Научная статья на тему 'Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе'

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДЕТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / ELEMENTARY SCHOOL / CHILDREN / INDIVIDUAL APPROACH
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аскерова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

3.1. Вопросы сохранения здоровья детей в дошкольном и школьном периодах

Аскерова М.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ3

ГБОУ начальная школа-детский сад №696 Приморского района Санкт-Петербурга, Россия, asckerova2010@yandex.ru

Здоровье - это важнейшая составляющая полноценной жизни человека. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что учитель в состоянии сделать многое для сохранения здоровья современного ученика.

Каждый из нас знает, что сегодня в листе здоровья на предпоследней страничке журнала почти нет в списке детей, у которых была бы запись «здоров». Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости учащихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Принцип формирования здоровья, т.е. ценностей здорового образа жизни, валеологических знаний и умений, мотивации учащихся на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала школьных пред-

3 AsckerovE M. N. The use of health saving technologies in elementary school.

метов, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.

Отличительной позицией педагога, стремящегося к здоровьесберегающе-му образовательному пространству, являются следующие представления:

1. здоровый ребенок - не как идеал, а как практически достижимая цель;

2. оздоровление как форма развития, расширение психофизиологических возможностей ребенка;

3. средством работы является индивидуально-дифференцированный подход. Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он умеет преодолевать усталость, проявляет любознательность, воображение, самообучаемость, самокритичен, способен удивляться, коммуникабелен, понимает юмор и сам умеет шутить.

Педагог должен организовать учебную деятельность, строго соблюдать режим школьных занятий, строить урок с учетом динамичности детей, их работоспособности в разные часы и даже в разные части урока. Но благоприятный эмоциональный настрой, доброжелательность учителя, юмор - один из важнейших моментов в организации здоровьесберегающего урока. Ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники. В своей работе учитель должен применять здоровьесберегающие технологии на всех уроках и во внеурочное время. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физминутки для опорно-двигательного аппарата. Заучивание стихотворений и проговаривание их в движении позволяет решить следующие задачи:

1. создание эмоционально-мотивационного настроя;

2. поддержание спортивно-двигательной активности;

3. развитие памяти.

Упражнения для пальцев рук стимулируют общее развитие ребенка и особенно - развитие речи, а также являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Известно, что 90% от общего количества поступающей в мозг информации приходит по каналам зрительного анализатора. Поэтому надо использовать упражнения для укрепления мышц глаз и профилактики нарушения зрения.

Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Упражнения для формирования правильного дыхания - прекрасное профилактическое средство.

На уроках русского языка и литературного чтения мы объясняем и записываем с комментариями пословицы и поговорки о здоровье. На уроках окружающего мира говорим о правильном питании школьника, режиме дня, гигиене. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, при использовании ролевых игр, инсценированиях, постановках. В моменты радости, эмоционального всплеска происходит гармоничное развитие ребенка.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам помогает ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет обеспечить наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, ребенку, с учетом его возможностей, дается выполнение индивидуального задания на тренажерах по разным предметам. Использование компьютера для тестирования учащихся дает им возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает их утомляемость.

Два раза в неделю в нашей школе проходят специальные оздоровительные подвижные игры на пришкольной спортивной площадке. Нами разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, которые проводятся ежедневно.

Огромное внимание отводится и гигиене. Помещение, в котором учатся дети постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Литература

1. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009.

2. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. - Москва: «Планета», 2011.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. «ВАКО» 2004.

4. Тареева Л.И. Активные формы обучения. - Волгоград: «Учитель», 2008.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, дети, индивидуальный подход.

Keywords: health saving technologies, elementary school, children, individual approach.

УДК 372.3

А.Н. Атарова

ДЕТСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА4

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, ann-atarova@yandex. ru

Развитие человека происходит в деятельности. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие придавали

4 Atarova A.N. Children's activities in the kindergarten educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.