Научная статья на тему 'ИСПЫТАНИЯ ВЕЗДЕХОДОВ «БУРЛАК» В ЯКУТИИ'

ИСПЫТАНИЯ ВЕЗДЕХОДОВ «БУРЛАК» В ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПЫТАНИЯ ВЕЗДЕХОДОВ «БУРЛАК» В ЯКУТИИ»

ИСПЫТАНИЯ ВЕЗДЕХОДОВ «БУРЛАК»

В ЯКУТИИ

Н. А. Находкин DOI: 10.24412/1728-516Х-2023-2-28-33

Николай Александрович Находкин,

кандидат биологических наук, представитель ВНИИ ГО ЧС (ФЦ науки и высоких

технологий МЧС РФ) в Республике Саха (Якутия),

генеральный директор ООО «Безопасная Арктика», г. Якутск

Стратегия северного наземного завоза остаётся прежней с советских времён, но с тех пор серьёзно изменился климат. Если раньше возле Якутска зимняя дорога через р. Лену открывалась к 7 ноября, то сейчас -ближе к Новому году. Это сказывается и на северном завозе в отдалённые сёла. Сокращение сроков работы зимних дорог пытаются компенсировать «зёлеными рейсами», но это временный и тупиковый вариант развития. Нужна совершенно другая концепция и иная техника для жизнеобеспечения малых населённых пунктов. Создаваемые торгово-логистические центры в улусах пока не имеют единой составляющей. Они решают вопросы снабжения районных центров (типа Черского), а в малые северные сёла (как, например, Андрюшкино) товары всё равно поступают к Новому году.

Если у речников есть флагман в виде ЛОРПа, который может обобщать опыт, ремонтировать и вводить современные перспективные суда, то у автомобилистов нет крупной транспортной компании по северному завозу. В советское время существовала автоколонна № 1366, так называемая «дикая дивизия», которая могла обобщать опыт дальнобойщиков, имела ресурсы для ремонта машин, осуществляла централизованную поставку запчастей, испытание новинок. Сейчас же весь северный наземный завоз отдан по тендеру частным лицам, а у них нет возможностей экспериментировать, пробовать перспективную технику, поэтому латают советские «КАМАЗы» и «УРАЛы», но их ресурс уже морально и физически устаревает

Типичной ошибкой разработчиков северной техники является то, что они готовят и испытывают машины для сурового климата в западной части Арктики. Но Арктика очень раз-нопланова: например, в Архангельске средняя температура января со-

ставляет -12 °С, а в Якутске -43 °С. Техника, испытанная в европейской части Арктики, будет уверенно работать в Сочи, где температура в январе в среднем -6 °С, но не в Якутске. Испытания техники в холодильных камерах в статичном положении нужны только для диссертаций, тогда как практического значения не имеют

Мы часто и привычно говорим об экстремальном климате Якутии, о том, что перепад температур в течение года превышает 100 градусов (от -67 °С зимой до +40 °С - летом). На самом деле это предел жизни высших организмов на нашей планете. Более суровых условий на Земле вы не найдёте. Соответственно, здесь может работать только техника, испытанная в реальных зимних и летних условиях республики.

В России уже два десятка организаций производят около 70 видов колёсной снегоболотоходной техники [1]. Но только редкие единицы испытывали их в реальных условиях Якутии. Возможно, некоторым начинающим производителям не хватает финансовых ресурсов для испытаний их здесь, но многие просто избегают этого.

Зимние испытания. Экспедиции «Север рядом. Якутскими тропами»

С 20 февраля по 6 марта 2023 г. ООО «Вездеходы Бурлак», ООО «Агентство новых технологий Севера», Якутское отделение Российского союза спасателей (РОССОЮЗСПАС) и Русское географическое общество (РГО) во время научно-изыскательских учений МЧС РФ «Безопасная Арктика 2023», провели экспедицию и испытания вездеходов «Бурлак». Участвовали две машины (одна из них с прицепом), восемь испытателей, в том числе представители СВФУ и АО «Дороги Арктики». Маршрут проходил по горно-таёжной местности: Якутск - Батамай - Сеген-Кюель -

В экспедиции участвовали два вездехода «Бурлак»

Себян-Кюель - прииск Эндыбал - Верхоянск - Бата-гай - Саккырыр (Батагай Алыта) - Джаргалах - р. Ерген-нех - Джаргалах - Себян-Кюель - Якутск. Он включал все сложности арктических зимников: горно-таёжную

местность, горные перевалы высотой до 1200 м, низкие температуры (минимальная составила -52 °С), обширные речные наледи с незамерзающей водой, отсутствие дорог, зимников, гаражей, мастерских, заправок, гостиниц. Дополнительной сложностью были редкие населённые пункты, отсутствие связи и короткий световой день. При любом ЧП помощь могла прийти только через несколько суток (при хорошей погоде), что при низких температурах увеличивало цену даже небольшой неполадки техники или ошибки управления.

Все четырнадцать ночёвок прошли в полевых условиях. Большим преимуществом наших вездеходов являлись высокие потолки, возможность ходить по салону не сгибаясь (для обычных многодневных переездов в Арктике это большой плюс, т.к. участники меньше устают). Вездеходные качества машин соответствовали строгим арктическим условиям. Зимой 2023 г выпало рекордно много снега.

1 1 п Л »органа* >** рДуПЭгм*

Ю р ХрСс^оту ® ' 3 ■

* ч1 7 13'р , Эчн*

Ч\ Л

* V V 4} V ч г > 4' ■ '' V ^ и Р 'ЛАНЛ ф

Ооод1с Елг гь У'ЧМ* 1 Я>.утс<ими тропами

Маршрут зимних испытаний

В Кобяйском улусе объявлялось даже штормовое предупреждение и на неделю было закрыто сообщение между Якутском и районным центром п. Сангар, хотя зимник там проложен по равнинной местности.

Мы впервые на большой технике пробили дорогу протяжённостью 86 км от с. Саккырыр (Батагай-Апыта) до с. Джаргалах по следам снегохода и оленьих упряжек. Обычно эти посёлки соединяются по горным рекам, но они очень бурные и опасные для моторных лодок, а зимой на них долго устанавливается ледовый покров, поэтому сообщение в этот период осуществляется при помощи вертолётов. Заезжала наша экспедиция и в такие недоступные места, где редко ступала нога человека. На наледях в верховьях р. Бытантай неожиданно для учёных-биологов мы обнаружили обитание речной выдры.

Большим плюсом вездеходов «Бурлак» является ремонтопригодность в полевых условиях, возможность ремонтных работ в тепле, внутри машины. Вся ходовая часть (коробка передач, раздаточная коробка, мосты), за исключением самих колёс, находится в корпусе, и ремонт можно проводить в тепле, несмотря на мороз ниже -50 °С за бортом. Порадовало и то, что основные запчасти используются от широко распространённой машины ГАЗель NEXT.

Тем не менее, мы выявили и некоторые недостатки вездеходов (на то и испытания в реальных условиях). Всего было подготовлено 17 наших замечаний и предложений по совершенствованию вездеходов при эксплуатации в зимних северных условиях. Так, покрышки колёс прикручивались шестигранными болтами, которые после езды по наледям забиваются льдом. Для широкого применения вездеходов необходимо модернизировать лестницы, сделать их более удобными и безопасными, ведь ими будут пользоваться не только экстремалы-полярники, но и больные и пожилые люди, дети и т.д. Ручка на двери расположена очень высоко, её необходимо сделать пониже, т.к. на Севере потенциальные пользователи чаще будут невысокого роста. К чести производителей, они чутко реагируют на замечания и многие наши предложения были с благодарностью приняты.

Долгое время я руководил Службой спасения РС(Я), опробовал все доступные виды отечественной вездеходной техники, и есть с чем сравнить. Ввиду географических и климатических особенностей, в Якутии всегда был повышенный интерес к такому виду транспорта [2, 3, 4]. Главное отличие «Бурлака» от его аналогов - не только вездеходность и плавучесть, но и наличие шести спальных мест и возможность перевозки 2 т груза и 1,5 т на прицепе. На борту имеется сеть 220 вольт, можно ставить мультиварку, титан, заряжать любые устройства. Импонирует и то, что эти вездеходы производятся на заводе, а не в полукустарных гаражах, и их экономичность: из Якутска до Батагая (Верхоянский улус) мы один раз заправились топливом и ещё остался запас на обратную дорогу до Себяна.

Всего мы проехали на вездеходах около трёх тысяч километров по бездорожью Верхоянских гор. Убедились, что «Бурлак» в ряде случаев может заменить

«зелёные рейсы», сэкономить миллионы рублей для бюджета республики. Специально для детских учреждений Себян-Кюеля мы зимой привезли фрукты, овощи, яйца - всё в целости и сохранности.

В настоящее время перевозка одной тонны груза из Якутска в Себян-Кюель на Ан-2 обходится в 250 тыс. руб. По расчётам же наших экономистов, себестоимость транспортных расходов по доставке одной тонны груза на «Бурлаке» по тому же маршруту составила 81 637,5 руб., т.е. в три раза дешевле. Ещё надо учесть, что в горной местности лётной погоды можно ждать неделями. Так, по прибытии из Якутска в Себян-Кюель мы встретили там пожилого оленевода К. Потапова, который ждал авиарейс в Якутск для лечения. Когда мы через 12 (!) дней возвращались из экспедиции, он ещё находился там, т.к. стояла нелётная погода. Мы привезли его в Медицинский центр в Якутск, причём он впервые проехал сложную дорогу с комфортом, лёжа на носилках.

Анализ погодных условий показывает, что с середины сентября в Верхоянских горах ложится снег, т.е. уменьшается сток по горным рекам. Соответственно, «Бурлак» уже с конца сентября может открыть зимник на Себян, тогда как обычно он начинает действовать только к Новому году. Временной выигрыш составит более трёх месяцев в начале зимы и половину месяца -весной. Если грузы комплектовать в Батамае (Кобяй-ский улус) на берегу Лены или в Сеген-Кюеле, то сроки зимника на Себян можно удлинить до четырёх месяцев. Соответственно, стоимость всех товаров там будет значительно ниже, и пассажиры не будут неделями ждать лётную погоду.

Летние испытания вездехода «Бурлак»

Понимая контрастность климата и совершенно другие летние условия эксплуатации, мы испытали «Бурлак» на маршруте Якутск - Оленёк (около 3 тыс. км) в августе 2023 г. В испытаниях, как и зимой, приняли участие две машины, а также нашу команду дополнили И. Седалищев (АО «Алмазы Анабара»), А. Громов (СВФУ), путешественники И. Ильичёв и О. Харченко.

Нас в первую очередь интересовало поведение машин при высоких летних температурах воздуха. В Якутске, как обычно, было жаркое лето, и у стоящей на хранении машины температура в мостах составляла +37 °С. Мы ранее уже встречались с тем, что арктические машины хорошо подготовлены к низким температурам, а летом в Якутии перегреваются. Мы, например, не могли использовать в жару на поисковых работах и на тушении лесных пожаров вездеходы «Петрович». Там двигатель летом сильно нагревается. Ставили дополнительные радиаторы снаружи, но и они не справлялись. «Бурлак» также оказался мало готов к жаркой погоде. По результатам летней экспедиции мы подготовили рекомендации, включая принудительную вентиляцию и установку температурных датчиков ходовой части, установку кондиционера и т.д.

В летней экспедиции для нас особый интерес представлял участок зимника г. Удачный - пос. Оленёк,

Экспедиция в посёлке Оленёк

протяжённость которого составляет около 300 км. Местность более равнинная, чем Верхоянские горы, местами болотистая. Есть две небольшие реки, которые при малой воде не являются препятствием для плавающего вездехода. Данный участок зимника на лето отрезает пос. Оленёк от большой земли, поэто-

му с мая до ноября всё его снабжение происходит по воздуху. Только в августе-сентябре «Якутопторг» организует в пос. Оленёк четыре авиарейса по 3,5 тонны (такую загрузку на рейс предлагают авиаторы в связи с устаревшим парком техники) с социально значимыми продовольственными товарами (СЗПТ). Стоимость

Оленек

р Куччугуй-Бегёлю ^N34 р.ОнгнЕ-Сяпигир

№7 Северн ¡у? п. Удачный Удачный

^N»8 Мор ко* а

Г /

Чернышевская ГЭС

'.'.■^...¿N81 .N59 - Ары пах

Маршрут летних испытаний вездеходов.

Одна машина вышла из г. Якутска, вторая - из г. Ленска, от с. Арылаах обе машины следовали вместе до пос. Оленёк

фактические данные нашей экспедиции (для чистоты эксперимента мы привезли 1 тонну картофеля и 100 кг репчатого лука в пос. Оленёк). Как раз в это время там находился глава Республики Саха (Якутия) А. С. Николаев, который был приятно удивлён нашими результатами. Помимо этого, «Бурлак» может выполнять много других работ: развоз охотбригад по местам базирования, доставка их продукции до открытия зимника, развоз медицинских бригад, туристов, почты и т.д. Он даже может возить пассажиров в г. Удачный, т.к. летом авиабилеты в Якутск очень востребованы и стоят около 48 тыс. руб. на человека (для семьи эта цифра в несколько раз выше),а с аэропорта г. Удачного билет до г. Новосибирска стоит всего около 13 тыс. руб.

Конечно, потребность в вездеходной технике в Якутии большая. В каждом улусе правдами и неправдами используют разные вездеходы: «Атаман», «Шаман», «Петрович», «Трэкол», «Север-трак», «Русак» и т.д. У каждого из них свои оригинальные запчасти, свои особенности управления, но слишком разновидной получается техника. В случае поломки она по полгода простаивает из-за отсутствия запчастей. Пора уходить от этой порочной практики, надо работать системно. В республике должна быть единая ведущая вездеходная компания. «Бурлак» доказал, что может быть её основой. Он испытан не только в Якутии, но и успешно работает в Антарктиде, в структуре МЧС РФ. У него широко распространённые и дешёвые запчасти. Они могут использоваться в каждой удалённой деревне, как сейчас

«УАЗ». Широкое внедрение техники типа «Бурлак» с Загрузка картофеля и лука

каждого авиарейса около 2 млн руб., т.е. 8 млн руб. за перевозку 14 т СЗПТ. Поэтому не случайно летом 2023 г. в магазинах пос. Оленёк картофель стоил 370 руб/кг. При этом в день прилёта редкого «зелёного рейса» люди, как в советское время, занимают очередь с пяти часов утра, достаётся им на руки по 4-5 кг картофеля и по две луковицы, а вездеходами можно возить СЗПТ меньшими долями, но регулярно, по расписанию и независимо от погоды. «Бурлак» может перевезти такой объём груза за семь рейсов (а если с прицепом, то за пять). С учётом амортизационных расходов это составит всего 767 655 руб., т.е. менее миллиона рублей за всё, а с прицепом ещё меньше. До г. Удачный имеется хорошая дорога, а в Ленском улусе стоимость картофеля летом 2023 г. была 38 руб/кг. Его подвоз до г. Удачного добавлял к стоимости 20 руб/кг. А расход топлива для «Бурлака» из г. Удачного до пос. Оленёк -150 литров, т.е. 12 тыс. руб. Таковы

Встреча Гпавы РС(Я) А. С. Николаева с участниками экспедиции в посёлке Оленёк

Перспективная модель четырёхосного «Бурлака»

сервисом, запасными частями, обучающим центром в Якутске даст существенную экономию.

Список литературы

1. Кубанов, С. А. Мир вездеходов России / С. А. Кубанов, С. А. Пехтерев. - Санкт-Петербург : ООО «Медный всадник», 2021. -320 с.

2. Находкин, Н. А. Об испытаниях белорусских вездеходов в Якутии / Н. А. Находкин, Е. Е. Борисов // Наука и техника в Якутии. -2004. - № 2 (7). - С. 20-24.

3. Находкин, Н. А. Современные технологии для жителей Севера / Н. А. Находкин. -Харбин : Изд-во Синь-хай, 2006. - 210 с.

4. Лепов, В. В. Проблемы развития и применения вездеходной техники в Якутии / В. В. Лепов, Н. А. Находкин // Наука и техника в Якутии. - 2011. - № 2 (21). - С. 29-32.

тч&сиш

Гриб, Н. Н. Техногенная сейсмичность и её воздействие на окружающую среду при добыче угля в Южной Якутии : монография / Н. Н. Гриб. -Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2022. - 198 с.

Монография представляет собой обобщённый материал, полученный авторами при изучении сейсмики взрывов, наведённой сейсмичности, при производстве промышленных взрывов в Южно-Якутском угольном бассейне и воздействии техногенной сейсмичности на окружающую среду. Приведена сейсмотектоническая характеристика Южной Якутии. Отмечено, что в связи с высокой природной сейсмичностью и близостью Южно-Якутского каменноугольного бассейна к зонам активных разломов, антропогенные воздействия могут в значительной степени влиять на уровень сейсмичности в регионе. Показано влияние техногенного воздействия на изменение локального сейсмического режима в Южной Якутии, приведены результаты геофизического мониторинга по изучению динамики напряжённо-деформированного состояния геологической среды от воздействия промышленных взрывов. Оценено влияние сейсмического воздействия массовых взрывов на промышленную инфраструктуру, находящуюся в зоне влияния взрывных работ разреза «Нерюнгринский».

Монография рассчитана на специалистов-сейсмологов, геофизиков, геологов, аспирантов и студентов горно-геологического направления. Будет полезна специалистам горных предприятий, ведущим разработку полезных ископаемых с применением взрывных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.