Рис. 2. На подходе к перевалу Верхоянского хребта.
- техническая апробация вездеходов;
- оценка их пригодности в качестве санитарных машин в Арктике;
- демонстрация передвижной выставки Северного Форума по новым технологиям в населенных пунктах по маршруту следования.
Для получения мнения специалистов относительно применения вездеходов в качестве мобильных санитарных машин в Арктике, в экспедиции участвовали медики-эксперты - Директор центра полярной медицины Арктического и Антарктического НИИ г. Санкт-Петербурга В.Н. Шеповальников, председатель комитета здравоохранения мэрии г. Якутска Е.Е. Борисов и врач экспедиции из- Белоруссии В.Я. Янышевский.
В настоящее время обеспечение своевременной медицинской помощью удаленных арктических районов полностью зависит от дорогостоящей санитарной авиации. Только один санитарный рейс обходится республиканскому бюджету более 220 тыс. рублей. Часто не дают возможности использовать авиацию погодные условия. Короткий световой день зимой и сильные ветра вынуждают простаивать авиацию по нескольку дней в тундре, а летную погоду на горных участках (к примеру, Себян-Кюель) можно ожидать месяцами. За это время вездеходы способны оказать необходимую помощь в радиусе на сотни километров, работая в любое время года и при любых
условиях, и существенно сократить расходы на оказание своевременной медицинской помощи населению.
Авторы статьи участвовали в прохождении маршрута от г. Якутска до пос. Батагай (протяженность более 1100 км), который пролегал по самым труднодоступным местностям и населенным пунктам республики: Якутск - Тюбе (Намский улус) - Сеген-Кюель - Себян-Кюель (Кобяйский улус) - Суор-дах - Дулгалах - Верхоянск -Батагай (Верхоянский улус) -Усть-Куйга (Усть-Янский) -Берелех (Чкалово) - Чокурдах (Аллаиховский улус) -Андрюшкино - Колымское -Черский (Нижнеколымский улус). При этом между поселками Себян-Кюель - Суордах и от Усть-Куйги до 'Андрюшкино нет даже зимников. Уникальная проходимость вездеходов выражается уже в том, что из г. Якутска маршрут начался не по Намской трассе, а прямо по торосам на р. Лене, с места зимней переправы. При этом каждая машина имела прицеп с грузом около полутонны (в ходе маршрута в поселках проводилась передвижная выставка Северного Форума по новым технологиям, поэтому груза было достаточно). Показательный случай проходимости новых вездеходов произошел на р. Лена, между Тюбе (Булуус) и Батамаем. Перед нашим выездом несколько дней бушевала метель, и дорогу замело. Съезжая к реке, мы встретили вездеходный «УАЗ», который,
увидев нас, развернулся и поехал вслед за нами. Видимо, водитель хотел проехать реку по нашей колее. Каково было его удивление, когда наши машины двинулись прямо по торосам, не оставляя следа. Надо сказать, что во время демонстрации техники в г. Якутске, на площади Ленина, вездеходы легко проезжали через установленные там фонтаны и даже по людям, не причиняя им вреда! Машины предназначены для тундровых условий, но успешно прошли горно-таежную местность. Ширина их составляет 310 см и не вписывается в обычную колею от «Уралов» (250 см), тем не менее, они проехали по лесной дороге от Батамая до Сеген-Кюеля без проблем. В течение нашего маршрута не было больших поломок. Однажды от удара острого конца упавшего дерева было пробито колесо, но благодаря новым технологиям мы за несколько минут на ходу отремонтировали пробоины. Один раз на р. Дулгалах в сумерках, торопясь на ночевку, мы на большой скорости налетели на глубокую вымоину во льду и провалились примерно на полтора метра. Наверно, любая другая техника разбилась бы от такого падения, но выступающие вперед колеса вездехода сыграли роль амортизаторов, и мы отделались лишь легким приливом адреналина.
Забавный случай произошел на подходе к горному перевалу. Вездеход, на котором мы ехали, застрял в узком овраге. Белорусские ребята из первой машины выскочили и за веревку
выдернули нас. Это позволило нам сделать заключение, что четыре белоруса все что угодно вытянут!
В ходе испытаний вездеходы преодолели высокий перевал Верхоянского хребта (рис. 2). От Сеген-Кюеля до Себян-Кюеля наш маршрут проходил по рекам Тумара и Нера, с многочисленными наледями, с изобилием открытой воды и промоин (рис. 3). С оз. Себян-Кюель к р. Дулгалах путь пролегал по изумительно красивому каньону, от скалы до скалы полностью покрытому наледью и водой (рис. 4). Один из авторов этой статьи -Н.А. Находкин - в начале девяностых годов с биологической Экспедицией прошел на лошадях по всей р. Дулгалах. В то время здесь работали прииски, проходил зимник, но даже тогда они изобиловали дикими животными. Поиски зимника на этот раз к успеху не привели. Удивило то, что за все время экспедиции, при обилии следов, мы ни разу не встретили лосей и диких оленей, хотя специальный верхний люк позволяет хорошо просматривать местность. В то же время, мы видели таких очень осторожных зверей, как россомаха и рысь. Объясняется это, видимо, тем, что дизельный двигатель очень тихо работает, а вездеходы проезжают быстро, не спугивая лосей на многочисленных тальниковых островах. Начиная • от устья р. Эчий на Дулгалахе, и до пос. Батагай, все плотнее просматривались следы зай-
Рис. 5. Руководитель белорусской экспедиции В.Н. Драбо уточняет маршрут по навигатору.
цев. Все это говорит о том, что уникальные возможности вездехода можно использовать для изучения биологического разнообразия и учета численности редких малоизученных видов животных.
Машины идут очень ровно. В кабине сохраняется и регулируется необходимая температура. Практически на любом сложном участке можно спокойно пить чай, наблюдая происходящее из больших окон, как из купе вагона. Мы испытывали чувство восторга и удивления, наблюдая из кабин комфортных машин места, куда с большими трудностями добирались месяцами на лошадях. В ходе маршрута, конечно, случались моменты, которые указывали на необходимость доработки некоторых деталей в машинах, например, установки подножек для задней двери, специальных солнцеотражатель-ных козырьков и т.д. Ведь на то и проводятся испытания, чтобы выявить погрешности даже хорошей техники.
Вездеходы с легкостью открыли «зимник» от Себян-Кюеля до Суордаха. По ходу маршрута отсутствовали даже намеки на дорогу, поэтому мы пользовались спутниковой системой навигации и картой местности (рис. 5). Не случайно один из жителей пос. Батагай, узнав о пути, по которому мы проехали, переиначил знаменитую фразу классика: «Рожденный ползать - везде пролезет».
Комфортность пассажиров по всему маршруту приравнивалась к поездке по городу на микроавтобусе иностранного производства. Во время полевых ночевок в кабине машины можно было достаточно свободно отдыхать и спать. Наличие экономного подогревателя на солярке позволяло спокойно заглушать дизельный двигатель на ночь. В сочетании с низким расходом топлива - 15-20 л/100 км по бездорожью (даже с прицепом в 500 кг) - вездеходы являются незаменимыми в тундре. Три медицинских работника из разных организаций, которые участвовали в экспедиции, пришли к единому выводу - вездеходы составят достойное дополнение и даже замену санитарной авиации на средних (до 200 км) расстояниях в Арктике. Стоимость вездеходов составляет 25 тыс. долларов США, то есть ниже, чем у его гусе-
Рис. 6. Пересечение Северного полярного круга.
ничных аналогов с такой же грузоподъемностью. Использование данных вездеходов в Арктике существенно облегчит доставку качественной подледной
Технические данные
Патрульный вариант грузопассажирский вариант трехколесный мотоцикл
ширина, мм 2500 3100 1800
высота, мм 1900 2500 1300
длина, мм 4900 5900 2200
масса снаряженная, кг 900 1300 210
колесная формула 6 К 6 6 К 6 3 К 2
массо буксируемого прицепа, кг 500 2X500 200
вместимость, чел. 4 6 2
размер шины-оболочки 1300x530 1570 x 650 -
размер тонкостенной шины (корд 2-слойный) - - переднее 13,0/75-16 заднее 16,5-18
двигатель: бензиновый 1500 см1 1500 см3 125 см3
дизельный 1400-2000 см5 по согласованию с заказчиком 2- или 4-тактный
максимальная скорость, км/ч ВО 60 60
число передач КПП 4-5 4-5 4-5
средний эксплуатационный расход топлива л/100 км для бензинового двигателя 10-15 12-18 6-8
для дизельного двигателя 7-10 9-15 ■
рыбы к райцентрам до установления зимников. Они могут быть задействованы для отстрела волков в тундре, при различных чрезвычайных ситуациях и т.д. Конечно, испытания еще продолжатся, поскольку мы не успели захватить самые сильные морозы, но преимущества техники налицо (таблица). Наиболее уникальными особенностями белорусских вездеходов являются:
1. Расположение двигателя в середине машины, что позволяет им уверенно плавать и забираться на лед из воды. Этого не может сделать известная нам техника подобного класса. Кстати, министр по чрезвычайным ситуациям РС (Я) В.Л. Сухоборов, сам большой знаток внедорожной техники, лично участвовал в этих испытаниях.
2. При плавании днище вездехода не касается воды и грязи, что многократно усиливает его проходимость.
3. Низкое давление в камерах колес не разрушает почву и растительность, поэтому возможно летнее использование этих машин в тундре.
т. 4. Вездеходы имеют небольшую массу. Несущий стеклопластиковый корпус, колесные редукторы и шины изготовлены специально для данных вездеходов, остальные детали используются от других моделей (электрическая часть, двигатель и т.д.).
Есть договоренность с руководством завода о возможности открытия сборочного цеха этих вездеходов в г. Якутске. В Белоруссии существует широкая сеть дорог, труднодоступных мест почти нет, кроме того, она занимает небольшую территорию, поэтому там нет необходимости в большом количестве такой техники.
Производство подобных вездеходов в г. Якутске позволит обеспечить ими весь Северо-Восток России (администрации арктических районов, МЧС, пограничные службы, санитарная авиация, охрана природы, научные институты, туристы, искатели мамонтовой кости, частные лица и т.д.). Кроме того, участие Якутии в Северном Форуме и открытие в республике полигона для испытаний новых технологий под его эгидой создают возможность экспорта этих машин в другие арктические страны. По нашим данным, в других регионах Северного Форума, в том числе в Канаде и на Аляске, подобного транспорта нет.
В Якутске имеется ГУП «Арктика», которое выпускает вездеходы, но технические характеристики производимых ими «Тугутов» еще далеки от идеала, поэтому рациональнее создать новое предприятие с участием белорусского завода. Опыт сборки первых машин показывает, что при поддержке правительства уже в будущем году можно будет собирать у нас подобные машины.
М1
'0_1Н>1-/:. -КИИГ:!!'
ВОПРОСЫ РЕГИОНАМ
звном
|СВорЦии научны» хрупок
ВЫПУСК 4
Молодежь и экономика Республики Саха (Якутии)
Материалы наукю-щмм'
конференции MO.Ulill.IS|
Вопросы региональной экономики: Сб. науч. тр. Вып. 4. - 244 с.
■ ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. -
В сборнике содержатся статьи, посвященные совершенствованию и модернизации инвестиционного климата республики, укреплению продовольственной базы как одному из элементов экономической безопасности, реализации инвестиционного потенциала банковской системы региона; показан опыт реализации государственной семейной и демографической политики, рассматриваются аспекты демографических процессов региона; анализируются отраслевые проблемы; представлены статьи, выполняемые в рамках Российского гуманитарного научного фонда.
Данное издание может быть полезным научным сотрудникам, работникам управления, аспирантам, студентам и всем тем, кто интересуется экономикой региона.
Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия): Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Выпуск 3 / АН РС (Я). Институт региональной экономики. - Якутск, 2004. - 206 с.
В третьем выпуске материалов научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия)» представлены статьи аспирантов, соискателей ИРЭ АН РС (Я), а также других вузов России.
24
Наука и техника в Якутии 2004 № 2(7)
вп
Вести из экспедиций и лабораторий
Алексей Валентинович Костин, доктор геолого-минералогических наук, заведующий центром геологических информационных систем Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН.
В.И. Ленин обещал после победы коммунизма в мировом масштабе сделать из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов Земли. По мнению Владимира Ильича, это было бы самым справедливым и назидательным употреблением золота... К счастью, вождь мирового пролетариата ошибся. Только промышленное потребление золота в мире в 2002 г. составило 3414,5 т, а серебра - 26 071 т. Мечту Владимира Ильича смогли претворить в жизнь султан Брунея и ювелир Гонконга Лам Сай-винг. Последнему золотой санузел обошелся в $ 5 000 000.
Не теряя интереса к традиционным золото- и сереброрудным районам Восточной Якутии и Магаданской области, в последние годы обратились к Западному Верхоянью - району, который издавна известен как перспективный на серебро. На этой территории вызвали интерес открытые в 1765 г. Тимофеем Петровичем Кычки-ным в районе р. Эндыбал серебро-свинцовые руды. В это же время пер-
А. В. Костин
вопроходцев привлекли выходы пиритовых жил на левом берегу р. Эндыбал, по которым были пройдены поисковые «Екатерининские» штольни. Искали золото, но его там не оказалось.
Возобновление активности в изучении Верхоянья совпало с началом войны 1914 г. Повышенный спрос на свинец и большие льготы, предоставляемые горно-промышленным предприятиям, работающим «на войну», «особым совещанием для обслуживания мероприятий по обороне государства», послужили стимулом к поискам свинцовых руд и созданию перерабатывающих производств. С этим периодом связаны имена A.A. Семенова, Ф.М. Коковина и Литвинцева. Последний был верхоянским священником, осмотревшим ряд рудных точек, указанных ему местными жителями, и застолбившим Имтанджинское месторожение. Столб с надписью «Заявлено под разведку Литвинцевым и К0» сохранился до нашего времени. Ф.М. Коковин застолбил месторождения по р. Энды-
На фото вверху - месторождение Кысылтас («ржавые горы»).
Наука и техника в Якутии 2004 № 2(7)
25