Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НАРОДА ХАНТЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НАРОДА ХАНТЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НАРОДА ХАНТЫ»

Н.П. Плеханова, Г.ВКравчук ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НАРОДА ХАНТЫ

Актуальной проблемой современного науки и общества является сохранение самобытности и уникальности культур в процессе аккультурации. В нашем регионе особо остро стоит проблема сохранения традиционной культуры народа ханты. Научные прогнозы столь пессимистичны, что следует уже говорить не только о невозможности сохранения традиционной культуры ханты, но и сохранении самого народа как отдельной человеческой популяции. В соответствии со стадиями развития этноса, описанными в теории Л. Н. Гумилева, в настоящий момент народ ханты находится на стадии гомеостаза, ведущей к постепенному исчезновению народа. Ранняя смертность, низкий уровень образования, сложности социализации, отсутствие традиционных мест проживания, невозможность сохранения традиционного уклада жизни позволяет говорить об этнической катастрофе.

С содержанием этнических музеев и выставок, которые создаются с целью сохранения самобытной культуры народа ханты, оказывается необходимым знакомить не только представителей других этносов, но и самих ханты. Несмотря на реализацию множества социальных программ на практике, представители народа ханты остаются незащищенными. Процесс аккультурации происходит с большими трудностями. Одной из причин данной проблемы является нарушение механизма передачи культурных знаний и традиций от поколения к поколению. Процветание этноса напрямую зависит от того, сколь хорошо функционируют его психологические защитные механизмы, сколь они развиты, адекватны, гибки. В критической ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшими потерями.

Основополагающим компонентом культуры этноса и одной из основных защитных функций сохранения культуры является этническая картина мира. «Этническая картина мира - это некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через мифологию, философию, литературу, идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а так же через их объяснения своих поступков и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений». [2, с. 134] Эта картина мира осознается членами этноса лишь фрагментарно и частично, по большей части она бессознательна. Сохранение этнической культуры, находящейся на грани исчезновения возможно за счет осознания традиционной этнической картины мира и передачи ее другим поколениям при сохранении ее самобытности и уникальности.

С.В. Лурье считает, что этническая картина мира представляет собой наложение этнических констант и ценностных ориентаций. Этнические константы являются конкретные, принятые в тот или иной исторический момент членами этноса традиции, характерные для данного этноса, которые являются проявлением адаптационно-защитного плана культуры и неизменны на протяжении всей жизни этноса. Ценностная ориентация - это некий материал, на основании которого кристаллизуется та или иная этническая культура.

Г. Д. Гачев отмечает, «что все народы под одним солнцем и луной и почти одинаковым небом ходят, вовлечены в единый мировой исторический процесс, они ходят по разной земле и разный быт имеют, из различной почвы вырастают, жизненными темпоритмами различены. А отсюда ценности, общие для всех народов (жизнь, свет, дом, семья, слово, бог и т.п.), располагаются в разном соотношении. Эта особая структура общих для всех элементов (хотя и они в каждом национальном мире понимаются по-разному, имеют свой акцент) и составляет национальный образ, а в упрощенном выражении - модель мира». [1, с. 17]

В качестве оснований для выделения структуры этнической картины мира нами были использованы критерии, предложенные Г. Д. Гачевым для описания картины мира. Так, этническая картина мира этноса представляет собой совокупность представлений представителей народа, включающих:

• строение вселенной;

• отношение ко времени;

• религиозные представления;

• отношения с природой;

• отношение к животным;

• образ героя;

• образ врага; а) внешний, в) внутренний;

• отношение к себе и к этносу в целом;

• отношение к семье и к детям;

• особенности быта;

• особенности одежды и жилища.

С.В. Лурье отмечает факт, что этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда способны осознать эти культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Этнические константы неизменны на протяжении всей жизни этноса, а ценностная ориентация может меняться, она является результатом свободного выбора людей. Ценностные предпочтения во многом определяются исторической судьбой и культурной традицией. Так и каждый отдельный человек теоретически может принять любые ценности, хотя на практике выбор их в значительной мере определяется характером его воспитания и образования, а также жизненным опытом. В том, что касается целого народа, культурная традиция может быть сопоставлена с воспитанием и образованием, а история - с жизненным опытом человека.

Целью эмпирического исследования стало описание традиционной этнической картины мира народа ханты и ее сравнение с современными представлениями представителей данного этноса, проживающих в условиях современной культуры. Для изучения традиционной этнической картины мира народа ханты мы использовали методику контент-аналитического исследования. Главной линией анализа стало выяснение связи текста (в данном случае это фольклор и народное творчество народа ханты) с некоторой «внетекстовой реальностью» (особенности образа мира у народа ханты). Используя структурные элементы этнической картины мира как основные категории анализа, нами был проанализирован следующий массив литературы: сказки, легенды, повести, стихи, песни, мифология народа ханты и современные статьи, описывающие культуру и традиции этого народа. Общей объем анализируемой литературы - 94 источника.

Результаты эмпирического исследования позволяют нам следующим образом пред-

ставить традиционную этническую картину мира народа ханты.

Первое письменное сообщение о народе ханты, обитающем в Северо-западной части Сибири по левым притокам Оби (ныне это территория ХМАО Тюменской области) было записано еще в «Повести временных лет». В летописи описаны «неизвестные» народы, с которыми столкнулись русские первопроходцы: югры остяки (манси), вогулы (ханты). Установили, что ханты (вогулы) относятся к семье финно-угорских народов. Ханты называли обскими уграми, а их язык обско-угорским.

Начнем наше описание традиционной картины мира ханты с представлений о происхождении мира. В хантыйских мифах о мироздании встречаются элементы, общие для многих народов Сибири. В них нет четкого разделения прошлого, настоящего, будущего. Время мифа циклично, поэтому герои могут состариться и снова стать молодым, что часто встречается в сказках и легендах ханты. Например, в легенде « Человек-Луна» мужчина, который долго искал счастья и хорошей жизни с разными женщинами, в итоге был ими разорван на две половины. И вот из одной его половины, которую взяла себе жена, появился ребенок, но был он сильным и ловким всего три дня, а потом становился стариком, и так повторялось постоянно. Эта легенда повествует о том, как на земле появилась луна и месяц, а также почему месяц постоянно меняется.

У народа ханты нет понятия времени как такового. В народном эпосе время часто сравнивается с рекой или с солнцем. Например, в одной и сказок говорится: «время катилось, как солнце». Они никогда не вели счет годам. Рождение человека, или любое другое событие обычно фиксировали так: «год больших морозов», «хороший урожай кедрового ореха», «большие комары» и пр.

Малый объем (1,2 % упоминаний от всего массива материла) категории «происхождение мира» свидетельствует о том, что представления о возникновении жизни на земле не являются центральными в миропонимании ханты. В мифах ханты о возникновении земли, преобладающей (42,8% от всей категории «происхождение мира») является позиция о творении как способе сотворения мира. Эти источники свидетельствуют о том, что все живое было создано Богом верхнего мира - Торумом, а первые люди - это его дети, которых он сослал на землю, за то, что они стали оспаривать его мнение.

В меньшей степени (28,5 % от всей категории «происхождение мира») представлено мнение об «эволюционном» сотворении мира. Процесс возникновения земли представляет собой поэтапное возникновение изначально воды как основы жизни. Но при этом все же был один торфяной кусочек земли, на котором жили муж и жена. У них были две птицы -кулик и гагара, которые по приказу людей ныряли в воду, доставали кусочки земли и прикрепляли их к островку. Так постепенно земля разрасталась и приобретала форму шара.

Представление о вселенной народа ханты имеет вертикальную организацию. Среди упоминаний в народном творчестве народа эта категория составляет 90 % от всей категории «строение вселенной» и является преобладающей тенденцией. Вся вселенная Ханта делится на семь слоев:

Нижний мир - Елы-Торум, где обитают недружелюбные существа и духи, причиняющие болезни и неприятности людям.

Яплын ма - священная земля, на которой держится жизнь.

Ма унпул - земное царство - все, что обитает на земле, что существует на виду и невидимо для глаз простых людей в образах духов и существ, прячущихся о людского глаза.

Торум, Махар торум - воздушное пространство над землей.

Нуми торум - небесный купол - то, что голубеет над нами; тот слой, на котором держится жизнь духов или людей верхнего мира, в том числе бога и его детей; оттуда хорошо просматривается земля, однако она кажется, оттуда совсем гладкой и пестро-красивой.

Над Нуми торумом - Корс-Карс (буквальный перевод - высокий), - там обитают всемогущие силы, они выше Торума.

Опыль - самый верхний слой жизненного пространства на белом свете.

В Корысе и Опыле обитают всевидящие и могучие существа. Они не заняты земной жизнью повседневно, но при большой беде можно обратиться к ним с мольбой о помощи. Их символы не изображаются, они невидимы, неизобразимы; молебенных мест, посвященных им, не существует.

Наиболее часто встречаются в фольклоре ханты (особенно в сказках, преданиях и легендах) описания трех основных миров: нижнего мира (подземного царства), среднего мира - где обитает все живое, в том числе и многочисленные духи, верхнего - где живет Торум.

Модель так называемого вертикального членения вселенной у коренных народов Сибири не является единственной и изначальной. Некоторые исследователи полагают, что воззрения об этажном характере мироздания - это результат влияния южных культур. Существует также предание о горизонтальном членении вселенной: верх связывался с верховьями рек, и, как правило, с югом, а низ - с севером. Страна мертвых, согласно таким воззрениям, находилась где-то в устье Оби. Горизонтальная ориентация строения вселенной представлена в обработанном массиве материала в малой степени и составляет всего 10% от всей категории «строение вселенной».

Религия для ханты имела первостепенную важность. В религиозных представлениях ханты раскрываются основные особенности мировоззрения народа. Особенностью религиозных представлений ханты, является вера в духов. К.Ф. Карьялайнен, описывая религию северных народов, отмечал, что у остяков (ханты) мир духов очень богат, настолько богат, что, наверное, никогда никому не удастся выявить число и имена всех этих духов. По итогам проведенного исследования, данная категория является одной из наиболее распространенных, и частота ее встречаемости составляет 7,5% от общего числа категорий (общее число категорий - 19). Ханты считают, что духи живут как среди людей, то есть в среднем земном мире, так и в других мирах. Например, Болотный Дух Комполэн живет в подземном царстве. Духами - хозяевами мест, обычно населялись примечательные участки окружающей природы: берега больших озер, пещеры и имели видимый образ - красивое дерево, диковинный камень, поставленный человеком столб, либо вырезанная из дерева фигура. К ним обращались за помощью по конкретному поводу, либо приносили жертву «на всякий случай», и поодиночке и коллективно.

Наряду с этим у ханты существовала вера в семейных, родовых духов. Считалось, что у каждой семьи есть свой дух, который ее оберегает. Домашние духи различались по своим силам и способностям. Нередко добычливость какого-нибудь человека объяснялась способностями его домашнего духа, который приобретал славу, и к нему начинали обращаться из других семей. Хозяин угощал своего духа, просил у него благополучия семье, удачи в промысле. Семейный дух приобретал статус общественного.

Но духи в представлениях ханты являлись не только добрыми, но и злыми, с которыми приходилось постоянно бороться. Это хорошо прослеживается в народных сказках ханты (5,4 % от категории «особенности религиозных представлений»). В них часто встре-

чаются образы Болотного Духа и Великанов - Менгки и пр., которые всячески старались навредить людям. Причем некоторые духи обладают огромной магической силой и способны превращаться то в предметы природы, то в животных или птиц. Например, в «Сказке о мальчике - Хозяине Лесной Земле» Болотный Дух превратился в птичку и увел мальчика глубоко в лес. Поэтому духов старались не сердить, боялись их и пытались всячески ублажить. Образы злого духа, например, Болотный Духа Комполэна и Великана Менгки, у ханты являются основными врагами. И основная борьба происходит между злыми духами и людьми. Оказать внимание духу можно тремя путями: посетить его самому, передать подарок через кого-либо, и обратиться к нему с просьбой, находясь далеко.

Еще одной отличительной чертой религиозных представлений ханты является шаманизм. Шаман, являясь посредником между людьми и божествами, избранник духов и божеств, обладает способностью вступать в связь с высшими существами без жертвы (вещей). Однако рядовые общинники имеют только один способ общения - посредством подарка (вещи).

У ханты был целый пласт верований, не связанный с представлениями о духах. Считается, что когда-то давно помощниками предков ханты в их нелегкой лесной жизни были сами животные или фигурки этих животных. Отличительной особенностью религиозных представлений ханты является тотемизм, предполагающий веру в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким либо животным. Следствием этих представлений стали запреты убивать, есть некоторых животных, различные варианты их почитания и культы. Например, медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Одна из сказок так излагает историю появления медведя на земле. У Луны был сын, и звали его Кота. Он был очень ленив, и Луна хотела отдать его на обучение брату Солнцу. Не захотел Кота и сбежал на землю и стал жить среди людей. Прожил очень долго, они его почитали и уважали, называли старшим братом, он следил за соблюдением традиций и обычаев в деревне. Но постепенно становился все придирчивее и вреднее, и люди не смогли больше его терпеть отправили его в лес, а он покрылся бурой шкурой. С тех пор идет предание о том, что медведь - это старший брат охотника, делить им нечего, так как дороги у них разные. Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем, раскрываются на так называемом «медвежьем празднике».

Не менее почитался и лось, который являлся символом достатка и благополучия. На реке Васюган зафиксировано поверье о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося. Считалось, что она может появиться не перед всеми, а только перед тем, кого ожидает удачная охота. В прошлом был широко распространен праздник по случаю добычи первого лося весной. Было запрещено раскалывать лосиные кости, подсаливать мясо, резать его железным ножом. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о нем нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам (например, «вещь с длинными ногами»). Почитались и уважались не только медведь и лось, а вообще все животные. Дружба между животными и людьми - одна из центральных тем хантыйского эпоса. Встречаемость категорий «отношение к животным» и «почитание и поклонение животным» равна 16,6 %.

В отношении к природе для ханты свойственны две основные мировоззренческие позиции. Первое - это полное одушевление природы в целом и ее отдельных элементов

(56,5 % от категории «представления о живом и не живом»). Единение с природой во многом определяло поведение народа ханты. Данная подкатегория составляет 71,3 % от всей категории «отношения с природой». Ханты не выделяли себя из мира природы, не считали человека ее хозяином, у них отсутствовало представление о том, что человек -это венец природы. Встречаемость данной подкатегории составляет 4,5 %от категории «отношение к природе» и отражена в форме основного индикатора данной подкатегории -потребление даров природы, с целью пропитания и выживания. Основное отношение народа ханты к природе - это почитание и поклонение перед ней. Они почитают все живое: реки, деревья, землю, цветы и даже камни. Считается, что у них есть душа и их следует почитать, уважать и поклоняться, так как именно от них зависит существование ханты. Этим и объясняется бережное отношение к природе ханты.

Второй характерной чертой мировоззрения ханты является дуализм. Одушевляя и почитая природу, вместе с тем они пользуются ее дарами, «убивая» ее. Именно этим объясняются многие обряды и традиции ханты для задабривания духов природы (например, «медвежий» и «лосиный» праздники). Выполняя названные обряды, они пытаются либо искупить вину за уже совершенное ими «злодеяние» (ловля рыбы, сбор ягод и грибов, охота на медведя, рубка леса и пр.), либо задобрить ее перед его совершением. Поэтому, чтобы лишний раз «не злить природу», они ведут себя соответственно: берут от нее только то, что необходимо, чтобы выжить, воздавая ей почести, ухаживают за природой, чтобы она и в дальнейшем позволяла пользоваться ее дарами. В лесу ханты разговаривают мало и ведут себя тихо, чтобы «не разбудить злых Духов».

Ханты - это самобытный, уникальный народ, который всю свою истории жил на лоне природы, вне цивилизации и не нуждался в ней. Они существует особняком, живут семьями, и подчас на многие километры никого в округе нет. И как следствие подобного образа жизни - отсутствие у ханты персонифицированного образа врага (7,7 % от всего массива материала). Упоминание о вторжении на их территорию во всем массиве анализируемой литературы мы встретили лишь один раз, когда речь шла не об иноземном племени, а о представителях своей народности. В образе врага предстают духи. В основном борьба между добром и злом разворачивается в пространстве между духами, людьми и животными. Вероятность победы добра над злом достаточно высока (6,4 % от всей категории «образ мира»).

Героями (правда, следует отметить, что «образ героя» представлен слабо - 3,2 % от всего массива выборки) у ханты являются простые люди (57,9 % от подкатегории «происхождение героя») и животные (15,8 % от категории «образ героя»). Подчас люди и животные могут объединяться для того, чтобы преодолеть врага (злого духа). В представлении ханты человек, как и другие живые существа, активен и деятелен при наличии двух жизненных сил. Одна из них есть тело, а другая спрятана внутри тела. В некоторых источниках первую называют тенью, а вторую - душой. Обе силы хотя и независимы, но неразрывно связаны друг с другом. Много ли сделает человек, если он без руки или ноги? А с другой стороны - много ли сделает спящий человек, хотя тело его и в сохранности? Ханты считали, что у спящего человека нет души. Он потому и спит, что душа покинула тело, а во сне он видит то, что видит на самом деле блуждающая душа.

Больной человек тоже малоактивен оттого, что злой дух либо проникает в тело и теряет душу, либо он схватил ее в блуждающем лесу. Одной из причин болезни может быть просто механическое повреждение тела, то есть нарушение формы. Однако, по мнению ханты, повреждение не бывает случайным. Ни один человек не желает себе плохого,

поэтому в основном появление болезней они приписывают духам (5.8 % от всей категории «отношение к болезни»), чаще всего это злой дух Тарен. Он невидим, поэтому уберечься от случайных ранений можно только одним способом: вывешивая в дар этому духу красную ткань. Ханты свойственно было представление о том, что человек может навлечь болезнь на своего неприятеля. Для этого достаточно сделать из дерева изображение и слегка поранить его.

Лечение болезней осуществляли шаманы (5,8 % от всей категории «отношение к болезни»). Лечить так же может и растительный, и животный мир лесов (5,8 % от категории «отношение к здоровью»), например, ожоги смазывали собачьим жиром, а из чешуи рыбы готовили клей, обладающий ранозаживляющими свойствами. Но если лечение не давало ожидаемого эффекта, то больной переходил в другое состояние, которое отличалось от болезненного еще меньшей степенью активности. Полное отсутствие движения и дыхания свидетельствовало о том, что человек умер. Но для ханты это не означает, что человек из бытия ушел в полное небытие. Он переходит в другое бытие, в инобытие. Поэтому-то пожилой ханты на вопрос, есть ли у него родители, ответит: «Есть, но они мертвые». Ханты говорят об умершем: «Том Торма питыс» (к другому Торуму ушел). Умершие, потерявшие способность двигаться, вновь обретают эту способность в другом мире. Там все наоборот, это зеркальное отражение мира земного. Поэтому смерть не является для ханты трагедией, просто человек, по их мнению, уходит от одних родственников к другим.

Особенности быта данного народа, прежде всего, обусловлены их географическим расселением. Основными видами промысла издавна являются охота, рыболовство, собирательство. Этим объясняется особенность их образа жизни. Для ханты характерен кочевой образ жизни, они ищут новые места для сооружения стойбищ, когда в том месте, где они живут, пропадает рыба и звери (22,8 % от категории «особенности быта»). И для того, чтобы выжить, им необходимо искать новые места, изобилующие дичью и рыбой. Ханты на поселениях живут в основном родовыми семьями. Им необходимо день и ночь трудиться для того, чтобы выжить: «...в окошко хозяева отродясь не глядели, некогда им было».

Поэтому в народном эпосе основной образ мужчины - это охотник, добытчик пищи, кормилец семьи: «Хозяин рыбу ловил, зверей и птиц добывал» (33,3 % от категории «образ мужчины»). Женщина в свою очередь, прежде всего, должна быть хорошей хозяйкой (18,5 % от всей категории «образ женщины»), которая готовит, сушит рыбу и мясо, а также шьет одежду и присматривает за детьми ('образ матери - 10,9 % от категории «образ женщины»). Образ отца представлен в меньшей степени, так как мужчины основную часть своей жизни проводят в лесу, на охоте. Воспитание совсем маленьких детей являлось обязанностью женщины. Но и позже, когда дети становятся чуть постарше, воспитанием девочек занимается исключительно мать, воспитывая будущих хозяек, преемниц национальных традиций: «Девушка ценится не богатая и красивая, а добрая, работящая, умеющая мужчине охотнику угодить». Особенностью воспитания детей народа ханты было приучение к труду с самого раннего детства. Так, в одном из источников рассказывается о том, что 4-5 летняя девочка уже может сшить себе платье. Мальчиков воспитывали, прежде всего, как будущего охотника, и первым подарком мальчику обычно являлся нож или лук со стрелами. Дети так же, как и старые люди, очень почитаемы и уважаемы у ханты. Существует даже поверье, что детей дают духи за страдания, и если люди не заслужили или мало страдали, то детей у них не будет: «Видно мало же мы с то-

бой страдали. И начала хозяйка страдать...».

В целом, необходимо отметить, что географическое, климатическое положение и особенности природного ландшафта определяют основные особенности этнической картины мира народа ханты. В представлении ханты все в мире является живым и подчинено законам мира природы и духов. Несмотря на то, что перед злыми духами они предстают беззащитными, ханты все же намерены бороться, и чаще всего побеждает не самый сильный, а наиболее смекалистый. Человека ханты из мира природы не выделяют. Образ мужчины и женщины четко ограничен лишь бытовыми и семейными заботами. На особенности воспитания детей, так же, как и на специфику быта, влияют те условия, в которых живут ханты.

Исследование современной этнической картины мира ханты проводилось с использованием полустандартизированного интервью, которое содержало прямо представленные вопросы относительно этнической картины мира, и широкий спектр дополнительных (закрытых и косвенных) вопросов, требующих от респондентов более обстоятельных комментариев и развертывания своей субъективной точки зрения. Такого рода опрос с «расспросом» необходим для данного вида исследования, поскольку учитывает две особенности респондентов: существенное различие в характере речевых культур (русской и хантыйской), особенности общения народа (ханты несловоохотливы и настороженно относятся ко всем). Респондентами в исследовании стали представители народа ханты, которые некоторое время живут в другой культурной среде (городской или поселковой).

Традиционная этническая картина мира народа ханты складывалась и существовала долгое время, и была таковой до прихода на их земли первопроходцев. После их появления и привнесения новых традиций этническая картина мира стала меняться. Участниками нашего исследования были представители народа ханты, уже некоторое время проживающие в городе Сургуте. Выборка производилась в случайном порядке, в связи с трудностью привлечения представителей ханты к исследованию. Анализ результатов исследования и соотнесение их с результатами социологического и социально-психологического исследования «Образовательные ценности и профессиональная ориентация детей обских финно-угров» Л. М. Костив [3] позволил выделить следующие особенности современной этнической картине мира ханты.

Современные представления о строении вселенной предполагают так же как в традиционной картине мира вертикальную организацию. Формально строение вселенной осталось прежним, но содержание изменилось коренным образом. Представители народа ханты, проживающие в городе, рассказали о русской православной традиции понимания строения вселенной: на небе живет Бог, на земле люди и все живое, а под землей - дьявол. Отчетливых религиозных представлений у представителей народа ханты на данный момент практически не существует. На вопросы относительно веры ханты отвечают, что они верят в Бога и зовут его Иисус. Но при этом больше ничего о нем они сказать не могут. То же касается веры в духов, которой не наблюдается вообще. Один из респондентов сказал, что помнит, что когда-то давно, когда он был совсем маленьким «бабушка что-то ему рассказывала об этом». Мир, по их мнению, сотворил Бог, а о преданиях и легендах своего народа о сотворении мира не знает никто. Одна из респонденток, занимающаяся краеведением, сказала, что читала об этом.

Исследование современной этнической картины мира у детей народа ханты, проживающих в интернате, показали, что они вместе со своей семьей празднуют лишь одни традиционный народный праздник - так называемый «Слет», праздник, посвященный

проводам зимы. Респонденты зрелого возраста дополняли этот список еще одним праздником - встречи весны, который приурочивается к празднику лося (забою первого лося в весенний паводок). Практически все респонденты на вопрос: «Какие праздники вы отмечаете с семьей?» ответили, что это Новый год и Пасха. Представление о времени у ханты также соответствует представлению современной культуре русских.

На вопросы, касающиеся отношения к природе, респонденты давали стандартные ответы - клише, что «природу надо беречь», «нельзя ломать деревья», «природа наш друг». Уважительное отношение к природе присутствует, но оно видоизменено по сравнению с традиционной этнической картиной мира. Если раньше человек не выделял себя из мира природы, был с ней одним целым, то сейчас происходит явное дистанцирование. Новым является несколько покровительственное отношение к природе. То же наблюдается и по отношению к животным: «животных нужно любить и беречь». Но теперь это скорее просто общие шаблонные фразы, которые используются в современном цивилизованном обществе, за ними нет никакого конкретного содержания. На вопрос «А зачем это надо делать?», никто из респондентов не дал конкретного ответа, который бы соответствовал традиционным хантыйским представлениям о животных и природе в целом.

Представление об образе человека тоже претерпело значительные изменения. Те, исторически сложившиеся образы мужчины (охотника, добытчика, кормильца) и женщины (хозяйки и матери) практически не нашли своего отражения в ходе исследования современных представлений. Результаты исследования Л.М. Костив констатировали следующее: «гендерные различия в категоризации ценностей, отчетливо прослеживаемые в исследовании, показывают, что мужчины более ориентированы на включение в «городскую» культуру, они более конформны по отношению к городским ценностям» [3]. В связи с тем, что мужчина ханты в историческом развитии был всегда более активен (ему необходимо было много ходить по лесам, охотиться, изготовлять орудия для охоты, рыбной ловли и пр.), нежели женщина (ее активность распространялась на ведение хозяйства и воспитание детей), он несколько легче адаптируется к новым условиям жизни. Все девушки, принимавшие участие в исследовании, говорили, что первое время им было очень тяжело привыкать к городской жизни так как «здесь нужно постоянно куда-то идти, с кем-то разговаривать, что-то делать».

В области отношения ханты к своему здоровью произошли значительные изменения. Если раньше причина заболевания связывалась с духами, которые могли наслать болезнь, то теперь его появление приписывается в большей степени самому себе. Так, одна из респонденток сказала, что раньше она не следила за своим здоровьем, одевалась не очень тепло, в результате теперь часто болеет. Большую роль в том, что много людей болеет, по мнению ханты, играет плохая экология. Природа, ранее считавшаяся лучшим лекарем, теперь рассматривается как причина нездоровья.

В понимании нравственных категорий больших различий не наблюдается. Как и в традиционной этнической картине мира, так и сегодня ханты считают неприемлемыми такие качества, как ложь, хвастовство, воровство. Уважение и почитание старших осталось практически неизменным. Значительные изменения произошли в представлениях о понятиях «добро» и «зло». Если раньше у ханты не существовало персонифицированного образа врага как человека, представителя иноземного племени, то сейчас основным врагом является сам человек, без указания на этническую принадлежность. Остается актуальным образ героя. Полем битвы добра и зла считается внутренний мир человека: по словам одной из респонденток, «добрый человек лучше злого, и когда-нибудь добро победит

зло, хотя сейчас пока все наоборот».

Результаты нашего исследования этнической картины мира показали, что на данный момент о традиционной этнической картине мира современные представители народа ханты, проживающие в г. Сургуте знают очень мало. Респонденты отмечали, что родители не рассказывали им в детстве сказок и мифов, в школьном возрасте их отдали в интернат и многие из них очень редко видели своих родных. Общее состояние представителей данного народа, оказавшихся в новой для них культуре, в настоящее время при прокладывании траектории жизненного, профессионального и образовательного пути может быть оценено как «выученная беспомощность». При низкой мотивации вхождения в новую культуру отсутствует и операционально-техническая возможность реализовать что-либо из своих планов: они не чувствуют в себе сил для активных самостоятельных действий, не имеют четких целей и планов на далекое будущее. Ярким примером этой позиции является высказывание одной из представительниц народа ханты, двадцатитрехлетней девушки, проживающей уже несколько лет в городе: «Я пока не думала о том, чего я хочу от будущего». Результаты проведенного нами исследования позволили увидеть нарушение естественного механизма преемственности поколений как результат вынужденной аккультурации, итогом которой стала драматичная ситуация, когда народ уже не знает собственной культуры и традиций, а новая культура остается сложной и чужой.

Примечания

1. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Д. Гачев. - М: Изд. центр «Академия», 1998. - 432 с.

2. Лурье, С.В. Историческая этнология: учебное пособие для вузов / С.В. Лурье. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 448с.

3. Костив, Л.М. Психология выученной беспомощности (на примерах социально-психологических, клинико-психологических и возрастно-психологических). Дипломная работа, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.