Научная статья на тему 'Использование знаковых моделей в обучении химии для развития у учащихся логических приемов мышления'

Использование знаковых моделей в обучении химии для развития у учащихся логических приемов мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яценко О.В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование знаковых моделей в обучении химии для развития у учащихся логических приемов мышления»

обширна: это и прямое значение «золотые рамы», и цвет осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественность минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности - «золотой» поры жизни героя. При всем многообразии значений можно сказать, что эпитет «золотой» относится Буниным все же к прошлому, является характеристикой дворянской, уходящей России. Эпитет может ассоциироваться еще с одним понятием - «золотой век» российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия. Таким видится И.А.Бунину век уходящий.

4 группа (аудиалы). Стихию жизни, ее многообразие, движение передают в произведении и звуки. Можно найти, например, такое описание: «прохладную тишину нарушают только сытое квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок»; «долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум. Растет и вот, как будто уже за самим садом. Ускоренно выбивают шумный такт колеса, громыхая и стуча несется поезд. ближе, ближе, все громче и сердитее.. И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю.» и т.д. Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении И. А. Бунина симфонию самой жизни.

5 группа (кинестетики). Чувственное восприятие мира дополняется в «Антоновских яблоках» образами осязательными: «с наслаждением чувствуешь под собой кожу седла», «тончайшая шероховатая бумага», и вкусовыми: «вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас - крепкий и сладкий-пресладкий, холодные и мокрые яблоки». Таким образом, фокусируя мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, И.А. Бунин стремится передать все то «глубокое, чудное, невыразимое, что есть в жизни».

Продолжим фронтальную беседу с классом.

- Как выражено общее мироощущение героя, какими словами?

Учащиеся находят следующие строки: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!».

- Каким герой вспоминает себя?

Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: «жадно дышала молодая грудь», «все думается о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах».

- Можно ли сказать, что в художественном мире И.А.Бунина радость жизни всегда связывается с трагичным осознанием ее конечности?

Учащиеся: Да. Писатель постоянно помнит о том, что «все живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели». И

в «Антоновских яблоках» мотив угасания, умирания всего того, что дорого герою, является одним из главных мотивов: «запах антоновских яблок исчезает из помещения усадьбы», «перемерли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч...».

Учитель: Действительно, умирает не просто целый уклад жизни - умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа все более отчетливым становится мотив пустоты и холода.

- Обратим внимание на образ сада. Как меняется его описание в ходе лирического сюжета?

Отмечается, что сад был когда-то «большой, золотой», наполненный звуками, ароматами, теперь же - «озябший за ночь, обнаженный, почерневший». Характерна выразительнейшая художественная деталь - найденное «в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, которое почему-то покажется необычайно вкусным совсем не таким, как другие».

Так, на уровне личных ощущений и переживаний своего героя изображает И. А. Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовной и культурной жизни. Мы увидели на уровне стилистики текста, как меняется мир, в котором живет герой писателя. Изменяются запахи, звуки, цвета и краски, любимые символы (сад с яблоками). Мотив радости бытия сменяется мотивом угасания, пустоты и холода.

5. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мир героя в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки».

Литература

1. Богданова О.Ю. Богданова О.Ю. Избранные труды/ Сост. Л.В. Овчинникова, Р.В. Якименко и др. - Южно-Сахалинск: СахГу, 2005.

2. Богданова О.Ю. Бунин в школе: Кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2003.

3. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Кн. для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. - М.: Флинта; Наука. -2004.

4. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887 -1917). -Тула, 1980.

5. Ливер Бетти Лу Обучение всего класса/ Пер. с англ. О.Е. Биченковой.- М.: Новая школа, 1995.

6. Пугач В.Н. Новейшие психотехнологии педагогического успеха// Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997.

7. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1991.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ

ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ

Яценко О.В., аспирант кафедры органической химии венного педагогического университета

Развивающая функция обучения ориентирует организацию образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся. Одним из средств активизации учебно-познавательной деятельности могут выступать знаковые модели, которые замещают какой-либо элемент познания в той или иной знаковой форме и позволяют «отображать существенные отношения между изучаемыми предметами, явлениями, различными процессами» [1, с.112].

Основу познавательной деятельности составляют логические приемы мышления. К ним относятся: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и другие.

Такие знаковые модели как формулы, уравнения, графики, схемы, таблицы, алгоритмы широко используются в школьной практике. Однако вопросы формирования и развития логических приемов мышления с помощью знаковых

и методики обучения химии Омского Государст-

моделей не нашли должного отражения в литературе по методике обучения химии.

Целью настоящей работы является оценка возможностей использования знаковых моделей для развития у учащихся логических приемов мышления.

Логические приемы мышления могут выступать как одна из целей обучения химии, с другой стороны, логические приемы мышления являются средством для более эффективного достижения других целей обучения химии.

Знаковое моделирование учебной информации предполагает воспроизведение в знаковой форме объекта изучения и направлено на преимущественное выявление тех связей и отношений, которые являются существенно важными в момент изучения.

Особенности знаковых моделей, позволяющие использовать их для формирования логических приемов мышления: • любое понятие или явление можно представить не-

сколькими знаковыми моделями с учетом целей, этапов обучения, особенностей учебных программ, учебников, уровня учебных возможностей учащихся и других факторов; • знаковая модель может выступать одновременно как средство формирования знаний и умений учащихся, средство организации учебно-познавательной деятельности, средство реализации методов обучения химии;

Знаковая модель 1

Закономерности разложения нитратов металлов при нагревании [2]

Ряд стандартных электродных потенциалов

• знаковая модель выполняет описательную, объяснительную и прогностическую функции.

Рассмотрим возможности использование обобщенной схемы закономерностей разложения нитратов металлов при нагревании для развития у учащихся логических приемов мышления.

М

H

C

1. 2. 3.

1. Ме (Шз)х -► Ме (N02^ + О2

2. Ме (Ш3)х _^ Мех 0У + Ш2 + 02

3. Ме (Ш3)х Ме + Ш2 + О*

Варианты работы с моделью:

1. Модель может быть предложена школьникам в готовом виде, и её освоение предполагает выполнение упражнений по составлению различных уравнений разложения нитратов.

2. Учащимся может быть предложена часть знаковой модели, недостающую часть они достраивают самостоятельно.

3. Модель конструируется учащимися в совместной с учителем или самостоятельной деятельности. Примером может служить следующая задача.

Задача 1. Ниже приведены схемы реакций разложения нитратов некоторых металлов. Постарайтесь, используя эти данные, выявить какую-либо закономерность, сформулировать и представить её в виде правила (алгоритма, схемы):

№N03 №N02 + О2 ^(N0) Ия + N02 + О2 _.

Ыя(Ш3)2 МЁр02)2 + 02 Си (N03)2 Си0 + N02 + 02

)3 Ая + N02 + 02

РЪ(Ш3)2 РЬ0 + N02 + 02

Использование подобного рода задач позволяет организовать уровень продуктивно-творческого мышления, что обеспечивает более глубокое и осознанное усвоение учебного материала, выражаемого знаковой моделью. Использование специальных задач и упражнений повышает эффективность знаковых моделей в обучении химии.

Систематическое использование известных и разработанных нами знаковых моделей в процессе обучения химии позволило акцентировать внимание учащихся на применении логических приемов мышления в разнообразных учебных ситуациях на уровне самостоятельного моделирования.

Литература

1. Горский Д.П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике/ Под ред. Д.П.Горского. - М.: Просвещение. 1991.

2. Шелонцев В. А. Знаковые модели и задачи: окислительно-восстановительные реакции: Учебное издание. - Омск: ООИПКРО, 2002. - 32 с.

AL(NO3)3 AL2 Q>+ NO2 + O2 AgNO3 Ag + NO2 + O2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ И МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"

А.В. Гуреева, преподаватель английского языка МИФИ, аспирант МПГУ

Наступление третьего тысячелетия ознаменовало собой переход к новому периоду существования нашего общества, и соответственно, образования, требующего качественной модернизации процесса обучения и повышения его эффективности. Главное требование к системе образования и подготовки кадров в стране- осуществить переход на новый, современный уровень качества воспитания и обучения.

Это невозможно без использования как сложившихся традиционных , так и новых, альтернативных форм обучения. Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования ( Л.И.Божович, И.М.Вереникина, А.К.Маркова, Ю.М.Орлов и др.)показывают, что эффективность обучения находится в непосредственной зависимости от уровня развития мотивации к учению и к предмету. В последние годы в Росси разрабатывается коммуникативно-личностный подход, основанный на трех принципах: коммуникативном, личностном, когнитивном (А.А.Леонтьев).

Общепризнанной точкой зрения является то, что в настоящее время обучение должно строиться с максимальным учетом по-требностно-мотивационной сферы студентов. Для выполнения этого требования нами был создан новый метод, компелирую-щий в себе три общепризнанных метода: текстуально-переводной метод обучения, игровой и проектный метод обучения. При апробации нашего курса выяснилось, что данная мето-

дика интересует студентов и создаст дополнительную мотивацию при изучении языка.

В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что на неязыковых факультетах обучение иностранному языку должно носить профессиональный характер и строится с учетом потребности специализации студентов. Принимая вышесказанное во внимание, и в соответствии с программой обучения переводу для 5 курса факультета " Международные отношения " МИФИ нами была разработана соответствующая методика обучения, основанная на некоторых новых подходах к формированию переводческой компетенции. Эта методика нашла отражение в пособии " Курс научно-технического менеджмента по аэрокосмической тематике", разработанном на кафедре " Международные отношения".

В практическом обучении английскому языку в неязыковом вузе используются различные типы текстов, которые должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям обучающихся. В неязыковых вузах основным материалом, на котором строится обучение английскому языку, являются тексты. Текст представляет собой ценность как систематизированный образец функционирования языка и является одной из основных учебно-методических единиц.

В неязыковых вузах основным материалом, на котором строится обучение английскому языку, являются научно-популярные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.