Научная статья на тему 'Стратегии трансфера технологий в химической промышленности Германии'

Стратегии трансфера технологий в химической промышленности Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY TRANSFER / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРМАНИИ / NATIONAL STRATEGY IN GERMANY / ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГЕРМАНИИ / CHEMICAL INDUSTRY / ОРИЕНТАЦИЯ НА ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ORIENTATION TOWARDS HIGH TECHNOLOGY / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / КОММЕРЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ПЕРЕДАЧЕ ТЕХНОЛОГИЙ / COMMERCIAL AGREEMENTS ON TECHNOLOGY TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурганова Л.А.

В статье анализируются стратегии трансфера технологий в химической промышленности Германии, в числе которых ориентация на высокие технологии, кластерная политика, коммерческие соглашения о передаче технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the strategies of technology transfer in the Germany chemical industry: orientation on high technology, cluster policy, commercial technology transfer agreements.

Текст научной работы на тему «Стратегии трансфера технологий в химической промышленности Германии»

УДК 330.341

Л. А. Бурганова

СТРАТЕГИИ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В ХИМИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГЕРМАНИИ

Ключевые слова: трансфер технологий, национальная стратегия инновационной деятельности в Германии, химическая промышленность Германии, ориентация на высокие технологии, кластерная политика, коммерческие соглашения о передаче

технологий.

В статье анализируются стратегии трансфера технологий в химической промышленности Германии, в числе которых ориентация на высокие технологии, кластерная политика, коммерческие соглашения о передаче технологий.

Keywords: Technology transfer, National strategy in Germany, chemical industry, Orientation towards high technology, Cluster policy,

Commercial agreements on technology transfer.

This article analyzes the strategies of technology transfer in the Germany chemical industry: orientation on high technology, cluster policy, commercial technology transfer agreements.

Ведущим субъектом инновационной деятельности в Германии является государство, осуществляющее курс на поддержку высокотехнологичных проектов, на базе которых достигается высокий в международном масштабе уровень производительности труда от научно-исследовательских работ в выбранных областях При этом правительством реализуются различные стратегии трансфера технологий в сфере химической промышленности, среди которых отметим, прежде всего, такие, как ориентация на высокие технологии, кластерная политика, коммерческие соглашения о передаче технологий.

Следует отметить важность осуществляемой правительством ФРГ единой национальной стратегии усовершенствования инновационной деятельности, предусматривающей выделение трех процентов от валового внутреннего продукта на инвестиции в исследования и разработки. В Германии осуществляется целенаправленное финансирование научно-исследовательского пространства - от кратко- и среднесрочных научно-исследовательских работ до средне- и долгосрочных исследований [1].

Внутри федерального правительства полномочия по проведению инновационной политики распределены главным образом между федеральным Министерством образования, науки, исследований и технологии (БМБР) и федеральным Министерством экономики и технологии (БМ"^). Оба эти министерства разрабатывают механизмы прямой (финансирование исследований и инноваций, специальные программы для срочных проектов, имеющих особое значение или требующих более быстрой реализации) и косвенной (налоговые льготы т.п.) поддержки инновационной активности фирм. БМБР, в основном, финансирует НИОКР по различным специализированным программам поддержки, а также инновационные проекты в университетах, обмен технологий, выделяя гранты на реализацию совместных проектов бизнес-организаций и общественных исследовательских центров, беря на себя около 50% расходов на их осуществление. БМ"" специализируется на поддержке малого и среднего бизнеса [2]..

Каждое предприятие может обратиться за помощью в любое время и добиться получения низкопроцентной ссуды, рефинансирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Этим занимается государственный банк (KfW). Ссуды и венчурный капитал распределяются среди предприятий через его местные филиалы. Среди механизмов, используемых при оказании консультационной помощи и поддержки инновационных проектов, отметим программы поддержки создания инновационных предприятий (в первую очередь программу EXIST), а также деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в сфере высоких технологий (High-Tech Grunderfonds) и стартового фонда (ERP-Startfonds). Фонд содействия развитию малых форм предприятий в сфере высоких технологий был создан Федеральным министерством экономики и технологий Германии совместно с банковской группой KfW для инвестиций венчурного капитала в молодые перспективные предприятия. Он предоставляет паевой капитал до 1 млн евро для одного предприятия, обеспечивая необходимое сопровождение и поддержку менеджмента.

Министерство экономики и технологий Германии осуществляет реализацию ряда программ с целью содействия передачи технологий. Это, прежде всего, программа «SIGNO - защита прав интеллектуальной собственности в промышленности», которая оказывает поддержку вузам, малым и средним предприятиям, изобретателям в вопросах правовой защиты и хозяйственного использования их новаторских идей. Общий объем средств, выделенных на эти цели, составляет 16 млн евро. Для высшей школы министерством экономики и технологий разработана программа SIGNO Hochschule, предусматривающая финансирование патентных агентств (всего в Германии функционирует 23 таких агентств), оказывающих помощь изобретателям в деле представления ими патентных заявок и успешной реализации их идей.

Целью еще одной программы «SIGNO -предприятие» является повышение инновационной активности малых и средних предприятий, распро-

странение знаний о правовой охране результатов умственного труда в экономике и научно-технической информации, а также форсирование хозяйственного использования изобретений.

По поручению Федерального министерства образования и научных исследований и других, выступающих в роли заказчиков бюджетных организаций, координаторы проектов, таких как Технологический центр Союза немецких инженеров (ТЦ СНИ) и фирма «Юлих» (Julich), также оказывают поддержку в области реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Их задача - способствовать внедрению последних достижений фундаментальных и прикладных наук в новую техническую продукцию, технологии и прикладные программы, осуществлять экспертную, консультационную и административную деятельность. Важным институтом, оказывающим содействие развитию научных исследований и инновационной деятельности, является Федеральная информационно-консультационная служба по вопросам поддержки научных исследований и инноваций. Она информирует потенциальных заявителей о структуре научных исследований на федеральном уровне, о программах поддержки и о том, куда и к кому надо обращаться по соответствующему вопросу, а также о существующих основных направлениях и инициативах в оказании такой поддержки.

Правительство Германии фокусируется на программах поддержки малого и среднего бизнеса, оказании консультативной помощи при образовании новых фирм, выделении ссуд и венчурного финансирования [3]. Повышенное внимание к малым и средним предприятиям со стороны правительства объясняется не только их мобильностью, способностью более оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, но и соображениями социальной политики. В этом секторе экономики занято почти 60% всех работающих, причем большинство из них непосредственно связаны с высокими технологиями. В отличие от крупных фирм, которые концентрируют свои усилия в традиционных отраслях (машиностроение, автомобилестроение, химическая промышленность), малый и средний бизнес склонны продвигать «технологии будущего» ("cutting-edge technologies") [4]. По данным BMBF, около трети германских малых и средних предприятий осуществляют НИОКР на постоянной основе, и именно с малым бизнесом связываются надежды на динамичное развитие инновационной экономики.

Это обстоятельство подталкивает правительство вводить всё новые и новые изменения в налоговое законодательство, поощряющие деятельность таких фирм. В результате налоговой реформы 1998-2005 гг. была сокращена налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса за счёт значительного уменьшения ставок подоходного налога, который уплачивают большинство предприятий малого и среднего бизнеса (сокращение минимального размера с 25% до 15%, а максимального с 53% до 42%). Произошло также снижение подлежащей уплате суммы промыслового налога в результате изменений в порядке его начисления. В рамках реформы

налогообложения 2008г. ещё больше снизилась налоговая нагрузка на малый и средний бизнес; были улучшены условия накопительной амортизации (Ansparabschreibungen), введены дополнительные льготы при взимании промыслового налога, а также введена пониженная ставка налога на не распределяемую, т.е. оставляемую на предприятии, прибыль [5].

В 2004 году федеральным правительством Германии был разработан документ, получивший название «Инновационный план», который усовершенствовал общие условия старта малых и средних инновационных предприятий, обеспечив облегченный доступ к капиталу рискованного предприятия и новые модели сотрудничества между открытым исследованием и малыми и средними предприятиями.

Совместно с Европейским инвестиционным фондом федеральным правительством создан фонд для капиталовложений в сумме 500 млн. евро, кото -рые предназначены для инновационных идей молодых высокотехнологичных предприятий. В течение последующих 5 лет фонд для этих предприятий должен быть увеличен (вместе с частными средствами) до 1,7 млрд. евро. При этом в инновационной программе правительства именно новые земли получают более высокий приоритет.

Характеризуя стратегию стимулирования кластеров и технологий по созданию сетей трансфера, отметим, что она нацелена на совершенствование обмена инновационными технологиями между производством и наукой, продвижение новых технологических продуктов на рынке. Сегодня это важнейший механизм инновационной политики Германии в целом. Правительство Германии уделяет этому направлению большое внимание; им были инициированы ряд проектов, направленных на создание сетей трансфера, с помощью которых был усовершенствован информационный обмен между потенциальными инвесторами или партнерами.

Сети и кластеры формируются по темам исследования и конкретным областям применения инноваций; для их стимулирования разработан механизм государственного финансирования в виде предоставления субсидий на стартовый капитал, оказывается поддержка для реализации исследовательских проектов. Ярким примером координации научно-исследовательских организаций и промышленности в области разработки и производства нанокерамиче-ских изделий является созданная в 2000г. информационная сеть NanoMat. На федеральном уровне эта сеть объединяет три исследовательских центра (в г. Карлсруэ, Юлих и Геештат), 10 университетов (г. Дармштадт, Бремен, Дуйсбург, Эссен, Карлсруэ, Констанц, Штутгарт, Ульм и земли Саар), Аахен-скую высшую техническую школу, институт исследования металлов имени Макса Планка, три научно-исследовательских центра Общества Фраунхофера, институт исследования твердых тел и материалов и четыре крупных химических предприятия ("Degussa AG", "Merck KGAa", "Robert Bosch Gmbh & Co"). Она предназначена для скорейшей реализации на практике научных разработок и призвана исключить дублирование при проведении исследовательских

работ по проектам синтеза и изучения металлических и керамических наноматериалов. Проект финансируется Европейской комиссией в рамках поддержки экономической и технологической разведки.

Министерство Образования и науки ФРГ вместе с Федеральным Министерством экономики и Технологии оказывают поддержку высокопроизводительным сетям посредством организаций конкурсов и реализации различных программ, среди которых особое место занимала так называемая Инициатива «Компетенция сетей Германии» ("Kompetenznetze Deutschland"), срок действия которой завершился в апреле 2012г. и на базе которой было много сделано для обмена информацией между потенциальными инвесторами или партнерами. «Компетенция сетей Германии» объединяла наиболее успешные инновационные кластеры страны -100 сетей, структурированных по 9 тематическим группам и расположенных в 8 регионах Германии, много сделав для обмена информацией между потенциальными инвесторами или партнерами. Члены «Компетенция сетей Германии» осуществляли широкий спектр научных направлений - биотехнология, здравоохранение и медицина, транспорт, конст -рукционные материалы, химия, машиностроение, авиация и космонавтика, энергетика и окружающая среда, информация и коммуникации, микро-нано-и оптоэлектронные технологии. В рамках Инициативы были реализованы многочисленные совместные исследования научных центров и промышленных предприятий [6].

Правительство Германии придает большое значение реализации такой стратегии трансфера технологий в химической промышленности, как заключение коммерческих соглашений о передаче технологий. Учитывая, что такие соглашения могут выступать не только позитивным фактором, но и угрожать экономической эффективности в случае сговора конкурентов о дележе рынков между собой или иных творимых ими препятствий по подключению инновационных технологий к рынку, правительство приняло ряд законов и постановлений о создании сетей, работающих на такие технологии. Тем самым обеспечивается баланс между защитой конкуренции и защитой прав интеллектуальной собственности.

Деятельность таких сетей финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Одной из таких сетей является созданная в 1998 году Сеть бизнес-ангелов Германии (Business Angels Netzwerks Deutschland e.V), которая сегодня насчитывается более 40 аналогичных, и которая играет важную роль посредника в передаче технологий, установлении контактов с партнерами, заказчиками, поставщиками и спонсорами.

Важно подчеркнуть, что в Германии отсутствует централизованный механизм организации и контроля научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, координирующий проведение научных исследований и определяющий приоритетные направления. Законодательство Германии предусматривает ограниченное влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что расширяет возможности и стимулы различных субъектов инновационной деятельности, прежде всего университетов и исследовательских центров, поощряет их к поиску различных подходов по решению тех или иных вопросов.

Литература

1. Гатина Л.И., Натапова Н.В. Трансфер технологий в промышленности по переработке углеводородного сырья (опыт Германии), Вестник Казанского технологического университета, 15, 5, 215-216 ( 2012).

2. Бурганова Л.А. Организационно-управленческий механизм трансфера технологий в химической промышленности Германии //Вестник Казанского технологического ун-та, 16, 9, 303-306 (2013).

3. Burganova L.A., Mißler-Behr M The infrasrtucture of the technology transfer in the chemical industry of Germany Вестник Казанского технологического ун-та, 16, 6, 261-264 (2013).

4. Национальная инновационная система Германии// http://www.up-

pro.ru/library/innovations/national_innovative_organizatio ns/nacyonalnaja-inn.html

5. Абрамова С.В. Налоговое стимулирование инновационного развития Германии: Автореф. дисс. канд.экон. наук по специальности 08.00.14 - Мировая экономика. Ин-т Европы РАН, Москва, 2008.

6. http://www.kompetenznetze.de/?set_language=en

© Л. А. Бурганова - доктор социологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, labourg@yandex.ru.

© L. Burganova - Dr of Sociology, Prof., Dept. of Public Administration and Sociology of KNRTU, labourg@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.