Научная статья на тему 'Исследование анаэробной производительности и психоэмоционального состояния студентов-единоборцев'

Исследование анаэробной производительности и психоэмоционального состояния студентов-единоборцев Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-спортсмены / функциональная проба / анаэробная работоспособность / психоэмоциональный статус. / students-sportsmen / functional test / anaerobic working capacity / psycho-emotional status.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рагимова Нушаба Гашамовна, Мусаева Наиля Аладиновна, Адигезалова Вафа Алмановна, Юсифов Габиль Дильсуфович

Исследованы функциональная работоспособность по тесту Руффье и психоэмоциональный статус по тесту Люшера студентовспортсменов Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта (Аз ГАФКиС), специализирующихся в разных видах единоборств. Согласно вычисленным значениям индекса теста Руффье, анаэробная работоспособность у большинства спортсменов находится на уровнях выше среднего и среднем. Очевидны коррелятивные отношения между функциональной работоспособностью и спортивной квалификацией. Структурно-динамическая характеристика вегетативного баланса спортсменов указывает на присутствие у них в равной степени как симпатического, так и парасимпатического компонентов вегетативной нервной системы при слабом проявлении состояния стресса и среднем уровне работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рагимова Нушаба Гашамовна, Мусаева Наиля Аладиновна, Адигезалова Вафа Алмановна, Юсифов Габиль Дильсуфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF ANAEROBIC CAPABILITIES AND PSYCHO-EMOTIONAL STATUS OF SINGLE COMBATANTS

In the students-sportsmen of Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sport, specialized in different types of single combats, functional working capacity on Ruffye test and psycho-emotional status on Lusher test of were studied. According to the calculated values of the indexes of Ruffye test, anaerobic working capacities in the most sportsmen were beyond and on middle level. Correlative relations between functional working capacities and sport’s qualification of the sportsmen were clearly seen. Structural-dynamic characteristics of vegetative status of the sportsmen indicate to participation in equal amounts of both sympathetic and parasympathetic components of vegetative nervous system with slight manifestation of stress status and average level of working capacity.

Текст научной работы на тему «Исследование анаэробной производительности и психоэмоционального состояния студентов-единоборцев»

УДК 378.180.6:796.071.2:004.17

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10102

Исследование анаэробной производительности и психоэмоционального состояния студентов-единоборцев

Н.Г. Рагимова, Н.А. Мусаева, В.А. Адигезалова, Г.Д. Юсифов

Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта, AZ1072, г. Баку, Азербайджан E-mail: nushabaragimova@gmail.com E-mail: vkar22@yandex.com

Резюме: Исследованы функциональная работоспособность по тесту Руффье и психоэмоциональный статус по тесту Люшера студентов-спортсменов Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта (Аз ГАФКиС), специализирующихся в разных видах единоборств. Согласно вычисленным значениям индекса теста Руффье, анаэробная работоспособность у большинства спортсменов находится на уровнях выше среднего и среднем. Очевидны коррелятивные отношения между функциональной работоспособностью и спортивной квалификацией. Структурно-динамическая характеристика вегетативного баланса спортсменов указывает на присутствие у них в равной степени как симпатического, так и парасимпатического компонентов вегетативной нервной системы при слабом проявлении состояния стресса и среднем уровне работоспособности.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, функциональная проба, анаэробная работоспособность, психоэмоциональный статус. Для цитирования: Рагимова Н.Г., Мусаева Н.А., Адигезалова В.А., Юсифов Г.Д. Исследование анаэробной производительности и психоэмоционального состояния студентов-единоборцев // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 9-12. D0I:10.24411/2226-2296-2019-10102

STUDIES OF ANAEROBIC CAPABILITIES AND PSYCHO-EMOTIONAL STATUS OF SINGLE COMBATANTS

Nushaba G. Ragimova, Naila A. Musayeva, Vafa A. Adigozalova, Gabil D. Yusifov

Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sport, AZ1072, Baku,Azerbaijan E-mail: nushabaragimova@gmail.com E-mail: vkar22@yandex.com

Abstract: : In the students-sportsmen of Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sport, specialized in different types of single combats, functional working capacity on Ruffye test and psycho-emotional status on Lusher test of were studied. According to the calculated values of the indexes of Ruffye test, anaerobic working capacities in the most sportsmen were beyond and on middle level. Correlative relations between functional working capacities and sport's qualification of the sportsmen were clearly seen. Structural-dynamic characteristics of vegetative status of the sportsmen indicate to participation in equal amounts of both sympathetic and parasympathetic components of vegetative nervous system with slight manifestation of stress status and average level of working capacity. Keywords: students-sportsmen, functional test, anaerobic working capacity, psycho-emotional status.

For citation: Ragimova N.G., Musayeva N.A., Adigozalova V.A., Yusifov G.D. STUDIES OF ANAEROBIC CAPABILITIES AND PSYCHO-EMOTIONAL STATUS OF SINGLE COMBATANTS. History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 1, pp. 9-12. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10102

Проблема подготовки спортсменов в условиях вуза всегда остается актуальной, поскольку время их учебы совпадает с периодом спортивных тренировок и наибольшей реализации спортивных результатов [1]. В настоящее время спортивная тренировка, помимо планирования физической нагрузки и календаря выступления на соревнованиях, состоит из контроля физической и психологической подготовленности спортсменов, а также медицинского обследования, необходимых для успешной спортивной карьеры. В ходе медико-биологического мониторинга диагностика функционального состояния спортсменов различных видов спорта выступает как фактор, результаты которого позволяют объективно оценить уровень подготов-

ленности спортсменов и таким образом своевременно разработать пути вра-чебно-педагогической коррекции тренировочного процесса [2-5].

В функциональной диагностике спортсменов широко используются специфические и неспецифические нагрузки (функциональные пробы), при проведении которых критерием уровня работоспособности и восстановления организма спортсменов служат различные показатели, в том числе определяемые по частоте сердечных сокращений [1, 6-8]. Известно, что у представителей скоростно-си-ловых видов спорта, к каковым относятся все виды единоборств, скорост-но-силовая подготовка проходит в зоне аэробно-анаэробной мощности, преимущественно за счет анаэроб-

ных источников энергии. Результаты проведенного раннее исследования реакции системы кровообращения студентов-единоборцев на Гарвардский степ-тест, позволили установить у этих спортсменов широкий диапазон уровней аэробной работоспособности [8, 9]. Для тестирования анаэробной производительности спортсменов, специализирующихся в разных видах единоборств, неспецифическая нагрузка - тест Руффье - представляет несомненный интерес, поскольку по результатам хронотропной реакции сердца на предъявляемую нагрузку оцениваются потенциальные возможности анаэробной работоспособности спортсмена [9, 10]. Принимая во внимание условия современного спорта, где тренировки и соревнования про-

1 ■ 2019 История и педагогика естествознания

ходят на фоне высокой эмоциональности, для всесторонней проверки подготовленности спортсменов целесообразно проведение комплексного обследования при регистрации показателей функционального и психоэмоционального состояния. Исходя из этого, целью настоящей работы явилось исследование функциональной работоспособности по показателям пульса (тест Руффье) и психофизиологического состояния (тест Люшера) студентов Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта (АзГАФКиС), занимающихся разными видами единоборств.

Методика

Исследования проводились в течение IV и V семестров. На студентах, специализирующихся в разных видах единоборств (бокс, вольная борьба, дзюдо). Всего в исследовании приняли участие 94 студента АзГАФКиС, из которых двое были мастерами спорта (Мс), двое - кандидатами в мастера спорта (КМС) и имели многолетний спортивный и соревновательный стаж. 30 студентов имели I разряд, остальные - II разряд. На момент исследования средний возраст студентов составлял 19,5 года, средний рост -173±1,5 см, и средний вес - 69,8±3,8 кг. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов применяли функциональную пробу-тест Руффье. В качестве физической нагрузки использовали 30 приседаний за 30 секунд. Интегратив-ным показателем функционального состояния организма студентов являлся индекс Руффье, который вычисляли по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое за первую и вторую минуты по окончании дозированной нагрузки. Показатели адаптации определяли по приросту пульса на первой минуте относительно пульса в покое, принятого за 100%. Показатели восстановления определяли по остаточному приросту на второй минуте также относительно пульса в покое, принятого за 100%. Полученные данные сопоставлялись со шкалой оценок (табл. 1) [11].

В психофизиологическом исследовании по восьмицветовому тесту Люшера у этих же студентов были идентифицированы психоэмоциональный статус и работоспособность. В зависимости от занятой позиции , каждым из цветов рабочей группы, по установленным формулам вычисляли баланс вегетативной системы, работоспособность и наличие состояния стресса.

Статистическая обработка полученных данных проводилась в МБ Ехсе!!.

Таблица 1.

Оценка функционального состояния организма по показателям ЧСС и индексу Руффье

Оценка уровня функционального состояния Индекс Рюффье (о. е.) Прирост ЧСС1 (%) Остаточный прирост ЧСС2(%)

Высокий 0 и менее 30 и менее 4 и менее

Выше среднего 1-5 31-40 5-9

Средний 6-10 41-50 10-14

Ниже среднего 11-15 51-60 15-19

Низкий 16 и более 61 и более 20 и более

Результаты и обсуждение

Проведенные исследования и анализ полученных данных позволили определить уровень функциональной подготовленности всех испытуемых в целом и каждого в отдельности по разработанным ранее оценочным критериям пульсовых показателей теста Руффье [11] (табл. 2).

Так, в среднем по всей выборке ин-тегративный показатель анаэробной работоспособности, индекс Руффье, оказался равен 6,7±0,42 относительных единиц (о.е.), что по оценочной шкале соответствует среднему уровню. Значения прироста пульса на первой минуте 49,1±2,02% и остаточного прироста на второй минуте 17,48±1,16% характеризуют уровни показателей адаптации как средний и восстановления как ниже среднего. Пульс студентов в среднем составил 72,1±0,9 уд/мин.

Анализ индивидуальных значений установил широкий диапазон функциональных возможностей студентов от высокого до низкого (табл. 3). Высокий уровень анаэробной работоспособности при значениях индекса Руффье от - 0,8-0,9 о.е. был выявлен только у спортсменов высокой квалификации, что составило 4% от общего числа испытуемых. У этих же спортсменов аналогичному уровню соответствовали также показатели адаптации при значениях прироста пульса на первой минуте 10-27% и показатели восстановления при значениях остаточного прироста на второй минуте в пределах -3-0%. В среднем ЧСС в покое у этих студентов составляла 61,3±1,2 уд/мин. Уровень анаэробной работоспособности выше среднего наблюдался у 38 спортсменов, то есть 40% испытуемых, при значениях индекса Руффье в пределах 1,1-5,0 о.е. Практически у половины этих спортсменов установленные значения прироста пульса на первой минуте и остаточного прироста на второй минуте свидетельствовали о выше среднего и высоком уровне состояния их сердечно-сосудистой системы. ЧСС

в покое в среднем составляла 68±0,8 уд/мин. Средний уровень функциональной работоспособности был выявлен у 35 студентов, то есть у 37% общего числа испытуемых, при значениях индекса Руффье 5,4-10 о.е. Среди них наблюдались и такие студенты, показатели адаптации и восстановления которых указывали на высокий и выше среднего уровни течения этих процессов. ЧСС в покое в среднем была 76,8±1,3 уд/мин. Уровень функционального состояния ниже среднего при значениях индекса Руффье в пределах 10-14 о.е. был установлен у 13 студентов. Значения пульса на первой и второй минутах отдыха у троих из них указывали на высокий уровень адаптации и восстановления. ЧСС в покое в среднем составляла 80,7±2,3 уд/мин. Низкий уровень анаэробной работоспособности при значениях индекса Руффье 15,6-17,6 о.е., наблюдался у оставшихся 4 студентов. В среднем ЧСС в покое была равна 84,2±1,3 уд/мин.

Результаты проведенного исследования позволили также провести оценку функциональной работоспособности студентов по показателям адаптации и восстановления и таким образом получить дополнительную информацию о динамике изменений этих процессов. Как видно из табл. 3, высокий уровень адаптации установлен у 22 студентов при значениях прироста пульса на первой минуте от 10 до 30%, что в среднем составляло 23,3±1,5%. Уровень выше среднего наблюдался у 8 студентов при приросте пульса на первой минуте 35,1±0,85%. Показатели адаптации 45,5±0,35% свидетельствуют о его среднем уровне и выявлены у 24 студентов. Ниже среднего уровень адаптации был установлен у 12 студентов. У остальных 28 студентов, при показателях адаптации 76,6±1,8% установлен низкий уровень. Анализ индивидуальных значений показателя восстановления показал, что почти у 40% всех испытуемых восстановление пульса на второй минуте отдыха сильно запаздывает. О низком уровне процесса восста-

История и педагогика естествознания

1 ■2019

Таблица 2.

Средние значения функциональных показателей единоборцев по тесту Руффье

ЧСС в покое (уд/мин) Индекс Рюффье (о.е) Показатель адаптации Показатель

(%) восстановления (%)

72,1±0,9 6,7±0,42 49,1±2,0 17,1±1,66

(л* = 94) (л = 94) (л = 94) (л = 94)

*п - количество испытуемых. Таблица 3.

Результаты определения уровней функциональных показателей единоборцев по тесту Руффье

Оценка уровня функционального состояния Индекс Рюффье (о.е.) Показатель адаптации (%) Показатель восстановления (%)

Высокий 0,87± 0,57 (л* = 4) 23±1,5 (л = 21) -0,5±0,7 (л = 19)

Выше среднего 3,7±0,18 (л = 36) 35,11±0,85 (л = 8) 7,3±0,6 (л = 7)

Средний 7,8±0,4 (л = 37) 45,5±0,6 (л = 22) 11,6±0,5 (л = 10)

Ниже среднего 11,9,0±0,35 (л = 14) 52,1±4,3 (л = 12) 16,9±0,49 (л = 8)

Низкий 16,4±0,43 (л = 4) 76,6±1,8 (л = 28) 32,6±1,9 (л = 37)

*п - количество испытуемых. Таблица 4.

Средние значения показателей баланса вегетативной системы, работоспособности и состояния стресса единоборцев по Люшеру, у.е.

Симпатотоническая реакция Парасимпатотоническая реакция Работоспособность Состояние стресса

4,3±0,21 (л = 47) -4,1±1,19 (л = 47) 14,5±2,68 (л = 94) 14,21±0,23 (л = 94)

Таблица 5.

Результаты определения уровней работоспособности и состояния стресса единоборцев по Люшеру, у.е.

Оценка уровня Работоспособность Состояние стресса

Высокий 18,9±0,37 (л = 22) 33,07±1,20 (л = 8)

Средний 16,3±0,34 (л = 38) 21,81±0,35 (л = 24)

Низкий 12,47±0,45 (л = 36) 8,12±0,68 (л = 62)

новления у этих студентов свидетельствует его среднее значение 32,6±1,9%. Почти у равного числа испытуемых были отмечены уровни выше среднего, средний и ниже среднего при значениях показателя восстановления 7,3±0,6; 11,6±0,5; 16,9±0,49% соответственно. У 19 студентов остаточный прирост ЧСС на второй минуте восстановления составлял в среднем -0,5±0,7%, то есть был ниже пульса в покое, что свидетельствует о достаточно высокой скорости протекания восстановительных процессов.

Так называемый феномен отрицательной фазы пульса, когда показатели ЧСС становятся ниже исходных зна-

чений после выполнения стандартной мышечной работы, достаточно хорошо известен [12, 6, 13, 14]. Принято считать проявление отрицательной фазы пульса свидетельством улучшения работоспособности сердечно-сосудистой и мышечной систем и рассматривать этот показатель в качестве дополнительного критерия тренированности спортсмена, что было характерно для студентов высокой квалификации.

В результате проведенного исследования по тесту Люшера по всей выборке были установлены средние значения симпатотонической и парасимпатото-нической реакций вегетативного ба-

ланса, работоспособности и состояния стресса у испытуемых.

Как видно из табл. 4, у 50% студентов преобладал тонус симпатической нервной системы и сопутствующий ему высокий уровень катаболических процессов при значениях симпатото-нической реакции 4,3±0,21 у.е. У такого же числа студентов отмечалось превосходство тонуса парасимпатической нервной системы, о чем свидетельствовало отрицательное значение показателя парасимпатотонической реакции -4,1±1,19 у.е. В среднем по всей выборке студенты характеризовались средним уровнем работоспособности и низким уровнем состояния стресса.

Анализ индивидуальных значений исследуемых показателей позволил разделить испытуемых на три группы (табл. 5). В первую группу вошли два студента с высоким уровнем работоспособности со значениями данного показателя в пределах 18,1-20,9 у.е. У 38 студентов установлен средний уровень работоспособности при его значениях от 14,7 до 17,5 у.е., они и образовали вторую группу. Третья группа состояла из студентов с низким уровнем работоспособности, о чем свидетельствовали полученные значения в пределах 9,1-13,2 у.е. Отсутствие стрессового состояния наблюдалось у большинства испытуемых, а именно у 62 студентов. Они и вошли в первую группу с высокой работоспособностью. Ко второй группе были отнесены 24 студента, стрессовое состояние которых находилось на среднем уровне. Высокие значения состояния стресса у 8 студентов определили их в третью группу с низким уровнем работоспособности и повышенным уровнем стрессового состояния.

Итак, с помощью тестов Руффье и Люшера была произведена оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и психофизиологического статуса студентов АзГАФКиС. Результаты тестирования позволили оценить анаэробную работоспособность и возможности адаптации спортсменов как средние. Ниже среднего была способность системы кровообращения к восстановлению. Наряду со слабым проявлением состояния стресса работоспособность и структурно-динамические характеристики вегетативного баланса спортсменов были на среднем уровне.

1 ■2019

История и педагогика естествознания

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козина Ж.Л., Гринь Л.В. Результаты определения уровня специальной физической подготовленности и функционального состояния баскетболистов студенческой команды. // Физическое воспитание студентов. 2009. № 4. С. 60-68.

2. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М.: Физкультура и спорт. 1976. 270 с.

3. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М.: Физкультура и спорт. 1987. 304 с.

4. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина. 1988. 288 с.

5. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и в спорте М.: Медицина. 1990. 192 с.

6. Калюжная Р.А, Панавенов В.В., Пресняков А.М. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку // Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. № 1. С. 33-37.

7. Астанин М.А. Индивидуальная физическая подготовленность баскетболистов высокой квалификации // Вестник спортивной науки. 2010. № 3. С. 19-21.

8. Гаибов Р.Г., Рагимова Н.Г., Адигезалова В.А. и др. Исследование физической работоспособности студентов-спортсменов по реакции на предъявляемые тест-пробы // История и педагогика естествознания. 2011. № 2. С.78-86.

9. Рагимова Н. Г., Мусаева Н.А., Адигезалова В.А. Исследование функциональной работоспособности баскетболистов в различные периоды подготовки / Матер. XIII Межд. междисципл. конгр. «Нейронаука для медицины и психологии». Судак. 2017, 347 с.

10. Гаибов Р.Г., Багирова Р.М., Караев М.Г. и др. Динамика функционального состояния боксеров на этапе предолимпийской подготовки / Сб. тез. I съезда физиол. СНГ. Дагомыс. 2005. 207с.

11. Караев М.Г., Гаибов Р.Г. Характеристика функционального состояния футболистов юношей на предсоревновательном этапе: Сб. науч. матер. АзГИФКиС. Баку, 1998.195 с.

12. Казаков Б.М., Леманчиков Ж.К., Наравцевич З.А. О некоторых особенностях адаптации к нагрузкам на скорость и выносливость у спортсменов с развитием различных физических качеств // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности. 1974. С. 66-77.

13. Абзалов Р.А., Абзалов Р.Р., Вахитов И.Х., Мартьянов О.П. «Отрицательная фаза» частоты сердечных сокращений и ударного объема крови у юных спортсменов после выполнения Гарвардского степ-теста // Физиология человека. 2006. № 6. С. 47-51.

14. Вахитов И.Х. Особенности становления насосной функции детей при мышечных тренировках. Казань: ТГГПУ. 2010. 180 с.

REFERENCES

1. Kozina ZH.L., Grin' L.V. The results of determining the level of special physical fitness and functional state of the basketball student team. Fizich-eskoye vospitaniye studentov, 2009, no. 4, pp. 60-68 (In Russian).

2. Geselevich V.A. Meditsinskiy spravochnik trenera [Medical reference for a coach]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1976. 270 p.

3. Karpman V.L. Sportivnaya meditsina [Sports medicine]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1987. 304 p.

4. Dembo A.G. Vrachebnyykontrof vsporte [Medical control in the sport]. Moscow, Meditsina Publ., 1988. 288 p.

5. Aulik I.V. Opredeleniye fizicheskoy rabotosposobnosti vklinike i vsporte [Determination of physical performance in the clinic and in sports]. Moscow, Meditsina Publ., 1990. 192 p.

6. Kalyuzhnaya R.A, Panavenov V.V., Presnyakov A.M. Age features of the reaction of the cardiovascular system to the dosed physical load. Novyye issledovaniyapo vozrastnoy fiziologii, 1980, no. 1, pp. 33-37 (In Russian).

7. Astanin M.A. Individual physical fitness of highly qualified basketball players. Vestniksportivnoynauki, 2010, no. 3, pp. 19-21 (In Russian).

8. Gaibov R.G., Ragimova N.G., Adigezalova V.A. Investigation of the physical performance of student-athletes in response to the tests presented. Istoriyaipedagogikayestestvoznaniya, 2011, no. 2, pp. 78-86 (In Russian).

9. Ragimova N. G., Musayeva N.A., Adigezalova V.A. Issledovaniye funktsional'noy rabotosposobnostibasketbolistov v razlichnyye periody podgotovki [Study of the functional performance of basketball players in different periods of training]. Trudy XIII Mezhd. mezhdistsipl. kongr. «Neyronauka dlya meditsiny i psikhologii» [Proc. of XIII Int. interdisciplinary congr. "Neuroscience for medicine and psychology"]. Sudak, 2017, 347 p.

10. Gaibov R.G., Bagirova R.M., Karayev M.G. Dinamika funktsional'nogo sostoyaniya bokserov na etape predolimpiyskoy podgotovki [The dynamics of the functional status of boxers at the stage of pre-Olympic training]. Trudy Is"yezda fiziol. SNG [Proc. of I congress physiol. of CIS]. Dagomys, 2005, 207 p.

11. Karayev M.G., Gaibov R.G. Kharakteristika funktsionalnogo sostoyaniya futbolistovyunoshey na predsorevnovatel'nom etape [Characteristic of the functional state of the soccer players at the pre-competitive stage]. Baku, 1998.195 p.

12. Kazakov B.M., Lemanchikov ZH.K., Naravtsevich Z.A. On some features of adaptation to loads on speed and endurance of athletes with the development of various physical qualities. Fiziologicheskiye mekhanizmy adaptatsii k myshechnoy deyatel'nosti, 1974, pp. 66-77 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Abzalov R.A., Abzalov R.R., Vakhitov I.KH., Mart'yanov O.P. "Negative phase" of heart rate and stroke volume in young athletes after performing the Harvard step test. Fiziologiya cheloveka, 2006, no. 6, pp. 47-51. 14 (In Russian).

14. Vakhitov I.KH. Osobennostistanovleniya nasosnoy funktsii detey pri myshechnykh trenirovkakh [Features of the formation of the pumping function of children during muscle training]. Kazan, TGGPU Publ., 2010. 180 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Рагимова Нушаба Гашамовна, к.б.н., доцент кафедры медико-

биологических наук, Азербайджанская государственная академия

физической культуры и спорта (АзГАФКиС).

Мусаева Наиля Аладиновна, к.б.н., доцент кафедры медико-

биологических наук, Азербайджанская государственная академия

физической культуры и спорта (АзГАФКиС).

Адигезалова Вафа Алмановна, к.б.н., доцент кафедры нормальной

физиологии, Азербайджанская государственная академия физической

культуры и спорта (АзГАФКиС).

Юсифов Габиль Дильсуфович, ст. преподаватель кафедры медико-биологических наук, Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта (АзГАФКиС).

Nushaba G. Ragimova, Cand. Sci. (Biol.), Assoc. Prof. of the Department of Biomedical Sciences, Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sport. Naila A. Musayeva, Cand. Sci. (Biol.), Assoc. Prof. of the Department of Biomedical Sciences, Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sport. Vafa A. Adigozalova, Cand. Sci. (Biol.), Assoc. Prof. of the Department of Normal and Sport Physiology. Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sport.

Gabil D. Yusifov, Senior Lecturer of the Department of Biomedical Sciences, Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sport.

il2j

История и педагогика естествознания

1 ■2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.