Научная статья на тему 'Испытания космического проекта в виртуальной реальности как инструмент снижения космических рисков'

Испытания космического проекта в виртуальной реальности как инструмент снижения космических рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова К.В., Анищенко Ю.А.

Рассматривается опасность рисков, возникающих в процессе реализации космического проекта. Описаны инструменты управления рисками. Анализируется система испытаний ракетно-космической техники в виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Испытания космического проекта в виртуальной реальности как инструмент снижения космических рисков»

ции. Банк как консервативная организация должен иметь ясное представление о своей миссии, четкую стратегию деятельности. В целях повышения конкурентоспособности банка необходимо комплексное стратегическое управление репутацией как серьезным конкурентным преимуществом на основе управления репутационным риском.

Общее доверие к банковскому бизнесу в России все еще невелико. По данным Росстата наилучшей деловой репутацией обладают следующие российские банки: Сбербанк, «Внешторгбанк», «Газпромбанк», Банк Москвы, «Уралсиб». Показательно, что среди 5 банков-лидеров 3 банка с государственным участием. Сбербанк - старейший банк России, основанный в 1841 году, имеет лучшую деловую репутацию [3].

Репутация российских банков сильно подвержена слухам и прочно завязана на репутации других банков: распространение информации порочащей деловую репутацию даже одного банка может привести к дестабилизации общей ситуации. А порочащая деловую репутацию банка информация может носить форму рекомендации не поддерживать с банком деловые отношения вследствие его неустойчивого финансового состояния, которая подтверждается не имевшими место действиями, характеризующими банк как недобросовестного партнера.

В целях минимизации риска потери деловой репутации применяются следующие подходы:

• постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о банковской тайне;

• текущий мониторинг операций клиентов, в целях контроля над противодействием легализации доходов, полученных преступным путем;

• обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;

• мониторинг деловой репутации участников Банка, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций;

• контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой участникам, клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях.

Основными задачами системы мониторинга деловой репутации Банка, его акционеров, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций является незамедлительное реагирование на опубликованные в средствах массовой информации сведения, способные оказать влияние на репутационный риск Банка.

При качественном управлении рисками формируется общее мнение о банке как об эффективной предпринимательской структуре, обеспечивающее более выгодное положение в конкуренции [4].

Грамотное управление деловой репутацией заключается в возможности исправления негативных последствий тех или иных действий. Конкурентное преимущество, основанное на оценке и управлении деловой репутацией, может привести компанию к долгосрочному существованию на рынке, увеличению числа клиентов и сохранению уже имеющихся, привлечению инвесторов, что может быть жизненно необходимо для компании.

Библиографические ссылки

1. Парасоцкая Н. Н. Деловая репутация фирмы как особый объект управления инвестиционными потенциалами организации // Биржа интеллектуальной собственности. 2010. № 11. С. 23-29.

2. Ёванович Д. С. Оценка репутационного риска // Банковское дело. 2009. № 8. С. 42-43.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru.

4. Варьяш И. Ю. Антикризисное управление деловой репутацией // Банковское дело. 2009. № 3. С. 80-84.

© Новикова Э. С., Жеребцова В. В., 2012

УДК 330

К. В. Орлова Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПЫТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ

Рассматривается опасность рисков, возникающих в процессе реализации космического проекта. Описаны инструменты управления рисками. Анализируется система испытаний ракетно-космической техники в виртуальной реальности.

Под космическим проектом понимается проект, основными целями и задачами которого являются: создание, использование и передача изделий ракетно-космической техники, объектов космической инфраструктуры, космической технологии, продукции и услуг, использующих ракетно-космическую технику; предоставление услуг по пуску космических объектов

(космических аппаратов, космических кораблей, модулей пилотируемых станций); международные проекты; проекты эксплуатации существующих изделий ракетно-космической техники; предоставление услуг с использованием ракетно-космической техники.

Участниками космических проектов являются все юридические и физические лица, участвующие в раз-

Секция «Экономика и бизнес»

работке, производстве, эксплуатации изделий ракетно-космической техники и объектов космической инфраструктуры [1].

Реализация космических проектов - весьма дорогостоящий вид деятельности. И это касается не только размера финансовых вложений, но и тех финансовых потерь, которые могут стать результатом неудачи на любом из этапов космического проекта. Никто не гарантирует, что авария или катастрофа не приобретут таких последствий, при которых размер средств, требуемых для их ликвидации, будет сопоставимым или даже превысит затраты на реализацию всего проекта. Поэтому вопрос снижения степени риска для госпредприятий и организаций ракетно-космической отрасли принимает принципиальный характер, поскольку он касается финансово-экономической безопасности нашего государства.

Особенностью космической деятельности является использование уникального оборудования, дорогостоящих образцов космической техники, сложных наземных и орбитальных систем и технологий. При этом космическая техника и используемые технологии могут являться источниками опасностей, представляющих угрозу здоровью и жизни обслуживающего персонала и населения, собственнику космической техники и потребителю результатов космической деятельности.

Одним из основных инструментов управления рисками в современных условиях является страхование. С помощью страхования можно возместить ущерб в тех случаях, когда имеет место инцидент во время разработки, производства, испытаний или эксплуатации ракетно-космической техники, наносящий ущерб собственности других лиц (юридических, физических и пр.). Страхование является одним из условий гарантий инвестиций в космические проекты.

Страхование космических рисков необходимо, но главный вопрос, который стоит перед предприятиями, как снизить вероятность наступления неблагоприятных последствий и повысить возможность оперативного управления рисками. Одним из инструментов снижения космических рисков является испытание космических проектов в виртуальной реальности.

Система испытаний представляет собой программно-аппаратный комплекс, выполняющий следующие функции:

1) приём данных о значениях параметров, описывающих состояние объектов реальной среды;

2) преобразование параметров состояния объектов реальной среды в параметры объектов виртуального окружения;

3) изменение состояния объектов виртуального окружения в соответствии с поступающими значениями параметров;

4) геометрические вычисления;

5) визуализацию объектов виртуальной сцены в режиме реального времени.

Объединение нескольких технологий виртуальной реальности позволяет инженерам и техникам создавать и проверять устройства и процессы без необходимости физической сборки моделей и стендов. В результате снижаются технические риски, экономятся время и деньги.

Система представляет собой специальное программное обеспечение, перчатки и очки, погружающие в виртуальную реальность. Это оборудование позволяет инженеру «прикоснуться руками» к еще несуществующему аппарату, пройтись по нему, разобрать и собрать виртуальный агрегат. Причем все это можно сделать не одному, а с коллегами по проекту. Кроме того, программа позволяет устроить своеобразную виртуальную презентацию для заказчика, что дает возможность создавать продукт, максимально соответствующий требованиям заказчика.

С помощью отслеживания движений человека и технологий виртуальной реальности система позволяет создавать уникальные условия «погружения» в виртуальную среду и возможность оперативно изменять конструкцию аппарата, подбирать различные технологические процессы и проверять примененные решения. Это позволяет инженерам выявить проблемы и повысить эффективность конструкции еще в начале разработки, когда стоимость, риск и время, связанные с внесением изменений в чертежи, невелики.

Виртуальная реальность может использоваться при разработке различных космических систем, в том числе спутников, разведывательных аппаратов, ракет-носителей и систем ПРО.

С помощью технологий виртуальной реальности конструкторы могут оптимизировать и проверить технологический процесс перед запуском в производство; обнаружить «узкие места» и трудности в производстве, еще до их реального возникновения; обеспечить экономное использование ресурсов и технологий; избежать серьезных переделок проекта после тестирования реальных прототипов [2]. Использование технологий виртуальной реальности дает возможность исследовать каждый процесс в любой момент времени.

На стадии проектирования система позволит проверить совместимость изделий и узлов, производимых или разрабатываемых на разных предприятиях отрасли.

При сборке этих изделий в комплекс виртуальная реальность выявит нестыковки между компонентами и подскажет, какие требуются доработки.

Просмотр процесса производства в виртуальной реальности позволяет на стадии подготовки производства обосновать правильный выбор станков и варианты их размещения.

На стадии подготовки производства и самого производства использование виртуальной реальности определит возможность изготовления и обработки на выбранных станках негабаритных деталей, а также возможность их перемещения в рабочей зоне и по территории производственных цехов. Если эти процессы будут затруднены в виртуальной реальности, то разработчики внесут изменения в технологию и это позволит избежать трудностей в реальном производстве.

Транспортировка изделий и модулей к месту окончательной сборки и месту старта является очень ответственным моментом. Отработка транспортировки в виртуальной реальности выявит слабые места и предложит варианты их устранения.

Система позволяет тренировать персонал по управлению полетом, моделировать внештатные ситуации, разрабатывать алгоритмы их устранения.

При запуске ракеты в виртуальной реальности можно в любой момент остановить процесс и посмотреть, все ли идет штатно. Если произошли отклонения параметров, система выявит их причины. Система также позволяет определить критические параметры внешней среды: температуру воздуха, скорость и направление ветра, характер и интенсивность осадков, воздействие электромагнитных полей и других факторов.

Таким образом, испытания космического проекта в виртуальной реальности, как инструмент снижения космических рисков, позволяет сэкономить финансовые ресурсы, избежать вредного воздействия на экологию и вреда здоровью и жизни людей.

Библиографические ссылки

1. Медведчиков Д. А. Космический проект, его участники, космические риски и ущербы URL: http://www.space-ins.ru/index.php/kategoria2/19-spaceproject.

2. Космические системы будут собирать в виртуальной лаборатории. Авиация и космос. 27.01.11 URL: http://rnd. cnews. ru/tech/aerospace/news/line/index_ science.shtml?2011/01/27/424922.

© Орлова К. В., 2012

УДК 347.77

Е. А. Пашигор Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИИ

Рассмотрены понятия контрафактной и фальсифицированной продукции, схожесть легального продукта с контрафактным, легкость использования контрафактного продукта, а также официальные данные оборота контрафактной продукции.

Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

Контрафакция, как экономическое явление - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение «дела» под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров [4].

Понятие «фальсификация» включает в себя действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи. Фальсификация в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, не являющиеся существенными для потребителя [2].

Существует множество видов контрафактных товаров, в которых неправомерно воплощены охраняемые:

- объекты авторского права или смежных прав. К ним относятся книги, журнальные и газетные статьи, фильмы, фонограммы, компьютерные программы, базы данных и т. д.;

- объекты патентного права. При реализации такого контрафактного товара производитель может не получить рыночных преимуществ, поскольку правообладатель может установить факт неправомерного использования своего произведения и привлечь нарушителя к судебной ответственности, поэтому число производителей контрафактных товаров данной категории невелико;

- маркетинговые обозначения. К ним относится продукция легкой и пищевой промышленности и в меньшей степени продукция высокотехнологичных отраслей промышленности [1].

Производители контрафакта при изготовлении продукции в первую очередь рассчитывают на то, что она будет идентична легальной продукции и стараются также сделать все возможное, чтобы она во многом походила на подлинный товар и простой обыватель не смог визуально сразу отличить подделку от легального товара.

Простой потребитель, имея общие представления о товаре (зная об общих технических характеристиках), смотря на лейбл (товарный знак) и не видя существенных недостатков, понимает, что ему повезло, и с удовольствием приобретает данную продукцию. Простой обыватель не может в полном объеме знать обо всех параметрах, используемых при изготовлении легального товара, он визуально его оценивает, исходя из своего внутреннего представления о нем.

Что касается легкости использования, потребитель, приобретая контрафактную продукцию, получает «сломанный продукт», который не требует при использовании особых навыков и технологий. Контра-факт, имея «общие свойства» с легальным продуктом, почти не отличаемый визуально, может не сразу, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.