Научная статья на тему 'Проблемы развития и применения вездеходной техники в Якутии'

Проблемы развития и применения вездеходной техники в Якутии Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ГРУЗЫ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / КЛИМАТ / ОТДАЛЕННЫЕ РАЙОНЫ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Лепов В.В., Находкин Н.А.

Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и торгово-промышленная палата РС(Я) провели 30 – 31 марта 2011 г. научно-практическую конференцию «Состояние и проблемы использования вездеходной техники в экстремальных условиях эксплуатации в районах Крайнего Севера». Следует отметить, что острая необходимость решения проблемы транспортировки людей и грузов в отдалённых районах республики связана с постоянным ростом цен на услуги вертолётной техники. Влияние таких факторов, как увеличение глубины сезонного протаивания грунтов, затопление и заболачивание территорий близ посёлков, вызванные потеплением климата, ещё более усугубили эту проблему. Поэтому проведение конференции, на которой могли бы быть рассмотрены вопросы научного обеспечения и практического применения вездеходной техники, представляется особенно актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и применения вездеходной техники в Якутии»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ВЕЗДЕХОДНОЙ ТЕХНИКИ В ЯКУТИИ

Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и торгово-промышленная палата РС(Я) провели 30 - 31 марта 2011 г. научно-практическую конференцию «Состояние и проблемы использования вездеходной техники в экстремальных условиях эксплуатации в районах Крайнего Севера». Следует отметить, что острая необходимость решения проблемы транспортировки людей и грузов в отдалённых районах республики связана с постоянным ростом цен на услуги вертолётной техники. Влияние таких факторов, как увеличение глубины сезонного протаивания грунтов, затопление и заболачивание территорий близ посёлков, вызванные потеплением климата, ещё более усугубили эту проблему. Поэтому проведение конференции, на которой могли бы быть рассмотрены вопросы научного обеспечения и практического применения вездеходной техники, представляется особенно актуальным.

В рамках конференции состоялись два пленарных заседания и демонстрация возможностей вездеходной

В. В. Лепов,

доктор технических наук;

Н. А. Находкин,

кандидат биологических наук

техники в районе 202-го микрорайона г. Якутска. Первый блок сообщений был посвящен научному подходу к разработке и применению вездеходной техники, а второй -опыту её практического использования в условиях Крайнего Севера. Общие аспекты применения вездеходной техники и классификация практически всех известных до последнего времени моделей гусеничной и колесной внедорожной техники были представлены в докладе заместителя председателя Президиума Якутского научного центра СО РАН доктора технических наук А. М. Ишкова.

Доклад М. В. Сайкина, руководителя испытательной лаборатории по сертифицированным испытаниям транспортных средств Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте (г. Екатеринбург), касался рассмотрения и оценки законодательных актов РФ, сертифицирующих в обязательном (грузоподъёмностью до 1 т) и необязательном порядке модернизированную и самодельную вездеходную технику. Вывод по этому вопросу, озвученный в кон-

На фото вверху- вездеход «Ураанхай» на шинах низкого давления, эксплуатируемый ГУ «Служба спасения РС(Я)».

ШШш I 3 6 ! 3 5 ;; ; : Я 5

Выступление заместителя председателя Президиума Якутского научного центра СО РАН, д.т.н. А. М. Ишкова.

базе инновационной инфраструктуры технопарка СВФУ.

Более чем 20-летним опытом самостоятельной модернизации, разработки и использования вездеходной техники поделился заведующий лабораторией механизации сельскохозяйственного производства Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства к.с.-х.н. Н. К. Сазонов.

Руководитель Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов сельскохозяйственной техники РС(Я) Н. П. Иннокентьев представил информацию о парке вездеходной техники в Якутии и полномочиях Главгостехнадзора при Правительстве РС(Я). Оказывается, что из 462 имеющихся в республике единиц сельскохозяйственной техники насчитывается только 52 машины на шинах низкого давления, а из примерно 330 гусеничных вездеходов большая часть находится в нерабочем состоянии.

Заместитель главного врача ГУ «Центр медицины катастроф» И. И. Олесов поделился опытом применения вездеходной техники. Приобретённый и эксплуатируемый ими вездеход на шинах низкого давления обладает всеми качествами, обеспечивающими сохранение жизни пациенту: соответствующим электропитанием, медицинскими приборами, а главное, хорошей проходимостью, скоростью и плавучестью, что позволило врачам спасти не одну жизнь.

Доклад главного инженера Хабаровского судостроительного завода В. И. Леонова был посвящен опыту производства судов на воздушной подушке, в основном, для оборонного комплекса. Однако сегодня назрела необходимость производства и гражданских подобных судов. Ксожалению, озвученная стоимость такой техни-

це заседания, сводился к тому, что обязательную сертификацию должны проходить все транспортные средства.

В докладе заместителя директора Института физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН, д.т.н. В. В. Лепова «Климатические испытания материалов и техники для Севера» обоснована необходимость концептуального подхода к выбору конструкции и материалов, оценке ресурсов и эффективности эксплуатации вездеходного транспорта в условиях ранимой природы Севера, а также организации на базе института центра испытаний материалов и техники, включая вездеходный транспорт.

Доклад директора технопарка Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, к.э.н. А. Н. Мярина был посвящен вопросу централизации сбора информации о технике Севера и испытаниях вездеходной техники на

Вездеход, эксплуатируемый ГУ «Центр медицины катастроф

РС(Я)».

Выступление главного инженера Хабаровского судостроительного завода В. И. Леонова.

ки неприятно удивила - судно на 10 -12 мест будет стоить 40 млн. руб., а на 20 мест-около 80 млн.

Порадовали своими видео-презентациями представители нижегородского ООО «Завод транспортных машин» (известные марки на шинах низкого давления «Кержак» и «Ункор», а также гусеничные «Ветлуга» и «Уж-гур») и ООО НПФ «Трэкол». Оказывается, что продано всего 90 средств «Кержак» и 25 «Ункор», причём, в основном, в Якутию, 23 вездехода «Вет-луга» и заказано всего пять двухзвен-ных (аналогломающейся конструкции) «Ужгуров». Представители фирмы «Трэкол» рекламировали свою продукцию, отрицая как возможные проблемы с шинами, так и с конструкцией мостов. Как оказалось, проблемы, и достаточно серьезные, при эксплуатации их вездеходной техники все же имеются. Такая машина с прицепом стоит 1200 тыс. руб.

Богатейшим опытом эксплуатации вездеходной техники различных производителей в удалённых труднодоступных районах РС(Я) поделился начальник ГУ «Служба спасения РС(Я)» к.б.н. Н. А. Находкин. По его словам, место, где проходит гусеничный вездеход, на следующий сезон становится полностью непроходимым ни для какой техники, кроме как на шинах низкого давления. Глобальное потепление усугубляет эту проблему. Так, аэропорт в с. Андрюшкино полностью залит водой и больше напоминает речной порт, обводнена вся видимая окрестность вблизи этого населённого пункта. Выявлено, что при эксплуатации в летний период и межсезонье оси машин на шинах низкого давления (таких, как «Трэкол») постоянно ломаются и не подходят для эксплуатации в спасательной службе. Всего якутскими спасателями опробовано более десяти типов вездеходов, но промышленные образцы техники не выдержали экстремальных условий эксплуатации на Севере. Поэтому был создан специальный вездеход «Ураанхай» с шинами размерности 1735 мм от трактора К-700 (с частично срезанным кордом), который без поломок и серьёзного ремонта эксплуатируется уже больше трёх лет. Создание такой машины обходится в 2,5 млн. руб., но эти затраты практически полностью окупаются за два-три дня работы вертолёта «МИ-8». «Ураанхай» имеет стационарный винт. Он может перевозить до тонны груза, с прицепом преодолевать такие водные преграды, как р. Вилюй шириной до 1 км, проходить по болотам, марям и по снегу. Давление на грунт низкое. Показательно, что его снежный след не выдерживает идущего по нему человека. Для сельской местности верхом проходимости колёсной техники считается трактор МТЗ «Беларусь». Однако в распутицу вездеход «Ураанхай» может вытащить из грязи застрявший трактор и даже гусеничный ГАЗ-71. Высокая скорость (до 90 км/час), лёгкость управления

Транспорт на шинах низкого давления «Трэкол» в комплектации для охотника (с прицепом).

Вездеход Г. А. Амирханова «Усть-Янец-1».

(гидроусилитель руля), возможность проезда по узкой дороге в густом лесу, простота и надёжность в эксплуатации делают «Ураанхай» наиболее оптимальной поисково-спасательной машиной в таёжной зоне Якутии.

Поделились опытом практической эксплуатации «Трэкол» и гусеничной техники также главы удалённых улусов республики: Кобяйского - С. И. Терехов, Усть-Янского - С. Н. Слепцов и Булунского - К. Н. Шахурдин. Выяснилось, что менее чем за месяц на шинах низкого давления не остаётся живого места от проколов, а за летний сезон приходится полностью менять весь набор на машине, что делает их эксплуатацию в наших условиях практически нецелесообразной. Затраты на такую технику не оправдываются, к тому же машины «Трэкол» оказались слишком малой грузоподъёмности. Поэтому до сих пор используются, в основном, гусеничные вездеходы (танкетки) Т-71, на которых перевозка людей запрещена. Гусеницы этих машин оказывают нещадное воздействие на тонкий слой почвы, оголяя мёрзлые породы, вследствие чего в дальнейшем происходит заболачивание местности. Есть отдельный положительный опыт применения вездехода с ломающейся рамой «Мамонтё-нок» и транспорта на воздушной подушке «Арктика-2Д». Удовлетворительной считается цена за такой летающий транспорт на 18 мест - около 10 млн. руб. (значительно выгоднее предложения Хабаровского завода).

ВУсть-Янском улусе предпринимателем Г. А. Амирхановым был создан вездеход на базе ГАЗ-66 с колесами размером также 1735 мм, и при этом впервые конструктивно были решены проблемы с высокой нагрузкой на ступицу колеса. В 2011 г. завершены работы по модифицированному варианту вездехода, названного «Усть-Янец-1», с водонепроницаемым кузовом, что обеспечивает комфортное преодоление непротяжённых водных преград. На сегодняшний день это единственная грузовая машина, которая не вызывает нареканий экологов и передвигается по любому бездорожью в тундровой зоне.

Доклад начальника отдела управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РС(Я) В. П. Рогова был посвящен возможностям регистрации и использования самодельной вездеходной техники на дорогах общего пользования. По вопросам применения вездеходной техники выступил главный специалист отдела транспорта ОАО «Якутскэнерго» М. Е. Неустроев, а представитель ООО «Сафари-Транс» М. П. Уваров сообщил о планах создания отдела по разработке и патентованию вездеходной техники.

С информацией об опытном образце самодельной вездеходной техники на базе автобуса ПАЗ-3201 на мостах ГАЗ-66 и необходимых требованиях, предъявляемых для туристических средств в условиях Крайнего Севера, выступил разработчик С. М. Комков. По его мнению, машина должна, кроме хорошей проходимости, иметь вместительный кузов с автономным дровяным отоплением, чтобы в течение достаточно длительного периода в ней можно было бы вполне комфортно жить в холодное время года.

После обсуждения всех заслушанных докладов и небольшой дискуссии было принято решение конференции. Предусматривается выпустить сборник докладов этого форума, а также подготовить рекомендации Правительству РС(Я) и РФ о создании соответствующих климатических испытательных центров, финансировании и испытании опытных разработок, субсидировании закупок техники на шинах низкого и сверхнизкого давления для удалённых улусов республики.

После завершения конференции вездеходы ГУ «Службы спасения РС(Я)» «Ураанхай», «МЧС» и «Усть-Янец» прошли испытания и официальную сертификацию.

я<рхт №У®РЪ1ХШ1Ц№Й:

Главным устремлением разума, направленным на выживание человечества, является организация системы образования, воспитания и развития её структуры. Если такая организация будет несовершенна, то выживанию человечества не помогут ни производство товаров, ни избытки продовольствия, ни развитие экономики или любого вида промышленного производства. Невоспитанное человечество обречено.

Академик Ю. А. Косыгин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.