3.1. Вопросы сохранения здоровья детей в дошкольном и школьном периодах
Аскерова М.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ3
ГБОУ начальная школа-детский сад №696 Приморского района Санкт-Петербурга, Россия, asckerova2010@yandex.ru
Здоровье - это важнейшая составляющая полноценной жизни человека. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что учитель в состоянии сделать многое для сохранения здоровья современного ученика.
Каждый из нас знает, что сегодня в листе здоровья на предпоследней страничке журнала почти нет в списке детей, у которых была бы запись «здоров». Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости учащихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Принцип формирования здоровья, т.е. ценностей здорового образа жизни, валеологических знаний и умений, мотивации учащихся на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала школьных пред-
3 AsckerovE M. N. The use of health saving technologies in elementary school.
метов, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.
Отличительной позицией педагога, стремящегося к здоровьесберегающе-му образовательному пространству, являются следующие представления:
1. здоровый ребенок - не как идеал, а как практически достижимая цель;
2. оздоровление как форма развития, расширение психофизиологических возможностей ребенка;
3. средством работы является индивидуально-дифференцированный подход. Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он умеет преодолевать усталость, проявляет любознательность, воображение, самообучаемость, самокритичен, способен удивляться, коммуникабелен, понимает юмор и сам умеет шутить.
Педагог должен организовать учебную деятельность, строго соблюдать режим школьных занятий, строить урок с учетом динамичности детей, их работоспособности в разные часы и даже в разные части урока. Но благоприятный эмоциональный настрой, доброжелательность учителя, юмор - один из важнейших моментов в организации здоровьесберегающего урока. Ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники. В своей работе учитель должен применять здоровьесберегающие технологии на всех уроках и во внеурочное время. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физминутки для опорно-двигательного аппарата. Заучивание стихотворений и проговаривание их в движении позволяет решить следующие задачи:
1. создание эмоционально-мотивационного настроя;
2. поддержание спортивно-двигательной активности;
3. развитие памяти.
Упражнения для пальцев рук стимулируют общее развитие ребенка и особенно - развитие речи, а также являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Известно, что 90% от общего количества поступающей в мозг информации приходит по каналам зрительного анализатора. Поэтому надо использовать упражнения для укрепления мышц глаз и профилактики нарушения зрения.
Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Упражнения для формирования правильного дыхания - прекрасное профилактическое средство.
На уроках русского языка и литературного чтения мы объясняем и записываем с комментариями пословицы и поговорки о здоровье. На уроках окружающего мира говорим о правильном питании школьника, режиме дня, гигиене. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, при использовании ролевых игр, инсценированиях, постановках. В моменты радости, эмоционального всплеска происходит гармоничное развитие ребенка.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам помогает ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет обеспечить наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, ребенку, с учетом его возможностей, дается выполнение индивидуального задания на тренажерах по разным предметам. Использование компьютера для тестирования учащихся дает им возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает их утомляемость.
Два раза в неделю в нашей школе проходят специальные оздоровительные подвижные игры на пришкольной спортивной площадке. Нами разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, которые проводятся ежедневно.
Огромное внимание отводится и гигиене. Помещение, в котором учатся дети постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.
Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Литература
1. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009.
2. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. - Москва: «Планета», 2011.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. «ВАКО» 2004.
4. Тареева Л.И. Активные формы обучения. - Волгоград: «Учитель», 2008.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, дети, индивидуальный подход.
Keywords: health saving technologies, elementary school, children, individual approach.
УДК 372.3
А.Н. Атарова
ДЕТСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА4
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, ann-atarova@yandex. ru
Развитие человека происходит в деятельности. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие придавали
4 Atarova A.N. Children's activities in the kindergarten educational process.