Научная статья на тему 'Использование здоровьесберегающего потенциала музыки в образовательном процессе'

Использование здоровьесберегающего потенциала музыки в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сафаргалина З. Г.

The system of modern school education sharply requires use of components saving up health, one of which, indoubtedly, musical art can be. About many-sided influence of music on an organism of the person, about opportunities and ways of its use in educational process given clause.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of potential of music saving up health in educational process

The system of modern school education sharply requires use of components saving up health, one of which, indoubtedly, musical art can be. About many-sided influence of music on an organism of the person, about opportunities and ways of its use in educational process given clause.

Текст научной работы на тему «Использование здоровьесберегающего потенциала музыки в образовательном процессе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЫКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

З.Г.Сафаргалина, преподаватель сред.муз.школы №1 Высокогорского района (Татарстан)

По данным Всемирной организации здравоохранения количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении, неуклонно растет. Констатируется, что у большинства работников образовательных учреждений также наблюдается педагогическая усталость и синдром «выгорания».

Еще в 1990-х годах министр образования Е.В.Ткаченко констатировал, «что для 7-8-летних малышей контрольная работа связана с таким же объемом стрессовых нагрузок, какие испытывает космонавт на взлете; за время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей...» И сделал вывод: «Значит, там не та педагогика» [1].

Здоровьесберегающая педагогика зародилась около 40 лет назад. Но ее идеи поддержала малая часть педагогов. 90 % инновационной деятельности педагогов сводится лишь к углублению и расширению содержания образования и только 10 % - к разработке и внедрению психосбе-регающих, педагогических и медицинско оправданных технологий обучения [2]. Несомненно, что современная педагогика должна стать лечебно-профилактической.

Использование оздоровительного потенциала музыки по праву можно считать одним из важнейших компонентов образования, основанного на идее сохранения и приумножения здоровья школьников. Еще в далекие времена было замечено очень сильное воздействие музыки на человека. По мнению Пифагора и Аристотеля, музыка вносит порядок в нарушенную болезнями гармонию человеческого тела. Авиценна уже тысячу лет тому назад лечил музыкой нервно-психических больных. [4, с.7].

Известный ученый Х1Х века проф. А.И.Пузыревский писал: «Влияние звука на всю поверхность тела обращает большое внимание и физиков, и физиологов, и врачей. Важно подчеркнуть одно неоспоримое, подтверждаемое и физиологией, и историей, влияние музыки: ее влияние на подъем и понижение мускульной двигательной энергии, прямо зависящей от усиления и ослабления пульсации; громкая музыка, оживленного характера. повышает нервную энергию, усиливает деятельность сердца, кровообращения и оживляет мускульную деятельность, словом, ободряет, подъемлет жизнедеятельность точно так же, как и некоторые аптечные медикаменты наркотического свойства, но только без вредных последствий этих последних» [3].

Американские ученые успешно применяли музыкотерапию для снятия фантомных болей у ветеранов Второй мировой войны, перенесших ампутацию конечностей. Многие специалисты на Западе успешно пользуются целительной силой мелодий для борьбы с детским аутизмом и помощи малышам, отстающим в развитии.

Так, врачи Мюнхенской клиники наряду с медикаментозным лечением назначают прослушивание произведений Бетховена и Моцарта, что приводит к более быстрому улучшению состояния здоровья больных. В Национальном Медицинском Институте Франции во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм. Сотрудники медицинских научных центров большинства стран Европы применяют музыку во многих областях медицины - в детской и

взрослой психиатрии, невропатологии, при психосоматических заболеваниях и т. д. Существуют музыкальные программы, обладающие эффектом анальгетика. Их применяют для лечения болевых синдромов, в том числе и в стоматологии.

В Москве в конце 80-х годов был открыт институт традиционной медицины и музыкотерапии, где с 1998 года начали готовить специалистов в области музы-котерапии. В нашей республике на базе санатория «Казанский» объединения «Татарстанкурорт» музыкотерапия составляет часть системы общей антистрессовой терапии [4]..

Разнообразные исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка реорганизует мозговые функции: к этому выводу первыми пришли российские ученые под руководством Т. Н. Маляренко. У музыкантов меньше выражена ассимет-рия мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. Это подтверждают немецкие ученые Лютц Янке, Готфрид Шлауг, американские педагоги Джудит Бертон, Роберт Хоровиц и Халь Абелес, Ванесса Сламинг и Джон Ман-нинг из Ливерпульского универсистета и другие [10].

Известный российский музыкотера-певт, доктор медицинских наук, С.В.Шушарджан рассматривает музыку в качестве серьезного средства борьбы с болезнями. По его мнению «воздействие вольных колебаний определенной частоты и силы на основные системы и органы человеческого организма - явление совершенно доказанное в рамках физической и медицинской науки. Музыка по своей природе - явление физическое, волновое. Поэтому звуковые сигналы, попадая в резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам того или иного органа, оказывает стимулирующее действие на него. Вполне ес-

тественно, что прослушивание определенных мелодий показано при достаточно широком спектре психосоматических заболеваний, т. е. проблем души и тела, которые, как правило, взаимосвязаны» [6].

Но далеко не любая мелодия может благотворно подействовать на человеческий организм. Рок-музыка, например, носит агрессивный, разрушительный характер, негативно сказывается на здоровье человека. Также доказано, что такого рода ритмы угнетающе воздействуют даже на рост трав, снижают нормальную лактацию у крупного рогатого скота. Влияние «черной» музыки, голого ритма на человеческую психику подобно воздействию алкоголя или наркотиков. Она растормаживает подкорковые центры и в буквальном смысле «будит зверя» в слушателе. Отсутствие мелодии, гармонии не могут принести ничего, кроме вреда [9]. По мнению психолога А.В.Толстых, «у рока, как и у любого иного явления зрелищной культуры, есть известное преимущество перед другими искусствами: он не требует специальной подготовки. Это своего рода ловушка, ибо отодвигаются на второй план, а то и парализуются фундаментальные особенности зрительного восприятия...» [5].

Для того чтобы определить, какая музыка вызывает творческий подъем, а какая, наоборот, «парализует» всякую деятельность человека, исследователи проделали следующий эксперимент. Группу студентов, которым предстояло пройти небольшой тест на пространственное мышление, разделили на две подгруппы-группы. Одной из них перед началом теста дали прослушать произведения Моцарта. Другим - кое-что из современного и модного репертуара. Студенты, слушавшие классику, справились с заданием гораздо лучше своих «оппонентов». Их успехи были выше на 62%! Секрет в том, что в музыке Моцарта большое количество звуков высокой частоты. Такие звуки вызывают сильный резонанс в коре

головного мозга, что улучшает память и стимулирует мышление [7].

Опыты народных целителей свидетельствуют об оздоравливающей силе музыкальных звуков. Так, пропевание звука а-а-а снимает стрессы, помогает в лечении сердечно-сосудистых заболеваний. С помощью длинного звука ш-ш-ш очищается печень, с-с-с - кишечник. Протяжный звук м-м-м гармонизирует органы, зрительный, слуховой и обонятельный аппарат, головной мозг, н-н-н -позвоночник. А еще лучше - петь народные песни с их прекрасным набором этих и других звуков [8]. Музыка способна вызвать объективные положительные изменения в центральной нервной системе и многих жизненно важных органах, оказывая антистрессовое и иммуномодули-рующее действие.

Для применения музыки как средства духовного, нравственного и физического оздоровления желательны не разрозненные использования в системном процессе, а единая система музыкально - эстетической организации деятельности учащихся. Ориентиром для определения возможностей использования музыки в системе школьных дисциплин является соотношение содержания музыкального искусства и учебного предмета. С этой точки зрения более близки к музыке гуманитарные дисциплины: литература, история, география, экология, эстетика, а также черчение, технология и другие.

Например, уроки экологии в музыкальном оформлении могут быть гораздо более яркими, насыщенными и запоминающимися. Огромное количество музыкальных творений посвящено природе. И именно природа явилась источником вдохновения для композиторов. Картины природы «звучат» в творчестве П.И.Чайковского (цикл «Времена года», симфония № 1 «Зимние грезы» и др.), Лядова (симфонические миниатюры «Лесное озеро», «Кикимора»),

М.И.Глинки (опера «Иван Сусанин», С.В.Рахманинова (кантата «Весна», ро-

манс «Сирень»), Ф.Мендельсона (кантата «Весна»), Э.Грига («Пер Гюнт») и многих других композиторов. В этих музыкальных творениях природа ощущается не в отдельных своих проявлениях, а как волнующий душу человека вечный процесс жизни. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха - все это проникает в их искусство.

При изучении экологии родного края можно использовать произведения татарских композиторов о природе (А.Ключарев - «Волжская симфония», Н.Жиганов - симфоническая поэма «Кыр-лай», М.Музаффаров - «Жилэк

жыйганда», М.Яруллин - «Детская сюита» из четырех музыкально - живописных картин: «Танец бабочек», «Ночной лес», «Светлая поляна», «Танец Шурале» и др.), татарские народные песни («Тан ат-канда», «Су буйлап», «Сандугач-кугэрчен» и др.)

Используя эмоциональные способы воздействия на ребенка с помощью музыки, несомненно, более доступно, углубленно, целостно и непринужденно может изучаться основной предмет. В итоге таких музыкальных уроков юные слушатели смогут воспринимать изучаемый школьный материал совершенно иначе. Эффективной и интересной интерактивной формой обучения можно назвать урок - концерт. Если музыкальный урок возможен как систематический, то урок - концерт - это заранее запланированное и тщательно подготовленное мероприятие. Велико его значение в воспитании творческой деятельности ребенка: активности, самостоятельности, изобретательности, оригинальности мышления. Развиваются такие качества, как интуиция, умение свободно оперировать знаниями, умение определить проблему и попытаться решить ее, умение ориентироваться в новых условиях. В содержание лекции - концерта входят:

а) выступление учащихся с интересным докладом по выбранной теме, при этом особо следует обратить внимание на

качество преподнесения изложения материала (хорошее знание текста, увлеченный эмоциональный рассказ, мимику, жестикуляцию и другие составляющие актерского мастерства); б) сольное и ансамблевое исполнение соответствующих тематике песен, по возможности артистичное и эмоциональное; в) танцевальные номера; г) конкурсы - викторины; д) слушание классической и народной музыки.

Использование выразительных

средств музыки в образовательном процессе направлено на развитие определенных способностей, на формирование личности ребенка, его физическое и психическое оздоровление. Создавая правильные условия для воспитания с использованием музыкальных средств, необходимо установить тесную взаимосвязь различных форм организации педагогической деятельности, таких, как:

1. Слушание-восприятие. Специально подобранный музыкальный материал предваряет и сопровождает изучение основного материала урока, подтверждая и заметно обогащая его.

2. Детское исполнительство. Поможет сделать урок ярким, насыщенным и эмоциональным. Дети активно участвуют в проведении музыкальных уроков, сами исполняют музыкальные произведения (инструментальные, вокальные) по теме урока.

3. Детское творчество. Благотворно влияет на содержание и проведение уроков. Дети сами предлагают и выбирают интересующую их тему урока и активно участвуют в его проведении: готовят материал, выбирают или сочиняют стихи и музыку.

Задача обогащения музыкальными впечатлениями решается путем приобщения к произведениям, доступным данному возрасту. Музыкальный репертуар необходимо составлять из инструментальных произведений и песен, отображающих жизнь ребенка, понятные ему явления. Для учащихся начальных клас-

сов нужно использовать музыку достаточно простой формы и фактуры с ярко выраженной мелодией. По мере взросления задачи по музыкальному восприятию постепенно усложнять и обогащать.

Ошибочно мнение о том, что дети и молодежь не любят классическую музыку. Они просто редко слышат и, соответственно, не знают ее. Очень интересна реакция детей, в особенности так называемых «трудных», на классическую музыку. В большинстве случаев аудитория просто замирает при первых же звуках «высокой» музыки. Случаи разочарования или полного неприятия классики практически отсутствуют. В глазах детей читается напряженная работа мысли. И со временем такое вдумчивое слушание музыки им все более нравится. Можно определить, что популярная музыка легко воспринимается потому что не требует от слушателя никакого умственного напряжения. Но отдых и расслабление от «легкой» музыки - мнимые, и сравнимы с расслабляющим действием табака, алкоголя и наркотиков. Постепенно и планомерно приобщая детей к классической музыке, можно воспитать потребность в ней и «высокая» музыка будет восприниматься как нечто совершенно естественное и необходимое.

Вся классическая и народная музыка в той или иной степени является целебной. Самой лечебной по праву считается музыка В.А.Моцарта, И.С.Баха, Л.В.Бетховена, П.И.Чайковского, Э.Грига, Ф.Шопена, И.Гайдна, А.Вивальди, Ф.Шуберта, К.Дебюсси, Н. Пахельбеля.

Все произведения этих и других композиторов-классиков, а также народные песни с успехом можно использовать в рамках реализации следующих программ:

- оздоровительная работа с детьми, лишенными родительской опеки;

- помощь ветеранам войны и труда;

- проведение мероприятий: «Защита репродуктивного здоровья и ценности семейного благополучия»;

- реализация цикла мероприятий «Искусство и творчество как источник духовно-нравственного здоровья личности»;

- реализация комплекса профессионально-ориентированных воспитательных мероприятий, стимулирующих активную позицию студентов по пропаганде ценностей здоровья среди учащихся общеобразовательных школ.

Значение использования музыкальных средств в образовательном процессе трудно переоценить. На музыку, как на особо сложный вид искусства опирались интуитивистские эстетические концепции. Рационализм (Лейбниц) определял музыку как скрытое арифметическое упражнение духа. По Шопенгауэру, музыка есть тайное метафизическое упражнение души, о котором она не может философствовать. Шпенглер, напротив, считал музыку высшей формой человеческого познания [10, с. 262]. Музыка появилась гораздо раньше всех суждений и изречений и ней. По мнению современного профессора искусствоведения Дины Кирнарской, «Homo Musikus, Человек Музыкальный, старше, чем Homo Sapiens, и умственные навыки человечества на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки с тем, чтобы потом отделиться от нее» [10, с. 436].

Сегодня во всем мире проводятся обширные исследования о влиянии музыки не только на педагогический процесс, но и на личность в целом. Изучение механизмов воздействия и результатов влияния «высокой» музыки на развитие человека укрепляет убеждение, что музыка должна стать неизменным спутником педагогики.

К сожалению, многогранные возможности использования музыки в образовательном процессе незаслуженно игнорируются по самым разным причинам. Та-

ким как: - недооценка воспитательных возможностей музыки; недостаток профессиональных музыкальных кадров; недостаточная информированность педагогов-предметников о возможностях и способах воспитания с использованием музыкальных средств; практическое отсутствие специальной методической литературы.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития - необходимые условия формирования личности. А качество жизни этой личности определяет, несомненно, здоровье. Введение здоровь-еформирующих компонентов в систему воспитания как в школах, так и вузах на современном этапе является осознанной необходимостью.

Литература:

1. Медицинская газета. 1995. 1 ноября

2. Ямбург Е.А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы II Народное образование: 2/2002, с. 98

3. Из истории музыкального просвещения: Хрестоматия I Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990., с. 55

4. Музыкотерапия в системе оздоровления больных с соматической патологией на курорте: Методич. Рекомендации./Сан.-курорт. учрежд. профсоюзов РТ, объединение «Та-тарстанкурорт», санаторий «Казанский»; Сост. А. В. Иванов, Ю.Е. Сахабутдинов, Г. З. Шарафиева. - Казань: Медицина, 2000. - 32 с.

5. Толстых А. В. Искусство понимать искусство: психологический коллаж. - М.: Педагогика, 1990 - 160 с.

6. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М.: Анти-дор, 1998. - 362 с.

7. Журнал «Лиза»: 30\2005, с. 5

8. Вестник ЗОЖ № 2 (303) 2006, с. 15

9. Вестник ЗОЖ № 5 (185), 2001, с. 10-11

10. Кирнарская Д. Музыкальные способности., М. - Таланты ХХ1 век, 2004.: 496 с. (с. 262)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.