Научная статья на тему 'Использование зарубежного опыта создания малых инновационных предприятий при вузах в российской Федерации'

Использование зарубежного опыта создания малых инновационных предприятий при вузах в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадаев М., Александрова С.

В статье рассматривается зарубежный опыт по созданию малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях, дается ряд рекомендаций по применению его в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование зарубежного опыта создания малых инновационных предприятий при вузах в российской Федерации»

М. БАДАЕВ,

преподаватель Института международного права и экономики

имени А.С. Грибоедова, С. АЛЕКСАНДРОВА, аспирантка МГТУ им. Н. Э. Баумана

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается зарубежный опыт по созданию малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях, дается ряд рекомендаций по применению его в Российской Федерации.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационный бизнес, малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях.

Малый инновационный бизнес представляет собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий.

Со свойственной малому бизнесу гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры именно он, в кооперации с крупными компаниями, позволяет активизировать инновационные процессы.

Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России в настоящее время варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме инновационной продукции составляет 0,7%.

Особое место в группе инновационных предприятий занимают малые инновационные предприятия, создаваемые на базе высших учебных заведений.

2 августа 2009 г. был принят закон №217-ФЗ, в рамках которого бюджетным вузам и НИИ разрешено учреждать инновационные компании. Данный закон, позволяя государственным учреждениям образования и науки учреждать малые инновационные предприятия, создает необходимые предпосылки для формирования «хребта» экономики знаний - инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно, ведь за высокотехнологичными предприятиями будущее российской инновационной экономики.

Материальные и интеллектуальные ресурсы вузов позволяют создать базу для реализации творческих способностей молодежи и преподавательского состава. Это поможет предотвратить отток российских ученых на Запад: ведь теперь все свои научные проекты и разработки они смогут воплощать на родине. По результатам мониторинга, проводимого Минобрнауки России, на начало 2011 г. зарегистрировано 917 хозяйственных субъектов, из них 889 создано в 176 вузах и 28 - в 23 НИИ. В них работает более 5 тыс. человек1.

В связи с тем, что создание малых инновационных предприятий при вузах для России процесс новый, большую ценность для нас представляет зарубежный опыт. Его

1 Об этом сообщалось в материалах к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации, которое прошло 17 мая 2011 г.

использование поможет хоть в какой-то мере избежать основных ошибок и трудностей, стоящих на пути развития малых инновационных фирм при вузах.

За рубежом малые инновационные предприятия при вузах успешно работают с середины прошлого века. Рассмотрим подробнее опыт таких стран, как Германия, Швеция и США, где этот процесс идет наиболее успешно.

Успехи Германии в области стимулирования инновационной деятельности заслуживают самого пристального изучения и внедрения, тем более что наши многочисленные партнеры в этой стране открыто идут на контакт, позволяя получать самую подробную информацию. Вузы России обладают значительным научным потенциалом, и тем больший интерес для нас может представлять анализ существующих в Германии структур, нацеленных на поддержку инновационных предприятий, создаваемых при вузах и НИИ.

Германия — один из мировых лидеров по доле расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Кроме того, страна обладает огромным опытом в организации поддержки инновационной деятельности. Результат этой работы — высокая конкурентоспособность продукции немецких компаний на мировых рынках машиностроения, электротехники, в области медицины, химии и в других наукоемких отраслях.

Исследователи, работающие в университетах Германии, получают всю необходимую поддержку по патентно-правовым вопросам, в составлении бизнес-планов и поиске инвесторов. Для того чтобы стимулировать продвижение новаторских идей и создание инновационных предприятий на базе проводимой научно-исследовательской деятельности, коллективам, работающим в этой сфере, оказывают все необходимые услуги по экспертизе, помогают установить контакты с организациями и предприятиями-партнерами, предоставляют недостающую для работы инфраструктуру.

Кроме того, вузы Германии создают и собственные центры поддержки малого предпринимательства. Четыре крупные немецкие научно-исследовательские организации — Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Лейбница и Общество им. Гельмгольца — располагают соответствующими подразделениями, которые поддерживают ученых в области внедрения научных результатов. Оказываемые услуги включают консультирование и содействие в создании инновационного предприятия, подготовку бизнес-плана, финансирование, а также промышленное внедрение изобретений.

В Германии существует 23 патентных агентства, оказывающих помощь изобретателям в деле представления ими патентных заявок и успешной реализации их идей. Образовательным и научным учреждениям доступны средства для обеспечения правовой защиты и реализации результатов научных исследований со стороны патентных агентств. Сами же агентства финансируются преимущественно из средств земельных правительств и получают поддержку в рамках осуществляемой Федеральным министерством экономики и технологий программы для высшей школы SIGNO Hochschule.

Действующие в настоящее время в Германии около 300 технологических инновационных центров оказывают поддержку начинающим предпринимателям, ориентированным на создание технологических инновационных фирм при научных и образовательных учреждениях. Приветствуются работы в области информационнокоммуникационных, оптических и лазерных технологий, материаловедения, биотехнологии и медицинской техники, а также энергосберегающих технологий и охраны окружающей среды. Инновационным предприятиям, созданным при бюджетных научных организациях, поддержка оказывается со стороны правительства Германии.

К важнейшим инструментам, используемым при оказании консультационной помощи и поддержке инновационных проектов, можно отнести программы поддержки создания инновационных предприятий (в первую очередь программу EXIST), а также деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в сфере высоких технологий — High-Tech Grunderfonds — и стартового фонда ERP-Startfonds. Эти фонды с самого начала сконцентрированы на наукоемком научно-исследовательском секторе с целью оказания особой поддержки молодым инновационным предприятиям.

Программа Минэкономики Германии «SIGNO - защита прав интеллектуальной собственности в промышленности» оказывает содействие в сфере передачи технологий путем эффективного использования интеллектуальной собственности. Она оказывает поддержку вузам, малым и средним предприятиям, изобретателям в вопросах правовой защиты и хозяйственного использования их новаторских идей. Общий объем средств, выделенных на эти цели, составляет 16 млн. евро. Целью еще одной программы «SIGNO -предприятие» является повышение инновационной активности малых и средних предприятий, распространение знаний о правовой охране результатов умственного труда в экономике и научно-технической информации, а также форсирование хозяйственного использования изобретений.

Инновационные компании могут обратиться за поддержкой в фонд HTGF, который создан для учредителей предприятий, работающих в сфере высоких технологий. Фонд инвестирует венчурный капитал в молодые перспективные предприятия, которые планируют выпуск высокотехнологичной продукции, предоставляя паевой капитал до 1 млн. евро для одного предприятия, а также обеспечивает необходимое сопровождение и поддержку менеджмента. Фонд был создан Федеральным министерством экономики и технологий Германии совместно с банковской группой KfW2.

Первое место, куда можно обратиться с запросом, касающимся содействия развитию научных исследований и инновационной деятельности, является Федеральная информационно-консультационная служба по вопросам поддержки научных исследований и инноваций. Она информирует потенциальных заявителей о структуре научных исследований на федеральном уровне, о программах поддержки и о том, куда и к кому надо обращаться по соответствующему вопросу, а также о существующих основных направлениях и инициативах в оказании такой поддержки. Однако самыми важными внешними спонсорами создаваемых инновационных предприятий в Германии считаются бизнес-ангелы, выступающие посредниками в установлении контактов с партнерами, заказчиками, поставщиками и спонсорами, предоставляющие ценные сведения о рынке. К настоящему времени в Германии существует более 40 сетей бизнес-ангелов, большинство из которых являются членами созданной в 1998 г. Сети бизнес-ангелов Германии (Business Angels Netzwerks Deutschland e.V. [BAND]).

По поручению Федерального министерства образования и научных исследований и других выступающих в роли заказчиков бюджетных организаций координаторы проектов (такие, как Технологический центр Союза немецких инженеров (ТЦ СНИ) и фирма «Юлих» (Julich)) также оказывают поддержку в области реализации научноисследовательских и опытно-конструкторских работ. Их задача — способствовать внедрению последних достижений фундаментальных и прикладных наук в новую техническую продукцию, технологии и прикладные программы, осуществлять экспертную, консультационную и административную деятельность.

2 Kreditanstalt für Wiederaufbau — немецкий государственный банк, в котором федеральному правительству Германии принадлежит 80 % акций, федеральным землям Германии — 20 %. Сооснователь банка — Отто Шнивинд (нем.).

Германия и Россия являются важными партнерами в кооперации в сфере образования и науки. Использование в России опыта, накопленного инновационными и научноисследовательскими предприятиями Германии, обеспечит не только создание новой наукоемкой продукции, но также будет способствовать укреплению двустороннего сотрудничества между нашими странами.

Очень любопытен также и опыт шведов. В Швеции муниципалитет на выделенные денежные средства строит рядом с университетом отдельное здание и передает его вузу для развития малого предпринимательства. На первом этаже располагается так называемый центр трансфер-технологий, где находятся юристы, маркетологи. Они помогают начинающим организациям составить бизнес-проект, определить продукт, востребованный на рынке. По статистике из каждых трех заявленных проектов только один доходит до реализации. На следующем этапе предприниматели получают в помощь консультантов, работу которых оплачивает Министерство образования и науки. Эти люди на протяжении длительного времени помогают малому предприятию. Из тех предприятий, что начали работать, прибыльным становится только одно из четырех. И это считается хорошим результатом.

Интересен порядок взаимодействия высших учебных заведений и бизнеса. Швеции удалось реализовать достаточно удачную модель, сочетающую свободу вузов в коммерциализации созданных ими результатов интеллектуальной деятельности с инструментами, направленными на получение как государством, так и обществом в целом отдачи от созданных разработок. Согласно Закону "О высшем образовании” вузы обязаны взаимодействовать с обществом и предоставлять информацию о своей деятельности в форме отчета Агентству по высшему образованию. С 1996 г. вузы в Швеции получили право на ведение инновационной деятельности. Формы сотрудничества вузов и бизнеса могут быть различными:

- создание в вузах специальных подразделений, занимающихся коммерциализацией исследовательских результатов;

- учреждение специальных консалтинговых организаций и форумов по сотрудничеству с внешними участниками рынка;

- создание специализированных подразделений, консультирующих по экономическим и юридическим вопросам, например курсов по вопросам составления договоров для студентов и профессоров;

- создание холдинговых компаний.

На последней из указанных форм стоит остановиться подробнее. Холдинговая система как форма сотрудничества вуза и бизнеса была предложена правительством Швеции в законопроекте «Исследования для знаний и будущего». Основные задачи холдинговых фирм включают в себя владение, распоряжение и управление акциями компаний, цель которых состоит в том, чтобы способствовать коммерческому распространению результатов исследовательской деятельности при соответствующем вузе. Правительством было учреждено 14 холдинговых фирм при вузах. Важно заметить, что государство в Швеции считает нецелесообразным активно вмешиваться в коммерческую деятельность вузов и сознательно ограничивает свое влияние на них: в 1998 г. акции этих фирм, принадлежащие государству, были переданы в управление тех вузов, при которых они находились.

Важную роль в налаживании контактов между вузами и бизнесом стали играть появившиеся в середине 1990-х гг. фирмы, цель деятельности которых - распространение запатентованных технологий, созданных в результате исследовательской деятельности вузов. Подобные фирмы могут принадлежать совместно вузам и местным

муниципалитетам или региональным властям. Обычно такие фирмы предоставляют консультации, касающиеся вопросов патентования изобретения и договоров, а также проводят экспертизу результата исследований на предмет коммерческого потенциала. В случае если результат представляет коммерческую выгоду, их задача шире - им нужно найти клиентов или другим способом помочь в реализации результата в сотрудничестве с изобретателем. При этом все финансовые затраты и риски такие организации берут на себя, а доходы от реализации проекта распределяются между ними и изобретателями согласно заключенному контракту.

Еще одна форма сотрудничества бизнеса, государства и университетов в Швеции -центры экспертизы, которые выступают связующим звеном в рамках сотрудничества нескольких исследовательских групп из университета и нескольких партнеров из сферы индустрии. Основная задача центра экспертизы - способствовать проведению проблемно ориентированных междисциплинарных исследований, а также преобразованию новых знаний и компетенций в новые продукты, процессы и услуги.

В 1998 г. правительством Швеции была разработана специальная программа для поддержки передачи инновационных технологий компаниям малого бизнеса (TUFF). Она нацелена на создание ряда мероприятий, которые бы облегчили доступ малых предприятий к инновационным технологиям. Основной акцент делается на создании специальных организаций - технологических брокеров. В рамках программы проводится обучение и сертификация брокеров, создание специальной информационной сети.

Принцип функционирования малых инновационных предприятий при вузах в США представляет собой триаду: от фундаментальных вузовских знаний через национальные лаборатории к коммерциализации технологий. На практике это выглядит так: при ведущих университетах основаны крупные национальные лаборатории, а вокруг них работает так называемый пояс малых и средних предприятий.

Также в США популярны технопарки. В Европе и Японии они стали появляться в 70-х гг. К тому моменту СССР также включился в этот процесс. На сегодня в стране существует около 60 технопарков и немало бизнес-инкубаторов. Их модель была заимствована на Западе, с одним отличием, сохранившимся до сих пор: 50% расходов на исследования и разработки в России финансируются государством. Ни в одной другой стране такого нет: в США государство оплачивает менее 10% разработок, в Японии лишь 2%.

Как известно, эффективность государственного финансирования НИОКР гораздо ниже, чем частными компаниями. Доказывается это легко: согласно глобальному инновационному рейтингу 2008 - 2009 гг., составленному INSEAD, по объему расходов на инновации Россия находится на 25-ом месте из 130. А по уровню инновационности экономики - только 68-е место. За границей система финансирования инновационных разработок включает в себя прежде всего негосударственные фонды, как в Великобритании, или специальные гранты (США). Бизнес в Штатах является реальным заказчиком инноваций, на его долю приходится 60% финансирования вузовской науки. Для поддержки таких корпораций, занимающихся НИОКР, предусмотрен ряд всевозможных льгот и прав: от безвозмездного использования промышленного

оборудования и научных лабораторий, принадлежащих государству, до налоговой скидки на прибыль, безвозмездной аренды государственной земли и льгот на переподготовку специалистов за рубежом.

Обобщив опыт передовых зарубежных стран, нам хотелось бы предложить следующих комплекс мероприятий, способствующих развитию малых инновационных предприятий при вузах в Российской Федерации, а именно:

- создать, по примеру Германии, специальные центры, оказывающие бесплатные консультационные и юридические услуги, а также предоставляющие недостающую для работы инфраструктуру вновь создаваемым малым фирмам при вузах, которые располагались бы непосредственно на территории университета. Это позволило бы сэкономить время и финансы малых инновационных предприятий;

- проводить агитационную работу и разъяснительные консультации со студентами, аспирантами, молодыми учеными, которые способствовали бы привлечению молодежи к созданию малых инновационных фирм при вузах;

- рассмотреть возможность выделения в аренду специальных отдельных зданий под малые инновационные предприятия с льготной арендной платой и возможностью долгосрочной аренды;

- формировать, по опыту Швеции, центры экспертизы на базе вузов, которые занимались бы исследованием эффективности и востребованности предлагаемых для внедрения инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.