Научная статья на тему 'Испытание снегами. О безопасности в лыжном туризме'

Испытание снегами. О безопасности в лыжном туризме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
241
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ / ПОХОД / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ПОДЪЕМ ПО СКЛОНУ / СПУСК ПО СКЛОНУ / ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВКИ / СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО / TECHNIQUE / SKI TOURISM / TECHNIQUES / VEHICLES / BACKPACKING / LIFTING ON A SLOPE / DESCENT ON A SLOPE / SAFETY NET CONSTRUCTION / RESCUE EFFORTS / TRANSPORTATION OF AN INJURED PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Циперсон Эдуард Хаимович

Представлена методика применения особых технических приемов лыжного туризма в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварийных ситуациях). Рассмотрена методика преодоления подъемов и спусков по крутым снежным склонам, требующих организации перил. Представлены методические приемы организации спасательных работ изготовление и использование «волокуш» в различных условиях транспортировки пострадавшего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Test by snow (About safety in ski tourism)

The technique of application of special techniques of ski tourism in condition of force majeure (emergencies) is shown in the article. There is considered the technique of liftings and descents overcoming on the steep snow slopes, where handrails need organizing. There are presented methodical patterns of rescue operations organization construction and the use of “travois” in various conditions of the injured person transportation.

Текст научной работы на тему «Испытание снегами. О безопасности в лыжном туризме»

гда можно найти возможность передохнуть, на минуту расслабиться, погреться на солнышке или хотя бы загородиться от ветра. В лыжном походе такая возможность предоставляется в исключительных случаях, которые ждешь, но на которые не нужно рассчитывать. Коллективный характер, прочность установившихся межличностных связей проявляется в школьной туристской группе после первого лыжного путешествия. И потому в лыжные походы нужно ходить. Нужно продолжать в них ходить, даже если в Хибинах перестанут проводиться соревнования и даже если сами Хибины сроют до основания. На Кольском полуострове много тундр, не только Хибинские. Все не сроют, какие-то тундры останутся.

УДК 379.852

Э. Х. Циперсон

ИСПЫТАНИЕ СНЕГАМИ О безопасности в лыжном туризме

Представлена методика применения особых технических приемов лыжного туризма в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварийных ситуациях). Рассмотрена методика преодоления подъемов и спусков по крутым снежным склонам, требующих организации перил. Представлены методические приемы организации спасательных работ - изготовление и использование «волокуш» в различных условиях транспортировки пострадавшего.

The technique of application of special techniques of ski tourism in condition of force majeure (emergencies) is shown in the article. There is considered the technique of liftings and descents overcoming on the steep snow slopes, where handrails need organizing. There are presented methodical patterns of rescue operations organization - construction and the use of "travois" in various conditions of the injured person transportation.

Ключевые слова: методика, лыжный туризм, поход, технические приемы, подъем по склону, спуск по склону, организация страховки, спасательные работы, транспортные средства, транспортировка пострадавшего.

Keywords: technique, ski tourism, backpacking, techniques, lifting on a slope, descent on a slope, safety net construction, rescue efforts, vehicles, transportation of an injured person.

Данная статья написана на основе издания «Техника обеспечения безопасности туристских походов и соревнований подростков» под редакцией С. М. Губаненкова (СПб.: Издательский дом «Петрополис» Санкт-Петербург, 2013), которая является сокращенным, переработанным и дополненным изданием брошюры «В помощь руководителям команд и участникам соревнований «Заполярный март», изданной в 2005 г. фирмой «Снаряжение» (СПб.). Нами выбраны разделы, касающиеся применения особых технических приемов, знание которых может пригодиться в условиях чрезвычайных обстоятельств лыжного походы. Из числа таких обстоятельств здесь рассматриваются подъемы и спуски по очень крутым снежным склонам, требующие организации перил, а также организация спасательных работ - изготовление и использование «волокуш» в различных условиях проведения транспортировки пострадавшего. Наша цель - ознакомить педагогов, готовящих команды подростков к предстоящим соревнованиям по лыжному туризму, с техническими приемами, известными мастерам лыжного и горного туризма, но не описанными ни в одном издании туристской методической литературы, по меньшей мере, за последние 10-15 лет.

1. Искусственная опора на спуске по снежному склону

Каждый руководитель горного или сложного лыжного похода хоть раз, да сталкивался с задачей организации спуска группы с крутого и опасного снежного склона. Для руководителя совершенно очевидна необходимость навешивания спусковых перил, но в месте начала спуска не оказывается ни деревьев (что вполне объяснимо), ни камней, удобных для обхвата опорной петлей, ничего того, что мы называем «точкой опоры». Снег и только снег. Данная ситуация достаточно частая для сложного горного похода, но, к счастью, редкая для лыжного (по меньшей мере - на захоженных в период школьных каникул перевалах Хибинских гор). Тем не менее она не исключена в условиях потери видимости и ориентировки, когда группа может выйти на понижение, по сложности весьма отличное от запланированного перевала.

Понятно, что в этом случае нужно самим создавать точку опоры из того, чем мы располагаем. В специальной туристской литературе описано несколько способов решения такой задачи, а именно с помощью двух-трех ледорубов или специального приспособления «снежный якорь». Система забивается в снег, и к ней

присоединяются перила. После завершения спуска последнего участника (именно такую задачу ставит техника безопасности), система извлекается из снега и скидывается вниз с помощью подключенной сдергивающей веревки.

О «снежном якоре» (рис. 1) здесь говорить не будем: это специальное и сложное в изготовлении устройство. Мало кто из руко-

водителей школьных туристских групп его видел, и еще меньше -применял. Ледорубы в лыжных группах (2-я и выше категория сложности) бывают чаще, но хотим дать вам некоторые советы по их применению.

Выполнение приёма организации опоры (рис. 2) требует серьезной тренировки, особенно в налаживании процесса сброса. Успех извлечения из снега вашей системы зависит от конкретных условий: состояния снега, его плотности и влажности. В условиях реального похода группа обязательно проверит систему «на извле-каемость» еще до того, как со склона уйдет последний участник. Есть еще одно обстоятельство. При очень сильном рывке за ««сбрасывающую» веревку связка ледорубов имеет неприятное свойство не скользить вниз по склону, а лететь над ним в направлении приложенного усилия, причём гораздо быстрее, чем вам бы того хотелось.

Рис. 1

Рис. 2

(По книге: П. П. Захаров, Т. В. Куденко «Школа альпинизма»)

Ледорубы при желании можно заменить одной большой снеговой лопатой, заранее просверленной посередине. Вытащить большую лопату из снега методом «выдёргивания» довольно трудно, и вы стоите перед выбором: следует ли лишаться одной из лопат, выхлестнув из нее перила известными всем способами. В походе хорошее снаряжение не бросают. Остается одно: иметь в качестве опоры нечто, что хорошо держит перила, но не представляет особой ценности и может быть без особого сожаления оставлено на склоне.

Предлагаем такой вариант.

Большой крепкий мешок (чехол от спальника, пуховки и т. п.) объёмом более 5 литров и длиною не менее 50 см туго набивается снегом и хорошо завязывается (рис. 3).

Рис. 3

На середине затягивается петля из сдвоенной веревки, на конце завязывается «узел проводника». Длина петли не менее двух метров от линии перегиба склона (начала спуска). Не ближе 11,5 м от края спуска в снегу роется траншея не менее 0,7-1 м глубиной, в нее укладывается и утрамбовывается мешок, тщательно засыпается снегом и снова утрамбовывается. Снег «на спуск» прорезается петлей, и готовятся перила. Пока вешаются перила и участники готовятся к спуску, снег успевает «схватить» опору в достаточно надежный блок (рис. 4).

набить снегом

Этот способ давно освоен в альпинизме. Если протяженность крутого спуска превосходит длину перил, и вам нужно обязательно остановить участников на их конце, то контрольный узел дол-

Рис. 4

жен быть завязан на конце перил еще до их сброса. Если вас смущает судьба оставленного наверху карабина, в крайнем случае можно обойтись и без него. Опорная петля должна заканчиваться маленьким узлом «проводника» (см. выше). Проденьте в него конец перил и завяжите на нем «стремя» вокруг короткого прочного предмета: толстая палка, отвертка, напильник и т. п. Вот вам и упор перил. Остается лишь подключить к концу сдергивающую веревку (рис. 5). Но помните! Стащить перила через петлю гораздо труднее, чем через карабин. Не забудьте перед снятием перил развязать контрольный узел на их нижнем конце, иначе у вас будут проблемы со снятием перил.

Если вы навешиваете сдвоенные перила, то перила сбрасывают уже связанными на нижнем конце. «Схватывающий узел» самостраховки в этом случае накладывают сразу на обе веревки перил.

2. Искусственная опора на подъеме по снежному склону

Организация подъема группы по крутому снежному склону -задача более трудоемкая, чем спуск, и гораздо более рискованная для первого участника, идущего навешивать перила. Он идет практически без страховки, и свою безопасность обеспечивает сам. Зато организация опорной точки для перил решается гораздо проще: что закопал, то, по завершении подъема группы, и вытащил. А уж съем перил вообще не представляет для вас особого труда. Нужна ли в лыжном походе нижняя опорная точка для перил (страховки) - ре-

Рис. 5

шайте сами. Если под вами уже пологий склон и при срыве «первого», последующего его падения до уровня начала подъема, и даже ниже, ему ничего не грозит (как-то: продолжение падения по крутому склону, удары о заструги и камни), то нижняя опора и не нужна. А вот если такая опасность есть, то придется делать не только нижнюю, но и промежуточные точки страховки.

Подъем «первого». Перильную веревку «первый» подключает к страховочному поясу или обвязывается ею. Подъем «первого» - тяжелая работа. Если склон покрыт достаточно жестким настом, то ее можно облегчить использованием кошек. Но на кошках нужно уметь ходить, иначе вместо помощи они станут причиной срыва. И не забывайте периодически выбивать ледорубом из кошек налипший снег - это первая причина срыва. Рюкзак у «первого» должен быть легким, а лучше - совсем без него. Лыжи следует нести за спиною, на шнуре, как ружье. Самостраховка организуется лыжными палками (лучше - сдвоенными, а то согнет или сломает), а лучше с помощью ледоруба. Раз уж говорим о насте на склоне, нужно обратить на обувь «первого». Наст пробивается сильным ударом обуви, имеющей твердый носок. Бахилы, выполненные на основе галош, а тем более сшитые «мешком» из текстиля, - неподходящее снаряжение для этой задачи. Метод подъема с ледорубом «в три такта» изображен на рис. 6.

Перила снизу нужно выдавать, как минимум, двоим: один выдает, другой успевает разматывать конец. Если не успеете «выдать» и дернете перила, то «первый» может полететь вниз по склону. Нижний конец перил «на всякий случай» пристегните к кому-нибудь из группы.

а б в 'г

Рис. 6

(По книге: П. П. Захаров, Т. В. Куденко «Школа альпинизма»)

Организация опоры. Здесь, как мы сказали, можно применить обычное снаряжение, которое наверняка есть в группе.

Вариант 1. Самым быстрым и надежным способом является применение большой снеговой лопаты. Заблаговременно (до похода) просверлите в лопате два отверстия по 15 мм.

Перед подъемом вдерните в лопату петлю из основной веревки и надежно свяжите концы. Длина петли - 1,5-2 м, на середине заранее завяжите «узел проводника» (рис. 8).

Вбейте лопату в заранее притоптанную площадку, прорежьте снег петлею вниз (прихватить с собой ножовку). Еще присыпьте и притопчите снег, навесьте карабином перила (рис. 9).

Рис. 7

Рис. 8

/

Рис. 9

Опору можно подстраховывать: наступить на нее ногой (коленом) или сесть сверху. Если почувствуете, что опора «ползет», нужно остановить подъем и снова ее утрамбовать. Не оставляйте опору без контроля!

Вариант 2. Применяем ледоруб и лыжу. Ледоруб продеваем в «узел проводника» на конце перил и забиваем его в снег максимально глубоко. Трамбуем снег вокруг. Если штычок уперся в грунт, а головка торчит над снегом больше чем на ладонь, опора может вылететь! Положите перед ледорубом лыжу на ребро и вбейте ее в таком положении в снег (рис. 10).

Все присыпьте снегом и еще раз затрамбуйте. Под перила прорежьте канавку вниз. Не отходите от опоры, держите ее, особенно во время выхода участника наверх: в этот момент он тянет перила не вниз, а вверх, и может выдернуть ледоруб из снега.

Вариант 3. Нет ледоруба, нет подходящей лопаты. «Первый» несет наверх не две, а три-четыре лыжи (связать эспандерами в пакет и повесить за спину). Если наверху снег глубок, (лыжа уходит не меньше чем по грузовую площадку), вбейте 2 связанные лыжи (рис. 11). Перила навесьте на уровне грузовой площадки. Перед лыжами также вройте лыжу - подпору. Снег вокруг также подсыпать и утрамбовать. Держите опору.

Рис. 10

- Г Г —<

Рис. 11

Напоминаем:

1. Опору (в любом варианте) ставьте подальше от перегиба склона (на 3-4 м): заканчивая подъем и выходя наверх, участник не должен вплотную подходить к опоре, так как, нагружая перила, он в этот момент тянет их не вниз, а вверх, и может вырвать опору из снега.

2. Держите опору, подпирайте ее спиной или сидите на ней. Помните главное: снег коварен и может подвести!

3. Перила проходят по одному, «схватывающий» ведут впереди себя. Лыжи и палки надежно пристегивайте к рюкзаку: засовывайте горизонтально под клапан или вертикально, под боковые стяжки, и пристраховывайте эспандерами. Уронить по склону тяжелую лыжу не только неприятно, но и опасно для стоящих внизу.

3. Организация спасательных работ

От травм и тяжелых заболеваний не гарантирован никто, тем более в серьезном лыжном походе, когда человека испытывают и сложный рельеф, и суровый климат, и необычные формы выживания - питания, ночлега, организации быта. Мы рассматриваем сейчас тяжелые случаи, когда человек в силу травмы или заболевания не способен передвигаться на лыжах, даже без рюкзака. Необходима транспортировка, а значит, и средства транспортировки.

Требования к транспортировочному средству определяются, прежде всего, конкретными условиями, в которых нам приходится проводить спасательные работы. Условия проведения спасработ высоко в горах, на перевале, под перевалом, по пути к зоне леса, когда мы находимся на совершенно открытом пространстве, имеем дело с достаточно плотным снежным покровом и полным отсутствием леса, в корне отличаются от условий при нахождении в зоне леса, в долине, где глубина снега велика, а жесткого поверхностного слоя (наста) нет. И сами условия работы (холод, ветер, возможности защиты и обогрева) тоже весьма различны. Наконец, различные виды травм предъявляют свои требования к конструкции спасательного средства.

Начнем с худшего. Травма может произойти на перевале, под перевалом. Обстановка холода, сильного ветра, наступающей темноты не располагает к долгим размышлениям о способах транспортировки, кропотливому сверлению отверстий в лыжах и лопатах, ввинчиванию десятков саморезов, наматыванию веревок, проволоки и скотча. Замерзающие при работе руки греть негде. Замерзают участники, не принимающие участия в работе. Все должно быть сделано в считанные минуты, с использованием специального спасательного комплекта, по отработанному на многократных тренировках методу.

Если мы хотим иметь комплект спасснаряжения, позволяющий быстро собрать волокушу, при ее разработке нужно сразу задаться некоторыми условиями.

1. Транспортирующая группа должна продолжать движение на лыжах. Даже если сейчас склон покрыт жестким настом, то при подходе к зоне леса оказавшиеся без лыж участники встанут, застряв в снегу. Следовательно, для изготовления наших волокуш могут быть использованы только лыжи пострадавшего и запасные лыжи, т. е. практически не более двух пар.

Это условие выдвигает еще одно требование к группе: нельзя выбрасывать сломанную лыжу. Дайте участнику запасную, тщательно соберите все обломки, и вечером, с помощью бинтов, бандажа, струбцин и эпоксидного клея обязательно восстановите лыжу и подвесьте ее на ночь над печью. Утром вам останется только зачистить натеки клея. Несчастный случай с участником может сопровождаться и поломкой его лыжи (хуже - обеих лыж). Следовательно, в любом случае, для быстрой сборки волокуш должна быть наготове пара целых (отремонтированных) лыж.

2. Наша конструкция должна максимально использовать уже имеющиеся в группе предметы походного снаряжения и минимально - специальное оснащение, применимое только для спасра-бот. Это диктует и без того немалый вес группового снаряжения.

3. Специальное снаряжение должно быть доступно для самостоятельного изготовления в школьном кабинете труда из материалов, имеющихся в открытой продаже.

Одной из таких «скоростных» моделей является «кокон», конструкция, придуманная сборной командой Ленинграда для соревнований по технике лыжного туризма. Это большой чехол из плотного синтетического материала (типа ТЭЗА), куда помещают «пострадавшего», уложенного в спальный мешок. К чехлу пришиты петли для подключения транспортировочных концов. Для походов «кокон» применяют редко: он довольно тяжел (3-4 кг) и ни для чего, кроме спасработ, не применим. По глубокому снегу тащить его тяжело. Кроме того, он мягок, и в случае переломов у пострадавшего все удары о заструги, неровности склона, камни скажутся на его состоянии. На участках, где пострадавшего нужно переносить на руках (спуск по осыпи, по камням), «кокон» при такой травме плох в силу той же своей гибкости.

Вторая «скоростная» конструкция - это настил снеговых лопат на лыжи. Понятно, что это должны быть лопаты, изготовленные с учетом возможности их использования для спасработ. Лопаты (4 штуки), средней величины (320х450 мм), выполняются строго по единому шаблону. Вдоль обеих длинных сторон сверлятся отверстия под саморезы (рис. 12).

Рис. 12

Сборка происходит в следующем порядке. Со свободных лыж снимают крепления. Чтобы передняя лопата не загребала снег, с помощью топора ее загибают, положив на плоский камень, на обух второго топора, на кант лыж. Лопаты укладываются встык на лыжи и крепятся саморезами 3х8-10 мм, по центру лыжи. Сквозь специально просверленные в лопате отверстия продергиваем репшнур для привязывания пострадавшего к волокушам. Все это группа успевает сделать, пока происходит оказание помощи, иммобилизация, укладка пострадавшего в спальник и т. д. Поверх лопат настилаются коврики. Участника в спальнике, вместе с ковриками привязывают к волокуше. Транспортировочные концы подключают к отверстиям первой и последней лопаты.

Модель заманчива. Здесь нет специального «спасательного» снаряжения: лопаты в походе нужны, а уж если одним маршрутом идут две группы, то «излишнего» числа лопат вообще не существует. Чтобы ввернуть порядка 50 саморезов, нужно время, но если в группе есть 4 отвертки с мощной ручкой и 4 крупных трехгранных шила, то 4 «мастера» справятся со сборкой за 15 минут. Безусловным достоинством модели является то, что она сравнительно легко пойдет по глубокому снегу. Главный недостаток модели - ее жесткость. Так же как в «коконе», пострадавший будет чувствовать все неровности склона, настеленные коврики не смогут полностью амортизировать удары о поверхность.

Вторым недостатком модели является ее недостаточная прочность. Небольшая толщина лыж, короткие саморезы не позволяют надежно связать конструкцию. Удары передней лопаты о камни, заструги выбивают соединение. Чтобы в какой-то степени устранить этот дефект, делается следующее:

- в «передних» углах лопаты заблаговременно сверлятся 2 отверстия диаметром 8 мм;

- загибая переднюю лопату, стараются обмять (двумя топорами) ее углы так, чтобы они возможно ближе прижались к носкам лыж;

- закрепив саморезами переднюю лопату, сквозь указанные отверстия проходим носки лыж сверлом диаметром 8 мм, для чего нужно иметь такое сверло, зажатое в рукоятке (цанге);

- вставляем в отверстия винты М 6х30, подложив с обеих сторон большие шайбы, и аккуратно подтягиваем загиб лопаты к носкам (см. рис. 13).

Даже если мы не полностью прижмем загиб, все равно значительно укрепим соединение лопаты с лыжами. Хорошо через заложенные в конструкции отверстия крепко скрутить соседние лопаты между собой с помощью мягкой стальной проволоки.

Рис. 13

Третья модель. Очевидно, что наиболее комфортным для транспортировки пострадавшего вариантом является установка прочных, удобных носилок на лыжи, причем так, чтобы настил носилок (тело пострадавшего) было приподнято над поверхностью снега. Такая конструкция позволяет сравнительно легко передвигать ее по насту, но, конечно, труднее по мягкому снегу. Жестко соединенная, такая конструкция удобно берется группой на руки (на плечи) для переноса через бесснежные участки морен, не травмируя пострадавшего дополнительно. Ее даже можно прицепить к медленно движущемуся снегоходу, если группе повезет встретить такой.

Если уж так повезет, то помните: тащить волокушу снегоходом можно только на жесткой сцепке, т. е. треугольником соединить две лыжные палки с передней балкой (носками лыж) и с гаком снегохода. Транспортировать волокуши за снегоходом на веревке нельзя! Скорость движения должна быть не более 10 км в час.

Предлагаемая модель имеет в основе конструкцию, разработанную в начале 80-х ленинградским туристом-лыжником А. Гор-деевым. В детском туризме она впервые была применена на зимних петербургских соревнованиях в начале 90-х, дорабатывалась на Станции юных туристов, популяризировалась в ее методических разработках и с тех пор претерпела ряд доработок и усовершенствований. Сегодня такие спасательные комплекты имеют многие школьные коллективы туристов Санкт-Петербурга.

Главный узел спаскомплекта - лыжный носок, обязательный предмет ремонтного набора лыжной группы, и в нашем комплекте должно быть 4 таких носка. Он должен быть очень прочным, выполнен методом штамповки (выдавливания) из листа алюминиевого сплава толщиной 1-1,5 мм или тщательной гибкой и аргонной сваркой углов. Это единственная деталь, недоступная для изготовления в школьных условиях, ее нужно заказывать у наших умельцев слесарей. Внутрь нужно вставить жесткую стальную пластину (вкладыш), препятствующую его деформации под нагрузкой. Не надейтесь заменить этот узел на распространенный у туристов «носик», сделанный из загнутой пластины. Он годится только для кратковременного ремонта сломанной лыжи, и требует при ходьбе постоянно ее приподнимать. Зарываясь в снег, такой слабый носок гнется, а если команда еще использует на спасработах лыжу с отломанным носком, то такой слабый металлический «носик» просто сложится пополам. Наш носок делается из расчета самой широкой лыжи группы, причем нужно учесть, что носковая часть лыжи шире самой лыжи на 6-10 мм.

Прижимные винты должны иметь большие головки («барашки»), позволяющие зажимать носок на лыже руками, без помощи инструментов (рис. 14). Они есть в продаже в магазинах «Метиз».

Второй важной деталью являются стойки - легкие пружинящие детали, плотно по ширине вставляемые внутрь носка и прижимаемые винтами воедино с лыжей. Стойки высотой 120 мм, должны быть прочными, выполнены из толстой (не менее 1 мм) жесткой пружинящей стали. Их нам нужно 6 штук, по 3 на лыжу. Мягкие (алюминиевые) стойки будут смяты усилием транспортировки - именно к ним подключают концы. Много времени занимает установка средних стоек. Их обычно привинчивают к лыже шурупами на грузовую площадку в упор к креплениям. Поэтому отверстия в подошвах стоек делают только у двух средних. Эффективным будет применение специальных средних скоб. Это тот же «носок», но без передней, собственно «носковой» части. Средняя скоба делается по ширине и толщине грузовой площадки лыжи, также надевается (через «пятку») в упор к имеющимся на лыже креплениям и также прижимается винтами, вместе со средней стойкой (рис. 15), полностью избавляя нас от необходимости ввин-

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Балки поперечные жестко соединяют две параллельные стойки на обеих лыжах. Балки определяют ширину, а значит, и комфортность волокуш, оптимально - 500-600 мм. Балки выпол-

няют из алюминиевого П-образного профиля или литого уголка из алюминиевых сплавов, не менее 40х40 мм. В балках и стойках по единому шаблону сверлятся отверстия для винтового соединения. На концах балок вырезаются прорези для фиксации лаг.

Лаги - продольные балки, замыкают конструкцию, служат основой настила и определяют длину волокуш. Лаги укладывают в вырезы поперечных балок и прикручивают мягкой стальной проволокой или тонким шнуром. Лаги можно делать из связанных лыжных палок, в лесу - из тонких стволов, но лучше и быстрее всего - из второй пары лыж, пусть даже ломаных. Вот для чего нам всегда нужна вторая пара! И ширину прорези в балке мы делаем под лыжу.

Укосины не позволяют волокушам изменять форму (складываться «в параллелограмм») в результате неодинаковой нагрузки на полозья - лыжи при их тяге. Последнее неизбежно, когда волокуши начнут зарываться в снег, и это ведет к разрушению соединений и поломке деталей. Выполняются из двух лыжных палок, прикрученных крест-накрест между передними и средними стойками, а еще лучше - между средними и задними.

Настил. Приведенный в пособии метод плетения гамака репшнуром является классикой альпинистской литературы. Гамак (см. рис. 17) очень комфортен, за исключением случая травмы таза или позвоночника. Гамак требует обязательной установки укосин, (см. рис. 18), иначе волокуши с гамаком не обеспечат жесткости конструкции.

Есть еще более «быстрые» модели конструкции:

Средняя балка делается не из П-образного профиля, а из мощного литого дюралевого уголка, не менее 30х30 мм. Уголок крепить к стойке гораздо удобнее, чем П-образный профиль. В передней и задней балках-поперечинах просверлите по 3 отверстия под диаметр палки, из рис. 19 ясно, что совпадать они не должны. В средней балке-уголке должен идти сплошной ряд таких же отверстий, примерно через 25 мм. Соберите волокушу. Закрепите на балках лаги. С шести палок нужно снять кольца или, наоборот, ручки, в зависимости от их конструкции. Понятно, что на тренировках нужно проверить такую возможность.

Теперь остается лишь вдвинуть палки навстречу: три - сквозь переднюю и среднюю балки, три - сквозь заднюю и среднюю. Да-

же искривленная палка найдет себе «парное» отверстие в среднем угольнике. Положите на палки две-три лопаты, пару ковриков и туго стяните поверх репшнуром крест-накрест углы волокуш и концы средней балки. У вас получится жесткая конструкция, не нуждающаяся ни в укосинах, ни в гамаке. Вы лишились шести палок? Но тем, кто тянет волокушу, достаточно иметь по одной.

Рис. 19

В последние годы наши умельцы изготавливают все более хитроумные конструкции балок, позволяющие собрать волокуши из лыж за считанные минуты. Но они гораздо сложнее в изготовлении и вызывают интерес в основном среди коллективов, регулярно выступающих на соревнованиях «Заполярный март», где команде при проведении этапа «Спасработы» действительно дорога каждая минута.

Сопутствующая оснастка и порядок сборки волокуши.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спаскомплект собирается в отдельную упаковку: 6 вложенных друг в друга стоек и 3 балки. Банка с крепежом М5 - винты, шайбы, гайки, саморезы 4 мм, все в полуторном их количестве, на случай потерь. Моток мягкой стальной проволоки 0,5 мм - 2 м. Все это весит не более 1,5-2 кг. Носки хранят отдельно: они понадобятся на случай поломок лыж на маршруте. Из инструмента понадобятся отвертка, торцевой ключ М5, шило, пассатижи и кусачки для работы с проволокой. Пинцет нужен для работы с крепежом при низкой температуре. Понятно, если мы хотим подключить к работе по сборке несколько человек, то нам понадобится несколько комплектов инструмента. Для стяжки волокуш и гамака понадобится 2 репшнура по 20 м.

В ходе тренировок следует яркой краской разметить и перенумеровать все детали, это значительно облегчит сборку.

Порядок сборки. Прежде всего, в соответствии с нанесенной нумерацией, попарно привинчиваем стойки к трем балкам. На носы лыж надеваем «носки». Если есть, то надеваем средние скобы на грузовые площадки лыж (см. рис. 16). Надеваем «носки» на пятки лыж. Сжимаем упругие стойки и вставляем их с привинченными балками в «носки»: вперед, назад и посредине, в средние скобы. Если средних скоб нет, то по отверстиям в средних стойках, крупным шилом прокалываем грузовые площадки и вгоняем саморезы. Затягиваем на «носках» винты-барашки, прижимая подошвы стоек к лыжам. Теперь можно прикручивать лаги и решать вопросы с укосинами и настилом.

Укладка «пострадавшего». Независимо от модели волокуш голова и ноги пострадавшего не должны выходить за их габариты. Это опасно. Если волокуши коротки, согните в коленях ноги «пострадавшего» и закрепите их в этом положении. Крайне желательно наличие у пострадавшего каски. На участках значительных спусков по склону нужен страховочный пояс (обвязка). В любом случае необходимы больше защитные горнолыжные очки. Обязательно поверх каски должен быть надет и закреплен мягкий капюшон пуховки или спального мешка. Тело закрепляется на волокуше по груди и бедрам.

Пострадавшему грозит опасность не только упасть с волокуш. Транспортирующие участники идут и впереди, и с боков волокуш, подтягивая их и разворачивая. Опасна близость их лыжных палок, которыми они неосторожно могут ударить, даже попасть штычком в голову, в лицо. Вот почему так нужны каска, капюшон, очки. На сложном участке вообще следует укрыть его капюшоном наглухо, с головой.

Транспортировка «пострадавшего». Каждая задача: движение вперед, управление, торможение - требует своей локальной веревки, петли, поводка. Пытаться все это выполнить с помощью одной 40-метровой веревки чрезвычайно сложно.

Передний повод. На концах и на середине пятиметрового куска основной веревки завязываем «узлы проводника». Пристегиваем

карабинами концы повода к стойкам, но в глубоком снегу - только к средним стойкам. В глубоком снегу нельзя тянуть волокуши за передние стойки - сорвете их с лыж вместе с балкой и носками. Средние стойки упираются в имеющиеся на лыжах крепления и держатся лучше. К узлу «проводника» на середине переднего повода пристегиваем главный повод - длинную (20-25 м) веревку с петлями для движения «цугом». К этому же карабину пристегиваем длинную страховочную петлю от пояса «пострадавшего».

Два боковых повода, такие же, как передний, но длиннее (810 м). Средний узел «проводника» - длинный, в виде петли до 1 м, чтобы можно было надеть через плечо «бокового» участника. Концы повода пристегивают к передней и задней стойкам. Боковой участник может просто тащить волокуши, нагружая заднюю стойку, может маневрировать волокушами, подтаскивая к себе переднюю или заднюю тягу, может оттянуться назад и работать на торможении, при необходимости - отстегнув повод от передней стойки.

Если нам предстоит крутой подъем (ничто не исключено), достаточно передний повод перекинуть через волокуши назад, за голову «пострадавшего», и развернуть их «головой вверх».

4. Особые задачи

Транспортировка - непростой процесс и может длиться не один час, а иногда даже не один день. Нужно уберечь пострадавшего от других возможных бед, и прежде всего от переохлаждения. Мы не затрагиваем вопросы оказания доврачебной помощи - это тема других пособий. Но в нашем случае участник весь день неподвижно лежит на волокуше, а это в условиях зимнего Заполярья небезопасно.

Участник должен быть постоянно тепло одет. Стесняющий штормовой костюм следует снять, но надеть теплый комбинезон, свитер и пуховку. Лыжные ботинки, сжимающие ногу, снять. Надеть еще одни просторные шерстяные носки и, если есть, то теплые вкладыши ботинок, или теплые боты, и т. п. Обязательны шерстяные перчатки, теплая шапка, каска, горнолыжные очки (см. выше). Лицо закрыть теплой маской или шарфом. Поверх всего натягивается теплый капюшон пуховки. На настил следует положить 2-3 туристских коврика. Спальный мешок должен быть из класса низких температур, но и этого еще мало. Такие мешки не рассчитаны на серьезную ветрозащищенность, поэтому нужно

вложить друг в друга 2 мешка, а если применяем один, то его тщательно обернуть тентом, пленкой, наконец - шатром. Не затягивайте туго пояса-фиксаторы: руки участника должны быть свободны. Голову приподнимите, положите под нее какую-либо мягкую упаковку. Постоянно имейте термос с теплым питьем. Не забывайте о естественных надобностях пострадавшего и периодически сами спрашивайте об этом: подросток может стесняться попросить.

Транспортировка на спуск, на ровной местности, на незначительных подъемах идет ногами вперед. Оборачиваясь, транспортирующие видят его лицо, слышат его голос. Налетая на заструги, камни, передняя балка волокуш должна передавать удары на ноги, а не на голову.

5. О плане спасательных работ

Руководитель должен сразу определить план спасработ. Что правильнее? Спустить пострадавшего к зоне леса, заночевать и утром послать (побежать самому) за помощью в расчете, что не позднее вечера вернется со снегоходом и санями, будь то спасатели или местные жители? Или группе к месту оказания помощи идти всю ночь, но это возможно лишь при условии, что в долине точно есть хотя бы «буранная» дорога, потому что по глубокому снегу волокуши не дотащить и за ночь? Как использовать современные возможности спутниковой и мобильной связи?

Руководитель не должен искать ответы на эти вопросы. Действия в связи с подобным ЧП должны быть запрограммированы в проекте похода применительно к каждому его участку: маршрут движения (транспортировки), место ночлега, возможности связи, контактные телефоны, наличие населенных пунктов и их возможности, насыщенность территории туристскими группами, местными любителями-рыбаками и т. п. Это и называется всесторонней подготовкой похода. И конечно, она включает в себя обеспечение группы аптечкой, спасательным снаряжением и практические занятия по его использованию.

Травма участника - травма не только физическая, но и психологическая. Пострадавший участник понимает, что стал причиной общего несчастья, что сорвал планы группы, что вместо желанного похода вынуждает товарищей выполнять тяжелую работу по его транспортировке. Все это чрезвычайно угнетает, ухудшает его со-

стояние. Непрерывно общайтесь с ним, подбадривайте, шутите. Сумейте убедить всю группу, что случившееся не провал похода, а новое суровое испытание, которое группа должна с честью выдержать.

УДК 371.487; 379.83/.84

И. Е. Ильяшенко

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА МЕСТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере сезонной туристской игры «Зимние забавы»)

В статье показаны этапы организации и проведение в зимнее время подвижных игр на местности с использованием элементов туризма. Раскрыта методика проведения зимних подвижных игр с элементами туризма на территориях городских лесопарков и парковых зон. Подробно описаны правила организации деятельности команды на отдельных этапах туристской игры «Зимние забавы».

The article describes the stages of the organization and carrying out outdoor games in winter time with the use of tourism peculiarities. There is revealed the technique of carrying out winter outdoor games with tourism elements on the territories of city forest parks and park zones. The author describes in detail the rules of the teams' activity organization on separate stages of the tourist game "Winter Entertainments".

Ключевые слова: подвижные игры, игры на местности, команда, здоровый образ жизни, правила игры, этапы, деятельность.

Keywords: outdoor games, team, a healthy lifestyle, rules of the game, stages, activity.

Изучая различные подходы к организации подвижных игр как формы деятельности, мы отмечаем, что игра обеспечивает активное вовлечение школьников в туристско-краеведческую деятельность и открывает педагогу большие возможности в работе детьми разных возрастных категорий. Проблема вовлечения детей и подростков в XXI веке в активные формы туристско-краеведческой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.