Научная статья на тему 'ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА РУБЕЖЕ XIX - ХХ ВВ.: К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА РУБЕЖЕ XIX - ХХ ВВ.: К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКО-РЕМЕСЛЕННЫЕ КОЛОНИИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ СО ШКОЛАМИ САДОВОДСТВА / ОГОРОДНИЧЕСТВА / ПЧЕЛОВОДСТВА И ХМЕЛЕВОДСТВА / ГОРОДСКИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ ПРИЮТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ельчанинов Анатолий Петрович

Автором показано, что идея использования труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в процессе производства сельскохозяйственной продукции не является новой. В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы исправительных заведений для несовершеннолетних, которые, как правило, представляли собой земледельческо-ремесленные колонии, приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства, городские ремесленные приюты. Создавая их, законодатель преследовал цель содействовать нравственно-социальному воспитанию, исправлению несовершеннолетних и распространению в народе знаний в области садоводства, огородничества, пчеловодства. Автор считает удачным опыт создания системы стимулов для воспитанников после успешного окончания школы садоводства и огородничества (выдача аттестата, одежды, денежных средств, освобождение от применения к ним в будущем телесных наказаний и др.). Сделан вывод о том, что путем создания школ садоводства и огородничества 2 разряда при исправительных приютах для содержания несовершеннолетних государство пыталось решить сразу несколько проблем: остановить разрастание детской и подростковой преступности, вооружить выпускников приютов знаниями в области сельского хозяйства, что в дальнейшем должно было бы облегчить процесс их ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ельчанинов Анатолий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF COMPULSORY EDUCATION OF MINORS OF AGRICULTURAL SPECIALIZATION IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE TURN OF THE XIX - XX CENTURIES: ON THE ISSUE OF THE GOALS OF CREATION AND EFFICIENCY OF FUNCTIONING

The author shows that the idea of using the labor of persons serving a sentence of imprisonment in the production of agricultural products is not new. This paper examines the organizational and legal foundations of correctional institutions for minors, which, as a rule, were agricultural and craft colonies, orphanages with schools of gardening, horticulture, beekeeping and hop-growing, city craft orphanages. By creating them, the legislator pursued the goal of promoting the moral and social education and correction of minors and the dissemination of knowledge in the field of gardening, horticulture, beekeeping among the people. The author considers the experience of creating a system of incentives for pupils after successful graduation from the school of gardening and truck farming successful (issuance of a certificate, clothing, money, exemption from corporal punishment in the future, etc.). It was concluded that by creating schools of gardening and truck farming of the 2nd category in correctional shelters for the maintenance of minors, the state tried to solve several problems at once: to stop the growth of child and adolescent crime, to equip the graduates of shelters with knowledge in the field of agriculture, which in the future should have made it easier the process of their resocialization.

Текст научной работы на тему «ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА РУБЕЖЕ XIX - ХХ ВВ.: К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 343.815:631.115(470)"189/190"

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.: К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Анатолий Петрович Ельчанинов

Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия, petrovich2102@rambler.ru

Аннотация. Автором показано, что идея использования труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в процессе производства сельскохозяйственной продукции не является новой. В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы исправительных заведений для несовершеннолетних, которые, как правило, представляли собой земледельческо-ремесленные колонии, приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства, городские ремесленные приюты. Создавая их, законодатель преследовал цель содействовать нравственно-социальному воспитанию, исправлению несовершеннолетних и распространению в народе знаний в области садоводства, огородничества, пчеловодства. Автор считает удачным опыт создания системы стимулов для воспитанников после успешного окончания школы садоводства и огородничества (выдача аттестата, одежды, денежных средств, освобождение от применения к ним в будущем телесных наказаний и др.). Сделан вывод о том, что путем создания школ садоводства и огородничества 2 разряда при исправительных приютах для содержания несовершеннолетних государство пыталось решить сразу несколько проблем: остановить разрастание детской и подростковой преступности, вооружить выпускников приютов знаниями в области сельского хозяйства, что в дальнейшем должно было бы облегчить процесс их ресоциализации.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, земледельческо-ремесленные колонии, исправительные приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства, городские ремесленные приюты.

Для цитирования: Ельчанинов А. П. Исправительные заведения принудительного воспитания несовершеннолетних сельскохозяйственной специализации в Российской империи на рубеже XIX -XX вв.: к вопросу о целях создания и эффективности функционирования // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 2 (96). С. 12-18.

Original article

CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF COMPULSORY EDUCATION OF MINORS OF AGRICULTURAL SPECIALIZATION IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES: ON THE ISSUE OF THE GOALS OF CREATION AND EFFICIENCY OF FUNCTIONING

Anatolij P. Elchaninov

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, petrovich2102@rambler.ru

Abstract. The author shows that the idea of using the labor of persons serving a sentence of imprisonment in the production of agricultural products is not new. This paper examines the organizational and legal foundations of correctional institutions for minors, which, as a rule, were agricultural and craft colonies, orphanages with

© Ельчанинов А. П., 2022

schools of gardening, horticulture, beekeeping and hop-growing, city craft orphanages. By creating them, the legislator pursued the goal of promoting the moral and social education and correction of minors and the dissemination of knowledge in the field of gardening, horticulture, beekeeping among the people. The author considers the experience of creating a system of incentives for pupils after successful graduation from the school of gardening and truck farming successful (issuance of a certificate, clothing, money, exemption from corporal punishment in the future, etc.). It was concluded that by creating schools of gardening and truck farming of the 2nd category in correctional shelters for the maintenance of minors, the state tried to solve several problems at once: to stop the growth of child and adolescent crime, to equip the graduates of shelters with knowledge in the field of agriculture, which in the future should have made it easier the process of their re socialization.

Keywords: penitentiary system, agricultural and craft colonies, correctional shelters with schools of gardening, truck farming, beekeeping and hop-growing, city craft shelters.

For citation: Elchaninov A. P. Correctional institutions of compulsory education of minors of agricultural specialization in the Russian Empire at the turn of the XIX - XX centuries: on the issue of the goals of creation and efficiency of functioning // Bulletin of the Ufa Law Institute of MIA of Russia. 2022. No. 2 (96). P. 12-18.

Данная публикация является продолжением серии работ автора, посвященных рассмотрению организационно-правовых основ исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников и вопроса о целесообразности создания и проблемах реализации сельскохозяйственных колоний и тюрем в конце XIX - начале XX в. [1; 2; 3]. Выбор этой темы не случаен, поскольку в современных условиях одной из стратегических целей, стоящих перед Россией, является обеспечение продовольственной безопасности, которая является составной частью национальной безопасности. Несмотря на очевидные успехи, достигнутые Россией в последние годы, потенциал агропромышленного комплекса страны использован далеко не полностью. В настоящее время в сельском хозяйстве задействованы предприятия различных форм собственности. Среди них не последнее место занимают специализированные сельскохозяйственные предприятия и подсобные хозяйства, находящиеся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний, одной из основных задач которых является обеспечение продовольственной безопасности уголовно-исполнительной системы. К сожалению, производственные мощности этих предприятий и их эффективность являются пока недостаточными. Колонии, которые производят продукты питания, находятся по всей России, во всех семи климатических зонах и на 80 типах

почв, начиная от черноземов. Это 266,5 тыс. га сельхозземель, из них 156 тыс. га пашни, но используются только 91 тыс. га. Возможности пенитенциарной системы в производстве сельхозпродукции, проведении работ по восстановлению земель сельскохозяйственного назначения, лесов велики, но используются они пока не рационально. Как отмечал еще в 2016 г. на заседании при директоре ФСИН России главный научный сотрудник НИИ ФСИН России В. А. Седых, «в учреждениях ФСИН России в настоящее время действует фактически прикухонное хозяйство, фермерское по своим масштабам. Надо идти в промышленное сельское хозяйство» [4].

Нужно отметить, что идея привлечения к процессу производства сельскохозяйственной продукции лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не является новой. На рубеже XIX - XX вв. эти идеи не только активно обсуждались на разных уровнях, но были и небезуспешные попытки их реализации [5, с. 38-45].

Как известно, заведения принудительного воспитания в Российской империи назывались исправительными приютами. Их организационно-правовая форма регламентировалась нормами Закона 5 декабря 1866 г. [6]. В эти заведения помещались несовершеннолетние четырех категорий: 1) отдаваемые в них по определению и приговорам суда по причине совершения этими

несовершеннолетним законопротивных деяний; 2) отдаваемые по административным распоряжениям беспризорные несовершеннолетние (нищие, бродяги), находящиеся на пути порока и преступления; 3) несовершеннолетние, состоящие под следствием и судом в тех случаях, когда их задержание представляется необходимым; 4) несовершеннолетние, помещенные по воле и просьбе их родителей.

Как правило, эти заведения представляли собой земледельческо-ремесленные колонии, либо приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства, либо городские ремесленные приюты. Так, например, в 1883 г. Симбирским губернским тюремным комитетом по согласованию с управляющими Министерства государственных имуществ и Департамента земледелия и сельской промышленности при местном исправительном приюте для несовершеннолетних была учреждена Симбирская школа садоводства и огородничества, цель которой, как было определено в ее Уставе, распространение в народе знаний в области садоводства и огородничества.

Данные заведения находились в ведении Министерства государственных имуществ и Департамента земледелия и сельской промышленности. Непосредственный контроль осуществляли губернские тюремные комитеты и их отделения.

Подобные заведения финансировались за счет нескольких источников: 2 тыс. рублей ежегодно выделяло Министерство государственных имуществ в течение 15 лет, Департамент земледелия и сельской промышленности предоставлял кредиты в объеме финансовых смет; от частных лиц, обществ, учреждений поступали пожертвования; незначительная сумма предоставлялась губернскими тюремными комитетами; доходы, которые поступали от продажи продуктом тепличного, парникового и огородного хозяйства.

Продолжительность курса обучения в таких школах составляла 3 года, все воспитанники были распределены по трем клас-

сам. Кроме того, при заведении действовал приготовительный (подготовительный) класс [7, с. 417].

В 1 класс школы принимались воспитанники исправительного приюта в возрасте не менее 14 лет, знающие общеобразовательные предметы в объеме курса начального народного училища. В приготовительный (подготовительный) класс набирали воспитанников в возрасте 12-13 лет. Наполняемость классов определялась количеством 15-20 учеников. Продолжительность учебного дня составляла 10 часов - для учеников подготовительного и первого классов, 12 часов - для учеников последующих классов. Теоретический курс изучался с 15 октября по 1 апреля, а с 1 апреля до 15 октября длились практические занятия.

Для укрепления здоровья учеников и профилактики инфекционных заболеваний предусматривалось строгое соблюдение гигиенических мероприятий: еженедельное посещение бани, поддержание чистоты в комнатах, запрет пить сырую воду, ежедневные прогулки, регулярное посещение врача и др. [8, с. 104].

Весьма любопытны программы учебных курсов, утвержденные Министерством народного просвещения. В частности, наряду с общеобразовательными предметами и церковным пением, начиная с подготовительного класса, вводились специальные дисциплины:

- объяснение важнейших для земледелия явлений природы;

- основные понятия о правильных способах обработки земли, удобрения, ухода за растениями во время их роста, уборки и хранения вообще;

- учения о полезных и вредных для садоводства, огородничества и полевого хозяйства растениях и животных.

Распределение учебных часов для каждого класса поручалось Совету школы. С примерным распределением уроков в неделю для каждого класса можно познакомиться в таблице 1 [9, с. 486].

Ученикам всех классов в обязательном порядке должно было предоставляться вре-

Таблица 1 - Распределение уроков в неделю для каждого класса [9, с. 486]

Учебные предметы Классы

приготовительный (подготовительный) 1 2 3 Всего

Закон Божий 2 2 2 2 8

Русский язык 5 3 3 3 14

Арифметика 5 2 2 2 11

Чистописание с черчением 2 2 2 2 8

Объяснение важнейших для земледе- - 2 2 2 6

лия явлений природы

Основные понятия о правильных способах обработки земли, удобрения, 2 2 2 2 8

ухода за растениями во время их роста, уборки и хранения вообще

Учения о полезных и вредных для са- - 4 4 4 12

доводства, огородничества и полевого

хозяйства растениях и животных

Церковное пение 2 1 1 1 5

Итого 18 18 18 18 72

мя для выполнения домашних заданий в объеме не менее 2 часов ежедневно.

Все ученики в течение курса обучения должны были сдавать вступительные, переводные, выпускные экзамены. По теоретическому курсу переводные экзамены проводились в конце августа, по практическому - в течение всего лета, по мере выполнения сельскохозяйственных работ. Применялась пятибалльная шкала оценивания: 5 - «отлично», 4 - «хорошо», 3 - «удовлетворительно», 2 - «посредственно», 1 - «худо». На всех экзаменах присутствовали попечитель, управляющий, учитель-предметник.

Ученики после сдачи выпускных экзаменов для более полного ознакомления с садоводством и огородничеством направлялись в частные хозяйства на год на работы за вознаграждение, размер которого был заранее определен руководством школы с владельцами хозяйств. Ученики, выдержавшие успешно это практическое испытание, через год получали аттестат, в котором указывалась та сфера сельскохозяйственной деятельности, специалистами в которой они являлись. Лица, закончившие школу на отлично, получали льготы, касающиеся воинской повинности, к тому же они не могли подвергаться телесным наказаниям [10, с. 497].

Попечение о благосостоянии школы было поручено Губернскому тюремному комитету в лице попечителя. Он избирался Губернским тюремным комитетом и утверждался руководителем Министерства государственных имуществ. Попечитель, прослуживший в этом статусе не менее 3 лет, получал право на ряд преимуществ, которые были определены чиновникам VII класса, кроме пенсионного обеспечения [11, с. 137].

Попечитель должен был следить за правильностью организации образовательного процесса, выполнением учебных программ, служебной дисциплиной, сохранностью школьного имущества и т. д.

Обсуждение и решение вопросов, связанных с качеством преподавания учебных дисциплин, организацией практического обучения, осуществлялись Советом школы, состоящим из управляющего школой (он же являлся смотрителем исправительного приюта) и преподавателей.

Управляющий школой назначался по согласованию с Губернским тюремным комитетом и попечителем. Все штатное расписание школы утверждалось министром Министерства государственных имуществ [12, с. 17].

Кандидатов на должность управляющего должны были отличать высокая духовность, владение навыками преподавания, образованность, в первую очередь, в области сельскохозяйственного производства. Как правило, управляющий школы преподавал один из специальных предметов, названия которых нами были указаны ранее.

Управляющий и весь преподавательский состав получали жалование из казны и право пользования квартирой с отоплением на территории школы. За каждые пять лет службы в школе они могли претендовать на повышение на четверть ранее получаемого жалования. Они имели право на предоставление ежегодного отпуска: до 14 дней - с разрешения попечителя школы; свыше 14 дней до 1 месяца - с разрешения вице-президента Тюремного комитета; свыше 1 месяца - с разрешения Департамента земледелия и сельской промышленности. Рассмотрим особенности денежного содержания штатных работников на примере Симбирской школы садоводства и огородничества (таблица 2) [9, с. 494].

Однако, несмотря на ряд государственных преференций в отношении штатных работников исправительных приютов, в рас-

сматриваемый период проблема кадрового обеспечения повседневного быта и обучения малолетних преступников все же оставалась нерешенной.

Таким образом, на рубеже XIX - XX вв. путем создания школ садоводства и огородничества 2 разряда при исправительных приютах для содержания несовершеннолетних государство пыталось решить сразу несколько проблем: остановить распространение детской и подростковой преступности; продолжить окультуривание земель, большие площади которых оставались необработанными даже в европейской части России; вооружить выпускников приютов знаниями в области сельского хозяйства, что в дальнейшем могло бы облегчить процесс их ре-социализации. Кроме того, опыт создания системы стимулов для воспитанников после успешного окончания школы садоводства и огородничества (выдача аттестата, одежды, денежных средств, освобождение от применения к ним в будущем телесных наказаний и др.) тоже можно признать успешным. Полагаем, что такие возможности являлись значимым инструментом в деле перевоспитания и последующей социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.

Таблица 2 - Денежное содержание штатных работников Симбирской школы садоводства и огородничества

Название должности Количество Годовое содержание (в руб.)

одному всем

Управляющий школой 1 450 450

Преподаватели научных предметов 2 400 800

Законоучитель 1 200 200

Учитель общеобразовательных предметов 1 300 300

в подготовительном классе

Учитель пения 1 50 50

На учебные пособия - - 200

Итого 6 2000

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ельчанинов А. П., Ельчанинова О. Ю. Исправительные приюты в системе исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в дореволюционной России: организационно-право-

вые основы // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. 2020. Ч. 1. С. 81-83.

2. Ельчанинов А. П. Организационно-правовая форма исправительных учреждений для несовершеннолетних в Российской империи во второй половине XIX века // Евразийский юридический журнал. 2020. № 10 (149). С. 235-239.

3. Ельчанинов А. П. Особенности нормативно-правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в Российской империи во второй половине XIX века // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 2 (38). С. 30-36.

4. ФСИН может создать агрохолдинги для обеспечения продуктами заключенных // URL: https:// meat-expert.ru/forums/record/novosti-otrasli/sobytija-otrasli/fsin-mozhet-sozdat-agrohol (дата обращения: 27.04.2022).

5. Исправительные заведения для несовершеннолетних и приюты для арестантских детей // Тюремный вестник. 1895.№ 8. С. 416-424.

6. Тальберг Н. Исправительные приюты и колонии в России // Журнал гражданского и уголовного права: Сентябрь. Издание С.-Петербургского Юридического Общества. СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1882. Кн. 6. С. 33-60.

7. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей // Свод законов Российской империи. Т. XIV. СПб., 1900. 909 с.

8. Дриль Д. А. Призрение несовершеннолетних преступников «нравственно-испорченных» и беспризорных детей // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С. 100-112.

9. Устав Симбирской школы садоводства и огородничества 2 разряда, учрежденной в г. Симбирске при местном исправительном приюте для несовершеннолетних // Тюремный вестник. 1893. № 12. С.484-494.

10. Устав Вятского исправительного приюта // Тюремный вестник. 1893. № 12. С. 495-497.

11. Беклешов М. Русские воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних // Тюремный вестник. 1910. № 1. С. 131-151.

12. Проект устава Специальной школы садоводства, огородничества и хмелеводства 2-го разряда, учреждаемой при Харьковском исправительном приюте для несовершеннолетних преступников. Харьков: Б. и., ценз. 1888. 19 с.

REFERENCES

1. Elchaninov А. P., Elchaninova О. Yu. Correctional shelters in the system of correctional institutions for juvenile delinquents in pre-revolutionary Russia: organizational and legal foundations // Penitentiary security: national traditions and foreign experience: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation . In 2 parts. 2020, Part 1. P. 81-83. (In Russ.)

2. Elchaninov A. P. Organizational and legal form of correctional institutions for minors in the Russian Empire in the second half of the XIX century // Eurasian legal journal. 2020. No. 10 (149). P. 235-239. (In Russ.)

3. Elchaninov A.P. Features of the legal regulation of the execution of punishments for juvenile delinquents in the Russian Empire in the second half of the 19th century // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. No. 2 (38). P. 30-36. (In Russ.)

4. The Federal Penitentiary Service can create agricultural holdings to provide food for prisoners // URL: https://meat-expert.ru/forums/record/novosti-otrasli/sobytija-otrasli/fsin-mozhet-sozdat-agrohol (date of access: 27.04.2022). (In Russ.)

5. Correctional institutions for minors and shelters for children under arrest//Prison Bulletin. 1895. No. 8. p. 416-424. (In Russ.)

6. Talberg N. Correctional shelters and colonies in Russia // Journal of civil and criminal law: September. Publication of the St. Petersburg Law Society. SPb.: Type. Governing Senate, 1882. Book. 6. P. 33-60. (In Russ.)

7. Code of Institutions and Statutes on Detainees // Code of Laws of the Russian Empire. Т. XIV. SPb., 1900. 909 p. (In Russ.)

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

8. Dril D. A. Charity of juvenile delinquents of «morally spoiled» and homeless children // Public and private charity in Russia. SPb., 1907. P. 100-112. (In Russ.)

9. The charter of the Simbirsk school of gardening and horticulture of the 2nd category, established in the city of Simbirsk at the local correctional shelter for minors // Prison Bulletin. 1893. No. 12. P. 484-494. (In Russ.)

10. Charter of the Vyatka correctional shelter // Prison Bulletin. 1893. No. 12. P. 495-497. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bekleshov M. Russian correctional institutions for minors // Prison Bulletin. 1910. No. 1. P. 131-151. (In Russ.)

12. Draft charter of the Special School of Horticulture, Horticulture and Hop Growing of the 2nd category, established at the Kharkov correctional shelter for juvenile delinquents. Kharkov: B. and., qualification. 1888. 19 p. (In Russ.)

Информация об авторе:

Ельчанинов А. П., кандидат юридических наук.

Information about the author: Yelchaninov A. P., Candidate of Law.

Статья поступила в редакцию: 28.12.2021; одобрена после рецензирования: 21.02.2022; принята к публикации: 24.06.2022.

The article was submitted: 28.12.2021; approved after reviewing: 21.02.2022; accepted for publication: 24.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.