УДК 159.9
Эсенова А.А.
старший преподаватель кафедры «Психология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Нияздурдыева О.Д.
преподаватель кафедры «Психология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Гараджаев М.А.
преподаватель кафедры «Психология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Бабаева З.
преподаватель кафедры «Психология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития обучения особенностей психологического изучения и их влияние на систему интеллектуального восприятия. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития эмоционального интеллекта. Даны рекомендации по внедрению разработок в развитие обучения интеллектуальных процессов и психологии человека.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, психология, интеллект.
Интеллект — одна из самых обсуждаемых тем в психологии, но стандартного определения не существует. Некоторые исследователи предполагают, что интеллект представляет собой единую общую способность. Другие теории интеллекта утверждают, что интеллект включает в себя ряд способностей, навыков и талантов.
Несмотря на значительный интерес к этому предмету, среди экспертов до сих пор нет единого мнения о компонентах интеллекта и о том, возможны ли вообще точные измерения интеллекта.
Хотя современные определения интеллекта значительно различаются, эксперты в целом согласны с тем, что интеллект включает в себя такие умственные способности, как логика, рассуждение, решение проблем и планирование. В частности, современные определения, как правило, предполагают, что интеллект — это способность:
Учитесь на собственном опыте: приобретение, сохранение и использование знаний является важным компонентом интеллекта.
Распознавайте проблемы: чтобы использовать знания, люди сначала должны определить проблемы, которые они могут решить.
Решайте проблемы: люди должны затем использовать то, чему они научились, чтобы придумывать решения проблем.
Исследования интеллекта играют важную роль во многих областях, включая финансирование образовательных программ, проверку кандидатов на работу и тестирование для выявления детей, нуждающихся в дополнительной академической помощи.
Основные теории интеллекта в психологии
Учитывая большой интерес к концепции интеллекта, некоторые из величайших умов в этой области исследовали ее с разных сторон. Ниже приведены некоторые из основных теорий интеллекта, появившихся за последние 100 лет.
Основные типы теорий интеллекта
Общий интеллект
Первичные умственные способности
Множественный интеллект
Триархический подход к интеллекту
Общий интеллект
Британский психолог Чарльз Спирмен (1863-1945) описал концепцию общего интеллекта, или «^-фактора». После использования факторного анализа для изучения тестов на умственные способности Спирмен пришел к выводу, что результаты этих тестов были удивительно схожими. Люди, которые хорошо справлялись с одним когнитивным тестом, как правило, хорошо справлялись с другими тестами, в то время как те, кто плохо справлялся с одним тестом, как правило, плохо справлялись с другими. Он пришел к выводу, что интеллект — это общая когнитивная способность, которую исследователи могут измерить и выразить численно.
Первичные умственные способности
Психолог Луи Л. Терстон (1887-1955) сосредоточился на семи основных умственных способностях, а не на одной общей способности. 3 К ним относятся:
Ассоциативная память: способность запоминать и припоминать
Числовые способности: способность решать математические задачи.
Скорость восприятия: способность видеть различия и сходства между объектами.
Рассуждение: Способность находить правила
Пространственная визуализация: способность визуализировать отношения
Вербальное понимание: способность определять и понимать слова
Беглость речи: способность быстро произносить слова.
Множественный интеллект
Среди более поздних идей об интеллекте — теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он предположил, что традиционное тестирование
IQ не полностью и точно отражает способности человека. Он предложил восемь различных видов интеллекта, основанных на навыках и способностях, которые ценятся в различных культурах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
8. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. N 1. С. 111-131.
9. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.
10. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
Esenova A.A.
Senior Lecturer at the Department of "Psychology" Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
Niyazdurdyeva O.D.
Lecturer at the Department of "Psychology" Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
Garajaev M.A.
Lecturer at the Department of "Psychology" Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
Babaeva Z.
Lecturer at the Department of "Psychology" Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
THEORIES OF INTELLIGENCE IN PSYCHOLOGY
Abstract: this article discusses the features of the development of learning the features of psychological study and their influence on the system of intellectual perception. A cross and comparative analysis of the influence of the choice of the direction of development of emotional intelligence was carried out. Recommendations are given for the implementation of developments in the development of teaching intellectual processes and human psychology.
Keywords: analysis, method, research, psychology, intellect.