Научная статья на тему 'Физическая реабилитация школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Физическая реабилитация школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
993
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГИМНАСТИКА / ХАТХА-ЙОГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гилев Г.А., Кудяшева А.Н.

Школьная деятельность ребенка характеризуется длительным нахождением тела в сидячем положении, что ведет к дефициту двигательной активности и является причиной возникновения различных видов нарушений осанки. Поэтому задача коррекции нарушений осанки является актуальной в вопросе физической культуры детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гилев Г.А., Кудяшева А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

УДК 796.01:612

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Г.А. Гилев - доктор педагогических наук, профессор Московский государственный индустриальный университет

Москва

А.Н. Кудяшева - преподаватель Казанский (Приволжский) Федеральный Университет филиал в г. Набережные Челны (филиал КФУ в г. Набережные Челны) Набережные Челны

P^SICAL REHABILITATION OF STUDENTS WITH MOBILITY

IMPAIRMENTS STAFF

G.A. Guilev - doctor of pedagogical sciences, professor The State Industrial University

Moskow A.N. Kudiasheva - Teacher Kazan (Volga) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny (the Branch of

KFU in Naberezhnye Chelny) Naberezhnye Chelny

e-mail: akuna2005@rambler.ru

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, физическая реабилитация, нарушения осанки, лечебная физическая культура, гимнастика, хатха-йога.

Аннотация. Школьная деятельность ребенка характеризуется длительным нахождением тела в сидячем положении, что ведет к дефициту двигательной активности и является причиной возникновения различных видов нарушений осанки. Поэтому задача коррекции нарушений осанки является актуальной в вопросе физической культуры детей младшего школьного возраста.

Key words: primary school children, physical rehabilitation, habit scoliosis, remedial physical culture, gymnastics, hatha yoga.

Annotation. The school child's activity is characterized by long finding a body in a sitting position, which leads to a shortage of physical activity and is the cause of various disorders of posture. Therefore the problem of correction of posture is very relevant to the issue of physical education of primary school children.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отмечается негативная тенденция роста числа детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности, с деформациями осанки. В школьные годы основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая характеризуется длительным нахождением тела в сидячем положении [2].

Вследствие этого, возникает дефицит двигательной активности, что является причиной возникновения различных видов нарушений осанки [1].

По данным экспертов, занимающихся данной проблемой, нарушения осанки являются одними из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. Поэтому вопросы профилактики и реабилитации нарушений осанки младших школьников входят в число актуальных проблем не только физической культуры, но современной медицины и системы школьного образования [2, 3].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 75 школьников младшего школьного возраста, которые были распределены на 3 группы: ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ.

Дети ЭГ-1 занимались по разработанной нами экспериментальной методике физической реабилитации осанки детей младшего школьного возраста. Данная методика представляет собой систему методов восстановления осанки, включающая лечебную физическую культуру с элементами оздоровительной гимнастики «хатха-йога» и плавание, а также выполнение специальных корригирующих упражнений в домашних условиях. Для повышения эффективности данной методики в эксперименте были задействованы учителя школ и родители детей, участвующих в педагогическом эксперименте, которые осуществляли текущий и оперативный контроль за состоянием осанки ребенка.

Продолжительность занятий ЛФК с элементами йоги составляла 3 мин, а плавания -45 мин.

Дети ЭГ-2 занимались спортивным плаванием без акцента на формирование осанки. Продолжительность занятий в зале сухого плавания составляла 30 мин, на воде - 45 мин.

Дети КГ не занимались целенаправленно физическими упражнениями дополнительно к занятиям физической культурой по школьной программе.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивали с использованием методических рекомендаций по выявлению нарушений осанки детей при массовых профилактических осмотрах, метод фотометрии.

Признаки осанки определялись при помощи экспертной оценки по пятибалльной шкале (сравнение осанки по фотографии сбоку и сзади с графическими аналогами характерных морфологических признаков). Изменения показателей осанки оценивались по 5-балльной шкале. Определяли следующие показатели осанки во фронтальной плоскости: симметричность шейно-плечевых линий, симметричность углов лопаток, симметричность туловища, симметричность таза. В сагиттальной плоскости оценивались форма грудной клетки, отставание лопаток, величина грудного кифоза, отклонение туловища назад, величина поясничного лордоза [2].

Данные изменения состояния осанки представлены на рисунке 1.

Симметричность таза

Симметричность углов лопаток

4,

Симметричность шейно-плечевых 3,4 линий

Отставание 3,: лопаток

Симметричность туловища

,3

Отклонение туловища назад

2

Величина поясничного

3 8 4,3 л°рд°за Форма грудной клетки

ЭГ-1

ЭГ-

2

Рис. 1. Изменение показателей состояния осанки в ходе эксперимента

В результате проведенного педагогического эксперимента статистически достоверно изменились результаты ЭГ-1 во всех тестах (табл. 3). В ЭГ-2 достоверное изменение результатов зафиксировано лишь в 3-х тестах (форма грудной клетки (р=0,043), отставание лопаток (р=0,000), симметричность углов лопаток (р=0,001), в КГ достоверных изменений не обнаружено.

На формирование опорно-двигательного аппарата и состояние осанки оказывает влияние и физическая подготовленность. Для объективного определения эффективности экспериментальной методики были использованы тесты на определение физической подготовленности, характеризующие скоростные, силовые, скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места; челночный бег; сгибание, разгибание рук в упоре лежа; метание малого мяча; подъем туловища за 15 с; «лодочка».

Условные обозначения:

1 - прыжок в длину с места

2 - челночный бег

3 - сгибание, разгибание рук в упоре лежа

4 - метание малого мяча

5 - подъем туловища за 15 сек

6 - «лодочка»

Рис. 2. Прирост показателей физической подготовленности

Из данного рисунка видно, что наиболее высокий прирост результатов наблюдается у детей ЭГ-1 (достоверные изменения произошли во всех тестируемых упражнениях). У детей ЭГ-2 достоверные изменения в тестах физической подготовленности наблюдаются лишь в 5 тестах. У детей, представляющих КГ достоверных изменений не обнаружено.

Представленная методика оказала влияние и на функциональное состояние организма, о чем свидетельствуют показатели определения ЖЕЛ, пробы Штанге и пробы Генчи (рис. 3,

4).

Рис. 3. Изменения показателей ЖЕЛ в ходе эксперимента

Наиболее высокий прирост результатов наблюдается у детей, занимающихся в экспериментальных группах. Достоверные изменения в показателях ЖЕЛ произошли в ЭГ-1 и ЭГ-2 (с 975 до 1350 мл и с 998 до 1220 мл). В КГ достоверных изменений не наблюдается.

В показателях «Проба Штанге» и «Проба Генче» достоверные изменения произошли в ЭГ-1 и ЭГ-2 (рис. 4).

50 40 30 20 10 0

С

до после

до после

Проба Штанге

до после

Проба Генче

ЭГ-1 ЭГ-2 КГ

Рис. 4. Изменения показателей Пробы Штанге и пробы Генче в исследуемых группах

Для определения психологического состояния детей младшего школьного возраста использовались тесты «Теппинг-тест» и «Определение тревожности Спилберга» [3].

На основе психомоторных показателей по «Теппинг тесту» выстроен график работоспособности детей младшего школьного возраста с нарушением осанки, участвующих в педагогическом эксперименте. Данные представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Показатели работоспособности в исследуемых группах

Из рисунка видно, что увеличение работоспособности произошло во всех группах, однако достоверные изменения произошли только в ЭГ-1 (в среднем с 46,3 до 59,6 баллов) и ЭГ-2 (в среднем с 43,3 до 51,2 баллов) при р<0,005. В КГ изменения оказались недостоверными (в среднем с 43,3 до 46,3 баллов).

По тесту «Определение тревожности Спилберга» определяли ситуативную и личностную тревожность. В результате проведенного педагогического эксперимента были получены следующие результаты. На начало эксперимента при определении ситуативной тревожности, дети с нарушениями осанки имели завышенные баллы (в среднем по группам: 60, 3 балла в ЭГ-1; 59,3 балла в ЭГ-2; 61, 4 балла в КГ). В ходе проведения реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию осанки детей младшего школьного возраста с использованием ЛФК с элементами гимнастики «хатха-йога» и плавания, в ЭГ-1 произошло достоверное снижение данного показателя. У испытуемых ЭГ-2 произошли положительные изменения, но статистически оказались недостоверными. В КГ показатели ситуативной тревожности увеличились в среднем по группе с 61,4 до 62,5 баллов,

но данное увеличение оказалось недостоверным. На рисунке 6 представлена диаграмма ситуативной тревожности испытуемых в начале и по завершению эксперимента.

Рис. 6. Ситуативная тревожность Рис. 7. Личностная тревожность

В определении личностной тревожности достоверные изменения наблюдались у испытуемых в ЭГ-1 (в среднем с 63,4 баллов до 45,7 баллов) и в ЭГ-2 (в среднем, с 68,3 до 52,1 балла). У детей КГ произошли отрицательные изменения, т.е. увеличение данного показателя (в среднем, с 66,2 до 68,4 баллов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование с применением методики реабилитации нарушений осанки детей младшего школьного возраста оказало положительный эффект на состояние осанки и позволила повысить показатели физической подготовленности. Результаты экспериментальных наблюдений свидетельствуют, что процесс коррекции осанки будет наиболее эффективным в том случае, если будут использованы различные средства и методы реабилитации осанки, которые носят комплексный характер.

В данном эксперименте четко прослеживается взаимосвязь влияния психологического состояния ребенка на процесс формирования осанки. По окончании эксперимента, показатели ситуативной и личностной тревожности в ЭГ-1 снизились, что по нашему мнению связано с влиянием оздоровительной гимнастики «хатха-йога».

Литература

1. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М. Медицина, 1966. - 350 с.

2. Методические рекомендации по выявлению патологии опорно-двигательного аппарата у детей при массовых профилактических осмотрах для врачей общей поликлинической сети, учителей физической культуры, медицинских работников образовательных учреждений / Минздрав и Медпром РФ, Минобразования РФ, Российский врачебно-физкультурный диспансер. - М., 1995. - 78 с.

3. Ямпольская, Ю.А. Популяционный мониторинг состояния физического развития детского населения в гигиене детей и подростков / Ю.А. Ямпольская // Гигиена и санитария. - 1996. - № 1. - С. 24-26.

Literature

1. Bershtein, N.A. Essays on the physiology of movements and physiology of activity / . - M. : Medicine, 1966. - 350 p.

2. Methodical recommendations for revealing pathologies of musculoskeletal system of children during mass preventive examinations for general polyclinic network, physical culture teachers, medical staff of educational institutions / Health Ministry and Medical Industry of Russian Federation, Ministry of Education o Rusiian Federation, Russian medical and sports clinic. - M., 1995. - 78 p.

3. Yampolskaya, Y.A. Popular monitoring of the physical development of the child population in the hygiene of children and adolescents / Y.A Yampolskaya // Hygiene and sanitary. - 1996. - № 1. - P. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.