Научная статья на тему 'Характеристика образовательного процесса студентов военно-морской кафедры факультета военного обучения Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Место и роль в нем учебных дисциплин «Физическая культура» и «Военная подготовка»'

Характеристика образовательного процесса студентов военно-морской кафедры факультета военного обучения Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Место и роль в нем учебных дисциплин «Физическая культура» и «Военная подготовка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Г.Г., Удин Е.Г., Щедрин Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика образовательного процесса студентов военно-морской кафедры факультета военного обучения Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Место и роль в нем учебных дисциплин «Физическая культура» и «Военная подготовка»»

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВОЕННО-МОРСКОЙ КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ. МЕСТО И РОЛЬ В НЕМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»

Г.Г. Дмитриев, Е.Г. Удин, Ю.Н. Щедрин

В данной работе показана краткая характеристика образовательного процесса студентов, обучающихся на военно-морской кафедре факультета военного обучения Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики и роль дисциплин «Физическая культура» и «Военная подготовка» в этом процессе.

Глобализация общества и связанный с этим процесс вступления во Всемирную торговую организацию, сближение высшего профессионального образования нашей страны с высшим образованием зарубежных стран в рамках Болонского процесса требуют вести поиск по идентификации российского военного образования, созданию технологии управления высшим и дополнительным профессиональным образованием офицеров Вооруженных сил Российской Федерации, привлекая, совершенствуя и развивая его на базе научных методов, опыта российского и зарубежного военного и гражданского образования.

В Российской Федерации комплектование Вооруженных сил, как и в Советском Союзе, продолжается с учетом использования мобилизационного резерва, который должен обеспечить наполнение армии, авиации и флота с началом мобилизации. После Великой Отечественной войны офицерский корпус Вооруженных сил Советского Союза, в основном, комплектовался выпускниками военно-учебных заведений. В мирное время только небольшая часть офицеров запаса, обучавшихся на военных кафедрах и факультетах военного обучения Министерства высшего профессионального образования СССР и других министерств, призывалась для укомплектования частей Сухопутных войск, Войск противовоздушной обороны, Ракетных войск стратегического назначения, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота.

С 1967 г. в СССР был начат и проводился до 1990 г. постоянный призыв на военную службу офицеров запаса, за исключением прекращения призыва офицеров запаса в Вооруженные силы в конце 80-х гг. вследствие отсутствия дефицита в младших командирах, что было обусловлено выводом групп советских войск из стран Восточной Европы. С 1994 г. по настоящее время в Российской Федерации ведется постоянный призыв офицеров запаса в Вооруженные силы в условиях оттока выпускников военно-учебных заведений и введения добровольной начальной военной подготовки [1]. В этих условиях с учетом проводимой в нашей стране военной реформы повышается роль факультетов военного обучения и военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в подготовке специалистов - офицеров запаса, исходя из достижений в обучении, воспитании и формировании личности студентов по базовым специальностям в гражданских высших учебных заведениях.

В то же время студенты, обучающиеся по программе подготовки офицеров запаса, должны обладать необходимым уровнем и устойчивостью профессиональной работоспособности, жизненно необходимыми психическими качествами, свойствами и чертами личности. В высших учебных заведениях учебная дисциплина «Физическая культура» является важнейшим компонентом целостного развития личности.

Физическое воспитание как специфический процесс физического совершенствования студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляемое с учетом их профессиональной деятельности, является одновременно сложной социальной системой. Анализ ее функционирования, нарушаемый сбоями в работе отдельных компонентов и элементов системы, позволит глубже проанализировать причины, приводящие к снижению эффективности процесса физического совершенствования студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Изучение любого сложного системного объекта для упорядочения взаимодействия его компонентов осуществляется с помощью системного подхода, который реализует диалектико-материалистические принципы познания. Системный подход позволяет рассматривать изучаемый объект не как сумму частей, а как образование с новыми интегративными свойствами. Системный подход позволяет изучить внутренние и внешние свойства и связи, обуславливающие целостность объекта, в котором все составляющие его компоненты служат единой цели [2].

Эффективность системы физического воспитания в высшем учебном заведении определяется ее структурной организацией, условиями функционирования и местом в общей иерархии подсистем вышестоящей системы [3].

Применение системы многоуровневой подготовки выпускников военно-морской кафедры факультета военного обучения СПбГУ ИТМО предполагает поэтапное овладение системой фундаментальных и прикладных теоретических знаний. Структурно-профессиональное становление выпускника военно-морской кафедры факультета военного обучения СПбГУ ИТМО можно представить в следующем виде (таблица 1.1)

Этап Продолжительность Задачи

Довоенной подготовки 1-5 семестр Изучение общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, а также части общепрофессиональных дисциплин согласно ГОС ВПО

Общевоенной и тактико-специальной подготовки 6-7 семестр Изучение общепрофессиональных и части специальных дисциплин согласно ГОС ВПО, а также общественно-государственной, общевоенной и тактико-специальной дисциплин военной подготовки

Специальной подготовки 8-10 семестр Изучение специальных дисциплин, включая дисциплины специализации согласно ГОС ВПО, а также тактической и военно-специальной дисциплин военной подготовки

Завершающий 30-дневные учебные сборы на кораблях ВМФ или в воинских частях Получение практических навыков по военно-учетной специальности

11-12 семестр Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

Таблица 1.1. Структурно-профессиональное становление выпускников военно-морской кафедры факультета военного обучения СПбГУИТМО

На этапе довоенной подготовки студенты в основном получают базовые знания, необходимые в дальнейшем для изучения дисциплин военной подготовки. На этапе общевоенной и тактико-специальной подготовки студенты получают знания, умения и навыки, необходимые каждому офицеру ВМФ, независимо от особенностей военно-учетной специальности. Общепрофессиональные дисциплины являются фундаментом для освоения военно-специальной подготовки. Этап специальной подготовки представлен широким спектром специальных дисциплин и узкоспециальных дисциплин специализации, которые в комплексе дисциплинами военно-специальной и тактической подготовки, являясь неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки специалиста, позволяют получить необходимые знания и умения. На завершающем этапе

студенты получают знания, формируют умения и навыки, необходимые для эффективной профессиональной деятельности на первичных офицерских должностях.

Продолжительность этапов профессионального становления выпускника военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования соответствует методологическим положениям социальной и педагогической психологии, согласно которым фазами развития личности в относительно стабильной общности выступают этапы ее адаптации, идентификации в определенной общности и самореализации в повседневной деятельности. Результаты исследований военно-педагогического процесса дают основания считать, что фазы социализации личности в условиях вуза по времени в основном совпадают с предлагаемыми этапами профессионального становления будущего офицера запаса [4]. Необходимо отметить, что процесс социализации личности в условиях военной кафедры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования имеет свои особенности.

Для обучения на военно-морской кафедре факультета военного обучения СПбГУ ИТМО привлекаются студенты очной формы обучения, годные по состоянию здоровья к военной службе, обучающиеся в университете по специальностям: 200101.65 «Приборостроение»; 200107 «Технология приборостроения»; 200101.18 «Материаловедение»; 200101.03 «Измерительные технологии»; 230104 «Системы автоматического проектирования»; 220401 «Мехатроника»; 220201 «Управление и информатика в технических системах»; 160402 «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации»; 140604 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»; 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

В качестве примера рассмотрим учебный план подготовки дипломированных специалистов по специальности: 200101.65 «Приборостроение» очной формы обучения (специализация 200101.65.11 «Компьютерная томография»). Обучение студентов по данной специальности осуществляется на 28 кафедрах Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики по 68 дисциплинам, которые разбиты на 5 разделов (таблица 2.1).

№ п/п Разделы учебного плана Доля разделов в % Количество часов

1 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, среди них 19,63 1802

физическая культура 4,44 408

2 Общие математические и естественнонаучные дисциплины 25,07 2302

3 Общепрофессиональные дисциплины 19,87 1824

4 Специальные дисциплины, включая 30,52 2802

Дисциплины специализации 19,57 1797

5 Военная подготовка, в том числе 6,47 594

учебные сборы 1,57 144

Таблица 1.2. Учебный план студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военно-морской кафедре факультета военного обучения СПбГУИТМО подготовки дипломированных специалистов по специальности 200101.65 «Приборостроение» (специализация 200101.65.11 «Компьютерная томография»)

Наибольший удельный вес в нем приходится на специальные дисциплины - 30,52%, а наименьший удельный вес приходится на блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - 19,63%. Физическая культура в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин занимает 4,44% времени всего учебного плана. Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в учебных планах подготовки дипломированных специалистов очной формы обучения предусмотрено выделение на дисциплину «Физическая культура» 408 часов с проведением итоговой аттестации. Распределение учебных часов на освоение учебной программы по

дисциплине «Физическая культура» показано в табл. 1.3. Как видно из таблицы, количество часов, выделяемых на дисциплину «Физическая культура», распределено неравномерно. Уменьшение количества часов на старших курсах, особенно на 4-ом курсе, а также отсутствие занятий по физической культуре на 5-ом курсе приводит, на наш взгляд, к снижению психофизической надежности будущего специалиста, необходимого уровня и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Курс обучения Количество часов по разделам программы Всего часов

Теоретический Практический Контрольный

Лекции Методико-практический Учебно-тренировочный

1 16 14 88 18 136

2 6 8 74 14 102

3 2 12 74 14 102

4 2 2 54 10 68

Итого 26 36 290 56 408

Таблица 1.3. Распределение учебных часов по годам обучения на освоение учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов очной формы

обучения СПбГУИТМО

Военная подготовка на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется на основании руководящих документов, к которым относятся:

• Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и воинской службе»;

• Постановление Правительства РФ № 1255 от 14 ноября 1999 г., согласно которому утверждено «Положение об обучении граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»;

• Постановление Правительства РФ № 768 от 12 декабря 2000 г., согласно которому утверждено «Положение о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»;

• совместный приказ Министра обороны РФ, Министра образования РФ, Директора федеральной службы железнодорожных войск РФ - командующего Железнодорожными войсками РФ № 215/2006/106 от 8 мая 2001 г. « Об организации обучения граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах»;

• Инструкция по организации и проведению учебного процесса на военных кафедрах учебных заведений, утвержденная заместителем Министра обороны СССР - главнокомандующим Сухопутными войсками от 1985 года;

• общевоинские уставы Вооруженных сил РФ.

Согласно данным руководящим документам, для подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения (военных кафедрах) отводится 594 часа, из которых 144 часа выделены для проведения учебного процесса на учебных (военных) сборах в воинских частях и на кораблях Военно-морского флота после завершения теоретического и практического обучения на военной кафедре. Обучение на военно-морской ка-

федре факультета военного обучения СПбГУ ИТМО осуществляется по 4 военно-учетным специальностям:

• эксплуатация и ремонт бортовых приборов управления и контрольно-испытательного оборудования крылатых ракет надводных кораблей;

• эксплуатация и ремонт бортовых приборов управления и контрольно-испытательного оборудования крылатых ракет подводных лодок;

• эксплуатация и ремонт приборов управления стрельбой корабельной артиллерии;

• эксплуатация и ремонт корабельных торпед и торпедных аппаратов.

Подготовка офицеров запаса по данным военно-учетным специальностям производится методом «военного дня». Согласно распорядку дня, предусмотрено 6 часов аудиторных занятий, 3 часа на самостоятельную работу студентов и по 15 минут на проведение утреннего осмотра и строевой тренировки. Последовательность изучения предметов военной подготовки с учетом дисциплин подготовки дипломированных специалистов показана в табл. 1.4.

3 курс 4 курс 5 курс Учебные сборы

6 семестр 7 семестр 8 семестр 9 семестр 10 семестр

Общественно -государственная и общевоенная подготовки Военно-специальная подготовка Все предметы военной подготовки

Тактическая подготовка

Тактико -специальная подготовка

Таблица 1.4. Последовательность прохождения предметов военной подготовки на военно-морской кафедре факультета военного обучения СПбГУИТМО

Анализ образовательного процесса студентов военно-морской кафедры факультета военного обучения СПбГУ ИТМО свидетельствует, в частности, о том, что система физического воспитания студентов на современном этапе не в полной мере обеспечивает создание функциональных резервов для успешной будущей военно-профессиональной деятельности. В связи с этим предполагается, что введение специального раздела «Физическая подготовка» в программу подготовки офицеров запаса может успешно содействовать формированию физической готовности, развивать профессионально значимые психические качества специалистов вооружения Военно-морского флота и совершенствовать его адаптационные резервы [5].

Литература

1. Овечкин А.Н. Педагогика и психология высшей военной школы: теория и практика. Монография. Т. 2. СПб: ИВТОБ СПбГПУ, 2005, С.2.

2. Блауберг В.И., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке. // Проблемы методологии современного исследования. М.: Мысль, 1970. С. 7-48.

3. Иванов С.М. Диссертация канд. пед. н. СПб: ВИФК, 2004. С. 56.

4. Малышев В.П., Николаев Е.А., Прокофьев В.Н., Лазарев Н.В. Физиология специалистов-операторов. М.: Воениздат, 1983. 192 с.

5. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Физиологические нагрузки современного человека. Л.: Наука, 1982. 89 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.