Научная статья на тему 'Исследование дефиниции инфраструктура региона (по видам, сферам, в территориальном разрезе и в институциональном закреплении)'

Исследование дефиниции инфраструктура региона (по видам, сферам, в территориальном разрезе и в институциональном закреплении) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / INFRASTRUCTURE / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / SYSTEMATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская Е.В., Овешникова Л.В., Михейкина Л.А.

Инфраструктура характеризуется общими условиями результативной динамики материального производства и социального существования, а не только совокупностью ряда отраслей. Именно формирование наилучших условий для изготовления товаров, свободного товародвижения и личного потребления в определенных регионах и есть тот приоритет, который выделяет инфраструктуру из других типов деятельности, считается главным признаком ее выделения из сфер национального хозяйства. В современных условиях хозяйствования производство услуг и благ, которые необходимы обществу для реализации различных видов деятельности, должно функционировать на основе иной инфраструктуры, что неизбежно трансформируется в качественные и количественные преобразования инфраструктурного комплекса определенного региона. Инфраструктура региона определяет общие условия эффективного развития территорий, создает оптимальные условия для производства товаров и услуг, товарообмена и личного потребления. Это выделяет инфраструктуру из национального хозяйства в самостоятельный вид деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE DEFINITION OF INFRASTRUCTURE IN THE REGION (BY SPECIES, THE AREAS IN THE TERRITORIAL CONTEXT AND INSTITUTIONAL ANCHORING)

Infrastructure is characterized by the General terms and conditions effective dynamics of material production and social existence and not just a set of number of industries. The creation of the best conditions for the manufacture of goods, free distribution and personal consumption in certain regions is the priority, which distinguishes infrastructure from other types of activities is considered the main symptom of allocation of spheres of the national economy. In modern conditions of managing the production of services and goods that society for implementation of various activities, must operate on the basis of other infrastructure that inevitably transformirovalsya in qualitative and quantitative transformation of the complex infrastructure of a certain region. The region's infrastructure defines the General conditions for effective development of territories, creates optimal conditions for the production of goods and services, exchange of goods and personal consumption. This allocates the infrastructure of the national economy into an independent activity.

Текст научной работы на тему «Исследование дефиниции инфраструктура региона (по видам, сферам, в территориальном разрезе и в институциональном закреплении)»

Основной принцип предлагаемой методики состоит в том, чтобы отказаться от расчета какого-либо интегрального показателя или выделения групп регионов с априорно заданными границами; вместо этого предлагается выделить кластеры наиболее похожих регионов и описать их с позиций инвестиционной привлекательности на основе усредненных показателей по группам. Важно отметить, что подобное деление помогает учесть многоуровневую структуру агропромышленных комплексов регионов, иерархичность региональных агроэконо-мических систем, а также взаимодействие многих факторов.

Иерархическая кластеризация позволила выделить кластеры на всех уровнях детализации: с самого высокого, когда каждый отдельный исследуемый объект выступает как кластер, до самого низкого, когда все объекты объединены в один кластер. Предложенная новая типология регионов с выделением кластеров наиболее похожих регионов и описанием их с позиций инвестиционной привлекательности применимы при разработке и корректировке государственной политики регулирования территориального развития.

_№2 (37), 2017

ЛИТЕРАТУРА

1. Верзилин В. А. Инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса региона / В. А. Верзилин, В. Г. Зак-шевский, Ю. В. Наролина. — Воронеж : ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ, 2007. — 378 с.

2. Наролина Ю. В. Стратегия повышения инвестиционной привлекательности региона / Ю. В. Наролина. — Воронеж : ВГУИТ, 2014. — 305 с.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Воронеж

Верзилин В. А., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента

E-mail: kafec@bk.ru,

Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-черноземного района Российской Федерации, г. Воронеж

Наролина Ю. В., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела. налогов и финансово-кредитных отношений

E-mail: yulonal5@ya.ndex. ru

УДК 332.146.2

Е. В. Сибирская, Л. В. Овешникова, Л. А. Михейкина

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФИНИЦИИ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА (ПО ВИДАМ, СФЕРАМ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ И В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ)

Аннотация: инфраструктура характеризуется общими условиями результативной динамики материального производства и социального существования, а не только совокупностью ряда, отраслей. Именно формирование наилучших условий для изготовления товаров, свободного товародвижения и личного потребления в определенных регионах и есть тот приоритет, который выделяет инфраструктуру из других типов деятельности, считается главным признаком ее выделения из сфер национального хозяйст ва.. В современных условиях хозяйствования производст во услуг и благ, которые необходимы общест ву для реализации различных видов деятельности, должно функционировать на основе иной инфраструктуры., что неизбежно трансформируется в качественные и количественные преобразования инфраструктурного комплекса определенного региона. Инфраструктура, региона определяет общие условия эффективного развития территорий, создает оптимальные условия для производства товаров и услуг, товарообмена и личного потребления. Это выделяет инфраструктуру из национального хозяйства в самостоятельный вид деятельности.

Ключевые слова: инфраструктура.региона, систематизация.

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ Шв 17-02-00216.

UDK 332.146.2

E. V. Sibirskaya, L. V. Oveshnikova, L. A. Mikheykina

A STUDY OF THE DEFINITION OF INFRASTRUCTURE IN THE REGION (BY SPECIES, THE AREAS IN THE TERRITORIAL CONTEXT AND INSTITUTIONAL ANCHORING)

Abstract: infrastructure is characterized by the General terms and conditions effective dynamics of material production and social existence and not just, a set of number of industries. The creation of the best conditions for the manufacture of goods, free distribution and personal consumption in certain regions is the priority, which distinguishes infrastructure from other types of activities is considered the main symptom of allocation of spheres of the national economy. In modern conditions of managing the production of services and goods that society for implementation of various activities, must, operate on the basis of other infrastructure that, inevitably transformirovalsya in qualitative and quantitative transformation of the complex infrastructure of a certain region. The region's infrastructure defines the General, conditions for effective development of territories, creates optimal conditions for the production of goods and services, exchange of goods and personal consumption. This allocates the infrastructure of the national economy into an independent, activity.

Key words: infrastructure, systematization.

The article was prepared within the framework of the Russian, Humanitarian Science Foundation in 2017 (Grant, Na 17-02-00216).

Введение

Регион в общем смысле следует представить как обобщенную систему в контексте «природа — население», т. е. как единую территориально-социальную организацию [20]. В рамках этой комплексной системы выделяют три основные сферы: хозяйственно-экономическую, природно-экологическую и социальную. Каждая из сфер имеет определенную функциональную роль. Первая является материальной основой жизнедеятельности людей и функционирования хозяйствующих субъектов. Хозяйственно-экономический разрез представляет собой сферу производства материальных благ, оказание услуг — и является основой территориальной организации. Социальная сфера — характеризуется жизнедеятельностью людей, созданием благоприятной среды обитания, организацией общественной жизни и культурой.

Являясь одним из основных факторов производства, инфраструктура взаимосвязана с последним, обслуживая его и обеспечивая условия нормального функционирования. Взаимосвязь данных областей хозяйства и определяет основной критерий инфраструктуры. Таким образом, инфраструктура является комплексом отраслей, обслуживающих область непосредственно-

го производства (сельское хозяйство, промышленность и т.д.) и включающих связь и транспорт (производственная инфраструктура), а также здравоохранение и образование (социальная инфраструктура) [13].

Инфраструктура региона как объект исследования выступает как многоуровневая система, разделенная по определенным критериям на составные подсистемы. Выделение составляющих инфраструктуры, нахождение между ними вертикальных и горизонтальных связей определяют комплексный взгляд на структуру исследуемого объекта.

Методологическая основа исследования

П. Розенштейн-Родан выделяет два основных вида инфраструктуры: хозяйственная (или производственная) и социальная [14]. Функционирование инфраструктуры и ее влияние на региональное развитие является территориальными функциями инфраструктуры. Классификация инфраструктуры по функциональному признаку, дает возможность выделить следующие ее виды: социальную, производственную, финансово-кредитную, инновационную, институциональную, информационную ИТ. д. [23].

По мнению Шураевой К. В. к разработке сущности и содержания инфраструктуры выделяются два подхода: отраслевой и функциональный. Согласно первого подхода инфраструктура представляется комплексом отраслей хозяйствования, обеспечивающих условия общественного воспроизводства. Однако этот подход имеет большой ряд неточностей по критериям отнесения отраслей, входящих в инфраструктуру. Согласно функционального подхода, инфраструктура определяется как специализированный комплекс организационных, социальных и производственных функций [31].

Следовательно, региональная инфраструктура составляет неотъемлемую часть экономического пространства и включает совокупность структур и видов деятельности, необходимых для создания необходимых условий эффективного функционирования сферы материального производства, беспрепятственного товародвижения и обмена различными ресурсами [13].

В. Кокорев выделяет в составе региональной инфраструктуры инфраструктуру топливно-энергетического комплекса, коммунальную инфраструктуру, транспорт, телекоммуникации, отрасли, предоставляющие услуги доступа к инфраструктурным сетям [18]. Считаем, что данная классификация не является полной, поскольку не затрагивает ряд очень важных инфраструктурных сфер.

Кроме того, выделим также научные труды тех авторов, которые акцентируют внимание на изучении отдельных сфер региональной инфраструктуры. Так Омель-ченко И. В. определяет систему инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства города, охватывающую комплекс технических объектов и осуществляющую жизненно важные функции по снабжению потребителей водными и энергетическими ресурсами, информацией, средствами связи, транспортными перевозками, маршрутной сетью и другими услугами» [22].

Селютина Л. Г. свидетельствует об инфраструктуре как о «важном компоненте жилищной сферы» и определяет ее как «подсистему, помогающую взаимодействию составляющих системы и ее целостного функционированию. При этом в данной подсистеме, с учетом методов выполнения указанной

функции, можно выявить рыночную и административную инфраструктуру [26].

Ученые-экономисты, занимающихся проблемами инфраструктуры, в большинстве своем считают, что мерой отнесения отрасли к определенному виду инфраструктуры является функциональная роль инфраструктуры в процессе воспроизводства |2|, Речь идет об отраслях, роль которых состоит во вспомогательном и обслуживающем значении по отношению к основным отраслям экономики региона, а предназначение этих отраслей заключается в создании общих условий для нормальной производственной деятельности хозяйствующих субъектов региона и осуществления непрерывного процесса воспроизводства.

Поиски западными учеными показателей отнесения определенной сферы экономики к инфраструктуре создали необходимость обобщить особенности, ее определяющие и определить основной критерий. По мнению Д. Кларк, Е. Тухтфельда и других экономистов, инфраструктурные объекты являются неделимыми, характеризуются низкой рентабельностью, внешним эффектом, неподчинением рыночным законам.

Штолер Я. выделяет три вида инфраструктуры: техническую, экономическую и институциональную. Техническими признаками он считает неделимость сооружений, долгий срок жизни. Экономическими - называются экономический эффект, инвестиционный характер, высокая часть в затратах постоянного капитала, большой риск инвестиций. Институциональные признаки — наличие различных институтов инфраструктуры, дефицитность инфраструктурных объектов, централизованные контроль и руководство, законодательную базу развития инфраструктуры. Однако выявить основной критерий принадлежности определенной сферы хозяйства к инфраструктуре буржуазные экономисты не смогли. Это констатирует Я. Штолер, который в результате своих трудов сделал заключение об отсутствии основного критерия. В термине инфраструктуры нри монополистическом капитализме следует выделять две стороны: социальную и техническую. С технической, т. е. в соответствии с материально-вещественным составом, инфраструктура является сферой экономики, в которой формируются всеобщие условия для процесса производства [13].

Интересное исследование проводит Се-менкова Т. [27] и приводит обобщающую классификацию инфраструктуры и услуг, акцентируясь на производственных и непроизводственных, производительных и непроизводительных услугах в составе инфраструктуры. С одной стороны, данная классификация имеет неоднородный характер интегрируемых элементов, с другой — эта классификация имеет очень много спорных вопросов по тождественности между сферой услуг и инфраструктурой. Кроме того, классификация является очень абстрактной и ее сложно будет применить на практике.

В работе Кизима А. А. [17] и др. выделяют следующие типы инфраструктур г,к экономическую (производственную) инфраструктуру и социальную инфраструктуру Экономическая инфраструктура призвана делать более эффективными потоки товаров и услуг между покупателями и продавцами. Подсистемами экономической инфраструктуры по выполняемым функциям являются: транспортно-логическая, инженерная, инновационная, информационно-коммуникационная, таможенная, а также инфраструктуры товарных рынков, поддержки малого и среднего бизнеса и финансовой системы. Социальная инфраструктура необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

По мнению ряда ученых, главные критерии региональной инфраструктуры позволяющие установить ее состав [14] включают в себя: отраслевые, функциональные, технические, социальные и экономические признаки. Можно выделить три основных подхода к установлению ее состава: ограничительный, рациональный и расширительный. Последний говорит о включении в состав инфраструктуры всех видов деятельности на данной территории. Ограничительный подход — напротив, под инфраструктурой понимает только те виды деятельности, отрасли и объекты, которые состоят в муниципальной собственности. Рациональный подход говорит о том, что «инфраструктура» должна иметь определенную качественную определенность и не совмещаться с другими категориями и понятиями.

Сравнительный анализ подходов к структуре, определению и классифика-

ции составляющих инфраструктуры обнаруживает, что все исследователи говорят о невозможности однозначного причисления к инфраструктурной области многих видов деятельности и отраслей регионального хозяйства. Совместным для этих объектов является принадлежность их к сфере услуг, которые они оказывают или людям или производству. Р. Иохимсен различает институциональную, персональную, материальную части инфраструктуры [13]. Под инфраструктурой материальной сферы он понимает: комплекс всех сооружений, производственных средств и оборудования в народном хозяйстве, использующихся для обеспечения транспортом, энергоснабжения и телекоммуникациями и т. д. Институциональная инфраструктура охватывает созданные и узаконенные организации, в которых хозяйственные единицы определяют экономические действия и осуществляют их в контакте с другими предпринимателями. Персональная инфраструктура включает« предпринимательские, духовные, профессиональные и другие способности людей в условиях рыночной экономики».

И. П. Бойков и Ф. Ф. Рыбаков [7] выделяют производственную, социальную, научно-техническую и рыночную инфраструктуру. Н. А. Журавлева [11] по функциональному назначению выделяет восемь основных видов инфраструктуры: инновационную, транспортную, коммуникационную, экологическую, энергетическую, и др., отмечая различие в методах управления ими.

Таким образом, инфраструктура региональной экономики состоит из элементов, имеющих единые критерии, которые делают их взаимодействующими и взаимосвязанными. При этом каждый из них обладает специфическими свойствами. Соотношение ее составляющих образует структуру, поэтому далее необходимо исследовать виды региональной инфраструктуры и ее отраслевой состав. Классификация инфраструктуры может быть проведена на основе ряда признаков. Следует отметить, что каждая классификация разрабатывается с учетом определенных потребностей, отвечает тем или иным требованиям и задачам осуществления практической деятельности.

Важное значение имеет для теории инфраструктуры ее классификация по уров-

ням функционирования [16] с выделением локальной [29] (уровень компаний), регионально-муниципальной, национальной и глобальной инфраструктуры [19]. Инфраструктура, как любая система, состоит из элементов, и образует структуру, включающую следующие ее виды: производственную, коммерческую, кредитно-финансовую, институциональную, информационную, социальную, экологическую [9].

По мнению Савченко Е. Е. основные критерии региональной инфраструктуры, позволяющие определить ее структуру, группируются в несколько блоко по: функциональным, экономическим, техническим и социальным признакам [25].

По мнению Шопенко Д. В. основным классификационным критерием является ее разделение на производственную и социальную [30]. В отношении данного разделения следует отметить, что современные коммуникативные сети (инфраструктуры) универсальны, а степень их проникновения в обе эти сферы деятельности максимально высокая, это делает подобную классификацию инфраструктуры чисто условной. При этом особенно в региональном аспекте данную классификацию необходимо существенно уточнить.

Институциональная и инновационно-образовательная инфраструктура имеют особое значение в этой классификации, поскольку взаимодействуют со всеми видами функциональной инфраструктуры и формируют их развитие и модернизацию регионального хозяйства. Социально-экономическое состояние региона определяют четыре группы показателей: 1) ресурсный потенциал (земельные, водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые,); 2) формирование эффективной энергетической инфраструктуры (коммуникационно-информационной, дорожно-транспортной, количество и производственная мощность организаций, цена их основных фондов); 3) развитие человеческого капитала, формируемое с помощью социальной инфраструктуры; 4) инновационный, инвестиционный и деловой климат, определяемый институциональной инфраструктурой.

Абаев А. В. считает, что инфраструктура разделяется на две укрупненные группы: социальную и экономическую (производственную). Экономическая включает

в себя связь, транспорт, водо- и энергоснабжение. Социальная - объекты здравоохранения и образования, Это деление является условным, т. к. ряд составляющих инфраструктуры имеет экономические, и социальные. Например, образовательные организации, обычно относимые к социальной инфраструктуре, имеют значимость в генерировании человеческого капитала, который считается важнейшим экономическим фактором роста [1].

Рыкалина О. В. относительно классификации инфраструктуры констатирует, что сложилось устойчивое понимание трех видов инфраструктуры (производственная, социально-бытовая и институциональная), в соответствии с которыми раскрывается содержание объектов инфраструктуры. Производственная инфраструктура, решает задачи по обеспечению материального производства необходимыми материально-техническими ресурсами, транспортом, связью, складами водоснабжением, железными и шоссейными дорогами. Социальная инфраструктура включает группу обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных решать задачи по удовлетворению потребностей индивидов, гарантировать требуемый уровень жизни и ее качество, обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и квалифицированных кадров. Институциональная инфраструктура, состоит в том числе из органов административного управления, призванных регулировать функционирование и развитие регионов. Кроме того, в зависимости от специфики отдельных регионов, региональная инфраструктура может включать в свой состав помимо перечисленных и другие виды [25].

Помимо традиционно включаемых в инфраструктуру отраслей, таких как связь, транспорт, ремонтные и прочие вспомогательные службы, материально-техническое обеспечение, сюда относится подготовка кадров, производственное обеспечение, наука, информационное обеспечение экономики и охрана труда на производстве. Выделяются следующие инфраструктурные секторы: производственно-предпринимательский, социальный, финансово-кредитный, информационный и коммунально-бытовой [10].

Для установления принадлежности к определенному виду инфраструктуры

необходимо установить общий для всех исследуемых отраслей критерий, который определяет основную сущность выделения инфраструктуры [14]. Региональная инфраструктура имеет определенные специфические признаки, на основе которых можно объединить отрасли инфраструктуры и следовательно выделить их из состава отраслей общественного производства.

В частности Красовский В. П., считает, что круг отраслей и объектов, вводимых в состав инфраструктуры, определяется назначенной гибкостью, для чего не следует применять жесткую классификацию инфраструктурных объектов [21].

Инфраструктура — не только Накопленное материальное богатство, а область жизнедеятельности человека, «совокупность отраслей» организаций, обеспечивающих выполняющих определенные функции в общественном производстве. Представляет интерес точка зрения Семенковой Т. Г., которая выявляет политико-экономический взгляд на категорию инфраструктуры и ее взаимосвязь с воспроизводственными процессами в регионе, констатируя, что условием функционирования всех инфраструктурных объектов считается объективная необходимость в них для нормального хода процесса расширенного воспроизводства.

Причем производительный характер сфер деятельности, организаций и учреждений, входящих в состав инфраструктуры, определяется не получением прибавочного продукта в организациях, а связью с народным хозяйством при росте национального дохода в целом. Следовательно, в инфраструктуру включаются практически все сферы народного хозяйства кроме промышленности и сельского хозяйства [27].

Терентьев В. Г. анализирует инфраструктуру как структуру, создающую общие условия для транспортировки, распределения и аккумуляции различных факторов и результатов процесса производства. По его мнению, инфраструктура прямым образом обеспечивает совершенствование форм организации общественного производства и непосредственно связана с усилением разделения труда [28].

Блохин Ю. В. в своих трудах отмечает, что состав инфраструктуры представлен вспомогательными, обслуживающими отраслями сферы материального производ-

ства, общего пользования и непроизводственной сферы, деятельность которых в воспроизводства предоставляет возможности для нормальной производственной деятельности в сфере основного производства. Функционирование инфраструктуры в отличие от основного производства, формирует общие условия его существования [6].

Проведенное исследование позволяет определить следующие классификационные признаки региональной инфраструктуры (рис.).

Ряд ученых считает, что «...региональная инфраструктура является комплексом институтов, целью которых считается создание условий для воспроизводства жизни населения с помощью производства общественных благ». К региональной инфраструктуре относят, как правило, те объекты, которые расположены на определенной ограниченной территории и обеспечивают организации материального производства и учреждения непроизводственной сферы, а также население этой территории, услугами по транспортировке и хранению продукции, информацией, материальными ресурсами, в том числе теплом, электроэнергией, водой, газом. Как считает Брякин С. Н эволюция региональной инфраструктуры изменила традиционную классификацию, которая состояла по взглядам ряда ученых из производственной, коммерческой, кредитно-финансовой, институциональной, социальной, информационной, экологической видов инфраструктуры, и предлагает выделить новый ключевой элемент — жилищно-коммунальную инфраструктуру [9].

По мнению Бережного В. И. к составляющим региональной инфраструктуры как правило относят четыре укрупнённых ее вида: социальную; производственную, рыночную, транспортную. Однако здесь следует иметь в виду и другие самостоятельные виды инфраструктуры: жилищно-коммунальную, энергетическую, информационно-коммуникационную, научную. Очевидно, что состояние и перспективы развития инфраструктуры проявляются в социально-экономическом развитии любой территории |5|. По мнению Гокжаевой Е. Б. Содержание понятия и объектно-элементный состав инфраструктуры предопределяется ее ролью в развитии социально-экономических систем [10].

Различают общественный и индивидуальный характер инфраструктурного потребления в со-

Социальные ответствии с ролью в обеспечении условий функционирования общественного производства и

признаки жизнедеятельности людей

Инфраструктуру можно классифицировать в соответствии с ее техническим предназначени-

Технические ем для ускорения динамики и мобильность ресурсов и масштабностью сооружений инфра-

признаки структуры

Объекты инфраструктуры можно классифицировать по объему инвестиций, сроку окупае-

Экономические —> мости, периоду инвестирования, эффективности инвестиций в объекты инфраструктуры,

признаки характеру распределения прибыли

Рис. Классификационные признаки региональной инфраструктуры

Региональная инфраструктура, остаётся элементом системы хозяйственных межрегиональных связей и цри этом является важным районообразующим фактором [8]. Эта двойственность как правило определяет характер функций и объемы работ, осу-

ществляемых инфраструктурными объектами, размещенными на данной территории, критерий участия в ее развитии, экономические отношения с потребителями услуг инфраструктуры. По отраслевому признаку выделяются энергетическая,

транспортная, социальная, информационно-коммуникационная, снабженческо-сбы-товая, жилищное хозяйство, торгово-загото-вительная и бизнес-инфраструктура.

Заключение

Анализ вышеизложенных точек зрения на состав инфраструктуры показывает, что изначальное преобладание технико-производственного (территориально-отраслевого) подхода постепенно сменяется исследованиями отдельных сторон, аспектов, отраслей инфр аструктуры.

Таким образом, считаем, что вопрос об определении состава инфраструктуры, в частности в региональном аспекте, является очень сложным, его окончательное решение требует дальнейших исследований в области классификации объектов по выполнению ими основных производственно-хозяйственных функций. Тем не менее, есть необходимость, определить состав объектов, входящих в систему инфраструктуры региона. Таким образом, инфраструктура должна включать весь комплекс объектов, обеспечивающих процесс производства и условия воспроизводства деятельности предприятий и повышение уровня жизни населения региона. В соответствии с этим в ее составе должны быть представлены отрасли, виды производств и деятельности: отрасли, обслуживающие основное производство; отрасли непроизводственной сферы, институциональной, коммуникационной, инвестиционно-финансовой, инновационно-развивающей, социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1 .АбаевА.В. Влияние инфраструктуры на экономический рост в регионе / А. В. Абаев // Развитие экономики и бизнеса : сб. науч. тр. / под ред. А. Ф. Шупле-цова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 173 с.

2.Алексеев В. Н. Финансовая инфраструктура России: проблемы развития в условиях глобализации [Текст] : монография / В. Н. Алексеев. — М. : Инфра-М, 2014. — 356 с.

3.Андреева О. Р. К вопросу о динамике элементного состава инфраструктуры / О. Р. Андреева // Актуальные проблемы современного хозяйственного развития: вос-

производственный аспект : сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2010. — 472 с.

4. Арянин А. Н. Проблемы и тенденции развитая региональной инфраструктуры в России / А. Н. Арянин, М. М. Мин-ченко, Н. Н, Ноздрин, Е. М. Щербаков // Региональные исследования. — 2007. — № 5 (8). — С. 3—29.

5. Бережной В. И. Проблемы формирования и управления развитием региональной транспортной инфраструктуры : монография / В. И. Бережной, В. А. Фурсов, С. Ю. Максимова. — Ставрополь : Сев-КавГТУ, 2010. — 191 с.

6. Блохин Ю. В. О сущности инфраструктуры, составе ее отраслей и их классификации / Ю. В. Блохин // Региональные проблемы размещения производства. — М. : Экономика, 1975. — 463 с.

7. Бойков И. П. Экономика для юристов : учебник / И. П. Бойков, Ф. Ф. Рыбаков. — М. : Проспект, 2002. — С. 38—39.

8. Брагина 3. В. Развитие регионов: диагностика региональных различий [Текст] : монография / 3. В. Брагина. —М. : Инфра-М, 2014. — 152 с.

9. Брякин С. Н. Эволюция региональной инфраструктуры: доминирование сферы ЖКХ : монография / С. Н. Брякин, И. А. Кузнецов ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина». — Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. — 142.

10. Гокжаева Е. Б. Управление развитием инфраструктуры региона: концепция, факторы, институциональные механизмы и инструменты реализации / Е. Б. Гокжаева. — Майкоп : Качество, 2008. — 139 с.

11. Журавлева Н. А. Инфраструктура в системе экономической безопасности России /Н. А. Журавлева. — СПб., 2009. — С. 29.

12. Зайцева И. А. Региональная инфраструктура и качество жизни населения: теоретические и практические аспекты : монография /И. А. Зайцева, Ю. Е. Бобылева ; НОУ ВПО «Институт управления». — Архангельск - Иваново, 2007. — 244 с.

13. Инфраструктура и государственный бюджет [Электронный ресурс] / Под ред. проф. Г. П. Солюса. — Режим доступа: http:// www.kredit-moskva.ru/kritika02.html

14. Инфраструктура и ее роль в региональном развитии. — Режим доступа: http://

studopedia.net/10_72251_infrastruktura-i-ee-rol-v-regionalnom-razvitii.html

15. Инфраструктура и сфера услуг // Мировая экономика и международные отношения. — 1971. — № 3. — С. 119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Иншаков О. В. Уровневый анализ объекта, предмета, и метода экономической теории / О. В. Иншаков // Известия СПб Университета, 2004.

17. Кизим А. А Факторы и условия социально-экономического развития региона: инвестиции, инфраструктура, проекты (на примере Краснодарского края) : монография / А. А. Кизим, С. М. Саввиди, П. А. Со-лахов. — Краснодар : Кубанский гос. ун-т ; Просвещение-Юг, 2013. — 492 с.

18. Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии / В. Кокорев // Вопросы экономики. — 1998. — № 4. — С. 115—133.

19. Комаров М. П. Инфраструктура регионов мира : учебник / М. П. Комаров. — СПб., 2000.— С. 22.

20. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minregion.ru/OpenFile.ashx/koncept. doc?AttachID=16

21. Красовский В. П. Экономические проблемы инфраструктуры в СССР / В. П. Красовский // Вопросы экономики. — 1977. — № 2. — С. 24—34 ; Он же. Современные проблемы инфраструктуры в СССР (Тезисы доклада на советско-венгерском симпозиуме). — М.: ИЭ АН СССР, 1976. — С. 15.

22. Омельченко И. В. Программно-целевое управление развитием инженерной) инфраструктуры города : автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. В. Омельченко ; СПбГИЭА. — СПб., 1999/

23. Проблемы оценки развития региональной инфраструктуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.5rik. ru/na5/1392-l.htm

24. Региональная инфраструктура [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studmed.rи/ docs/document37347? view=4

25. Рыкалин а О. В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации :

монография / О. В. Рыкалина. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 228 с.

26. Селютина Л. Г. Проблемы оптимизации структуры жилищного строительства в крупном городе в современных условиях / Л. Г. Селютина. — СПб. : СПбГИЭУ, 2002. — С. 82.

27. Семенкова, Т. Г. Инфраструктура и сфера услуг / Т. Г. Семенкова // Мировая экономика и международные отношения. — 1971, —№3.

28. Терентьев В. Г. Особенности развития инфраструктуры в разных режимах общественного воспроизводства / В. Г. Терентьев // Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. Труды семинара. — М. : ВНИИСИ, 1979. — С. 5—11.

29. Федько В. П. Инфраструктура муниципальных образований: логический аспект / В. П. Федько, А. И. Альбеков, А. И. Комарова. — Ростов н/Д., 1999.

30. Шопенко Д. В. Развитие региональной инфраструктуры в условиях модернизации экономики : монография / Д. В. Шопенко, С. В. Кельбах. — СПб. : СПбГИЭУ, 2011. — 150 с.

31. Шураева К. В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе / К. В. Шураева. — Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/ item/262-2011-03-24-13-19-17

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Сибирская Е. В., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики

E-mail: Sibirskaya.EV@rea.ru

Тел.: 8 (499) 237-98-49

Овеитикова Л. В., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики

E-mail: Oveshnikova.LV@rea.ru

Тел.: 8 (499) 237-93-49

Михейкина Л. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики

E-mail: Mikheykina.LA@rea.ru

Тел.: 8 (499) 237-93-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.