Научная статья на тему 'Исследование дополнительного военного образования в гражданских вузах'

Исследование дополнительного военного образования в гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелев Олег Юрьевич

В статье предлагаются способы по улучшению обучения офицеров запаса, подготовка которых осуществляется в системе дополнительного военного образования в гражданских вузах. Данные предложения выработаны автором на основе проведенного им исследования данной системы по следующим направлениям системного анализа: компонентному, структурному, функциональному, интегративному, интерактивному и историческому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепелев Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование дополнительного военного образования в гражданских вузах»

О. Ю. Шепелев

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

В статье предлагаются способы по улучшению обучения офицеров запаса, подготовка которых осуществляется в системе дополнительного военного образования в гражданских вузах. Данные предложения выработаны автором на основе проведенного им исследования данной системы по следующим направлениям системного анализа: компонентному, структурному, функциональному, интегративному, интерактивному и историческому.

Ключевые слова: дополнительное военное образование, система, проблемы.

Для исследования дополнительного военного образования в гражданских вузах нами выбран системный анализ. Он позволяет изучить свойства, структуру и функции дополнительного военного образования в гражданских вузах в целом, представив его в качестве системы.

Целью системы дополнительного военного образования в гражданских вузах является подготовка запаса офицерских кадров.

Система дополнительного военного образования в гражданских вузах - это подсистема военного образования и высшего профессионального образования, реализующая программы подготовки офицеров запаса в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства на базе военных кафедр (факультетов военного обучения), которые являются структурными учебными подразделениями гражданских вузов. Данная система дает военно-профессиональные знания, умения и навыки в соответствии с выбранной военно-учетной специальностью на базе знаний, получаемых студентами по гражданской специальности.

Особенность системы дополнительного военного образования в гражданских вузах заключается в том, что она одновременно является подсистемой как военного, так и гражданского высшего профессионального образования.

Система военного образования определяет военные специальности и программы подготовки, а система гражданского образования предоставляет учебную базу и потребителей образовательных услуг (студентов). Такое промежуточное положение системы дополнительного военного образования в гражданских вузах создает особые межведомственные проблемы, оказывающие влияние на функционирование данной системы.

По словам В. Г. Афанасьева, характеристика внутренних свойств системы должна осуществляться по нескольким аспектам: системно-компонентному, системно-структурному, системно-функциональному и системно-интегративному1.

По мнению М. З. Бора, системный анализ исследуемого объекта должен осуществляться в шести логических срезах (аспектах): элементном, структурном, функциональном, интегративном, коммуникативном и историческом2.

Воспользуемся этими аспектами для характеристики системы дополнительного военного образования. Проведенное нами исследование осуществлялось по нескольким направлениям анализа: компонентному (выявление элементов, входящих в исследуемую систему, а именно, человеческого, процессуального, духовного и вещного компонентов), структурному (установление структурных характеристик системы: тип структуры, определяющие связи, количественные и ка-

чественные взаимозависимости), функциональному (выявление функций системы в целом и ее компонентов), интегративному (выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий), интерактивному (определение внешней среды системы и характера ее связей с другими системами, выявление факторов внешней среды, оказывающих влияние на систему) и историческому (исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и перспектив на будущее).

Нами выявлено, что становление и развитие системы дополнительного военного образования в гражданских вузах непосредственно связано с процессами, происходящими в государстве, и зависит от совокупности внешних факторов: экономических, политических, социальных, институциональных, технологических, правовых, оказывающих влияние на исследуемую систему в тот или иной период времени.

Система дополнительного военного образования в гражданских вузах, существуя в России с 1926 года, неоднократно оправдывала себя в различные периоды истории, в том числе и в годы Великой отечественной войны, экономически эффективна и имеет перспективы развития.

В ходе социологического исследования современного состояния системы дополнительного военного образования в гражданских вузах России проведенного нами весной 2006 года, был проведен опрос 742 студентов из 13 вузов обучающихся на военных кафедрах и 159 преподавателей военных кафедр из 15 вузов. В качестве экспертов опрошены 72 начальника военных кафедр (факультетов военного обучения) из 52 вузов.

Проведенный опрос среди студентов, обучающихся на военных кафедрах, показал, что на выбор вуза большинства из них (69 %) в той или иной степени оказало влияние наличие в нем военной кафедры. Особенно явно эта тенденция проявляется в сельскохозяйственных регионах, где у выпускников вузов возникают проблемы с получением престижной работы.

Основными мотивами поступления на военную кафедру у студентов являются (по мере убывания): возможность получить офицерское звание (33 %), желание приобрести вторую специальность (23 %), возможность избежать службы в армии (16 %).

Возможность получить офицерское звание, в первую очередь, указывает на возможность приложения сил в будущем не только в армии, но и в МВД, ФСБ, таможне и других подразделениях силовых структур на офицерских должностях, что в целом повышает степень социальной защищенности молодого специалиста. Второй по значимости, не только для студентов из слабых в экономическом отношении регионов, но и сильных, является возможность приобрести вторую специальность, в рамках того же периода времени, которое отводится на основное обучение. Таким образом, обучение на военных кафедрах должно позволить в определенной степени расширить возможности молодых специалистов при устройстве на работу.

Судя потому, что по сравнению с предыдущими исследованиями, возможность избежать службы в армии уходит на третий план, ситуация в армейской среде постепенно налаживается и армия уже не так страшит студентов, хотя и беспокоит в определенной степени. Это подтверждается также и исследованиями В. В. Швецова, который отмечает, что 17 % из опрошенных им студентов военных кафедр Тюмени, попытаются отклониться от призыва в армию3.

Вместе с этим система дополнительного военного образования в гражданских вузах обладает полезными свойствами и для общества, выполняя очень важные функции, главной из которых является подготовка запаса офицерских кадров.

К положительным аспектам функционирования системы дополнительного военного образования можно отнести: достаточный уровень знаний студентов, для того чтобы в случае необходимости справиться с должностными обязанностями, удовлетворительный уровень воспитательной работы на военных кафедрах, высокий уровень оценки профессионализма преподавателей со стороны студентов.

Вместе с этим нами выявлены и ряд проблем системы дополнительного военного образования в гражданских вузах, основными из которых являются:

- выполнение несвойственной функции - пополнение некомплекта младших офицеров в Вооруженных Силах РФ;

- несовпадение военной специальности с гражданской, что приводит к снижению качества подготовки;

- некомплект профессорско-преподавательского состава на большинстве кафедр, небольшая доля преподавателей, имеющих ученую степень, большая доля преподавателей, не проходивших переподготовку или повышение квалификации;

- нехватка у студентов военных кафедр практических умений и навыков;

- недостаточная степень соответствия учебно-материальной базы современным требованиям;

- отсутствие проработанной стратегии управления данной системой;

- несовершенство нормативной базы;

- сокращение значительной части военных кафедр и набора студентов, которое идет без учета региональных тенденций и типологических особенностей регионов;

- отсутствие обоснованных расчетов потребности в офицерах запаса. Главными мы считаем проблемы, связанные с функционированием системы управления дополнительным военным образованием. Исследование показало, что она находится в дисфункциональном состоянии: на уровне военных кафедр не выполняются функции подбора, развития и мотивации персонала, а также проявляется завышенная оценка процесса и результата своей деятельности. На более высоких уровнях управления не выполняются функции стратегического планирования, проектирования, прогнозирования, а порой управление вообще никак не проявляется.

На основе сравнения полученных результатов с исследованиями, проведенными ранее, нами выявлено, что состояние системы дополнительного военного образования практически не изменилось за это время, а выявленные проблемы имеют затяжной характер. Поэтому для обеспечения устойчивого развития данной системы необходима ее модернизация в соответствии с изменяющимися условиями ради обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей общества, групп и личности.

При разработке стратегии модернизации системы дополнительного военного образования в гражданских вузах необходимо учитывать зарубежный опыт. В частности интересным является существенное материальное стимулирование студентов на основе дифференцированного подхода, решение проблемы недостатка военных знаний офицеров - выпускников гражданских вузов за счет их переподготовки в учебных центрах родов войск до назначения их на должности офицерского состава в войсках.

Большую заинтересованность в обучении на военных кафедрах студентов из сельскохозяйственных регионов необходимо учитывать при разработке дальнейшей стратегии развития системы дополнительного военного образования в России.

Для того чтобы решить одну из главных проблем в функционировании системы дополнительного военного образования в гражданских вузах и качественно улучшить военно-профессиональную подготовку офицеров запаса необходимо решить ряд задач.

Во-первых, и это подтверждается проведенным исследованием, имеет место недостаточное количество выделяемого времени для проведения занятий на военных кафедрах, и особенно для практических. Время, выделяемое на обучение по программам подготовки офицеров запаса, осталось на уровне 30-х годов прошлого века, хотя даже тогда времени на сборы и стажировки в войсках выделялось вдвое больше, в то время как уровень научно-технического роста военной техники и вооружения увеличился в десятки раз.

Добавить для занятий на военной кафедре недостающее время, было бы самой простой задачей. Однако проблема заключается в том, где найти недостающие дополнительные часы. Решение этой проблемы нами видится в следующем. Если задаться вопросом, чем занимаются вновь поступившие в вуз студенты с момента зачисления в вуз до начала занятий в нем, а это от 1 до 1,5 месяцев, то с определенной уверенностью можно сказать, что данное время чаще всего ими проводится по собственному усмотрению. В некоторых вузах, имеет место практика привлечения в это время студентов для отработки определенного количества часов по благоустройству вуза. Мы же предлагаем это время использовать для получения в обязательном порядке общевоенной подготовки всеми студентами мужского пола, не имеющими медицинских противопоказаний, и не только студентами государственных вузов, но и негосударственных вузов так же.

Введение такой подготовки позволило бы обществу получить гражданина, обладающего военными знаниями на уровне солдата, а личности, помимо знаний в военной сфере, получить в последующем возможность намного быстрее адаптироваться к армейским условиям в период призыва на военную службу.

С учетом того, что обучающимися образовательных учреждений среднего, начального и среднего профессионального образования, теперь будет осуществляться получение начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности, а также подготовка их по основам военной службы, то предлагаемая нами общевоенная подготовка займет в среднем 15-20 дней и составит порядка 100120 часов занятий.

Исторически подобная подготовка в нашей стране уже осуществлялась. После того как в 1939 году была введена допризывная военная подготовка для студентов высших учебных заведений и военные кафедры перешли от подготовки среднего командного состава к первичному военному обучению, имеющему целью обучить всех студентов действиям одиночного бойца и подготовить их к действительной военной службе.

Во-вторых, для вузов, где имеются военные кафедры, введение обязательной общевоенной подготовки высвободит определенную часть учебных часов, для перераспределения их на специальные предметы военно-профессиональной подготовки.

В-третьих, эта мера будет способствовать изучению студентов в ходе первичного обучения, что в последующем облегчит отбор студентов отвечающих установленным требованиям, для дальнейшего обучения по программам подготовки офицеров запаса.

Таким образом, мы предлагаем провести деление военного обучения в вузах, где имеются военные кафедры, на два уровня:

- I уровень обучения - проведение общевоенной подготовки на уровне знаний солдата мотострелкового подразделения;

- II уровень обучения - проведение военно-специальной подготовки в объеме программы подготовки офицера запаса.

Обучаться на II уровне можно будет при условии успешного окончания I уровня обучения. Для студентов, ранее служивших в Вооруженных силах, окончивших суворовские училища или кадетские корпуса, обучение на военных кафедрах можно начинать сразу со II уровня.

Введение подобной схемы обучения не потребует создания в каждом вузе военной кафедры, для этого достаточно введение в вузе должности военного руководителя, как в образовательных учреждениях среднего общего образования. В свободное от занятий по общевоенной подготовке время, а это основная часть года, данный человек может курировать вопросы военно-патриотического воспитания в вузе, вопросы безопасности, проводить занятия по предмету: обеспечение безопасности жизнедеятельности или на кафедре физической подготовки, т. е. спектр деятельности военного руководителя вуза может быть многогранен.

Для проведения занятий по общевоенной подготовке требования к материально-техническому обеспечению минимальны: наличие аудитории по общевоенной подготовке, образцы учебного стрелкового оружия и экипировки военнослужащих. При необходимости может быть задействована учебно-материальная база воинских частей дислоцирующихся поблизости.

Вместе с этим необходимо законодательно разрешить студентам вузов, и не только государственных, не имеющих военных кафедр, обучаться по программам II уровня, в вузах, где есть военные кафедры, если гражданская специальность студента соответствует получаемой на военной кафедре военно-учетной специальности. Конечно, данная норма приведет к корректировке и согласованию учебных программ между вузами. Но, по мнению В. С. Добровольского, данная мера будет способствовать повышению эффективности и качества обучения и воспитания студентов, т. к. обеспечит возможность улучшить качество конкурсного отбора; значительного увеличит финансирование и другие виды обеспечения военной кафедры вследствие объединения усилий и ресурсов нескольких вузов; охватит большие массы студенческой молодежи из разных вузов военнопрофессиональным обучением и военно-патриотическим воспитанием4.

В-четвертых, для улучшения качества военно-профессиональной подготовки студентов необходимо увеличить время на проведение учебных сборов в войсках в 2 раза. Проблема заключается опять же во времени и в материальных затратах со стороны Министерства обороны. Вопрос со временем может быть решен только за счет части летних каникул студентов. По нашему мнению, т. к. II уровень подготовки носит сугубо добровольный порядок, студентам, обучающимся на военных кафедрах, придется пожертвовать частью своего времени для достижения цели обучения. Затраты второго месяца в войсках для Министерства обороны будут заключаться, по большому счету, лишь в содержании студентов и окупятся в последующем за счет улучшения военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. Т. к. сейчас учебные сборы в войсках направлены в большей мере на практическую работу студентов по обращению с вооружением и техникой, то мы предлагаем, сразу же после проведения учебных сборов в войсках направлять студентов для проведения войсковой стажировки в учебные подразделения, дислоцированные поблизости.

В период проведения войсковой стажировки у студентов, обучающихся по командным и воспитательным военно-учетным специальностям, будут вырабатываться командно-методические навыки и навыки воспитательной работы с личным составом. Для студентов, обучающихся по инженерным военно-учетным специальностям, стажировка может организовываться на ремонтных заводах, базах хранения, где они углубят навыки ремонта и эксплуатации вооружения и военной техники.

Таким образом, введение 2-х уровневой подготовки и тем самым, увеличение времени обучения на военных кафедрах, на наш взгляд, позволит значительно улучшить военно-профессиональную подготовку офицеров запаса.

Устранение выявленных противоречий в функционировании и развитии системы дополнительного военного образования в гражданских вузах будет способствовать качественному пополнению мобилизационного резерва высоко подготовленными офицерскими кадрами.

Примечания

1 См.: Афанасьев, В. Г. О системном подходе в социальном познании / В. Г. Афанасьев // Вопр. филос. - 1973. - № 6. - С. 101.

См.: Бор, М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика / М. З. Бор. - М. : ДИС, 1998. - С. 87-88.

3 См.: Швецов, В. В. Отношение школьников и студентов к военной службе / В. В. Швецов // Социол. исслед. - 2006. - № 6. - С. 113.

4 См.: Добровольский, В. С. Подготовка офицеров запаса в гражданских вузах / В. С. Добровольский // Высш. образование в России. - 2003. - № 3. - С. 66-67.

М. В. Махрова

МЕСТО И РОЛЬ ВУЗА В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье представлена структура правовой социализации, правового образования и правового воспитания в вузе. Их специфика определяется институциональной ответственностью вуза за осуществление общегражданского и профессионального правового образования студентов. Автор указывает на то, что регулирование отношений в каждой из сфер общественной жизни осуществляется компетентными профессионалами, действующими на основании т. н. профессионального права. Вуз осуществляет подготовку специалистов как носителей профессиональных правовых знаний и правоотношения, являясь пространством социализации, в процессе которой студенты впервые получают профессиональное правовое образование и воспитание.

Ключевые слова: правовая социализация, теория социализации, компетенции, профессиональное право.

Исследование процесса социализации составляет, на наш взгляд, одну из вечных задач социологии. Эта закономерность проистекает из нескольких важнейших обстоятельств. Первое состоит в необходимости «очеловечивания» лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.