Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ХАТХА-ЙОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ХАТХА-ЙОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАТХА-ЙОГА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЗДОРОВЬЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / HATHA YOGA / PRIMARY SCHOOL / HEALTH / FUNCTIONAL STATE / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTOR READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбачева О.А., Сорокина Е.В., Боровикова А.С.

В последнее время все чаще сталкиваемся с различными нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста: плоскостопие, сколиоз и прочие нарушения, отсюда - слабо развитые дыхательная и сердечная системы, недостаточность развития физических способностей, психологическая подавленность и множество других негативных факторов. Традиционная система физического воспитания детей младшего школьного возраста требует постоянного совершенствования. В связи с этим на уроке физической культуры использовались средства гимнастики хатха-йоги, что привело к значительному повышению уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF HATHA YOGA GYMNASTICS IN PRIMARY SCHOOL FOR IMPROVING THE LEVEL OF HEALTH, PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN

In recent years, we are increasingly faced with various disorders and deviations in health of children ofprimary school age: flat feet, scoliosis and other disorders, which lead to under developed respiratory and cardiac systems, insufficiency of development ofphysical abilities, psychological depression and many other negative factors. The traditional system of physical education of children of primary school age requires constant improvement. In this regard, the means of Hatha yoga gymnastics were used at the lesson of physical education which led to significant increase in the level of health, physical development and physical fitness of children at primary school.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ХАТХА-ЙОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 796.011.3

UDC 796.011.3

ГОРБАЧЕВА О.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: ol8591@mail.ru СОРОКИНА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: linariss@mail.ru

БОРОВИКОВА А.С.

учитель физической культуры ЧОУ Школа Виндзор E-mail: nastya-pb@mail.ru

GORBACHEVA O.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Theory and Methodology of Physical Training

and Sports, Orel State University E-mail: ol8591@mail.ru SOROKINA E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Theory and Methodology of Physical Training

and Sports, Orel State University E-mail: linariss@mail.ru BOROVIKOVA A.S.

Teacher of Physical Education Private School Windsor E-mail: nastya-pb@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ХАТХА-ЙОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

THE USE OF HATHA YOGA GYMNASTICS IN PRIMARY SCHOOL FOR IMPROVING THE LEVEL OF HEALTH, PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN

В последнее время все чаще сталкиваемся с различными нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста: плоскостопие, сколиоз и прочие нарушения, отсюда - слабо развитые дыхательная и сердечная системы, недостаточность развития физических способностей, психологическая подавленность и множество других негативных факторов. Традиционная система физического воспитания детей младшего школьного возраста требует постоянного совершенствования. В связи с этим на уроке физической культуры использовались средства гимнастики хатха-йоги, что привело к значительному повышению уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей в начальной школе.

Ключевые слова: хатха-йога, начальная школа, здоровье, функциональное состояние, физическое развитие, двигательная подготовленность.

In recent years, we are increasingly faced with various disorders and deviations in health of children ofprimary school age: flat feet, scoliosis and other disorders, which lead to under developed respiratory and cardiac systems, insufficiency of development ofphysical abilities, psychological depression and many other negative factors. The traditional system of physical education of children ofprimary school age requires constant improvement. In this regard, the means of Hatha yoga gymnastics were used at the lesson of physical education which led to significant increase in the level of health, physical development and physical fitness of children at primary school.

Keywords: Hatha yoga, primary school, health, functional state, physical development, motor readiness.

В настоящее время все больше внимания уделяется внедрению нетрадиционных средств физического воспитания, позволяющим добиваться положительных результатов в сохранности и укреплении здоровья обучающихся школ и дошкольных учреждений. В этом смысле особое внимание начинают уделять оздоровительным системам йоги и прочим восточным направлениям. Йога - это единение всех существенных сфер человеческого бытия, это и духовное составляющее, и физическое, и психологическое. У индийских йогов (основателей данного течения) существует мнение о том, что человек здоров лишь до тех пор, пока сохраняется гибкость его позвоночника [1, 2]. Нельзя дать однозначный ответ, касаемо достоверности подобных

суждений, однако, истина в этом явно проглядывается, ведь позвоночный столб отвечает не только за нашу осанку, но и за здоровье нашего тела, а также здоровье нашего организма в целом (сюда относятся и работа дыхательной, и пищеварительной, и нервной, сердечнососудистой систем, и это только основной перечень). Йога, как комплекс физических и духовных практик, имеет несколько течений и направлений. Одно из них: Хатха-йога [2].

Хатха-йога - это комплексная оздоровительная система, позволяющая проводить работу не только с физической составляющей нашего организма, но и с умственной, и духовной. Однако в общеобразовательном учреждении было решено отказаться от духовной

© Горбачева О.А., Сорокина Е.В., Боровикова А.С. © Gorbacheva O.A., Sorokina E.V., Borovikova A.S.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

составляющей в полном объеме, дабы не провоцировать конфликт между детьми разных религиозных взглядов. Основатели данного направления йоги утверждают, что, когда наш разум и органы тела начинают функционировать гармонично и поддаются контролю и управлению над ним, человек может быть абсолютно здоров и счастлив [2, 3]. По мнению специалистов по физическому воспитанию, хатха-йога совершенствует тело, внутренние системы ребёнка, является хорошей психологической тренировкой, которая используетсякак средство расслабления ума и тела и сосредотачивает внимания на внутренних ощущениях и внешних явлениях бытия. Такое суждение поддерживают ряд известных специалистов, таких как Московченко О.Н., Пономарев В.В., Антонов В.В., Игнатова Т.П. и другие [3].

Планируя ход проведения педагогического эксперимента, была включена нестандартная форма проведения уроков по физической культуре, с использованием гимнастики «хатха-йога» с целью профилактики дыхательной системы, патологий опорно-двигательного аппарата, а также повышения уровня здоровья, физического и эмоционального состояния у учеников частной школы Виндзор. Внедрение асан (поз) йоги в процесс физического воспитания способно оказывать положительной воздействие на системы дыхания, кровообращения и физическое состояние ребёнка. Дыхательные упражнения (пранаямы) способны оказывать влияние на межреберные мышцы и диафрагму, укрепляя и улучшая их, тем самым совершенствуя дыхательный механизм, в целом. В занятиях хатха-йогой важная роль отводится так же психофизической тренировке, позволяющей развить и улучшить воображение путем создания мысленных образов, и оказывая тем самым влияние на соматическую и физиологическую сферы организма. В данном оздоровительном направлении контролируются и оберегаются всевозможные потоки энергии в организме посредством контролируемого дыхания и особенности выполнения статических упражнений (асан), что, в свою очередь, необходимого для правильного использования сил организма занимающихся [2].

Таким образом методы, применяемые в гимнастике «хатха-йога» позволяют проводить параллельную работу со всеми системами организма: мышечной, дыхательной, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, кровеносной и нервной, и позволяют воздействовать не только на биологическую составляющую здоровья занимающихся, но и психическую и психологическую сферы их восприятия.

Посредством эксперимента, провели поисковое исследования влияния хатха-йоги на осанку детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в естественных условиях школы. Первоначальное обследование детей было в начале 2018/2019 учебного года и затем в конце текущего учебного периода. В течение учебного года на уроках физической культуры использовались элементы упражнений хатхи-йоги. В начале эксперимента были выявлены некоторые нарушения опорно-двигательного аппарата. Различные отклонения

имели место у 56 % учеников. У 43% учеников частной школы Виндзор выявлен сколиоз, у 25% патологическое уплощение стопы.В течение года, использованная на уроках физической культуры новая форма занятий с применением хатха-йоги, дала положительные результаты. У 23 % детей были выявлены тока незначительные нарушения. При этом нарушения осанки снизилось на 28 %, а патологическое уплощение стопы - на 18%.

На основание исследования дана оценка о том, что 13 % учеников ЭГ и 12 % учеников КГ частной школы Виндзор имеют недостаток массы тела, а 18 % и 16 % учеников страдают ожирением. К концу экспериментау большинства учеников ЭГ частной школы Виндзор состояние массы тела стало с нормой предельно допустимой от общепринятой. Дефицит массы тела снизился на 7%, а избыток - на 10% при том, что в контрольной группе показатели существенно не изменились. Наибольшие изменения положительного характера оказались в улучшении осанки и снижении избыточной массы тела, в ЭГ осанка на 20%, а избыток массы тела на 19,3%. В КГ 7% и 0 %. Таким образом, упражнения с применением гимнастики хатха-йогина уроке физической культуры способствовало улучшению осанки, физического развития и уменьшения плоскостопия у детей, а также улучшает обменные процессы организма, что в свою очередь помогает бороться с дефицитом и избытком в весе. В контрольных группах изменения были незначительны.

Полученные данные говорят о том, что упражнения с применением гимнастики хатха-йоги укрепляют двигательный аппарат учеников, а также оказывает положительное воздействие на пищеварительные системы, что позволяет сохранять здоровое тело. В ходе эксперимента также решено было выявить влияние гимнастики хатха-йога на ССС и ее адаптацию к физической нагрузке по методике Гарвардского степ-теста. Так же учитывался уровень ЧСС при выполнении и время, необходимое для полного восстановления. Средние величины ЧСС, полученные в состояние покоя, не имели достоверных различий в группах, однако, ЧСС под воздействием и влиянием физической нагрузки оказалась значительно выше у детей контрольной группы нежели детей экспериментальной. Проанализировав показатели ЧСС у учеников частной школы Виндзор, выявили, что у 36 % учеников ЭГ значение пульса не выходила за рамки 145-150 ударов в минуту, 30 % имели ЧСС 156-162 ударов в минута, а 35 % - 170 ударов в минуту. Отсюда следует, что 65 % детей успешно справились с физической нагрузкой. В КГ: только у 26 % детей пульс был в интервале от 157до164 ударов в минуту, у 25 % детей ЧСС превышало 169 ударов в минуту, а у 52 % и вовсе была выше 185 ударов в минуту. Время, затраченное на восстановления ЧСС до исходного уровня, было в каждой группе различным. В ЭГ у 44 % детей восстановление наблюдалось уже к 3 минуте. В КГ только у 34 % детей ЧСС восстановилась к 5 минуте.

Таким образом, у детей экспериментальной группы, в два раза чаще, чем в контрольной группе, происходит реакция сердечно-сосудистой и дыхательной

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

систем организма на выбранную физическую нагрузку. Из этого следует, что физическая нагрузка оказывает положительное влияние на развитие работы сердечнососудистой системы с учетом использования гимнастики хатха-йога в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Для оценки показателей двигательной активности и подготовленности детей использовались следующие тесты: бег на выносливость (1000 м), бег 30 метров, челночный бег (3х10) прыжок в длину с места, метание малого мяча, подъем туловища за 30 секунд и наклон к ногам [1]. Оценивая исходный уровень подготовленности детей в экспериментальной группе, и сравнивая его с уровнем подготовленности детей в контрольной - не замечено существенных отличий и преимуществ одной из групп, однако, в конце учебного года, после проведенного эксперимента, данные существенно изменились. С результатами проведения тестирования в начале и конце эксперимента, можно ознакомиться ниже (Таблица 1). В данной таблице вынесены средние показатели группы по каждому из видов тестирования. Стоит отметить, что бег на выносливость выполнялся без учета времени: задачей учеников было преодолеть дистанцию, не переходя на шаг и правильно подобрав ритм и темп бега, потому данный показатель оценивался в процентном соотношении. В таблице указан процент детей, справившихся с этим испытанием на «отлично».

Рассматривая уровень показателей двигательной активности детей, можно отметить существенные изменения в экспериментальной группе, при том, что результаты контрольной группы остались практически неизменны. Особое отличие в таких видах тестирования, как гибкость и выносливость, Рис 1-2.

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Рис. 1. Наклон вперёд из положения сидя.

Рис. 2. Бег на выносливость.

Из показанных рисунков видно, что эти показатели у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, значительно возросли. Такое преимущество связано с особенностью выбранного направления - Хатха-йога. Дыхательные упражнения (пранаяма), которые выполнялись с детьми в течение эксперимента оказали благотворное влияние на выносливость детей: они научились лучше контролировать свое дыхание во время длительной двигательной активности, а, следовательно, стали меньше уставать и с большой легкостью преодолевать расстояние в 1000 метров. Показатель гибкости так же на прямую связан с теми асанами (упражнениями хатха-йоги), которые выполняли в течение учебного года. Невооруженным глазом заметно, что дети стали более гибкими и способными.

Для того, чтобы результат был более наглядным, полученные данные представлены в виде еще одной таблицы, где оценивали разницу между контрольной и экспериментальной группами по их среднему значе-нию.Данные представлены в табл. 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение упражнений хатха-йоги значительно повышает уровень двигательных навыков, таких как - бег на скорость, метание, прыжок в длину, сгибание туловища, а в особенности - бег на выносливость и наклон к ногам (тест на гибкость). Освоение детьми младшего школьного возраста доступных им упражнений хатха-йоги положительно влияет на формировании у них основных движений и двигательных навыков. Анализируя показатели учеников в начале и конце эксперимента, можно утверждать о положительном улучшении уровня физической подготовленности. Анализ развития основных движение на конец учебного года (эксперимента) между экспериментальной

Таблица 1.

Уровень подготовленности детей младшего школьного возраста в начале и конце эксперимента

Вид тестирования Данные начала эксперимента Данные конца эксперимента

ЭГ КГ ЭГ КГ

юноши девочки юноши девочки юноши девочки юноши девочки

Спринт 30 м (с) 6,3 6,6 6,2 6,8 6,1 6,3 6,2 6,6

Челночный бег 4х9(с) 10,4 10,5 10,7 10,5 10,3 10,4 10,1 10,8

Бег на выносливость (1000)(%) 75 72 100 74

Метание малого мяча на дальность (м) 9 8 11 9

Наклон вперёд (см) 1 3 2 3 8 12 2 3

Прыжок в длину (с места) (см) 134 120 136 120 144 130 140 126

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

Таблица 2.

Среднее значение уровня ФП детей экспериментальной и контрольной группы после проведенного эксперимента

Вид тестирования ЭГ КГ Преимущество ЭГ над КГ

Спринт 30 м (с) 6,4 6,55 + 0,15

Челночный бег 4х9(с) 10,4 10,55 + 0,15

Бег на выносливость (1000) в (%) 100 76 + 24

Метание малого мяча на дальность (м) 9 7 + 2

Наклон вперёд (см) 10 2,5 + 7,5

Прыжок в длину (с места) (см) 140,6 132 + 8,6

и контрольной группами выявил следующее: уровень двигательной подготовленности экспериментальной группы выше по всем показателям, в особенности это заметно по показателям двух видов тестирования: бег на выносливость (1000 м) и наклон вперед.

Исходя из полученных данных и анализа развития

и использования основных движений, делаем вывод, что внедрение хатха-йоги в учебный процесс учеников частной школы Виндзор,оказывает положительный эффект на подготовленность детей младшего школьного возраста, а именно: на их здоровье, физическое и функциональное состояние.

Библиографический список

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998. № 1. С. 5-8.

2. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы . СПб. : Нева,2003. 127 с.

3. Липень А.А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. СПБ.: Питер-пресс, 2009. 250 с.

References

1. BaranovA. A. the State of health of children and adolescents in modern conditions: problems, solutions / / Russian pediatric journal. 1998. № 1. Pp. 5-8.

2. Ignatieva T. P. Practical Hatha yoga for children. Harmonizing complexes. SPb. : Neva, 2003. 127 с.

3. LipenA.A. Children's health yoga. Manual for yoga instructors. SPb.: Pеter press, 2009. 250 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.