Научная статья на тему 'Исследование динамики захвата гильзы валками пилигримового стана'

Исследование динамики захвата гильзы валками пилигримового стана Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
153
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛИГРИМОВАЯ ПРОКАТКА / АЛГОРИТМ / ЭНЕРГОЁМКОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ / РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ / PILGER ROLLING / ALGORITHM / POWER REQUIREMENT / MATHEMATICAL MODEL / DYNAMIC MOMENT / COMPU-TATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Раскатов Е. Ю.

Описана методика расчета максимальных динамических нагрузок в линии привода пилигримового стана при мгновенном приложении нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH THE DYNAMICS OF BARREL CAPTURE BY PILGER MILL ROLLS

The design procedure of maximum dynamic loadings in drive line of pilger mill is described at instant load application is described.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики захвата гильзы валками пилигримового стана»

УДК 621.771.06-589.4

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЗАХВАТА ГИЛЬЗЫ ВАЛКАМИ ПИЛИГРИМОВОГО СТАНА

© 2011 Ю.Е. Раскатов

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Поступила в редакцию 21.03.2011

Описана методика расчета максимальных динамических нагрузок в линии привода пилигримово-го стана при мгновенном приложении нагрузки.

Ключевые слова: пилигримовая прокатка, алгоритм, энергоёмкость, математическая модель, динамический момент, расчетная модель

Для создания и совершенствования материально-технической базы и оборонной мощи России необходимо развитие ряда важнейших отраслей промышленности, а именно: металлургической, энергетической, химической, нефтяной, газовой, машиностроения, а также оборонной и капитального строительства. Трубная промышленность является отраслью металлургии. В связи с этим перед трубной промышленностью стоит задача - увеличить объем производства труб повышенного качества, расширить их сортамент, увеличить выпуск экономичных профилей и повысить степень обеспечения трубами необходимого сортамента ведущих отраслей страны. Бесшовные трубы применяются во всех отраслях промышленности: газовой, нефтяной, где они используются не только как продуктопроводные, но и для бурения и обсадки скважин, в машиностроении, где они используются для изготовления деталей, элементов машин и установок, а также в оборонной промышленности. Одним из основных способом производства бесшовных горячекатаных труб большого и среднего диаметров с толщинами стенок от 7 до 100 мм и более является прокатка на установках с пи-лигримовыми станами. Использование непрерывно-литых заготовок круглого сечения обеспечило значительные преимущества пи-лигримового способа производства труб.

Общеизвестны преимущества пилигри-мовой прокатки труб: возможность применения литого слитка, получение труб большого диаметра (до 630 мм) без применения станов -расширителей, прокатка труб длиной до 40 м, прокатка особотолстостенных, профильных и труб переменного сечения, возможность производства труб более мелкими партиями (до

Раскатов Евгений Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Металлургические и роторные машины». E-mail: raskatov@pochta.ru

одной трубы) и др. На пилигримовых станах производят трубы весьма широкого сортамента и практически любого назначения: трубы нефтяного сортамента, обсадные, баллонные, котельные, трубы из специальных сталей и сплавов, биметаллические трубы разных сочетаний (для АЭС и для транспортировки сыпучих абразивных материалов), трубы спецназначения для ВПК. Эти преимущества дают основание считать, что способ пилигримовой прокатки труб еще долгие годы будет успешно конкурировать с другими способами производства труб.

Бесшовные трубы диаметром более 406 мм с разными толщинами стенок без применения специального оборудования (гидравлических прессов и станов расширителей) можно производить только на ТПУ с пилигримовыми станами. Экономичность производства труб малыми партиями (до одной трубы) также следует отнести к достоинствам установок с пи-лигримовыми станами. Об этом также свидетельствует анализ технико-экономических показателей различных способов производства стальных труб [1]. При пилигримовой прокатке бесшовных труб цикл деформации гильзы периодически осуществляется за один оборот валков с переменным радиусом калибра, причем направление вращения валков противоположно направлению подачи гильзы. При этом особенно важно оценить условия захвата металла валками, закономерности формирования мгновенного очага деформации, и изменения скорости перемещения гильзы, а также уровень динамических нагрузок в линии привода пилигримового стана. Уравнение движения гильзы при её захвате имеет вид:

G dVr = nR2ó(rk cos a — <Jn sin a) (1)

2g dt

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №1(3), 2011

где О - вес гильзы и дорна, кН; Уг - скорость перемещения гильзы, м/с; Я - переменный радиус бойковой части валка, м; 5 - дуга соприкосновения металла с валками, рад; тк - касательное контактное сопротивление, МПа; оп -нормальное напряжение, МПа; а - угол захвата, рад.

Скорость гильзы и угол д связаны зависимостью [2]:

V = Я соэа

йг

(2)

Подставив зависимость (2) в уравнение (1) получим дифференциальное уравнение для д:

й52 йг2

+ в28 = 0

где

о = 12ПгЯ(&Ага-Т) .

в V о '

(3)

(4)

в

эт в1г

отсюда

й8

-= (О0 СОБ в1г

йг

(5)

(6)

С учетом (6) зависимость для определения скорости гильзы принимает вид:

V- = Я ео8а а0 созв^г

(7)

уравнение движения валка при наличии упругой связи в переходной стадии захвата имеет вид:

З ф + С(р = -пЯ З3гк (8)

где З - момент инерции валка, тм (кНмс ); ф - угол поворота валка, рад; ф - угловое ускорение валка, с-2; С - жесткость упругой связи, кНм.

Подставив д из (5) в уравнение (8) получим:

З ф + с ( = -жЯътк ^т в1г (9)

в

ф + в2 ( = к бш в1г

где

в =

1С.; с-1; к =П Тк^О, с-2

(10)

(11)

Общее решение уравнения (3) имеет вид

д = с1 ¿¡пв1г + с2 соъв^г

Начальные условия: г=0, д=0, йд/йг=ю0, где ш0 -угловая скорость валка, 1/с. С учетом начальных условий зависимость для определения дуги соприкосновения металла с валками принимает вид:

Общее решение дифференциального уравнения (10):

( = с1 соэ вг + с2 эт вг +

к

в2 -в

-эт в1г

(12)

С учетом начальных условий: г=0, ф=0, ф = 0, решение уравнения (10) принимает вид:

к

эт вг -^Шп вг

в

(13)

Динамический момент крутильных колебаний

МД =

ск

в2 -вв

Г в Л эт вг -—эт вг

1 в

(14)

Исходные данные для расчета, результаты расчета на рис. 1: ш0 = 4,72 с-1, Яс = 0,27 м, З = 0,7 тм2, с = 9000 кН м, а = 15о, ап = 105 МПа, О = 1,87 +1,66 = 3,53 т, в = 113 1/с, в = 9,7 1/с, И = 1230 с-2, МД = 520 кН м.

Расчет параметров механической системы пилигримового стана показал, что отношение массы якоря двигателя и маховика к суммарной массе системы, которое называют коэффициентом распределения масс, близка к единице. В связи с этим амплитуда колебаний якоря и маховика в десятки раз меньше амплитуды колебаний валка, а переходный процесс захвата гильзы валками может без больших погрешностей рассматриваться как упругие колебания приведенной массы валка относительно якоря двигателя и маховика, вращающихся с постоянной скоростью. Для одномас-совой расчетной модели дифференциальное

Рис. 1. Зависимость максимальной амплитуды динамического момента от жесткости шпинделей пилигримового стана

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тетерин, П.К. Теория периодической прокатки. -М.: Металлургия, 1978. 256 с.

2. Лехов, О.С. Динамические нагрузки в линии привода обжимных станов. - М.: Машиностроение, 1975. 184 с.

3. Чечулин, Ю.Б. Измерение нагрузок на шпинделях валков пильгерстана / Ю.Б. Чечулин и др. // Металлург. 2007. №6. С.47-49.

RESEARCH THE DYNAMICS OF BARREL CAPTURE BY PILGER MILL ROLLS

Вывод: на основе теоретического исследования динамики захвата гильзы валками пи-лигримового стана разработана методика расчета максимальных динамических нагрузок, возникающих в линии привода пилигримового стана, при мгновенном приложении нагрузки.

© 2011 Yu.E. Raskatov Ural Federal University, Ekaterinburg

The design procedure of maximum dynamic loadings in drive line of pilger mill is described at instant load application is described.

Key words: pilger rolling, algorithm, power requirement, mathematical model, dynamic moment, computational model

Evgeniy Raskatov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the "Metallurgical and Rotor Machines" Department. E-mail: raskatov@pochta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.