Научная статья на тему 'Исследование экономической сущности сбытовой деятельности на промышленном предприятии'

Исследование экономической сущности сбытовой деятельности на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1261
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТ / ТОВАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СБЫТА / ДИНАМИКА ЗАТРАТ / SALES / COMMODITY RELATIONS / EVOLUTIONARY INTERPRETATION OF SALES / DYNAMICS OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севиян А. М.

Развитие в России экономических отношений показало, что по мере углубления рыночных процессов все больше стала обостряться проблема реализации товаров. В этой связи возникла необходимость создания собственной концепции сбыта продукции отечественных производителей, что стало предпосылкой все более частого отражения в работах российских экономистов разных отраслей промышленности и торговой сферы различных моделей и методов сбытовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ECONOMIC ESSENCE OF MARKETING ACTIVITY ON AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Development in Russia economic relations has shown that in process of deepening of market processes the problem of realisation of the goods more and more began to become aggravated. Thereupon there was a necessity of creation of own concept of sales of production of home producers that became the precondition of more and more frequent reflexion in works of the Russian economists of different industries and trading sphere of various models and methods of marketing activity.

Текст научной работы на тему «Исследование экономической сущности сбытовой деятельности на промышленном предприятии»

ной деятельности. Льготное кредитование на территории Нижегородской области предоставляется субъектам инвестиционной деятельности при условии реализации приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области.

Перечень приоритетных проектов утверждается распоряжением Правительства Нижегородской области на основании рекомендаций Научно-технического совета (НТС) по отбору инновационных проектов Нижегородской области. НТС создан на основании распоряжения Правительства Нижегородской области в целях обеспечения практического взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, промышленных предприятий и

научных организаций Нижегородской области, консолидации усилий для проведения единой эффективной инновационной промышленной, научно-технической и инвестиционной политики на территории области.

Только осуществление комплекса мероприятий по поддержке инноваторов позволяет государству обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности экономики. В этой связи, мы считаем целесообразным обратиться к международному опыту организации инновационных центров в форме технопарков, основной задачей которых является создание условий и предоставление возможностей для разработки и внедрения новых продуктов в серийное производство.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Севиян А.М., аспирант Московской Академии Образования имени Натальи Нестеровой

Развитие в России экономических отношений показало, что по мере углубления рыночных процессов все больше стала обостряться проблема реализации товаров. В этой связи возникла необходимость создания собственной концепции сбыта продукции отечественных производителей, что стало предпосылкой все более частого отражения в работах российских экономистов разных отраслей промышленности и торговой сферы различных моделей и методов сбытовой деятельности.

Ключевые слова: сбыт, товарные отношения, эволюционная интерпретация сбыта, динамика затрат.

RESEARCH OF ECONOMIC ESSENCE OF MARKETING ACTIVITY ON AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Sevijan A., Natalia Nesterova Moscow Academy of education, post-graduate student

Development in Russia economic relations has shown that in process of deepening of market processes the problem of realisation of the goods more and more began to become aggravated. Thereupon there was a necessity of creation of own concept of sales ofproduction of home producers that became the precondition of more and more frequent reflexion in works of the Russian economists of different industries and trading sphere of various models and methods of marketing activity.

Key words: sales, commodity relations, evolutionary interpretation of sales, dynamics of expenses.

В настоящее время пристальное внимание ученых-теоретиков и специалистов-практиков к проблеме сбыта, следует отметить, что до настоящего времени не выработана единая точка зрения по понятийной сущности этой одной из самых важных, как в теоретическом, так и в практическом плане, категорий. Даже в трактовке сбыта ученые-экономисты не пришли к единому мнению, и по-разному интерпретируют данное понятие. Так, если близкий по смыслу термин «реализация» воспринимается многими учеными-экономистами как продажа товаров, превращение их в деньги1 и включен в толковые и коммерческие словари2, то по настоящее время в отечественной экономической науке отсутствует даже энциклопедическое толкование понятия «сбыт». Также оно не получило отражения в большинстве работ по экономической теории, экономике предприятий и отрасли3, а также экономических словарей, поскольку, составители, видимо, не считали его экономической категорией (ключевым понятием в экономике).

В связи с важностью сбыта, как сферы деятельности, его тесной зависимостью с производством продукции, требуется детальное изучение сущности данной экономической категории на основе развернутого анализа работ отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в которых имело место ее полное или частичное отражение. Исходя из разночтений и неопределенности понятийного представления о сбыте, необходимым становится уточнение смысловой формулировки исследуемого понятия.

Рассматривая категорию «сбыт» в общем плане, вполне можно согласиться с мнением ученых, в представлении которых - это процесс реализации произведенной продукции в целях превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели, а затраченный капитал принимает денежную форму4.

Анализ экономических представлений показал, что вопросы сбыта как системы обмена (непрерывных продаж), образующих рынок, вносят дополнительно сложность в определение эквивалентности (ценовую проблему) товарного обмена и в прошлом, и в настоящем. При этом сопоставительные денежные эквиваленты товара (как меры количества затраченного труда и ресурсов, качества товара и услуг, рыночной конъюнктуры, а также потребнос-

тей), отраженные в цене, образуют ценовой рыночный механизм. Именно здесь проявляется пересечение интересов и реальных возможностей собственников.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо (субъект собственности) обладает всеми или некоторыми правами собственности на конкретный объект (предмет собственности). Право же государственной собственности означает, что всеми или некоторыми правами собственности относительно определенных объектов обладает исключительно государство. Поскольку определяющим фактором сферы обращения продукции является собственность на средства производства и продукты труда, исходя из этого, в обществе регламентируются принципы распределения и потребления.

Так, например, в период военного коммунизма в России взамен товарно-денежных отношений насильственно внедрялось прямое распределение продуктов. В отсутствие меры эквивалентности происходил прямой обмен продуктов труда (который при социализме не считался «товаром») на карточное обеспечение продукцией жизненной необходимости, а установленные пропорции распределения всех видов ресурсов заменяли собой денежный эквивалент обмена (обращения). В этих условиях сбыт присутствовал только как необходимый атрибут физической передачи распределенного продукта (ресурсов). Далее, с возвратом товарно-денежных отношений и образованием двух форм собственности, производство и потребление продукции также осуществлялось на основе уравнительного распределения - исходя из принципа поддержания и сохранения межотраслевых и внутриотраслевых пропорций для удовлетворения, прежде всего, самых необходимых (первичных) потребностей населения и обеспечения важнейших внешнеполитических функций государства. Порядок обмена (обращение) являлся прерогативой государства (основного собственника), исключал из обращения национализированную собственность и определял фиксированные условия продаж (цены и объемы). Внутренний рынок существовал в качестве связующего звена между производством и потреблением (как отражение происходящего обращения) лишь номинально, ограничивая свои функции рамками принятого централизованного планового распределение. Внешний

рынок также определялся государственными политическими приоритетами. При этом сбыт (реализация) товаров непосредственными производителями сводился к решению вопросов доставки, складирования и хранения.

Форма обмена посредством купли-продажи (через деньги) отражена категорией «обращение» и в энциклопедических изданиях трактуется как «характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и других объектов собственности посредством купли-продажи»5.

Таким образом, обращение представляет собой форму обмена посредством денежного эквивалента и отражает объектную (предметную) сферу обращения, ограниченную спектром собственности, которая подлежит купле-продаже. В системе производство-потребление обращение может рассматриваться как возвратно-поступательный механизм воспроизводства, и, исходя из этого, понятие может быть конкретизировано к товару во времени и определено циклом возврата средств (капитала).

Аналогичную обмену основу определения дает энциклопедическая трактовка термина «распределение» - «фаза общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. Характер и формы распределения определяются системой общественных отношений. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется на рынке в сфере обращения»6.

Несколько в ином ракурсе (менее обобщенно) дается определение в коммерческом словаре: «Распределение в обществе подразумевает распределение результатов общественного производства (конечных товаров и услуг в рыночном хозяйстве), ресурсов или факторов производства. В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механиз-ма»7.

Кроме того, под распределением товаров некоторые экономисты8 предлагают понимать систему мероприятий конкретного товаропроизводителя продукции по обеспечению ее сбыта. Таким образом, категории «распределение» свойственно двоякое значение. Так, в условиях свободного рынка распределение является способом сбыта, при государственном (нерыночном) регулировании «распределение» приобретает иную значимость. В рассмотренной выше ситуации распределение отождествляло установочный принцип и главенствовало во взаимоотношениях производство-потребление, подменяя собой сбыт, лишенный как объективной производственной основы, так и целевого назначения.

Поскольку рынок является связующим звеном для всех поня-

тий товарного обмена, приведем его определение. Под «рынком» понимается с одной стороны «совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена», «система обмена товаров и услуг между продавцами и покупателями», то есть сфера, где происходит товарное обращение, с другой - «механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования»9. Тем самым, категория «рынок» в широком понимании отражает и отождествляет сферы обмена и обращения и служит «механизмом прямых и обратных связей», определяющих сбыт10. Помимо этого, в большинстве трактовок присутствует узкое понятие рынка - как конкретного места совершения сделок.

Обобщение утвердившихся экономических основ рассмотренных категорий «обмен», «распределение», «обращение товаров» и «рынок» позволило выделить их единство в обозначении области обменных взаимоотношений между производством товаров и их потреблением, которая выстраивается посредством процессов купли-продажи и, тем самым, по -существу, идентифицирует сферу сбыта продукции (товаров, услуг). Опираясь на исследованные основы товарного обмена и понятийные представления, можно сказать, что сбыт представляет собой существо рынка, является товарным фундаментом обмена и реализует обращение продукции. При этом сбыт как функциональная деятельность инициируется производством и определяется (регулируется) потреблением. Мировой теорией и практикой, подтверждена единая экономическая природа (сфера товарных отношений) и тесная взаимосвязь всех понятий товарного обмена, выявлены отличительные признаки и расставлены их приоритеты в рыночной экономике как в определенной общественной системе взаимодействия производителей и потребителей.

Суть дифференциации всех понятий товарного обмена заключается в том, что «обмен», «обращение» («распределение») образуют рынок как формальную систему обмена произведенных товаров с определенными правилами потребления в ней. В таком аспекте эти категории соответствует макроэкономическому представлению. Понятие «сбыт» как товарная основа обмена и инициирующее существо рынка (способ воспроизводства в общественной системе) также принадлежит макроуровню. В то же время, сбыт предполагает непосредственный обмен по предложенному регламенту, то есть реализует потенциал этой системы и является фактическим преобразователем продуктов производства в средства потребления

1 Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. - М.: Дело, 1998. - 248 с.; Грузинов В. П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 795 с.; Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика // Пер. с англ. В. Лукашевича. - СПб.: 1994. - 448 с.; Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель // Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича - СПб.: 1992. - 496 с.; Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке // Под ред. Проф. А. В. Зырянова. Екатеринбург: РИФ Солярис, 1995. - 445 с.; Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. // Общ. Ред. Е. М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

2 Большой коммерческий словарь // Под ред. Т. Ф. Рябовой. - М.: Война и мир, 1996. - 400 с.; Большой энциклопедический словарь. -М.: «Большая российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999. - 1456 с.; Толковый словарь для работы в рыночной экономике. М.: Изд. УМЦ «Надежда» - 47 с.

3 Донскова С. В., Заверюха А. Х.., Качак В. В. и др. Экономика предприятий пищевой промышленности. Учебное пособие. // Под ред. О. А. Масленниковой. - М.: ИК МГУПП, 1998. - 516 с.; Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения // Пер. с англ. - М.: Фаир - Пресс, 1998. - 288 с.; Жигалов А. Н., Стрелков Е. И. Организация зернового рынка в России. - М.: Хлебпроинформ, 1996. - 416 с.; Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛА-ДОС», 1994. - 384 с.; Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Пер. с англ. Петрозаводск: Петроком, 1993. - 307 с. Косован А. П., Шифтман З. Б., Тульская Н. С. и др. Рекомендации по организации маркетинга на предприятиях хлебопекарной промышленности. - М.: ИК МГУПП, 1998. - 80 с.; Магомедов М. Д., Быстров Ю. Л. Снижение транспортных затрат на перевозку хлеба - фактор повышения конкурентоспособности хлебозавода // Хлебопечение России, 1999, № 2, с. 9-11; Маршалл А. Принципы экономической науки // Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993, II т. - 310 с.

4 Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом // Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. - 271 с.; Власова В. М. Основы предпринимательской деятельности. М: «Финансы и статистика», 1995. - 380 с.; Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. // Общ. Ред. Е. М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.; Котлер Ф. Управление маркетингом // Пер. с англ. - М.: Экономика, 1980. - 532 с.; Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг. // Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 240 с.

5 Большой коммерческий словарь // Под ред. Т. Ф. Рябовой. - М.: Война и мир, 1996. - 400 с. Большой энциклопедический словарь. -М.: «Большая российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999. - 1456 с.

6 Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999. - 1456 с.

7 Большой коммерческий словарь // Под ред. Т. Ф. Рябовой. - М.: Война и мир, 1996. - 400 с.

8 Альбеков А. У., Костоглодов Д. Д. Введение в коммерческую логистику: Учебное пособие. - Ростов н/Д. РГЭА, 1996. - 88 с.; Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999. - 1456 с.; Елисеева Е. Логистика, покорившая мир. Новая концепция руководства предприятиями // Маркетинг, №3, 2000. - с. 12-15.; Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1993. - 64 с.

9 Большой коммерческий словарь // Под ред. Т. Ф. Рябовой. - М.: Война и мир, 1996. - 400 с.

10 Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая российская энциклопедия». СПб.: «Норинт», 1999. - 1456 с.

Таблица 1.1. Систематизация понятийных представлений в сфере товарных отношений11

Характеристики Экономика

Макропредставление Микропредставление

Понятия Товарный обмен Обращение Распределение РынокСбыт Обмен Рынок Сбыт Реализация Распределение Товародвижение

Факторы образования Развитие общественных отношений (разделение труда, развитие товарного производства) Потребности Производство товаров Стремление индивида к предпринимательству

Сфера действия Общественные взаимоотношения сферы производство-потребление Рынок сбыта

Форма выражения Обмен как способ удовлетворения потребностей Обращение как средство воспроизводства Рынок в целом как механизм товарообмена Сбыт как товарная основа обмена Сбыт как способ воспроизводства Обмен как фактическая сделка Рынок как место проведения сделок Сбыт как деятельность производителя Реализация как продажа Распределение Товародвижение как способ организации сбыта

Функции Формализация обменных процессов в обществе (развитие воспроизводство, удовлетворение) Обеспечение и развития производства и потребления

Предмет Товарообмен (товарооборот) Товарообмен (реализация товара)

Область воздействия Общество в целом Группы потребителей Группы производителей Потребители Посредники Производители Остальная инфраструктура рынка

(товаров потребления в ресурсы производства) и, тем самым, соответствует микроэкономическому представлению (микроуровень).

Совокупность товарных обменов при этом отражает непрерывную сбытовую сущность рынка, а дискретность сбыта, инициируемого каждым производителем, проявляется по отношению к определенному (конкретному во времени) товару в процессе движения от собственника к потребителю (другому собственнику).

Таким образом, сбыт отражает физическое протекание обменных процессов и материализует рынок, воплощаясь в его инфраструктуре.

Обобщение вышеизложенного позволяет сделать следующий вывод. Классические понятия товарного обмена отражают принципы товарных взаимоотношений как объекта (явления) в экономике, включая форму соблюдения эквивалентности и объектные рамки товарного обмена и, тем самым, соответствуют установочным (концептуальным) экономическим категориям в части формирования рыночных отношений и сбыта. Понятия рынок и сбыт на макроэкономическом уровне представляют формальные экономические категории. «Сбыт» в понимании реального воплощения объектных связей товарных взаимоотношений («реализация») становится генерирующим ядром инфраструктуры рынка и является функциональной категорией. Таким образом, проблема сбыта в целом разрешается на всех уровнях экономики. Краткое резюме можно выделить следующим образом: классические категории товарного обмена концептуально создают рынок как форму товарно-денежного обмена, а сбыт как реализация этих возможностей наполняет его функциональным содержанием, являясь инициирующим способом воспроизводства и потребления.

Теоретические основы понятия «сбыт» заложены его экономической природой - областью товарных отношений, - и функционально определяются как отражение товарного обмена - с одной стороны, назначением к продаже (обмену) произведенной продукции (услуг), а с другой - необходимостью (возможностью) их потребления в определенном месте и определенным потребителем. Таким образом, основным предметом, которым оперирует «сбыт»,

является продукция («товар»), а целевым результатом является продажа (как конечное значение главной функции).

Поскольку «экономическая теория - это наука о решении человеком задач в области потребления и производства»12, то основные экономические категории относятся именно к области экономических отношений в системе общественных взаимоотношений. Под институтом экономических отношений понимаются «отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления между классами, социальными группами, между предприятиями, между собственниками в городе и в деревне, внутри фирм, между граж-данами»13, зависимости которых и формируют определенные экономические системы. Исходя из мировой теории и практики, можно заключить, что «конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества, именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением продукции»14. Таким образом, экономическая система в этом аспекте представляет собой (определяет) механизм производства и распределения общественного продукта, а целевой процесс совершения обмена произведенной продукции на адекватные ценности (товар, деньги - в любом эквиваленте)- отражен понятием «сбыт» («реализация»). Следовательно, понятие «сбыт» является самостоятельной значимой экономической категорией в части товарных взаимоотношений.

Подведение итога всестороннего рассмотрения проблемы товарных отношений, позволяет выделить основные целевые аспекты сбыта, которые определяются, с одной стороны, требованиями воспроизводства, с другой -удовлетворением потребностей общества. Поскольку последняя установка особенно актуальна в условиях расширенного массового товарного производства и является обеспечивающей в конкурентной рыночной среде, она выдвигается в качестве главенствующей идеи сбыта.

Под сбытом следует понимать системную деятельность в сфере товарных отношений, формирующую инфраструктуру рынка, предназначение которой - организация продаж и осуществление в этом направлении процесса проведения товаров от производителя (про-

Таблица 1.3. Классификация эволюционной интерпретации сбыта15

Ступени эволюции

Развитие производства Развитие товара Развитие потребностей Гармонизация общества

Цели Производители Обеспечение насущных потребностей Выгода (прибыль) Развитие производства Прибыль Развитие потребления Прибыль Развитие общества Прибыль

Потребители Удовлетворение потребностей Удобство, выгода Удовлетворение потребностей Обеспечение физического и душевного комфорта Развитие личности

Принцип выбора Производители Случайный Направленный Направленный, селективный Стратегический

Потребители Выгода Выгода Предпочтения Предпочтения Устойчивые предпочтения Устойчивые предпочтения

Условия поведения Производители Расширение возможностей производства Анализ, планирование производства Обменные технологии Анализ, планирование потребления Распределительные технологии Прогноз Сервис Технологии

Потребители Необходимость Выбор спектра товаров Рост набора потребностей Образ жизни

давца) к покупателю (потребителю), где основными целями ставятся: наиболее полное удовлетворение потребителей и обеспечение прибыли изготовителей продукции (участников товарного обмена).

В эпоху развития товарного обмена остро стояла проблема удовлетворения потребностей, причинами которой, с одной стороны, являлось ограниченное производство (предложение) товаров, а с другой -возможности потребления (ограничение потребительского спроса). В силу этого сбыт становится основой развития производительных сил и потребления в обществе, историческая объективность которой выявлена еще классиками экономических теорий. Тем самым, сбыт и ранее определялся как одна из прогрессивных основ общественных отношений.

На первой стадии своего развития сбыт организовывался самопроизвольно, без объективного расчетного (экономического) обоснования. Постепенно начинают выявляться тенденции необходимости завоевания своих потребителей и, тем самым, конкурентного поведения производителей. С ростом товарного производства эта борьба усиливается, что заставляет расширять зону действия сбыта, увеличивая потенциальный круг покупателей.

Эпоха массового производства характеризуется мощным ростом товарного производства и резким увеличением потребления и расширением спектра самих потребностей. Этот период подтвердил, что сбыт является органической частью процесса воспроизводства, поскольку основан и направлен на удовлетворение различных потребностей общества и в условиях реального (свободного) рынка потенциально воздействует на экономическую ситуацию посредством расширенного воспроизводства. Однако неконтролируемый сбыт, подчиненный единственной цели -увеличению прибыли способствует нарастанию диспропорций в системе производство-потребление и приводит экономическому дисбалансу - с одной стороны, происходит рост производства товаров, а с другой, существуют ограниченные возможности потребления. Параллельное развитие экономической науки служит выявлению и осознанию естественных закономерностей и тенденций взаимосвязи системы «производство-потребление» и направляет производителей на развитии сбытовых технологий.

Эпоха сбыта пришла на смену массовому производству примерно с начала 30-х гг. XX в. Для этого периода стала характерной быстрая дифференциация продукции, активизация борьбы за потребителя. Наступил «звездный час» сбытовой деятельности, то есть, фазы воспроизводства, которая непосредственно связана с рынком. В отсутствие аргументированного базового подхода начальным и основным критерием деятельности в рыночных условиях являлось увеличение прибыли. Маркетинговая концепция повернула предпринимателей лицом к потребителям, положив необходимость изучения и удовлетворения потребностей в основу любой производственной деятельности.

При достижении определенного уровня общественного развития наступает, так называемая постиндустриальная эпоха. Учитывая предшествующий опыт, встает проблема необходимости социального равновесия общественных систем. Это может обеспечиваться, с одной стороны политикой государства (путем разумного регулирования рынка, поддержкой социально-необеспеченных слоев населения, т. е. социальным распределением накопленных общественных богатств), а, с другой, -рационализацией производственно-сбытовой деятельности, с целью гармонизации развития общества.

Отдельного внимания заслуживает работа Шеховцова А. В., в рамках которой разработана классификация этапов развития сбыта, основанная на выделении главных черт деятельности во временной трансформации взглядов сторон обмена (табл. 1.3). Классификационными признаками были выбраны основополагающие элементы деятельности - целевые установки сбыта, механизм и условия выбора сторон обмена.

Применительно к объекту нашего исследования можно сказать, что наличие в Российской Федерации большого числа крупных и малых промышленных предприятий, усиление конкурентной борьбы на рынке в связи с большим притоком импортного товара требует всестороннего совершенствования сбытовой деятельности. И поскольку от ее успешного функционирования зависит жизнеспособность предприятия, его финансовая устойчивость и независимость - это ставит перед производителями проблему оптимального выбора системы и форм сбыта готовой продукции.

11 Шеховцов А. В. «Организация сбыта продукции как инструмент гармонизации производственной и торговой стратегии предприятия» - дисс. канд. экон. наук - М., 2007 г.

12 Самуэльсон П.А. Экономика. М.: «Алфавит», 1993, т. I, II.

13 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС», 1994. - 384 с.

14 Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС», 1994. - 384 с.

15 Шеховцов А. В. «Организация сбыта продукции как инструмент гармонизации производственной и торговой стратегии предприятия» - дисс. канд. экон. наук - М., 2007 г.

Таблица 1. Динамика затрат на систему сбыта в общих затратах промышленных предприятий.

2002 2003 2004 2005

Рис. 1. Динамика структуры затрат промышленных предприятий в 2008 г.

Таблица 2. Динамика численности сбытовых служб промышленных предприятий.

Годы

2005 2006 2007 2008

ость сбытовых юмышленных 1ТИЙ 5% 12% 10% 8%

После определения экономической сущности понятия сбыта целесообразно провести комплексный анализ сбытовой деятельности в промышленности и определить роль и значение сбытовых служб в деятельности промышленных предприятий. Как видно из табл. 1, в период с 2005 по 2008 г. доля затрат на функционирование сбытовой системы в общих затратах промышленных предприятий оставалась достаточно стабильной, но незначительно понижалась.

Если в 2005 г. затраты на систему сбыта в общих затратах промышленных предприятий составляли около 17,1%, то к 2008 г. этот показатель снизился на 1,8% и остановился на отметке в 15,3%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на стабильных рынках эффективность сбытовой деятельности повышается в связи со снижением удельных сбытовых затрат на единицу общих затрат.

Таким образом сбытовая система, которая обеспечивает 85-90% выручки, занимает в затратах всего 15%, однако на основе анализа международного опыта организации сбытовых систем выявлено, что

уровень затрат в развитых странах (без учета затрат на рекламу и затрат на формирование брэнда) в настоящее время составляет 35%. Таким образом, в настоящее время сбытовые системы российских промышленных предприятий действуют недостаточно эффективно и нуждаются в комплексной перестройке и совершенствовании. Для решения данной проблемы целесообразно предложить набор первоочередных мероприятий, повышающих общую эффективность функционирования сбытовых систем:

• во-первых, введение раздела потребительских инноваций для управление сбытовыми системами в промышленности;

• во-вторых, внедрение в практику деятельности промышленного предприятия критериев потребительской эффективности;

• в-третьих, оценка деятельности сбытовых систем на основе многокритериального алгоритма расчета потребительской эффективности, а также за счет внедрения в практику деятельности сбытовых систем в промышленности ключевых показателей эффективности.

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЛДИНГОВОГО ТИПА

Мельников А.В., аспирант МЭИ

Современные методы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал отличаются встроенностью в общие экономические системы оценки эффективности деятельности организации холдингового типа. Развитие человеческого капитала органично вплетается в систему из четырех групп элементов оценки эффективности включающую финансовые показатели, показатели взаимоотношения с клиентами и показатели операционной деятельности.

Ключевые слова: финансовые показатели, модель Balanced Scorecard, модель Economic Value Added, ДЗО.

PROBLEM OF PERFORMANCE EVALUATION OF INVESTMENTS INTO THE HUMAN CAPITAL OF THE ORGANIZATION OF HOLDING TYPE

Melnikov A., MEI, the post-graduate student

Modern methods of valuation of efficiency of investments into a human capital differ a finding in the general economic systems of performance evaluation of activity of the organisation of holding type. Human capital development is organically intertwined in system from four groups of elements of performance evaluation including financial indexations, indicators of a customer relationship and indicators of operational activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: financial indexations, model Balanced Scorecard, model Economic Value Added, DZO. 138 TRANSPORT BUSINESS TN RUSSTA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.