Итак, по нашему мнению, в трактовке понятия «логический объект» (то есть мысль) важнейшим из его свойств является инкарнируемость смысла и его контекстуальность. При любых условиях смысл не
существует в готовом виде в качестве чего-то, что может быть вписано в жесткие границы. Подвижность этих границ обусловлена ассоциативной сущностью человеческого мышления.
Литература
1. Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985. 172 с.
2. Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1984. 734 с.
3. Сокулер З. А. Людвиг Витгенштейн в философии XX века. Долгопрудный, 1994. 169 с.
4. Фреге Г. Основоположения арифметики. Логико-математическое исследование о понятии числа / пер. В. А. Суровцева. Томск: Водолей, 2000. 76 с.
Информация об авторе:
Аксенова Анастасия Александровна - магистрант кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ по специальности «Онтология и теория познания»; аспирант кафедры теории и истории литературы и фольклора КемГУ, [email protected].
Anastasia А. Aksenova - Master's Degree student athe Department of Ontology, Epistemology and Social Philosophy, National research Tomsk State University; post-graduate student at the Department of Theory of Literature and History of Literature and Folklore, Kemerovo State University.
(Научный руководитель: Сыров Василий Николаевич - доктор философских наук, профессор Национального исследовательского Томского государственного университета.
Academic advisor: Vasiliy N. Syrov - Doctor of Philosophy, Professor at National research Tomsk State University).
Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.
УДК 101/1
НООСФЕРНО-АНТРОПОКОСМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
О. В. Володина
NOOSPHERIC AND ANTHROPOCOSMIC VECTOR OF SOLVING GLOBAL PROBLEMS
O. V. Volodina
В статье представлены базовые положения ноосферного мировоззрения в контексте решения глобальных проблем природы, человека и общества. Глобальные проблемы являются следствием утраты человеком высшего смысла жизни, ценностей и ориентиров. Ноосфера как сфера разума основывается на принципе антропокос-мизма, провозглашающего связь и взаимодействие человека и космоса, ориентирующего на духовные ценности.
The paper presents the basic ideas of the noospheric outlook in the context of solving global problems of nature, the individual and the society. Global problems are the result of human loss of the principle meaning of life, values and targets. The noosphere as a sphere of the mind is based on anthropocosmism proclaiming unity and interaction of the man and the cosmos, aimed at spiritual values.
Ключевые слова: глобальные проблемы, природа и человек, ноосферное мировоззрение, антропокосмизм, духовные ценности.
Keywords: global problems, nature and man, noospheric outlook, anthropocosmism, spiritual values.
Состояние человечества в третьем тысячелетии вселяет не столько оптимизм и надежду на его дальнейшее существование и развитие, сколько неизбежность крайне мрачных перспектив, обусловленных нарастанием экологических, техногенных, ресурсных, демографических, социальных, финансовых и других проблем. Постепенное обострение проблем природы, человека и общества на протяжении многих лет в конечном итоге привели к тому, что на нынешнем этапе они настолько обширны и многообразны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, что многие из них, непосредственно пагубно влияющие на условия существо-
вания человечества, угрожают его полным исчезновением.
Особо актуальной в настоящее время является проблема взаимоотношений общества и природы. Человечество изначально зародилось и развивается на основе общих закономерностей и установок неорганической и органической природы. Следовательно, нынешнее существование человечества и его значение в современном мироздании, а также перспективы дальнейшего бытия и развития обусловлены исходными закономерностями природы и их обоюдным взаимодействием. В настоящее время наблюдается
нарушение их гармонии в результате разрушительной потребительской деятельности человека. Человек, пользуясь огромной мощью технических средств, усиливает масштабное антропогенное воздействие на окружающую среду до крайних пределов, когда природа утрачивает способность к самоочищению и самовосстановлению. В конечном итоге такое влияние неминуемо приведет к невозможности существования человека на Земле. Несомненно, человечество понимает степень угрозы глобальной экологической катастрофы, однако продолжает деятельность по удовлетворению своих потребностей за счет природы. Предпринимаемые попытки по решению глобальных экологических проблем имеют разрозненный характер, не согласованы в масштабах мирового сообщества.
Первостепенным по грозящей опасности для человечества, находящегося в состоянии гибельного процесса самоуничтожения, является не столько уровень его научно-технического, экономического, организационного и социального существования, сколько разрушение его нравственности и духовности. Многие социальные проблемы, такие как возрастание незанятости населения, уход в «виртуальную реальность», наркомания, алкоголизм, гомосексуализм, гедонизм неизбежно ведут к деградации индивидов. Наблюдается непонимание человеком надличностного смысла бытия, утрата и искажение личностных смыслов, несформированность чувства индивидуальной ответственности. Общество переживает духовно-нравственную и психосоматическую патологию, характеризующуюся утратой человеком высокого смысла жизни, ценностей и ориентиров.
Для эффективного решения глобальных проблем необходимо объединение и согласование политических, экономических и научно-технических усилий на планетарном уровне. Однако самым значимым является понимание человеком смысла жизни и ответственность за выживание всего разнообразия жизни на Земле. В сложившейся ситуации глобальных кризисов сущностный анализ бытия и дальнейших установок развития человечества является как актуальной практической задачей, так и стимулом для самопознания. Решение глобальных проблем возможно только в результате глобальной «революцию духа» и глобальной переоценки ценностей, основанной на мировоззрении, которое может дать необходимые духовные ориентиры обществу.
В настоящее время в методологической науке происходит переход от моносущностного восприятия явлений действительности к полисущностному (многомерному) пониманию природы и общества. На смену антропоцентрическому толкованию человека и человечества приходит антропокосмическое, при котором человечество рассматривается в неразрывной связи с устройством и тенденциями развития Вселенной, с закономерностями бытия и развития всего мироздания. Антропокосмизм как мировоззренческая система соединяет в единое целое естественно-историческую, природную (в широком смысле - космическую) и социально-гуманитарную, человеческую тенденции развития научной мысли.
Антропокосмизм христианского мировоззрения состоит в богословском понимании единства божественно-вселенского и человеческого существования, провозглашающем христианский догмат «Бог есть Любовь». Грехопадение человека, деформация его природной сущности инициирует и активизирует стихийные бедствиям. Бог создает условия, в которых человек должен предпочитать добро злу, но, сделав самостоятельный личностный выбор в пользу зла, человек приносит страдание не только другим, но, главное, самому себе. Это не наказание Бога за злодеяние человека, а свидетельство попущения нравственно-духовного состояния самого человека.
Антропокосмизм естественно-научного плана, несмотря на натуралистический подход к пониманию человека, утверждает необходимость взаимосвязи и взаимовлияния земного и внеземных космических пространств Вселенной. Основоположниками естественнонаучного понимания антропокосмизма являются: К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный и В. И. Вернадский, чьи концептуальные взгляды на антропокосмизм различаются индивидуальными идейными убеждениями.
К. Э. Циолковский говорил о воздействии космоса на человека в структурном и эволюционном аспекте; возможности преодоления человеком границ земной планеты и освоения в будущем внеземных пространств; предположении о существовании во Вселенной бесконечного количества разумных существ более развитых, чем человек, появившихся и развивающихся как в процессе космогенеза, так и распространения разумной жизни за пределы породившей ее планеты с помощью космических средств [6].
А. Л. Чижевский заявлял о глобальном солярном, теллурическом воздействии творческой динамики космоса и его эволюции на инертный земной материал, а также физико-химические и биологические процессы, подчеркивал космическое значении жизни, связь всех живых существ от человека до микроба с космическими лучами, потоками и полями. Данное положение стало основанием антропного принципа в космологии [7].
Н. Г. Холодный говорил о том, что место человека в природе и его связь с космосом следует рассматривать не только с позиций естественнонаучных знаний, но и философии диалектического материализма. Человек органически связан с природой, понимаемой в широком смысле как космос, действует не извне, а изнутри. Данное концептуальное понимание антропо-космизма близко положениям древних мыслителей о единстве человека и космоса. Мир человека и вся остальная Вселенная не противопоставляются друг другу. Человек - часть космоса и все, что создано человеком - это человеческий микрокосмос, а создано обществом - социальный космос. Человек органически связан с всеобъемлющим великим мировым целым и обязан ему своим существованием. Антропо-космизм понимается как единство и объединение человека и космоса в целое, а не как человек, земное существо, и находящийся вне планеты космос. Границ между миром человека и всей остальной Вселенной не существует. Такое толкование антропокосмизма
близко идеям древних античных мыслителей, которые полагали, что человек, существующий на Земле, есть микрокосмос. Провозглашается единство человека и космоса, микрокосмоса и макрокосма [5].
В. И. Вернадский полагал, что эволюция природного и геологического развития планеты направлена на переход биосферы в ноосферу (сферу разума) -особый высший целостный феномен в земной оболочке, который объединяет в высшем единстве биологическую жизнь (биосферу) и существование отдельных человеческих сознаний [1]. Ноосфера создается, регулируется и управляется разумом. Тейяр де Шар-ден определяет ноосферу как «покров сознания», охватывающий планету, «сверхжизнь», образующую «Дух Земли» [4]. Космическое расширение и развитие ноосферы безгранично. Человек способен выйти из биосферы в беспредельное космическое пространство. Естественнонаучный аспект понимания ноосферы указывает на её природный характер и информационно-энергетическую форму существования. Содержательно-мировоззренческий компонент описывает ее предназначение и идеалы, формирующие ноосферные ориентиры упорядочивания планетарной жизни. В. И. Вернадский придает понятию «ноосфера» информационно-энергетическим смысл, констатируя факт появления сверхсистемы, охватывающей в высшем единстве природные и сверхприродные процессы планеты. Эта сверхсистема имеет объективную биогеохимической основу и всеобщую организующую функцию. Основополагающим фактором формирования ноосферы является наука, характеризующаяся интернационально-планетарными, глобальными масштабами. Ноосфера создается научной мыслью и научным творчеством, геологически охватывающим её разумом.
П. А. Флоренский предложил заменить термин «ноосфера» термином «пневматосфера», отмечая, что не следует ограничивать понятие ноосферы лишь рационалистическим толкованием, потому что дух не сводится только к разуму. Культура не ограничивается научной сферой, а духовная жизнь - культурой, следовательно, в фундаменте организации ноосферы должна быть духовная жизнь в целом, «диалог» души и духа. Содержанием ноосферы выступает взаимодополняющее единство общества, личностей и природы, а содержанием духовной основы ноосферы - идеи развивающейся гармонии, направленные на достижение оптимальной коэволюции. Формирование ноосферы учитывает:
а) объединение и целостность природы, общества и личности при сохранении их самоценности, но не абсолютной, а в тех отношениях, которые исключают их несовместимость;
б) разум и душевную деятельность человека, основывающиеся на «глубинном общении» (Г. С. Бати-щев), духовных основах, в интересах планетарного и космического бытия в целом в их негэнтропийных тенденциях;
в) уникальность человеческой индивидуальности, но не в форме эгоцентрического самоутверждения и самовыражения, а в ее единстве с установками социо-сферы и природы;
г) имманентные потребности организации социальной жизни, но не в абсолютизированной форме «воли к власти» и стремлении к максимальной прибыли.
Ноосферное мировоззрение, отвечая на основной вопрос философии об отношении человека к миру, определяет человека как ответственного организатора бытия в целом. Такому подходу противостоят тоталитарное, либеральное и постмодернистское мировоззрения.
Тоталитарное мировоззрение выдвигает главенство мира по отношению к человеку или приоритет человека по отношению к миру. Согласно положениям религиозного тоталитарного мировоззрения человеку предназначено воплощать божественный замысел о мире, при этом он теряет самоценность в добровольном выборе в пользу замысла Бога. Светское тоталитарное мировоззрение представляет мир как жесткий естественноисторический процесс, подчиняющийся законам общественного развития, предписывающий человеку функцию общественных отношений, а природе - рационально-потребительских роль.
Либеральное мировоззрение ставит в центр отдельную личность, ориентируя человека на максимум самоутверждения («волю к власти») - максимум прибыли, потребления, престижа её права и свободы, а мир обеспечивает возможности и ресурсы для проявления свободной личности и ее самореализации. Сдерживающими рамками безответственного поведения и произвола отдельных личностей являются юридические законы.
Постмодернизм отвергает идеалы и мировоззрение как «идеологию», характеризуется неопределенностью и противоречивостью. Заявляя о «смерти» человека как субъекта и автора, постмодернизм представляет человека, находящегося в постоянном поиске новой реальности и новых наслаждений. Постмодернистское мировоззрения, ведущая характеристика которого □ «пир во время чумы», эклектически соединяет особенности тоталитарного и либерального вариантов.
Ноосферное мировоззрение провозглашает паритет человека, природы и общества, их взаимодополняемость, а не на противопоставление или эклектический постмодернистский синтез. Ноосферное мировоззрение опирается на ключевые ценности, представленные в категориях русской идей - Соборность, воплощенная во Всеединстве и Софийности, которые целостно направлены на Общее дело - созидание Ноосферы.
Соборность понимается как:
а) взаимодополняемость и гармонизация ценностей Запада и Востока - свободы и единства;
б) стремление избежать любых крайностей: как Власти - главенства человека над миром, так и слияние с Абсолютом - приматом мира над человеком, при этом процесс гармонизации взаимодополняющих ценностей осуществляется на основе любви как изначально присущему человеку сердечного принятия Другого (Ты) и Целого (Мы), а не мотивируется рациональным решением («общественным договором»).
Всеединство как всечеловечность, открытость иному является состоянием мира и человека, воплощающем идеал соборности. Это гармоничное состояние единого и целого, в которой преодолены крайности тоталитаризма и индивидуализма.
Софийность подразумевает нацеленность на достижение всеединства через синхронную взаимодополнительность духовной основы человека («замысла Бога о мире») и его души при преодолении крайности забвения себя в мире (абсолютизации трансценден-ции) и навязывании миру своего понимания бытия (абсолютизация экзистенции).
Общее дело выступает целью организации человеческой деятельности по созданию Храма в мире, связывающего всех, участвующее в соборном и со-фийном единстве при преодолении крайностей как абсолютизации исключительно духовного отношения к жизни, так и только прагматической деловой активности, т. е. такая деятельность становится «внехрамо-вой литургией».
Ноосфера, выдвинутая как цель Общего Дела для современного человечества, подразумевает переход от идеологии максимализма (исключительно потребительского отношения общества к природе и личности к социуму) к идеологии оптимума - гармоническому совместному развитию и сотворчеству личности, общества и природы [3]. Ноосфера органически взаимодополняет культуру (как реализацию жизненных смыслов и высших ценностей человека) и цивилизация (как «технологию» воплощения), при ведущей роли культуры и ответственном отношении человека к окружающей среде в процессе развития индустриальной цивилизации.
Таким образом, решение глобальных проблем невозможно без стремления к глубокому пониманию бытия и будущей судьбы человечества. Эффективная стратегия выживания и развития человечества основывается на целостном понимании строения и закономерностях, функционирования и совершенствовании мироздания. Ориентиром решения проблем может рассматриваться ноосферное мировоззрение, системообразующим принципом которого выступает антропокосмизм, провозглашающий целостность человека и космоса. Человек не является центром мира и не противопоставляет себя космосу, а выступает его органической частью и несет ответственность за ноосферу - мировое единство, в котором наблюдается совместное оптимальное взаимодействие всех уровней бытия при ответственной роли человеческой деятельности, его разума и сердца. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденному Указом Президента РФ от 01.04.1996 г., официально говорится, что «движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой» [2]. Следовательно, императив выживания человечества - это переход к ноосферной цивилизации, характеризующейся ноосферной духовностью человека и общества, сформированной в результате управляемой социо-природной-ноосферной эволюции на основе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.
Литература
1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
2. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440. Режим доступа: www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 15.09.2015).
3. Сагатовский В. Н. Философия Антропокосмизма: авторский словарь. СПб., 2013.
4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
5. Холодный Н. Г. Избранные труды. Киев, 1982.
6. Циолковский К. Э. Космическая философия. М., 2001.
7. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
Информация об авторе:
Володина Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка института иностранных языков Петрозаводского государственного университета, [email protected].
Olga V. Volodina - Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of the English Language, Institute of Foreign Languages, Petrozavodsk State University.
Статья поступила в редколлегию 18.09.2015 г.