Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ ТОРГОВЛИ ПО РАССТОЯНИЮ КАК ЭТАП АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПОТОКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ ТОРГОВЛИ ПО РАССТОЯНИЮ КАК ЭТАП АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПОТОКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГРАВИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗМЕР / РАССТОЯНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / INTERNATIONAL TRADE / GRAVITY MODEL / ELASTICITY / IMPORT / EXPORT / ECONOMIC SIZE / DISTANCE / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарелкина Н.А.

В статье рассматривается построение гравитационной модели торговли как одной из методик анализа международных торговых потоков; в дополнение изучаются показатели эластичности международной торговли. Особое внимание уделяется показателю эластичности международной торговли по расстоянию и его изменению с течением времени на примере Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ELASTICITY OF TRADE BY DISTANCE AS A STAGE OF ANALYSIS OF INTERNATIONAL TRADE STREAMS

The article considers the construction of the gravitational model of trade as one of the methods of analysis of international trade flows; in addition, the elasticity indicators of international trade are studied. Particular attention is paid to the indicator of the elasticity of international trade by distance and its change over time using the example of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ ТОРГОВЛИ ПО РАССТОЯНИЮ КАК ЭТАП АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПОТОКОВ»

Тамбовской области. - Режим доступа: URL: https://www.tambov.gov.ru/ site/ekon/files/osnovnye-parametry.zip. Свободный (дата обращения: 12.04.2020). -Загл. с титул. экрана.

4. Индекс производительности труда по субъектам Российской Федерации// Тамбовстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/macr2.xlsx Свободный (дата обращения: 12.04.2020). - Загл. с титул. экрана.

5. Динамика численности постоянного населения области [Электронный ресурс] // Тамбовстат. - Режим доступа: URL: https://tmb.gks.ru/storage/ mediabank/din_nas_2017.pdf Свободный (дата обращения: 12.04.2020). - Загл. с титул. экрана.

6. Статистический ежегодник, 2019: Стат. сб. // Тамбовстат-Тамбов, 2019. - 151 с.

7. Численность занятых по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Росстат. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/trud/tab_trud2.htm Свободный (дата обращения: 12.04.2020). - Загл. с титул. экрана.

8. Расчет предположительной численности населения, основные показатели естественного воспроизводства населения [Электронный ресурс] // Тамбовстат. - Режим доступа: URL: https://tmb.gks.ru/storage/mediabank/ %D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B1 %D0%BE%D0%B2%D1 %81 %D0%BA% D0%B0%D1 %8F%20%D0%BE%D0%B1 %D0%BB%D0%B0%D1 %81 %D1 %82 %D1 %8C%20%D0%A 1.xls Свободный (дата обращения: 20.04.2020). - Загл. с титул. экрана.

Тарелкина Н.А.

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, г. Ярославль, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ ТОРГОВЛИ ПО РАССТОЯНИЮ КАК ЭТАП АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПОТОКОВ

Аннотация: В статье рассматривается построение гравитационной модели торговли как одной из методик анализа международных торговых потоков; в дополнение изучаются показатели эластичности международной торговли. Особое внимание уделяется показателю эластичности международной торговли по расстоянию и его изменению с течением времени на примере Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: международная торговля, гравитационная модель, эластичность, импорт, экспорт, экономический размер, расстояние, Евразийский экономический союз.

Tarelkina N.A.

Yaroslavl State University named after P. G. Demidova Yaroslavl, Russia

RESEARCH OF ELASTICITY OF TRADE BY DISTANCE AS A STAGE OF ANALYSIS OF INTERNATIONAL TRADE STREAMS

Abstract: The article considers the construction of the gravitational model of trade as one of the methods of analysis of international trade flows; in addition, the elasticity indicators of international trade are studied. Particular attention is paid to the indicator of the elasticity of international trade by distance and its change over time using the example of the Eurasian Economic Union.

Key words: international trade, gravity model, elasticity, import, export, economic size, distance, Eurasian Economic Union.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Союз учрежден договором о Евразийском экономическом союзе и начал работу 1 января 2015 г. Целью создания объединения стала всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. ЕАЭС занимает площадь в 20 229 248 км2 и расположен на материке Евразия, поэтому расстояние между странами играет одну из решающих ролей в их взаимной торговле. Усиливает значимость данного фактора дифференциация в развитии транспортной отрасли страны государств-партнеров [2, с. 34].

Одним из основных методов анализа международных торговых потоков является построение гравитационной модели. В ее основе лежит Закон всемирного тяготения Ньютона, согласно которому сила гравитационного притяжения F между двумя физическими телами прямо пропорциональна массам этих тел, ml и m2, и обратно пропорциональна квадрату расстояния d между ними:

m. X т-

где G - гравитационная постоянная.

На основе данного уравнения физик и экономист Ян Тиберген построил подобную модель для экономики, где вместо массы используются экономические размеры экспортера и импортера (Yi и Yj), а расстояние между телами заменяют издержки торговли между странами (Dy):

где а>0, р>0, у>0.

Данная модель получила название гравитационной модели международной торговли [5, с. 225]. Логарифмировав ее, можно получить более привычный вид модели:

InXjj = Ink 4- alnYj + - ylnDLjJ (3)

где Xij - объем экспорта из страны i в страну j.

Гравитационная модель представляет собой функцию, в которой товаропоток анализируется в контексте социально-политических и географических факторов торгующих стран. Построение гравитационной модели дает возможность определить зависимость однонаправленного внешнеторгового потока от параметра внутриэкономического состояния, как страны-экспортера, так и страны импортера.

При исследовании торговых отношений рассчитываются различные показатели эластичности. Центральное место среди данных показателей международной торговли занимают коэффициенты эластичности экспорта и импорта. Эластичность импорта представляет собой процентное соотношение изменения объемов импорта к изменению его цены. При падении цен на импортные товары его объем увеличивается, и, наоборот, при росте цен импорт сокращается. Если при сокращении цены на 1% объем импорта увеличивается более, чем на 1%, то спрос на импорт эластичный. В этом случае государства увеличивают расходы на импорт при падении цен. Если же данное соотношение меньше 1, то спрос на импорт считается неэластичным. Эластичность экспорта представляет собой отношение процентного изменения экспорта к процентному изменению цены импорта. При снижении цен на импортные товары объемы экспорта увеличиваются, а при росте цен на импорт - уменьшаются. Таким образом, эластичность экспорта равна эластичности импорта минус 1. Высокое значение эластичности импорта свидетельствует о значительном уровне развития рыночного механизма, что дает возможность продавцам быстрее реагировать на изменение мировых цен. При низкой эластичности реакция на измене-

ние цен и мобильность производителей замедляется. Оценка эластичности экспорта и импорта дополняет исследование международной торговли посредством гравитационной модели [1, с. 135].

Еще одним значимым показателем анализа международной торговли является эластичность торговли по расстоянию. Традиционно, при оценке гравитационных моделей, считается, что издержки зависят от расстояния и выражаются формулой:

1шц = 61пЬц, (4)

где D1J - расстояние между странами.

Таким образом, гравитационное уравнение выражает одну из самых устойчивых взаимосвязей, наблюдаемых в мировой экономике. При этом эластичность торгового потока по экономическому размеру региона, как правило, приближена к единице, а значение эластичности торговли по расстоянию составляет около минус единицы [4, с. 134].

Гравитационная модель международной торговли является объектом значительного числа научных исследований. Изучению эластичности торговли по расстоянию, являющейся одной из составляющих анализа экономических отношений стран, уделяется неоправданно мало внимания. Эластичность торговли по расстоянию показывает, на сколько процентов может измениться товарооборот между странами при увеличении расстояния на 1%. В данной статье мы оценим развитие торговли в рамках Евразийского экономического союза с точки зрения изменения эластичности торговли по расстоянию с течением времени. Сформулируем нулевую и альтернативную гипотезы исследования:

Н0: С течением времени зависимость величины товарооборота между 2 странами от расстояния между ними не изменяется.

Нь С течением времени зависимость величины товарооборота между 2 странами от расстояния между ними изменяется.

Согласно методике, коэффициент эластичности торговли по расстоянию определяется как отношение процентного изменения товарооборота к изменению расстояния: Эластичность торговли го расстоянию

Изменение товарооборота (%"}

= --- - (5)

Изменение стоимости доставки груза(%)

На основании статистической информации Евразийского экономического союза, сформируем данные о взаимном товарообороте всех стран, входящих в ЕАЭС. Учтем, что расстояние между странами яв-

ляется статичным фактором, т.е. его изменение равно нулю. Согласно статистике ЕАЭС, около 70% грузов перевозится с помощью автомобильного транспорта. Поэтому для анализа возьмем изменение стоимости доставки груза с помощью стандартной фуры по автомобильной дороге от одной столицы к другой. Расход дизельного топлива для фуры, транспортирующей товар, примем равным 30 литрам на 100 км. Рассчитаем изменение стоимости преодоления пути за 20142017 год (табл. 1) [6].

Таблица 1

Изменение стоимости преодоления пути между столицами стран ЕАЭС в 2014-2017 гг.

Путь сле- Расстояние на автотранспорте, км Расход дизельного 2014, измене- 2015, измене- 2016, измене- 2017, измене-

дования топлива, л ние стоимости, % ние стоимости, % ние стоимости, % ние стоимости, %

1 2 3 4 5 6 7

Москва-

Минск 716 214,8 4,0812 10,74 3,222 33,7236

Москва-

Ереван 2263 678,9 12,8991 33,945 33,945 106,5873

Москва-

Астана 2788 836,4 15,8916 41,82 41,82 131,3148

Москва-

Бишкек 3676 1102,8 20,9532 55,14 55,14 173,1396

Минск-

Ереван 2831 849,3 16,1367 42,465 42,465 133,3401

Минск-

Астана 3496 1048,8 19,9272 52,44 52,44 164,6616

Минск-

Бишкек 4462 1338,6 25,4334 66,93 66,93 210,1602

Ереван-Астана 3936 1180,8 22,4352 59,04 59,04 185,3856

Ереван-Бишкек 3747 1124,1 21,3579 56,205 56,205 176,4837

Бишкек-

Астана 1193 357,9 6,8001 17,895 17,895 56,1903

Полученные значения подставим в формулу 5 и вычислим значения коэффициентов эластичности торговли по расстоянию для анализируемой группы стран в таблице 2 (значения указаны по модулю).

Таблица 2

Эластичность торговли по расстоянию стран ЕАЭС в 2014-2017 гг.

год Россия/ Беларусь Россия/ Казахстан Россия/ Киргизия Россия/ Армения Беларусь/ Казахстан Беларусь/ Киргизия Беларусь/ Армения Казахстан/ Киргизия Киргизия/ Армения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2014 3,55 0,51 0,74 0,27 0,10 0,55 0,35 0,41 3,04

2015 2,72 0,73 0,46 0,56 1,31 0,56 0,17 1,88 0,75

2016 6,93 0,08 0,38 10,64 2,27 0,58 1,12 3,27 6,32

2017 1,03 0,24 0,20 0,29 0,24 0,70 0,33 0,58 0,26

Динамика показателей, представленных в таблице 2, неоднозначна. Заметны как резкие увеличения, так и уменьшения коэффициента эластичности. Наиболее выражена динамика в паре Россия - Киргизия, где показатель плавно уменьшается, что является позитивным фактором для развития торговли. Это, вероятно, объясняется большей развитостью одного экономического партнера при отставании экономики другого. В паре Беларусь - Киргизия коэффициент оставался наиболее стабильным во все годы. Использование цен на топливо в модели нельзя считать причиной наблюдаемой дифференциации, поскольку она была рассчитана как среднее значение для данных стран, и, в случае ее значимости, принесла бы однонаправленное воздействие для всего ряда, однако оно различно. Таким образом, на коэффициент эластичности торговли по расстоянию наибольшее воздействие оказывает товарооборот данных стран. Однако можно заметить, что, в большинстве случаев, резкое увеличение коэффициента наблюдается в 2016 году, что может быть связано с однонаправленными тенденциями, как в области товарооборота, так и стоимости преодоления пути. За исключением этого года, большинство коэффициентов сокращаются. На этом основании мы можем сделать вывод, что зависимость товарооборота с течением времени от расстояния уменьшается, подтвердив, при этом, альтернативную гипотезу, сформулированную ранее. Сравнивая значения 2014 года, т.е. до образования ЕАЭС, и последующие (особое внимание обратим на 2017 год), заметим, что с началом существования объединения значение эластичности торговли по расстоянию значительно сократилось, товарооборот между странами увеличился. Это

является свидетельством целесообразности образования союза и его позитивного воздействия на взаимную торговлю между странами-членами ЕАЭС.

Высокое значение коэффициента эластичности торговли по расстоянию является свидетельством слабого развития транспортной инфраструктуры и институциональных проблем, негативно влияющих на международную торговлю в рамках объединения. Предполагается, что, в нормальных экономических условиях, с течением времени фактор расстоянии перестает быть определяющим в торговле. С развитием средств транспорта становится возможна торговля не только с соседями по границе, но и со странами других материков и континентов, и, при должном развитии стран и взаимной выгоде их торговли, объем товарооборота будет нарастать при сохранении расстояния, что будет вести к уменьшению эластичности торговли по расстоянию [3, с. 54].

Таким образом, нами была проанализирована теоретическая основа построения гравитационной модели международной торговли и коэффициенты эластичности, ее дополняющие, а именно: импорта, экспорта, по экономическому размеру региона и по расстоянию. На примере торговли в рамках Евразийского экономического сообщества был произведен расчет коэффициента эластичности торговли по расстоянию и подтверждена гипотеза об уменьшении влиянии фактора расстояния на взаимную торговлю с течением времени. Анализ международной торговли дает возможность определять факторы, на нее влияющие, и стимулировать ее развитие посредством воздействия на данные факторы в направлениях, соответствующих торгово-экономической политике государства.

Список литературы

1. Киреев А.П. Международная экономика / А.П. Киреев. - М.: Международные отношения, 1997. - 416 с.

2. Кротов М.И. Евразийский экономический союз: история, особенности, перспективы / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян // Управленческое консультирование. - 2015. - № 11 (83). - С. 33-46.

3. Мишура А.В. Оценка гравитационных моделей межрегиональной торговли монополистически конкурентными товарами в России / А.А. Мишура // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 4. - С. 7.

4. Троекурова И.С. Гравитационные модели внешней торговли стран БРИКС / И.С. Троекурова, К.А. Пелевина // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2014. - № 1-2. - С. 133-142.

5. Шумилов А.В. Оценивание гравитационных моделей международной торговли: обзор основных подходов / А.В. Шумилов. // Экономический журнал ВШЭ, 2017. - Т. 21. - № 2. - С. 224-250.

6. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru. - Статистика взаимной торговли 2014, 2015, 2016, 2017 (дата обращения: 09.05.2020).

Хмызова А.Ю.

студент

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Россия

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНА «ВИДЕНИЕ ОБЪЕДИНЁННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ 2021» И КОНЦЕПЦИИ «УСТОЙЧИВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО (2019-2030)» В АСПЕКТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В данной статье производится оценка текущего выполнения государственной программы Объединенных Арабских Эмиратов «Видение ОАЭ 2021» и концепции «Устойчивое потребление и производство (20192030)» по такому актуальному глобальному направлению как устойчивое развитие и зеленая экономика. Помимо этого, приводятся важные показатели 2018-2020 годов, а именно индекс качества воздуха, индекс дефицита воды, доля вклада чистой энергии, процент обработанных отходов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленая экономика, ОАЭ, индекс качества воздуха.

Khmyzova A.Y.

student

Rostov State University of Economics (RSUE) Rostov-on-Don, Russia

ON THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PLAN "VISION OF THE UNITED ARAB EMIRATES 2021"

AND THE CONCEPT OF "SUSTAINABLE CONSUMPTION AND PRODUCTION (2019-2030)" IN THE ASPECT OF NATIONAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND GREEN ECONOMY

Abstract: This article assesses the current implementation of the United Arab Emirates' state programs "Vision of the UAE 2021" and the concept of "Sustainable Consumption and Production (2019-2030)" in such a relevant global direction as

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.