

Для понимания текущей ситуации в области патентования космических разработок мы провели подробный анализ патентов из подкласса B64G с датой приоритета после 01.01.1996 г. На этот запрос ресурс Orbit-Questel выдал 9355 патентных семей на 20.06.2014 г. В полученной выборке 46% — выданные и реально действующие патенты; 17% — заявки, ожидающие решения; 26% — недействительные патенты; 3% — патенты с истекшим сроком действия; 8% — аннулированные патенты.

1600 -1400 -1200 -1000 -800 -600 -400 -200 -0 -

Рисунок 5. Распределение патентов подкласса B64G по дате публикации

В распределении патентов с приоритетом после 01.01 Л996 г. по странам публикации Россия с 2395 документами занимает 3-е место после США (2825) и Японии (2539). На 4-м месте находится Китай с 1490 документами, опережая Германию (936) и Францию (624). В Корее опубликовано 450 документов, а в Великобритании всего 135. Снижение числа публикаций в европейских странах можно объяснить развитием системы патентной кооперации (ЕР — 1397, WO — 1091, в то время как для патентов с приоритетом до 01.01.1996 г. ЕР— 808, WO— 197). При этом нарастающую патентную активность демонстрируют Россия, Китай и Корея, а пики активности США и Японии приходятся на период 1998-2003 гг. Увеличение числа патентных публикаций в Китае и Корее явно свидетельствует о технологическом прорыве этих стран в сфере освоения космоса. Принимая во внимание тот факт, что сейчас в Китае публикуется более миллиона патентов ежегодно и темп нарастает, можно ожидать, что он станет одним из двух лидеров по этому показателю в ближайшие годы.

Страна, в которой зарегистрирована первая заявка, с большой вероятностью может рассматриваться как территория происхождения изобретения, а страна публикации — как территория его охраны. По числу приоритетных заявок на изобретения с приоритетом после 01.01.1996 г. Россия является лидером в подклассе B64G. Из 2395 опубликованных в России патентных документов 92% (2207) имеют российский приоритет. Абсолютное значение этого показателя говорит о высокой продуктивности российских разработчиков в области космоса, а высокий процент по отношению к общему числу патентных публикаций в стране свидетельствует о том, что иностранные патентообладатели мало заботятся об охране своих изобре-

тений в России. 2-е место по числу первичных заявок занимают США — 2106 (75%)3, затем следуют Япония — 1833 (72%), Китай — 1186 (80%), Франция — 519 (83%), Германия — 497 (53%), Корея — 364 (81%).

На рис. 6 можно видеть ведущих правообладателей на выборке патентов с приоритетом после 01.01.1996 г., представляющих все страны — лидеры космических разработок. Там легко заметить различия между типами патентообладателей: в США — это крупные промышленные компании A&D4 сектора (Boeing, Lockheed, Honeywell), в Японии — всемирно известные фирмы — производители электроники и оборудования (Mitsubishi Electric, Mitsubishi Heavy Industries, NEC, Toshiba), в Европе — корпорация Airbus, в состав которой входят EADS и Astrium. В России ведущий патентообладатель — РКК «Энергия» им. С. П. Королева, в Корее — Kari-Korea Aerospace Research Institute, в Китае — университеты.

Рисунок 6. Ведущие патентообладатели подкласса Б640 (патенты с приоритетом после 01.01.1996)

В скобках указано относительное число патентов с приоритетом соответствующей страны. 1 Aerospace and Defense.

Заметим, что состав ведущих патентообладателей на выборке патентов с приоритетом до 1996 г. отличается от представленного на рис. 6 существенно большим присутствием в топ-30 государственных структур, таких как NASA, NASDA, US Navy, US Air Force, US Army и т. п. Снижение количества патентов, принадлежащих государству, может быть связано с изменением космической стратегии США в конце 1980-х, когда был взят курс на привлечение частных компаний в этот сектор экономики [4, 5]. Следует отметить, что многие американские банки обладают большими портфелями патентов, в частности, Bank of America и JPMorgan Chase Bank входят в топ-30 в обеих выборках.

Распределение патентных публикаций правообладателей по годам приведено на рис. 7, где хорошо видны лидеры с постоянной активностью (Mitsubishi Electric, Astrium, Boeing, PKK «Энергия», Honeywell, Thaies), с нарастающей (Kari-Korea Aerospace Research Institute, Harbin Institute of Technology, Beihang University; Shanghai Satellite Engineering Institute) и убывающей активностью (Hughes Electronics, JPMorgan Chase Bank, Loral Space Systems, NASDA, Toshiba).

ALCATELLUCENT ASTRIUM BANK OF AMERICA BEIHANG UNIVERSITY BOEING CNES - CINTRE NATIONAL O'ET. EAOS ASTRIUM HARBIN INSTITUTE OF TECH* 1 S 3 • 8 12 7 3 17 <

3 9 16 19 12 23 13 13 10 21 « » 26 21 14

2 ' 15 17 » 3 • » 1 1 3 1 2

3 21 4 16 12 1- 7 » >

1 5 6 11 » ЗА 21 10 22 17 11 13 11 15 15

2 « 4 3 3 7 6 1 2 2 3 7 3 6 12 9

3 2 S 8 il 11 26 23 12 7 1

1 3 3 2 17 23 16 23 13 » >

HUGHES ELECTRONICS (HI AEROSPACE IHI-ISHIKAWAJIMA HARIMA H... JAPAN AEROSPACE EXPLORAT1... JPMORGAN CHASE BANK S —'=«'«« LOCKHEED LORAL SPACE SYSTEMS MITSUBISHI ELECTRIC MITSUBISHI HEAVY INDUSTRIE» NASDA - NATIONAL SPACE DEVE-. NBC NORTHROP GRUMMAN SYSTEMS OAO ROCKET AND SPACE COP... 1 9 s 3 6 » 13 11 7 В 9 3 ■ • 6

з » 26 38 27

4 2 8 « 3 » 3 » » ,0 » • « •

• » » 21 1« 4 3 1

1 3 S 6 10 10 • « • • ♦ *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ■ ' 11 9 13 24 10 2 1

1 В 11 S в 11 в 9 3 4 13 23 22 22 29 21 •

з t 15 13 20 23 10 13 24 в 9 7 4 3 1 4 2 1 1

X 1 8 1« 13 14 23 37 2 1 1 1

i 26 » 2« 27 17 11 23 23 17 11 8 13 •

16 16 a 16 36 22 15 1 1 1 » 3 6 3 12

5 5 s 15 10 1- В 7

1 » * « 13 15 17 2 1 2 1 1 1 > *

1 14 9 « 3 » • 1 1 2

S 18 28 И 5

OTKRVTOE RAKFTNO KOSM... RAKETNO KOSM AOOT RAKFTNO KOSM KORPORATSU... ROYAL BANK OF CANAOA ,0 • » 20 » »

« IB » - 3

11 2 1 » » » » 13 6

• ■ S 9 6 10 18 9 1 2 2 2 3 1

SHANGHAI SATELLITE ENGINEER TOSHIBA 1 6 13 »

« ■ 3 4 3 3 .0 • 1В 14

- » » » 39 • 2 1 2

•Л jt* s/* «Л 1st prtonty утлг о* „os ^о*

...4-^- --f.. 1-1-1 1 10 59

Рисунок 7. Распределение числа патентных публикаций ведущих правообладателей по годам

Патентным лидером среди российских предприятий является РКК «Энергия», 2-е место занимает научно-производственное объединение прикладной механики им. М. Ф. Решетнева, преобразованное в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева, которое делает космические спутники, закупая бортовые ретрансляторы у компании Thales Alenia Space и у других производителей. Характерные черты российской патентной выборки — отсутствие международной охраны, большая доля неподдерживаемых патентов и патентов, принадлежащих физическим лицам. Ведущие группы исследуемого патентного подкласса приведены в табл. 2, а динамика появления патентов в группах на рис. 8, где можно видеть, что среднегодовое число патентов в группе B64G-001 (Космические летательные аппараты) остается примерно постоянным с 1998 г. на уровне 400 патентов, что многократно превышает число патентов, появляющихся в других группах. Динамика появления патентных групп и классов позволяет увидеть новые области применения изобретений из рассматриваемой области техники, а также выделить направления, в которых патентование замедлилось или прекратилось. Информация такого рода имеет ценность не только для инженеров, но и для менеджеров, поскольку причины и следствия таких явлений, как правило, имеют экономическую и/или юридическую природу.

Таблица 2. Ведущие группы подкласса B64G

Код группы Наименование группы Число документов

B64G-001 Космические летательные аппараты 17 238

G05D-001 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов (радионавигационные или аналогичные системы с использованием других волн G01S) 1279

B64G-007 Имитация космических условий 1077

F02K-009 Ракетные двигательные установки, т. е. установки, для работы которых используется горючее и окислитель; управление этими установками 969

G01C-021 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам 001-019 871

F42B-015 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды 638

B64G-099 Тематика, не предусмотренная в других группах данного подкласса 626

B64G-005 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом 611

H01L-031 Полупроводниковые приборы, чувствительные к инфракрасному излучению, свету, электромагнитному, коротковолновому или корпускулярному излучению, специально предназначенные либо для преобразования энергии такого излучения в электрическую энергию, либо для управления электрической энергией с помощью такого излучения; способы или устройства, специально предназначенные для изготовления или обработки таких приборов или их частей; конструктивные элементы приборов 579

B64G-003 Средства наблюдения или слежения за полетом космических кораблей (устройства с использованием радиоволн и волн других видов для навигации или слежения 535

Distribution ol search results by IPC arouD / 1st priority year

А63Н-027 1 1 1 1 1 60 29 Э

364С-001 3 13 13 19 it 10 10 13 14 12 7 10 1

364С-039 3 С • 16 14 9 2 3 9 2 6 6 3

-

9640-003 >• »7 26 19 13 14 • 29 12 22 22 17 19

.«оси* 3 а 11 7 7 3 1 1 3 3 9 19 16 I

•мо-ооз 19 23 13 17 36 13 26 30 27 20 27 39 14 7

964Q-006 С 3 3 19 3 1 7 14 10 10 »3

964Q-007 23 20 14 13 19 16 19 14 17 37 36 62 46 2

3640-00» 9 11 13 23 2 1

3*40-099 it 13 13 17 12 24 19 14 9 21 29 19 9

Ю4..001 7 в 4 X 3 3 2 i

»»»• 29 34 39 29 3 14 29 17 23 19 3

• 3 12 • 16 3 6 10 7 2 3 3 I

1 к 4 14 11 13 3 3 1 2 1 2

И€МИ 7 7 10 10 3 3 3 3 6 3 4 » •

FMO.O.S 13 6 13 16 • Э 2 6 3 3 3

F4 28-013 • 11 14 10 19 14 20 19 13 24 31 29 »

G01C-019 « 2 10 « 9 1 10 11 3 7 Э

G01C-021 21 21 23 13 16 12 22 13 21 11 4 •

0013-003 11 10 11 4 в 7 1 9 10 1 2 1

Q01S-003 13 19 7 7 4 7 3 3 1

G01S-019 7 3 2 4 3 3 3 4 3

0050-001 46 31 »7 13 26 14 21 26 21 12 9 1

006F-017 3 11 10 10 13 6 3 8 7 7 1

hoil-osi 22 1« 1С 13 в 7 6 11 9 9 9 1

M01Q-001 26 26 16 13 14 7 9 6 11 3 >1 8 »

H01Q-003 3 в 20 3 3 2 1 1 3 1 2

H01Q-013 19 19 13 11 17 9 « 2 4 3 3 2

Н043-007 47 зв 22 12 1С 3 3 7 7 10 12 С

^Г у cfP pnorrty у ✓ s ✓ ** j/г 4r /

5

1 1 1 621

Рисунок 8. Динамика появления патентов с приоритетом после 01.01.1996 г.

в группах А/ПК

Динамика патентования в группах на выборке патентов с приоритетом до 1996 г. заметно отличается от рис. 8, в частности, тем, что в подгруппах 36, 40, 42, 44, 46, 50, 64 и 66 группы В640-001 было значительно больше патентов. Очевидно, что срок действия старых патентов истек, а новые технологии в этих направлениях либо не появились, либо держатся в секрете. Заметный рост числа патентов с приоритетом после 1996 г. в подгруппе В640-001/00 происходил на фоне стремительной коммерциализации спутникового сектора космической отрасли, возникновения и устойчивого роста соответствующего рынка. Этот факт подтверждает закономерность увеличения патентной активности при коммерческом использовании технологий.

С точки зрения технического прогресса представляет интерес анализ ведущих подклассов МПК, который позволяет увидеть области техники, смежные с подклассом В64С. Самые близкие связи космический подкласс В64С имеет с подклас-

сами G05D (Системы управления или регулирования неэлектрических величин), F02K (Реактивные двигательные установки), B64C (Самолеты; вертолеты), G01C (Измерение расстояний, горизонтов или азимутов; топография; навигация; гироскопические приборы; фотограмметрия или видеограмметрия), B64D (Оборудование летательных аппаратов; летные костюмы; парашюты; монтаж и размещение силовых установок и систем передачи энергии от двигателя), F42B (Заряды, например для взрывных работ; пиротехника; боеприпасы), которые точно характеризуют аэрокосмическую отрасль, тесно связанную с обороной (Aerospace and Defense, A&D). Технологии космической отрасли немыслимы без электроники и информационных технологий, поэтому многие патенты включают подклассы H04B (Передача сигналов), H01Q (Антенны), G01S (Радиопеленгация; радионавигация; измерение расстояния или скорости с использованием радиоволн; определение местоположения или обнаружение объектов с использованием отражения или переизлучения радиоволн; аналогичные системы с использованием других видов волн), H01L (Полупроводниковые приборы; электрические приборы на твердом теле, не отнесенные к другим классам или подклассам), G06F (Обработка цифровых данных с помощью электрических устройств). Помимо этого, патентуются технологии, связанные с применением особых материалов B32B (Слоистые изделия или материалы, состоящие из плоских или объемных слоев), B29C (Формование или соединение пластиков; формование веществ в пластическом состоянии вообще; последующая обработка формованных изделий) и т. д. Из раздела A (Удовлетворение жизненных потребностей человека) в выборке ведущих подклассов присутствуют подклассы A63H (игрушки) и A62B (Способы и устройства для спасения жизни).

На рис. 9 можно наглядно сравнить относительные доли смежных подклассов в мировой выборке патентов с приоритетом после 01.01.1996 г. и в выборке российских патентов из подкласса B64G. В выборке патентов российских правообладателей существенно меньшие доли приходятся на классы, относящиеся к электронике и управлению (H01L, H01Q, H04D, G01S, G01C, G05D), зато заметно выше доля смежного подкласса F42B (Заряды, пиротехника, боеприпасы). В этом подклассе почти 90% патентов относятся к группе F42B-015 (Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды).

Сравнение ведущих групп в выборке российских патентов с выборкой патентов всех стран с приоритетом от 1996 г., представленное на рис. 10, позволяет выявить направления, главные для российских разработчиков. К ним относятся группы B64G-005 (Наземное оборудование для космических кораблей), F42B-015 (Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды), B64G-099 (Тематика, не предусмотренная в других группах данного подкласса). Здесь можно заметить низкую по сравнению с миром долю группы B64G-003 (Средства наблюдения или

слежения за полетом космических кораблей) и провалы в группах разделов Н и G, где патентуются электроника и управление. Заметим, что доля патентов группы B64G-001 превышает 99% как в целом по миру, так и для России, поэтому данная группа не показана на рис. 10.

НМир% —Ш—РФ%

7 6 5 4 3 2 1 О

G05D F02K В64С G01C B64D F42B Н04В HOIQ G01S H01L А63Н F03H F16L F16B

Рисунок 9. Сравнение набора смежных подклассов в выборке российских патентов с набором смежных подклассов на выборке патентов всех стран с приоритетом после 1996 г.

нмир% —•—РФ%

8 7 6 5 4 3 2 1 О

Рисунок 10. Доля патентных групп в подклассе В64С на выборках патентов России и мира

Оценка патентов и инноваций в принципе не может быть точной на ранних стадиях их существования. Зато она возможна постфактум, например путем подсчета ссылок на патент. Цитируемость патентов принято рассматривать как показатель качества научно-технических разработок компаний-правообладателей. На рис. 11 приведены графы цитирования патентов рассматриваемого класса с прио-

ритетом до и после 01.01.1996 г., где можно видеть патентообладателей, чьи патенты имеют максимальное число ссылок. Заметим, что Корейский институт аэрокосмических исследований на этом графе представлен потому, что активно цитирует патенты признанных лидеров отрасли. Японские патентообладатели — Mitsubishi Electric, NEC и Mitsubishi Heavy Industries имеют высокоцитируемые патенты в обеих выборках. А вот на патенты NASA и Toshiba ссылаться стали меньше. Французская государственная аэрокосмическая корпорация Aerospatiale стала частью EADS, туда же вошла компания Astrium, так что о них можно сказать лишь то, что в Европе были и есть высокоцитируемые патенты в космической отрасли.

Рисунок 11. Граф цитирования патентообладателей: слева — патенты с приоритетом после 01.01.1996 г., справа — патенты с приоритетом до 1996 г.

Рисунок 11 визуализирует важную экономическую функцию патентов, связанную с репутацией патентообладателя и рекламой своих разработок с целью привлечения клиентов и инвесторов. Обладая большим числом патентов в исследуемом классе, российские правообладатели имеют низкие показатели цитирования. Одна из главных причин такого положения кроется в том, что большая часть российских патентов не имеет международной охраны, вследствие чего в международных информационных источниках нет их полноценных текстов.

4. Анализ патентных портфелей мировых лидеров космической отрасли

В течение многих лет лидерами аэрокосмической отрасли являются американская корпорация Boeing и европейский аэрокосмический концерн EADS (European Aeronautic Defense and Space Company), в 2014 г. вошедший в Airbus Group [6-9].

ADMINISTRATION

TOSHIBA

4.1. Boeing

В международном патентном ресурсе Orbit-Questel на 20.06.2014 г. обнаружено 14 090 патентных семей компании Boeing, из них более половины (7991)— действующие. Распределение патентов фирмы Boeing по дате публикации показано на рис. 12, где можно видеть стремительный рост общего количества документов с 2000 г. Здесь же показана динамика публикации приоритетных заявок компании Boeing в космическом подклассе B64G, которая свидетельствует о невысокой доле соответствующих разработок в ее патентном портфеле и демонстрирует спад после максимума (35) в 2003 г.

Рисунок 12. Распределение патентных публикаций Boing по году приоритета

Большая часть патентных документов относится к подклассам: В64С — Самолеты; вертолеты (2463), B64D — Оборудование летательных аппаратов; летные костюмы; парашюты; монтаж и размещение силовых установок и систем передачи энергии от двигателя (1697), G06F— Обработка цифровых данных с помощью электрических устройств (1669), В32В — Слоистые изделия или материалы, состоящие из плоских или объемных слоев (917), В29С — Формование или соединение пластиков (878). К подклассу B64G относится 313 патентов (2.2%). При этом заметный рост патентной активности наблюдается в подклассах G06F, В29С, В32В и В23Р (Комбинированные способы обработки; универсальные станки), в то время как в ведущих подклассах (В64С, B64D) годовое число патентов остается примерно на одном уровне. Состав ведущих групп МПК подкласса B64G показывает приоритетные в сфере космоса направления научно-технических разработок компании Boeing, которая имеет значительное количество изобретений в группах G05D-001 (11.1%) и В64С-001 (Конструктивные элементы, общие для различных частей летательных аппаратов, 11.1%).

Следует отметить, что Boeing имеет много совместных патентов с другими разработчиками аэрокосмической техники, такими как Pratt & Whitney, Rockwell International, Hughes Aircraft и другими. Кроме того, они имеют совместные патенты с NASA, US Air Force, US Navy и рядом других государственных организаций.

Распределение космических патентов по подгруппам имеет много сходства с распределением всех патентов данного подкласса. Поскольку состав и количественное соотношение групп, подгрупп или подклассов, полученные для общемировой выборки патентов определенного направления, отражают спектр научно-технических разработок, можно сделать вывод, что фирма Boeing имеет высокую степень самостоятельности и владеет технологиями полного цикла производства. При этом она может быть более сильной в некоторых патентных классах или иметь дополнительные направления разработок, обеспечивающие ей рыночные ниши. Отсутствие патентов в каких-то классах свидетельствует о том, что компания имеет более узкий ассортимент продукции, является поставщиком и/или кооперируется с другими фирмами для производства конечной продукции.

4.2. Airbus — EADS (Astrium)

Международный патентный ресурс Orbit-Questel выдал 4561 документ на поисковый запрос по имени правообладателя EADS or ASTRIUM или EADS ASTRIUM, из них 3022 (66%) — действующие патенты. Распределение патентов EADS по дате приоритета показано на рис. 13, где виден устойчивый рост патентной активности с 1980 по 2000 г., после которого наблюдался провал с минимумом в 2005 г., сменившийся стремительным ростом до 2010 г. Здесь наблюдается тот же колебательный процесс с периодом 10 лет, что и на общей выборке аэрокосмических патентов.

Для двух третей патентов EADS Германия является страной приоритета (страна регистрации первой заявки), при этом применяется широкая международная охрана изобретений, прежде всего в США и Японии.

Ведущие группы МПК в космическом подклассе — B64G-001 (Космические летательные аппараты, 409) и B64C-001 (Фюзеляж; конструктивные элементы, общие для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и т. п., 285). За ними следуют G01S-007 (Элементы конструкции систем радиопеленгации, радионавигации и т. п., 259), G01S-013 (Системы, использующие отражение или вторичное излучение радиоволн, например радарные системы, 232), H04B-007 (Системы радиосвязи, т. е. системы с использованием излучения, 207), B29C-070 (Формовочные составы, т. е. пластики, содержащие армирующие элементы, наполнители или предварительно сформированные части, 179), F02K-009 (Ракетные двигательные установки, 175).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Distribution of search results by Priority years

300

Priority years

Рисунок 13. Распределение патентов EADS по дате приоритета

Если систематизировать патентные документы EADS по подклассам, то 1-е место займет В64С (Самолеты, вертолеты), 2-е — B64D (Оборудование летательных аппаратов; летные костюмы; парашюты; монтаж и размещение силовых установок и систем передачи энергии от двигателя), 3-е — G01S (Радиопеленгация; радионавигация; измерение расстояния или скорости с использованием радиоволн; определение местоположения или обнаружение объектов с использованием отражения или переизлучения радиоволн; аналогичные системы с использованием других видов волн) и лишь 4-е — космический класс B64G.

Сравнение относительных показателей патентной активности в патентных подклассах для EADS и компании Boeing, наглядно представленное на рис. 14, позволяет увидеть сходство и различие в приоритетах патентования разработок. В частности, для европейцев патентование в подклассах B64G (Космонавтика; космические корабли и их оборудование), G01S (Радиопеленгация; радионавигация), Н04В (Передача сигналов), H01Q (Антенны), H01L (Полупроводниковые приборы) более актуально, чем для компании Boeing. Это объясняется тем, что перечисленные классы соответствуют технологиям производства спутников, которые широко используются на коммерческом рынке с высокой степенью конкуренции. Европей-

ские производители долгое время зависели от США, поскольку не могли производить все компоненты самостоятельно.

□ Boeing □ EADS

Рисунок 14. Относительное количество патентов в подклассах МПК компаний Boeing и EADS (в %)

Разработка собственных технологий и производств в такой ситуации требует хорошо продуманной стратегии охраны интеллектуальной собственности. Заметим, что Россия находится в похожем, но гораздо более трудном положении в плане импорта компонентов для космической продукции. Замещение импорта отечественной продукцией обязательно потребует разработки стратегии патентования необходимых для этого технологий, так как сильные игроки не уходят с рынка добровольно и будут препятствовать появлению новых конкурентов, патентуя свои разработки в России.

4.3. Mitsubishi Electric

Патентным лидером подкласса B64G является японская компания Mitsubishi Electric, поэтому ее патентный портфель представляет интерес для исследования. В подклассе B64G у этой фирмы обнаружено 1724 документа, распределение которых по дате публикации показано на рис. 15. Патентная активность в данном подклассе явно идет на спад, притом, что ежегодное число патентов фирмы возрастает.

Рисунок 15. Распределение патентов Mitsubishi Electric по дате приоритета

Ведущий подкласс в патентах фирмы Mitsubishi Electric — НО IL (Полупроводниковые приборы), число патентов в некоторых его подгруппах больше 1000, в то время как общее число патентов в подклассе В64В равно 1724. Снижение актуальности патентования изобретений в подклассе B64G может быть связано с изменением маркетинговой стратегии компании на глобальном рынке спутников, где доля Японии составляет 3%, но экспорт космической электроники в другие страны достигает значительных объемов. В частности, Япония является одним из ведущих партнеров США по импорту и экспорту космической продукции.

4.4. Анализ патентов NASA

Для данного исследования представляет интерес анализ патентов, принадлежащих не только предприятиям космической отрасли, но и государственным организациям, связанным с космосом. Самой мощной организацией в этой сфере является Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) — ведомство, отвечающее за гражданскую космическую программу США [10].

В результате поиска по наименованию патентообладателя NASA в патентном ресурсе Orbit-Questel на 20.06.2014 г. было обнаружено 7389 документов, из них 1877— действующие патенты (25.4%). Распределение документов по дате публикации свидетельствует о том, что максимальный уровень активности (300 публикаций в год) приходится на начало 1970-х гг., после чего наблюдался плавный спад до 1990-х гг. Подавляющее большинство патентов NASA имеют приоритет США,

количество документов с международной охраной не превышает 10% от общего числа.

NASA выделяет контракты на космические исследования многим американским и зарубежным компаниям, университетам, исследовательским институтам [11]. По условиям таких контрактов права на создаваемую интеллектуальную собственность обычно совместно принадлежат NASA и исполнителю. На рис. 16 можно видеть, с какими организациями NASA патентовала совместные разработки в течение последних 20 лет. Постоянными патентными партнерами NASA являются Калифорнийский технологический институт, Университет Калифорнии, Масса-чусетский технологический институт, Университет Райса, Национальный научный фонд США, Национальный аэрокосмический институт, Правительство США и некоторые его департаменты, а также компании Boeing, General Motors, IBM.

Динамика патентования разработок NASA по ведущим подгруппам МПК в течение последних 20 лет позволяет выделить следующие подгруппы примерно с постоянным темпом патентования:

- подкласс B64G (Космонавтика) — B64G-001/00, B64G-001/22;

- подкласс G01N (Исследование или анализ материалов путем определения их химических или физических свойств): G01N-021/00, G01N-027/00, G01N-033/00;

- подкласс G01S (Радиопеленгация; радионавигация;): G01S-013/00, G01S-019/00;

- подкласс H01L (Полупроводниковые приборы): H01L-021/00, H01L-021/02, H01L-021/00;

- группа C08G-073 (Высокомолекулярные соединения, получаемые реакциями образования связи, содержащей азот в сочетании с атомами кислорода или углерода или без них, в основной цепи макромолекулы);

- F02K-009/00 (Ракетные двигательные установки);

- G01B-009/02 (интерферометры);

- A61B-005/00 (Диагностика; хирургия; опознание личности);

- C12Q-001/68 (Способы измерения или испытания, использующие нуклеиновые кислоты).

Особый интерес вызывают подгруппы с нарастающим темпом патентования:

- G06F-019/00 (Устройства или способы цифровых вычислений или обработки данных для специальных применений);

- G06F-017/00 (Устройства или методы цифровых вычислений или обработки данных, специально предназначенные для специфических функций);

- Н01Ь-031/00 (Полупроводниковые приборы, чувствительные к инфракрасному излучению, свету, электромагнитному, коротковолновому или корпускулярному излучению; способы или устройства, специально предназначенные для изготовления или обработки таких приборов или их частей; конструктивные элементы приборов).

BOEING CREDIT SUISSE FIRST BOSTON GENERAL ELECTRIC GENERAL MOTORS INTELLECTUAL VENTURES HOLDING 39 . 1 . » = 3

1 3 3 2 2 2

11 6 • . 1 . ■ »0 23 9 IB 21 18 „ , | „ » ■

1' ■ ■

6 " 1 « > >

I

1 2 2 - ■ »

■ ' 4 2 > ■ 1

MASSACHUSETTS INSTITUTE OF TECHN... NATIONAL AERONAUTICS & SPACE ADM I... NATIONAL INSTITUTE OF AEROSPACE NATIONAL SCIENCE FOUNDATION | R|CE umv£RS[TY f TO PAINE 1 1 I 2 1 1 2 2 •

2 ■ * 2 2 1 3 1 2 1 3

3 3 3 1 ■ » ■ «

* ■ » • » 2 2 4 2 - 6 1

2 I S 2 6 S 2 3 4 ' I '

UNIVERSITY OF CALIFORNIA US ADM NAT AERONAUTICS & SPACE AD- US DEPARTMENT OF AGRICULTURE US DEPARTMENT OF HEALTH & HUMAN S... US NATIONAL AERONAUTICS ft SPACE AD... US NATIONAL AERONAUTICS AND SPAC US NATIONAL AERONAUTICS SPACE AD... US NATIONAL INSTITUTES OF HEALTH (N... • ■ • > ' ' • • » • 1 2 1

8 5 4 i

11 2 1 2 1 1 t

1 1 2 2 3 3 1

2 1 3 1 2 3 3 1 3 2 > • 1

1 I 1 1 I 5 1 1 2 1 I

64 66 33 ЭЭ

3 2 1 1 1

16 17 » » « «3 32 51 63 30 49 64 45

3 2 2 3 3 1 6 1 4

1 1 1 2 2 3 1 2 4 3 1 a 1 ■

1 1 2 3 2 18 13 11 - > „ 3 3

« 1 • > ■

jf jf J? J l«t priority y*ar W

ü i 1 1 1

Рисунок 16. Динамика патентования совместных разработок NASA5

Кроме того, нельзя не обратить внимания на подгруппы группы С01В-031 (Углерод; его соединения) с четырехлетним периодом активного патентования с 2001 по 2004 г. и последующим снижением годового числа патентных заявок.

К наиболее актуальным для КА8А направлениям патентования в последние 20 лет относятся: обработка цифровых данных с помощью электрических устройств (подкласс СО 1Р). полупроводниковые приборы (Н01Ь), исследование или анализ материалов путем определения их химических или физических свойств (СО 1Ы). слоистые изделия или материалы, состоящие из плоских или объемных слоев (В32В), углерод и его соединения (С01В). Подкласс робототехники В251 (Манипуляторы; камеры, оборудованные манипуляторами) интересен тем, что рост числа патентов в нем начался в 2006 г. Заметим, что космический подкласс В64С

5 Рисунок 16 показывает, что проблема наименования патентообладателей в патентных базах данных существует не только для российских предприятий, но и для хорошо известных американских учреждений.

не входит в число лидирующих подклассов в последние годы. К этому подклассу принадлежат 418 патентов из рассматриваемой выборки (5.65%), среди них всего 40 действующих. Распределение патентов по дате приоритета демонстрирует убывающую волнообразную тенденцию с периодом примерно 20 лет. Снижение количества патентов NASA в космическом классе объясняется двумя основными причинами: 1 — изменение космической стратегии США с перенесением акцента на развитие технологий; 2 — привлечение частных компаний в сектор производства космических аппаратов, ракет-носителей и запусков [12]. Небольшая доля космических патентов также может означать, что часть разработок охраняется в режиме коммерческой тайны. Примером может служить стратегия частной компании SpaceX, которая принципиально не патентует свои разработки, стараясь сохранить конкурентные преимущества.

Анализ ведущих групп подкласса B64G в патентной выборке NASA показывает, что приоритетным направлением разработок является группа B64G-001, в которой патентов почти в два раза больше по сравнению с любой другой.

Распределение патентных групп демонстрирует разнообразие исследований с участием NASA и сильно отличается от подобных распределений для компаний аэрокосмической отрасли. Помимо космоса (B64G), наибольшее число патентов NASA связано с электроникой (H01L), химией (C08G, С01В), физикой (G01N, G01F) и медициной (А61В).

5. Заключение

Проведенный анализ научных и патентных публикаций по аэрокосмической тематике позволяет нарисовать достаточно ясную картину отрасли, где можно увидеть высокую степень диверсификации технологий, сильную связь с фундаментальной наукой, специфичность рынков для многих видов продукции, малое количество игроков, активное участие государства. Аэрокосмическая промышленность присутствует в немногих странах, однако разнообразие используемых в ней технологий дает возможность заниматься исследованиями и разработками представителям любых государств с соответствующим уровнем развития. Тем не менее в 2015 г. в списке крупнейших компаний Forbes Global 2000 [13] число представителей данной отрасли— минимальное: 23 компании из восьми стран, причем 11 из них— резиденты США.

Соединенные Штаты Америки с большим отрывом лидируют в аэрокосмической отрасли, как по числу научных работ, так и по количеству патентов, но в последние десять лет темпы публикации там снижаются. В Европе и в России наблюдается небольшой рост патентной активности, но снижается количество научных

работ. Стремительно растущие темпы научных и патентных публикаций демонстрируют Китай, Индия и Южная Корея.

В последние 20 лет количество патентных документов по аэрокосмической тематике существенно превышает число рецензируемых научных статей, при этом число патентных публикаций растет, а научных статей падает. Наибольшее число научных работ посвящено ракетам, космическим кораблям и спутникам, в то время как львиная доля патентов связана с авиацией — доля космических изобретений не превышает 25%.

В космическом подклассе B64G ежегодное число патентных публикаций колеблется в диапазоне 1000-1500 документов с периодом примерно 10 лет. Самое большое число космических патентов проходит первичную регистрацию в США, Японии и Европе (Франция, Германия). Круг ведущих патентообладателей достаточно узок: в США — это крупные промышленные компании, в Японии — всемирно известные фирмы — производители электроники и оборудования, в Европе — аэрокосмическая корпорация Airbus, в России — РКК «Энергия» им. С. П. Королева, в Корее — Kari-Korea Aerospace Research Institute, в Китае — университеты.

Большая часть космических патентов относится к группе B64G-001 (Космические летательные аппараты, 86.8%); среднегодовое число патентов в ней остается примерно постоянным с 1998 г. на уровне 400 патентов, что многократно превышает количество патентов, появляющихся в других группах.

Наиболее многочисленные подклассы, смежные с B64G, охватывают технологии измерения и управления (G05D — 6%, G01C — 4.8%, G01S — 3.3%), реактивных двигателей и снарядов (F02K— 5.3%, F42B — 3.9%), авиастроения (В64С — 5.2%, B64D — 4.4%) и электроники (Н04В — 3.9%, H01Q — 3.5%, H01L — 2.8%). После группы B64G-001 самыми большими по числу изобретений являются G05D-0016 (6.1%), B64G-007 (5.3%), F02K-009 (5%), B64G-005 (4.9%), B64G-003 (3.9%), Н4В-007 (3.8%).

Анализ патентных портфелей мировых лидеров аэрокосмической отрасли свидетельствует о низкой доле изобретений из подкласса B64G. Например, у компании Boeing эта доля составляет 2.2%, а у концерна EADS — 9.3%. При этом направления патентования у лидеров заметно отличаются: львиная доля патентов Boeing связана с авиацией (В64С, B64D) и цифровым управлением (G06F), в то время как у EADS существенно выше приоритет космического подкласса B64G, а также приоритеты радионавигации (G01S) и электроники (Н04В, H01Q, H01L). Примечательно, что ведущий патентообладатель в космическом подклассе B64G — японская компания Mitsubishi Electric демонстрирует спад патентной активности в области космоса последние десять лет. При этом ежегодное общее число патентов фирмы

0 Наименования групп МПК приведены в табл. 2.

растет. Ведущий подкласс в патентах фирмы Mitsubishi Electric — H01L (полупроводниковые приборы), число патентов в некоторых его подгруппах больше 1000, в то время как общее число патентов в подклассе B64G равно 1724.

Исследование патентной выборки NASA демонстрирует умеренное снижение патентной активности государства и большое разнообразие технологий. Доля патентов космического подкласса B64G в портфеле NASA составляет 5.65%, причем среди них всего 40 действующих.

К наиболее актуальным для NASA направлениям патентования в последние 20 лет относятся: обработка цифровых данных с помощью электрических устройств (подкласс G01F), полупроводниковые приборы (H01L), исследование или анализ материалов путем определения их химических или физических свойств (G01N), слоистые изделия или материалы, состоящие из плоских или объемных слоев (B32B), углерод и его соединения (C01B). Подкласс робототехники B25J (Манипуляторы; камеры, оборудованные манипуляторами) интересен тем, что рост числа патентов в нем начался в 2006 г.

Наибольшее число космических патентов NASA, смежных с подклассом B64G, связано с электроникой (H01L), химией (C08G, C01B), физикой (G01N, G01F) и медициной (A61B).

Что касается России, то она входит в пятерку мировых лидеров в области научно-технических разработок для космоса и занимает 3-е место по количеству патентных публикаций с приоритетом после 01.01.1996 г. При этом российские изобретения в области космоса практически не патентуются (и, следовательно, не охраняются) за рубежом. Доля юридических лиц среди правообладателей составляет 43%, что значительно меньше, чем в других космических державах. Лидером по числу патентов является РКК «Энергия» им. С. П. Королева. 2-е и 3-е места занимают ОАО «Информационные спутниковые системы» им. Академика М. Ф. Решетнева и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

Активность иностранных патентообладателей в России достаточно низкая. Охрана зарубежных изобретений в России осуществляется в основном с использованием механизмов международной патентной кооперации.

Направления патентования в России имеют сходство и различия с мировыми тенденциями. Общим является абсолютное количественное превосходство и тенденция роста количества изобретений в подгруппе B64G-001/00. Характерные отличия российского набора смежных подклассов заключаются в низкой доле групп из разделов H и G, содержащих изобретения в области электроники, управления и информационных технологий.

Литература

[1] Strategic of the space and aeronautics technology landscape. Thomson Reuters, 2013.

[2] Патентный ресурс Thomson Reuters [Электронный ресурс]. URL: www.thomsoninnovation.com

[3] Патентный ресурс Questel-Orbit [Электронный ресурс]. URL: www.orbit.com

[4] Stone Ch. American leadership in space: leadership through capability // The Space Review. March 14, 2011.

[5] Mineiro M. C. The Dilemma of National Security and International Cooperation in Outer Space: Space Technology Trade and Proliferation Controls and their Impact on Global Civil Space Cooperation. — Canada, Montreal : Institute of Air and Space Law, McGill University Faculty of Law, 2011.

[6] Aerospace Global Report 2011. A Clearwater Industrials Team Report [Электронный ресурс]. URL: www.clearwatercf.com

[7] The Changing Face of the Aerospace & Defense Industry: A review of key segments and emerging trends, 2011 [Электронный ресурс]. URL: www.capgemini.com/aerospace-defense

[8] OECD, The Space Economy at a Glance 2014,— OECD Publishing, 2014. http://dx.doi.org/10.1787/9789264217294-en

[9] 2013 Global Aerospace and Defense Outlook, KPMG [Электронный ресурс]. URL: www.kpmg.com

[10] Technology Frontiers: Breakthrough Capabilities for Space Exploration December 2010, NASA [Электронный ресурс] URL: www.nasa.gov

[11]Forecast International's Aerospace Portal [Электронный ресурс]. URL: www.bga-aeroweb.com

[12] The Annual Compendium of Commercial Space Transportation: 2013. Federal Aviation Administration February 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.faa.gov/go/ast

[13] The World's Biggest Public Companies, Forbes, Global 2000 List, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.com

Авторы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ольга Николаевна Андрейчикова — доктор технических наук профессор, ведущий научный

сотрудник. Центральный экономико-математический институт РАН

Александр Валентинович Андрейчиков — доктор технических наук, профессор, профессор

кафедры «Менеджмент качества». Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

The study of the evolution of aerospace technologies based on the patent and scientific publications

O. N. Andreichikova*, A. V. Andreichikov**

*Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences Nakhimovsky prospekt, 47, Moscow, Russia, 117418

"Moscow State University of Railway Engineering Obraztsova Str., 15, Moscow, Russia, 127994

e-mail: [email protected], [email protected]

Abstract. The paper presents the results of an empirical study of patents and scientific articles on aerospace topics. This study was carried out to reveal the main progress trends in technologies. The analysis of big data volume from information resources, such as Thomson Innovation and Orbit-Questel, enables you to draw a rather clear picture of the industry, which has the following main features: a high degree of diversification of technologies, a close relationship with fundamental science, the specificity of the markets for its products, a few number of players, the active role of the State. There were identified main themes of scientific researches and directions of the patenting in Aerospace and Defense as a whole by the world, as well as for leaders of the space industry and for Russia.

Key words: Aerospace and Defense, patent class, patent family, the patentee, scientific publication, citation.

References

[1] Strategic of the space and aeronautics technology landscape (2013) Thomson Reuters.

[2] www.thomsoninnovation.com

[3] www.orbit.com

[4] Stone Ch. (2011) American leadership in space: leadership through capability. The Space Review. March 14.

[5] Mineiro M. C. (2011) The Dilemma of National Security and International Cooperation in Outer Space: Space Technology Trade and Proliferation Controls and their Impact on Global Civil Space Cooperation. Canada, Montreal, Institute of Air and Space Law, McGill University Faculty of Law.

[6] Aerospace Global Report (2011) A Clearwater Industrials Team Report. www.clearwatercf.com

[7] The Changing Face of the Aerospace & Defense Industry: A review of key segments and emerging trends (2011) www.capgemini.com/aerospace-defense

[8] OECD (2014), The Space Economy at a Glance 2014, OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264217294-en

[9] 2013 Global Aerospace and Defense Outlook, KPMG (2013) www.kpmg.com

[10] Technology Frontiers: Breakthrough Capabilities for Space Exploration December 2010, NASA (2010) www.nasa.gov

[11] www.bga-aeroweb.com

[12] The Annual Compendium of Commercial Space Transportation: 2013. Federal Aviation Administration February 2014 (2014) http://www.faa.gov/go/ast

[13] The World's Biggest Public Companies, Forbes, Global 2000 List (2015) http://www.forbes.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.