Научная статья на тему 'Испытания хребтины, утяжеленной свинцовым сердечником, на ярусном промысле в прикамчатских водах'

Испытания хребтины, утяжеленной свинцовым сердечником, на ярусном промысле в прикамчатских водах Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
456
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОННЫЙ ЯРУСНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / УТЯЖЕЛЕННАЯ ХРЕБТИНА / СКОРОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ / СОКРАЩЕНИЕ ПРИЛОВА / СМЕРТНОСТЬ МОРСКИХ ПТИЦ / LONG-LINE FISHERY / LONGLINE WITH INTEGRATED WEIGHT / SINK RATE / BYCATCH / SEABIRDS MORTALITY

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Артюхин Ю. Б., Винников А. В., Терентьев Д. А.

Приводятся результаты испытаний экспериментального яруса, снаряженного на основе хребтины с внутренним свинцовым сердечником, средняя масса которого составляет 50 г/м. Исследования выполнены в апреле 2005 г. на среднетоннажном судне с автоматизированным ярусным комплексом на промысле черного палтуса в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. В качестве контрольной линии применяли традиционно используемый ярус из обыкновенной хребтины со стандартным набором внешних грузил средней массой 15 г/м. Показано, как в зависимости от типа хребтины меняются скорость погружения яруса, количественный и качественный состав улова рыбы и прилова других животных, сохранность наживы при постановке яруса вследствие атак птиц, эксплуатационные характеристики яруса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Артюхин Ю. Б., Винников А. В., Терентьев Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing of the longline with integrated lead weight for demersal long-line fishing in the waters at Kamchatka

New fishing gear longline with integrated weight (lead core) was tested aboard the medium-capacity boat for fishing Greenland turbot in the waters at western Kamchatka and northern Kuril Islands in April 2005. The experimental longline with integrated weight (IW) was compared with a control (standard) unweighted line (UW) with external weights (15 g/m). The weight of lead core in the IW line was 50 g/m. Average sink rates for IW and UW lines were 0.25 and 0.15 m/sec, respectively. The higher sink rate of the IW gear provides certain advantages for demersal fishing and particularly for deep-water long-line fishing. First, the faster the longline reaches the bottom, the better is the bite attraction and hence the higher is the catch. Second, the IW line falls on the sea surface on average 25 % closer to the stern than the UW line (6.06 and 8.13 m, respectively) that could be very helpful in winter because of decreasing the chance of getting on ice. Third, the IW line reaches the 2-meter depth on the 2.5 times shorter distance from the stern (on average 37.2 m), therefore the bait on IW line is faster unavailable for seabirds and closer to the ship, as well. That's why the average number of seabird attacks for the UW was higher: 12.92 ± 2.58 against 10.26 ± 2.40 for the IW. As the result of these advantages, the average catch of all species by the IW line was 230.87 ± 8.50 fish/1000 hooks that was significantly higher than the UW catch (187.37 ± 6.64 fish/1000 hooks). The difference were determined mostly by the bycatch, in particular its most numerous species dipline eelpout. Relative abundance of this species in the IW catch was in 46.6 % higher than in the catch of UW line. The catches of target species (Greenland turbot and halibut) were almost similar: 53.70 ± 7.15 fish/1000 hooks for the UW line and 47.54 ± 6.65 fish/1000 hooks for the IW line. There are no significant differences in exploitation characteristics of the UW and IW lines. The latter suits well the bait placing and picking up mechanisms, and is easy coiled up or repaired. Its characteristics are concluded as at least not worse then those of the UW line and provide some advantages.

Текст научной работы на тему «Испытания хребтины, утяжеленной свинцовым сердечником, на ярусном промысле в прикамчатских водах»

Известия ТИНРО

2008 Том 154

ПРОМРЫБОЛОВСТВО

УДК 639.2.081.4

Ю.Б. Артюхин1, А.В. Винников2, Д.А. Терентьев2*

1 Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН, 683038, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Рыбаков, 19а;

2 КамчатНИРО, 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 18

ИСПЫТАНИЯ ХРЕБТИНЫ, УТЯЖЕЛЕННОЙ СВИНЦОВЫМ СЕРДЕЧНИКОМ, НА ЯРУСНОМ ПРОМЫСЛЕ В ПРИКАМЧАТСКИХ ВОДАХ

Приводятся результаты испытаний экспериментального яруса, снаряженного на основе хребтины с внутренним свинцовым сердечником, средняя масса которого составляет 50 г/м. Исследования выполнены в апреле 2005 г. на средне-тоннажном судне с автоматизированным ярусным комплексом на промысле черного палтуса в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. В качестве контрольной линии применяли традиционно используемый ярус из обыкновенной хребтины со стандартным набором внешних грузил средней массой 15 г/м. Показано, как в зависимости от типа хребтины меняются скорость погружения яруса, количественный и качественный состав улова рыбы и прилова других животных, сохранность наживы при постановке яруса вследствие атак птиц, эксплуатационные характеристики яруса.

Ключевые слова: донный ярусный промысел, утяжеленная хребтина, скорость погружения, сокращение прилова, смертность морских птиц.

Artukhin Yu.B., Vinnikov A.V., Terentiev D.A. Testing of the longline with integrated lead weight for demersal long-line fishing in the waters at Kamchatka // Izv. TINRO. — 2008. — Vol. 154. — P. 276-294.

New fishing gear — longline with integrated weight (lead core) was tested aboard the medium-capacity boat for fishing Greenland turbot in the waters at western Kamchatka and northern Kuril Islands in April 2005. The experimental longline with integrated weight (IW) was compared with a control (standard) unweighted line (UW) with external weights (15 g/m). The weight of lead core in the IW line was 50 g/m.

Average sink rates for IW and UW lines were 0.25 and 0.15 m/sec, respectively. The higher sink rate of the IW gear provides certain advantages for demersal fishing and particularly for deep-water long-line fishing. First, the faster the longline reaches the bottom, the better is the bite attraction and hence the higher is the catch. Second, the IW line falls on the sea surface on average 25 % closer to the stern than

* Артюхин Юрий Борисович, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, e-mail: artukhin@mail.kamchatka.ru; Винников Андрей Владимирович, старший научный сотрудник, e-mail: vinnikov@terkamfish.ru; Терентьев Дмитрий Анатольевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, e-mail: terentiev@kamniro.ru.

the UW line (6.06 and 8.13 m, respectively) that could be very helpful in winter because of decreasing the chance of getting on ice. Third, the IW line reaches the 2-meter depth on the 2.5 times shorter distance from the stern (on average 37.2 m), therefore the bait on IW line is faster unavailable for seabirds and closer to the ship, as well. That's why the average number of seabird attacks for the UW was higher: 12.92 ± 2.58 against 10.26 ± 2.40 for the IW. As the result of these advantages, the average catch of all species by the IW line was 230.87 ± 8.50 fish/1000 hooks that was significantly higher than the UW catch (187.37 ± 6.64 fish/1000 hooks). The difference were determined mostly by the bycatch, in particular its most numerous species — dipline eelpout. Relative abundance of this species in the IW catch was in 46.6 % higher than in the catch of UW line. The catches of target species (Greenland turbot and halibut) were almost similar: 53.70 ± 7.15 fish/1000 hooks for the UW line and 47.54 ± 6.65 fish/1000 hooks for the IW line. There are no significant differences in exploitation characteristics of the UW and IW lines. The latter suits well the bait placing and picking up mechanisms, and is easy coiled up or repaired. Its characteristics are concluded as at least not worse then those of the UW line and provide some advantages.

Key words: long-line fishery, longline with integrated weight, sink rate, by-catch, seabirds mortality.

Введение

Ярусное рыболовство считается одним из наиболее экологически "чистых" способов промысла, так как не наносит ущерба среде обитания гидробионтов. Однако помимо основных промысловых объектов ярусами вылавливаются и другие животные. Нередко в прилове оказываются морские птицы, так как во время постановки яруса они пытаются сорвать наживу с крючков, цепляются за них и тонут. В мире известно более 60 видов птиц, которые попадаются на крючки (Brothers et al., 1999). Некоторые из них, в том числе самые крупные морские птицы — альбатросы, оказались из-за этого под угрозой вымирания. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН призывает государства, ведущие лов рыбы ярусами, предпринять действия по сокращению прилова птиц на этом виде промысла.

Другой важный аспект взаимоотношений морских птиц и ярусного рыболовства: срывая наживу с крючков, птицы существенно снижают рентабельность промысла. Рыбаки несут убытки не только от потери наживы, но и от связанного с этим сокращением удельного вылова промысловых объектов. Так, по нашим расчетам (Артюхин, 2006), вероятные экономические убытки ярусного флота, работающего в Камчатском регионе, в 2004 г. "по вине" птиц составили около 22,5 млн руб.

Следовательно, оптимизация отношений "морские птицы — ярусное рыболовство" важна как для рыбаков, заинтересованных в сокращении своих экономических потерь, так и в целях сохранения морских экосистем. Для решения этой проблемы разрабатываются специальные приспособления и модификации традиционного промыслового вооружения, использование которых ограничивает доступ птиц к крючкам с наживой во время постановки яруса (см. обзоры: Brothers et al., 1999; Кокорин, 2000; Bull, 2007; и др.). В последние годы перспективным направлением стало применение специальной хребтины с высокой удельной массой, утяжеленной путем фабричного вплетения внутрь свинцовых капсул (рис. 1). Такой ярус погружается быстрее обычного, благодаря чему наживленные крючки становятся менее доступными для птиц. В настоящее время практика использования ярусов, снаряженных на основе такой хребтины, особенно активно распространяется в Южном океане в зоне действия Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ). В 2005 г. мы провели испытания утяжеленной хребтины на донном ярусном промысле, чтобы оценить возможности ее дальнейшего применения в дальневосточных морях.

Рис. 1. Хребтина, утяжеленная свинцовым сердечником. Стрелками показаны нити со свинцовыми капсулами

Fig. 1. Integrated weight longline. Beads of lead are shown by pointers

Материалы и методы

Программа исследований включала в себя протокол наблюдений, который используется при испытаниях утяжеленной хребтины в других районах Тихого океана, в частности в водах Новой Зеландии и Аляски (Robertson et al., 2002, 2006; Wienecke, Robertson, 2004; Dietrich et al., 2008). Применение стандартной процедуры сбора материала позволяет получать данные, пригодные для сравнения из разных промысловых районов. В ходе исследований основное внимание уделялось тому, как утяжеленная хребтина оказывает влияние на скорость погружения яруса, количественный и качественный состав улова рыбы и прилова других животных, сохранность наживы при постановке яруса вследствие нападений птиц на крючки, эксплуатационные характеристики яруса.

Исследования выполнены в период с 1 по 18 апреля 2005 г. на борту ЯМС-1440 "Калам" (ООО "Камчатка-Восток") в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской промысловых подзонах. С 1 по 11 апреля судно работало в районе со средними координатами 56°50'N 152о04'Е; 12-14 апреля — 55°16'N 153о40'Е и 16-18 апреля — 53°08'N 153о39'Е. Диапазон глубин, охваченных ярусопостанов-ками, составил 461-605 м. Рельеф дна и характер грунта во всех районах работ сходный (ровный с незначительным перепадом глубин, заиленный). Главным объектом промысла был черный палтус.

Промысловое вооружение судна состоит из автоматизированного ярусного комплекса фирмы "O. Mustad & Son AS" (Норвегия). Постановка яруса осуществляется через люк, находящийся на правой половине кормы судна (3 м от середины) на высоте 2 м от уровня воды. Винт двигателя, расположенный на глубине 3,5 м, вращается на судне в правую сторону, создавая потоки воды, погружающие хребтину во время постановки.

Стандартный ярус, используемый на ЯМС "Калам", снаряжен на основе хребтины диаметром 9 мм с расстоянием 1,4 м между поводцами производства фирмы "O. Mustad & Son AS" (табл. 1). На промысле черного палтуса в Охотском море порядок состоит из 9 кассет, каждая из которых включает 4 секции. В

среднем длина такого порядка считается равной 9180 м (6480 крючков). Ярус фиксируется на дне двумя концевыми якорями массой по 45 кг. При постановке на порядок подвязываются промежуточные свинцовые грузила массой по 5,8 кг на стыках кассет и по 3,2 кг на стыках секций внутри каждой кассеты. Таким образом, общая загрузка традиционного типа составляет 133 кг на порядок, или 15 г на погонный метр хребтины (далее по тексту этот тип яруса обозначается как "15 г/м").

Таблица 1

Характеристики двух типов контрольных ярусов, снаряженных на обыкновенной и утяжеленной хребтинах

Table 1

Characteristics of unweighted and integrated weight longlines used in the experiment

Параметр Обыкновенная Утяжеленная

хребтина хребтина

Производитель O. Mustad & Son AS А. S. Fiskevegn

Диаметр хребтины, мм 9,0 9,5

Состав волокна хребтины Полиэстер Silverline*

Удельный вес волокна хребтины, г/м 1,38 1,1

Растяжение хребтины, % Около 20 Около 20

Усилие на разрыв, кг 1303 1250

Загрузка Внешняя (15 г/м) Внутренняя (50 г/м)

Длина секции (бухты), м 270 180

Масса секции (бухты), кг** 20,6 21,3

Способ крепления поводцов Вертлюг/карабин Вертлюг/карабин

Материал стопоров Полиуретан Сталь

Расстояние между поводцами, м 1,4 1,1

Длина поводца, м 0,4 0,4

Форма и размер крючка Округлый, № 14 Прямой, № 13

* Смешанный состав, состоящий из 50 % полиэстера и 50 % Danline (смесь полипропилена и полиэтилена).

** Вместе с вертлюгами, карабинами и стопорами.

Альтернативный экспериментальный порядок был снаряжен на основе утяжеленной хребтины диаметром 9,5 мм с расстоянием 1,1 м между поводцами производства норвежской компании "A. S. Fiskevegn" (табл. 1). Такая хребтина на всем протяжении содержит свинцовый сердечник — две нити со свинцовыми капсулами, вплетенные в пряди волокна. Дополнительная масса, приобретаемая хребтиной за счет этого свинца, составляет 50 г/м (далее по тексту эта хребтина именуется "утяжеленной" либо "50 г/м"). Для проведения исследовательских работ на судне использовали 40 секций (бухт), которые были скомпонованы в один порядок (5 кассет по 6 секций и 2 кассеты по 5 секций). Общая длина этого порядка — 7200 м (6400 крючков). При постановке экспериментального яруса внешние промежуточные грузила не использовались.

Отметим, что компания "A. S. Fiskevegn" выпускает утяжеленную хребтину с различными вариантами загрузки (25, 50, 75 и 100 г/м). В результате исследований установлено, что наилучшими характеристиками обладает линия с дополнительной массой в 50 г/м (Robertson et al., 2002), поэтому для испытаний в прикамчатских водах был выбран данный тип хребтины.

Для промысла черного палтуса на стандартных ярусах из обыкновенной хребтины были установлены крючки округлой формы № 14. При оснащении экспериментального яруса на основе утяжеленной хребтины их пришлось заменить крючками традиционной формы с прямым цевьем № 13, так как из-за частого расположения (на расстоянии 1,1, а не 1,4 м друг от друга) более толстые крупные крючки № 14 с одной кассеты не помещались на одном укладочном рельсе.

В качестве наживы использовали нарезанную полуразмороженную сельдь. Наживление производилось автоматически при помощи специальной наживочной машины. Скорость движения судна во время постановки составляла в среднем 6,3 уз (139 крючков/мин) для яруса из обыкновенной хребтины и 5,2 уз (146 крючков/мин) для утяжеленной экспериментальной линии. Значения скорости для двух типов ярусов различались в связи с разным расстоянием между крючками; скорость была подобрана опытным путем до начала контрольных постановок, как наиболее оптимальная для эффективной работы наживляющей машины.

Всего на судне постоянно использовалось 4 порядка: 3 стандартных из обыкновенной хребтины и 1 экспериментальный из утяжеленной. На постановку и выборку этих 4 порядков в среднем затрачивались примерно одни промысловые сутки. За время работ с 1 по 18 апреля судно выставило в общей сложности 61 порядок (395 тыс. крючков).

Согласно плану исследований, каждые промысловые сутки в светлое время дня ставили два контрольных порядка, снаряженных на разных типах хребтины — стандартный и экспериментальный. Во время постановок мы проводили визуальные наблюдения за поведением птиц, нападающих на крючки с наживой, и оценивали их численность около судна. С этой целью в течение 10 мин после того, как первый крючок с наживой уходил в воду, подсчитывали все атаки птиц на крючки с наживой. Под "атакой" подразумевали любую попытку сорвать наживу с крючка в полосе 1 + 1 м от хребтины; при этом нападения птиц на наживу, слетевшую с крючка и остающуюся на плаву, не принимали во внимание. Для каждой попытки отмечали вид птицы и дистанцию от кормы судна с интервалом в 10 м. Учет численности птиц проводили дважды при каждой постановке: в самом начале перед подсчетом атак птиц на наживу и сразу после завершения этих подсчетов, т.е. примерно через 10 мин (при дальнейшем анализе использовали среднее, выведенное из этих двух значений). Учет птиц велся раздельно по видам в радиусе 100 м за кормой судна. Кроме того, оценивали общую численность всех птиц, державшихся вокруг судна во время постановки. Результаты подсчетов записывали на диктофон.

При каждой постановке контрольных ярусов сразу после окончания наблюдений за численностью птиц и частотой их атак на наживу проводили подсчеты для определения уровня автоматического наживления крючков машиной. С этой целью просматривали с кормы постановку участка яруса, на котором учитывали все крючки, ушедшие в воду без наживы. При постановке линии из утяжеленной хребтины подсчеты проводились на одной кассете (960 крючков), из обыкновенной — на 1,0—1,5 кассеты (720-1080 крючков). Помимо пустых крючков отмечали также количество сцепок соседних крючков друг с другом и зацепов крючков с хребтиной, образующих петли.

Всего в период исследований описанные выше наблюдения были выполнены во время 30 постановок (по 15 для ярусов из обыкновенной и утяжеленной хребтины). Никакие приспособления для отпугивания птиц при постановке контрольных порядков не использовались.

С целью изучения влияния типа хребтины на количественный и качественный состав улова при выборке всех контрольных порядков проводили непрерывный поштучный учет всего вылова (не только основных объектов промысла, но и всего прилова рыб, птиц и беспозвоночных по видам). Кроме того, для оценки эксплуатационных свойств разных типов хребтины регистрировали все случаи запутывания яруса (образование так называемой "бороды"). Таким образом была проконтролирована выборка 31 порядка, 9 из которых были смешанными, скомбинированными из обыкновенной и утяжеленной хребтины. В общей сложности просмотрено 96,5 тыс. крючков на ярусах из обыкновенной хребтины и 99,8 тыс. — из утяжеленной.

Для изучения общего уровня смертности птиц на ярусном промысле собиралась информация обо всех случаях гибели птиц во время выборки не только контрольных ярусов (31 порядок), но и в ходе выборки остальных 30 порядков (по предварительному согласованию с командой судна все птицы оставлялись на борту для дальнейшего обследования). Для каждой погибшей птицы определяли вид и причину гибели, т.е. как произошел зацеп крючком (за клюв, крыло, лапу, шею или туловище).

Характер погружения яруса в зависимости от типа хребтины изучали с помощью приборов Mk9 производства компании "Wildlife Computers". В нашем распоряжении было 8 таких датчиков. Эти приборы, реагируя на давление, каждую секунду регистрировали глубину погружения с разрешением в 0,5 м. Перед постановкой для каждого датчика проводили коррекцию времени по электронным часам, по которым затем регистрировали начало его погружения в воду. Для того чтобы повысить точность показаний приборов, перед погружением их охлаждали до температуры забортной воды. С этой целью активированный датчик помещали в пакет с морской водой и затем выдерживали в течение не менее 30 мин в ведре с проточной морской водой. При постановке яруса датчик закрепляли на хребтине с помощью двойной петли длиной около 15 см на "удавку" за 15-30 с до начала погружения, после чего фиксировали время его ухода в воду с точностью до секунды. Во время выборки яруса приборы снимали с хребтины, затем данные с них переносили в компьютер.

В период с 2 по 11 апреля ставили по 3-4 (обычно 4) датчика на контрольный порядок, снаряженный либо на обыкновенной (15 г/м), либо на утяжеленной (50 г/м) хребтине. Датчики крепили на второй половине яруса, так как во время постановки первой части проводились описанные выше визуальные наблюдения за птицами и наживлением крючков. На стандартном ярусе с внешними грузилами приборы ставили по одному на кассету в середине второй по счету секции. Таким способом было исследовано погружение 10 ярусов (по 5 из обыкновенной и утяжеленной хребтины). С 13 по 17 апреля датчики крепились на специально сформированный смешанный порядок, состоящий из трех кассет утяжеленной хребтины, трех кассет обычной хребтины со стандартной загрузкой (15 г/м) и трех кассет обычной хребтины с облегченной загрузкой, состоящей только из грузил массой 5,8 кг на стыках кассет (средняя масса 5 г/м). Последний вариант облегченной загрузки часто используется на судах-ярусоло-вах, особенно на промысле трески, поэтому было решено определить для сравнения скорость погружения такой линии. Датчики ставили начиная со второй по счету кассеты, чтобы избежать влияния якоря на скорость погружения. Учитывая измеренную скорость погружения якоря (1,40 м/с), скорость движения судна при постановке (6,3 узла) и длину используемого буйрепа и переходника, мы определили, что якорь уже ложился на дно во время постановки первой кассеты. Всего было выполнено 4 постановки такого комбинированного порядка с прикрепленными на нем датчиками. Остальные 4 кассеты из утяжеленной хребтины в этот период работ объединялись с 4-5 кассетами из обыкновенной хребтины, и этот порядок использовался для проведения наблюдений по автоматическому наживлению крючков, атакам птиц и улову рыб и других животных.

Показания нескольких датчиков, полученные в ходе одного погружения определенного типа хребтины, затем усредняли. В результате мы получили данные о характере 9 погружений яруса из утяжеленной хребтины (50 г/м), 9 — из обыкновенной хребтины со стандартной загрузкой (15 г/м) и 4 — из обыкновенной хребтины с облегченной загрузкой (5 г/м). Датчики Mk9 запрограммированы для работы на глубине до 40 м. Однако наиболее точно приборы фиксируют глубину до уровня в 20 м, в связи с чем при обработке и анализе полученных данных использовались значения о скорости погружения яруса только до этой отметки.

Результаты и обсуждение

Особенности погружения ярусных линий

Время погружения яруса на глубину 20 м чрезвычайно сильно зависело от типа тестируемого яруса, т.е. от его среднего удельного веса. Утяжеленная хребтина, обладающая наибольшей массой из тестируемых нами вариантов, погружалась значительно быстрее, чем обыкновенная (рис. 2).

0 of s 1 ф * 160 1 140 -120 - • Утяжеленная (50 г/м)

100 -

CL 80 -

с к S 03 CL CD 60 -40 -

20 -

0 J

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

^LÖMHa, м

Рис. 2. Среднее время погружения (±SD) ярусов из утяжеленной (50 г/м) и обыкновенной хребтины с двумя разными типами внешней загрузки (15 и 5 г/м)

Fig. 2. Sink time of 50 g/m integrated weight longline and standard longlines with externally attached weights 15 and 5 g/m

В связи с тем что при изучении особенностей погружения ярусов в различных исследованиях рассматриваются разные пороговые значения глубины, мы приводим полученные нами показатели для глубин, наиболее часто используемых в анализе, — 1, 2, 3, 5, 15 и 20 м (табл. 2).

Сравнение погружения двух типов обыкновенной хребтины, у которых было разное количество внешних грузил (стандартный набор из 5,8 и 3,2 кг — в среднем 15 г/м, облегченный набор только из 5,8 кг — в среднем 5 г/м),

показало идентичный характер это- Таблица 2

го процесса (рис. 2). Достоверная Среднее время погружения (±SD) ярусов

разница во времени достижения 20- из утяжеленн°й (5° г/м)

метровой глубины у них отсутство- и обыкновенной хреб™™ (15 г/м)

вала (Mann-Whithey U-test: U = 7,0; на глубину в 1 2 3 5 15 и 20 ^^ 2

p = 0,773). При постановке комби- Sink time (±SD) to 1, 2, 3, 5, 15,'* e

нированных порядков участок яру- and 20-meters depth of 50 g/m

са с традиционной загрузкой погру- integrated weight longline

жался на эту глубину в среднем and 15 g/m unweighted longline

1 6,96 ± 2,46 15,08 ± 3,20

2 11,66 ± 2,50 24,55 ± 6,19

3 15,60 ± 3,48 32,74 ± 7,29

5 24,04 ± 5,01 48,17 ± 8,77

15 64,25 ± 5,67 114,65 ± 9,86

20 83,89 ± 6,60 145,12 ± 9,47

лишь на 1 с быстрее, чем кассеты с глубина, Время погружения, с

облегченным набором грузил. Это м 50 г/м (п = 9) 15 г/м (п = 9)

означает, что на промысле палтуса на глубинах, например, в 600 м ярус с более тяжелой стандартной внешней загрузкой достигает дна лишь на минуту быстрее, чем облегченная линия. Отсутствие существенной разницы в скорости погружения

объяснимо, если посмотреть на величину удельного веса ярусов с различной загрузкой. С учетом массы обыкновенной хребтины (масса одной бухты с вертлюгами, карабинами и стопорами — 20,6 кг) и массы полного комплекта повод-цов с крючками (1,7 кг) один погонный метр яруса весит в среднем 83 г. Следовательно, удельный вес яруса с традиционным набором внешних грузил составляет в среднем 98 г/м, а с облегченным набором — 88 г/м, т.е. всего лишь на 10,2 % меньше. Понятно, что небольшая разница в скорости погружения ярусов с разной внешней загрузкой не дает никакой практической выгоды. Однако подчеркнем, что этот вывод касается только времени погружения яруса. Дополнительные промежуточные грузила на стыках секций внутри кассеты, не давая преимущества в скорости погружения, вместе с тем оказывают какое-то влияние на характер расположения хребтины на дне, так как прижимают ее к грунту в точках своего расположения. Вероятно, это сказывается на улове рыбы, но как именно (положительно или отрицательно) — невозможно определить без проведения специальных исследований.

Ярусная линия, оказавшись в водной толще, не сразу приобретает постоянную скорость погружения. В поверхностном слое она тонет более медленно, так как испытывает на себе воздействие волнения моря и турбулентных потоков, возникающих вследствие вращения винта двигателя. После прохождения 3-метрового уровня скорость погружения яруса уже не подвержена серьезным изменениям, она плавно выходит на "плато" и дальше остается постоянной (рис. 3). По нашим данным, средняя скорость погружения, рассчитанная для линейной фазы погружения в слое от 3 до 20 м, составляет 0,25 м/с для яруса из утяжеленной хребтины и 0,15 м/с — из обыкновенной (как со стандартной, так и с облегченной загрузкой). Эти значения можно использовать в повседневной практике для расчета времени, в течение которого ярус ложится на определенную глубину.

Скорость погружения в поверхностном слое (0-3 м) заметно ниже, чем на большей глубине — 0,19 и 0,09 м/с соответственно для утяжеленной и обыкновенной хребтины. Волнение моря сильнее сказывается на характере погружения стандартной ярусной линии, обладающей сравнительно меньшей массой. Об этом свидетельствуют значения скорости и их более широкая вариабельность по сравнению с утяжеленной хребтиной, а также визуальные наблюдения, во время которых без всяких специальных замеров отчетливо видно, что стандартная хребтина дольше остается в верхнем слое воды. При сильном волнении моря она нередко выносится волнами в 40-50 м от судна на поверхность настолько, что

283

птицы могут хватать крючки с наживой без заныриваний. Такого нам никогда не приходилось наблюдать при постановках яруса из утяжеленной хребтины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Скорость погружения ярусов из утяжеленной и обыкновенной хребтины на глубину до 20 м

Fig. 3. Sink rates to 20-meters depth of 50 g/m integrated weight and 15 g/m unweighted longines

Представленные выше данные об особенностях погружения утяжеленной хребтины в целом совпадают с результатами аналогичных испытаний в водах Новой Зеландии, в ходе которых скорость погружения линии с добавочным весом в 50 г/м была определена в 0,25 и 0,27 м/с (Robertson et al., 2002; Robertson, McNeill, 2003), и на Аляске — 0,21 и 0,24 м/с (Dietrich et al., 2008).

Более высокая скорость погружения утяжеленной хребтины способна обеспечить определенные преимущества на промысле донным ярусом, особенно при глубоководных постановках. Исходя из представленных выше значений скорости погружения разных типов ярусов, можно подсчитать, что при работе, например, на 600-метровых глубинах утяжеленная хребтина достигает дна почти на полчаса быстрее, чем обыкновенная (соответственно 40 и 67 мин). Между тем известно, что нажива сохраняет свои свойства, привлекающие объекты лова, главным образом в первые два часа нахождения в морской воде, после чего ее качество быстро ухудшается (Bjordal, Lokkeborg, 1996). Следовательно, чем скорее ярус ложится на дно, тем это выгоднее в плане сохранения качества наживы и, соответственно, увеличения улова.

По нашим замерам, выполненным с использованием цифровой фотосъемки 16 и 17 апреля в условиях маловетрия и спокойного моря, обыкновенная хребтина ложится на воду на расстоянии 8,13 ± 0,39 м от кормы судна (n = 11). Утяжеленная хребтина в силу своей большей массы достигает поверхности моря в среднем на 25,5 % ближе к корме (6,06 ± 0,44 м; n = 11). По мнению капитана ЯМС "Калам" В.П. Хана (устное сообщение), эта особенность утяжеленной хребтины может оказаться весьма полезной при работе в зимний период, когда при постановках яруса в полях битого льда хребтина иногда выметывается на льдины, смыкающиеся за кормой. Это приводит к потере рабочего времени, потому что судну приходится возвращаться назад, чтобы сдернуть хребтину со льда. Так как утяжеленная хребтина уходит в воду ближе к корме и начинает сразу погружаться, вероятность попадания яруса на льдины снижается.

Характеристика уловов рыбы

При выборке контрольных порядков (196,3 тыс. крючков) мы насчитали в общей сложности 39851 экз. рыб. Среди них идентифицировано 17 видов, относящихся к 10 семействам (табл. 3).

Таблица 3

Средние уловы рыб на контрольных ярусах из обыкновенной и утяжеленной хребтины, шт./1000 крючков

Table 3

Average catches of fish by unweighted and integrated weight longlines, number per 1000 hooks

Вид X SD X SD

Сем. Squalidae — Катрановые

Полярная акула Ботп^^ pacificus 0,02 0,08 0 0

Сем. Rajidae — Ромбовые скаты

Бесшипый скат Bathyraja юШасга 35,15 24,82 45,37 36,60

Сем. Macrouridae — Долгохвостовые

Малоглазый макрурус Albatrossia pectoralis 10,52 22,27 9,53 18,46

Сем. Gadidae — Тресковые

Тихоокеанская треска Gadus macrocephalus 0,25 0,54 0,16 0,18

Минтай Theragra chalcogramma 1,07 1,22 1,88 1,91

Сем. Sebastidae — Морские окуни

Северный морской окунь Sebastes Ьогеа^ 0 0 0,01 0,06

Длинноперый шипощек Sebastolobus тасгосЫг 1,31 2,20 1,24 1,14

Сем. Cottidae — Рогатковые

Пестрый получешуйник Hemilepidotus gilberti 0,02 0,05 0,05 0,10

Керчак-яок Myoxocephalus jaok 0,18 0,28 0,33 0,52

Многоиглый керчак Myoxocephalus ро^асап-

thocephalus 0,25 0,36 0,19 0,35

Сем. Psychrolutidae — Психролютовые

Черноперый бычок МаЫсосои^ zonurus 2,18 1,44 2,92 1,67

Сем. Liparidae — Липаровые

Широколобый карепрокт Careproctus cypselurus 0,06 0,12 0,14 0,14

Шершавый карепрокт Careproctus rastrinus 0,02 0,08 0,05 0,14

Сем. Zoarcidae — Бельдюговые

Коричневый слизеголов Bothrocara Ьгип^а 0,10 0,34 0,41 1,10

Ликод Солдатова Lycodes soldatovi 82,54 19,81 121,03 34,24

Сем. Pleuronectidae — Камбаловые

Белокорый палтус Hippoglossus stenolepis 0,57 0,70 0,44 0,38

Черный палтус Reinhardtius hippoglossoides 53,13 31,50 47,09 29,54

Неопределенные виды 0,01 0,03 0,02 0,05

Все виды 187,37 29,70 230,87 38,01

Улов рыб всех видов на ярусах из обыкновенной хребтины варьировал от 143,06 до 248,15 шт. на 1000 выставленных крючков, составляя в среднем (п = 20) 187,37 ± 29,70 шт. Аналогичный улов на ярусах из утяжеленной хребтины оказался заметно больше — в среднем 230,87 ± 38,01 шт./1000 крючков (от 184,38 до 307,03 шт.; п = 20). Эта разница имеет высокую статистически достоверную значимость (Мапп^ЫШеу U-test: и = 68,0; р = 0,0004). Определяющее влияние на эти различия оказал вылов наиболее массового вида в прилове — ликода Солдатова. Относительная численность данного вида на контрольных порядках из утяжеленной хребтины увеличилась в среднем на 46,6 % в сравнении с ярусами из обыкновенной хребтины (табл. 3; Мапп^Ы^еу U-test: и = 55,0; р = 0,00009). Это обстоятельство повлекло за собой также некоторое изменение видовой структуры уловов, в результате чего на ярусах из утяжеленной хребтины доля бельдюговых рыб несколько увеличилась, а камбаловых (палтусов) уменьшилась (рис. 4). Суммарный улов основных промысловых объектов — черного и белокорого палтусов — на традиционных ярусах и на ярусах из утяжеленной хребтины был примерно одинаковым — соответственно 53,70 ± 31,97 и 47,54 ± 29,73 шт./1000 крючков; небольшая разница в этих значениях не является статистически достоверной (Мапп^ЫШеу U-test: и = 175; р = 0,499).

Ромбовые скаты 15,3%

Камбаловые 34,8%

Психрютовые 1,4%

Долгохвостовые 2,9%

Тресковые

0,8%

Другие

0,8%

Бельдюговые 44,0%

Психрютовые

Тресковые 1,1%

Другие

Долгохвостовые 2,7%

Ромбовые скаты 16,1%

Бельдюговые 52,7%

Рис. 4. Состав уловов на контрольных ярусах из обыкновенной (а) и утяжеленной (б) хребтины, % по количеству рыб

Fig. 4. Species composition of fish catches by unweighted (a) and integrated weight (б) longlines, % of number

Мы предполагаем, что в рамках нашего исследования на изменение уловов рыбы повлиял не только (возможно, даже не столько) тип используемой хребтины, сколько то обстоятельство, что тестируемые яруса имели крючки разной формы и разное расстояние между поводцами. В отношении конструкции крючка показано, что на промысле палтуса уловистость крючков круглой формы выше в 1,4-3,0 раза, чем традиционных крючков с прямым цевьем (Ко-корин, 1994; Сеславинский, 2003). Этим уже известным данным соответствуют результаты наблюдений, полученные в рейсе на ЯМС "Калам". По указанию капитана, при выборке всех порядков на судне проводился подсчет количества палтусов, сорвавшихся с крючка во время их подъема с момента появления из воды до подхода к мальгогеру. Мы использовали эти сведения для сравнения с контрольными ярусами, снаряженными на обыкновенной и утяжеленной хребтинах. Оказалось, что с крючков круглой формы (обыкновенная хребтина) палтусы срывались в среднем в 1,65 раза реже, чем с крючков традиционной формы (утяжеленная хребтина): соответственно 4,05 ± 1,60 и 6,67 ± 1,63 % сорвавшихся рыб от числа всех палтусов на порядке. Эти различия статистически достоверны (Мапп^ЫШеу U-test: и = 13,0; р = 0,002). Если предположить, что такая закономерность в сходе палтусов с крючков соблюдалась и в водной толще до появления рыб на поверхности, то уловистость палтусов на ярусе из утяжеленной хребтины в действительности была существенно выше отмеченной нами. Обоснованность такого предположения косвенно подтверждается результатами экспериментов американских специалистов на Аляске, согласно которым с круглых крючков палтусов сходит на 47 % меньше, чем с обычных (Кокорин, 1994).

Вместе с тем мы полагаем, что разница в уловах рыбы на контрольных ярусах зависела также и от типа хребтины. Утяжеленная свинцом хребтина на всем своем протяжении ложится на морское дно более плотно, чем обычная линия из полиэстера с внешними грузилами на стыках кассет и секций. Безусловно, такие особенности расположения на дне оказывают влияние на эффективность работы яруса в зависимости от характера распределения и кормового поведения объекта лова. Значительное увеличение ликодов в прилове на ярусе из утяжеленной хребтины, по-видимому, обусловлено этими особенностями. Как известно, ликоды — типичные бентофаги, собирающие пищу со дна, в отличие от черного палтуса, являющегося одним из самых активных и подвижных хищников материкового склона, в питании которого важную роль играет рыба, в том числе батипелагические и пелагические виды (Новиков, 1974; Чу-чукало и др., 1999).

Атаки птиц на крючки с наживой при постановке ярусов

В течение всех промысловых операций около судна постоянно присутствовали скопления морских птиц. Наблюдения, выполненные при постановках контрольных порядков, показали, что количество птиц в радиусе 100 м позади кормы судна не зависело от типа яруса: в среднем 219,2 ± 118,9 и 246,1 ± 161,4 особи соответственно для линии из обыкновенной и утяжеленной хребтины (Мапп^ЫШеу U-test: и = 97,0; р = 0,520). Эти значения численности составляли в среднем соответственно 22 и 25 % общего количества птиц, находившихся вокруг судна в пределах видимости. Среди птиц, атакующих крючки с наживой, преобладали крупные белоголовые чайки рода Larus; в основном это были тихоокеанские чайки Ь. schistisagus и в меньшей степени бургомистры Ь. hyperboreus, единично встречались серокрылые чайки Ь. glaucescens и восточные клуши Ь. heuglini. Средняя численность чаек за кормой составляла 141,0 ± 88,0 и 151,4 ± 98,8 особи соответственно для яруса из обыкновенной и утяжеленной хребтины. Вторыми по численности были глупыши Fulmarus glacialis, их было почти вдвое меньше чаек: в среднем 77,6 ± 40,1 и 93,8 ± 76,9 особи соответственно для яруса из обыкновенной и утяжеленной хребтины. В небольшом числе (по 1-3 особи) периодически присутствовали моевки Rissa tridactyla. Альбатросов Diomedea sp. и буревестников Р^^пт sp. в это время года в районе наших работ ни разу не наблюдалось.

Концентрируясь вокруг судна, птицы не только кормились отходами, остающимися после обработки рыбы, но и активно пытались срывать наживу с крючков во время постановки ярусов. По нашим наблюдениям, частота атак птиц на крючки с наживой варьировала в широких пределах (рис. 5). Среднее значение количества атак в минуту оказалось несколько выше для яруса из обыкновенной хребтины, чем из утяжеленной: 12,92 ± 9,97 против 10,26 ± 9,31. Однако эта разница не является статистически достоверной (Мапп^ЫШеу U-test: и = 90,0; р = 0,351). Чайки нападали на крючки с наживой в среднем 10,90 ± 9,50 раза в минуту на ярусе из обыкновенной хребтины и 8,85 ± 9,09 — из утяжеленной; глупыши — соответственно 1,91 ± 1,87 и 1,38 ± 1,43.

Исходя из скорости постановки (139 и 146 крючков в минуту соответственно для яруса из обыкновенной и утяжеленной хребтины) приведенные выше показатели частоты атак означают, что нападениям со стороны птиц подвергались в среднем 9,3 % всех выставляемых крючков на порядках из обыкновенной хребтины и 7,0 % — из утяжеленной.

Частота атак птиц всех видов на наживу находилась в сильной зависимости от численности птиц, концентрировавшихся за кормой во время ярусопос-тановки: г = 0,752, р = 0,001 для 15 постановок яруса из обыкновенной хребтины; г = 0,726, р = 0,002 для такого же количества постановок яруса из утяжеленной хребтины.

го

5

35 т

30 --

25 ■

20 --

15 --

10 --

5 --

]Атаки птиц -Численность птиц

-г 450 ■ 400 -- 350 -- 300 250 -- 200 150 100 -- 50

I 1—1 I---1 1 1 I 1 1 I 1 1 I 1 1 I 1 1 I 1 1 I 1 1 I 1 1 I 1 1 I 1 I ^ I 1 1 I 0

1.4 2.4 3.4 4.4 5.4 6.4 7.4 8.4 9.4 10.4 11.4 13.4 14.4 16.4 17.4

Дата

40 35 30 25

I

s

I 20

а т

<

15 10 5 0

Атаки птиц Численность птиц

-г 700

600

-- 500

-- 400

300 ®

-- 200

100

I1""1!"!11!11!11!11!11!11!11!11!11!11!1-1!11! 0 1.4 2.4 3.4 4.4 5.4 6.4 7.4 8.4 9.4 10.4 11.4 13.4 14.4 16.4 17.4

Дата

0

Рис. 5. Численность птиц в радиусе 100 м за кормой судна и частота атак птиц на крючки с наживой при постановках контрольных ярусов из обыкновенной (а) и утяжеленной (б) хребтины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fig. 5. Abundance of seabirds in the 100-meter hemisphere aft of the vessel and seabird attack rates by unweighted (a) and integrated weight (б) longlines

По результатам исследований, выполненных на ярусных промыслах черного конгрио Genypterus blacodes в Новой Зеландии (Robertson et al., 2006), обычно птицы нападают на наживу гораздо реже при постановках быстро погружающейся утяжеленной линии, чем более легкого стандартного яруса, дольше остающегося в поверхностном слое воды. Наши результаты показывают, что это не является общей закономерностью, что подтверждается также аналогичными данными, полученными при испытаниях утяжеленной хребтины на промысле трески в восточной части Берингова моря (Dietrich et al., 2008). Во время рейса на ЯМС "Калам", по нашему мнению, на результаты сильное влияние оказали погодные условия. В период наших работ стабильно высокие значения частоты атак птиц

на наживу наблюдались при ярусопостановках, выполненных с 5 по 14 апреля (рис. 5). В эти дни выполнено 18 из 30 контрольных постановок, и все они сопровождались сильными и средними по силе ветрами, направление которых было примерно перпендикулярным к курсу постановки порядков. Показано (МеМп е! а1., 2001), что при таких ветрах повышается частота попадания птиц на крючки. Сильный боковой ветер создает особенно благоприятные условия для птиц, так как позволяет им зависать над хребтиной для поиска наживы в нескольких метрах от кормы судна, где линия только-только начинает погружаться в воду. По этой причине в таких условиях преимущества быстрого погружения утяжеленной хребтины проявляются слабо, если судить исключительно по частоте атак птиц на наживу.

Однако если обратить внимание на характер распределения количества атак по дистанции от кормы судна (рис. 6), то четко видна принципиальная разница в поведении птиц при постановках ярусов двух тестируемых типов. В связи с тем, что линия из утяжеленной хребтины ложится на воду и погружается быстрее, чем более легкий традиционный ярус, птицы вынуждены нападать на наживу ближе к корме: основная часть их атак приходится на расстояние от 8 до 30 м от судна. При постановках яруса из обыкновенной хребтины подавляющее большинство нападений на наживу происходит на дистанции 12-45 м от кормы. Такая разница в распределении атак играет важную роль при использовании стримерных линий — специальных приспособлений, предотвращающих доступ птиц к наживе с целью ее сохранения.

7 -, û Глупыш (15 г/м)

6 - —Чайки (15 г/м)

I 5 - // —— Глупыш (50 г/м)

s 4 - —□ — Чайки (50 г/м)

Is ü го 3 - // \ \

1— < 2 - J/ \ N.

1 - У_/ ^

0 i НГ ^—-

0 10 20 30 40 50 60 70

Дистанция от кормы судна, м

Рис. 6. Распределение частоты атак птиц на крючки с наживой по дистанции от кормы судна при постановках контрольных ярусов из обыкновенной (15 г/м) и утяжеленной (50 г/м) хребтины

Fig. 6. Distribution of seabird attacks astern of the vessel by unweighted (15 g/m) and integrated weight (50 g/m) longlines

В период наших исследований было зарегистрировано всего 10 птиц, погибших на ярусах: 3 — во время выборки контрольных порядков (2 тихоокеанские чайки на ярусе из обыкновенной хребтины и 1 глупыш — из утяжеленной) и 7 (5 глупышей и 2 бургомистра) — на выборке остальных порядков из обыкновенной хребтины. Как показал осмотр, 2 глупыша и 3 чайки попались на крючки непосредственно за клюв при попытке схватить наживу; в остальных случаях произошел пассивный зацеп за шею (3 раза) и крыло (2 раза). Таким образом, относительные показатели смертности птиц во время контрольных постановок составили: 0,028 ± 0,124 особи на 1000 выставленных крючков для яруса из обыкновенной хребтины и 0,008 ± 0,035 особи на 1000 крючков для яруса из утяжеленной хребтины. В связи с незначительным объемом этой выборки мы не используем полученные данные для оценки зависимостей между типом яруса, количеством атак птиц на наживу и частотой попадания их на крючки.

Существенная разница в скорости погружения ярусов двух тестируемых типов, особенно на начальной стадии погружения, имеет принципиальное значе-

ние в вопросе о том, как снизить доступность наживы для морских птиц во время ярусопостановок и таким образом сократить ее потери. Решение этой проблемы необходимо, так как птицы, сдергивая наживу с крючков при постановке яруса, снижают результативность промысла. Рыбаки при этом несут убытки не только от потери съеденной птицами наживы, но и вследствие сокращения удельного улова промысловых объектов, так как на пустые крючки, с которых сорвана нажива, рыба, естественно, не ловится. Известно, что в местах массовых концентраций птиц, формирующихся в промысловых районах в определенные периоды, потери наживы бывают настолько велики, что существенно снижают рентабельность промысла. Например, при специальных экспериментальных постановках донных ярусов в Баренцевом и Норвежском морях установлено, что птицы (в основном это были глупыши) сдергивают наживу с 15 % крючков (Lokkeborg, Robertson, 2002). В тех исследованиях, когда доля пустых крючков в результате автоматического наживления машиной (5-20 %) не вычиталась из общих потерь, этот показатель составлял от 20 до 70 % (Lokkeborg, 2003). В наших испытаниях, как мы уже отмечали выше, атакам птиц подвергались в среднем 9,3 % всех крючков при постановках порядков из обыкновенной хребтины и 7,0 % — из утяжеленной. Мы не располагаем собственными данными, чтобы определить, какая доля этих нападений была успешной, т.е. приводила к потере наживы. Если применить коэффициент количества успешных атак, равный 0,249, вычисленный нами по итогам наблюдений на донном ярусном промысле в Средиземном море (Sánchez, Belda, 2003), то получится, что потери наживы "по вине" птиц в наших испытаниях составляли в среднем 2,3 % от числа всех крючков при постановках порядков из обыкновенной хребтины и 1,7 % — из утяжеленной.

С точки зрения доступности наживы в северной части Тихого океана критической пороговой глубиной погружения яруса признается значение в 2 м, так как большинство птиц, концентрирующихся вокруг судов-ярусоловов в данном регионе, нападают на наживу в пределах этой глубины (Melvin et al., 2001). Дистанция, на которой ярусная линия достигает 2-метровой отметки, вычисляется на основе значений скорости движения судна, скорости погружения яруса и расстояния от кормы судна, на котором хребтина ложится на воду и начинает погружаться.

При постановке яруса из утяжеленной хребтины на скорости 5,2 уз линия достигает 2-метровой глубины в среднем на расстоянии 37,2 м от кормы. Эта дистанция почти в 2,5 раза короче, чем у яруса из обыкновенной хребтины при постановке на скорости 6,3 уз — 87,7 м (рис. 7). Следовательно, нажива на линиях из утяжеленной хребтины становится недоступной для нападений птиц быстрее и ближе к корме судна. Это обстоятельство значительно упрощает применение дополнительных средств, преграждающих доступ птиц к крючкам с наживой. Например, на российских ярусоловных судах с этой целью часто используют закрепленный на корме 30-40-метровый линь с буем на конце. Однако по нашим наблюдениям (Артюхин и др., 2004), такие самодельные приспособления далеко не всегда обеспечивают действенную защиту наживы от птиц. Более эффективно работают специально разработанные для этой цели аналогичные приспособления, называемые стримерными линиями (streamer lines). Парные стримерные линии — это своеобразные защитные шторы, преграждающие птицам доступ к наживе с обеих сторон от выставляемого яруса. Одиночная линия представляет собой закрепленный на корме линь с буем на другом конце; на лине через каждые 5 м свисают вниз яркоокрашенные двойные ленты, отпугивающие птиц.

Согласно исследованиям американских специалистов (Melvin et al., 2001), стримерные линии являются наиболее эффективным средством отпугивания птиц. В настоящее время на Аляске их применение получило широкое распростране-

ние; при этом стримеры выдаются рыбакам бесплатно. Подобные конструкции в виде одиночных или парных линий (они имеют также другие названия — "bird-scaring lines", "tori lines") в силу их эффективности, низкой стоимости и простоты эксплуатации широко используются во многих районах Атлантики и Южного океана. Заметим, что они применялись японскими рыбаками с целью защиты наживы от птиц еще до того времени, когда впервые было предложено использовать этот метод и для снижения смертности птиц на ярусах (Brothers et al., 1999; Melvin et al., 2001). Тестирование стримерных линий на ярусоловных судах разного типа, проведенное в прикамчатских водах в 2004-2005 гг., показало, что эти приспособления могут успешно применяться и в российских водах (Артюхин, 2006).

Поверхность

Глубина 1 м

Глубина 2 м

В6

,1 ШУтяжеленная (50 г/м)

^Обыкновенная (15 г/м)

I | I 24,7_

-- -¡==1-1 57,0

1 | I 37,2_

I— |-1 87,7

Дистанция от кормы судна, м

Рис. 7. Средняя дистанция от кормы судна (±SD), на которой контрольные яруса из утяжеленной и обыкновенной хребтины достигают поверхности воды и погружаются на 1- и 2-метровую глубину, м

Fig. 7. Distance astern at which longlines sink to a depth of 1 and 2 meters for integrated weight (50 g/m) and unweighted (15 g/m) longlines, m

Установлено, что на работающих в Беринговом море и сопредельных водах среднетоннажных судах-процессорах, оснащенных стандартными ярусными линиями с автоматическим наживлением крючков, стримеры эффективно отпугивают птиц, если касаются поверхности воды на дистанции не менее 60 м от кормы, так как ярус с традиционной загрузкой погружается на недосягаемую для птиц 2-метровую глубину не ближе этого расстояния (Melvin et al., 2001). При использовании утяжеленной хребтины, тонущей почти вдвое быстрее обыкновенной, эта дистанция соответственно сокращается. В этом случае как фаб-рично изготовленные стримерные линии, так и применяемые российскими рыбаками подобные самодельные устройства способны более эффективно преграждать доступ птиц к крючкам и таким образом предотвращать потери наживы. Показано (Dietrich et al., 2008), что одновременное применение утяжеленной хребтины и парных стримерных линий является самым эффективным способом решения данной проблемы.

Эксплуатационные свойства хребтины

Как мы уже отмечали, несмотря на то что тестируемые ярусные линии были оснащены крючками разных типов, а поводцы располагались на разном расстоянии друг от друга, уровень автоматического наживления крючков при их постановках был в среднем одинаковым: 90,14 ± 2,18 % для обыкновенной хребтины и 89,27 ± 2,11 % — для утяжеленной (Mann-Whithey U-test: U = 88,0; p = 0,310). Такого результата добились регулированием наживляющей машины и подбором наиболее оптимальной скорости движения судна. Наблюдения при постановке контрольных порядков показали, что сцепки соседних крючков друг с другом и зацепы крючков за хребтину, образующие петлю, происходили вдвое чаще на ярусе из обыкновенной хребтины, чем из утяжеленной (0,14 ± 0,09 против 0,06 ± 0,10 %). Эти различия статистически достоверны (Mann-Whithey

U-test: U = 64,5; p = 0,046). Причина тут может быть двоякой: либо это следствие применения на обыкновенной хребтине крючков овальной формы, либо утяжеленная хребтина с внутренним свинцовым сердечником является более упругой и соответственно меньше подвержена скручиванию.

Регистрация всех случаев запутывания хребтины (образование так называемой "бороды") при выборке контрольных порядков показала, что на ярусах из обыкновенной хребтины такое было зафиксировано во время 6 из 20 выборок (в общей сложности 15 раз, длина спутанных участков хребтины составляла от 1 до 50 м). На ярусах из утяжеленной хребтины запутывание наблюдалось в 9 из 20 выборок (всего 12 раз, участки длиной от 1 до 20 м). Как правило, образование "бороды" происходило в самом конце выбираемого порядка. Кроме того, произошел один разрыв линии, который случился при выборке яруса из обыкновенной хребтины.

Скорость выборки контрольных ярусов обоих типов находилась в пределах 45-50 м в минуту. Линия из утяжеленной хребтины выбиралась в среднем на 1 — 3 м/мин медленнее, чем из обыкновенной, для того чтобы уменьшить количество срывов рыбы с менее уловистого крючка № 13 традиционной формы. Негативного влияния сравнительно большего удельного веса утяжеленной хребтины на скорость выборки не отмечено.

Эти наблюдения свидетельствуют, что нет принципиальных различий в эксплуатационных свойствах обыкновенной и утяжеленной хребтин. Последняя беспрепятственно проходит через наживочные и выборочные устройства, хорошо сматывается и ремонтируется. Исключением являются последствия установки на утяжеленной хребтине металлических стопоров, а не полиуретановых, как на обыкновенной хребтине, применяемой в наших исследованиях в качестве контрольного традиционного яруса. Металлические стопоры гораздо сильнее влияют на износ дисков на ярусоподъемнике и на укладывающей машине, что требует более частой замены этих дисков. Кроме того, по мнению капитана ЯМС "Калам" В.П. Хана (устное сообщение), металлические стопоры, плотно обжимающие волокно хребтины, делают ее менее прочной, так как при большой нагрузке линия может разорваться в том месте, где края стопорного кольца "закусили" нитки пряди. Однако эти замечания касаются не собственно качества двух типов хребтины, а отражают принципиальные различия в производстве хребтин для ярусных линий у разных производителей: материалом для стопоров компания "A. S. Fiskevegn" всегда использует нержавеющую сталь, а "O. Mustad & Son AS" — полиуретан.

Как мы уже описывали, при работе с 9-кассетным стандартным ярусом во время постановки на хребтину подвязывается 35 промежуточных грузил общим весом 133 кг. Соответственно, для снятия каждого груза требуется приостанавливать выборку. Суммарно затраты времени на эту операцию составляют около 2,5 мин на порядок (в среднем 4 с на один груз). Применение утяжеленной хребтины избавляет от необходимости использования внешних грузил, что сокращает потери рабочего времени. В итоге за период обычного 4-месячного рейса это даст возможность судну провести дополнительно постановку 1—2 порядков.

Заключение

Представленные выше результаты проведенных испытаний показывают, что утяжеленная хребтина не только не уступает по своим качествам обыкновенной, но и обладает рядом преимуществ. Вместе с тем на ее продвижение на российском рынке существенное влияние может оказать более высокая стоимость (на 15—23 % выше стандартной хребтины; Dietrich et al., 2008). Вместе с этим необходимо напомнить, что эффективность донного ярусного промысла зависит как от технических характеристик яруса, так и от многих других параметров, свя-

занных с особенностями биологии объектов лова и среды их обитания. В связи с этим утяжеленная хребтина может по-разному проявлять себя в разных промысловых районах и на разных объектах промысла. В отечественной литературе, например, существует мнение, что чем плотнее ярус ложится на дно, тем меньше уловы вследствие объедания наживы донными беспозвоночными животными (Кокорин, 1994; Сеславинский, 2003). Между тем результаты испытаний утяжеленной хребтины в Новой Зеландии и на Аляске (Robertson et al., 2002; Robertson, McNeill, 2003; Dietrich et al., 2008) показывают, что при ее применении улов рыбы не только не снижается, но и в ряде случаев достоверно увеличивается. Понятно, что эффективность применения утяжеленной хребтины зависит от многих причин (объекта лова, времени застоя ярусного порядка, глубин постановки, количественного и качественного состава макробентоса на этих глубинах и др.). Для объективных выводов требуется как можно более разносторонняя и объемная информация. Для прикамчатских вод необходима дополнительная информация прежде всего с промыслов трески и белокорого палтуса в Западно-Беринго-воморской и Восточно-Камчатской зонах, где концентрируется значительная часть промысловых усилий ярусного флота. В связи с этим целесообразно продолжить испытания утяжеленной хребтины в этих районах, сильно отличающихся по своим условиям от Охотского моря.

Исследования проводились в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF). Авторы выражают признательность администрации ООО "Камчатка-Восток" за предоставленную возможность проведения испытаний, экипажу ЯМС "Калам" и особенно капитану В.П. Хану за искреннюю заинтересованность и разностороннюю помощь во время работы в море. Комплект утяжеленной хребтины производства компании "A. S. Fiskevegn" был получен благодаря помощи Национальной службы рыб и диких животных США. Консультации и оборудование для изучения скорости погружения ярусов, в том числе датчики Mk9, предоставлены Э. Мелвином (Университет штата Вашингтон, США). Полевые работы финансировались Всемирным фондом дикой природы и Камчатским филиалом ТИГ ДВО РАН.

Список литературы

Артюхин Ю.Б. Морские птицы и донное ярусное рыболовство в Камчатском регионе : монография / Ю.Б. Артюхин, А.В. Винников, Д.А. Терентьев. — М. : Всемирный фонд дикой природы (WWF), Россия, 2006. — 56 с.

Артюхин Ю.Б., Винников A.B., Терентьев Д.А. Морские птицы и ярусное рыболовство в западной части Берингова моря и тихоокеанских водах Камчатки // Биология и охрана птиц Камчатки. — М. : ЦОДП, 2004. — Вып. 6. — С. 56-78.

Кокорин Н.В. Лов рыбы ярусами : монография. — М. : ВНИРО, 1994. — 421 с.

Кокорин Н.В. Проблема прилова морских птиц на яруса и некоторые пути ее решения // Вопр. рыб-ва. — 2000. — № 1. — С. 99-122.

Новиков Н.П. Промысловые рыбы материкового склона северной части Тихого океана : монография. — М. : Пищ. пром-сть, 1974. — 308 с.

Сеславинский В.И. Способы повышения эффективности донного ярусного лова // Изв. ТИНРО. — 2003. — Т. 135. — С. 382-392.

Чучукало В.И., Лапко В.В., Кузнецова Н.А. и др. Питание донных рыб на шельфе и материковом склоне северной части Охотского моря летом 1997 г. // Изв. ТИНРО. — 1999. — Т. 126. — С. 24-57.

Bjordal Ä., Lekkeborg S. Longlining. — Oxford : Fishing New Books, 1996. — 156 p.

Brothers N.P., Cooper J., Lekkeborg S. The incidental catch of seabirds by longline fisheries: worldwide review and technical guidelines for mitigation. — Rome : FAO Fisheries Circular, 1999. — № 937. — 100 p.

Bull L.S. A review of methodologies for mitigating incidental catch of seabird in New Zealand fisheries // DOC Research & Development Ser. — 2007. — № 263. — P. 1-57.

Dietrich K.S., Melvin E.F., Conquesr L. Integrated weight longlines with paired streamer lines — best practice to prevent seabird bycatch in demersal longline fisheries // Biol. Conserv. — 2008. — Vol. 141. — P. 1793-1805.

Lekkeborg S. Review and evaluation of three mitigation measures — bird scaring line, underwater setting and line shooter — to reduce seabird bycatch in the north Atlantic longline fishery // Fish. Res. — 2003. — Vol. 60. — P. 11-16.

Lekkeborg S., Robertson G. Seabird and longline interactions: effects of a bird-scaring streamer line and line shooter on the incidental capture of Northern Fulmars Ful-marus glacialis // Biol. Conserv. — 2002. — Vol. 106. — P. 359-364.

Melvin E.F., Parrish J.K., Dietrich K.S., Hamel O.S. Solutions to seabird bycatch in Alaska's demersal longline fisheries. — Seattle : Washington Sea Grant Program, 2001. — 53 p.

Robertson G., McNeill M. Interim report on the effectiveness of fast sinking longlines in reducing seabird mortality in the New Zealand ling longline fishery. — Unpubl. rep. — Kingston : Australian Antarctic Division, 2003.

Robertson G., McNeill M., King B., Kristiansen R. Demersal longlines with integrated weight: A preliminary assessment of sink rates, fish catch success and operational effects. — Unpubl. rep. WG-FSA-02/22. — Hobart: CCAMLR, 2002.

Robertson G., McNeill M., Smith N. et al. Fast sinking (integrated weight) longlines reduce mortality of white—chinned petrels (Procellaria aequinoctialis) and sooty shearwaters (Puffinus griseus) in demersal longline fisheries // Biol. Conserv. — 2006. — Vol. 132. — P. 458-471.

Sánchez A., Belda E.J. Bait loss caused by seabirds on longline fisheries in the northwestern Mediterranean: is night setting an effective mitigation measure? // Fish. Res. — 2003. — Vol. 60. — P. 99-106.

Wienecke B., Robertson G. Validation of sink rates of longlines measured using two different methods // CCAMLR Science. — 2004. — Vol. 11. — P. 179-188.

Поступила в редакцию 11.02.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.