Научная статья на тему 'Исследование древних знаков единого Евразийского культа в рамках новой науки знаковедение (расшифровка знака «ромб с точкой»)'

Исследование древних знаков единого Евразийского культа в рамках новой науки знаковедение (расшифровка знака «ромб с точкой») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
знаковедение / знаки плодородия / ромб с точкой / ромбо-яргический орнамент / единый культ Евразии / signology / fertility signs / rhombus with a dot / rhombo-yargic ornament / a single cult of Eurasia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронова Е. А.

Противостояние Запада с Россией и Русским миром показало насущную необходимость усиления роли России в современном мире в политике, экономике, образовании, исследовании истинных исторических событий, с целью недопущения их искажения. Знаковедение, наука, появившаяся несколько лет назад, изучает историю возникновения, значение и бытование знаков народной культуры во всех проявлениях народного творчества, быта, обрядовых предметов, письменности и т.д. Связь с этнографией, археологией, историей, диалектологией, русским языком, древней русской письменностью, культурологией, ДНК-генеалогией, астро-археологией и другими сопутствующими науками основа междисциплинарных исследований в рамках знаковедения. В статье исследованы основные знаки культа плодородия, появившегося со времён палеолита на Русской Равнине и Русском Севере ярга, ромб, ромбо-яргический орнамент. Обосновывается многослойность смысла одного из самых распространённых знаков народной культуры ромба с точкой (знак плодородия) и его неразрывная связь с единым религиозным культом Евразии от палеолита до эпохи бронзы (культ Великой Богини культ плодородия). Методы исследования, применённые в исследовании: сравнительно-сопоставительный и визуальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of ancient signs of a single Eurasian cult within the framework of a new science signology (deciphering the sign “rhombus with a dot”)

The confrontation of the West with Russia and the Russian world has shown the urgent need to strengthen the role of Russia in the modern world in politics, economics, education, research of true historical events, in order to prevent their distortion. Signology, a science that appeared several years ago, studies the history of the origin, meaning and existence of signs of folk culture in all manifestations of folk art, everyday life, ritual objects, writing, etc. Connection with ethnography, archeology, history, dialectology, the Russian language, ancient Russian writing, cultural studies, DNA genealogy, astro-archeology and other related sciences is the basis of interdisciplinary research within the framework of signology. The research shows main markers of the fertility cult, which appeared since the Paleolithic on the Russian Plain and the Russian North, namely: yarga, rhombus, rhombo-yargic ornament. The multiple meaning of one of the most common signs of folk culture a rhombus with a dot (a sign of fertility) and its inextricable connection with a single religious cult of Eurasia from the Paleolithic to the Bronze Age (the cult of the Great Goddess fertility cult) is stated. Research methods used in this article are comparative and visual.

Текст научной работы на тему «Исследование древних знаков единого Евразийского культа в рамках новой науки знаковедение (расшифровка знака «ромб с точкой»)»

Миронова Е.А.

Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации. Ростовский государственный экономический университет.

Исследование древних знаков единого Евразийского культа в рамках новой науки - знаковедение (расшифровка знака «ромб с точкой»)

Введение.

Извечное и яростное противостояние Запада с Россией и Русским миром, выпадающее на каждое поколение, показало необходимость консолидации усилий общества на современном этапе, для победы во всех областях - в политике, в экономике, в образовании, в науке. В исторических исследованиях идёт непрекращающаяся битва против искажения исторических данных, против навязываемого «превосходства» западной цивилизации над цивилизацией Востока, славян, русских. Всё громче звучат голоса учёных, открывающих русским историю наших древних предков, их удивительные знания о природе и взаимодействии с ней. Новая наука - знаковедение - изучает не только проявленные, широко распространённые или напротив - исчезающие, однако бережно сохраняемые данные о древних традициях и обычаях народов, населяющих Российскую Федерацию, но и потаённые - сакральные знания, которые переданы нам нашими предками в знаковых системах.

На этом пути познания закодированных сведений об устройстве мироздания уже сделано немало. Нашим исследователям удалось проникнуть в тайны истории и значения яргических знаков: П.И. Кутенков (2006, 2007, 2015, 2016 и др.) - исследование начертательного знака -крючковатого креста-ярги; Ал.А. Григорьев (2016) - знаки освоения пространства в эпоху мегалитов; Л.С. Марсадолов (2016) - комплексы знаков у древних кочевников Саяно-Алтая; А.Е. Фёдоров (2016) - раскрытие точечных русо-арийских систем и сходство индийской и русской архитектуры; П.В. Макагонов (2016) - русский линейный узор как знаковая система народной культуры; М.А. Качаева (2016) - основы образования знаков русского народного узора и мн.др.

Знаковедение призвано обеспечить тесное взаимодействие наук в выработке подходов, взглядов и методов по созданию языков опи-

сания исследования, образования, общения - по всем направлениям путей познания жизнедеятельности народов и бытия человечества. Одна из главных задач знаковедения состоит в обеспечении возрождения государствообразующего русского народа, восточных славян.

Основополагающий знак культа плодородия - «ромб с точкой»

Исследованию знака «ромб» и «ромб с точкой» посвятили свои работы многие отечественные учёные: А.К. Амброз (1965, 1966), В.И. Бибикова (1965), Б.А. Рыбаков (1965, 1981) и др. Современные учёные-знаковеды: В.Б. Казарина (2007), М.А. Качаева (2016), П.И. Кутенков (2015), П.В. Макагонов (2016), Г.С. Маслова (1978) и мн. др. также рассматривали ромб в своих исследованиях. Было установлено, что этот знак являлся пожеланием плодородия во всех его проявлениях: плодородие пашни, плодовитость скота, рождение новых членов рода; что он носит магический, заклинатель-ный характер и что он поразительно устойчив и воспроизводим на протяжении тысячелетий.

В процессе изучения керамики культур эпохи неолита-энеолита, а также эпохи бронзы (Триполье-Кукутени (Украина-Молдова-Румыния), Яншао-Мадзяяо (Китай), Бан-Чианг (Таиланд), а также Анаса-зи-Могольон (США)), нами было выявлено устойчивое воспроизведение гончарами данных археологических культур повторяющегося сочетания знаков - ряда ромбов на горизонтальной линии тулова глиняных сосудов. Внутри таких ромбических узоров могли быть разные знаки: сеточка, шахматный узор, спираль, изображение животного (ящерицы, черепахи) и даже человека [13].

Ромбический орнамент есть в кубанской казачьей вышивке, донской казачьей вышивке, на кружевах для подзоров и полотенец. Что

а б в г

Рис. 1. а) Сосуд из Триполья (Украина); б) сосуд археологической неолитической культуры Яншао (Китай); в) сосуд из Бан-Чианга (Таиланд); г) сосуд доколумбовой культуры Анасази (США) [13].

касается костюма верхнедонских казачек, то он был очень похож на южнорусскую одежду, поскольку казачки тоже носили и рубашки, и понёвы. Способ производства понёв был следующим: их ткали на станках, вырабатывая клетчатый орнамент (шахматный рисунок или горизонтальные полосы различной ширины, которые также украшали цепочками из ромбов [20]. В У казачек были фартуки-запоны, которые служили для того, чтобы при выполнении работы по дому не запачкалась одежда. Такие фартуки были украшены вышитым многоярусным ромбическим орнаментом с использованием преобладающей нити красного цвета (Рис. 2).

То есть, ромбический орнамент с основным элементом - ромбом - был широко распространён в разных культурах Евразии. Исследования значения знака «ромб» или «ромб с точкой» проводились многими учёными, занимающимися народной культурой и, как было показано выше, многие аспекты этого знака стали понятны. Тем не менее, основные знакообразую-щие элементы ромба - этого сложного символа плодородия, а также ответ на вопрос - почему такой сложный знак возник и неуклонно повторялся в его сложившейся форме в разных археологических культурах, в разных частях Евразии (и даже в Америке), не были исследованы до недавнего времени.

Для того чтобы расшифровать значение не только знака «ромб» (и его вариантов: «ромб с точкой» и «ромб с продолжающимися линиями») необходимо было внимательно изучить элементы, которые составляют ромб, а именно, простую геометрическую конструкцию, которая, как выяснилось в результате сравнительно-сопоставительных исследований архаических изображений на археологических находках, состоит из двух знаков: Л и V.

Рис. 2. Фартук-запон казачек с многоярусным ромбическим орнаментом [20].

аб Рис. 3. а) Донце глиняного сосуда (Музей Карфагена, Тунис) (Фото Е.А. Мироновой); б) увеличенный фрагмент знака «ромб» на донце глиняного сосуда (Музей Карфагена, Тунис).

Данные знаки на древних артефактах символически представляют мужское и женское начало. Наложение этих знаков друг на друга даёт сложный знак - ромб с продолжающимися после пересечения линиями, как на обломке керамического изделия из Карфагена (Рис. 3 а-б). Такой же знак находится на ожерельях из Микен, на которых в центре ромба изображён маленький кружок, придающий ромбу дополнительный смысл и превращающий его в широко распространённый классический знак плодородия -«ромб с точкой» (Рис. 4 а-б).

Разгадка символики такого ромба, образованного наложением друг на друга вершин двух углов (открытых треугольников с вершинами, направленными вверх и вниз, то есть знаками: Л и V (и символическим изображением последующего зарождения жизни в образовавшемся ромбе - изображением точки, круга, креста, фигуры человека и т.д.), не ограничивается только идеей зарождения жизни, она многослойна.

На первом уровне - это изображение символической встречи

*

ы

Рис. 4. Ожерелья с амулетом (пластина с выгравированным ромбом с точкой -знаком плодородия), Микены, Греция [21].

Великой Богини и Великого Бога, то есть, ромб с продолжающимися линиями, рассматриваемый по вертикали - . На втором уровне, рассматривая ромб по горизонтали, мы получаем также и знаки самой Великой Богини, если их рассматривать в горизонтальной плоскости, разделённой посередине (УУ иЛД). Мы видим два знака - Ш и М. На амулетах из Микен это видно более наглядно (Рис. 5 а-б):

При таком рассмотрении знак «ромб с точкой» и отходящие от него лучи, прочитываются как изображение Великой Богини с плодом во чреве (символически поднятые вверх руки - знак Ш, и расположенные в максимально удобном положении для родов ноги - знак М) [15].

Знаки Великой Богини плодородия (М и Ш) были выявлены нами ранее при анализе неолитической керамики археологической культуры Яншао (Китай), на сосудах которой изображалось антропоморфное существо с ломаными конечностями (обычно руки в виде знака Ш, словно воздетые к небесам, а ноги - в виде знака М, в удобной для родов позе). Это положение роженицы является наиболее эффективным в домашних условиях приёма родов, судя по многочисленным этнографическим сведениям. Например, на Алтае у телеутов, при тяжёлых родах, женщину заставляют ухватиться руками за полотенце, подвешенное к потолку, и повисать на нём. При этом она находится на полу, сидя на коленях [5, с. 23]. То есть, её руки и ноги находятся в согнутом положении, образуя именно такую позу - М (ноги) и Ш (руки).

Облегчить положение рожающей женщины пытались похожим способом у народа манси. Для принятия родов делалось приспособление из вертикальных жердей, прикреплённых концами к полу и потолку. На них устанавливали горизонтальную палку (в 70 см от пола) и в процессе родов женщина стояла на коленях и опиралась на эту поперечную палку грудью и подмышками, перекинув на неё руки [17, с. 93-94]. В данном случае положение рук и ног роженицы очертаниями похоже на знаки М. Весьма вероятно, что такая поза

аб Рис. 5. а-б) Символические изображения Великой Богини, её верха (знак Ш) и низа (знак М) в положении деторождения (фрагменты изображения) [21].

при родах является отголоском очень древнего способа родовспоможения, возможно, имеющего истоки в верхнем палеолите. А такие знаки - W и M символизировали не просто обычную рожающую женщину, а Великую Богиню, её культ и всё, что с ним связано - обряды и традиции при подготовке роженицы и принятию у неё родов.

Знак W наблюдается на палеолитических рисунках в пещерах Франко-Кантабрийского региона и имеет научную классификацию "W-sign" или "Shove-sign" - по обнаруженным в пещере Шове во Франции подобным знакам. Следует отметить, что "знак W" ещё никто из зарубежных исследователей не расшифровал, но в широкий научный обиход расшифровка, предлагаемая нами с 2014 г. ещё не вошла [14]. Тем не менее, по нашему мнению, разгадка знака W лежит на поверхности: это усечённый символ Великой Богини, верхняя часть её тела в положении родов.

Эти знаки рожающей Великой Богини зачастую предстают по отдельности на различных артефактах, археологических находках, на дольменах и стенах пещер (либо W, либо М) именно в силу их тайного, скрытого символизма, который был понятен носителям культа

где Рис. 6. Изображения символов Великой Богини на керамике археологической культуры Яншао (Китай): а) [22]; б) [23]; в) [24]; г) [25]; д) [26]; е) [27].

Великой Богини. Трансформацию данных знаков можно проследить на керамике китайской культуры Яншао, на которой антропоморфное существо изображено как с полным набором частей тела, так и в усечённом виде (Рис.6 а-г). Так, мы видим на Рис. 6а) антропоморфное существо с заполненным полем круга, изображающим голову, а также руками в виде знака Ш; на Рис. 6 б) круг-голова уже отсутствует, а руки и ноги в виде знаков Ш имеют по пять когтей (уподобление Великой Богини медведице - одному из её образов); на Рис.бв) голова также отсутствует, остаётся только туловище, руки изображены в виде знака Ш, а ноги - в виде знака М; на Рис. 6г) остаётся только верхняя часть туловища - голова и руки в виде знака Ш; на рисунке 6 д) присутствует верхняя часть туловища, но уже без головы, а на рис. 6 е) изображены только нижние конечности в виде знака М. Однако следует отметить, что символическое присутствие Великой Богини здесь показано и с помощью усилительного (двойного) знака V в верхней части рисунка.

Несмотря на разницу в полноте воспроизведения изображения Великой Богини, все эти образы служат для отражения её символического присутствия в повседневной жизни людей, пользовавшихся этими сосудами (возможно, в ритуальных целях или в процессе деторождения).

В другой части Евразии - на культовых камнях Карпат, в регионе проживания гуцулов, такой же знак, обозначающий Великую Богиню, выявлен в редуцированной символической форме - в виде знака Ш, то есть - в виде верхней части туловища (Рис. 7а), а в Польше, в Бар-вице, на боковой стене дольмена есть высеченный знак М (Рис. 7 б-в):

Таким образом, ромб с продолжающимися линиям и с точкой внутри (или другим знаком (спиралью, шахматным орнаментом, солярным

а б в

Рис. 7. а) Петроглиф в виде знака W на боковой плите платформы, Верхний Ясенив, Карпаты [7, с. 118]; б) дольмен из Барвицы, Польша (Фото - Lech Szymanowski); в) увеличенное изображение одной из опорных плит дольмена из Барвицы с вырезанным знаком [19].

символом, ящерицей, черепахой, антропоморфом) - это многомерный символ, обозначающий не только Великую Богиню, но и её символическую встречу с Великим Богом для зарождения новой жизни [15].

Эта разгадка была осуществлена нами на основе наблюдения и сравнения археологических находок с отдельными составляющими этого знака - V и Л. Так, например, знак Великой Богини - V - находится на одной из стел в Карнаке (Бретань) (Рис. 8 а-б). Мужской знак Л также является широко распространённым знаком. Это наидревнейший фаллический символ, который можно видеть в Государственном Эрмитаже - среди коллекции вещей, поднятых с Ши-гирского торфяника (памятник датируется, по разным оценкам - от мезолита, до неолита). Это символ бога Шивы в индуизме - лингам), он встречается также на многих каменных стелах в степях Евразии. А одним из ярких символических изображений соединения Великого Бога и Великой Богини является пластина из Кастеллуччо (Италия), на которой процесс соединения Великого Бога и Великой Богини воспроизведён в наиболее реалистичной манере (Рис. 8в):

Знак «ромб/засеянное поле» широко распространён на старинных вышивках на Русском Севере. Как уже было сказано выше, существуют многочисленные исследования этого знака. Так, А.А. Амброз отмечал, что по этнографическим исследованиям, знак «засеянное поле» существовал в XVIII—XX вв. в качестве одного из основных элементов на крестьянской, орнаментированной вышивками, оде-

Рис. 8. а-б) Каменная стела с изображением антропоморфного лика и знака V. Археологический музей г. Карнак - Бретань, Франция (Фото Е.А. Мироновой); в) барельеф на стеле, культура Кастеллуччо [28].

'"Tv ¿4V

■ жде, повсеместно - на обширной территории Средней и Восточной

Европы (в Балканских странах и странах, расположенных по течению Дуная, в западных частях бывшего СССР, на традиционной одежде русских, украинцев, белорусов, у народов Балтийских стран и у народностей Поволжья), а также на значительных территориях Азии, Африки, Индонезии (это самый древний пласт орнаментов), у народов Океании, у мастеров-ткачей древнего Перу [1]. Однако при всей констатации широкого распространения ромба с крючками, А.А. Амброз не делает вывод о родственности всех ромбических вариаций, не считает их произошедшими из одного источника, учитывая огромное расстояние между континентами и разницу в стилистике воплощения ромбического орнамента.

На Русском Севере самым популярным знаком, находящимся внутри ромба, является ярга (свастика). В результате исследований, проведённых П.И. Кутенковым, А.Г. Резунковым, А.Е. Фёдоровым, именно на Русском Севере отмечается наибольшее разнообразие видов ярги (свастики) и её многоточечные изображения (лопасти свастики, закрученные в разные стороны и составленные многоступенчатыми элементами, могут насчитывать до ста точек). Самое большое разнообразие свастических орнаментов отмечено исследователями как раз на вышивках Русского Севера [10; 18]. Более того, отмечается, что изображения с вращающимися навстречу друг другу свастиками могут рассматриваться как маркер русо-арийской культуры. Как отмечает А.Е. Фёдоров: «У других народов, живущих на Русской равнине (финноугров, так называемых «балтов») такие формы не встречаются, либо они очень редки. В то же время, эти формы есть там, где финноугорские и «балтские» народы никогда не бывали, либо не образовывали длительно существующих сообществ - в иранской и индийской культурах. Во-вторых, в индийской и иранской культуре нет ломаных свастик с числом точек более 9. Нет сложных свастик и у других народов, в том числе у южных славян. Это говорит о том, что многочисленные разнообразные типы сложных свастик: 25-точечных, 36-точечных, 49-точечных, 81-точечных, 121-точечных и производных типов, возникли у русо-ариев, на Русской равнине» [18, с. 83].

На Рис. 9 а-б) показаны именно такие - сложные многоточечные, вращающиеся навстречу друг другу, ярги-свастики, заполняющие пространство ромбов и окружающие их. Эти этнографические данные, так же, как и наглядно представленные сложнейшие вышивки и образцы браного качества, выполненные русскими мастерицами, свидетельствуют о том, что центр возникновения культа Великой Бо-

J£> i _

гини (культа плодородия) мог находиться только на севере Евразии.

Палеолитическая древность ромбо-яргического орнамента и его происхождение на Русской Равнине.

На Русской равнине, на правом берегу реки Десна (с. Мезин, Ко-ропский р-н, Черниговская обл., современная Украина) находится всемирно известный памятник - верхне-палеолитическая Мезинская стоянка, где были обнаружены кости не менее 100 мамонтов, остатки жилищ из их костей и мастерски выполненные вещи из бивня мамонта - небольшие скульптуры в виде птиц, а также украшения - браслеты [12]. Эти изделия были покрыты сложнейшим орнаментом, который сейчас в науке принято называть «ромбо-меандровым» (Рис. 10).

а б

Рис. 9. а) Конец праздничного полотенца с гребенчатыми яргами. Начало 20 в. Лен. Браное ткачество. Белозерский район [Новиков, 2016, с. 157]; б) Праздничное полотенце со сложными ярг-картинами и рожаницами. Конец 19 в. Тарногский район [Новиков, 2016, с. 154].

а б

Рис. 10. а) Браслет из бивня мамонта с ромбо-яргическим орнаментом, палеолитическая стоянка, с. Мезин [6]; б) прорисовка браслета с палеолитической стоянки с. Мезин [29].

Несмотря на то, что это первый, обнаруженный орнамент с переплетающимися ромбами и яргами («ярга» - древнерусское название свастики), название «меандр» для ломаной под прямым углом линии появилось гораздо позже - от названия реки в Малой Азии. И, что более всего непонятно, так как искажает научную истину - данный узор всё ещё устойчиво связывается в научной литературе с греческой традицией орнаментирования ваз и амфор, хотя и признаётся его связь со свастикой: если на орнаменте присутствуют два меандра, то, будучи наложены друг на друга с метрическим сдвигом «на один шаг» («двойной меандр»), они в пересечении дают крест-свастику [2, с. 397-398].

Меандровому орнаменту и его широкому распространению по всей территории Евразии посвящена фундаментальная статья С.В. Жарни-ковой, которая отмечает его широкое бытование со времён балканского неолита и Триполья, до Минусинской котловины и скифского времени [3]. С.В. Жарникова считала, что похожие орнаменты могут возникнуть у разных народов независимо друг от друга, однако трудно поверить, что разделённые тысячами километров и тысячами лет истории народы могут создать сложные орнаментальные композиции с повторяющимися деталями, если только они не связаны генетически. Именно Мезинский ромбо-яргический орнамент исследовательница считала основой свастики, так как она происходит из полосы двойного меандра, изображённого в движении справа налево и слева направо, вырастают очертания свастики [3].

Распространение ромбо-яргического орнамента по всей Евразии отмечают и другие исследователи. Так, С.В Иванов отмечает, что геометрические фигуры в виде решетчатых квадратов и ромбов с продленными сторонами известны в Сибири обским уграм, шорцам и кумандинцам, а также широко распространены не только в орнаменте финноязычных и славянских народов, но известны также чувашам и казанским татарам, туркменам и киргизам. Встречается он не только у народов Севера, но и у многих народов Сибири - чулымских татар, шорцев, тофаларов, тувинцев, алтайцев, хакасов, якутов и западных бурят. Кроме Сибири, этот комплекс встречается в орнаменте народов европейской части СССР (саамы, коми-зыряне, удмурты, башкиры, чуваши, северные русские), Средней Азии (казахи, киргизы, каракалпаки, туркмены, узбеки, горные таджики) и Кавказа (черкесы, осетины, народы Дагестана)... у некоторых среднеевропейских народов (венгры, болгары, румыны и др.), а также в Индии и Африке. Исследователь пишет: «Как правило, эти фигуры.принад-

лежат к весьма стойким мотивам народного орнамента. Наиболее распространенным и принимаемым большинством археологов и этнографов является предположение, что ромбы и решетчатые квадраты представляют собой изображения небесных светил, в частности солнца» [4, с. 441-442]. Однако не исключается и отражение других идей, например, связанных с миром растений или животных.

Такое сходство (даже тождество) и широкое распространение этого орнамента на обширных пространствах Восточной и Южной Европы, Западной Сибири и частично Средней Азии, у различных по языку, хозяйственному укладу и культуре народов, вызывает закономерный вопрос: каким образом у них оказался один и тот же тип орнамента? Где, когда и на какой основе сложился этот орнамент? С.В. Иванов выдвигает два положения: «Совершенно очевидно, что в данном случае нельзя усматривать причину сходства орнаментальных мотивов только в родстве народов, в культурных связях и влияниях...» [4, с. 442] и, исходя из этого, исследователь полагает, что широкое распространение решетчатых узоров в их бесконечных вариациях заставляет предполагать наличие в прошлом более или менее единой основы для этой орнаментики: «Единственно возможным объяснением общности орнаментального комплекса у перечисленных народов является. предположение о наличии у их далеких предков общей или сходной древней основы орнамента, унаследованной и развитой последующими поколениями» [4, с. 443, с. 449-451].

Выводы.

На современном этапе развития наук о прошлом территорий, на которых создана Российская Федерация, активно и ярко заявила о себе новая наука - знаковедение, которая не только объединяет данные из разных наук (археологии, истории, этнографии, ДНК-генеалогии, культурологии и др.), но и предлагает новые пути исследования и прочтения древних знаков народной культуры во всех её проявлениях (в изготовлении и украшении посуды, в ткачестве, вышивке, деревянной резьбе и т.д.). И это уже сейчас позволяет проникнуть в образ мыслей, в природу родового, социального взаимодействия наших древних предков, в их взаимодействие с окружающими природными условиями с помощью обрядов единого некогда Евразийского культа плодородия (культа Великой Богини).

Самыми главными знаками этого культа являются ромб и ярги-ческие знаки, вплетённые в ромбический орнамент. Многоточечные

ярги с разветвлёнными концами, неисчислимое количество вариантов заполнения ромбов яргами, существующее на Русском Севере, свидетельствуют о том, что именно на севере России (многие исследователи считают также, что возможным местом зарождения ярги были Сибирь или Алтай) произошло зарождение древнейшего культа плодородия, распространённого при последующих миграциях по всей Евразии.

Смысл знака «ромб» и «ромб с точкой» (а также с другими вариантами заполнения внутреннего поля ромба: солярный знак, спираль, шахматный узор, сетка, ящерица, черепаха, человек и мн.др.) и составляющие его части, разгаданы и представляют собой соединение знаков Л и V (их наложение друг на друга на плоскости) - то есть, знаков Великого Бога и Великой Богини при зарождении новой жизни («прочтение» знака ромб по вертикали); саму Великую Богиню с воздетыми руками - знак W и раскинутыми в позе рождения ногами - знак М («прочтение» знака ромб по горизонтали). Если в ромбе есть точка (или другой знак плодородия), такой ромб имеет символическое значение - Великая Богиня с зарождённой новой жизнью во чреве.

На протяжении всей истории России ромбо-яргический орнамент только усложнялся, образуя вязи и сложнейшие орнаментальные комплексы, в то время как даже в Индии, в стране, где арийский след наиболее проявлен в высшей касте брахманов (в соответствии с данными генетики и ДНК-генеалогии, процент гаплогруппы R1a среди индийских брахманов достигает 83%) нет таких сложных вариантов ромбо-яргического узора. Кельтские сложные орнаментальные комплексы - "knot works" - представляют собой, хотя и замысловатые непрерывные узоры, но они не включают в себя ромбы и свастики. Это всего лишь переплетения и узлы, хотя ромбы присутствуют в орнаментике традиционных вязаных ирландских свитеров - в Аранских узорах.

Данные ромбическо-яргические орнаменты во всей их сложности и неповторимой красоте, выполненные преимущественно красным цветом (цветом живой крови) в вышивке и в браном ткачестве на Святой Руси, дают нашему народу самый главный импульс - стремление к продолжению и пополнению Рода, к воспроизведению новых поколений. Следовательно, эти знаки являются самыми главными -обережными и защитными - для нашей страны.

Из всего вышесказанного следует, что нам необходимо не только беречь и воспроизводить традиции наших великих предков, но и

продолжать исследования знаков народной культуры с целью успешно противостоять Западу в его попытках исказить правду об истоках цивилизации, следуя эффективному предложенному пути исследования единого религиозного культа (культ Великой Богини) через систему знаков, общих для всех народов Евразии.

Библиографический список

1. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. 1966. № 1. С. 61-76.

2.Власов В.Г. Меандр // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. 2006. Т. V. С. 397-398.

3.Жарникова С.В. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древних орнаментах населения Евразийских степей // URL: https://www. booksite.ru/fulltext/1/001/001/073/j7.htm?ysclid-laptg0dumw299491421

4. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала XX в.): Народы Севера и Дальнего Востока. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 500 с.

5.Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком // Сборник Музея Антропологии и этнографии, Л., Изд-во Академии Наук СССР, 1927. С. 19-37.

6. Крас Е. Костяная правда каменного века // URL: Костяная правда каменного века / Евгений Крас (author.today)

7. http://www.naturasicula.it/home/index.php?view=details&id=89%3Acastelluccio-di-noto&option=com_eventlist&Itemid=53

8. Кутенков П.И. Ярга-свастика - знак народной культуры. Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 450 с. ISBN 978-5-8064-1267-7

9. Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда). Сядемская и вяземская крестьянские родовые культуры. Сер. 19 - начало 20-го в). - СПб.: Фак. филолог. и искус. С. Петербургского гос. универ., 2010. 286 с.; 112 с. цв. снимков (28 п.л.). С. 116-118.

10. Кутенков П.И., Резунков А.Г. Ярга-крест и свастика: народная исконь в науке. -СПб.: МИРС, 2014. 164 с. ISBN 978-5-9676-0638-0

11. Кутенков П.И. Ярга-крест - знак Святой Руси. Ярга и свастика. - СПб.: МИРС, 2015. - 746с. ISBN 978-5-91395-121-2

12. metmuseum.org

13. Миронова Е.А. Одинаковые формы керамики, совпадающие орнаменты и идентичные знаки на артефактах культур неолита, энеолита, и эпохи бронзы Европы, Азии и Северной Америки (сравнение данных по культурам: Кукутени/Триполье - Яншао - Бан-Чанг - Анасази/Могольон) // Proceedings of the Academy of DNA Genealogy. Boston-Moscow-Tsukuba. Volume 6, No. 2.February 2013. Научно-публицистическое издание Академии ДНК-генеалогии. Издательство Lulu inc., 2013. С. 267374. // URL: http://dna-academy.ru/wpcontent/uploads/6_2_2013.pdf

14. Миронова Е.А. Древнейшие знаки протописьменности на артефактах Евразии // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18993, 20.05.2014. // URL: http:// www.trinitas.ru/rus/doc/0211/009a/02111013.htm

15. Миронова, Разгадка происхождения символики неолитического знака «засеянное поле» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.24802, 24.09.2018 г. // URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02111214.htm

16. Новиков В.И. Исконное значение обрядового полотенца-убруса в жизни воло-гжан (по материалам собраний живописца В.И. Новикова // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и

знаковые системы народной культуры». Доклады, исследования и сообщения в 2-х книгах. Книга 1-я. Смольный институт РАО. 2016. С. 146-159.

17. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. 208с.

18. Фёдоров А.Е. Русо-арийские точечные системы и индийская космогоническая система «Васту Пуруша мандала» // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры». 9-11 декабря 2016 г. Доклады, исследования и сообщения в 2-х книгах. Книга 1. Смольный институт РАО, 2016. С. 46-109.

19. Photodocument&pinhole. PHOTODOCUMENT & pinhole: 08/01/2011 - 09/01/2011 // URL: pinholeandphotodocument.blogspot.com

20. Фартук-запон казачек. Одежда казаков, национальные традиции и костюм сегодня // URL: tdsm63.ru

21. http://www.hartzler.org/cc307/mycenaean/

22. Изображения символов Великой Богини на керамике археологической культуры Яншао (Китай). // URL: majiayao.com

23. trocadero.com

24. Chinese Neolithic - 16 For Sale on 1stDibs

25. https://author.today/content/2019/07/18/ca5ac702b8d64a5cab0bf8d0e9d8c5ac.jpg

26. unm.edu

References

1. Ambrose A.K. On the symbolism of Russian peasant embroidery of the archaic type // Soviet archeology. 1966. № 1. Р. 61-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Vlasov V.G. Meander // Vlasov VG New Encyclopedic Dictionary of Fine Arts. In 10 volumes - St. Petersburg: Azbuka-Klassika. 2006. Vol. 5. Р. 397-398.

3. Zharnikova S.V. Archaic motifs of Northern Russian folk embroidery and their parallels in the ancient ornaments of the population of the Eurasian steppes

4. Ivanov S.V. Ornament of the peoples of Siberia as a historical source (based on the materials of the 19th - early 20th centuries): Peoples of the North and the Far East. - M.; L.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1963. 500 p.

5.Karunovskaya L.E. From the Altai beliefs and rituals associated with the child // Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography, L., Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1927. P. 19-37.

6. Kras E. Bone truth of the Stone Age // URL: Bone truth of the Stone Age / Evgeny Kras (author.today)

7. http://www.naturasicula.it/home/index.php?view=details&id=89%3 Acastelluccio-di-noto&option=com_eventlist&Itemid=53

8. Kutenkov P.I. Yarga-swastika is a sign of folk culture. Monograph. - St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A. I. Gertsen, 2008. 450 p. ISBN 978-5-8064-1267-7

9. Kutenkov P.I. Great Russian folk women's row (clothes). Syadem and Vyazma peasant tribal cultures. Ser. 19 - the beginning of the 20th c). - St. Petersburg: Fak. philologist. and skill. Р. Petersburg state. Univ., 2010. 286 p.; 112 p. col. pictures (28 p.l.). Р. 116-118.

10. Kutenkov P.I., Rezunkov A.G. Yarga-cross and swastika: folk tradition in science. - St. Petersburg: MIRS, 2014. 164 p. ISBN 978-5-9676-0638-0

11. Kutenkov P.I. Yarga-cross - a sign of Holy Rus'. Yarga and swastika. - St. Petersburg: MIRS, 2015. - 746 p. ISBN 978-5-91395-121-2

12.metmuseum.org

13. Mironova E.A. Identical forms of pottery, matching ornaments and identical signs on the artifacts of the Neolithic, Eneolithic, and Bronze Age cultures of Europe, Asia and North America (comparison of data on cultures: Cucuteni/Trypillia - Yangshao - Ban-

Chang - Anasazi/Mogolion) // Proceedings of the Academy of DNA Genealogy. Boston-Moscow-Tsukuba. Volume 6, no. 2.February 2013. Scientific publication of the Academy of DNA Genealogy. Publishing house Lulu inc., 2013. P. 267-374. // URL: http://dna-academy. ru/wpcontent/uploads/6_2_2013.pdf

14. Mironova E.A. The oldest signs of proto-writing on the artifacts of Eurasia // «Academy of Trinitarianism», M., El No. 77-6567, publ. 18993, 05/20/2014. // URL: http://www.trim-tas.ru/rus/doc/0211/009a/02111013.htm

15. Mironova, The clue to the origin of the symbolism of the Neolithic sign "sown field" // "Academy of Trinitarianism", M., El No. 77-6567, publ. 24802, 09/24/2018 // URL: http:// www.trinitas. ru/rus/doc/0211/002a/02111214.htm

16. Novikov V.I. The original meaning of the ritual towel-ubrus in the life of Vologda residents (based on the collections of the painter V.I. Novikov // Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation «Signs and Sign Systems of Folk Culture». Reports, research and messages in 2 books Book 1. Smolny Institute of the Russian Academy of Education, 2016. P. 146-159.

17. Rombandeeva E.I. The history of the Mansi people (Voguls) and its spiritual culture (according to folklore and rituals). Surgut: AIIK «Northern House» and the North Siberian Regional Book Publishing House, 1993. 208p.

18. Fedorov A.E. Russian-Aryan point systems and the Indian cosmogonic system «Vastu Purusha mandala» // Proceedings of the I All-Russian scientific and practical conference with international participation «Signs and sign systems of folk culture». December 9-11, 2016 Reports, research and communications in 2 books. Book 1. Smolny Institute of the Russian Academy of Education, 2016. P. 46-109.

19. Photodocument&pinhole. PHOTODOCUMENT & pinhole: 08/01/2011 - 09/01/2011 // URL: pinholeandphotodocument.blogspot.com

20. Apron-zapon Cossacks. Cossack clothes, national traditions and costume today // URL: tdsm63.ru

21. http://www.hartzler.org/cc307/mycenaean/

Fig. 22. Images of symbols of the Great Goddess on the ceramics of the archaeological culture of Yangshao (China). // URL: majiayao.com

23.trocadero.com

24. Chinese Neolithic - 16 For Sale on 1stDibs

25. https://author.today/content/2019/07/18/ca5ac702b8d64a5cab0bf8d0e9d8c5ac.jpg

26. unm.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.