Научная статья на тему 'Исследование антропокосмистской парадигмы в текстах СМИ России и США об экономическом кризисе 2008 года'

Исследование антропокосмистской парадигмы в текстах СМИ России и США об экономическом кризисе 2008 года Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / АНТРОПОКОСМИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДИСКУРС СМИ / МЕТАФОРА / СФЕРА-ИСТОЧНИК / ANTHROPOCENTRISM / ANTHROPOCOSMISM / ECONOMICAL CRISIS / MASS MEDIA / METAPHOR / SOURCE-DOMAIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салатова Людмила Маратовна

Исследуется антропокосмистская парадигма с помощью концептуальной метафоры экономического кризиса 2008 г. Примеры сферы-источника «Водная стихия» являются высокочастотными в текстах СМИ России и США и наиболее наглядно представляют явление антропокосмизма как направления научно-философской мысли. В отличие от антропоцентристской парадигмы, антропокосмизм как новый тип мировоззрения начинает занимать все большее место в философском мировоззрении и более соответствует современному обществу и развитию науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research of Anthropocosmistic Paradigm in Russian and American Mass Media Texts about the Economic Crisis of 2008

The article represents the fragment of research of anthropocosmistic paradigm by means of conceptual metaphors of the economic crisis of 2008. Metaphorical examples of the source-domain "Water elements" are frequently used in Russian and American mass media texts and represent the anthropocosmism as the paradigm of scientific and philosophical thought. Unlike the anthropocenrism, it starts taking place in philosophical ideology and corresponds to the development of modern society and science.

Текст научной работы на тему «Исследование антропокосмистской парадигмы в текстах СМИ России и США об экономическом кризисе 2008 года»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305). Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 61-64.

Л. М. Салатова

ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОКОСМИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ТЕКСТАХ СМИ РОССИИ И США ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ 2008 ГОДА

Исследуется антропокосмистская парадигма с помощью концептуальной метафоры экономического кризиса 2008 г. Примеры сферы-источника «Водная стихия» являются высокочастотными в текстах СМИ России и США и наиболее наглядно представляют явление антропокосмизма как направления научно-философской мысли. В отличие от антропоцентристской парадигмы, антропокосмизм как новый тип мировоззрения начинает занимать все большее место в философском мировоззрении и более соответствует современному обществу и развитию науки.

Ключевые слова: антропоцентризм, антропокосмизм, экономический кризис, дискурс СМИ, метафора, сфера-источник.

На сегодняшний день антропоцентризм является ключевой парадигмой современной лингвистики. Как отмечает М. В. Пименова, центром лингвистического когнитивного исследования являются «внутренняя и внешняя жизнь человека, ценности материальной и духовной культуры, отношения между людьми и отношение к себе» [3. С. 5]. Человек моделирует окружающую реальность по своему образу и подобию, создаваемая человеком картина мира изначально антропоцентрична: этот мир строится разумом человека, который концептуализирует реалии, опираясь на свои представления о соотношении индивида и мира [5. С. 52]. Важно отметить, что, начиная с середины прошлого столетия, антропокосмизм как уникальное космическое направление научнофилософской мысли, в отличие от антропоцентризма, затрагивает иное понимание картины мира. Термин «антропокосмизм» ввел в обиход украинский академик Н. Г. Холодный, единомышленниками которого являлись К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский, Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков,

Н. А. Бердяев и др.

Общим истоком всех идей данного направления является присущая еще первобытному мышлению идея «кровного родства» человека и мира, их взаимосвязи и возможности символического представления одного через другое. В этом типе мировоззрения нашло отражение древнеиндийское понимание внутреннего тождества человека и космоса. Антропокосмист-ское понимание сводит человека с его трона исключительности, видя в нем «одну из органических составных частей» и этапов развития космического целого [6. С. 40-41]. Согласно

определению Н. Г. Холодного, антропокосмизм - это «определенная линия развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущая человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества» [6]. Осуществление данной «линии развития» связывалось им с осознанием каждым человеком своей связи с природой, со всем мирозданием, с космосом, формированием и развитием любви к природе и бережного отношения к ней, при этом он обращал внимание и на то, что в рамках развития «космического чувства» должно формироваться и чувство ответственности человека за состояние природы в настоящем и будущем и «чувство единения со всем человечеством как важнейшим носителем космической жизни на нашей планете» [2].

В связи с этим Н. Г. Холодный отмечал важность пересмотра существующих теоретических положений о месте человека в природе, его взаимоотношений с космосом, необходимость перестройки системы общественных и международных отношений.

Рассмотрим концепцию антропокосмизма с помощью метафорических примеров, отражающих реалии экономического кризиса 2008 г., в массмедийном дискурсе России и США, так как, по мнению Н. И. Клушиной, именно метафоры в тексте служат средством имплицитной оценки в публицистике. «Оценочные метафоры в публицистике призваны организовывать общественное мнение, создать у адресата нужный адресанту яркий, зримый образ, суггестивно влияющий на восприятие информации под заданным углом зрения» [1. С. 275]. Согласно

концепции антропокосмизма, экономический кризис, с которым мировое сообщество в очередной раз столкнулось в начале XXI в., - это не только часть экономического развития, но, как явление возникшее и развивающееся, в метафорическом смысле представляется частью природы. Примером антропокосмизма в дискурсе СМИ может служить следующее высказывание:

«В сущности, кризис - это неотъемлемая часть любого развития, так как нет в природе ничего, что происходило бы одинаково и постоянно» [Комсомольская правда, 24.04.2009].

Развитие кризиса представлено в неразрывной связи с естественным земным развитием, находящимся в согласии с законами природы и Вселенной, а сам человек, являясь ее частичкой, не ставится в центр мироздания и живет не только в согласии, но и чувствует свою беспомощность перед могучими силами природы.

Метафорические примеры природных явлений, репрезентирующие кризисные реалии, воплощают современное естественнонаучное мировоззрение - антропокосмистскую парадигму, согласно которой «человек находится не над природой, а внутри природы» [7. С. 333].

Природоморфные метафоры сферы-источника «Водная стихия» являются высокочастотными в российских и американских текстах СМИ, посвященных развитию мирового кризиса 2008 г. и ярко представляют ан-тропокосмистскую парадигму. Стихия воды репрезентируется посредством разнообразной гидронимной метафорики. «Вода аморфна, вездесуща и всепроникающая (окружает сушу со всех сторон, проступает из-под земли, льется с неба)» [4. С. 90]. Вода представляется как стихия хаоса. С одной стороны, она является источником жизни на планете, с другой - имеет губительную и разрушительную силу. Рассмотрим примеры проявления антропокосмизма, согласно которому кризис, являясь частью природы, концептуализируется как мощная, разрушительная сила, против которой человек чувствует свою беспомощность и безысходность.

«Заведенный монетаристско-долларовой

экономикой в трясину мирового кризиса народ непредсказуем» [Московская правда, 23.08.2008].

«The World Bank does its best to offer suggestions to get the world out of the quagmire of crisis» [Time magazine, 10.03.2009].

Всемирный банк делает все возможное для того, чтобы принять меры, которые помогут вытащить мир из трясины кризиса.

В представленных выше примерах лексема трясина обладает прагматическими смыслами застой, изоляция, подчеркивающими безысходность в ситуации экономического бедствия и желание поскорее вырваться из него. Высказывание имеет негативную коннотацию.

«Мировая экономика, конечно, захлебывается в океане кризиса» [Газета, 19.02.2009].

«We could not sit and watch career politicians sink our nation deeper into the ocean of the economic crisis» [Am New York (New York, NY), 13.03.2012].

Мы не могли сидеть и наблюдать, как профессиональные политики топят нашу страну все глубже в океане экономического кризиса.

В структуре лексемы «океан» присутствуют параметрические признаки - огромный, безбрежный, глубокий. В роли безграничного вместилища выступает кризис, в котором тонет мировая экономика.

«Пока же руководители страны все еще не верят глазам своим и ожидают, что проклятая кризисная волна вот-вот сама собой схлынет и все снова пойдет по-старому» [Ведомости, 27.04.2009].

Определение проклятая передает эмоциональные признаки (страх, неизбежность, агрессию). Метафора раскрывает беспомощность и бездействие верхних эшелонов власти в борьбе с кризисными явлениями. Высказывание имеет яркую негативную коннотацию в сочетании с иронией.

«В пучину мирового экономического кризиса затянуло, пожалуй, все без исключения национальные экономики» [Итоги, 24.11.2008].

Лексема пучина обладает такими смыслами, как глубина, сила, объем. В рамках данного высказывания на первый план выдвигаются параметрические признаки кризиса (огромный, безбрежный).

“Back in the beginning of2008, when we were all still skittish about using the word “recession”, one metaphor some people turned to was that of an “undertow”: it takes you out to sea” [Time magazine, 22.05.2009].

В начале 2008 г., когда мы все еще боялись использовать слово «рецессия», некоторые журналисты обратились к одной метафоре, которая заключалась в мощном подводном течении, выталкивающем тебя в открытое море.

Сильные подводные течения представляют опасность для человека, плывущего по воде -так журналистами создается метафорический образ некоей силы, которая подавляет человека, не давая ему сопротивляться. Данное словосочетание номинирует негативные свойства кризиса, которые заключаются в способности протекать долго и незаметно, а затем проявляться внезапно и стремительно, нарушая привычный ход экономического развития.

«Во время финансового шторма 20082009 гг. пострадали все, включая и потенциальных покупателей активов» [Ведомо-сти,13.11.2010].

«Выплывать из этого кризисного шторма на сушу стабильного существования надо восемь лет» [Московская правда, 19.04.2009] .

Образ шторма, его разрушительной силы используется для номинации наступивших кризисных явлений в жизни общества. Известно, что в самом начале кризиса 2008 г. российское правительство утверждало, что Россия станет в нем «тихой гаванью», но падение цен на нефть разрушило надежды верхов на превращение страны в «мировой финансовый центр».

«И уж совсем недавно мы слышали от министра финансов, что Россия остается тихой гаванью в бушующем море финансового кризиса» [Московская правда, 11.06.2009].

«Почему России так и не удалось стать уютной гаванью в бурных водах мирового финансового кризиса?» [Итоги, 15.06.2009].

В данных высказываниях представители СМИ, противопоставляя два вида водного пространства - гавань и море, бурные воды и прибегая к антитезе тихий - бушующий, уютный - бурный, не только создают яркие образы в сознании читателя, но и эксплицируют тем самым иронию в отношении несостоявшихся прогнозов российского правительства. Определения «бушующий», «бурный» передают агрессивный, стремительный характер надвигающегося коллапса.

«На мир движется лавина. Еще год назад о ней никто не задумывался. Она движется с огромной скоростью, заматывает в себя страны, рынки, уклады, психологии, репутации, политические режимы. Имя ей - мировой экономический кризис, экономический крах!» [Завтра, 13.02.2008].

В данной метафоре наблюдается явление олицетворения. Метафоры движения - двигаться, заматывать - создают яркую картину стремительного развития кризиса.

«На нас движется экономическое цунами... » [Московская правда, 05.11.2008].

«The practical challenge of a presidency facing crisis is to take the full measure of the situation — all the while giving the American people the sense that if they are brave and resourceful, they will weather the waves of storm and they and the nation will come out stronger for it» [The New York Post, 04.09.2011].

Практическая задача президента в условиях кризиса заключается в принятии эффективных мер в данной ситуации: подчеркивая постоянное чувство того, что американский народ смелый и находчивый, он выдержит волны шторма, и тогда весь народ и вся страна выйдут из него более сильными.

В данных метафорах водные катаклизмы (шторм, лавина, цунами) персонифицированы, что придает эмоционально-экспрессивное значение высказываниям. Все примеры имеют отрицательную коннотативную нагрузку. С помощью стремительного, разрушительного потока водных масс авторы эмоционально нагружают высказывания, вызывая яркие пучки ассоциаций в сознании читателя, развивают и поддерживают в нем состояние тревоги и опасности.

Таким образом, многие метафорические примеры в текстах СМИ, посвященных кризису 2008 г., представляют в данном исследовании направление антропокосмизма, которое, в отличие от антропоцентристской парадигмы, не ставит человека на абсолютную высоту перед природой, а формирует чувство ответственности человека за ее состояние в настоящем и будущем, «чувство единения со всем человечеством как важнейшим носителем космической жизни на нашей планете» [2]. Антропокосмизм начинает занимать все большее место в философском мировоззрении и более соответствует современному обществу и развитию науки. Согласно этой, относительно новой концепции, человек не является центром мироздания, а включается в «единую эволюцию природы и космоса» [6. С. 40-41].

Список литературы

1. Клушина, Н. И. Общие особенности публицистического стиля // СМИ как объект междисциплинарного исследования : учеб. пособие / отв. ред. М. Н. Володина. М., 2003. С.269-289.

2. Николай Холодный [Электронный

ресурс]. URL: www.mirslovarei.com/con-

tent_fil/XOLODNYJ-NIKOLAJ-GRIGOREV-

ICH-1882-1953-14188.html.

3. Пименова, М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово, 2004. 386 с.

4. Чудакова, Н. М. Концептуальная область «Неживая природа» как источник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой информации (2000-2004) : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. 225 с.

5. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург, 2001. 238 с.

6. Холодный, Н. Г. Мысли дарвиниста о природе и человеке. Ереван, 1944. С. 40-41.

7. Холодный, Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: антология философской мысли / сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М., 1993. С. 333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.