Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
психология / обучение / эффективность / методы обучения / традиционные подходы / инновационные подходы / сравнительный анализ / psychology / training / effectiveness / teaching methods / traditional approaches / innovative approaches / comparative analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаева С.А., Гараджаев М.А.

В данном исследовании проводится сравнительный анализ эффективности традиционных и инновационных методов обучения в области психологии. Оценивается эффективность различных подходов с учетом их влияния на усвоение материала, развитие критического мышления и мотивацию студентов. Результаты исследования предоставляют информацию о наиболее эффективных методах обучения в контексте психологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON EFFECTIVENESS OF TRAINING METHODS IN PSYCHOLOGY: COMPARATIVE ANALYSIS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES

This study provides a comparative analysis of the effectiveness of traditional and innovative teaching methods in the field of psychology. The effectiveness of various approaches is assessed, taking into account their impact on learning the material, the development of critical thinking and student motivation. The results of the study provide information about the most effective teaching methods in the context of psychology education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ»

УДК 37.015 Атаева С.А., Гараджаев М.А.

Атаева С.А.

преподаватель кафедры «Психология», Туркменский государственный университет им. Махтумкули (г. Ашгабад, Туркменистан)

Гараджаев М.А.

преподаватель кафедры «Психология», Туркменский государственный университет им. Махтумкули (г. Ашгабад, Туркменистан)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Аннотация: в данном исследовании проводится сравнительный анализ эффективности традиционных и инновационных методов обучения в области психологии. Оценивается эффективность различных подходов с учетом их влияния на усвоение материала, развитие критического мышления и мотивацию студентов. Результаты исследования предоставляют информацию о наиболее эффективных методах обучения в контексте психологического образования.

Ключевые слова: психология, обучение, эффективность, методы обучения, традиционные подходы, инновационные подходы, сравнительный анализ.

В сфере психологии поиск оптимальных методологий обучения не прекращается. Поскольку преподаватели и исследователи стремятся повысить эффективность методов обучения, все большее количество литературы подчеркивает важность оценки эффективности как традиционных, так и инновационных подходов. Эта статья предпринимает попытку углубиться в сравнительный анализ методов обучения в психологии, стремясь пролить свет

на их относительные преимущества, ограничения и последствия для образовательной практики.

Традиционные методы обучения в психологии уже давно закрепились в дидактических лекциях, учебниках и механическом запоминании. Хотя эти методы предлагают структуру и знакомство, критики утверждают, что они часто не могут активно вовлечь учащихся или способствовать глубокому пониманию. Напротив, в последние годы получили распространение инновационные подходы, такие как проблемное обучение, обучение на основе опыта и обучение с применением технологий. В этих методах приоритет отдается активному участию, критическому мышлению и практическому применению с целью развития более глубокого понимания психологических концепций и развития передаваемых навыков.

Сравнительный анализ начинается с изучения эффективности традиционных методов обучения. Многочисленные исследования изучали влияние лекций, чтений и экзаменов на результаты обучения студентов. Хотя лекции остаются распространенным форматом обучения, исследования показывают, что они могут быть менее эффективными, чем интерактивные или практические занятия, в плане содействия глубокому обучению и сохранению знаний. Аналогичным образом, использование учебников как основного источника информации может ограничить способность учащихся синтезировать информацию, критически оценивать источники и применять концепции к контексту реального мира. Более того, традиционные оценивания, такие как экзамены, могут отдавать предпочтение механическому запоминанию, а не навыкам мышления более высокого порядка, что дает ограниченную оценку истинного понимания и компетентности учащихся.

Напротив, инновационные методы обучения предлагают переход от пассивного потребления информации к активному участию и обучению на основе опыта. Например, проблемное обучение побуждает учащихся совместно решать сложные реальные проблемы, развивая критическое мышление, сотрудничество и навыки решения проблем. Подходы к экспериментальному

обучению, такие как моделирование, ролевые упражнения и тематические исследования, погружают учащихся в аутентичный контекст, позволяя им применять теоретические концепции к практическим ситуациям. Кроме того, обучение с использованием технологий, включая онлайн-модули, моделирование виртуальной реальности и мультимедийные ресурсы, обеспечивает интерактивный и захватывающий опыт обучения, соответствующий различным стилям и предпочтениям обучения.

Сравнительный анализ дополнительно исследует влияние этих методов обучения на вовлеченность, мотивацию и результаты обучения учащихся. Исследования показывают, что инновационные подходы связаны с более высоким уровнем вовлеченности, удовлетворенности и внутренней мотивации учащихся по сравнению с традиционными методами. Более того, учащиеся, прошедшие экспериментальное и технологическое обучение, демонстрируют улучшенные навыки решения проблем, способности критического мышления и передаваемые компетенции. Однако такие проблемы, как технологические барьеры, ограниченность ресурсов и сопротивление изменениям, могут препятствовать широкому внедрению и внедрению инновационных подходов в образовательных учреждениях.

В заключение, сравнительный анализ подчеркивает важность переоценки традиционных методов обучения в психологии и внедрения инновационных подходов для улучшения обучения и вовлеченности студентов. Хотя традиционные методы предлагают структуру и знакомство, они могут не способствовать активному обучению, критическому мышлению и практическому применению. Напротив, инновационные подходы отдают приоритет обучению на основе опыта, сотрудничеству и интеграции технологий, способствуя более глубокому пониманию и передаче навыков. Двигаясь вперед, преподаватели и исследователи должны продолжать изучать и совершенствовать методы обучения в области психологии, чтобы удовлетворить растущие потребности учащихся в эпоху цифровых технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Barkley, Elizabeth F., K. Patricia Cross, and Claire Howell Major. Collaborative Learning Techniques: A Handbook for College Faculty. John Wiley & Sons, 2014;

2. Biggs, John, and Catherine Tang. Teaching for Quality Learning at University: What the Student Does. McGraw-Hill Education, 2011;

3. Bonwell, Charles C., and James A. Eison. "Active Learning: Creating Excitement in the Classroom." ASHE-ERIC Higher Education Report, vol. 1, no. 1, 1991;

4. Dunlosky, John, et al. "Improving Students' Learning With Effective Learning Techniques: Promising Directions From Cognitive and Educational Psychology." Psychological Science in the Public Interest, vol. 14, no. 1, 2013, pp. 4-58

Atayeva S.A., Garajayev M.A.

Atayeva S.A.

Turkmen State University named after Magtymguly (Ashgabat, Turkmenistan)

Garajayev M.A.

Turkmen State University named after Magtymguly (Ashgabat, Turkmenistan)

RESEARCH ON EFFECTIVENESS OF TRAINING METHODS IN PSYCHOLOGY: COMPARATIVE ANALYSIS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES

Abstract: this study provides a comparative analysis of the effectiveness of traditional and innovative teaching methods in the field of psychology. The effectiveness of various approaches is assessed, taking into account their impact on learning the material, the development of critical thinking and student motivation. The results of the study provide information about the most effective teaching methods in the context of psychology education.

Keywords: psychology, training, effectiveness, teaching methods, traditional approaches, innovative approaches, comparative analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.